Краткая биография роллан
Ромен Роллан
Биография
Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Книги
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:
«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
Смерть
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Могила Ромена Роллана
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Ромен Роллан
Ромен Роллан (1866-1944) – французский писатель, прозаик, эссеист, общественный деятель, драматург и музыковед. Иностранный почетный член АН СССР.
Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915): «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».
В биографии Ромена Роллана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.
Итак, перед вами краткая биография Роллана.
Биография Ромена Роллана
Ромен Роллан появился на свет 29 января 1866 г. во французской коммуне Кламси. Он рос и воспитывался в семье нотариуса. От матери ему передалась увлечение музыкой.
Еще в раннем возрасте Ромен обучился игре на пианино. Стоит заметить, что в будущем многие его произведения будут обращены к музыкальной тематике. Когда ему было около 15 лет он с родителями переехал жить в Париж.
В столице Роллан поступил в лицей, а затем продолжил получать образование в высшей школе Эколь Нормаль. По окончании учебы парень отправился в Италию, где на протяжении 2-х лет изучал изобразительные искусства, наряду с творчеством известных итальянских музыкантов.
Интересен факт, что в этой стране Ромен Роллан познакомился с философом Фридрихом Ницше. По возвращению домой, он защитил диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».
В результате Роллан удостоился степени профессора истории музыки, что позволило ему читать лекции в вузах.
Книги
Ромен дебютировал в литературе в качестве драматурга, написав пьесу «Орсино» в 1891 г. Вскоре он опубликовал пьесы «Эмпедокл», «Бальони» и «Ниобея», которые относились к античной эпохе. Интересен факт, что ни одно из этих произведений не было издано при жизни писателя.
Первым напечатанным трудом Роллана стала трагедия «Святой Людовик», вышедшая в 1897 г. Эта работа, вместе с драмами «Аэрт» и «Настанет время» составит цикл «Трагедии веры».
В 1902 г. Ромен опубликовал сборник эссе «Народный театр», где представил свои взгляды на театральное искусство. Любопытно, что он критически отозвался о творчестве таких великих литераторов, как Шекспир, Мольер, Шиллер и Гете.
По словам Ромена Роллана, эти классики не столько преследовали интересы широких масс, сколько стремились развлечь представителей элиты. В свою очередь он написал ряд произведений, которые отражали революционный настрой простых людей и стремление изменить мир к лучшему.
Роллан плохо запомнился публике в качестве драматурга, поскольку в его работах присутствовал неуместный героизм. По этой причине он решил сконцентрироваться на жанре биографии.
Из-под пера литератора вышел первый крупный труд «Жизнь Бетховена», который наряду с биографиями «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого» (1911) составил серию – «Героические жизни». Своим сборником он показал читателю, что современными героями теперь являются не военачальники или политики, а деятели искусства.
По словам Ромена Роллана творческие люди страдают куда больше, нежели простые люди. Им приходиться противостоять одиночеству, непониманию, бедности и болезням ради удовольствия получить признание у публики.
В ходе Первой мировой войны (1914-1918) мужчина состоял в разных европейских пацифистских организациях. Одновременно с этим он усердно работал над романом под названием «Жан-Кристоф», который писал на протяжении 8 лет.
Именно благодаря данному произведению в 1915 г. Роллан удостоился Нобелевской премии по литературе. Героем романа выступал немецкий музыкант, который преодолевал на своем пути множество испытаний и пытался отыскать житейскую мудрость. Интересно, что прототипом основного персонажа выступили Бетховен и сам Ромен Роллан.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
«Когда вы видите мужчину, вы задаетесь вопросом, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет подобно реке». На основе данной мысли он создал жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а позднее и «Очарованной душе».
В разгар войны Роллан издал пару антивоенных сборников – «Над схваткой» и «Предтечи», где критиковал любые проявления военной агрессии. Он был сторонником идей Махатмы Ганди, который проповедовал любовь среди людей и стремился к миру.
В 1924 г. писатель закончил работать над биографией Ганди, а по прошествии примерно 6 лет смог и познакомиться со знаменитым индийцем.
Ромен положительно относился к Октябрьской революции 1917 г., несмотря на последующие репрессии и установленный режим. Кроме этого, он отзывался об Иосифе Сталине, как о величайшем человеке современности.
В 1935 г. прозаик посетил СССР по приглашению Максима Горького, где смог увидеться и поговорить со Сталиным. Согласно воспоминаниям современников, мужчины рассуждали о войне и мире, а также о причинах репрессий.
В 1939 г. Ромен представил пьесу «Робеспьер», с которой он подвел черту революционной тематике. Здесь он размышлял о последствиях террора, осознав всю нецелесообразность революций. Оказавшись в оккупации вначале Второй мировой войны (1939-1945), он продолжил трудиться над автобиографическими произведениями.
За несколько месяцев до смерти Роллан издал свою последнюю работу «Пеги». После кончины литератора были опубликованы его мемуары, где наглядно прослеживалась его любовь к человечеству.
Личная жизнь
Со своей первой женой, Клотильдой Бреаль, Ромен прожил 9 лет. Супруги решили расстаться в 1901 г.
В 1923 г. Роллан получил письмо от Марии Кювилье, в котором юная поэтесса давала свою рецензию роману «Жан-Кристоф». Между молодыми людьми началась активная переписка, которая помогла им развить взаимные чувства друг к другу.
Иосиф Сталин, Ромен Роллан и его жена
В результате, в 1934 г. Ромен и Мария стали мужем и женой. Стоит заметить, что детей в этом драке так и не родилось.
Девушка была настоящим другом и опорой для супруга, оставаясь рядом с ним до конца его жизни. Интересен факт, что после смерти мужа она прожила еще 41 год!
Смерть
В 1940 г. французскую деревню Везле, где жил Роллан, захватили нацисты. Несмотря на тяжелые времена, он продолжал заниматься писательской деятельностью. В тот период он завершил мемуары, а также успел окончить жизнеописание Бетховена.
Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 г. в возрасте 78 лет. Причиной его смерти стал прогрессирующий туберкулез.
Фото Ромена Роллана
Максим Горький и Ромен Роллан Мария Кудашева и Ромен Роллан
Краткая биография роллан
Краткая биография Ромена Роллана (29 января 1866 — 30 декабря 1944).
Ромен Роллан — известный французский прозаик, романист, публицист — родился 29 января 1866 г. в Южной Франции, в небольшом городе Кламси. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г. по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке. Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.
После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя. Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г. по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.
Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки. По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне. Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.
Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет. Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры». Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.
Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.
В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г. публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны. Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.
Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике. Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой — горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким, бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг. особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.
На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, — «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.
Роллан, Ромен
Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland ; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везле) — французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед.
Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932) [1] .
Содержание
Биография
Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль. После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.
Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).
Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».
Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».
В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.
Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).
Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.
В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.
Творчество
Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».
Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами.
Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».
В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.
- Цикл пьес «Трагедии веры»:
- «Святой Людовик», 1897
- «Аэрт», 1898
- «Настанет время», 1903
- Цикл пьес «Театр революции»:
- «Волки», 1898
- «Торжество разума», 1899
- «Дантон», 1899
- «Четырнадцатое июля», 1902
- Книга «Народный театр», 1903
- «Героические жизни»:
- «Жизнь Бетховена», 1903
- «Жизнь Микеланджело», 1907
- «Жизнь Толстого», 1911
- «Музыканты прошлого», 1908
- «Музыканты наших дней», 1908
- «Гендель», 1910
- Роман-эпопея «Жан-Кристоф», 1904—1912
- Сборник антивоенных статей «Над схваткой», 1914—1915
- Сборник антивоенных статей «Предтечи», 1916—1919
- Сборник антивоенных статей
- «Декларация независимости духа», 1919
- «Кола Брюньон», 1914—1918
- «Лилюли», 1919
- «Пьер и Люс», 1920
- «Клерамбо», 1920
- Роман-эпопея «Очарованная душа», 1925—1933
- «Махатма Ганди», 1924
- «Ответ Азии Толстому», 1928
- «Жизнь Рамакришны», 1929
- «Жизнь Вивекананды», 1930
- «Вселенское Евангелие Вивекананды», 1930
- Цикл пьес «Театр революции»:
- «Игра любви и смерти», 1924
- «Вербное воскресенье», 1926
- «Леониды», 1928
- «Робеспьер», 1939
- «Бетховен», 1927
- «Бетховен и Гёте», 1932
- «Пеги», 1944
Семья
Женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была за князем Сергеем Александровичем Кудашевым [2] .
Ссылки
- Подборка статей А. В. Луначарского о Р. Роллане и их переписка (1915—33гг.)
- Станислав Ретинский. Ромен Роллан о женщине, любви и творческом вдохновении
- Ромен Роллан: биография, фотографии, произведения и статьи
- Роллан, Ромен в библиотеке Максима Мошкова
- Профиль Ромена Роллана на официальном сайте РАН
- Страница Ромена Роллана в проекте «Классика»
- Страница Ромена Роллана в библиотеке А. Белоусенко
- Четырнадцатое июля (полный текст пьесы)
- Р.Роллан. Из переписки
- Именем писателя названа улица в городе Харькове (Украина)
- French Association Romain Rolland
- Горький М.О Ромэне Роллане
- Ромен Роллан. Биография, творчество
Примечания
- ↑ Был избран по инициативе А. В. Луначарского[1].
- ↑ Дворянские роды Российской империи.- Т.3.- М., 1996.- С.169.
Литература
Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Крон
- Гиммлер, Генрих
Смотреть что такое «Роллан, Ромен» в других словарях:
Роллан Ромен — Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия
РОЛЛАН Ромен — (Rolland, Romain) РОМЕН РОЛЛАН (1866 1944), французский романист и драматург. Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти (L… … Энциклопедия Кольера
Роллан Ромен — (Rolland) (1866 1944), французский писатель, музыковед. В 1922 38 жил в Швейцарии. В романе эпопее «Жан Кристоф» (1904 12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1 й мировой войны.… … Энциклопедический словарь
Роллан Ромен — Роллан (Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, ‒ 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже. В 1895 защитил в… … Большая советская энциклопедия
РОЛЛАН Ромен — РОЛЛАН (Rolland) Ромен (18661944), французский писатель. Романы эпопеи «Жан Кристоф» (т. 110, 190412), «Очарованная душа» (т. 14, 192233). Ром. «Клерамбо» (1920). Пов. «Кола Брюньон» (1914, опубл. 1918), «Пьер и Люс» … Литературный энциклопедический словарь
Ромен Роллан. Rolland. Биография — Роллан Ромен (Rolland, Romain) (1866 1944) Ромен Роллан. Rolland. Биография Французский писатель, музыковед, общественный деятель. Ромен Роллан родился 29 января 1866 в Кламси, в семье нотариуса. В начале 80 ых годов семья Ролланов переехала в… … Сводная энциклопедия афоризмов
Ромен Роллан — Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия
Ромен Ролан — Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия
Роллан Р. — Ромен Роллан Romain Rolland 1915 Дата рождения: 29 января 1866 Мест … Википедия
Роллан — Ромен (1866 ) французский писатель. Р. одна из крупнейших фигур лит ой и общественной жизни современного Запада. Его жизненный и творческий облик выделяется среди всей литературы XX в. как облик не только большого писателя, но и виднейшего… … Литературная энциклопедия
Ромен Роллан: биография, личная жизнь, творчество, фото
Ромен Роллан — популярный французский писатель, музыковед и общественный деятель, живший на рубеже XIX-XX веков. В 1915 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Был хорошо известен в Советском Союзе, даже имеет статус иностранного почетного члена академии наук СССР. Одно из его самых известных произведений — 10-томный роман-река «Жан-Кристоф».
Детство и юность
Ромен Роллан родился в небольшом французском городке Кламси в 1866 году. Его отец был нотариусом. В 1881 году вся семья переехала в Париж, где герой нашей статьи поступил в лицей Людовика Великого, а затем в высшую школу Эколь Нормаль.
После ее окончания Ромен Роллан на два года отправился в Италию, чтобы изучать биографию и творчество великих композиторов, эта тема его увлекала на протяжении всей жизни, к тому же он уделял повышенное внимание изобразительному искусству.
С детства он полюбил играть на фортепиано, продолжил всерьез заниматься музыкой и в студенческие годы, для этого даже умышленно выбрал своей специальностью историю музыки.
Возвращение во Францию
После возвращения во Францию Ромен Роллан защищает в Сорбонне диссертацию. Она посвящена происхождению современного ему оперного театра, а также истории европейской оперы. В 1895 году он получает звание профессора истории музыки. После этого начинает читать лекции: сначала в Эколь Нормаль, а затем и в самой Сорбонне.
В 1901 году основывает музыковедческий журнал на пару с известным французским музыковедом Пьером Обри. К этому периоду принадлежат несколько его программных работ: «Музыканты наших дней», «Музыканты прошлого» и «Гендель».
Литературный дебют
В качестве писателя Ромен Роллан становится известен в 1897 году, когда он дебютирует в печати с трагедией под названием «Святой Людовик». Она становится основой так называемого драматического цикла «Трагедии веры», в который также вошли его произведения «Настанет время» и «Аэрт».
В годы Первой Мировой войны герой нашей статьи становится активным участником пацифистских организаций, набирающих популярность во всей Европе. Он публикует большое количество антивоенных статей, позже объединенных в сборники «Предтечи» и «Над схваткой».
Переписка с русскими классиками
Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе «Жан-Кристоф», о котором мы еще расскажем подробнее.
В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.
В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.
Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов «Суровая песня», «В те далекие годы», рассказов «На медведя», «Лесная ворожба», «Казенник», «Мельница», «Сердце художника». Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.
В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.
В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.
Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.
Личная жизнь
Писатель был женат на поэтессе Марии Кювилье, имевшей отчасти русское происхождение (ее отцом был русский дворянин). Для Кювилье это был второй брак. Ее первый муж — князь Сергей Кудашев.
Особенности творчества
В собрании сочинений Ромена Роллана сегодня можно встретить его основные произведения. К первым публикациям относится пьеса «Орсино», события которой разворачиваются в эпоху Возрождения, а заглавный герой демонстрирует в себе лучшие черты того времени.
В своих работах Роллан часто призывает к обновлению искусства. Этому посвящен сборник статей «Народный театр» 1903 года.
Еще одной попыткой реформы театральной сцены был цикл пьес «Театр революции», посвященный событиям 1789 года во Франции.
На биографическом материале
Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале. Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям.
Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия «Героические жизни». Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.
В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в «Жизни Микеланджело» описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.
«Жан-Кристоф»
Самый известный труд Роллана — роман «Жан-Кристоф», который он писал с 1904 по 1912 годы. Он состоит из 10 книг. Цикл рассказывает о творческом кризисе немецкого музыканта Жан-Кристофа Крафта, прототипом для которого становится сам автор и отчасти Бетховен.
Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет завершенный характер, собственную тональность и ритм, как в музыкальном произведении. В книге много лирических отступлений, которые придают ей дополнительную эмоциональность.
Главный герой Роллана — бунтарь, современный гений музыки своего времени. Описывая его эмиграцию, автор воссоздает судьбу европейского народа, снова пытается говорить о необходимости реформировать искусство, которое все больше становится объектом коммерции.
В финале Жан-Кристоф перестает быть бунтарем, но остается верен своему искусству, что главное для автора. Жизнь персонажа меняется в его поисках мудрости. Он проходит целую череду испытаний, пытаясь побороть свои страсти, подчинить себе жизнь и достичь истинной Гармонии во всем.
В 1915 году он становится лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, академики отмечают его возвышенный идеализм, любовь и симпатию, с которыми он создает всевозможные человеческие судьбы.
Обращение к эпохе Возрождения
В годы Первой Мировой статьи писатель вновь обращается к эпохе Возрождения. На протяжении четырех лет он пишет повесть «Кола Брюньон». Ромен Роллан в ней переносит место действия в Бургундию.
Его заглавный герой — талантливый и неунывающий резчик по дереву. Для него творчество и труд — две неотъемлемые составляющие жизни, без которых он не может себя представить. Если «Жан-Кристоф» был интеллектуальным романом, то это произведение подкупает многих своей простотой, поэтому остается одним из самых популярных у писателя.
После 1918 года в творчестве Роллана происходит настоящая эволюция. Только что закончившуюся Первую Мировую войну он воспринимает как банальный способ зарабатывания денег сильными мира сего. Этому посвящены его антивоенные статьи, объединенные в сборнике «Над схваткой».
Антивоенные взгляды лежат в основе памфлета «Лилюли», романа «Клерамбо», трагедии «Пьер и Люс». Во всех этих произведениях человеческие чувства и мирная жизнь оказываются в противоречии с разрушительной силой войны.
Философские труды Роллана
Писатель сталкивается с тем, что он не в состоянии примирить собственные революционные мысли с происходящими общественными преобразованиями, с его отвращением к войне. Поэтому он начинает пропагандировать философию Махатмы Ганди о непротивлении злу насилием.
Среди его произведений 20-х годов нужно отметить «Махатма Ганди», «Жизнь Вивекананды», «Жизнь Рамакришны». Ромен Роллан приводит биографии этих выдающихся религиозных философов XIX века. Отмечает, что считает исторические формы христианства, ислама, индуизма только частными проявлениями устремленности к всечеловеческой религии.
К этому периоду относятся его статьи, посвященные Советскому Союзу. В частности, «На смерть Ленина», «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину», «Письмо в «Либертэр» о репрессиях в России». Стоит отметить, что последняя статья относится к 1927 году. Несмотря на начавшиеся в России репрессии, до времен Большого террора Роллан продолжает считать, что Октябрьская революция стала величайшим достижением человечества.
Права женщин
Еще одно знаковое произведение Ромена Роллана — «Очарованная душа». Это роман-эпопея, который он пишет с 1925 по 1933 годы. В нем он обращается к социальным темам.
Главной героиней становится женщина, которая пытается отстаивать свои права. Ее сына убивает итальянский фашист, после чего она присоединяется к борьбе против «коричневой чумы». Это становится его первым антифашистским романом.
В 1936 году выходит сборник статей и эссе Ролана под названием «Спутники». В нем писатель останавливается на жизнеописаниях творческих людей и философов, которые оказали влияние на формирование его мировоззрения. Это Гете, Шекспир, Ленин и Гюго.
В 1939 году Роллан пишет пьесу «Робеспьер», которой завершает революционную тематику в своем творчестве. В ней он рассуждает о терроре, которому подвержено любое общество сразу после революции. При этом в итоге он приходит к его нецелесообразности.
В оккупации во время Второй Мировой войны герой нашей статьи работает над автобиографией «Внутреннее путешествие», которую завершает в 1942 году. Уже после его смерти выходит труд «Кругосветное плаванье» и масштабное исследование творчества Бетховена, которое известно под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи».
Последняя книга писателя под названием «Пеги» выходит незадолго до его смерти. В ней Роллан описывает своего близкого товарища, редактора «Двухнедельных тетрадей», поэта и полемиста.
В посмертных мемуарах, которые увидели свет в 1956 году, можно проследить сплоченность взглядов Роллана в любви к человечеству.