Краткая биография бурлюк

Биография Бурлюк в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография бурлюк

Давид Давидович Бурлюк

Бурлюк Давид Давидович (1882 — 1967)

Бурлюк Давид Давидович — поэт, теоретик футуризма, прозаик, художник. Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец — выходец из «купцов-козаков» — с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать — урождённая — сестра фельетониста . Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г.

В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.

Писательский дебют состоялся в херсонской газете «Юг» (первая публикация — 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств — у профессора Вилли Дица; парижская мастерская «Эколь де Базар» — у художника Кормона). В Париже познакомился с К. Бальмонтом, Б. Борисовым-Мусатовым, М. Волошиным, Е. Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс. Мейерхольдом.

В 1907 г. семья в очередной раз переезжает. На этот раз — в Чернодолинное имение гр. А. Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке «Стефанос». С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей.

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 — 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

«Будетяне» искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских «проклятых» поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также «Гилея» (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, — футуристами.

Первый сборник группы — «Садок судей» (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е. Гуро, В. Каменского, В. Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с , также учившимся в Училище живописи и ваяния.

По инициативе Бурлюка в 1912 г. был выпущен сборник «Пощёчина общественному вкусу» (1912) с девизом «В защиту свободного искусства». Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем творчестве.

Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912 — 1914 гг. Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму.

По его инициативе и при его участии выходят сборники «Садок судей» (второй) (1913), «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея» (1913), «Затычка» (1913), «Требник троих. Сборник стихов и рисунков» (1914), «Рыкающий Парнас» (1914), а также журнал «Футуристы. Первый журнал русских футуристов» (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты.

Тогда же Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах. В 1913 — 1914 гг. вместе с В. Маяковским и В. Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов).

Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В. Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училища.

В 1915 г. выходит сборник «Весеннее контрагентство муз», в 1916 — сборник «Четыре птицы». В 1915 — 1917 гг. Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке «Бубнового валета» в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта.

В 1918 — 1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919 — 1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920 — 1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, несколько книг по искусству, сборники новел в издательстве, основанном его женой , издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 г. приезжал в СССР.

Бурлюк активно пропагандировал футуристскую эстетику, что создало ему репутацию «отца российского футуризма», всячески им поддерживаемую (это определение вынесено на обложки всех американских изданий Бурлюка).

В своих теоретических декларациях он отстаивал идею самоценности и независимости искусства, право поэта на формальное изобретательство. Однако собственное поэтическое творчество Бурлюка, как это было отмечено уже его современниками, отличается не столько ярко выраженной индивидуальностью, сколько умением перевоплощаться, усваивая чужие стилевые манеры, от народнической или символической поэзии до французских «проклятых» поэтов; а позднее — экспрессионистских течений в поэзии и прозе.

Давид Давидович Бурлюк, русский поэт, художник, футурист, родился 21 июля 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в семье купца.

Чета Бурлюков часто переезжала, поэтому молодой Давид сменил несколько гимназий – Сумскую, Тамбовскую, Тверскую. Увлекшись живописью еще в детстве, Бурлюк поступает в Казанское художественное училище, затем постигает тайны живописи у признанных мастеров Мюнхенской Королевской академии искусств.

Первое творение Бурлюка печатает херсонская газета «Юг» в 1899 году. В 1907 году семейство Бурлюков переезжает в очередной раз, на этот раз в имение Мордвинова, что открывает перед молодым художником возможность выставляться в Москве и Петербурге.

В 1909-1910 гг. Бурлюк становится организатором и идейным вдохновителем творческой группы «будетян», которая объединила талантливых молодых людей, бунтующих против символистских канонов. Однако дебютный сборник «будетян», вышедший в 1910 году, был практически не замечен публикой и критиками. Впрочем, группа продолжает активно работать, благодаря организаторским талантам Бурлюка.

В конце 1911 года Бурлюк знакомится с В. Маяковским, а уже в 1912 году Давид выпускает коллективный сборник «Пощечина общественному вкусу», который призывает к бойкоту классических традиций и призывает к разрыву с традиционными литературными школами, заявляет новое, прогрессивное поэтическое направление. Этот сборник вызывает шквальную критику со стороны приверженцев традиционной формы литераторства.

В 1913-1914 гг. Бурлюк в компании В. Маяковского и В. Каменского предпринимает попытку пропагандистского тура по российским деревням. Однако такая деятельность оскорбляет администрацию Училища живописи и ваяния, в котором на тот момент учились молодые литераторы. В итоге, в 1914 году Бурлюка и Маяковского отчисляют из учебного заведения.

В 1922 году Давид Бурлюк эмигрирует в США, активно занимается литературой и живописью, издает серию поэтических сборников.

Давида Бурлюка часто называют отцом русского футуризма, несмотря на то, что его творчество никогда не обладало необходимой индивидуальностью, а впитывало в себя лучшие черты различных литераторских школ – от народников до «проклятых поэтов» Франции. Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в Нью-Йорке.

Биография и картины Давида Бурлюка

Бурлюк Давид Давидович (1882 – 1967)

Давид Давидович Бурлюк – русский поэт и художник украинского происхождения, живописец, график, поэт, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного авангарда, «отец русского футуризма», написавший знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности». Брат художника Владимира Бурлюка и поэта Николая Бурлюка.

Обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Занимался в Королевской академии искусств в Мюнхене и Школе изящных искусств Кормона в Париже. Был одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», в котором отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло.

Давид Бурлюк родился 9 июля 1882 года на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. У него было два брата и три сестры – Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз и Давид всю жизнь проходил со стеклянным левым глазом. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком художника.

Отец будущего художника работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумской, Тамбовской и Тверской. Во время учебы в Тамбовской гимназии Бурлюк познакомился с художником Константиновым и вскоре сам решил стать профессиональным художником.

Учился в Казанском и Одесском художественных училищах. Именно Одесское училище он и закончил. В 1902 году, после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещал школу Антона Ашбе, а в 1904 начал обучение в мастерской Фернана Кормона в Париже.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках, вскоре став одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Фактически братья Давид и Владимир Бурлюки стали первыми российскими футуристами. В 1908 году Бурлюк публикует свою первую декларацию «Голос Импрессиониста в защиту живописи».

С 1911 по 1914 занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем поддерживал его морально и материально. Маяковский считал Бурлюка своим учителем.

«Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».

Из воспоминаний В. Маяковского

Тогда же Бурлюк выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства. После посещения в 1918 Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири.

В августе 1920 с В.Н. Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма, натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты. К тому времени художник уже был женат. Давид Давидович оказал большое влияние на современную японскую живопись, и историки искусства считают его одним их родоначальников японского футуризма. За два года пребывания в Японии он написал почти 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом», работал в прокоммунистической газете «Русский голос». Совместно с женой, Марией Бурлюк, организовал издательство и выпускал журнал «Color & Rhyme». В 1941 поселился в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде и основал одноимённую художественную группу.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию. В 1956 и в 1965 посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.

Давид Бурлюк скончался 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Согласно завещанию, его прах был развеян над водами Атлантики.

Собрания картин художника находятся в музеях и частных коллекциях разных стран — в Нью-Йорке, Государственном Русском музее, обширная коллекция сохранена в Уфимском художественном музее. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Читайте также  Краткая биография гарднер

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Давид Бурлюк

21 июля 1882 года родился поэт и художник Давид Бурлюк, один из основоположников русского футуризма.

Личное дело

Давид Давидович Бурлюк (1882 – 1967) родился на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии, где его отец работал агрономом. В семье было шестеро детей. С ранних лет мальчик проявлял склонность к живописи. Учился в Тамбовской, Тверской и Сумской гимназиях, затем – в Казанском и Одесском художественных училищах, после отправился за границу, где обучался в Королевской академии в Мюнхене и Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в художественных выставках.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 годах сошёлся с левыми художниками, участвовал в художественных выставках. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Владимиром Маяковским.

В 1910-е годы Бурлюк стал лидером группы художников и поэтов, искавших новые пути развития искусства. Вскоре они выбрали себе название – футуристы.

В имении графов Мордвиновых в селе Чернянка Таврической губернии, где его отец работал управляющим, Давид основал колонию «Гилея», куда вошли Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Василий Каменский, Алексей Крученых, Елена Гуро.

«Гилея» выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (1914), «Весеннее контрагентство муз», «Взял» (1915). Бурлюк и другие «гилейцы» принимали участие в многочисленных литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Эти выступления запомнились намеренным эпатажем публики. В 1914 году Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву по медицинским показаниям. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. Весной 1915 года уехал в Уфимскую губернию на станцию Иглино, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные там, он создал около двухсот полотен.

Вернувшись после революции в Москву, Давид Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов. Он снова уехал в Уфу и далее — в Сибирь и на Дальний Восток, где выступал с лекциями, устраивал выставки, продавал свои картины.

Бурлюк проехал через всю страну — побывал в Златоусте, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Иркутске, Чите.

В октябре 1918 года в Златоусте Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост» — маленькая брошюра, изданная в количестве двух тысяч экземпляров, быстро разошлась, и в феврале 1919 года в Кургане вышло ее второе издание.

«Большое сибирское турнэ» Давида Бурлюка, продолжавшееся в течение почти года, до сих пор остаётся белым пятном в его литературной биографии. Известно, что он выступал с лекциями («Футуризм — искусство современности») и чтением произведений своих литературных соратников, устраивал выставки картин и пропагандировал новое искусство в провинциальной прессе. Несмотря на затруднительные обстоятельства, ему удалось издать в апреле 1919 года в Томске вторую «Газету футуристов», со стихами Маяковского: первую «Газету футуристов» Бурлюк издал в Москве в марте 1918 года.

25 июня 1919 года Бурлюк доехал до Владивостока, где встретился с находившимися там Н. Асеевым и С. Третьяковым.

С приездом Бурлюка, Владивосток становится базой объединенных футуристов Сибири. Асеев писал: «Предполагается в предстоящем зимнем сезоне выступить согласованно объединенным футуристам, как на литературном поприще, так и организацией картинных выставок, футуристического книжного магазина, лекций, выступлений и т.д.».

После Владивостока Бурлюк читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 года жил в Японии, а с 1922 – в США. Написал воспоминания о Сибири 1918 – 1919 годов «Записки простого человека о днях совсем недавних» и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Также написал сборники малой прозы «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927), основанные на японских впечатлениях. Продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма».

В Нью-Йорке сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке и принял участие в выпуске альманаха «В плену небоскребов» (1924). В том же году вышел альманах «Свирель сабвея» и сборник «Сегодня русской поэзии». Всего в 1920-е – 1930-е годы в США было выпущено более двадцати книг Бурлюка, где, как правило, помещались стихи, рисунки, теоретические статьи, графическая поэзия, отрывки из дневников и воспоминаний. На обложках значилось «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма». После 1930-х годов выступал в основном как художник. В 1956 и 1965 годах Бурлюк приезжал в Советский Союз.

Умер Давид Бурлюк в городе Хэмптон-Бейз 15 января 1967 года.

Чем знаменит

Сейчас Давид Бурлюк наиболее известен даже не собственным поэтическим и живописным творчеством, а своей определяющей и организующей ролью в русском модернистском искусстве начала XX века. Во многом именно благодаря Бурлюку – «неистовому агитатору, спорщику, выдумщику, составителю громких заявлений и манифестов» – в качестве самостоятельного течения оформился русский футуризм. А роль Бурлюка в судьбе молодого поэта Маяковского и вовсе огромна.

О чем надо знать

К сожалению, современным зрителям мало известно творчество Давида Бурлюка-художника, между тем ему принадлежит немало интересных пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин, графических работ. Несколько картин Бурлюка есть в Третьяковской галерее, но самым интересным собранием располагает Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова.

Работы, созданные в американский период жизни Давида Бурлюка, находятся в частной коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк.

Прямая речь

«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки».

«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мёртвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе. Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм. Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Ещё и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение»».

Владимир Маяковский «Я сам»

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной…
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.

Давид Бурлюк (опубликовано в сборнике футуристов «Дохлая луна», 1913)

Искусственный глаз
прикрывался лорнеткой;
в сарказме изогнутый рот
напевал,
казалось, учтивое что-то;
но едкой
насмешкой
умел убивать наповал.

«Однажды вечером, когда я уже собирался лечь в постель, ко мне в дверь неожиданно постучалась Александра Экстер. Она была не одна. Вслед за нею в комнату ввалился высокого роста плотный мужчина в широком, по тогдашней моде, драповом, с длинным ворсом, пальто. На вид вошедшему было лет тридцать, но чрезмерная мешковатость фигуры и какая-то, казалось, нарочитая неуклюжесть движений сбивали всякое представление о возрасте. Протянув мне непропорционально малую руку со слишком короткими пальцами, он назвал себя: — Давид Бурлюк. Приведя его ко мне, Экстер выполняла не только мое давнишнее желание, но и свое: сблизить меня с группой ее соратников, занимавших вместе с нею крайний левый фланг в уже трехлетней борьбе против академического канона».

Бенедикт Лившиц «Полутораглазый стрелец»

«Года два назад в Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни «беременного мужчины». Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция».

Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»

11 фактов о Давиде Бурлюке

  • Один из братьев Давида Бурлюка – Владимир – и сестра Людмила стали художниками, другой брат – Николай – поэтом.
  • В детстве во время игры Давид Бурлюк случайно лишился глаза. Позднее монокль в стеклянному глазу стал элементом его футуристского стиля.
  • В Мюнхене одним из учителей Давида Бурлюка стал выдающийся австро-венгерский художник словенского происхождения Антон Ажбе. Он называл Бурлюка «удивительным диким степным конем».
  • Стихотворение «Каждый молод молод молод» представляет собой вольный перевод стихотворения «Праздник голода» («Fetes de la faim») французского поэта-символиста Жана-Артюра Рембо. На это указывает и заголовок «И. А. Р.», которые означает «из Артюра Рембо».
  • «Отцом русского футуризма» Давида Бурлюка впервые назвал Василий Кандинский.
  • Второй персональный сборник стихов Давида Бурлюка был издан в Японии в 1921 году и назывался «Восхождение на Фудзи-сан».
  • После произошедшего в 1923 году землетрясения, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, Бурлюк организовал в Нью-Йорке благотворительную выставку-продажу своих работ для сбора средств в помощь пострадавшим.
  • Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в США в середине 1920-х Маяковского и Есенина.
  • Именно Бурлюк познакомил Владимира Маяковского с российской эмигранткой Элли Джонс (урожденной Зиберт), которая стала матерью единственного ребенка Маяковского — Патриции.
  • Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944), которую иногда называют бурлюковской «Герникой».
  • Русским поэтам, продолжающим традиции футуризма, и исследователям (независимо от национальной принадлежности), изучающим русский авангард, вручается ежегодная премия – Международная отметинаоте имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Материалы о Давиде Бурлюке

Давид
Давидович Бурлюк

Биография и информация

«Отец русского футуризма», хлесткий в своих высказываниях и резкий в манифестах, Давид Бурлюк в жизни был человеком спокойным, неприхотливым и с обостренным отцовским инстинктом по отношению к «сбрасывающим классиков с парохода современности». Более того, человеком, который умудрялся не ссориться с окружающими его во множестве футуристами – а уж они, как правило, мягким нравом не отличались. При этом фамилия его стала нарицательной, а Александр Блок даже жаловался: «Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-либо другого…».

Давид Бурлюк родился в семье агронома в Харьковской губернии. У него было два брата и три сестры. Все они не чурались кисти, а Николай к тому же был неплох как поэт. Кстати, именно Николай «подарил», если уместно так говорить, отличительную внешнюю особенность Давиду. В детстве во время драки Николай выбил брату глаз. Впоследствии стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка. Он бравировал им и даже заявлял, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что на мир он смотрит одним глазом.

Давид обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Пришлось «довольствоваться» Мюнхеном (Королевская академия искусств) и Парижем (Школа изящных искусств Кормона).

Отличный организатор и заводила, он умел не только сплотить вокруг себя всех заинтересованных, но и проводил выставки, сочинял манифесты и лично выпестовал нескольких светил. Маяковский говорил, что именно Бурлюк сделал его поэтом – давал ему каждый день 50 копеек, чтобы тому не приходилось писать впроголодь. И речь отнюдь не о метафоре.

Читайте также  Краткая биография эмин

По возвращении после обучения в Россию Бурлюк оказался в самой гуще литературно-художественного авангарда. В 1910-е годы в имении Чернянка (Херсонский край), где его отец работал управляющим, побывали поэты Маяковский, Каменский и Хлебников, художники Ларионов и Лентулов и многие другие. Там же Давид Бурлюк написал знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу» , где призывал «сбросить классиков с парохода современности» .

Бурлюк был одним из организаторов художественного общества «Бубновый валет», в котором отрицали академизм и реализм, а вот к постимпрессионизму, фовизму и кубизму относились тепло. Впоследствии «Бубновый валет» распался на два течения: часть художников отделилась и избрала ориентиром новую французскую живопись (Роберт Фальк, Петр Кончаловский), а Бурлюк, Малевич, Гончарова и Ларионов ориентировались на национальный колорит, народное искусство и лубок. Свое движение они назвали весьма эпатажно – «Ослиный хвост».

Давид Бурлюк отметился, кажется, во всех многочисленных художественных направлениях того смутного времени. Исследователи этого периода любят обтекаемо говорить, что «творчество Давида Бурлюка весьма эклектично». В 1910-е годы он «заигрывал» с примитивизмом. Отголоски Шагала, отменившего законы гравитации и отправившего своих героев в полет, можно увидеть в «Безголовом парикмахере». Впрочем, именно в этой картине сходство чисто техническое, волшебство Шагала не перешло на холст Давида Бурлюка. Оно и понятно – он писал «Парикмахера» во время работы над «Пощечиной общественному вкусу», и отразил в ней «трех китов» футуризма: дисгармонию, ассиметрию и дисконструкцию. Где Шагал, и где дисгармония? Но все же справа из окошка, кажется, выглядывает «немного Шагала». Чувствуется здесь и отголосок «Парикмахерских» Михаила Ларионова (1, 2, 3).

А, к примеру, в «Жатве» и «Потрете песнебойца футуриста Василия Каменского» Бурлюк стал более убедительным. Здесь уже ощущается, что пространство картины живет по своим законам, а не просто нарушает привычные.

Нередко он обращался и к постимпрессионистическим мотивам, особенно в натрюрмортах. Ну разве не очевидно, что здесь «Ван Гога дух, Ван Гогом пахнет»? Позднее, эмигрировав в США, Бурлюк сам себя провозгласит «американским Ван Гогом».

Пейзажи Бурлюка в целом выполнены довольно реалистично. Особенность их в том, что он нередко использовал очень густую красочную фактуру, так что на холсте получались целые «наросты», как например, в «Пейзаже с дорогой».

Сколь хлесток и безжалостен Бурлюк в своих обличительных манифестах! Как рьяно призывает предать забвению всё, кажущееся вчерашним днем. Он обличает и уличает, отблеск его лорнета всегда на передовой. Кажется, такой человек и в жизни должен быть резким, неуемным, непримиримым. Что же говорят по этому поводу современники?

Давид Бурлюк всячески носился с Хлебниковым, заботился о Маяковском, который до конца жизни называл его своим учителем, совершенно потряс 25-летнего поэта Бенедикта Лившица, пригласив его в Чернянку со словами: «Деточка, едем со мной!».

«Отец русского футуризма» и вправду проявлял отеческие чувства к своим соратникам. Здесь уместно вспомнить менее известное выражение из «Манифеста», чем сбрасываемые Пушкин и Толстой, но, возможно, приоткрывающее загадку личности Давида Бурлюка: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» . Может, именно благодаря нахальному отсутствию пиетета по отношению к авторитетам прошлым он был наполнен нежностью и бережностью по отношению к нынешним – расхристанным, неуклюжим, колючим будущим героям? Есть легенда о том, что Илья Репин хотел написать портрет Велимира Хлебникова, но получил отказ. Хлебников заявил, что его уже написал Бурлюк, и лучше просто невозможно, поскольку «только там я похож на треугольник».

Позже Аристарх Лентулов будет разочарован встречей с Бурлюком, ибо ожидал увидеть эдакого демона с лорнетом, ниспровергателя ценностей, а перед ним предстал «средней руки бизнесмен на пенсии» . Лентулов вспоминает, что «по натуре Бурлюк был семьянин-обыватель, не стремящийся к роскоши» .

Во время гражданской войны Бурлюк оказывается в Башкирии, а затем странствует по Сибири и Дальнему Востоку, пропагандируя футуризм. К тому времени он уже женат. Мария Бурлюк (в девичестве Еленевская) эмигрировала с мужем в Японию в 1920 году (есть версия, что ее отец был влиятельным человеком во Владивостоке и помог с эмиграцией). В Японии Давид Бурлюк написал около десяти пейзажей: «Гора Фудзи, Япония», «Ворота храма в Японии».

Некоторые исследователи полагают, что японский период был для Бурлюка исключительно способом заработать деньги на эмиграцию в США, и писал он на потребу публике. Японские искусствоведы категорически не согласны с таким подходом. Тем более что о футуризме Бурлюк и в Японии не забывал: «На пляже». Страна Восходящего солнца вообще считает Давида Бурлюка родоначальником японского футуризма (и здесь он отец!).

В 1922 году Бурлюк переезжает в США и открывает издательство, которое выпускало прозу, стихи, публицистику и мемуары. Он успешно ассимилировался в Америке. Он много пишет, признан, его работы выставляются в лучших музеях и галереях, он много путешествует по Европе. В 1950 году даже открывает на Лонг-Айленде собственную галерею.

Давид Бурлюк сравнивал художественное произведение с аккумулятором, который должен подзаряжать. Судя по его жизни, он и сам оказался отличным «художественным произведением». И его заряда хватило для того, чтобы в полной мере проявило себя множество художников и поэтов нового искусства. Да и самому Бурлюку, не забываем, удалось «родить» и российский, и японский футуризм.

Краткая биография бурлюк

Давид Бурлюк. Фото с сайта http://chebuk.ru

Бурлюк Давид Давидович (1882/1967) — русский поэт-футурист. Его произведения опубликованы в известных футуристических сборниках начала XX века «Садок судей» и «Пощечина общественному вкусу». В 1920 году Бурлюк уехал в Японию, в 1922 году — в США, где и прожил всю жизнь.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 41-42.

Бурлюк Давид Давидович (1882 — 1967), поэт, художник.

Родился 9 июля (21 н.с.) на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.

С десяти лет увлекался живописью, в 1898 — 99 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В 1902 — 05 учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.

В 1909 — 10 вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим «действительным учителем».

Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе. При участии Бурлюка выходят сборники «Садок судей» (1913), «Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея», «Рыкающий Парнас» (1914). Кроме Бурлюка в них постоянное участие принимали Хлебников, Маяковский, Крученых и др.

В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

В 1918 — 19 уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 — в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма». В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

БУРЛЮК Давид Давидович (1882, хутор Семиротовщина Харьковской губ. — 1967, Лонг-Айленд, США) — поэт, художник, один из основоположников российского футуризма. Сын агронома. В 1898-1910 учился в Казанском и Одесском художественных уч-щах; изучал живопись в Германии и Франции. Вернувшись в Россию, в 1907-1908 Б. сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911-1914 занимался вместе с Д.Б. Маяковским в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Б. полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки». Картины и рисунки Б. разбросаны повсему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцировано в его книгах.или .книгах о нем. «Отец российского футуризма», Б. принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:

Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь;
«Звезды — черви, пьяные туманом»;
«Мне нравится беременный мужчина»

и т.д. В.В. Маяковский вспоминал о нем: «Мой действительный учитель, Б. сделал меня поэтом. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». В первую мировую войну Б. не подлежал призыву, т.к. у негоне было одного глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. В 1918-1920 странствовал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. В 1922 поселился в США. Свои сборники, брошюры, журналы Б. издавал сам с женой Марией Никифоровной Б. и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и В.В.Маяковском.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Поэт XX века

Бурлюк Давид Давидович [9(21)7.1882, Херсонская губ.— 15.1.1967, Лонг-Айленд] — поэт.

Бурлюк родился в семье агронома, ставшего управляющим имения в Херсонской губ. Проявив в юности интерес к живописи, Бурлюк учился в Казанском (1898-99), Одесском (1899-1901) художественных училищах, в Мюнхене и с 1907 выставлял свои картины.

В 1911 Бурлюк поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, там познакомился с В.Маяковским, на которого оказал сильное влияние. В.Маяковский вспоминал о начале их знакомства: «В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца» (Я сам // Маяковский В. СС. М., 1956. Т.1. С.19-20). Бурлюком, его братом Н.Бурлюком, В.Хлебниковым, В.Маяковским, В.Каменским, А.Крученых, Б.Лившицем была организована группа футуристов «Гилея».

Бурлюк считал себя поэтом с 1897, которым было помечено самое раннее его стих. «Ты богиня средь храма прекрасного. » (опубл. в 1923 // Русский голос. Нью-Йорк. 1923. 11 мая). Печатать свои стихи Бурлюк начал в 1910 в коллективном сборнике «Студия импрессионистов», в апреле — первый футуристический альманах «Садок судей», созданный Бурлюком вместе с В.Хлебниковым и В.Каменским. С этого времени Бурлюк стал непременным участником многих коллективных сборников футуристов. В одном только 1913 произведения Бурлюка вошли в книги «Пощечина общественному вкусу» СПб.), «Требник троих» и «Дохлая луна» М.), «Затычка» (Херсон). В том же году была опубликована и теоретическая работа Бурлюка «Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное искусство (Разговор г.Бурлюка, г.Бенуа и г.Репина о пародии и подражании)» (1913).

В 1914 вышла книга В.Хлебникова «Творения» со статьями о творчестве В.Каменского и Бурлюка, тогда же — сборник «Молоко кобылиц» при участии Бурлюка, В.Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина и др., в 1915 и 1916 — альманах «Стрелец» (примерно с тем же составом авторов), в 1916 — сборник стихов «Четыре птицы» (Бурлюк, Г.Золотухин, В.Каменский, В.Хлебников).

Читайте также  Краткая биография стивенсон

Революцию, как и все футуристы, Бурлюк встретил восторженно. Осенью 1917 Бурлюк вместе с В.Каменским организовал в Москве «Кафе поэтов», просуществовавшее до апр. 1918. Зимой 1918 подобных заведений в Москве расплодилось множество, но начинание Бурлюка и Каменского было одним из первых. «В «Кафе поэтов» я довольно часто бывал, даже как-то выступил»,— вспоминал И.Эренбург и описывал проходившие там вечера: «на эстраду, например, подымался Давид Бурлюк, сильно напудренный, с лорнеткой в руке и читал: «Мне нравится беременный мужчина. «» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.260).

В начале 1918 Бурлюк вместе с Маяковским и Каменским начали выпускать «Газету футуристов». 15 марта вышел первый, оказавшийся единственным, номер. В газете были напечатаны стихи Б., Маяковского, большая статья о поэзии И.Северянина, И.Эренбурга, М.Цветаевой, названная «Братская могила», и «Декрет №1 о демократизации искусства». Буйство почувствовавших свободу футуристов в полной мере выразилось в выпущенной ими в 1918 «революционной хрестоматии», названной «Ржаное слово», где были опубликованы и стихотворения Бурлюка.

В апр. 1918 Бурлюк уехал из Москвы, был на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Чтобы прокормить семью и в целях безопасности, Бурлюк переезжал с места на место, устраивал выставки, продавал картины, читал лекции, выступал на вечерах поэзии, продвигаясь все дальше и дальше на восток. Он посетил Златоуст, Уфу, Челябинск, Екатеринбург. Оказавшись в февр. 1919 в Кургане, Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост», затем задержался в столице «колчаковского государства» — Омске, потом были Томск, Иркутск, Чита и, наконец, Владивосток и Харбин, где Бурлюк провел почти год.

Бурлюк принял деятельное участие в жизни литературы и искусства на Дальнем Востоке, печатался во владивостокской газете «Дальневосточное обозрение», сотрудничал в других наиболее видных газетах и журналах в качестве поэта и новеллиста, переиздал в Харбине «Лысеющий хвост». Во Владивостоке Бурлюк вошел в неформальное содружество литераторов — приверженцев футуризма «Творчество», куда входили также Н.Асеев, С.Третьяков, С.Алымов, Н.Чужак и др., а 1 окт. 1920 уехал в Японию, где уже 14 октября открыл выставку русского искусства в Токио, выступал с лекциями и вскоре выпустил в Иокогаме свою вторую книгу стихов с собственными иллюстрациями «Восхождение на Фудзи-сан» (1921).

Из Японии Бурлюк уехал в Америку и 2 сент. 1922 прибыл в Нью-Йорк. Дальневосточное путешествие Бурлюк дало ему немало материалов для самых разнообразных жанров. Еще в Японии он послал в Берлин очерк «Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке», опубликованный в журнале «Новая русская книга» (1922. №2). Друзья Бурлюка по Владивостоку — Н.Асеев, С.Третьяков и Н.Чужак — поместили его стих. «Сибирь» («Мы ведали «Сибирь». Кеннана. ») в вышедшем в Чите сборнике «Сибирский мотив в поэзии» (1922). Они же издали в Чите книгу сонетов Бурлюка «Сибирь» (1922). Уже в Америке Бурлюк написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные общим заголовком «Записки простого человека о днях совсем недавних», и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Японские впечатления послужили темой сборник рассказов Бурлюка «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон» (1927).

Нью-Йорк предстал для Бурлюка материализованным образом его футуристических мечтаний, воплощением его урбанистических устремлений. Бурлюк искренне верил, что футуризм — это подлинное искусство пролетариата, и вскоре по приезде за океан Бурлюк сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке (отдел Всероссийского союза крестьянских писателей) и принял участие в выпуске альм, этого кружка «В плену небоскребов» (1924), куда поместил несколько своих стих. В том же году был выпущен еще один альм. («Первый кооперативный сборник» — «Свирель сабвея») со стихами Бурлюка и подготовленный им сборник «Сегодня русской поэзии», куда помимо собственных произведений Бурлюка поместил стихотворения Каменского, Маяковского, Асеева и др. Книгами «Автобиография и стихи» (1924) и «Бурлюк пожимает руку Вульворту Билдингу» (1924) Бурлюк отметил 25-летие своей художественно-литературной деятельности (1898—1924), а к 20-летию футуризма Бурлюк в 1929 выпустил книгу «Энтелихизм. Теория. Критика. Стихи. Картины» (1907-30). Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в Америку в середине 1920-х В.Маяковского и С.Есенина.

В течение 1920-х вышло около 20 книг Бурлюка. Почти все произведения Бурлюка этого периода представляли собой своего рода коллаж из стихов, рисунков, теоретических статей, графической поэзии, дневниковых записей, воспоминаний и тщательно подобранных отзывов критики об авторе. На многих книгах Бурлюка, изданных в Америке, стоял гриф: «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма».

В начале 1930-х Бурлюк еще продолжал литературно-издательскую деятельность. Он выпустил сборник-антологию, посвященную «светлой памяти В.В.Маяковского»,— «Красная стрела» (1932). В книгу вошли стихи Бурлюка, его рисунки, материалы для библиографии Бурлюка — литература на русском и других языках. Подготовил и выпустил Бурлюк, также включив туда свои произведения, литературно-художественный сборник ассоциации «Русских пролетарских писателей, художников и артистов в Америке» — «Серп и молот» (1932).

В дальнейшем Бурлюк выступал в основном как художник, и в этом качестве его судьба сложилась достаточно удачно.

В 1930-60-х состоялось более 30 выставок его картин.

В 1956 и 1965 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Встречавшийся с ним И.Эренбург так написал в связи с этим: «В Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным: ни лорнетки, ни «беременного мужчины»» (Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 1. С. 260).

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 315-317.

БУРЛЮК ДАВИД ДАВИДОВИЧ

Русский поэт и художник, один из основоположников футуризма.

Ранние годы

Родился в семье агронома-самоучки и управляющего имениями Давида Давидовича Бурлюка и его жены Людмилы Михневич. Предки по отцовской линии были казаками, по материнской – белорусского происхождения. У Давида были младшие братья и сестры, Николай, Владимир, Людмила, Надежда и Марианна. Все отпрыски Бурлюков проявили себя на поприще искусства. Николай стал поэтом, Владимир, Людмила, Надежда и Марианна занимались живописью.

В 1895-1896 гг. обучался в Тамбовской гимназии. Летом 1896 г. семья Бурлюков жила в тамбовском имении графини Остен-Сакен. Вероятней всего, именно там Давиду было нанесено физическое увечье, в результате которого он лишился левого глаза. На протяжении длительного времени считалось, что это трагическое событие произошло по вине одного из младших братьев Бурлюка. Однако сам Давид Давидович никогда не упоминал подробностей произошедшего. В пражском архиве семейства Бурлюков Е. Деменок нашел записи, сделанные Давидом, которые позволяют интерпретировать эту травму, как нанесенную по неосторожности самим Бурлюком во время игры. Из-за того, что в деревне, где находилось имение Остен-Сакен, ему не было оказано своевременной медицинской помощи, глаз был впоследствии удален. Всю оставшуюся жизнь Бурлюк ходил со вставным стеклянным глазом, ставшим частью его экстравагантного стиля.

В 1898-1900 гг. учился в Казанском училище изящных искусств. Затем продолжил свое художественное образование в подобном учебном заведении в Одессе (1900-1901, 1910-1911). Знаковым в творческом становлении Бурлюка стал 1902 год, когда, по его собственному выражению, он начал писать красками «запоем». Уже тогда Давид Давидович проявил потрясающую работоспособность, написав за лето 1902 г. более 350 этюдов, которые он представил на суд своих учителей. Однако те не оценили эти произведения, сказав, что «это не искусство, а какое-то фабричное производство».

Еще будучи студентом, Давид Давидович принимал участие в ежегодных выставках Товарищества Южнорусских художников (в 1906 и 1907 гг.). В начале 1900-х Бурлюк изучал живопись в Мюнхене, беря частные уроки у профессора Вилли Дитца, и в Париже в Школе изящных искусств Кормона. В 1908 г. Бурлюк вместе с братом Владимиром, В. Д. Баранов-Россине, А. Богомазовым и А. Экстер организовал выставку авангардной арт-группы «Звено» в Киеве. В 1911 г. он окончил Одесское училище с дипломом учителя чистописания и рисования «второго разряда».

Творческая деятельность

В 1910 г. Давид Давидович вместе со своими братьями организовал в Херсоне литературно-художественную группу футуристов «Гилея». Вскоре к ней присоединился В. Хлебников, ставший ее идейным лидером., В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Е. Гуро. В 1910 г. группа открыла издательство «ЕУЫ» и опубликовала сборник «Садок судей 1». Члены «Гилеи» придерживались в своих взглядах левых позиций, их выступления на литературных диспутах всегда становились ярким событием. Вскоре за группой закрепилась репутация самой громкой из всех футуристических групп. В 1912 г. «Гилея» издала поэтический сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором состоялся дебют В. Маяковского. Также туда вошли стихотворения В. Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Каменского и др. К сборнику прилагался манифест, где в нарочито эпатажной манере отрицались прежние эстетические ценности и заявлялся разрыв с существующей литературной традицией. Авторами этого одиозного текста, предлагавшего «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч.проч. с Парохода Современности», были Бурлюк, Крученых и Маяковский. Оплотом нового словесного искусства стали и другие альманахи «Гилеи»: «Садок судей 2», «Требник троих», «Затычка», «Весеннее контрагенство муз», «Первый журнал русских футуристов» (1914). В 1913 г. «Гилея» вошла в объединение художников «Союз молодежи», результатом сотрудничества с которым стало создание театра «Будетлянин».

Литературная деятельность Бурлюка шла в параллели с его занятиями живописью. В 1911-1914 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его работы были представлены на выставке «Синего всадника» в Мюнхене (1911). Знаковой работой этого периода стал «Синтетический пейзаж» (1911), представленный на выставке «Союза молодежи» с названием «Моменты разложения плоскостей и элементы ветра и вечера, интродуцированные в приморский пейзаж (Одесса), изображенный с 40-х точек зрения».

Из-за физического увечья Бурлюк не был призван в армию, и во время Первой мировой войны продолжал активную творческую деятельность. В 1915-1917 гг. проживал в поместье жены Марии в Уфимской губернии, где за этот период создал более 200 полотен. В 1917 г. вместе с Маяковским и Каменским создал в Москве «Кафе поэтов». В 1918 г. Бурлюк вернулся в Уфу, откуда вскоре отправился в турне по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку вместе Маяковским и Каменским. В 1919 г. вместе с семьей (женой и двумя детьми) он оказался во Владивостоке, откуда в 1920 г. эмигрировал в Японию.

В эмиграции

В 1920-1922 гг. семья Бурлюков проживала в Японии, изучая восточное искусство. Давид Давидович активно занимался живописью, находясь под влиянием японской культуры. В этот период им было написано около 300 картин, доход от продажи которых позволил ему переехать в США. С 1922 г. Бурлюк вместе с семьей проживал в Нью-Йорке.

В США Бурлюк продолжил активно пропагандировать постулаты футуризма в качестве автора газеты «Русский голос», многочисленных брошюр, поэтических сочинений и пр. Вместе с женой он распространял свои сборники в том числе и в СССР. С 1930 г. издавал журнал «Цвет и рифма», где публиковались его стихотворения, репродукции живописных работ, рецензии и пр. Объем издания составлял от 4 до 100 страниц. Также Бурлюк продолжал участвовать в выставках современной живописи, в том числе в Ленинграде.

В 1940 г. Бурлюк запросил разрешение на посещение СССР в обмен на его архив, где было отражено их сотрудничество с В. Маяковским, однако советские власти не разрешили въезд в страну. Давид Давидович смог посетить родину лишь в 1956 и 1965 гг.

Творческое наследие Д. Бурлюка насчитывает около 20000 произведений. Его имя прочно вписано в историю русской литературы как «отца российского футуризма». Маяковский называл его своим «действительным учителем» и человеком, «сделавшим меня поэтом». Находясь в поиске новых путей в искусстве, Бурлюк привнес разнообразные новаторские решения, как в литературе, так и в живописи. Так, он одним из первых начал использовать в своих произведениях коллаж.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: