Краткая биография добролюбов

Краткая биография добролюбов

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861)

Русский публицист, литературный критик, поэт, революционный демократ. Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю — 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде. Кроме Николая в семье было еще семеро детей. Безграничную привязанность Николай Добролюбов питал только к матери — доброй, приветливой, умной и благородной: «От нее, — писал Добролюбов в своем дневнике вскоре после смерти матери, — получил я свои лучшие качества; с ней сроднился я с первых дней моего детства; к ней летело мое сердце, где бы я ни был; для нее было все, что бы я ни делал». К отцу относился отчужденно, но с уважением и почтительностью. Уже в три года Николай Добролюбов прекрасно декламировал многие басни И.А. Крылова. Когда Николаю исполнилось 8 лет, его образованием занялся семинарист философского класса М.А.Костров, позднее женившийся на сестре Добролюбова. Костров отказался от стандартного зазубривания и старался развивать мыслительные способности ученика. Когда 11-летнего Николая Добролюбова отдали в старший класс духовного училища, он поразил всех осмысленностью ответов и начитанностью. Через год Добролюбов перешел в семинарию, где также оказался сразу среди первых учеников, несмотря на то, что большинство из них были старше Николая на 4-5 лет. Сочинения семинариста Добролюбова занимали 30, 40, а иногда и 100 листов. Особенно объемны были его сочинения на философские темы и по русской церковной истории. Уже в 14 лет Николай Добролюбов начал общаться с редакциями по поводу переведенных им стихотворений Горация, а в 15 лет стал вести свой дневник.

В 1853, по окончании курса семинарии, Добролюбов приехал в Петербург поступать в духовную академию, но, вопреки желаниям отца, поступил в Главный педагогический институт, где студенты находились на казенном иждивении. В институте Добролюбов был главой оппозиционного студенческого кружка, противодействовавшего чиновничьему отношению директора института Ивана Ивановича Давыдова, а в 1856 году в «Современнике» (№ 8) Добролюбов опубликовал ироничную критику одного из отчетов института. В 1855 выпускал нелегальную рукописную газету «Слухи». В 1857 Добролюбов закончил обучение в институте, не получив золотой медали только из-за враждебного отношения И.И.Давыдова, но от учительской службы, обязательной для него как для человека, учившегося на казенном иждивении, старался уклониться. Еще в 1856 году Николай Добролюбов познакомился с Н.Г. Чернышевским и с Н.А. Некрасовым и вскоре стал сотрудничать в журнале «Современник» в качестве редактора критико-библиографического отдела. В 1859-1861, являясь составителем, редактором и основным автором сатирического отдела «Современника» «Свисток», печатал фельетоны и стихотворные пародии. В 1857-1859, одновременно с работой в «Современнике», печатался в «Журнале для воспитания». Свои произведения Добролюбов часто или вовсе не подписывал, или печатал за подписью «бов», или под псевдонимом «Лайбов» (окончания имени и фамилии: Николай Добролюбов), в сатирическом приложении к «Современнику» «Свисток» печатался под псевдонимом «Конрад Лилиеншвагер», «Яков Хам» и другими.

«Одна за одной исчезали самые горячие привязанности его. В первый же год пребывания в институте умерла мать. Летом 1854 г., во время каникулярной побывки Добролюбова в Нижнем, умер от холеры отец его, оставив дела в самом запутанном положении и семь человек детей мал-мала меньше. Затем последовал целый ряд других родственных потерь, потрясавших Добролюбова своей непрерывностью и какой-то систематичностью: в течение двух-трех лет умерли у Добролюбова брат, сестра и две любимые тетки. Когда умер отец, Добролюбову было 18 лет. Но он ни на минуту не усомнился в том, что теперь он глава семьи и должен взять в свои руки устройство ее благосостояния. И вот, сам нуждаясь в поддержке, он не только отказывается от своей доли в наследстве, но тотчас же по возвращении в Петербург энергично берется за уроки, корректуру, литературную работу, всякий лишний грош отсылая в Нижний, где за его малолетними братьями и сестрами присматривали несколько ближайших родственников. С каждым годом помощь эта становится все серьезнее, и мало-помалу еще не достигший совершеннолетия юноша превращается в главную опору семьи. В 1858 г., когда две оставшиеся сестры были при его помощи выданы замуж, он окончательно взял к себе двух маленьких братьев и с образцовой нежностью заботился о них. Когда через год болезнь заставила его уехать за границу, он выписал в Петербург брата отца, который и взял на себя надзор и уход за мальчиками. При полной непрактичности Добролюбова все это стоило ему больших денег, и его очень значительный заработок на три четверти уходил на семью. Такое идеальное отношение к близким было в Добролюбове исключительно делом серьезного понимания своих обязанностей, потому что душевного удовлетворения постоянные заботы о родственниках ему не давали никакого. Диаметрально-противоположные с ним в воззрениях на жизнь, эти подавленные нуждой люди были совершенно чужды ему по духу; кроме сообщений о здоровье, деньгах и других мелочах, с ними не о чем было переписываться. Вот почему многочисленность родни ни на одну минуту не уменьшала чувства гнетущего одиночества, подавлявшего Добролюбова с тех пор, как он в 1857 г. окончил институт и растерял лучших товарищей, частью потому, что они разъехались по разным городам.» («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Добролюбов Николай Александрович»)

В мае 1860 Николай Добролюбов по настоянию друзей и редакции «Современника» выехал за границу для лечения начинающейся чахотки. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, но болезнь вылечить не удалось. В июле 1861 Николай Александрович Добролюбов вернулся в Петербург, где 29 ноября (по старому стилю — 17 ноября) 1861 года умер от туберкулеза. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге (рядом с могилой В.Г. Белинского). Первая биография Н.А.Добролюбова, составленная на основе «Материалов», собранных Н.Г. Чернышевским, была напечатана в 1862 году в журнале «Современник» (№1).

Среди произведений Николая Александровича Добролюбова — стихи, фельетоны, стихотворные пародии, публицистика на литературные, философские и исторические темы: «На 50-летний юбилей Н.И.Греча» (1854; стихотворение), «Ода на смерть Николая I» (1855; стихотворение), «Собеседник Российского Слова» (1856; статья; впервые напечатана в «Современнике» под псевдонимом Лайбова), «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858; статья), «Первые годы царствования Петра Великого» (1858; статья), «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» (1858; статья), «Литературные мелочи прошлого года» (1859; статья), «Что такое обломовщина?» (1859; статья о романе И.А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» (1859; статья о пьесах А.Н. Островского), «Луч света в темном царстве» (1859; статья о пьесах А.Н. Островского), «Когда же придет настоящий день?» (1860; статья о романе И.С. Тургенева «Накануне»), «Черты для характеристики русского простонародья» (1860, статья), «Непостижимая странность» (1860; статья), «Отец Александр Гавацци и его проповеди» (1860; статья), «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» (1860; статья), «Пускай умру, печали мало» (1861; стихотворение), «Забитые люди» (статья о повести Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»), «Роберт Овэн и его попытки общественных реформ», рецензия на книгу И.Бабста «От Москвы до Лейпцига».

Николай Александрович Добролюбов — краткая биография

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую. Портал «Культура.РФ» публикует любопытные тезисы просветителя о воспитании и образовании в России.

Детство и учеба в Нижнем Новгороде

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.

Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.

С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Философия

В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.

Краткая биография

  • В 1853 г. Н. Добролюбов отправился в Петербург для продолжения духовного образования – поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно для всех решил сдавать вступительные экзамены в Педагогический институт. Был принят на историко-филологический факультет.
  • 1854 год стал очень тяжёлым для него: с разницей в несколько месяцев ушли из жизни его родители – сначала мать, а затем и отец. Начался период жизни, который сам Добролюбов назвал «подвигом переделывания».
  • Именно в этот год Добролюбов охладел к вере и стал радикальным атеистом, начал разделять антикрепостнические и антимонархические настроения. Он писал сатирические стихи, обличавшие царский режим и личность царя, что окончилось для него карцером.
  • К личным потерям прибавились и внешние обстоятельства жизни: умер император Николай I, началась Крымская война 1853-1856 гг., в студенческой среде стали образовываться оппозиционные к правительству кружки, один из них возглавил Николай Добролюбов.
  • В 1855 г. Добролюбов организовал нелегальную, с революционным уклоном газету «Слухи», и в ней также обличал царский режим. Писал смелые революционные стихи. начал вести активную революционно-пропагандистскую работу в студенческом кружке.
  • В 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1856 г.) произошло знакомство Добролюбова с Чернышевским, которое переросло в дружбу и тесное сотрудничество двух уникальных высокообразованных личностей. Знакомство с Н. Некрасовым.
  • Чернышевский в 1856 г. способствовал началу работы Николая Добролюбова в петербургских газетах и журналах, где тот печатался под различными псевдонимами в основном с материалами против самодержавия.
  • В 1857 г. Добролюбов начал работать в журнале «Современник», возглавив отдел литературной критики.
  • В 1857 г. Н. Добролюбов окончил институт с блестящим результатом, достойным золотой медали. Но этой награды он был лишён за свои политические убеждения и вольнолюбивые взгляды. Поступил домашним учителем к детям князя Куракина.
  • 1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
  • К началу 1859 г. Добролюбов стал центральной фигурой в области литературной критики в русле революционно-демократической идеологии и кумиром разночинной интеллигенции.
  • В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
  • Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
  • В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.
Читайте также  Краткая биография петроний

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

  • В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
  • В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
  • Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер 17 (29 по новому стилю) ноября 1861 г. в Петербурге.
  • Похоронен на Волковом кладбище Петербурга рядом с В. Белинским.
  • Его похороны переросли в общественную демонстрацию.

Смерть


Могила Добролюбова на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
Умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты был в сознании. В соседней комнате безвыходно сидел Н. Г. Чернышевский.

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, за несколько дней до смерти Н. А. Добролюбов произнёс: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть. Хоть бы ещё года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!»

Н. А. Добролюбов похоронен на Волковском кладбище рядом с могилой Виссариона Белинского. Позднее часть кладбища вокруг их захоронений стала популярным местом упокоения других русских писателей и литературных критиков, получив название «Литераторские мостки» и в настоящее время став одним из самых престижных в Санкт-Петербурге мест захоронения выдающихся деятелей науки и культуры.

Творчество

Жизнь Добролюбова была короткой, но очень насыщенной умственной деятельностью. Он много писал. В основном это были литературно-критические работы, но в них он умел выразить свои общественно-политические взгляды, созвучные времени. По словам литературоведа Д. Святополка-Мирского, Добролюбов в своих литературно-критических статьях не столько анализировал литературную сторону произведений, сколько пользовался ими как «предлогом для социальной проповеди».

Литературная критика и публицистика

Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:

  • «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. Тургенева «Накануне»). эта статья привела к окончательному разрыву с Тургеневым.
  • «Что такое обломовщина?» (о романе И. Гончарова «Обломов»).
  • «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Островского «Гроза»).
  • «Темное царство» (о пьесах А. Островского).
  • «Забитые люди» (о романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»).
  • «О русском историческом романе».
  • «Сочинения Пушкина».
  • «Стихотворения Н.М. Языкова».
  • «Стихотворения А.Н. Плещеева».
  • «Стихотворения Ивана Никитина» и многие другие.

Философия

Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.

Поэзия

Стихи Добролюбова отличались тематическим разнообразием: стихи-размышления («Милый друг, я умираю…»), сатирические стихи, стихотворные пародии, переводы Г. Гейне.

Педагогика

Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:

  • Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
  • Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
  • Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
  • Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
  • В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
  • Осуждение физических наказаний в школе.
  • Важное значение придавал нравственному облику учителя.

Спор о грамотности

Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.

«…Г. Аппельрот не решится, конечно, отвергать преимущество общего образования для всякого звания, пола и возраста. По словам самого г. Аппельрота, это образование должно «дать направление всей жизни простолюдина, изъяснить ему назначение и призвание его, призвание человеческое, христианское и гражданское». Спрашивается, можно ли достигнуть этого без пособия грамотности? Очевидно, что если и есть средства, то далеко не так удобные и совершенные, как грамотность».

Из статьи «Современное обозрение»


Воскресные школы в Петербурге. Литография В.Ф. Тимма. 1890 год

Поэзия

Добролюбов был также поэтом-сатириком, остроумным пародистом, душой выходившего при «Современнике» литературного приложения «Свисток». В нём Добролюбов-поэт выступал под тремя пародийными масками — «обличителя» Конрада Лилиеншвагера, австрийского «патриота» Якова Хама и «восторженного лирика» Аполлона Капелькина (маски метили прежде всего в Розенгейма, Хомякова и Майкова соответственно, но носили и более общий характер). Добролюбов писал и серьёзные стихи (наиболее известно «Милый друг, я умираю…»), переводил Гейне.

Николай Добролюбов. Краткая биография и воззрения

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) — русский революционный демократ, молодой философ и литературный критик.

P.S. Приношу свои извинения тем товарищам, кто привык либо предпочитает текстовые материалы, данный репост преследует своей целью именно обратить внимание потенциального читателя и пытливые умы к образованию, к самообразованию, к пробуждению критической мысли, без которой Человек в принципе немыслим.

Сьогодні, 13 серпня, погода в Україні буде однаковою майже у всіх регіонах

Читайте также

  • 13:25

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Видео-новости

Вопросы — ответы

Реклама

Работа

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

  • Родные погибших при взрыве автобуса в Воронеже получат по одному миллиону рублей
  • В Анапе ввели режим ЧС из-за прогнозируемых залповых ливней
  • Александр Лукашенко рассказал о передаче власти в Белоруссии новому поколению
  • Журналистке Би-би-си Саре Рейнсфорд отказали в продлении рабочей визы в Россию
  • Журналистке Би-би-си Саре Рейнсфорд отказали в продлении рабочей визы в России
  • Джордже Деспотович исключен из заявки «Рубина» на сезон РПЛ
  • Канцлер Германии Меркель посетит Россию 20 августа и через два дня Украину
  • Доктор военных наук: у версии о взрыве баллона в автобусе в Воронеже есть недостатки
  • Российские ученые выяснили, что у перенесших коронавирус мужчин ухудшилось качество спермы
  • В России вторые сутки подряд фиксируют максимум смертей от коронавируса

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

600-700 грн/кг: на украинских рынках людям продают «золотые» ягоды, и это не предел

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

Читайте также  Краткая биография серафимович

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Краткая биография Добролюбов Н.А

Краткая биография Добролюбов Н.А

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы». Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853 несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом…, 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии. Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии. В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы. В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб… топор на деспота поднял». В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в России 1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине». Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия. В «Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни» г.Пирогова (1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника». В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения. К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много…, Нет, мне не мил и он, наш север величавый… и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру – печали мало…
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.

Добролюбов Николай Александрович — биография

Добролюбов Николай Александрович (1836–1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста.

Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 — в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, — всего больше романы».

Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853 несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом…, 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.

Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и «Сын отечества» (не были опубликованы).

Добролюбов писал также статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т. п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.

В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания.

В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.

В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856.

Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник. Ив. Греча, 1854), был посажен в карцер.

Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы «раб… топор на деспота поднял».

В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания — Тайные общества в России 1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н. Г. Чернышевским, в котором его потрясло наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине».

Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник». Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия.

В «Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова (1857), Сочинения гр. В. А. Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».

В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе.

Продолжал активно работать в «Современнике»: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения.

К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.

Читайте также  Краткая биография кизи

В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А. Н. Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.

Добролюбов писал и для «Свистка» — сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.

Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции.

Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства.

Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много…, Нет, мне не мил и он, наш север величавый… и др.

В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф. М. Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру — печали мало…

Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.

Биография Н.А. Добролюбова

Основные вехи жизни русского публициста и критика Н.А. Добролюбова. Его семья, истоки взглядов, этапы деятельности, формирование личности, профессиональная литературная деятельность. Его вклад в прогрессивные традиции русской общественной мысли ХIХ века.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.12.2013
Размер файла 10,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт филологии и языковой коммуникации

по просеминарию: основы теории и практики журналистики

тема работы Биография Н.А. Добролюбова

добролюбов публицист литературный

Н.А. Добролюбов — русский публицист, критик, один из ведущих деятелей эпохи, которую называют «шестидесятыми годами» ХХ века. Невероятно яркая, интересная личность, властитель дум русской интеллигенции. Его статьи читались и перечитывались, самые значимые места выписывались и учились наизусть. Прожив весьма короткую жизнь, этот человек сумел оставить в ней заметный след, а его творения находятся под пристальным вниманием широкого круга читателей и по сей день.

Цель нашей работы — раскрыть биографию Н.А. Добролюбова: показать основные этапы его жизни, формирование личности, профессиональную деятельность, место в историческом процессе. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

· изучить и проанализировать научную литературу по выбранной теме

· обобщить и систематизировать полученную информацию

Основой для нашей работы послужили монография В.С. Никоненко «Н.А. Добролюбов и прогрессивные традиции русской общественной мысли», биографические повествования «Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров» под научной редакцией Н.Ф. Болдырева и сборник научных трудов «Н.А. Добролюбов в воспоминаниях современников», подготовленных С.А. Рейсером.

1. Основные вехи жизни, истоки взглядов, этапы деятельности

Н.А. Добролюбов родился 24 января 1836 года в патриархальной семье домостроевского типа. Отец его, Александр Иванович, будучи священником нижегородской Никольской церкви и педагогом в канцелярском училище, находился дома мало, соответственно немного внимания уделял воспитанию собственных детей. Они всецело росли под попечением матери, Зинаиды Васильевны (женщины, по общим отзывам, умной и прекрасной). Но Н.Ф. Болдырев указывает, что отец, пусть и по-своему, любил сына, довольно часто хвастался его способностями, однако мальчик все же был больше привязан к матери. В 1846 году десятилетнего Николая отдали в высший класс духовного училища (важно отметить, что обучались там 12-15 летние дети), где он достиг поразительных успехов, особенно в изучении латинского языка, «наиболее замечательные из его упражнений учитель с искренним удовольствием читал и разбирал в классе при всех» [цит. по Болдыреву В.А., 1997]. В 1848 году мальчик перешел во 2-е отделение словесности. Семинарские годы Добролюбова проходили тихо и однообразно, чередуясь с незначительными радостями и домашними невзгодами (постоянные вспышки гнева отца). Николай был отчужден от семинарских товарищей, да и они не тянулись к нему, считая своего рода аристократом среди них (т.к. он был сыном уважаемого городского священника). Такая замкнутая жизнь способствовала тому, что Добролюбов все больше и больше зарывался в книги: исторические, философские труды, творения русских литераторов (библиотека отца состояла из 400 томов). В 13 лет начал писать стихи, переводил Горация. С 17-летнего возраста вдался в суровый аскетизм. В этот же период внутреннее развитие его, переживает фазы, обычные для людей его возраста — рефлексии и романтические порывы. Кроме этого голова его заполняется мечтами об университете и литературной славе. Н.Ф. Болдырев пишет, что особое благотворное влияние в это время на него оказывает учитель немецкого языка И.М. Сладкопевцев. Но отец был решительно настроен против университета, мечты об авторстве тоже начали колебаться из-за неуверенности в своих силах, а Сладкопевцева перевели в Тамбов. Все эти обстоятельства привели к тому, что Добролюбов впал в жуткую апатию. Но это был кризис, после которого юноша впервые трезво взглянул на свое положение и осознал, что даром ему ничего не достанется, возникли первые проблески нового идеала — идеала положительного труженика. Добролюбов почувствовал, что перерос рамки семинарского учения, и идя на компромисс с отцом решает поступить в петербургскую Духовную академию. 4 августа 1853 года он выехал туда.

Приехав в академию, Добролюбову сообщили, что он должен жить на частной квартире до окончания экзаменов. Земляки уже заранее подыскали ему «угол». Но этот случайный наем комнатки имел роковое значение в его жизни. Вместе с ним поселился студент педагогического института, который рассказал своему соседу, о нехватке студентов в заведении. Это известие привело Добролюбова в волнение, и он решает держать экзамен и в институте и в академии. Успешно пройдя все экзаменационные испытания в педагогическом институте, Николай был зачислен, безусловно, мысли об академии отступили на второй план, несмотря на недовольство отца (вскоре отец сменяет гнев на милость, так как Архиерей одобрил поступление его сына). Первые впечатления, вынесенные им из института, были самые светлые. Он погрузился в изучение немецкой литературы, греческого языка, римских классиков, самостоятельно осваивал французский. «Он читал везде и всегда…в столе у него было столько разного рода заметок, тетрадей…в шкафу — столько книг, что и ящик в столе, и полки в шкафу ломились» [цит. по Болдыреву В.А., 1997]. Добролюбов обратил на себя внимание и педагогов и товарищей, в литературных спорах всегда выигрывал. Но в то же время, не был глухим педантом, всегда с удовольствием относился к житейскому разговору. Безмятежную жизнь Добролюбова поколебали два жестоких удара: смерть сначала матери (8 марта 1854 года), затем отца (6 августа того же года). Б.Ф Егоров отмечает, что почти одновременная потеря родителей так потрясла умственный и нравственный мир Добролюбова, что все его убеждения, в духе которых он был воспитан с детства пошатнулись, и началась мучительная переработка всего его миросозерцания.

Николай всеми силами старался зарабатывать (давал уроки, делал переводы), чтобы помочь в обеспечении своих братьев и сестер, отданных на попечение разным небогатым родственникам. Но как ни тяжело было материальное положение Добролюбова и как ни много забот и тревог причинял вопрос о помощи родным, он продолжал развиваться под влиянием профессоров, ученых занятий. Мало-помалу стал принимать живое участие в литературном движении того времени, снова начал писать стихи. Болдырев пишет, что третий курс института ознаменовался огромным количеством столкновений с начальством (студенты разделились на два лагеря: приверженцев директора Давыдова и оппозиционеров; Добролюбов относился ко второму, но вскоре разочаровался во всем этом). Несмотря ни на что, Добролюбов оставался терпимым к людям. Здесь мы видим зародыш тех гуманных, чисто христианских взглядов, проводимых в его статьях. В продолжение последних двух лет пребывания в педагогическом институте (1856 и 1857) окончательно выработались убеждения Добролюбова, его стремления, целиком направленные к общественным идеалам, и при этом суровый, ригористический характер, доходивший порою до аскетизма. На молодые страсти и вспышки влюбчивости он смотрел с презрением как на слабости.

Начало литературной деятельности Добролюбова относится к последним годам институтского курса. От стихов перешел к прозе. В 1855 году выпустил 19 номеров рукописного журнала «Слухи» и принялся за опыты в беллетристике. Опубликовал несколько критических статей в «Современнике» (Н.Ф. Болдырев отмечает, что первая из них о «Собеседнике любителей российского слова» произвела фурор и вызвала много откликов, даже от Галахова), полноценное сотрудничество с которым было отложено до окончания курса.

По окончании института наступает новый этап профессиональной деятельности Добролюбова. По предложению Некрасова он встал во главе журнала «Современник». В любви Николая Добролюбова, периодически постигали неудачи, поэтому он все более и более погружался в труд. Много времени уделял писателям-новичкам, всегда вовремя прочитывал присылаемые рукописи, писал статьи сам, и даже жил в соседних от редакции комнатах. «Он очень заботился, чтобы ни одна фраза не противоречила направлению журнала…» [цит. по Болдыреву В.А., 1997]. В конце 1858 года открыл в «Современнике» особенный сатирико-обличительный отдел «Свисток». Прямодушие и полное отрицание компромиссов во всех литературных отношениях Добролюбова привели к конфликту с Тургеневым. После которого он и некоторые другие (Писемский, Анненков, Дружинина) покинули журнал. С появлением новых критиков и публицистов, старые стали на них «коситься», и в «Современнике» произошел раскол. Разрыв Тургенева с журналом, наделал много шума и повлек за собой разрыв двух поколений — людей сороковых годов и шестидесятых.

В.С. Никоненко отмечает, что огромная напряженная работа в «Современнике» подорвала слабое здоровье Добролюбова и у него началась чахотка. В 1860 он ездил в Италию на лечение, по возвращении в Россию болезнь обострилась и 17 (29) ноября Николай Александрович Добролюбов умер и был похоронен на Волковом кладбище, рядом с могилой В.Г. Белинского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: