Краткая биография мильтон

Мудрость Человечества

Биография

Джон Ми́льтон (англ. John Milton; 9 декабря 1608 года, Лондон — 8 ноября 1674 года, там же) — английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов.

Молодость. Первые произведения

Родился в семье успешного нотариуса. В 14 лет Джон начал писать свои маленькие отрывки, которое не миновали ничего хорошего. Родители не поддержали его, помощь оказала лишь бабушка Мильтона-Анна. Она и привила мальчику любовь к поэзии и литературе. После смерти Анна Мильтон мальчик забросил писать. Получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. Именно в университете Джон начал снова свой путь писателя и его оценил ректор университета, который после и дал ему хорошее начало в мире литературы. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

  • «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном — и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
  • «Люсидас» («Lycidas»). Поэма даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
  • «Комос» («Comus»). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.

Зрелость

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 он ослеп.

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).

Взгляды

Мильтон и политика

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).

Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний — («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» — «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

Возможно, Мильтон был основателем Клуба телячьей головы, созданного в 1650 году для того, чтобы насмехаться над памятью казнённого короля.

Марчмонт Нэдхэм, выпускавший журнал «Mercurius Politicus» в 1650—1660 годах, был связан с множеством влиятельных республиканских писателей своего поколения, в число который входили Алгернон Сидни (англ. Algernon Sidney), Генри Невил (англ. Henry Nevile), Томас Челонэр, Генри Мартин (англ. Henry Marten) и Джон Мильтон. Мильтон, будучи секретарём Государственного совета в начале 1650-х годов, наблюдал за издательской деятельностью Нэдхэма и после двое мужчин стали личными друзьями.

В 1652 Мильтон ослеп, и это тяжко отразилось на его материальных средствах, а реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

Философские и религиозные взгляды

Публикация в 1825 году трактата De Doctrina Christiana поставила вопрос о том, насколько религиозные взгляды Джона Мильтона соответствовали религиозной норме своего времени. В частности, обсуждалось, не являлся ли Мильтон антитринитарием или арианином.

Творчество

«Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии»

Это полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры. «Ареопагитика» считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати.

Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии, Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа, написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал опровергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию. Написав Ареопагитику, Джон показал в ней, как ему было сложно бороться со всеми невзгодами, случившееся с ним в годы революции. Здесь он описывает смерти своих друзей и родственников, любимых и врагов. «Так тяжело мне ещё никогда не приходилось» — писал Мильтон, а в 1652 году он ослеп.

Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жесткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме. Текст трактата полон отсылок к античным и библейским источникам, подкрепляющим аргументы английского поэта, ранее уже пострадавшего от цензуры при попытках опубликовать несколько трактатов в защиту разводов и от потери жены, дочерей, всех сестёр, брата, лучшего друга Михаила, своего единственного сына. У него осталась лишь вера в себя и несколько ребятишек, за которыми он будет заботиться. Забота о них ему даётся не легко, вся эта домашняя суета серьезно мешает ему, тогда все свои мысли он отражает в своём трактате «о воспитании».

«Потерянный рай»

«Потерянный рай» появился в печати в 1667 году, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» — в 1671-м.

«Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.

С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определённый образ в народном воображении, воспитанном на Библии, — и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией.

Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум, посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще.

Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

«Возвращённый рай» и «Самсон-борец»

Поэма «Возвращённый рай» (1671) передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно.

В трагедии, написанной Мильтоном в дни старости, — «Самсон-борец» — поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.

Память

  • В честь Мильтона назван кратер на Меркурии.
  • В фильме «Адвокат дьявола» имя Джона Милтона принадлежит дьяволу. Почтовая марка СССР, 1958 год

Переводы

Русские переводы сочинений Мильтона:

  • М. А. П. А. (то есть Московской Академии префект Амвросий (Серебренников)), «Потерянный рай» поэма героическая (Москва, 1780; 3-е изд. с приобщением «Возвращенного рая», М., 1803; 6-е изд., М., 1827, с биографией Мильтона, 1828; 7-е изд., М., 1860; перевод с французского);
  • E. П. Люценко, «Потерянный рай» (СПб., 1824); Ф. Загорский, «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» (М., 1827; 4-е изд., 1842—1843);
  • E. Жадовская, «Потерянный рай», с приобщением поэмы «Возвращенный рай» (М., 1859; очень неудачный перевод в стихах);
  • А. Зиновьев, «Потерянный рай» (М., 1861);
  • С. Писарев, «Потерянный рай» (СПб., 1871; стихами); «Потерянный рай», с присовокуплением «Возвращенного рая» (М., 1871);
  • А. Шульговская, «Потерянный и возвращенный рай» (СПб., 1878);
  • H. М. Бородин, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1882; 2-е изд., 1884, перевод с французского);
  • В. Б—ъ, «Потерянный и Возвращенный рай» (М., 1884, перевод с французского); «Потерянный рай», изд. А. Ф. Маркса, с рис. (СПб., 1895); Андреев, «Рождение Христа», гимн (СПб., 1881); «Ареопагитика», речь Мильтона, обращённая к английскому парламенту, 1644 г. («Современное Обозрение», 1868, № 5).
  • О. Н. Чюмина. Потерянный и Возвращенный Рай. Поэмы Д. Мильтона. / В новом стихотворном переводе О. Н. Чюминой (с 50-ю большими рисунками художника Г. Доре). — Санкт-Петербург: Издание А. А. Каспари, 1899 г. (в 1901 году удостоена половинной Пушкинской премии).
  • Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. — М.: Худ. лит., 1976. (Библиотека всемирной литературы. Т. 45.)
  • Арк. Штейнберг, «Потерянный Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. — М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006.
  • Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Мильтон. Возвращённый Рай. Перевод с английского. — М.: Время, 2001. — 191 с.: с илл. — (Серия «Триумфы»).
  • Сергей Александровский, «Возвращённый Рай» / Джон Милтон. «Потерянный рай. Возвращённый рай. Другие поэтические произведения». Илл. Г. Доре. — М.: «Наука», «Литературные памятники», 2006.
Читайте также  Краткая биография норрис

Джон Мильтон

Биография

Джон Мильтон в английском языке, как и Александр Пушкин в русском, — величайший поэт и мыслитель, чьи достижения неоценимы. Его личная жизнь и творчество напрямую зависели от политической ситуации в Британии: он начинал как памфлетист Карла I, а закончил обнищавшим и слепым, но известным по всей Европе автором.

Детство и юность

Поэт появился на свет 9 декабря 1608 года в Лондоне, сердце Британии, в союзе композитора Джона Мильтона и Сары Джеффри.

Доходы от музыки позволили Джону Мильтону – старшему нанять для сына лучшего частного репетитора в городе Томаса Янга, магистра Сент-Эндрюсского университета, уроженца Шотландии, пресвитерианина. Считается, что именно под его влиянием творчество Джона Мильтона – младшего пошло по пути религиозного радикализма.

The great English Poet, John Milton, was born on this day in 1608.

Базовые науки Джон Мильтон постиг в St Paul’s School в Лондоне. Затем он поступил в Christ’s College в Кембридже, который окончил в 1629 году на 4-м месте среди 24 отличников.

Учеба давалась Джону Мильтону не без труда, что подтверждается цитатой его младшего брата Кристофера:

«Молодым он очень усердно учился, допоздна засиживался за учебниками — до полуночи, а то и часа ночи».

Дело в том, что не по годам эрудированному поэту было неинтересно постигать суть дебатов на заумные темы, анализировать которые их заставляли на риторике. Стремясь побороть скуку, Джон Мильтон стал сочинять стихи.

Личная жизнь

В 1642 году женой Джона Мильтона стала Мэри Пауэлл. Она несколько раз сбегала к родителям, не в силах мириться с уготованной участью: разница между супругами составляла 17 лет.

Тем не менее в браке Мэри Пауэлл родила четверых детей — Анну (7 июля 1646 г. р.), Марию (25 октября 1648 г. р.), Джона (16 марта 1651 г. р.) и Дебору (2 мая 1652 г. р.). Последние роды прошли неудачно, и 5 мая 1652 года Мэри Пауэлл покинула мир живых.

Единственный сын Джона Мильтона умер в младенчестве. Дочери дожили до зрелости, но поэт так и не смог наладить с ними тёплые отношения.

Кэтрин Вудкок, которая стала женой Джона Мильтона 12 ноября 1656 года, тоже погубило стремление иметь детей. Жертва оказалась напрасной: женщина скончалась 3 февраля 1658 года, а её новорождённая дочь Кэтрин — всего 4 месяца спустя.

24 февраля 1663 года Джон Мильтон обрел Элизабет Минсхалл — «третью и лучшую жену», как указано на доме в Манчестере, где жили супруги. Несмотря на разницу в 31 год, брак оказался счастливым и длился более 12 лет, вплоть до смерти поэта.

Философия и творчество

Самое известное произведение в творчестве Джона Мильтона — поэма «Потерянный рай» (1667). Современные искусствоведы Великобритании и англоязычного мира считают ее одним из величайших произведений литературы, когда-либо созданных.

Поэма в 12 томах, которую Джон Мильтон писал с 1658 по 1664 год, посвящена физическим лишениям человека. В центре сюжета — Бог и противостоящий ему сатана, история сотворения Адама и Евы.

Современники (например, Даниэль Дефо) критиковали идеи Джона Мильтона и клеймили радикалом главным образом из-за его взглядов на религию и политику. Большинство воплотилось в поэме «Потерянный рай».

Например, в одной из книг Адам, стремясь искупить грехи, задумывает возвести сотни алтарей для поклонения Богу. Архангел Михаил объясняет первочеловеку, что физические объекты не помогут почувствовать присутствие Господа. Иными словами, Джон Мильтон осуждает современную ему тенденцию воплощать веру не в мыслях к Богу, а в каменных строениях.

Неприятели раскритиковали Джона Мильтона, говоря: неужели Пантеон и собор Святого Петра в Риме — это тоже проявление идолопоклонства, не имеющее отношение к вере.

Джон Мильтон действительно опережал свое время. Одним из первых он начал рассуждать о браках и разводах безотносительно к церкви. Рассматривая историю Адама и Евы, которые формально находились в гражданском, но не небесном союзе, поэт утверждал: брак — это контракт, заключаемый между мужчиной и женщиной. Особое внимание Джон Мильтон уделял обоюдному согласию сторон как на брак, так и на развод.

Библейскую тему, начатую в «Потерянном рае», Джон Мильтон продолжил в поэме «Возвращённый рай» (1671). На сей раз в центре сюжета — Иисус Христос, который оказывается более стойким к соблазнам сатаны, чем Адам и Ева. В понимании поэта сын Божий — пример идеального гражданина: несмотря на превратности окружающего мира и сложность политики, он остается верным своим принципам и избегает падения.

Львиная доля произведений Джона Мильтона содержит идею Бога, но есть в его библиографии и сугубо политические трактаты. Самый популярный из них — «Ареопагитика» (1644). В этом труде поэт выступает за свободу слова и печати.

Statue of John Milton who was buried in St Giles (died 1674) famous English poet

«Ареопагитика» жестко критикует решение парламента 1643 года о введении предварительной цензуры. Джон Мильтон отмечает, что эта практика не использовалась даже в неспокойные древние времена: в Греции и Риме даже самые крамольные тексты проходили проверку обществом, а не «зарубались» на этапе написания.

Джон Мильтон также замечает, что борьба с несущими правду авторами не исправит ситуацию в обществе: искоренение тех, кто пишет о коррупции, не поможет искоренить саму коррупцию.

В качестве компромисса Джон Мильтон предлагает не облагать публикации предварительной цензурой, но ввести обязанность указывать в книгах сведения об авторе и издателе, чтобы в случае допуска в свет клеветнической или кощунственной литературы виновные могли быть наказаны.

Стоит отметить, что «Ареопагитика» не убедила парламент отменить решение о предварительной цензуре. Фактически свобода слова оказалась под запретом до 1695 года.

Помимо этих монументальных трудов, Джон Мильтон оставил после себя сотни стихотворений (самые известные — «стихи-близнецы» «Весёлый» и «Задумчивый»), десятки памфлетов и пьес. Несмотря на то, что мир знает Джона Мильтона как поэта, большинство своих произведений он сочинил в прозе.

Смерть

Причиной смерти Джона Мильтона стала почечная недостаточность. Болезнь начала мучить поэта ещё в 1660-х годах, а закончилась только 8 ноября 1674 года. Тело захоронили в церкви Сент-Джайлс Криплгейт в Лондоне. В 1793-м могилу украсил памятник, созданный Джоном Баконом.

Последнее десятилетие своей биографии Джон Мильтон провел в бедности и страхе быть арестованным за новаторские идеи.

Биография Джона Мильтона

Джон Мильтон – английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов – родился 9 декабря 1608 года в Лондоне в семье успешного нотариуса.

Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637-1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

В противоположность большинству великих людей Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии, страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость. Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм: «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях: в радостном и созерцательно-грустном, показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.

Поэма «Люсидас» («Lycidas») даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки. «Комос» («Comus») – одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.

Читайте также  Краткая биография фуке

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности Мильтона. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1642 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 Мильтон ослеп.

На старости писатель очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая и вторая умерли) и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»). «Потерянный рай» появился в печати в 1667, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» — в 1671.

«Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.

Поэма «Возвращённый рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. В трагедии, написанной Мильтоном в дни старости, — «Самсон-борец» — поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии.

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»). Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний — («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» — «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» («Eikon Basilike»), появившийся после казни Карла I. Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Морусом.

Возможно, Мильтон был основателем «Клуба телячьей головы», созданного в 1650 для того, чтобы насмехаться над памятью казнённого короля.

Джон Мильтон умер 8 ноября 1674 года в Лондоне.

Биография Джона Мильтона

Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного.

В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств. И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.

Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. L`Allegro и Il Penseroso — небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты, т.е. наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas).

Комус и Люсидас — наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям. Второе посвящено не столько смерти Э.Кинга, сколько рассуждениям о пастырском призвании. В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее настроение.

Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию. По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Черчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов.

Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет — трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England). В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant`s Defence), затем последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641-1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642).

Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл. В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей — 16. Месяц спустя новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645.

Почтовая марка СССР, 1958 год

В 1645-1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось дело, нарушившее отшельничество Мильтона. В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии. В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.

К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства. Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная защита (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли почти непрерывной чередой.

В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как нельзя хуже. Революция, призванная произвести на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под власть нового монарха — Карла Стюарта.

Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал еще один незаполненный промежуток в четыре года. И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и очень откровенных памфлета в поддержку Правого Дела.

История жизни Джона Мильтона

Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви (Considerations Touching the Likeliest Means to Remove Hirelings out of the Church) были напечатаны в 1659, а Скорый и легкий путь к установлению свободной республики (The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth) в феврале 1660, в самом преддверии Реставрации.

Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, даже жизнь его была в опасности, но усилиями друзей, особенно А.Марвелла, в свое время служившего у Мильтона в штате помощников, а в 1660-е годы представлявшего в парламенте Гулль, он вскоре вышел на свободу.

Предмет Потерянного рая (Paradise Lost, 1667) точно определен в первых трех строках поэмы. Мильтон сообщает нам, что намерен петь

О первом преслушании, о плоде
Запретном, пагубном, что смерть принес
И все невзгоды наши в этот мир (?)

(Перевод А.Штейнберга)

Правда, Человек появляется в поэме лишь во второй половине Книги IV. Все это время на сцене почти безраздельно царит Сатана. По этой причине в критике начала 19 в. бытовало мнение о Сатане как герое поэмы. Однако героизм этого персонажа, пусть бесспорный, но и ограниченный, служит, в конечном счете, торжеству героизма Христа и Адама. В последней части поэмы Сатана унижен, и именно то, что Адам откликается на свое падение иначе, чем Сатана, позволяет считать Грехопадение благодетельным событием.

Читайте также  Краткая биография ленгленд

Потерянный рай богато украшен пересказами сюжетов классической античности, метафорами, отзвуками Писания, фигурами речи, риторическими узорами, метрическим разнобоем, аллегорическими образами, каламбурами и даже неявными рифмами. Выбор слов, грамматика, порядок слов иногда латинизированы, тон повествования — возвышенный и торжественный, как пристало эпосу, без психологических нюансов, просторечных интонаций и живых разговорных оборотов, допустимых в лирике и драматической поэзии.

Хотя Возвращенный рай (Paradise Regained, 1671) нередко и слывет своего рода продолжением Потерянного рая, на самом деле это вполне самостоятельное произведение, и поэмы почти не связаны друг с другом. Если Потерянный рай — образец пространного эпоса, то Возвращенный рай — образец сжатого эпоса.

Самсон-борец (Samson Agonistes, 1671), подобно Комусу, еще одна проба Мильтона в драматическом жанре, хотя это скорее поэма для чтения, нежели драма для постановки на сцене. Как бы то ни было, Самсон-борец достойно завершает литературный путь Мильтона на характерной для его творчества и всей его жизни дерзновенной ноте героической энергии и непреклонности.

Умер Мильтон в Лондоне 8 ноября 1674.

Мильтон Джон

Краткие содержания

(1608-1674)

Джон Мильтон (1608-1674 г.г.) — величайший английский поэт, общественный и политический деятель, автор множества художественных произведений, а также трактатов, памфлетов, философских и теологических статей.

Полная громкими историческими событиями и сложными жизненными поворотами биография Джона Мильтона — яркий и впечатляющий пример служения своему народу.

Первые уроки детства

Родился Джон 9 декабря 1608 г. в Лондоне, в интеллигентной семье. Его отец был нотариусом. Мальчик с юных лет получил хорошее домашнее воспитание: в его доме музицировали, устраивали литературные вечера, его рано научили читать. Кроме домашних Джон получал уроки в школе Святого Павла.

В шестнадцать лет Дж. Мильтон отправляется в Кембридж, для поступления в Крайстс-колледж. В 1625 г. он начинает учебу и успешно справляется с программой. Согласно традициям, сложившимся в закрытых учебных заведениях Англии, родители или опекуны воспитанников несколько раз в год получают из школы письма об успехах или, наоборот, неуспеваемости учеников. Отец не мог нарадоваться уму, таланту и прилежности своего сына. Еще немного, и Джон окончит курс, получит степень магистра искусств, плюс ему будет присвоен духовный сан. Но вышло иначе.

Возникла неожиданная коллизия. Первый ученик класса и школы категорически отказался от церковной карьеры. А раз так — то он обязан оставить колледж. И Дж. Мильтон, недолго думая, покидает Кембридж. На компромисс с совестью он не идет.

В родном имении

Последующие шесть лет Джон проводит в имении отца Хортон (графство Бакингемшир), где продолжает учиться — только уже самостоятельно, и пробует писать. Первые поэтические опыты показали, что принялся за них не едва оперившийся юнец, а фактически зрелый мастер. По мнению критиков и исследователей творчества Дж. Мильтона, уже самые первые его литературные произведения достойны того, чтобы навсегда внести имя автора в историю английской и мировой литературы.

Среди написанного в ранний период творчества автора выделяются поэмы «Радостный», «Задумчивый», «Комус». Это наиболее интересные образцы поэзии начинающего литератора. Дж. Мильтон противопоставляет чистоте помыслов — искушения и пороки, задумывается о природе чувств, о борении человека с самим собой.

Путешествие и первые трактаты

В 1638 г. Дж. Мильтон отправляется в двухгодичное путешествие по Европе. Оплачивает его и дает согласие на поездку — отец-нотариус. Джон знакомится с Францией и Италией, он очарован красотами этих стран, их изысканной архитектурой, памятниками, дворцами, веселыми, жизнерадостными людьми. После чопорной Англии он словно попал на другую планету!

В Италии ему доведется познакомиться с самим Галилео Галилеем! А впрочем, что же тут удивительного? Широко образованного англичанина тянуло к таким же людям, как он сам, — ученым, целеустремленным, талантливым. Но путешествие внезапно прерывается: в Англии неспокойно, назревает гражданская война, надо возвращаться домой.

Сторонники Стюартов в лице короля Карла 1 противостоят молодым силам — нарождающимся «республиканцам» в лице парламентариев. На чьей стороне Дж. Мильтон? Просвещенный человек, конечно же, на стороне молодого, здорового, сильного. На стороне республики.

Джон пишет памфлеты «Рассуждение об управлении церковью», «О реформации в Англии», в которых показывает себя достойным гражданином и зрелой личностью.

Для сыновей брата Мильтон открывает частное учебное заведение. Он хочет, чтобы Эдуард и Джон росли, интересуясь не только скачками и чтением светской хроники. Он хочет видеть племянников политически активными, влияющими на происходящее в меру своих сил и способностей. То, чего не было в нем никогда, — так это равнодушия, нелюбознательности и косности. Он не приемлет этих черт и в самых близких людях.

Вернувшись с отдыха в предместье Оксфорда, молодой человек представил близким свою невесту Мэри Пауэлл. К сожалению, семейная жизнь сразу не заладилась. Молодая жена вскорости оставила мужа и отправилась погостить к родным. Да и задержалась там на несколько лет. Причина семейных разногласий могла заключаться и в том, что Джон взял жену из «гнезда роялистов», сам же он всегда был убежденным противником монархии.

Завершение гражданской войны и победа парламента

Королевские войска не сумели защитить Карла 1, и в один из январских дней 1649 г. он был казнен. Дж. Мильтон выступил с трактатом «Обязанности государей и правительств», в котором обосновал закономерность осуществленного акта. Вскоре ему поступает приглашение поработать в Госсовете секретарем по переписке.

В это же время распространяется памфлет, написанный анонимным роялистом под названием «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях». Дж. Мильтон остроумно вышучивает автора ответным сочинением «Иконоборец», его доводы безупречны. Но бурлит Европа, возмущенная казнью монарха. Мильтон пишет по-латыни «Защиту английского народа», «Повторную защиту» и «Оправдание для себя». Это был акт гражданского мужества: публично, ярко, доказательно, смело и убежденно защитить позицию, занятую парламентом, провозгласить цели и задачи Английской революции.

Беды и несчастья

Увы, вторая половина жизни блестящего поэта и политического деятеля полна невзгодами. В начале 1652-го года Джон слепнет. Почти сразу же умирает от родов его жена. Летом этого же года уходит из жизни единственный сын, ни разу не ступивший ножками на землю. Мильтон потрясен чередой свалившихся на него несчастий. В довершение всего, революция, в которую он так верил и чьего прихода так ждал, выродилась в диктатуру. В стране назревает хаос, церковь раскололась. В народе и среди элиты все чаще и чаще идет речь о реставрации правления Стюартов.

Несмотря на слепоту, Дж. Мильтон не оставлял своих обязанностей в секретариате вплоть до 1655 г. Он диктовал памфлеты, письма, распоряжения. «Трактат об участии гражданской власти в делах церковных» и «Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» были опубликованы в 1559-1660 г.г.

Воцарение на английском троне Карла II стало потрясением для Мильтона и его личной трагедией. Поэт оказался в тюрьме, откуда стараниями своих друзей и единомышленников он с большим трудом был выпущен.

Одна из вершин английской поэзии, философская поэма с библейским сюжетом «Потерянный рай». была написана Дж. Мильтоном в 1667 г.

Задолго до того, как Бог создал землю и людей, Сатана восстал против Всевышнего и сумел привлечь на свою сторону часть ангелов. Бог отправил всю камарилью в ад: там им место. Но архонты не успокоились. Они обсуждают надвигающееся событие: будто бы скоро Бог создаст новых существ и поселит их на одной из планет. И любить будет их так же, как ангелов.

Раз Сатане нет места в раю, то он может попытаться захватить новый мир. Враг Творца летит по Вселенной в поисках людей. Вначале он оборачивается херувимом. Ему указывают на планету Земля, и Сатана, приняв облик ворона, пикирует на вершину Древа Познания. Подслушав разговор Адама и Евы, он узнает, что им запрещено вкушать плоды с этого дерева. И тогда у средоточия зла рождается план. Надо разбудить в людях жажду познания, заставить их нарушить запрет Всевышнего.

Поэма глубоко метафорична, она написана высоким слогом и, в конечном счете, провозглашает право человека на свободу выбора. Право каждого — жить по совести. Читателей очаровывает мистическая сила песни в «Потерянном рае», когда побежденный Сатана посылает проклятия в адрес Творца. Под впечатление от этих строк подпали впоследствии и Байрон, и другие поэты-романтики.

Противостоит «демонической» поэзии описание рая, где жили первые люди и откуда они впоследствии были изгнаны. Дж. Мильтон мастерски, отточенным пером рисует буколические картины, от которых захватывает дух, так они поэтичны, так зримы.

Поэма «Возвращенный рай» — не продолжение, а вполне самостоятельное произведение. Она рассказывает об искушении Сына божьего силами зла.

В поэме-драме «Самсон-борец» звучат пессимистические нотки. Слепой, тяжело больной, растерявший своих близких, проигравший политическую борьбу вместе со своей партией, но энергичный и непреклонный, гениальный поэт — подводит итоги своей жизни.

Автор «Потерянного рая» скончался 8 ноября 1674 г. в Лондоне.

Джон Мильтон — титан английской и мировой литературы, гордость свободолюбивого народа Англии и всего человечества. Именем поэта назван кратер на планете Меркурий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: