Краткая биография брехт - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография брехт

Биография Брехт в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография брехт

Бертольт Брехт

немецкий драматург и поэт

Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр».

Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет. Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.

Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу — «Барабаны в ночи», которая была поставлена в одном из мюнхенских театров.

В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он

встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали «Пролетарский театр». Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров.

Первым таким опытом стала его «Трехгрошовая опера» (1928) по книге английского писателя Джона Гея «Опера нищих». В основе ее сюжета — история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок.

Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне», где была поставлена вторая его пьеса — «Мать» по роману М.Горького. Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны.

Следующая пьеса Брехта — «Приключения бравого солдата Швейка» (инсценировка романа Я. Гашека) — привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью. Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти.

В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети».

Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.

Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи», в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов.

С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США. Туда он привозит несколько новых пьес — Жизнь Галилея» (премьера состоялась в 1941 году), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «добрый человек из Сезуана». В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов. Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.

Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия. Активно используются зонги — песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля.

Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю. Любимов поставил одну из пьес Брехта — «добрый человек из Сезуана», которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра.

После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг». Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч. Чаплина «Великий диктатор». Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин.

В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра «Берлинер ансамбль». Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов. На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы — дилогии из пьесы Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», пьес Г. Гауптмана «Бобровая шуба» и «Красный петух». В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер.

Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж. Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов.

Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.

Вместе со своим театром Брехт объехал множество стран мира, в том числе и СССР. В 1954 году он был награжден Ленинской премией мира.

Родился Бертольд Брехт в немецком городе Аугсбурге 10 февраля 1898 года в семье домовладельца, управляющего фабрики. В 1917 году, закончив аугсбургскую гимназию, Брехт по настоянию семьи поступил в Мюнхенский университет на медицинский факультет. В 1918 году его призвали на службу в армию. В годы службы написаны его первые произведения, такие как стихотворение «Легенда о мертвом солдате», пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». В 1920-х годах Берхольд Брехт жил в Мюнхене и Берлине. В эти годы он писал прозу, лирические стихи и различные статьи об искусстве. Исполняя под гитару собственные песни, выступая в небольшом мюнхенском театре-варьете.

Бертольд Брехт считается одним из ведущих деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он считался талантливым драматургом, постановки пьес которого до сих пор проходят на сценах различных театров мира. Кроме того, Бертольд Брехт считается создателем нового направления под названием «эпитический театр», главной задачей которого Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Особенность драматургии Брехта заключалась в нетрадиционной организации театральных постановок. Он отказался от ярких декораций, заменив их простым белым задником, на фоне которого просматривалось несколько выразительных деталей, обозначающих место действия. С актерами своего театра Брехт посетил множество стран, в том числе и СССР. В 1954 году Бертольда Брехта наградили Ленинской премией мира.

В 1933 году, при наступлении фашистской диктатуры, Брехт вместе с супругой, известной актрисой Еленой Вейгель и их маленьким сыном покинул Германию. Сначала семья Брехтов оказалась в Скандинавии, затем в Швейцарии. Спустя несколько месяцев после эмиграции Бертольда Брехта, в Германии стали сжигать его книги, а писателя лишили гражданства. В 1941 году Брекхем поселился в Калифорнии. За годы эмиграции (1933-1948) были написаны лучшие пьесы драматурга.

Вернулся на Родину Бертольд Брехт только в 1948 году, поселившись в Восточном Берлине. Творчество Брехта имело большой успех и огромное влияние на развитие театра 20 века. Его пьесы шли во всем мире. Скончался Бертольд Брехт в Берлине 14 августа 1956 года.

Краткая биография брехт

Краткая биография Бертольда Брехта (10 февраля 1898 — 14 августа 1956).

Бертольд Брехт — немецкий писатель, драматург, видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр». Родился в Аугсбурге 10 февраля 1898 г.; его отец был директором бумажной фабрики. Во время учебы в городской реальной гимназии (1908-1917) начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915). Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.

Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрел профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 г. стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию. По состоянию здоровья службу он нес не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.

Возможно, биография Брехта могла бы быть совсем другой, если бы не его знакомство в 1919 г. с Фейхтвангером, известным писателем, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г.

Мир театра становится еще ближе для Брехта после окончания в 1924 г. университета и переезда в Берлин, где он свел знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр». Совместно с известным режиссером Эрвином Пискатором в 1925 г. им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов. Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея. Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку Брехту были близки идеи социализма.

Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства. Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США. Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы — «Мамаша Кураж и ее дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком.

После окончания войны ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию — единственную страну, выдавшую ему визу. Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии. В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Читайте также  Краткая биография роб-грийе

Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов. Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937, 1956). В 1950 г. состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г.

избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г. он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира. Сердечный приступ прервал жизнь драматурга, ставшего классиком, 14 августа 1956 года.

Бертольд Брехт — краткая биография

Полное имя: Ойген Бертхольд Фридрих Брехт
Дата рождения: 10.02.1898
Место рождения: Аугсбург, Германия
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Писатель, поэт, драматург, прозаик, теоретик искусства
Дата смерти: 14.08.1956 (58 лет)

Детство и юношеские годы

Родился в Аугсбурге в 1898 году. Глава семейства — Бертольд Фридрих Брехт, был директором бумажной фабрики. Мать — София Брецинг, вышла из семьи начальника железнодорожной станции.

Состоятельные родители отправили учиться сына в народную школу францисканского монашеского ордена, окончив которую он поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.

Взрослея, мальчик все сильнее проникался неприязнью к мещанскому укладу. Конфликтные взаимоотношения с родными вскоре переросли в настоящий бунт. Охватившая его буря чувств нашла выход в поэтическом творчестве. Вдохновляемый идеями Франка Ведекинда, юноша начинает публиковаться в местных журналах (1913-1914).

В 1917 году, по настоянию отца, Брехт поступает в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучает медицину и естествознание. Спустя год становится санитаром в военном госпитале, в стенах которого создает первое резонансное стихотворение — «Легенда о мертвом солдате».

В ноябре 1918 становится участником революционных событий в Германии. Несмотря на отсутствие политических убеждений, был замечен на траурном митинге памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Рискнул предоставить убежище спартакисту Георгу Прему. Параллельно занимался литературной деятельностью. На свет появились пьесы — «Ваал» и «Барабаны в ночи». Последняя была отмечена Премией им. Г. Клейста.

Демобилизовавшись, возобновил учебу в университете, став студентом философского факультета. В 1921-м был исключен.

Бертольд Брехт в молодости

Творческий путь

  • В 1922 году на подмостках мюнхенского «Каммершпиле» была поставлена пьеса «Барабаны в ночи». Влиятельный берлинский критик Герберт Иеринг высоко оценил талант молодого литератора, в особенности подчеркнув его драматургические способности.
  • В 1923 году Бертольд пытается освоить кинопроизводство. Его помощниками стали режиссер Эрих Энгель и комик Карл Валентин. Готовую короткометражную ленту «Мистерии одной парикмахерской» зрители увидели лишь несколько десятилетий спустя.
  • В 1924 году Брехт переехал в Берлин, где познакомился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором. Спустя год товарищи создали «Пролетарский театр». Ввиду отсутствия финансового подспорья, пьесы для постановок молодой человек писал самостоятельно, либо переделывал известные литературные произведения. Так, публике были представлены инсценировки «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека и «Трехгрошевая опера», сюжет которой был заимствован из книги «Опера нищих» Джона Гея.
  • В 1925-м немецкий драматург был принят в круг литераторов, образовавших «Группу-1925». Заключив договор с одним из столичных издательств, ему удалось обеспечить себя прожиточным минимумом на несколько лет. Без стеснения брался за написание рекламных текстов.
  • В 1926-1930 годы Брехт занимался изучением классиков марксизма. Сблизившись с коммунистами, он призывал социал-демократов к созданию «единого красного фронта» с коммунистической партией, подкрепляя свои убеждения стихотворением «Когда фашизм набирал силу».
  • В 1932-1938 годы, обнаружив свою фамилию в списке «немцев с подмоченной репутацией», Бертольд Брехт без промедления отправился в Австрию, а затем — в Данию. Здесь он создал ряд культовых произведений: «Мамаша Кураж», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Жизнь Галилея» и «Винтовки Тересы Каррар». Также, на эту пору пришлась разработка концепции «эпического театра».
  • Добиваясь американской визы, в 1939 году театральный деятель переезжает в Швецию. Уже через год его прибежищем становится Финляндия, где он пишет антигитлеровский памфлет «Карьера Артуро Уи».
  • Наконец оказавшись в Лос-Анджелесе (1941), мастер драматургического жанра взялся за создание пьес «Швейк во Второй мировой войне» и «Сны Симоны Машар». Осуществить их постановку на американской земле так и не удалось.
  • В 1947-м на сцене небольшого «Коронет театра» лос-анджельская публика увидела «американскую» трактовку «Жизни Галилея». Представленный в стиле «эпического театра» спектакль, по словам Чарли Чаплина, показался слишком малотеатральным.
  • Возвращение на родину произошло в 1948 году. Оказавшись в ГДР, Бертольд Брехт вступил на должность руководителя и главного режиссера театра «Берлинер ансамбль». Неограниченный в возможностях, безудержный экспериментатор поспешил удивить публику не только собственными драматургическими трудами, но и инсценировками крупнейших произведений мировой литературы.
  • В 1950 году его персону выбрали действительным членом, а позже вице-президентом Академии искусств ГДР.
  • В 1951 деятельность театрального режиссера была отмечена Национальной премией первой степени.
  • На этом официальные почести не закончились. В 1954-м Брехт получает Международную Сталинскую премию. Этим годом датируется его последняя пьеса — «Турандот».

Б. Брехт и М. Векверт (1945 г.)

  • В 1955-м биография талантливого немца могла бы пополниться очередным масштабным произведением. Но этого так и не произошло. Из-за болезни Брехт был вынужден прервать свою творческую деятельность. «Жизнь Эйнштейна» так и осталась в набросках.
  • В 1956 году крупнейший деятель европейского театра пережил инфаркт миокарда, не подозревая этого. Усиливавшуюся слабость он объяснял усталостью. На прогонах спектакля «Кавказский меловой круг», его состояние стало резко ухудшаться. 14 августа 1956 года Бертольда Брехта не стало. Захоронен на Доротеенштадтском кладбище.

Личная жизнь

Первой супругой немецкого драматурга стала актриса Марианна Цофф. Женщина была старше мужа на 5 лет. В 1923 году у пары родилась дочь — Ханна, тоже посвятившая жизнь актерской профессии.

С первой женой Марианной Цофф

Семья распалась, когда Брехт влюбился в молодую актрису Елену Вайгель. Последняя родила ему сына — Штефана. Официально узаконить отношения молодые решились в 1924 году. Уже через год они стали родителями девочки — Барбары, которая выбрала творческую стезю.

С Еленой Вайгель

В 1919 году мужчина стал отцом внебрачного ребенка — Франка. Его матерью была Паула Банхольцер.

С Паулой Банхольцер

Заключение

Драматургия Брехта предполагала нетрадиционную организацию театрального действия. Режиссер игнорировал принципы максимального воссоздания реальности на сцене. По этой причине в его спектаклях отсутствовали декорации. Все обходилось белым задником, на фоне которого размещалось несколько важных деталей, обозначающих, например, место действия.

От актеров требовалась неторопливое исполнение ролей. Приветствовалась абсолютная импровизация. Это позволяло зрителям становится соучастниками действия и активно сопереживать героям постановки.

Бертольд Брехт

Биография

XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом особый культурный пласт, бесценное наследие. Одним из таких творцов был немецкий поэт, писатель и драматург Бертольд Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового театрального репертуара. «Шекспир XX века» — так назвали Брехта современники, давая высокую оценку его теории «эпического театра».

Детство и юность

Ойген Бертхольд (Бертольд) Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Отец Бертхольд Фридрих Брехт прошел карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать София Брецинг – дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал первенцем семейной пары.

Бертольд Брехт

Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была прислуга, у детей – няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя. Чуть позже Ойген пошел в народную школу францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.

Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем. Вся эта буря чувств находила выход в поэтическом творчестве. Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от творчества кумира Франка Ведекинда парень стал писать и печатать в местных журналах еще в гимназии в 1913-1914 годах.

Бертольд Брехт в молодости

В 1917-м Ойген окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт по причине слабого здоровья, отец Брехта выхлопотал для него место санитара в военном госпитале.

Увидев и услышав (в рассказах раненых) изнанку войны, поэт пишет свое первое резонансное произведение «Легенда о мертвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлеченного из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращенного обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.

Творчество

Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии, где проучился только 2 года и был исключен из-за неявок. Причиной такого поведения стало его новое увлечение – театр. Теперь он завсегдатай литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра «Вильде Бюне».

Драматург Бертольд Брехт

В эти годы рождаются первые пьесы Бертольда Брехта (автор творит уже под этим именем) «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берет их к постановке. Тогда драматург едет пытать счастья в Берлин, но и в столице его встречают прохладно и неприветливо.

Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта его пьесы стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал критики и недовольства со стороны властей.

Бертольд Брехт и Герберт Иеринг

В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а также подрабатывает на издательском поприще, выпускает сборник стихов «Домашние проповеди» (1927), трудится в театре Пискатора, где адаптирует сценарии.

В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Йозеф Ауфрихт заказал Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в XVIII веке. Бертольд с жаром берется за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.

Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трехгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта – режиссер Эрик Энгель на музыку Курта Вайля. Это был первый настоящий триумф автора.

Бертольд Брехт и Курт Вайль

До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем.

Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только в конце 40-х годов с созданием собственного театра Брехт смог, наконец, в полной мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватит и все мировое театральное сообщество.

Изгнание

В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию антирежимных произведений.

Однако еще 2 годами раньше драматург покинул страну, перебравшись с женой и детьми в Вену, а затем в Цюрих. В Швейцарии Брехт не прижился и вновь стал искать убежища там, где мог бы свободно существовать и работать. В 1933 году, в то время как в Германии фашисты сжигали его книги вместе с произведениями Эриха Марии Ремарка, Генриха Манна и Карла Маркса, он переехал в Данию, поселившись в уединенной рыбацкой деревушке.

Бертольд Брехт

Здесь в условиях суровой, но прекрасной скандинавской природы автор написал такие выдающиеся произведения, как «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Мамаша Кураж и ее дети», а также закончил первоначальный вариант «Жизни Галилея». Из Дании Брехт уезжает в 1939 году из-за гонений на творчество: против его антивоенных пьес выступил сам король Кристиан X.

Временно обосновавшись в Швейцарии, писатель ждет американскую визу, но, получив отказ, выезжает в Финляндию, когда же и эта страна примкнула к гитлеровской коалиции в 1941 году, Брехт вновь бежит от войны и ее губительного разрушения. На этот раз Соединенные Штаты выдали ему визу, и он покидает Европу на целых 6 лет. За это время автор пишет пьесы «Добрый человек из Сезуана», «Сны Симоны Машар», «Швейк во Второй Мировой войне», «Кавказский меловой круг».

Возвращение домой

Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает – создает свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» отмечен Национальной премией ГДР.

Театр Бертольда Брехта в Берлине

Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей, Брехта обвиняли то в «формализме», то в «космополитизме» и «пацифизме». Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м – ее вице-президентом. В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же пишет свое последнее произведение – пьесу «Турандот».

Личная жизнь

Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени.

Бертольд Брехт и Рут Берлау

По его утверждению, «Трехгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».

Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.

Бертольд Брехт и его первая жена Марианна Цофф

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.

Бертольд Брехт и его вторая жена Елена Вайгель

Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Бертольд Брехт и Паула Банхольцер

Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен.

Смерть

По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, выдающийся писатель и драматург вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, он перенес инфаркт. Приняв его за обычное недомогание, не стал обращаться к врачу.

Памятник Бертольду Брехту

Мужчина съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.

Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя. Точно такой же стоит рядом – это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.

Бертольт Брехт (1898—1956)

Бертольт Брехт — крупнейший драматург XX в., теоретик театра, создатель новой театральной системы, основанной на принципе условности и прямого воздействия на сознание зрителя.

В 20-х гг. Брехт — представитель левого, пролетарского искусства Германии.

Он сближается с коммунистами, пишет стихи без рифмы и с разговорным ритмом, напоминающие выступления на митингах, а также баллады и песни протеста. «Песня единого фронта» (1930 г.) и «Хвала партии» (1931 г.) становятся боевыми гимнами немецких рабочих.

Как драматург Брехт в те годы прославился «Трёхгрошовой оперой» (1928 г.) — злой, саркастической издёвкой над миром, где, в сущности, нет разницы между гангстером и бизнесменом, между организованной преступностью и «приличным» обществом, где правят законы наживы и эксплуатации, уродующие даже хороших людей. Вот мораль персонажей «Трёхгрошовой оперы»:

Стать добрым! Кто не хочет добрым
стать?
Но вот беда — на нашей злой планете
Хлеб слишком дорог, а сердца черствы.
Мы рады жить в согласье и в совете,
Да обстоятельства не таковы.
………………………………………………………………
И значит, в мире нет добра,
И значит, это всё — мура!
(Перевод С. К. Апта.)

С приходом к власти Гитлера Брехт был вынужден эмигрировать. На долгие годы скитаний, сначала по Европе, потом по США, пришёлся расцвет его творчества. В острых антифашистских пьесах «Страх и нищета в Третьей империи» (1938 г.), «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» (1941 г.) драматург показывает ту атмосферу всеобщего страха, при которой только и возможно существование диктатуры. Но лучшими пьесами Брехта стали «исторические хроники» «Мамаша Кураж и её дети» (1939 г.), «Жизнь Галилея» (1939 г.), философские притчи «Добрый человек из Сычуани» (1940 г.), «Кавказский меловой круг» (1945 г.). В них полностью реализовалась его теория «эпического театра».

В XX в. борьба за нефть и хлопок или мировые войны гораздо более влияют на судьбу человека, чем, скажем, неразделённая любовь к жене друга, полагает Брехт. Иным условиям существования должны соответствовать и новые средства выражения. Задача «эпического театра» — раскрыть социальные закономерности, объяснить зрителю, в каком обществе он живёт, и вызвать у него желание изменить действительность. Поэтому зритель должен не сопереживать, а отстранённо наблюдать за ходом событий. Но ведь это будет скучно и прямолинейно: агитация, а не представление. И здесь вступает в силу именно то, что делает Брехта великим драматургом. Публику нужно озадачить, показав знакомое с неожиданной стороны. Например, в «Добром человеке из Сычуани» героиня вынуждена быть то мужчиной, то женщиной, чтобы ценой зла достигнуть добра.

Сам драматург определял своё открытие таю «Смысл техники „эффекта отчуждения» заключается в том, чтобы внушить зрителю аналитическую, критическую позицию по отношению к изображаемым событиям». Этому способствует общая условность спектакля. Чтобы разрушить остатки театральной иллюзии, Брехт иногда вводит фигуру рассказчика, который говорит не только от себя, но и от имени персонажей, стоящих на сцене (приём восточного театра), строит сценическое действие как рассказ о событиях, а не их изображение («Кавказский меловой круг»). Актёры часто напрямую общаются со зрительным залом. Более того, они выходят из роли и выражают своё отношение и к персонажам, и к ходу пьесы, и к жизни в целом — поют песенки-зонги. Зонг — вставная песня с простой мелодией, ироничный комментарий, остановка пьесы для её обдумывания.

Дидактика Брехта, поданная со сцены с наглой откровенностью и площадным юмором бедняков или облачённая в форму «восточной мудрости», приправленная музыкой и песенками, очень эмоционально воздействует на публику, заражая зал энергией. Поэтому Брехт-художник остаётся актуальным, как бы ни изменялись общественные условия.

В полной мере осуществить реформу театра Брехт смог только после возвращения в Берлин в 1948 г.: власти ГДР помогли ему создать свой театр — «Берлинер ансамбль». Триумфальные гастроли труппы по всему миру сделали драматургию Брехта одним их самых значительных явлений культуры 50-х гг.

Все черты брехтовских пьес: философичность, жёсткая логика, беспощадность анализа в сочетании с условным игровым началом, эмоции, пробуждаемые разумом, — особенно ярко проявились в самой знаменитой — «Мамаша Кураж и её дети».

Тридцатилетняя война XVII в. Неунывающая торговка Анна Фирлинг, за свой нрав прозванная Кураж («Кураж — это смелость бедных людей», — объясняет она), хочет нажиться на войне и отправляется со своим фургоном и детьми вслед за войсками. Да, она знает, что такое ужасы войны, но желание избавиться от бедности сильнее.

Одного за другим Анна теряет детей. Но она не может понять простой истины: «Войною думаешь прожить, за это надобно платить». Старшего сына казнят за мародёрство, за которое его раньше хвалили; второй сын гибнет из-за жадности матери — она слишком долго торговалась за его выкуп; немая дочь — спасая от врагов город Галле.

Мамаша Кураж так или иначе по очереди предаёт своих детей. Но дело её процветает, она поёт гимн «войне-кормилице». О морали хорошо рассуждать сытым, а на голодный желудок — вредно.

Олицетворением «плоти», сытости, основанной на человеческой подлости, становится в пьесе Повар, уговаривающий Кураж бросить дочь-инвалида, уехать с ним и открыть свой трактир. На прямую подлость Кураж не способна и отказывается. Ведь она, в общем-то, неплохой человек: весёлая, заботливая, хозяйственная, по-народному сметливая и рассудительная, может даже кому-то помочь по мелочам. Но героиня поставлена в такие условия (или сама себя поставила — об этом пусть думает зритель), когда лучшие человеческие качества приводят к трагическим результатам.

Мамаша Кураж воплощает тот тип людей, которые через всё прошли и ничему не научились. В конце пьесы, одинокая и вновь нищая, она тащит свой фургон за войсками. «Надо опять торговлю наживать», — твердит Анна сама себе, как бы оправдываясь.

Живя в ГДР, Брехт борется за мир, против опасности новой войны, включается в строительство немецкой социалистической культуры, словно не замечая коммунистической диктатуры, пришедшей на смену национал-социалистической. Правда, несмотря на все почести, власти начинают его учить, как писать реалистические пьесы. Брехт же, отстаивая свои принципы, с головой уходит в театральное дело. Прервала эту работу только его безвременная смерть.

Краткая биография брехт

Берто́льт Брехт (нем. Bertolt Brecht ), в оригинале ударение иное — Бе́ртольт ; полное имя О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт , Eugen Berthold Friedrich Brecht ; 10 февраля 1898, Аугсбург, — 14 августа 1956, Берлин) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинский ансамбль».

Биография

Бертольт Брехт родился в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской реальной гимназии им. Пейтингера. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии. С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учёба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии». В его творчестве всё больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге .

Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное «Легенда о мёртвом солдате»(1918), с фразами:

Любое сословие своё творит
Музыканты трезвон и вой
Священники — постный и набожный вид
А медики — годных в строй

По свидетельству одного из друзей юности Брехта — Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под «ура», приведённые строчки Брехт из стихотворения позднее убрал, но это не помешало именно за это стихотворение нацистским властям внести Брехта в расстрельные списки. Первые пьесы Брехта — «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921) — вызвали бурную реакцию публики, порой спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. В 1920 году умерла мать Брехта. С этого времени он часто ездил в Берлин, где знакомился с миром театра. Бертольт Брехт умер 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».

Взгляды Бретха сложились в полемике с классическими театральными устоями, идущими от Аристотеля и античной трагедии. Его драмы, вопреки аристотелевкой теарии катариса, не учат примирению со злом как с фатальной неизбежностью и не взывают к «очищению трагедией». Предназначение своего нового «эпического театра» драматург видел в действенном диалоге со зрителем, в совместном размышлении о том, как можно предотвратить человеческие мучения, унижение и нищету, как бороться с социальной несправедливостью.

По-иному, нежели в традиционной драме, трактовал Бретх и профессию артиста. Владение искусством перевоплощения он считал хотя и обязательным, но явно недостаточным для эпического театра». Сначала актер перевоплощается в персонаж, а затем всем своим видом и поведением старается внушить зрителю, что он и есть настоящий король Лир, и все с ним происходящее происходит на самом деле. Это абсурдно, говорит Брехт, потому что все равно актер остается актером, зритель – зрителем, а происходящее на сцене действие закончится через полтора – два часа; и актер, и зритель понимают это, но первый все-таки остается одержимым (ролью), а второй – загипнотизированным (внушением актера). Но в таком состоянии ни тот, ни другой не могут отчетливо мыслить, а значит, критически относиться к персонажам и событиям, с ними происходящим; следовательно, это неправильный прием и от него следует отказаться. «Контакт между актером и зрителем должен был возникнуть на иной основе, чем внушение. Зрителя следовало освободить от гипноза, а с актера снять бремя полного перевоплощения в изображаемый им персонаж. В игру актера нужно было как-то ввести некоторую отдаленность от изображаемого им персонажа. Актер должен был получить возможность критиковать его».

Будучи сам рационалистом, Брехт и от актеров своего театра требует критического отношения к персонажам в процессе создания образа. Из необходимости такого критического отношения рождается принцип «остранения» и «эффект очуждения». У зрителя также должно сформироваться критическое отношение к происходящему на сцене. «Цель техники «эффекта очуждения» — внушить зрителю аналитическое, критическое отношение к изображаемым событиям. Средства — художественные. Предпосылкой применения «эффекта очуждения» для названной цели является освобождение сцены и зрительного зала от всего «магического», уничтожение всяких «гипнотических полей».

Впрочем, это вовсе не значит, что Брехт совершенно отрицает эмоциональные составляющие театрального образа, представляемого актером и воспринимаемого зрителем.

«Вживание», «вчувствование» Брехт признает, но только как необходимый и вовсе не достаточный этап в создании актером достоверного образа. Подобное «вживание» не должно привести к полному отречению от собственного образа в пользу образа персонажа. Это не полное вживание, которое после оказывает суггестивное воздействие на зрителя. «Зрителей «зачаровывали». Брехт не против «вживания», но к нему нужно добавить «отношение к образу, в который вы вживаетесь, его общественную оценку». Ни на одно мгновенье нельзя допускать полного превращения актера в изображаемый персонаж. Актер выходит на сцену сразу в двух ролях – персонажа и себя, изображающего персонажа, повествующего о нем, и именно потому такой метод исполнения назван «эпическим». Актер неким образом относится к своему персонажу и не только не скрывает своего отношения, но и демонстрирует свою оценку; актер знает, что произойдет с персонажем на протяжении действия, как-то относится к происходящему и, исходя из этого, играет так чтобы намеренно показать зрителю – персонаж поступает так, а не эдак. Актер «обязательно должен рассмотреть само содержание текста как нечто не совсем естественное, должен подвергнуть его сомнению и сопоставить все это со своими взглядами по общим вопросам, а также предположить, какие возможны иные высказывания на ту же тему; словом, он должен действовать, как человек, которому все это в диковинку».

В работе актера над ролью Брехт выделяет три этапа. На первом актер знакомится с персонажем и, еще не понимая его, старается разглядеть в нем будущий образ – отыскивает типическое и отклонения от него, противоречия в характере и поступках, безобразное в прекрасном и прекрасное в безобразном. Второй этап – вживание. Это поиск правды образа в субъективном смысле. Актер позволяет персонажу делать то, что он захочет, как он захочет. Заставляет его реагировать на другие персонажи, на окружающую среду, на фабулу простейшим, то есть самым естественным образом. Эта внутренняя жизнь, накопление происходит медленно и в какой-то момент происходит скачок. Тогда актер приходит к окончательному варианту образа, с которым и соединяется. Третий этап — вновь отстранение с удивлением и недоверием первого, но уже социально нагруженное. Актер смотрит извне, с позиций общества на образ, которым является, и представляет образ своего персонажа на суд общества. И тут, на сцене, отношение к образу с позиции извне, с позиции критического «остранения» для актера обязательно. « Актер не допускает на сцене полного перевоплощения в изображаемый им персонаж. Он не Лир, не Гарпагон, не Швейк, он этих людей показывает. Он передает их высказывания со всей возможной естественностью, он изображает их манеру поведения, насколько это ему позволяет его знание людей, но он отнюдь не пытается внушить себе (а тем самым и другим), что он целиком перевоплотился».

Образ, создаваемый актером и все построение спектакля должны постоянно подавать зрителю намеки на неосуществившиеся варианты развития событий, описываемых в пьесе. «Наряду с данным поведением действующего лица нужно было показать и возможность другого поведения, делая, таким образом, возможными выбор и, следовательно, критику». Всякий раз делая что-то, актер должен давать понять, почувствовать зрителю то, чего он не делает. «В том, что он делает, должно содержаться и отменяться то, чего он не делает. Таким образом, всякая фраза, всякий жест означают решение; персонаж остается под контролем зрителя, подвергается испытанию».

В конечном же итоге усилиями создателей спектакля и его зрителей с помощью разума как главной руководящей силы, мир – его социальное устройство, нравственность — будет изучен и изменен. «Цель наших исследований заключалась в том, чтобы найти средства устранения трудно переносимых социальных обстоятельств. Мы вели речь не во имя нравственности, но во имя страдающих». «Театр стал полем деятельности философов — таких философов, которые стремились не только объяснить мир, но и изменить его. На сцене появилась философия; таким образом, на сцене появилось поучение» [84] . Конечной же целью искусства в общем и театра в данном случае является выполнение общественной функции — изменение мира (в лучшую сторону). Здесь нам видится созвучие с системой Станиславского в той ее части, где он говорит о «сверх-сверхзадаче».

«Созерцая переживания героя, зритель драматического театра говорит: «Да, это я тоже уже переживал. И я таков. Это естественно. Так будет всегда. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него нет выхода. Это великое искусство: здесь все само собой разумеется. Я плачу вместе с теми, кто плачет, я смеюсь вместе с теми, кто смеется.

Зритель эпического театра говорит: «Этого я бы не подумал. Так делать нельзя. Это в высшей степени удивительно, почти неправдоподобно. Этому надо положить конец. Горе этого человека потрясает меня, потому что у него все-таки есть выход. Это великое искусство: здесь нет ничего само собой разумеющегося. Я смеюсь над теми, кто плачет, я плачу над теми, кто смеется» .
Таким образом, реакция зрителя на спектакль эпического театра – парадоксальна. Парадокс – категория оценивающего, познающего и критически настроенного разума, а не непосредственного чувства, но это не ослабляет воздействия спектакля. Более того — оно тем сильнее, чем ярче выражен этот парадокс.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: