Краткая биография челлини

Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты

Жизнь Бенвенуто Челлини – это увлекательная иллюстрация нравов эпохи позднего Возрождения. С одной стороны, он обладал несомненным чувством прекрасного, с другой, имел репутацию непредсказуемого, своевольного человека с буйным нравом. Собственно, о жизни Челлини нам известно не столько из сохранившихся воспоминаний его современников, сколько из автобиографической книги, написанной им уже в зрелом возрасте.

Таким образом, к художественным талантам Челлини можно добавить писательский дар. А рассказать ему было о чем, ведь он выполнял заказы римских пап, французского короля Франциска I, Великого герцога Тосканы Козимо Медичи, участвовал в обороне осажденного Рима, сидел в тюрьме, неоднократно пускал в ход кулаки и кинжал, тридцать лет кочевал по городам Италии.

Интриги, драки и опасные приключения были постоянными жизненными спутниками Челлини, о чем он красочно и не без удовольствия повествует в своих мемуарах. Однако весьма бурная жизнь не мешала ему пробовать себя в разных видах искусства: ювелирном деле, чеканке, скульптуре. Впрочем, обо всем по порядку.

Выбор пути

Бенвенуто увидел свет в семье флорентийского мастера на все руки Джованни Челлини. Более всего отец любил играть на флейте, и делал он это так виртуозно, что был приглашен в дворцовый оркестр правителя Флоренции. Честолюбивый Джованни всерьез мечтал сделать из сына прославленного музыканта, благо у Бенвенуто был хороший слух и приятный голос.

Но, как это часто бывает, сын связывать свое будущее с постылой флейтой не собирался. В пятнадцать лет Челлини Бенвенуто поступил учеником к ювелиру Антонио ди Сандро. Обучение закончить он не успел, поскольку вскоре вместе с младшим братом был изгнан из Флоренции на полтора года за участие в драке на шпагах.

Не теряя времени зря, в Сиене Бенвенуто продолжает обучение ювелирному делу и начинает самостоятельную работу. Следующий важный этап в жизни Челлини связан с Римом, но до этого он успел еще раз предстать перед судом Флоренции по обвинению в нанесении оскорбления. Спасаясь от тюрьмы, а заодно и от отцовской флейты, Бенвенуто бежит в Рим в 1521 году.

Папский Рим

В то самое время в Ватикане новым понтификом был избран папа Климент VII. Он принадлежал к флорентийскому роду Медичи, который всегда поддерживала семья Челлини. Прибыв в Рим, Бенвенуто устроился в мастерскую Санти, где в основном занимались чеканкой ваз, подсвечников, кувшинов, блюд и прочей домашней утвари.

Тоскуя по Флоренции и по отцу, Бенвенуто Челлини стал играть на флейте, такой ненавистной ранее. Его заметили, пригласили в оркестр, который должен был развлекать понтифика игрой во время праздника Лета. Папа Климент отметил игру Бенвенуто и взял к себе на службу в качестве музыканта.

По иронии судьбы нелюбимая музыка открыла перед Челлини двери самых известных домов Рима. Музыка и еще скандал с одним испанским епископом из-за вазы, сделанной Бенвенуто по его заказу. Таким образом, папа Климент VII узнал, что принятый им на службу музыкант является к тому же талантливым ювелиром и чеканщиком.

Потери и приобретения

Во время жестокого разграбления Рима войсками императора Карла V в 1527 году Челлини Бенвенуто вместе с небольшим гарнизоном солдат защищал осажденный замок Святого Ангела, где укрывался папа Климент. После капитуляции он ненадолго вернулся во Флоренцию, чтобы выкупить вынесенный ему 8 годами ранее приговор суда.

В родном городе свирепствовала эпидемия чумы, унесшая жизнь его отца и старшей сестры. Следующие два года Челлини жил то в Мантуе, то во Флоренции, но в конце концов снова вернулся в Рим. Здесь ему не пришлось долго искать заказы, к нему обратился сам понтифик, назначивший вскоре Бенвенуто на должность мастера монетного двора.

В мае 1529 г. Челлини пережил большую личную трагедию – смерть младшего брата, убитого в драке. Бенвенуто отомстил убийце, но папа Климент VII простил ему грех кровной мести, поскольку был большим почитателем его таланта. Вскоре он даже удовлетворил просьбу Челлини, назначив его своим булавоносцем.

Дорогами скитаний

Казалось бы, хорошо иметь покровителем понтифика, однако, снискав расположение папы, Бенвенуто Челлини приобрел и множество завистников. Справедливости ради заметим, что вздорный характер тоже в немалой степени способствовал увеличению количества его врагов. Одного из них — ювелира Помпео — Челлини убил кинжалом за нанесенное оскорбление.

После смерти папы Климента VII понтификом был избран кардинал Алессандро Фарнезе под именем Павла III. И если новый папа вначале благоволил Челлини, то его незаконнорожденный сын сделал все, чтобы расправиться с мастером. Спасая свою жизнь, Бенвенуто бежит из Рима в родную Флоренцию, где получает заказ от герцога Алессандро по прозвищу Мавр.

Когда Рим готовился к приезду императора Карла V, папа снова вспомнил о Челлини. Совместно они решили приготовить важному гостю подарок — золотой крест. Однако сумма, заплаченная Челлини за работу, оказалась в три раза меньше обещанной. Мастер обиделся и в апреле 1537 года уехал из Рима в поисках, как он писал, другой страны.

Тюремное заключение

Первая поездка во Францию оказалась неудачной. Франциск I был озабочен войной, хотя и принял Челлини благосклонно. Пришлось мастеру золотых дел возвращаться в Рим. И вот, когда он наконец получил от французского короля долгожданное приглашение, его арестовали по ложному доносу.

Челлини, видя, что папа Павел III окончательно превратился в его врага, решился на побег из тюрьмы, правда, неудачный. Неизвестно, чем бы закончилась для него вся эта история, если бы в Рим из Франции не прибыл кардинал д’Эсте. В разговоре с понтификом он упомянул, что король Франциск хотел бы видеть своим придворным ювелиром Бенвенуто Челлини, работы которого ему очень нравятся.

В то время ситуация в Европе была такова, что понтифик предпочел не портить отношения с королем Франции. Челлини по его распоряжению выпустили из тюрьмы, но мастер, похоже, не очень торопился. Выехав из Рима в марте 1540 г., в Париж он прибыл только в октябре.

Придворный ювелир Франциска I

Челлини Бенвенуто провел во Франции пять лет. Местные порядки были ему не по вкусу. Если в Италии драки и даже убийства сравнительно легко сходили ему с рук, то во Франции — стране, где настолько было развито судопроизводство, что подчас сам монарх был бессилен перед постановлениями муниципалитета, — Челлини приходит в отчаяние от судебных тяжб.

Тем не менее он не прекращает работать над заказами французского короля. Франциск I благоволил мастеру, поэтому предоставил ему один из своих замков, велев казначею не скупиться и удовлетворять все запросы придворного ювелира, связанные с работой.

Живя во Франции, Челлини видел, как далеко его родная Италия ушла вперед в области скульптуры. По этой причине он именно здесь решил попробовать силы в новом для себя амплуа – ваянии. Его скульптурные изображения, даже если и не были шедеврами, все-таки позволили говорить о Челлини как о скульпторе, а не только как о ювелире.

И снова Флоренция

Шел 1545 год. Флоренцией правил герцог Козимо I Медичи, к которому по возвращении из Франции пришел Челлини Бенвенуто, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Герцог, узнав, что золотых дел мастер теперь занимается еще и скульптурой, заказал ему статую Персея.

Бронзовый Персей, держащий отрубленную голову Медузы, по замыслу Козимо I должен был символизировать победу, одержанную домом Медичи над республиканской нечистью несколько лет назад.

В апреле 1554 года скульптура была торжественно открыта, и честолюбивый Челлини получил большое удовлетворение от восторженной реакции флорентийцев, заполонивших площадь.

В 60 лет Челлини женился на своей экономке Пьетре, которая родила ему пятерых детей. В последние годы жизни мастер зарабатывал на жизнь ювелирным делом, поскольку из-за размолвки с герцогом заказов от него почти не получал.

Умер Бенвенуто Челлини в феврале 1571 года и был похоронен в родной Флоренции с большими почестями, как и подобает великому мастеру.

Челлини-ювелир

Несмотря на то что Челлини был знаменит среди современников как золотых дел мастер, до нас дошла всего одна его ювелирная работа – «Сальера» (солонка), настольная золотая статуэтка, выполненная для короля Франциска. Сегодня стоимость солонки высотой 26 см оценивается приблизительно в 60 млн долларов.

К сожалению, ювелирные украшения Челлини затерялись в веках. Со временем хозяева их переплавляли, чтобы сделать новые, более модные золотые украшения, либо чтобы пережить трудные времена, как это часто бывало с герцогами и папами.

Помимо упомянутой солонки, сохранились также медали, щиты, оттиски печатей, монеты, выбитые Бенвенуто Челлини. Произведения эти, равно как описания утерянных украшений, дают нам представление о высоком уровне его мастерства. Он действительно был талантливым медальером, чеканщиком и ювелиром.

Бенвенуто Челлини-скульптор

Челлини-ваятелю повезло больше. Кроме «Персея», сохранились и другие его скульптуры, а также статуэтки небольшого размера: «Минерва», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт», «Меркурий», «Страх», «Юпитер» и пр.

По мнению искусствоведов, в них отчетливо видны черты зарождения нового стиля – маньеризма. Для него характерна утрата гармонии между духовным и телесным, которая была присуща произведениям Ренессанса.

Все эти скульптуры мастер отливал из бронзы, лишь одну на склоне лет он сделал из белого и черного мрамора. Она совсем не похожа на предыдущие работы Бенвенуто Челлини. Статуя Иисуса Христа сегодня находится во дворце-монастыре Эскориал близ Мадрида.

О себе без ложной скромности

Одаренность Челлини проявилась не только в его творчестве, но и в сфере литературы. Незадолго до смерти он написал два трактата, посвященных скульптуре и золотых дел мастерству. По ним можно изучать историю ювелирного искусства и литейного дела в эпоху Возрождения. Не так давно оба трактата были переведены на русский язык вместе с сонетами Челлини.

Однако более всего известно другое его литературное произведение – «Жизнеописание Бенвенуто Челлини», где автор, следуя традициям своего времени, не скупится на похвалу себе и своим творениям. В 58 лет мастер принялся надиктовывать секретарю первые главы автобиографической книги и вряд ли думал, что спустя века историки внесут его мемуары в список источников по итальянской истории XVI века.

Сокращенное «Жизнеописание» Челлини было опубликовано в Неаполе в 1728 г., а полный текст, соответствующий рукописи автора, увидел свет во Флоренции только через сто лет. Сегодня в нашем распоряжении есть полный перевод мемуаров Челлини, выполненный в 1931 г. Лозинским М.

Интересные факты

Еще в XVIII веке «Жизнеописание» Челлини стали переводить в Европе. Например, на немецкий язык автобиографию флорентийского мастера эпохи Возрождения перевел сам И. Гете. Шиллер и Стендаль признавали, какое большое влияние произвела на их литературное творчество книга Бенвенуто Челлини.

Скульптуры, как уже говорилось, мастер отливал из бронзы, но мрамор требует другого подхода. Долгое время считалось, что Челлини выполнил распятие Христа из цельного куска мрамора, пока один из наполеоновских солдат-вандалов не обнажил стальной каркас, рубанув шашкой по предплечью скульптуры.

Неординарная личность Челлини привлекала А. Дюма, который сделал его одним из героев романа «Асканио» (кстати, вместе с мастером во Франции действительно жил ученик Асканио, приехавший с ним из Рима).

Челлини был человеком щедрой души, он всегда материально помогал родным, а после смерти младшей сестры взял на себя заботу о шести племянницах. Возможно, с точки зрения современного менталитета, Бенвенуто был высокомерным, склонным к необузданным выходкам хвастуном, но таковы были нравы того времени, а его жизнь, полная авантюр, — всего лишь их отражением.

Читайте также  Краткая биография крюс

Бенвенуто Челлини
Benvenuto Cellini

Итальянский скульптор и ювелир эпохи Ренессанса. Его творчество оказало большое влияние на развитие маньеризма. Известен скульптурой Персея, держащий голову Горгоны Медузы, а аткже произведениями «Статуя Минервы», «Аполлон и Гиацинт», «Бюст Козимо I Медичи», «Распятие».

Бенвенуто Челлини родился 3 ноября 1500 года в городе Флоренция, Италия. Его дед Андреа Челлини являлся архитектором, а отец, Джованни музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын тоже стал музыкантом, в пятнадцать лет поступил в подмастерья к известнейшему флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро.

Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма, высоко оценены и его ювелирные работы.

Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в городах Сиена, Болонье и Пиза. В 1519 году впервые посетил Рим, а с 1523 года находился на службе у папы Климента VII, а затем у Павла III. Челлини в 1527 году стал свидетелем разорения города Рим войсками императора Священной Римской империи Карла V и участвовал в обороне города от имперских войск.

С 1529 по 1534 год занимал должность начальника папского монетного двора. К сожалению, большинство его ювелирных произведений того времени не сохранилось и позднее были переплавлены. Единственное дошедшее до нас ювелирное произведение мастера этого периода: большая солонка Франциска I. Также во Франции освоил технику бронзового литья, и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы.

По приказу папы Павла III в 1538 году Челлини заточен в замке Сант Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. С 1540 по 1545 год Бенвенуто работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство.

Летом 1545 года художник вернулся на родину, так как во Флоренции нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. Здесь создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны, и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения. В 1554 году получил дворянский титул.

В 1558 году постригся в монахи, однако затем получил освобождение от данных обетов и женился. Его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. В этот же время начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Последним значительным произведением мастера явилось «Распятие». Из других сохранившихся произведений, выполненных им во Флоренции, помимо статуи Персея: статуэтка Борзая, бюст Козимо Медичи, Ганимед, Аполлон и Гиацинт, Нарцисс, бюст Биндо Альтовити.

Бенвенуто Челлини скончался 13 февраля 1571 года во Флоренции. Похоронен великий деятель культуры с большими почестями в Церкви Благовещения.

Творчество Бенвенуто Челлини

Персей, держащий голову Горгоны Медузы (1545-1554)
Статуя Минервы
Статуэтка Борзая (1545-1546, Флоренция, Барджелло)
Аполлон и Гиацинт
Бюст Козимо I Медичи
бюст Биндо Альтовити
Медальон с Леда и лебедь, 1520, золото, диаметр 3,8 см
Франциск I, король Франции, 1537
Распятие, мрамор
Морион для Медичи, 1570, чеканка, высота 37 см, Дрезден
Щит для Медичи, 1570, чеканка, высота 76 см, Дрезден
Щит, 1572, позолоченный железный, 68 х 49 см, Лувр, Париж
Шлем, 1570, покрытый золотом и эмалью, 68 х 49 см, Лувр, Париж
Страх, Бронза, высота 32 см

Автобиография

«Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции»

Память о Бенвенуто Челлини

В фильме «Великолепный авантюрист» 1963 года, посвященном жизни Бенвенуто Челлини, его сыграл Брэтт Хелси.

Жизни Бенвенуто Челлини посвящена биографическая кинокартина «Челлини: Преступная жизнь» 1990 г.

В фильме «Золото» 1992 года Челлини представлен в комической роли. Во время осады Рима армией Карла Бурбона, он выстрелом из пушки сбивает голову Карлу, но папа не благодарит, а отчитывает его.

Семья Бенвенуто Челлини

Дед — Андреа Челлини, архитектор.

Отец — Джованни, музыкант.

Жена — Пьера ди Сальвадоре Париджи.
В браке родилисьдве дочери и сын.

Биография Бенвенуто Челлини

Бенвенуто Челлини родился 1 ноября 1500 года. Он был сыном флорентийского музыканта и архитектора маэстро Джованни Челлини. Маэстро хотел, чтобы сын, обладавший талантом игры на флейте, тоже стал музыкантом.

Однако, как пишет Челлини в своей знаменитой книге «Жизнь Бенвенуто», «достигнув пятнадцатилетнего возраста, я, вопреки воле моего отца, поступил в мастерскую к золотых дел мастеру Антонио ди Сандро, по прозвищу Марконе. Это был отличнейший работник и честнейший человек, гордый и открытый во всех своих делах. Был у него побочный сын, единственный, каковому он много раз приказывал, дабы оберечь меня. Такова была великая охота, или склонность, и то и другое, что в несколько месяцев я наверстал хороших и даже лучших юношей в цехе и начал извлекать плод из своих трудов. При этом я не упускал иной раз угодить моему доброму отцу, то на флейте, то на корнете играя; и всегда он у меня ронял слезы с великими вздохами, всякий раз, как он меня слушал; и очень часто я, из любви, его ублажал, делая вид, будто и я тоже получаю от этого много удовольствия».

Время шло. Челлини работал и учился то во Флоренции и Риме, то в Пизе и Сиене и снова в Риме. Он познакомился с известными художниками и скульпторами. Папа Климент VII, изумленный способностями и быстротой работы Челлини, взял его на должность чеканного мастера монетного двора.

Бюст Челлини во Флоренции

После смерти Климента VII новый папа, Павел III, оценив мастерство Челлини, также поручает ему изготовление монет. В 1520-1530 годах Челлини работает при папском дворе. К этому периоду относится создание его знаменитой медали Пьетро Бембо. Однако по наговору врагов Бенвенуто обвиняют в краже драгоценных камней из папской казны. Припомнили ему и прежние убийства на дуэлях. Так он попадает в папскую тюрьму в замке святого Ангела. Челлини покинул темницу только в декабре 1539 года. Боясь новых напастей, мастер отправился во Францию.

Король Франциск I встретил Бенвенуто весьма благосклонно, назначив ему жалованье в семьсот золотых скудо в год. Челлини жил и работал в замке Малый Нель. Здесь скульптор создает одно из своих знаменитых произведений — «Нимфу Фонтебло». «В полукружии я сделал женщину в красивом лежачем положении она держала левую руку вокруг шеи оленя, каковой был одной из эмблем короля; с одного края я сделал полурельефом козуль, и некоих кабанов, и другую дичину, более низким рельефом.

С другого края легавых и борзых разного рода, потому что так производит этот прекраснейший лес, где рождается источник. Затем всю эту работу я заключил в продолговатый четырехугольник, и в верхних углах четырехугольник, в каждом, я сделал по Победе, барельефом, с этими факельцами в руках, как было принято у древних. Над сказанным четвероугольником я сделал саламандру, собственную эмблему короля, со многими изящнейшими другими украшениями под стать сказанной работе, каковая явствовала быть ионического строя».

«Персей»

Во Франции итальянец выполнил немало других заказов, в том числе знаменитую золотую солонку, пока не рассорился с сильными мира сего и здесь.

Кстати, золотая солонка Франциска I — единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира. Современники восторгались его ювелирным искусством, но из замечательных творений Челлини почти ничего не сохранилось.

Виной тому материал, с которым работал мастер — золото. Так, во время итальянских кампаний переплавили в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитую застежку папской ризы с изображением Бога Отца. Та же солонка еще при жизни художника во время религиозных войн дважды была внесена в списки золотых ценностей, подлежащих переплавке, и только случайно уцелела. К счастью, время пощадило лучшие творения Челлини-скульптора «Нимфу Фонтенбло», «Персея», «Распятие», бюсты Биндо Альтовити и Козимо I.

Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого ученика Микеланджело. А реалистический характер бронзовых бюстов и мраморного «Распятия» показывают, что скульптор более других своих современников сохранил связь с традициями итальянского искусства поры расцвета.

«Сальера» (1543).

О «Распятии» Вазари писал:

«Челлини изваял из мрамора в натуральную величину совсем круглое большое Распятие, которое по своему правдоподобию — самая редкостная и прекрасная скульптура, какую только можно увидеть. Недаром синьор герцог хранит ее, как предмет особенно им ценимый, во дворце Питти, предполагая поместить его в капеллу или часовенку, которую он строит в этом дворце».

Интересна история создания «Персея». Из Франции от Франциска I путь Челлини лежал во Флоренцию. Местный герцог Козимо I Медичи страстно желал быть покровителем искусств, но для этого был слишком скуп. Едва встретившись с Челлини, герцог предложил ему сделать скульптуру Персея перед палаццо Веккьо в центре Флоренции. Персей — герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, — должен был символизировать победу Козимо I и его приход к власти во Флоренции.

То была великая честь — поставить свое творение на площади Синьории рядом со скульптурами «Юдифь и Олоферн» Донателло и «Давидом» Микеланджело. Челлини со страстью принялся за работу. Всем обещаниям и уверениям герцога он поверил на слово и юридического договора составлять не стал.

Восковая модель будущего «Персея» вышла великолепно. Со всех сторон Персей видится одинаково сильным и неукротимым. Движения ног героя, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно «Персей», объятый страстью боя, еще и пританцовывает над поверженным врагом. Левая рука, отброшенная сильным движением вверх, с трудом удерживает отрубленную голову Медузы. Тело «Персея», наполненное жизненной мощью, противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы. В результате вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.

Солонка Франциска I «Нептун и
Юнона», 1540-1544, музей истории искусства, Вена

27 апреля 1554 года состоялось торжественное открытие статуи «Персей». Работу над «Персеем» Челлини завершил с пустым кошельком. Герцог платил художнику все меньше от ста скудо в месяц оплата упала до двадцати пяти, а потом и вовсе перестал платить. Художник пытался бороться, ему вежливо передали, что если он не уймется, то герцог прикажет выбросить «Персея» из Лоджии де Ланци. Козимо I остался должен художнику до конца своей жизни.

Заказов на большие работы не оказалось. Бенвенуто пришлось вернуться к своему старому ремеслу. Он принялся за работу над ювелирными изделиями.

В последние годы жизни Челлини занялся литературным творчеством. Он пишет свое «Жизнеописание», которое столь же талантливо, как все, за что брался в жизни этот необыкновенно одаренный человек.

«Пьетро
Бембо, кардинал»

В 1562 году Челлини женился на своей сожительнице, донье Пьере. Он стал заботливым и любящим отцом пятерых детей, кроме упомянутых им в «Жизнеописании» двоих незаконных.

Скульптор часто болел. Так и в 1564 году, во время похорон Микеланджело, болезнь не позволила ему присутствовать при погребении горячо любимого учителя.

Умер Челлини 14 февраля 1571 года в своем доме и был торжественно похоронен в часовне Флорентийской академии.

История жизни Бенвенуто Челлини

Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед Андреа Челлини был архитектором, отец Джованни – музыкантом. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, еще не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III.

Читайте также  Краткая биография базен

«Распятие» ,мрамор

В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант`Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство. Летом 1545 художник вернулся на родину; во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи и прожил там почти всю оставшуюся жизнь. В 1554 он получил дворянский титул. В 1558 постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. Бенвенуто Челлини умер 13 февраля 1571 и был с почестями похоронен в церкви Благовещения во Флоренции.

Книга Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции является одним из самых замечательных произведений литературы 16 в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и еще несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562. В 18 в., после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728.

«Аполлон и Гиацинт» ,1540
,мрамор, высота 191 см ,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как Исповедь блаженного Августина или Исповедь Руссо. На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он должен был представлять скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини – непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540–1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.

«Щит для Медичи»
,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден

Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, – бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545–1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545–1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545–1548, там же); Ганимед (1548–1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал).

Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты

Содержание статьи

  • Итальянский скульптор Челлини Бенвенуто: биография, творчество и интересные факты
  • Гектор Берлиоз: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Огюст Роден: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Бенвенуто Челлини — один из ярчайших представителей Ренессанса эпохи Кватроченто. Многогранность навыков, которыми обладал удивительный мастер, поражают: он одинаково виртуозно владел техникой гравюры, чеканки, барельефа, миниатюрной и монументальной скульптуры, музыки, ювелирного искусства, был превосходным живописцем, отважным воином-артиллеристом, мастером рукопашного боя, превосходно владел кинжалом. Писательский талант позволил Бенвенуто оставить после себя уникальный документ эпохи, где он откровенно изложил собственную автобиографию, не скрывая ни совершенных им нескольких убийств, за которые был осужден и приговорен к нескольким годам тюрьмы, ни своего крутого нрава, составившего ему дурную славу кровожадного, скандального и заносчивого грубияна. Среди его заказчиков были богатейшая знать Европы, среди которых был Тосканский герцог Козимо Медичи, французский монарх Франциск Первый, и несколько римских пап.

Жизнь как приключение. Странничество

Вся жизнь Бенвенуто Челлини была связана с Флоренцией драматическими, а иногда и трагическими нитями судьбы. Он родился в семье Джованни Челлини, ремесленника. Еще в детстве будущий мастер так поразил игрой на флейте и красивым голосом правителя Флоренции, что был приглашен во дворец в качестве придворного музыканта. Отец мечтал о блестящей музыкальной карьере сына, но в 15 лет своенравный подросток бросил музыку и стал учеником знаменитого мастера ювелирных дел Антонио ди Сандро. Карьере помешало изгнание Бенвенуто из Флоренции из-за отчаянной драки на шпагах, во время которой драчун продемонстрировал крайнюю жестокость. Так юный хулиган оказался в Сиене, где продолжил занятия ювелирным делом и получил первые заказы как признанный мастер. Вернувшись во Флоренцию, Бенвенуто снова попадает в неприятную историю, на сей раз его судят за оскорбление. Он бежит от возмездия Фемиды в Рим, где в 1521 году властвует Климент VII из рода Медичи. Осмотревшись, беглец устраивается чеканщиком в мастерскую Санти, где овладевает искусством чеканки богатой утвари — изысканной посуды, подсвечников, миниатюрных скульптур. Из мастерской чеканщиков любимец Фортуны неожиданно попадает в придворный оркестр Ватикана, благодаря игре на флейте, которая растрогала папу Римского до глубины души, а чуть позже перед молодым флейтистом открываются двери богатейших домов римской знати.

В 1527 году Рим подвергся варварскому набегу Карла V. Бенвенуто стал одним из защитников замка Св. Ангела, где находился в осаде папа Римский. После разгрома римских войск Бенвенуто возвращается во Флоренцию, где свирепствовавшая незадолго до его возвращения чума унесла жизни отца и сестры. Откупившись от тюрьмы, неугомонный Бенвенуто сводит счеты с убийцей младшего брата (1529) и вновь бежит в Рим, спасаясь от очередного суда. Благодарный папа Римский становится его покровителем, и вскоре мастер получает должность чеканщика, начальника и мастера монетного двора, а чуть позже становится булавоносцем понтифика. Обласканный папой, Челлини, благодаря спеси и скандальности, приобретает множество завистников и врагов. Некоторые из них гибнут от кинжала неистового Бенвенуто, но дикие выходки сходят ему с рук благодаря покровительству Климента. Неприятности обрушиваются на голову папского фаворита после смерти Климента, покрывавшего его преступления. На папский трон восходит Алессандро Фарнезе, принявший имя Павла III. Среди приближенных новоиспеченного понтифика оказывается немало врагов Челлини, решивших, что пришла пора поквитаться с флорентийским выскочкой. Над головой Бенвенуто сгущаются тучи. Спасаясь от расправы, он бежит во Флоренцию, под покровительство влиятельного вельможи Алессандро Мавра. Когда страсти улеглись, о таланте ювелира Бенвенуто вспомнили в Риме накануне приезда император Карла V. Бенвенуто получает престижный заказ: золотой крест в подарок императору. Однако коварству римских врагов мастера не было предела. Мало того, что ему заплатили втрое меньше обещанного, но еще и припомнили прежние грехи. Челлини пытается уехать во Францию, заручившись поддержкой Франциска I, но тот тянет с формальностями. В ожидании приглашения монарха Челлини попадает в тюрьму по ложному доносу, состряпанному недоброжелателями. Из темницы он выходит благодаря вмешательству кардинала д’Эсте, приехавшего в Рим по делам, и похлопотавшему об отъезде римского узника в Париж, к Франциску I, в качестве придворного ювелира.

В 1540 году Челлини приезжает в Париж, где очень скоро попадает в жернова изнурительных судебных тяжб, благодаря конфликтному несносному характеру. От отчаяния и судебных преследований талантливого мастера спасает ремесло скульптора: Франция, конкурировавшая с Италией, высоко оценила его скульптуры, ведь на тот момент Челлини был одним из ведущих парижских скульпторов. В 1545 году о Челлини вспоминает флорентийский правитель герцог Козимо I из рода Медичи. Слава Челлини как престижного скульптора подогревается французскими почитателями, и Козимо заказывает мастеру бронзовую скульптуру Персея с головой Горгоны. Огромная скульптура должна украсить главную площадь города и увековечить победу семейства Медичи над соперниками, республиканцами. Открытие монументальной скульптуры Персея (1554) становится для бывшего изгнанника блистательным триумфом. На главной площади Флоренции собираются толпы восторженных горожан, а имя свирепого, но одаренного земляка на устах у всех флорентийцев вызывает невероятный интерес и любопытство, возбуждающие честолюбие Челлини.

Знаменитый флорентиец женится в 60 лет на молоденькой Пьетре, служившей экономкой в его доме. Женитьба приносит некоторое успокоение и гармонию в странническую жизнь Челлини. Пять детей, рожденных ему Пьетрой, требуют заботы и внимания. Кроме того, на попечении стареющего Челлини находятся еще шестеро племянников, осиротевших после смерти его младшей сестры. Мастер не скупится на расходы и хочет, чтобы дети не знали нужды и росли в полном достатке. Последние годы мастер посвятил ювелирному делу, так как оно было самым доходным, благо заказчиков в богатой, избалованной роскошью Флоренции хватал с головой. Размолвки и резкое охлаждение между герцогом Козимо и Бенвенуто, хоть и омрачили жизнь знаменитого мастера, но не сказались существенным образом на благосостоянии семьи. За столом ювелира Бенвенуто застала относительно благополучная, спокойная старость. В свободное время он писал мемуары. В 1571 году за старым грешником пришла Смерть. Незадолго до ухода Бенвенуто создал одну из самых потрясающих скульптур, статую Христа, принеся таким образом своё покаяние и смиренный дар на алтарь милосердного Господа. На похороны знаменитого современника собрались толпы флорентийцев, похоронивших Бенвенуто Челлини с большими почестями, как почетного горожанина, снискавшего благодаря своему труду великую славу Флоренции.

Жизнь после жизни. Наследие

Огромное наследие Бенвенутто Челлини составляли ювелирные изделия. Но, к сожалению, уцелело не так много работ мастера золотых дел. Какие-то предметы осели и растворились в частных закрытых коллекциях, многие были переплавлены во время великих потрясений. Помимо монет, печатей, медалей, сохранился самый знаменитый ювелирный шедевр работы Челлини — «Сальера», солонка в виде настольной скульптуры, изображающей лежащих мужчины и женщины, из золота. Солонка была изготовлена по заказу французского монарха Франциска I. Сегодня на международном аукционе её стоимость, по оценкам экспертов, составляет минимум 60 млн долларов.

Скульптурам Бенвенутто челлини повезло больше. Кроме самой знаменитой монументальной скульптуры «Персей», сохранилось еще несколько его крупных работ, а также — ряд скульптурных миниатюр, в которых искусствоведы видят предвестие и исток маньеризма, связанного с более поздней эстетикой 18 столетия. Среди шедевров такого рода особенную художественную ценность коллекционеры и эксперты видят в работах из бронзы — «Минерва», «Юпитер», «Страх», «Аполлон и гиацинт», «Нарцисс», «Меркурий». Драгоценным предметом искусства считается также рельеф «Нимфа Фонтенбло», которая хранится в Лувре. Высочайшим мастерством также отмечена статуя Христа (находится в монастырском музее Эскориал, Мадрид), созданная мастером из белого и черного мрамора в последние годы жизни.

Читайте также  Краткая биография мелье

Бенвенутто Челлини на склоне лет написал и оставил потомкам, помимо лирических сонетов, два неоценимых литературных труда: трактат о литье скульптур и трактат о ювелирном деле. Настоящим бестселлером стала автобиографическая повесть «Жизнеописание Бенвенуто Челлини», настоящий литературный памятник — трактат о собственной жизни, увековечивший его жизненные приключения,. В книге мастер без утайки, с присущим его характеру хвастовством описывает себя, своих современников и события неоднозначной, беспокойно и жестокой эпохи, в которой ему довелось жить. Этот документ стал одним из самых ярких и авторитетных источников по истории Италии 16 века.

Личность Бенвенутто Челлини, со всеми её пороками и страстями, вызывает споры и жгучий интерес уже несколько столетий. Рукопись «Жизнеописания» была утеряна после смерти автора, нашлась спустя много лет в одной из антикварных лавок и передана в библиотеку на хранение. Первая вспышка интереса к личности автора «Жизнеописания» произошла во Франции, еще в 18 веке, когда был сделан первый перевод этой книги на французский язык, сразу после первого издания в Неаполе в 1728 году. На немецкий книга была переведена Иоганном Гёте. Огромное воздействие автобиографии Челлини на своё мировоззрение отмечали такие гениальные литераторы, как Шиллер, Стендаль, Александр Дюма.

Флорентийский мастер стал одним из персонажей романа А. Дюма «Асканио». Большой интерес личность мастера вызывала у оперных композиторов 19 века. Первая опера «Бенвенуто Челлини» была написана французским композитором Гектором Берлиозом в сотрудничестве с либреттистами де Вайи и Барбье (1823 год). В 1877 году автобиграфия мастера послужила сюжетом для оперы итальянского композитора Эмилио Боццано, автором либретто стал драматург и либреттист Джузеппе Перозио. В 20 веке личность Бенвенуто Челлини привлекает и кинематографистов, он становится героем таких фильмов, как «Великолепный авантюрист» (1963), «Челлини: Преступная жизнь» (1990), а также в качестве второстепенного комического персонажа появляется в киноленте «Золото» (1992).

История одного шедевра: Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», и его Персей с головой Медузы

« Я сущий великий дьявол, потому что сделал то, чего искусство не могло сделать; и столько других великих дел, каковых было бы слишком даже для дьявола»…. Бенвенуто Челлини

Бенвенуто Челлини (1500–1571) — прославленный скульптор-маньерист своего времени, ювелир, музыкант и писатель. Свое творчество он описал в известной автобиографии. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения.

Краткая биография

Бенвенуто Челлини родился во Флоренции 3 ноября 1500 года. Его дед Андреа Челлини был архитектором, его отец Джованни – музыкантом, а также создавал различные музыкальные инструменты. Вопреки воле отца, желавшего, чтобы Бенвенуто тоже стал музыкантом, он в 15-летнем возрасте поступил в подмастерья к флорентийскому ювелиру Антонио ди Сандро. После ряда переездов в возрасте 19 лет молодой мастер, уже привлекающий внимание своими способностями,

О ранней карьере Челлини в Риме известно немного. В различных мастерских он практиковал свое ремесло. Известно, что Челлини в тот период создает ряд ценных произведений, в том числе серебряный ларец, декоративные подсвечники, вазу для епископа Саламанки. Последняя работа привлекает внимание папы Климента VII. С 1529 по 1537 Бенвенуто становится участником ряда происшествий и драк, однако папское вмешательство помогает избежать наказания. К сожалению, ни одно из произведений Челлини того времени не дошло до наших дней. В то же время Челлини создает ряд медальонов, среди которых стоит отметить следующие: «Леда и Лебедь», «Геракл и лев», различные штампы и папскую чеканку.

Бенвенуто Челлини. Леда и Лебедь

В конце 1530-х годов Челлини перебирается во Францию, где работает при дворе Франциска I в Париже. Именно там мастер создает свою знаменитую солонку Сальера (1540–1543, Художественно-исторический музей, Вена), сделанную из золота, украшенную эмалью и эбеновым деревом.

Сложный характер и взрывной темперамент художника вновь становятся причиной появления у него многочисленных врагов, и спустя несколько лет он вынужден покинуть Францию и отправиться во Флоренцию. В 1554 году он получил дворянский титул. В 1558 году постригся в монахи, но затем получил освобождение от данных обетов и женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи. А также в эти годы он начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Во Флоренции Челлини продолжил свою карьеру ювелира, но при этом он занимался и созданием крупномасштабных скульптур, став конкурентом известного мастера Баччо Бандинелли (1493–1560). Прекрасным примером флорентийского маньеризма является бронзовая статуя «Персей с головой Медузы», выполненная для Козимо I. Это творение помогло Челлини добиться всеобщего признания по всей Италии. Другими запоминающимися произведениями того времени являются бюсты Козимо I и Биндо Альтовити, а также некоторые другие мраморные скульптуры.

Бенвенуто Челлини. Бюст Козимо I

Статуя Персея ознаменовала зенит карьеры Челлини как художника. Три года спустя, в 1557 году, скульптор был приговорен к четырем годам лишения свободы за драку. В тюрьме Бенвенуто пишет книги и продолжает работу над автобиографией. 13 февраля 1571 года великий мастер умер и был с почестями похоронен во Флоренции.

Бюст Челлини во Флоренции

Бенвенуто Челлини жил в переломную эпоху, был свидетелем осады Флоренции, Разграбления Рима (1527 г.), видел нищету и роскошь. Жить для Челлини — значит действовать. Он никогда не знал, «какого цвета бывает страх», обладал неукротимым, вспыльчивым и буйным темпераментом. На его совести несколько убийств, за которые он понёс наказания, сидел в тюрьме, был в ссылке. Его беспокойную, кочевую жизнь можно сравнить с жизнью Караваджо.

Персей с головой Медузы

Бронзовая статуя Персея находится под левой аркой Лоджии Ланци на огромной площади Синьории во Флоренции. Сильный и неукротимый Герой, убивший Медузу Горгону, хорошо виден отовсюду.

События 1530 года стали переломным моментом в истории Флоренции. Одиннадцатимесячная осада города, где к тому моменту уже три года существовала республика, привела к победе сил Папы Климента VII (Джулио Медичи) и императора Карла V Габсбурга. В результате у власти оказался Алессандро Медичи — первый правитель, носивший титул «великий герцог». За ним на престол взошёл Козимо I Медичи. Они старались всеми доступными способами доказать свою связь с родом Медичи (Козимо I был представителем его боковой ветви, а Алессандро — незаконнорождённым сыном папы Климента VII). Заказав скульптуру «Персей» у мастера Челлини, Козимо I Медичи проявил себя как щедрый меценат и мудрый политик, ведь одним из важных способов утверждения легитимности власти и укрепления позиций, наряду с изгнанием политических противников и изменением порядков в городе, было создание художественных произведений, недвусмысленно демонстрировавших иерархию и распределение сил в новой Флоренции. Для политики Медичи в области искусства главной задачей стал «перевод актуальных политических идей на визуальный язык образов», причём язык, одинаково понятный всем. Таким языком в Италии конца XVI века являлся язык античности, усвоенный ренессансной культурой и основанный на адаптации форм позднеримского времени и гуманистической риторики.

Исходя из многих суждений, сам Челлини довольно аполитичен. Он несколько раз пишет, что лучшая возможность для художника — трудиться у щедрого государя, который готов дать ему возможность самовыражения.

Из мемуаров Челлини:

«Так как наш герцог флорентийский в это время, а был у нас август месяц 1545 года, находился в Поджо-а-Кайано, месте, удалённом от Флоренции на десять миль, то я к нему поехал, единственно чтобы исполнить свой долг, потому что и я тоже флорентийский гражданин и потому что предки мои были весьма привержены дому Медичи, и я, больше, чем кто-либо из них, любил этого герцога Козимо. … он мне сказал: «Если ты захочешь сделать что-нибудь для меня, я тебе учиню такие ласки, что ты, пожалуй, останешься изумлён, лишь бы твои работы мне понравились; в чём я нисколько не сомневаюсь». Я, злополучный бедняга, желая показать в этой чудесной школе, что за то время, что я был вне её, я потрудился в ином художестве, чем сказанная школа полагала, ответил моему герцогу, что охотно, либо из мрамора, либо из бронзы, сделаю ему большую статую на этой его прекрасной площади. На это он мне ответил, что хотел бы от меня, как первую же работу, единственно Персея; это было то, чего он уже давно желал; и попросил меня, чтобы я ему сделал модельку. ».

Так и родился шедевр.

Персей изображён в момент триумфа. Он совершил трудный подвиг. Сын Зевса и Данаи победил ужасную Горгону. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. У ног Героя извивается в судорогах смерти тело Медузы. Любопытно, что Челлини изображает Медузу Горгону не как чудовище, тело которой покрывала блестящая и крепкая чешуя, а как прекрасную молодую женщину.

Изобилие деталей, элегантные изгибы упругого тела юноши, театральная поза, подробные аксессуары «выдают» ювелира и говорят о налёте маньеризма.

Постамент украшен четырьмя небольшими скульптурами. Под каждой из них в картуши находится текст. Известно, что эти тексты пережили две редакции, а их авторство приписывается гуманисту и писателю Бенедетто Варки.

По четырём углам находятся головы козлов. И хотя в христианской символике козёл в большинстве случаев отрицательный персонаж, его размещение здесь оправдано тем, что знак козерога был использован в эмблеме Козимо I Медичи в память о военной победе, одержанной под влиянием этого созвездия. Девиз «Fidem fati virtue sequemur» («Я буду доблестно следовать предначертанному судьбой» — лат.) — намёк на веру Козимо Медичи в астрологию. Позже, в 1556-59 гг. в Зале Козимо I в палаццо Веккьо знак козерога появится в декоре красно-белого терракотового мозаичного пола, и потом станет частым атрибутом, связанным с герцогом. Другие декоративные элементы — кариатиды, отсылающие к типологии Артемиды Эфесской и гирлянды плодов, — связаны с темой плодородия и изобилия. Маскароны-черепа должны напоминать о крылатом выражении — vanitatum vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas — «Суета сует и вся суета». Лат.)

Бенвенуто Челлини, «давший бронзе тайну плоти», в автобиографии посвящает «Персею» почти 50 страниц. Он подробно рассказывает, как получил заказ, как работал, кто ему помогал и кто мешал, как отливали бронзу в мастерской на улице борго Пинти во Флоренции. Челлини стремился довести до совершенства свою работу, поэтому она продвигалась медленно. Над созданием Персея Бенвенуто Челлини работал 9 лет.

В мастерской случился пожар, и «мы боялись, как бы на нас не упала крыша». Во время самого ответственного момента отлива бронзы пришлось бросить в огонь всю оловянную утварь, которая была в доме. Блюда, чашки, тарелки, каковых было около 200, Челлини велел бросить в горн, чтобы бронза сделалась жидкой, и форма наполнилась. Он поменял сосновые и ольховые дрова на дубовые, которые давали более сильный огонь.

Пока отлитая работа остывала, нужно было ждать два дня… «за это время купили новую глиняную посуду, и все мы весело пообедали…».

В настоящее время искусствоведы считают Челлини одним из знаковых скульпторов эпохи Возрождения, а статуя «Персей с головой Медузы» занимает достойное место среди великих шедевров флорентийского искусства 16-го века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: