Краткая биография эриа

Краткая биография Эрика Эриксона Гуманитарные науки Дата рождения 15 Июня 1902 Знак зодиака Близнецы Дата смерти 12 Мая 1994 Место рождения Германия, Франкфурт Полное имя (рус)

Краткая биография эриа

Краткая биография Эрика Эриксона

Гуманитарные науки Дата рождения

15 Июня 1902 Знак зодиака

Близнецы Дата смерти

12 Мая 1994 Место рождения

Германия, Франкфурт Полное имя (рус)

Эрик Хомбургер Эриксон Полное имя (англ)

Erik Homburger Erikson

Эрик Эриксон – американский психолог, придерживавшийся теории развития личности, и психоаналитик, благодаря которому в науке появилась теория «личностного кризиса».

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

Интересные факты

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Трансактный анализ Берна

Психолог и психиатр Эрик Берн прославился тем, что занимался транзакционным анализом. Именно он в прошлом веке развил и сделал популярной теорию этого анализа.

Краткая биография Эрика Берна

10 мая 1910 года в канадском Монреале в семье врача и писательницы появился сын. Мальчика назвали Эрик Леннард. Полной семья оставалась недолго. Отец скончался от туберкулёза в 1921 году. Мать воспитывала Эрика и его сестру одна.

Берн пошёл по стопам родителя и тоже занялся изучением медицины. Но, в отличие от отца он не стал терапевтом. Его интересовала психология. Курс медицины Эрик прошёл в родном университете Макгилла. Бакалавром гум. наук он стал в 1931. Степень доктора в области медицины он получил в 1935. В это же время он стал магистром хирургии.

Позже Эрик переезжает в Соединённые штаты и получает гражданство этой страны в 1939 г. Там он меняет фамилию отца – Бернштейн на более благозвучную для гражданина США – Берн.

Эрик Берн поработал в нескольких больницах, а в 1943 попал в Армейский медицинский корпус. Военным психиатром он оставался до увольнения в 46-м. После увольнения он то работал в медучреждениях, то занимался частной практикой. Но больше всего его интересовали исследования в области психиатрии, психоанализа, интуиции.

Личная жизнь Берна не сложилась: трижды он вступал в брак и каждый брак распадался. Последний развод состоялся в 1970-м. Этот год стал для Берна последним. Он скончался от сердечного приступа.

Профессиональная деятельность

Интерес к интуиции особенно остро проявился у Берна во время службы в армии.

После увольнения Эрик вернулся к занятиям в институте, которые были ранее прерваны. Его руководителем на курсе психоанализа стал Эрик Эриксон.

Закончив обучение, Берн работал в больнице и параллельно занимался частной практикой.

Исследования учёного привели к тому, что он всё дальше и дальше отдалялся от традиционной трактовки психоанализа. Противоречия зашли так далеко, что Берну, несмотря на большие опыт и практику, было неоднократно отказано в членстве в Психоаналитическом институте. Последний – третий раз его заявление отклонили в 1956-м.

Прошло несколько лет и из института пришло приглашение. Теперь сообщество желало видеть Берна в своих рядах, но он ответил отказом.

Изучая человеческую природу, Берн объездил в буквальном смысле весь свет. Он побывал в тридцати психиатрических завдениях Африки, Азии и Европы, несколько лет служил на островах в Тихом и Атлантическом океанах.

Результатом исследований стала его теория транзакционного анализа.

Чем запомнился Эрик Берн

Основным достижением, принёсшим Берну всемирную известность, стало развитие и популяризация теории трансактного анализа.

В основу теории положено сознание человека, состоящее из трёх отдельных, но объединённых в одно общее «Я».

Берн полагал, что человек существует в трёх ипостасях: родитель, взрослый, ребёнок. Учёный утверждал, что все перечисленные состояния личности образуются в процессе общения ребёнка со своими родителями.

Читайте также  Краткая биография маккалерс

Под Взрослым подразумевается человек, поступки которого не связаны с воспоминаниями детства, с багажом, полученным от родителей.

Под Ребёнком имеется ввиду человек, принимающий образцы поведения аналогичные тем, что использовались им в детском возрасте. Нередко это связано с подсознательным желанием разрешить конфликты, возникшие в раннем детстве. К примеру, это может быть обида на то, что родители уделяли малышу недостаточно внимания.

Под Родителем понимают людей, у которых укоренилось поведение своих родителей и в повседневной жизни они поступают аналогичным образом, по ранее увиденному сценарию, принятому ими как аксиома.

Согласно Берновской теории транзакционного анализа любое взаимодействие людей между собою является сделкой. В этой сделке каждая из сторон играет одну из перечисленных ролей. Возникновение конфликтов обусловлено тем, что Взрослый человек действует не так, как положено взрослому, а как Родитель или Ребенок.

Межличностные взаимоотношения Берн называл «играми». Понятие игр, взаимоотношения людей в процессе игр, описаны в его книге «Games People Play» («Игры, в которые играют люди»).

В какой-то момент времени в играх происходят переломы или переключения. Эти моменты связаны с переходом ролей. Например, человек, игравший роль Ребёнка, переключается на роль Родителя. Все игры имеют финал и он предсказуем. Хороший пример – игры супружеских пар. Такие игры происходят очень часто, особенно в первые годы жизни в браке. Как правило, игры заканчиваются конфликтами.

В книге игроки имеют имена, соответствующие, по мнению автора, их сущности, одно из них — «Попался Сукин сын», другое – «Да, Но…».

В труде Берна есть «черные» и «белые» (по аналгии с цветом шахматных фигур). Белыми учёный именовал победителей, а чёрными, соответственно побеждённых или проигравших игру.

Трансактный анализ применяется в различных сферах повседневной жизни. Это и сфера образования, и трудовые отношения, и, разумеется, отношения личностные.

Трансактный анализ позволил значительно улучшить взаимоотношения в образовательной сфере. Он помог правильно понять взаимоотношения преподавателей и студентов, родителей обучаемых и руководства учебных заведений. Поднялась культура образования, снизилось количество конфликтов.

Раскрыл Берн и понятие рэкета. Рэкетом занимаются люди для управления другим людьми. Это занятие не отражает фактических чувств индивидуума.

Теория Берна нашла последователей. Одним из них является Томас Харрис.

Эриа, Филипп

Фили́пп Эриа́ (фр. Philippe Hériat ; настоящее имя Раймо́н Жера́р Пейе́ль, фр. Raymond Gérard Payelle ; 15 сентября 1898, Париж — 10 октября 1971, там же) — французский прозаик, драматург и актёр.

Содержание

Биография

Эриа родился 15 сентября 1898 в Париже. Сын М. Пайеля, президента Счётной палаты Франции. Праправнук Зюльмы Карро, ближайшей подруги Оноре де Бальзака.

Эриа воевал во время Первой мировой войны, по возвращении к мирной жизни снимался в кино, затем обратился к литературе. Уже за первый роман, «Невинный» (1931), получил престижную Премию Ренодо.

Умер Эриа 10 октября 1971 в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Библиография

  • 1921 — Эльдорадо
  • 1923 — Дон Жуан и Фауст
  • 1931 — Невинный (фр.L’innocent )
  • 1933 — Протянутая рука (фр.La main tendue )
  • 1933 — Паутина по утру (фр.L’araignee du matin )
  • 1934 — Ярмарка праздных гуляк (фр.La foire aux garcons )
  • 1936 — Зеркала (фр.Miroirs )

Цикл «Буссардели»

  • 1944 — Семья Буссардель (фр.La famille Boussardel )
  • 1939 — Испорченные дети (фр.Les enfantes gates )
  • 1957 — Золотые решётки (фр.Les grilles d’or )
  • 1968 — Время любить (фр.Le temps d’aimer )

Литературные награды

  • 1931 — Премия Ренодо за роман «Невинный»
  • 1939 — Гонкуровская премия
  • 1947 — Большой приз за лучший роман

Избранная фильмография

  • «Эльдорадо» (1921) — Жоао
  • «Чудо волков» (1924) — Тристан л’Эрмит
  • «Наполеон» (1927) — Антонио Саличетти
  • «Наполеон на острове Святой Елены » (1929) — генерал Бертран
  • «Волшебная жизнь Жанны Д’Арк, дочери Лотарингии» (1929) — Жиль де Рэй
  • «Наполеон Бонапарт» (1935) — Саличетти
  • «Лукреция Борджиа » (1935) — Филиппо, скульптор-любовник
  • «Бонапарт и революция» (1971) — Саличетти

Ссылки

  • Филипп Эриа в библиотеке Максима Мошкова
  • Филипп Эриа (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Филипп Эриа на Кинопоиск Ру

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эрзя (народ)
  • Эрзянь кель

Смотреть что такое «Эриа, Филипп» в других словарях:

Эриа Филипп — (Hériat), настоящие имя и фамилия Раймон Жерар Пейель (Payelle) (1898 1971), французский писатель. В серии романов «Буссардели» (1939 68) семейная хроника показана на широком фоне европейской истории XIX XX вв. * * * ЭРИА Филипп ЭРИА (Heriat)… … Энциклопедический словарь

Эриа Филипп — Эриа (Hériat) Филипп (псевдоним; настоящее имя ‒ Раймон Жерар Пейель Payelle) (15. 9. 1898, Париж. ‒ 10. 10. 1971, там же), французский писатель. Член Академии Гонкуров (с 1949). Оставив литературный факультет Сорбонны, в 1916 ушёл добровольцем… … Большая советская энциклопедия

ЭРИА Филипп — ЭРИА (Hériat) Филипп (наст. имя — Раймон Жерар Пейель, Payelle) (1898—1971), французский писатель. Тетралогия «Буссардели»: «Семья Буссардель» (1944, п. 1961), «Испорченные дети» (1939, п. 1962), «Золотая решетка» (1957, п. 1962),… … Литературный энциклопедический словарь

Эриа Филипп — (наст. имя Раймон Жерар Пейель; 1898–1971) – франц. писатель. В серии романов «Буссардели» (1939 68) семейная хроника дана на широком фоне европ. истории ХIХ ХХ вв … Энциклопедический словарь псевдонимов

Филипп Эриа — Philippe Hériat Имя при рождении: Раймон Жерар Пейель Дата рождения: 15 сентября … Википедия

ЭРИА (Heriat) Филипп — (настоящее имя Раймон Жерар Пейель Payelle) (1898 1971), французский писатель. В серии романов Буссардели (1939 1968) семейная хроника дана на широком фоне европейской истории 19 20 вв … Большой Энциклопедический словарь

Эриа — (Hériat) Филипп (псевдоним; настоящее имя Раймон Жерар Пейель Payelle) (15. 9. 1898, Париж. 10. 10. 1971, там же), французский писатель. Член Академии Гонкуров (с 1949). Оставив литературный факультет Сорбонны, в 1916 ушёл добровольцем на … Большая советская энциклопедия

Эриа Ф. — ЭРИÁ (Hériat) Филипп (наст. имя и фам. Раймон Жерар Пейель, Payelle) (1898–1971), франц. писатель. В серии ром. Буссардели (1939–68) семейная хроника дана на широком фоне европ. истории 19–20 вв … Биографический словарь

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Гонкуровская премия — (фр. Prix Goncourt) самая престижная литературная премия Франции за лучший роман, названа в честь братьев Гонкур. Присуждается по итогам голосования членов Гонкуровской академии на специальном ужине в парижском ресторане «Друан»… … Википедия

Эрик Эриксон

Биография

Эрик Эриксон — психолог и психоаналитик, изучавший развитие психики в ходе онтогенеза и разработавший эпигенетическую теорию развития личности. Ему принадлежит создание термина «кризис идентичности». Ученый реализовался как теоретик и практик, преподавая в престижных учебных заведениях и ведя приемы в клиниках. Кроме того, он стал автором книг по профильному направлению.

Читайте также  Краткая биография гарди

Детство и юность

Эрик Хомбургер Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте-на-Майне и оказался плодом тайной связи Карлы Абрахамсен и неизвестного датчанина еврейского происхождения. В этот период женщина была замужем за биржевым маклером Вальдемаром Саломонсеном, поэтому сын получил его фамилию.

The man who coined the phrase “identity crisis,” developmental psychologist/psychiatrist, Erik Erikson

Спустя время Карла окончила курсы медсестры и сбежала в Карлсруэ, где прошли юные годы Эрика. В 1904-м мать мальчика сочеталась браком с педиатром Теодором Хомбургером. Спустя 7 лет отчим официально усыновил ребенка. Карла воспитывала сына в еврейских традициях.

Внешность мальчика не соответствовала национальности. В Еврейской религиозной школе приятели высмеивали его за светлые волосы и голубые глаза, а в обычной школе он терпел издевки за вероисповедание. Смешение идентичностей спровоцировало внутренний конфликт, и юноша все чаще задумывался о своем происхождении.

Будучи гимназистом, Эрик увлекался искусством, языками и гуманитарными науками. Отчим хотел, чтобы по окончании школы он поступил в медицинский институт, но пасынок стал учеником художественной школы в Мюнхене.

Вскоре молодой человек оставил обучение. Некоторое время он путешествовал по Европе, посещая города Германии и Италии в компании друга детства Питера Блоса. Эриксон зарабатывал продажей эскизов, но понимал, что никогда полноценно не свяжет биографию с искусством. Вернувшись в Карлсруэ, он принял предложение Блоса переехать в Вену и стать учителем живописи в местной школе.

Педагогический талант наставника оценила богатая заказчица, которая наняла его для обучения детей. Слухи о том, что Эриксон отлично ладит с малышами и подростками, разошелся по округе. Наставника начали приглашать другие родители. Среди них были друзья Анны и Зигмунда Фрейд.

Личная жизнь

Эрик Эриксон женился в 1930 году. Его избранницей стала танцовщица и художница из Канады Джоан Моуэт Серсон. Знакомство пары состоялось на балу. Жена подарила мужчине двух сыновей и дочь. Находясь в браке, психолог принял христианство.

Когда в 1933-м стало ясно, что приход к власти Адольфа Гитлера влечет за собой нацистскую угрозу, Эрик вместе с супругой и детьми уехал в Копенгаген. Обеспечить датское гражданство не получилось, поэтому семья перебралась в США, где этот вопрос не стоял так остро, а строить личную жизнь было проще.

В конце 1930-х психолог взял фамилию Эриксон, а фамилия отчима стала вторым именем.

Научная деятельность

В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией. Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом.

Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.

В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.

На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.

В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».

Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.

Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.

Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).

Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.

Смерть

Эрик Эриксон скончался 12 мая 1994 года. Причиной смерти оказались сопутствующие преклонному возрасту заболевания. Последнее пристанище он нашел в городе Харуич, в штате Массачусетс. Вместе с супругой психолог похоронен на кладбище конгрегационалистской церкви.

Труды ученого востребованы и по сей день, а его фото размещают в учебниках и книгах о возрастной психологии.

Эрик Эриксон: биография и вклад в науку

Эриксон Эрик Хомбергер (1902–1994) — выдающийся ученый-психолог из США, основатель и главный представитель эго-психологии.

Место рождения психолога — Германия, город Франкфурт-на-Майне, детство он провел в Карлсруэ, там же учился.

Позже окончил Венский психоаналитический университет, а после перебрался в Америку. Там ученый работал в Бостоне и преподавал в Гарварде.

Некоторое время Эриксон проживал в Йеле, потом долго жил и работал в Беркли. В 1960 его назначили профессором Гарвардского института, в 1968 он вышел на пенсию. Ушел из жизни в Америке 12 мая 1994.

Направление в психологии

Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

Читайте также  Краткая биография чичибабин

Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

Как заявлял Эриксон, Эго определяет идентичность человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, агрессии.

Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз.

Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

  • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
  • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
  • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
  • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
  • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
  • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

Вклад в науку

Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.

Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.

Эго-идентичность — это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.

Идентичность группы — ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.

Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:

1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.

2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.

3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.

4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.

5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.

6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.

7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.

8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.

Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.

Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.

Ученый всегда смотрел на происходящее с оптимизмом. Он верил в способность людей справиться со своими психологическими травмами или самостоятельно, или с помощью самогипноза, или вместе со специалистом. Концепции Эриксона являются противовесом пессимистичных взглядов многих классических психологов, в том числе фрейдистов. Автор: Дарья Сергеева

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: