Краткая биография вергилий

Вергилий

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.) – древнеримский поэт. Для всех последующих эпох стал лучшим поэтом Рима. Как автор 3-х великих поэм он затмил греков Феокрита («Буколики»), Гесиода («Георгики») и Гомера («Энеида»).

В биографии Вергилия есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Публия Вергилия.

Биография Вергилия

Вергилий появился на свет 15 октября 70 года до н.э. в Цизальпийской Галии (Римская республика). Он рос в простой, но состоятельной семье Вергилия-старшего и его супруги Магии Поллы.

Кроме него у его родителей родилось еще трое детей, выжить из которых удалось только одному – Валерию Прокулу.

Детство и юность

О детстве поэта почти ничего не известно. Когда ему было 12 лет он обучался в грамматической школе. После этого он учился в Милане, Риме и Неаполе. Биографы предполагают, что именно отец побуждал Вергилия к политической деятельности желая, чтобы его сын оказался в кругу аристократов.

В учебных заведениях Вергилий изучал риторику, письменность и философию. Интересен факт, что по своим воззрениям, наиболее близким ему философским направлением оказался эпикуреизм.

Не смотря на то, что Публий делал успехи в учебе, он совершенно не владел ораторским искусством, в котором нуждался любой политик. Лишь однажды парень выступил на суде, где потерпел сокрушительное фиаско. Его речь была чересчур медлительной, неуверенной и путанной.

Вергилий также обучался греческому языку и литературе. Городская жизнь утомляла его, вследствие чего ему всегда хотелось вернуться в родную провинцию и жить в гармонии с природой.

В результате, со временем Публий Вергилий все же возвратился на малую родину, где начал писать свои первые стихи – «Буколики» («Эклоги»). Однако тихая и спокойная жизнь была прервана государственными реформами.

Литература и философия

После сражения при Филиппинах Цезарь пообещал выделить всем ветеранам земельные угодья. По этой причине у многих граждан была конфискована часть имений. Публий стал одним из тех, кого изгнали из своих владений.

К тому моменту биографии Вергилий уже имел определенную популярность, благодаря собственным произведениям – «Полемон», «Дафнис» и «Алексис». Когда поэт остался без крыши над головой, его друзья обратились за помощью к Октавиану Августу.

Стоит заметить, что Август самолично ознакомился и одобрил труды молодого поэта, распорядившись предоставить ему дом в Риме, а также поместье в Кампании. В знак благодарности, Вергилий прославил Октавиана в новом эклоге «Титир».

Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии

После Перузинской войны в государстве прошла новая волна конфискации имущества. И снова за Публия заступился Август. Седьмую эклогу поэт написал в честь новорожденного сына покровителя, назвав его «гражданином золотого века».

Когда в Римской республике восстановился относительный мир, Вергилий полностью смог посвящать свободное время творчеству. Он часто ездил в Неаполь, поскольку здесь преобладал мягкий климат. В это время биографии им были изданы известные «Георгики», призывающие его соотечественников восстановить разрушенное после войн хозяйство.

В распоряжении Публия Вергилия было немало серьезных трудов, благодаря чему ему удавалось изучать не только поэмы разных авторов, но также историю древних городов и поселений. Позднее данные работы вдохновят его на создание всемирно знаменитой «Энеиды».

Важно отметить, что Вергилий, наряду с Овидием и Горацием, считается величайшим поэтом античности. Первым крупным трудом Публия были «Буколики» (39 г. до н.э.), представлявшие собой цикл пастушеских стихов. Данные стихосложения обрели огромную популярность, сделав их автора самым известным поэтом своего времени.

Интересен факт, что именно это произведение привело к образованию нового буколического жанра. Что касается чистоты и законченности стиха, то в данном случае вершиной творчества Вергилия считаются «Георгики» (29 г. до н.э.) – дидактический эпос о земледелии.

Данная поэма состояла из 2188 стихов и 4-х книг, в которых затрагивались темы земледелия, плодоводства, скотоводства, пчеловодства, отрицания атеизма и других областей.

После этого Вергилий приступил к созданию «Энеиды» – поэмы об истоках римской истории, задуманной как «ответ Гомеру». Он не успел окончить эту работу и даже хотел сжечь свой шедевр накануне смерти. И все же, «Энеида» была опубликована и стала для Римской республики настоящим национальным эпосом.

Многие фразы из данного труда быстро разошлись на цитаты, среди которых:

  • «По одному суди о других».
  • «Проклятая жажда золота».
  • «Промедлением спас дело».
  • «Боюсь данайцев, и дары приносящих».

В эпоху Средневековья и Раннего Нового времени «Энеида» была одним из немногих античных произведений, не терявшем своей актуальности. Интересно, что именно Вергилия Данте изобразил в «Божественной комедии», как своего проводника по загробному миру. Эта поэма до сих пор включена в школьную программу многих стран мира.

Смерть

В 29 г. до н. э. Вергилий решил отправиться в Грецию, чтобы отдохнуть и поработать над «Энеидой», но Август, встретивший поэта в Афинах, убедил его скорее вернуться на родину. Путешествие плохо сказалось на здоровье мужчины.

По приезду домой, Публий тяжело заболел. У него началась сильная лихорадка, которая и стала причиной его смерти. Когда незадолго до своей кончины он попытался сжечь «Энеиду», его друзья, Варий и Тукка, уговорили сохранить рукопись и пообещали привести ее в порядок.

Поэт велел ничего не добавлять от себя, а только вычеркнуть неудачные места. Этим объясняется тот факт, что в поэме много неполных и обрывочных стихотворений. Публий Вергилий умер 21 сентября 19 года до н.э. в возрасте 50 лет.

Фото Вергилия

Вергилий. Фреска в соборе в Орвьето Данте и Вергилий Данте, Гомер и Верглий

Могила Вергилия

Вергилий

Биография

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного: несмотря на разнообразие источников, многие из них противоречат друг другу. Хотя Мантуанский лебедь (это прозвище дали Вергилию современники) был языческим поэтом, цитаты и отсылки на его творчество часто встречаются в христианских книгах, а изображения поэта, хоть и без нимба, входят в иконостасы.

Детство и юность

Полное имя поэта – Публий Вергилий Марон. Родился он в 70 году до нашей эры в Северной Италии, в деревне Андес, в семье зажиточного землевладельца. Отец отправил юношу учиться в Кремону. После получения образования будущий литературный деятель пожил в Милане, съездил в Неаполь – посетить поэта Парфения и взять у него уроки греческого языка и литературы, а в 47 году переехал в столицу, чтобы заняться политикой.

Портрет Вергилия

Городская жизнь не понравилась Вергилию. Душой он стремился домой, к родной природе в глухой провинции, а для политической деятельности его здоровье оказалось слишком хрупким. Молодой человек вернулся на малую родину, чтобы вести тихую уединенную жизнь, вести хозяйство и заниматься поэзией – уже тогда он начал писать знаменитые «Буколики» («Эклоги»). Мирным планам помешала судьба в лице правителя.

После битвы при Филиппинах Цезарь объявил, что дарует ветеранам земельные владения. Для этого потребовалось изъять часть поместий в пользу государства, и Вергилий стал одним из тех, кого изгнали из родных земель. К тому времени поэт уже успел приобрести славу: три его работы – «Полемон», «Дафнис» и «Алексис» – благосклонно оценили современники, в том числе и местные чиновники.

Бюст Вергилия

Друг Вергилия Азиний Поллион попросил триумвира Октавиана помочь молодому таланту, оказавшемуся бездомным. Август одобрил работы поэта и помог Вергилию получить дом в Риме и новое имение в Кампании. В благодарность тот прославил мецената в следующей эклоге «Титир».

После Перузинской войны история с конфискацией имущества повторилась еще раз. Воины пришли в новое поместье поэта и взяли его силой. Вергилий вынужден был бежать, и опять потребовалось вмешательство Октавиана, чтобы он смог вернуться домой. Седьмую эклогу поэт посвятил новорожденному сыну покровителя, назвав его «гражданином золотого века».

Октавиан Август и Вергилий

Когда в Италии воцарились спокойные времена, Вергилий всерьез принялся за творчество, проводя часть года в Риме, а часть в Неаполе, который он любил за мягкий климат. Именно там были написаны знаменитые «Георгики», призывающие римлян вернуться к земледелию и восстановить разрушенное после войн хозяйство.

Поэт стремился оправдать ожидания поклонников и меценатов и упорно трудился. Он изучал древние поэмы, труды Энния, Невия и Лукреция, историю старых городов. Позже эти работы вдохновили его на создание знаменитой «Энеиды».

Смерть

В 29 г. до н. э. Вергилий решил посетить в Грецию, чтобы отдохнуть и поработать над «Энеидой», но Октавиан, встретивший поэта в Афинах, убедил его поскорее вернуться на родину. Путешествие плохо сказалось на здоровье поэта. Едва ступив на родной берег, он тяжело заболел. Вскоре сильная лихорадка стала причиной смерти.

Могила Вергилия

«Энеида» к тому времени была почти готова, но окончательно привести ее в порядок Вергилий не успел. Перед смертью он захотел сжечь рукопись. По одной версии, ему просто не хотелось оставлять потомкам неоконченную работу, по другой – Октавиан Август под конец жизни разочаровал поэта своими поступками на посту правителя, и он решил, что всю жизнь воспевал тирана.

Друзья Варий и Тукка уговорили сохранить рукопись и пообещали привести ее в порядок. Вергилий велел ничего не добавлять от себя, а только вычеркнуть неудачные места. Этим объясняется тот факт, что в «Энеиде» много неполных и обрывочных стихотворений.

Литература и философия

Вергилий вместе с Овидием и Горацием входят в число величайших поэтов античности. В юности поэт преклонялся перед Лукрецием и интересовался учением эпикурейцев, но не примкнул к нему: характеру и склонностям Вергилия больше соответствовал стоицизм Платона. В своей поэзии, как и в личной жизни, он был скорее человеком чувств, чем мыслей.

Вергилий сидит между музами Клио и Мельпоменой

В первой крупной работе «Буколики», состоящей из 10 эклог, он сначала пытался подражать Феокриту, поскольку находил очень привлекательной простоту и естественность греческой поэзии. Несмотря на это стремление и простую, чистую тему сельской жизни древнего Рима (от названия поэмы родилось понятие буколического жанра), слог получился тяжеловесным и торжественным.

В повествование Вергилий вплетает восторженные славословия в адрес своих благодетелей. Христианские писатели видят в «Буколиках» пророчество рождения спасителя, но некоторые исследователи утверждают, что под ребенком, который изменит мир, Вергилий имел в виду племянника Октавиана Августа.

Иллюстрация к «Энеиде» Вергилия

Что касается чистоты и законченности стиха, то здесь вершиной творчества поэта считаются «Георгики». Они также полнее всего отразили взгляды поэта на жизнь – в них Вергилий порицает атеизм, воспевает достоинства честного труда и делает лирические отступления в духе натурфилософии.

В патриотическом эпосе «Энеида» он выступает поборником стоических идей и тонким лириком. Источником вдохновения для поэта послужили произведения Гомера. У него нет соперников среди поэтов той поры в том, что касается описания нежных чувств – бессмертную славу поэме обеспечили именно лирические эпизоды. Из «Энеиды» происходит крылатая фраза Timeo Danaos et dona ferentes – «Бойтесь данайцев, дары приносящих».

Память

  • До наших времен сохранилось много рукописей Вергилия, большинство из которых не вызывает сомнений в достоверности.

Данте и Вергилий

  • В средние века Вергилия почитали как древнего философа и пророка, а его высказывания цитировали в религиозных произведениях. В знаменитой «Божественной комедии» Данте изобразил его своим проводником в аду. Многие исследователи и сегодня считают творчество Вергилия образцом для современных поэтов, а романские языки сохраняют в себе синтаксис и нормативный стиль, которым он изъяснялся в своих стихотворениях.
  • В честь поэта назван астрономический объект – борозда Вергилия на Плутоне.

Цитаты

Любые невзгоды следует превозмогать терпением.

Одно спасение у побежденных — не надеяться ни на какое спасение.

Все побеждает любовь, покоримся ж и мы ее власти.

Не может любая земля родить любое растение.

Наша забота пусть останется нашим потомкам.

Вергилий

Краткие содержания

Публий Вергилий Марон является национальным поэтом Древнего Рима. Он родился 15 октября в 70 году до нашей эры и умер 21 сентября в 19 году до нашей эры. Вергилий родился вблизи от поселения Мантуи. Достигнув шестнадцати лет, он получил тогу зрелости. В этом же году уходит из жизни великий певец Лукреций, поэтому Вергилия стали считать приемником и наследником этого творца. После получения тоги он продолжает свое обучение в Риме, Милане и Неаполе, где изучает философию и греческую литературу. Несмотря на большое почитание Лукреция, он не пошел по его стопам, а решил изучать творчество Платона и стоиков.

Во время своего обучения он начал писать стихи, одним из которых является «Комар». Авторство Вергилия признали Светоний, Марциал и Стаций. Когда умер Цезарь, поэт вернулся в свой родной город и стал изучать творчество Теокрита, но это было приостановлено гражданской войной. Когда после войны началась раздача земель ветеранам сражений, то Вергилий два раза чуть не лишился собственности. Оставить землю у себя ему помог Октавиан, которому поэт в последствие посвятил две хвалебные эклоги.

Читайте также  Краткая биография ломоносов

Биография Вергилия полна интересных событий и фактов. Когда поэт путешествовал в Рим по делам, он познакомился с Меценатом и поэтами, которые его окружали. Вскоре он перетянул в эту компанию писателей Горация. Впоследствие они вместе совершили поездку в Брундизию и воспели впечатления в своем творчестве.

В 37 году Вергилий закончил свое зрелое творческое произведение под названием Bucolica. После этого он взялся за написание Georgica по личной просьбе Мецената. В 29 году поэт принялся за написание Энеиде, перед чем он изучил большое количество необходимой для этого литературы. После активной работы в течение двух лет, которые проводились в Италии, он отправляется в Азию и Грецию. Здесь он планировал получить больше информации, которая помогла бы придать поэме жизненных красок и реальности. В Афинах Вергилий повстречал Августа, который убедил его отправиться обратно в Италию. Во время возвращения в Рим поэт серьезно заболел и умер вблизи Брундузии в 19 году до нашей эры. Перед своей смертью Вергилий попросил придать незаконченную поэму огню. Эту просьбу ученные объясняют тем, что во время поездки Август убедил поэта, что он воспевает тирана. И тогда Вергилий подумал, что этим произведением он придаст тому бессмертную память.

В произведении под названием Bucolica, которое состоит из десяти эклог и написанное в 43- 37 годах, великий Вергилий хотел внести в латинскую литературу особенности творчества греков, в которой заключалась простота и естественность. Он начинает изучать и подражать Феокриту. Но этой цели Вергилию достичь не удалось, ведь при правильном и дословном переводе в этом произведении поэта не присутствует простота и естественность.

Наиболее знаменитая среди всех частей произведения является четвертая эклога, в которой подробно описывается рождение ребенка в ближайшее время, который впоследствие изменит весь мир. Также здесь сказано о наступлении нового века, который он называет золотым. Вергилий описывает наступление того времени, когда человек не будет добывать себе все сложным трудом и усилиями, а будет всего лишь находить все, что нужно у природы. А этот ребенок станет покровителем и благодетелем, которого будут почитать и уважать. Христианские поэты и просветители видят в этом произведении описание рождения Христа, поэтому в средневековье этого человека считали магом и почитали, верили в его творчество и силу. Но есть предположение, что этим ребенком поэт назвал племянника Августа, который ушел из жизни в очень раннем возрасте и был воспет в шестом эпизоде песни Энеиды.

В десятом эпизоде этого произведения описывается ненависть к любым военным действиям и стремление к вечному миру среди людей. Это стремление, по словам Вергилия, охватило весь народ, проживавший в те годы в Риме. Но главной особенностью Буколик является высокое превосходство в стихотворном качестве над всеми произведениями, которые были написаны в Риме до творчества этого писателя.

Это произведение является вторым творчеством Вергилия. Она состоит из четырех томов. Эти книги были направлены в сторону ветеранов, за которые в качестве награды он получил земельные участки. Поэт пытался этим произведением пробудить любовь и стремление к земледелию. За образец для написания поэмы поэт взял творчество Геосиода, но в отличие от него он не стал углубляться во все нюансы и тонкости земледельческих работ. Его целью было не описать процессы земледельческой деятельности, а показать и преподнести читателю все прелести сельского хозяйства, поэтому в произведении сами правила работы с землей встречаются очень редко. Из творчества Геосиода Вергилий взял лишь ту часть, в которой описываются все счастливые и несчастливые дни для земледельцев, а также некоторые особенные приемы деятельности. Самая лучшая и интересная часть поэмы была подпитана произведениями великого Лукреция.

Поэму Георгики считают наиболее удавшейся и совершенной летописью Вергилия. Здесь открываются его способности грамотно и правильно составлять стихотворные формы, а также отражается чистота и непринужденность произведения. В этом произведении очень заметно отражены такие качества поэта, как его характер, взгляды на жизнь, а также его личные религиозные убеждения. Эта поэма является восхвалением труда. В данном творчестве поэт сравнил земледельческую деятельность с военной тематикой. Он описывает земледелие, как нескончаемую борьбу человека с землей, и поэтому сравнивает это с военными действиями. Поэма также служит призывом к человечеству не отвергать существование высших сил, что начали распространяться в последнее время тех лет. Этим он помогает Августу пробуждать в жителях Рима утерянную веру в богов. Вергилий сам свято верил в существование Создателя всего живого.

Этот эпос является незаконченным. Он состоит из двенадцати книг и имеет патриотический характер. Это произведение создавалось в течение 10 лет до момента смерти писателя. После смерти Вергилия, его друзья, Варий и Плотий, подготовили это творчество к изданию. Они не изменили в тексте ничего кроме объема произведения.

Это произведение поэт начал писать по личной просьбе Августа, который попросил его об этом для того, чтобы пробудить в жителях Рима национальную независимость гордость. В эпосе писалось о великих прародителях и их судьбах, но в то же время здесь имело место утверждение Августа, как потомка великого Энея, которым он являлся через его сына Аскания. В данном творчестве поэт близко изучает и берет материалы из письменности Гомера под названием «Илиада». В Илиаде Эней описывается как герой будущего времени. Весь сюжет имеет один главный недостаток, который заключается в отсутствии оригинальности сюжета, а также недостающие сильные характеры героев. Особо сильно писатель обделил самого главного героя — Энея, который в его творчестве полностью зависит от желаний богов и их покровительства за то, что он принес Лар на новую землю.

Полной противоположностью творчеству Гомера является отсутствие в произведении мнения народа и его понимание о существующем. Вергилий писал это произведение лишь, пользуясь своим собственным мнением, не включая верования и понимания простого народа. В нем все перемешалось — мифы с историей, элементы поэзии взяты из различных эпох и народов. Поэтому читатель понимает этот эпос лишь как выражение национальной идеи. Бессмертную память произведению принесла способность Вергилия преподносить качества человека и его чувства в великолепных стихах, в этом деле поэт просто неповторим и незаменим.

При написании Энеиды Вергилий старался провести параллель между творчеством Гомера и своим произведением. Хоть большинство качеств и подвигов Энея и взято из творчества Гомера, но сюжет и манеру написания он находит оригинальную и неповторимую. Именно эти качества и являются главной отличительной чертой Гомера от Вергилия. С самого начала произведения можно заметить, что поэт пытается навязать соперничество великому Гомеру. В книгах описаны все подвиги и вся цепь повествования, которая соединяется воедино целеустремленностью и искусными переходами от главы к следующему разделу.

Здесь описана главная сила, которая движет Энеем во время создания собственного царства на новой земле. Этой силой является воля судьбы. Эта же сила способствует желанию его потомков править миром. Вся «Энеида» наделена сплошными предсказаниями, вещими снами и чудесами, по которым и совершает свои деяния создатель царства. Все драматические моменты произведения наделяются особыми красками и неповторимостью, что является лучшим качеством творца эпоса. При описании богов Вергилий придается благородным формам и внешности. Этим эпосом он создает новое направление в литературе, которое не похоже на другие.

Все герои Вергилия находились в зависимости у их судьбы. Главным героем всегда управляла судьба, а также высшие силы. Но такое качество творчества характерно для Римского времени. Этот эпос был закончен другими просветителями, но даже в таком виде он остается произведением искусства.

ВЕРГИЛИЙ

Публий Вергилий Марон
70 -19 до н.э.

Сообщается, что он был горшечником или посыльным, женился на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Несомненно, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что также звучит на этрусский лад. У Вергилия были по меньшей мере два брата, но ко времени его совершеннолетия его родственники, по-видимому, уже умерли.
Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э.
Произведения
Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметрическим (или «героическим») стихом – Буколики или Эклоги, 42–39 (или 37) до н.э.; Георгики (примерно в 36–30 до н.э.) и Энеиду, в 29–19 до н.э. В античности Вергилию приписывалось еще нескольких небольших поэм, все они или почти все датируются более ранними годами, чем Эклоги. Обычно эти стихотворения фигурируют под собирательным названием Appendix Vergiliana (лат. Вергилиево приложение). Большинство из них, в том числе три наиболее длинных, заведомо не являются подлинными. Это Ciris (Чайка), любовная история, завершающаяся превращением персонажей в птиц; Этна, посвященная описанию известного вулкана, и Комар – история о пастухе, которого во сне укусил комар, чтобы его разбудить и спасти от змеи; пастух, не разобравшись, убивает дружелюбное насекомое, которое переселяется в загробный мир.Остальные стихотворения намного короче. Одно, двухстрочная эпиграмма на разбойника, считается самым первым плодом творчества Вергилия. Еще одна группа стихотворений, написанных разными размерами, объединяется под греческим названием Catalepton (что можно приблизительно передать как Миниатюры). Одно из этих стихотворений, 10-е, чрезвычайно тонкая пародия на 4-е стихотворение Катулла, может и в самом деле принадлежать Вергилию. Два других стихотворения также с большой вероятностью можно считать аутентичными. 5-е передает чувства Вергилия, который отрекается от ненавистной риторики и собирается переехать в Неаполь для изучения эпикурейской философии; в конце стихотворения он просит также и Муз покинуть его и возвращаться впредь лишь изредка и соблюдая благоразумие. 8-е стихотворение, надо полагать, передает горе поэта при расставании с родственниками и прощании с усадьбой, конфискованной Октавианом (позднее императором Августом) в числе земель, предназначенных для поселения ветеранов, одержавших победу при Филиппах в 42 до н.э.
Существуют достаточно серьезные основания для того, чтобы отвергнуть все прочие стихотворения Приложения как неподлинные, но дискуссия по этому вопросу, несомненно, еще не завершена.
Буколики.
Буколики (греч. Пастушество, т.е. Пасторальная поэзия), называемые также Эклоги (греч. Избранное) представляют собой десять коротких пасторалей, содержащих главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Они основаны на Идиллиях Феокрита, также написанных гекзаметром греческих пасторалях. Приступая к этой работе, Вергилий уже достиг зрелости. Он вполне овладел методом широкого использования литературных источников, откуда он извлекал слова, фразы и даже созвучия, создавая из них, а также из возникающих на их основе аллюзий новые сочетания, так что в итоге появлялось совершенно новое, принадлежащее самому Вергилию произведение. На ранних стадиях развития литературы этот подход к словесному творчеству встречается повсюду, но особенное распространение он получил в Риме в связи с происходившими здесь активным переводом и адаптацией греческих авторов. Однако Вергилий, и в этом его величайшее своеобразие, развил этот метод до такой степени, что в его руках он превратился в техническое новшество. Как и многие другие нововведения Вергилия, данный метод распространился в позднейшей поэзии, в особенности он заметен в творчестве С.Кольриджа.
В Эклогах Вергилий создает неповторимую музыку созвучий, которая также является одной из важнейших особенностей его творчества. Даже в этой сравнительно легкой форме поэт обсуждает важнейшие проблемы жизни. Некоторые эклоги содержат намеки на конфискацию отцовской усадьбы, а затем на возвращение ее Октавианом Вергилию – в знак уважения к его поэтическим заслугам и благодаря заступничеству влиятельного друга. Видные государственные деятели и писатели, такие, как Алфен Вар, Гай Азиний Поллион, Варий Руф и Гай Корнелий Галл, названы в Эклогах по имени. Однако по большей части Вергилий предпочитает скрывать подлинные лица за собирательными персонажами. Так, сам он, молодой свободный человек, предстает здесь только что получившим свободу пожилым рабом (1-я эклога). И вообще все дело с конфискацией, во всей своей несомненной историчности, в Эклогах никак не затрагивается: ему дозволено сделаться здесь лишь источником мыслей и чувств, способствующих созданию этих стихотворений. Пейзаж в Эклогах также собирательный. Нам кажется, что мы находимся недалеко от Неаполя или на Сицилии, но некоторые детали указывают на северную Италию. Имеется множество ярких наблюдений, но нет ни одного цельного и прямого описания места действия.
4-я эклога отличается от прочих. Это соединение свадебного гимна и оды на рождение ребенка. Младенец, о котором идет здесь речь, должен вновь принести с собой на землю Золотой век. Относительно того, кто этот младенец, идут нескончаемые споры. Это короткое, не поддающееся истолкованию, но исполненное значительности стихотворение было использовано императором Константином, который утверждал в своей империи христианство, в качестве доказательства того, что даже римлянин-язычник предсказывал рождение Христа. Главным образом благодаря этой эклоге Вергилий прославился в Средние века в качестве «Пророка язычников».
В 1-й эклоге Вергилий восхваляет благодетеля (это почти несомненно Октавиан), именуя его богом. Поэт с самого начала верил в Октавиана, в его призвание даровать Риму мир и процветание. Вскоре он стал близким другом Октавиана, вероятно, даже более близким, чем лирик Гораций. Щедроты императора со временем обогатили Вергилия, но поэт сумел сохранить личную независимость и творческую свободу.
Георгики.
Следующим поэтическим произведением Вергилия стали Георгики (греч. Поэма о земледелии) в четырех песнях. Насущной задачей римского государства сделалась тогда (или должна была сделаться в скором времени) забота о поощрении и оживлении сельского хозяйства с целью восстановления общественной нравственности и благополучия, а также подъема экономики. Вергилий с энтузиазмом поддержал эту политику. В одном месте поэмы он даже обмолвился, что пишет «по велению» (или во всяком случае «по совету») Мецената, близкого друга Вергилия и Горация, своего рода «министра внутренних дел» при Октавиане. Похвалы, адресованные в этой поэме Октавиану, отличаются условностью. И тем не менее при написании поэмы Вергилий был абсолютно искренен. В самом деле, возможно, что сама официальная политика в области сельского хозяйства была отчасти подготовлена и вдохновлена поэзией Вергилия.
Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. Однако подача материала тонко варьируется. Время от времени в поэму вплетаются пассажи, в которых содержится напоминание о том, сколь необходимы сообщаемые здесь знания о земледелии человеку, покорному воле богов. Связь лирических отступлений с основной темой оказывается подчас весьма свободной, и тем не менее они никогда не выпадают из общего изложения, а неизменно подкрепляют умудренный и проницательный взгляд на вещи.
Однако предлагаемые в поэме специальные советы ценны уже сами по себе, они непосредственно и успешно применяются даже и в современном земледелии. Разумеется, у Вергилия имелись предшественники в литературе, в том числе великие греки – Гесиод, Теофраст, Арат, Никандр, а также трактат карфагенянина Магона в латинском переводе и труды римлян, прежде всего Катона Старшего. Кроме того, Вергилий вводит в поэму и собственные тщательно выверенные наблюдения за природой и сельским хозяйством.
Одним из главных источников Вергилия являлась философская поэма De rerum natura (О природе), принадлежащая его старшему современнику Лукрецию, где тот выступил страстным поборником эпикурейского материализма. Отзвуки этой поэмы слышатся в Эклогах, а в двух последних больших произведениях Вергилия они весьма часты, подчас повторяясь через несколько строк. В Георгиках он заимствует многие поэтические обороты Лукреция, но поворачивает их так, что они служат выражению взглядов, противоположных материализму. Ибо сам Вергилий отстаивает глубоко религиозное воззрение на мир, в котором правят духовные силы и цели. Человек здесь обретает наивысшее блаженство не через эпикурейские спокойствие и отрешенность, но в тяжком сельском труде, в нравственном и физическом здоровье, наслаждаясь красотой природы, опираясь на патриотическую любовь к Италии и веру в божественное провидение.

Читайте также  Краткая биография кюхельбекер

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вергилий

Публий Вергилий Марон – самый прославленный поэт Древнего Рима — вышел из низов свободного населения Северной Италии. Он родился в 70 г. до Р.Х. Его отец, в прошлом не то ремесленник, не то поденщик, сумел скопить денег и приобрести участок земли вблизи города Мантуи. Он очень серьезно относился к воспитанию сына и сумел дать ему хорошее образование. Сначала Вергилий учился в Кремоне, затем в Медиолануме – культурном центре Северной Италии, а в конце 50-х гг. I в. до Р.Х. переехал в Рим и совершенствовался здесь в риторике и других науках. Впрочем, адвокатская карьера, к которой Вергилия готовили с детства, ему не удалась. Он совершенно не обладал ораторскими дарованиями и только раз решился выступить перед судьями. Один из современников пишет, что Вергилий говорил медленно и по манере речи «походил почти что на неученного». К тому же он отличался чрезвычайной застенчивостью. Внешность Вергилия также не отличалась изяществом: был он высокого роста, смуглый, с деревенским лицом.

С молодости Вергилий находился под большим влиянием эпикурейской философии. Эпикурейская проповедь ухода в частную жизнь и довольства малым оставила глубокий след на всем творчестве поэта. Бурные политические события, которые происходили на его глазах: гражданские войны, окончательное крушение республики и утверждение единоличной власти Октавиана Августа (http://www.proza.ru/2015/05/26/372), — лишь укрепили в нем эти настроения.

Идеалом тихой жизни проникнуто первое значительное произведение Вергилия – его сборник «Буколики» (39 г. до Р.Х.), в котором он воспроизвел жанр пастушеских идиллий Феокрита (http://www.proza.ru/2011/08/09/209). В сборнике греческого поэта, изданном в I в. до Р.Х. насчитывалось десять чисто «буколических» произведений. Из такого же числа стихотворений, так называемых эклог, состоит сборник Вергилия. Созданный им идеальный мир аркадских пастухов свободен от всех тех пороков, которыми болело современное Вергилию римское общество, — от неумеренного стремления к богатству и наслаждениям, от жажды власти, от смут и кровопролития. Герои «Буколик» имеют все то, что составляет идеал эпикурейского счастья: тихую, простую жизнь на лоне природы, любовь и поэзию.

«Буколики» сразу выдвинули Вергилия в первый ряд римских поэтов. Вскоре он попал в круг Мецената, то есть ближайшее окружение властителя Италии Октавиана (http://www.proza.ru/2012/12/16/1635). Октавиану и Меценату адресовано следующее произведение Вергилия – дидактическая поэма «Георгики» («О земледелии») – самое совершенное произведение поэта. Вергилий работал над ней семь лет и закончил только в 29 г. до Р.Х. Поэма состоит из четырех книг: первая посвящена хлебопашеству, вторая – виноградарству, третья – скотоводству, четвертая – пчеловодству. Приступая к работе, Вергилий тщательно ознакомился с литературой вопроса и пользовался разнообразными источниками. Но он отнюдь не стремился превращать свою поэму в специальный учебник для практических целей. Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда и в прославлении его радостей. Вся поэма построена в форме советов кому-то, кому поэт не дал ни имени, ни образа, ни характера. На место адресата мог поставить себя любой из мелких свободных землевладельцев, собственными руками возделывавший свою землю.

Если в эклогах сельская жизнь изображена с точки зрения доставляемого ею досуга, то в «Георгиках» раскрывается ее трудовая сторона. Поэт сознательно окутывает сельскую жизнь дымкой идеалистической утопии. В изображении Вергилия селянин бессознательно достигает того же жизненного блаженства, которое эпикурейский мудрец находит на вершинах знания. Поскольку Вергилий ставил себе целью привлечь внимание читателей к сельскому хозяйству, он должен был постараться, чтобы книга была занимательной, и более того – подлинно поэтической. Искусство, с которым он добивается своей цели, показывает мастерство зрелого мастера. Вергилий не задерживает слишком долго внимание читателя на деловой, неизбежно прозаической дидактике. Он перебивает свое спокойное изложение то вопросом, то неожиданным обращением, то восклицанием. Изложение основ сельскохозяйственной науки постоянно прерывается занимательными отступлениями, разрастающимися порой до размеров вставных рассказов. Вергилий то обращается к жизни ливийских пастухов, то начинает разговор о скифах. Эти отступления, разнообразные и по содержанию, и по стилю, поднимают агрономическую, по сути, поэму на уровень высокой и величественной поэзии.

По окончанию «Георгиг» Вергилий приступил к самому значительному из своих произведений – к большой эпической поэме о легендарном родоначальнике римлян – Энее. Замысел ее был одобрен Октавианом Августом, полагавшим, что, раз римский народ не имеет своей «Илиады», нужно заполнить недостойный великой нации вакуум и дать римлянам их национальную эпопею. Задача была не из легких. Работая, над «Буколиками» Вергилий вступил в соперничество с Феокритом. Взявшись за «Георгики», он шел по стопам другого великого грека Гесиода (http://www.proza.ru/2009/12/02/215). Теперь ему предстояло бросить вызов самому Гомеру (http://www.proza.ru/2010/01/12/250).

По сообщению античного биографа, Вергилий обдумал предварительный план поэмы и составил ее краткое содержание в прозе, разделив материал на 12 книг; затем он стал разрабатывать отдельные эпизоды, выделенные из плана, нередко оставляя те или иные части незавершенными до окончательной редакции всего произведения. Прошло несколько лет, прежде чем он счел возможным прочитать Августу некоторые более или менее законченные книги. В 19 г. до Р.Х. «Энеида» считалась вчерне готовой, и автор предназначил еще три года на ее отделку, с тем, чтобы провести остаток жизни в философских занятиях. Смерть нарушила эти планы. Возвращаясь из поездки по Греции, Вергилий заболел и 21 сентября 19 г. до Р.Х. умер. Перед смертью он хотел сжечь свою незаконченную поэму, но Август воспротивился исполнению этой последней воли и поручил друзьям поэта издать «Энеиду».

Сюжет поэмы распадается на две части: в первых шести книгах Эней странствует, в следующих шести – он воюет в Италии. Первая половина поэмы тематически близка к «Одиссее», вторая – к «Илиаде». Повествование начинается с последних скитаний Энея, когда ураган относит его корабли к берегам Ливии, и предшествующие события даны как рассказ героя о своих приключениях. Он обнимает 2-ю и 3-ю книги. Из них 2-я книга посвящена падению Трои, а 3-я – скитаниям оставшихся в живых троянцев. 4-я книга принадлежит к наиболее сильным и патетическим частям «Энеиды». Она повествует о любви к Энею карфагенской царицы Дидоны. С самого начала она имеет в себе трагический привкус. Еще прежде царица связала себя обетом верности покойному мужу. Борьба между чувством и долгом, победа чувства и любовное безумие – первый акт ее трагедии. Наконец, во время грозы, которая застигла Дидону и Энея на охоте, они прячутся в пещере и отдаются своей страсти. Эней мог бы стать царем в Карфагене, но судьба предназначила ему иное – он должен плыть в Италию. Дидона не может вынести разлуки. После отплытия троянцев она восходит на костер и пронзает себя мечом, некогда подаренным ей Энеем…

Очень интересна так же 6-я книга. Проплывая вдоль берегов Италии, Эней делает остановку у города Кумы, где находился вход в преисподнюю. Эней спускается в царство мертвых и встречается там с умершим отцом Анхисом. Отец показывает герою будущих деятелей Рима, носителей его военной и гражданской славы. Описание подземного царства, по которому Эней проходит, сопровождаемый кумской сивиллой, принадлежит к лучшим страницам мировой поэзии.

АДСКИЙ ГОРОД ДИТ.
(Из шестой книги «Энеиды»).
…Влево Эней поглядел: там, внизу, под кручей скалистой
Город раскинулся вширь, обведенный тройною стеною.
Огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится,
Мощной струей Флегетон увлекает гремучие камни.
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днем и ночью сидит Тизифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережет преддверия Дита.
Слышался стон из-за стен и свист плетей беспощадных,
Лязг влекомых цепей и пронзительный скрежет железа.
Замер на месте Эней и прислушался к шуму в испуге.
«Дева, скажи, каковы обличья злодейства? Какие
Казни свершаются там? Что за гул долетает оттуда?»
Жрица в ответ отвечала:
«О вождь прославленный тевкров…
Кносский судья Радамант суровой правит державой;
Всех он казнит, заставляет он всех в преступленьях сознаться,
Тайно содеянных там, наверху, где злодеи напрасно
Рады тому, что придет лишь по смерти срок искупленья…
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа.
Там рожденных Землей титанов древнее племя
Корчится в муках на дне, низвергнуто молнией в бездну…
Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берег их и близким
Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы)
Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
Казни здесь ждут. Но казни какой – узнать не пытайся;
Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
Катят камни одни, у других распятое тело
К спицам прибито колес…»

Читайте также  Краткая биография майринк

В следующих книгах странствия сменяются войнами, где Эней становится своего рода Ахиллом. Царь Латин, правивший в Лации, узнает в пришельце Энее предназначенного оракулом жениха своей дочери Лавинии и дружелюбно принимает троянцев. Но еще прежде за Лавинию посватался царь рутулов Турн. Теперь он поднимает против пришельцев племена и народы Италии. Утратившие прежнюю родину троянцы должны с оружием в руках завоевать себе новую. С 9-ой книги начинаются военные действия. Они развиваются таким образом, что италийцы сначала одерживают победы. В отсутствии Энея Турн осаждает троянский лагерь. С возвращением царя (в 10-й книге) начинается ожесточенная битва, в которой троянцы начинают брать верх над своими врагами. 12-я книга посвящена единоборству Энея и Турна. Она построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора. Эней убивает своего противника.

С формальной стороны «Энеида» представляет собой одно из наивысших достижений латинской поэзии. Сжатый, точеный стиль соединяется в ней с совершенством плавного и звучного стиха. В эпоху Римской империи Вергилий был безоговорочно признан классиком. Не утратил он своего авторитета и в последующие века, когда литературные вкусы стали совсем иными. Христиане относились к нему с глубоким почтением. Чрезвычайно велико было его влияние на средневековую латинскую поэзию. Любимым поэтом оставался Вергилий так же в эпохи Ренессанса и Классицизма.

Биография Вергилия

Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Maro) – римский поэт – родился 15 октября 70 года до н. э. недалеко от города Мантуя в Цизальпийской Галлии (Италия) в незнатной, но зажиточной семье.

С 220 до н. э. этот город был одним из центров римской колонизации региона, в котором происходило смешение трёх народов — римлян, галлов и этрусков.

О детских годах Публия известно немногое. Они прошли в окрестностях Мантуи, где находилось небольшое поместье Вергилия-старшего; по-видимому, с воспоминаниями об этом времени связана любовь к природе, которую Вергилий питал в течение всей жизни. Предположительно поместье описывается в первой эклоге «Буколик» и в «Проклятиях». Земли Вергилиев включали поля, засевавшиеся зерном, заливные луга, пастбища, виноградники и фруктовые сады.

С 58 года до н. э. Публий учился в грамматической школе в Кремоне. В день своего 15-летия, 15 октября 55 года до н. э., он надел взрослую тогу, что символизировало достижение совершеннолетия. Из Кремоны Публий переехал в Медиолан, а оттуда — в Рим. Его отец постарался дать сыну наилучшее образование. Возможно, Вергилий-старший надеялся, что его сын сделает политическую карьеру в родном городе и войдёт в круг муниципальной аристократии. В Милане, в Риме и позже в Неаполе Публий изучал риторику, грамматику, философию, причём наиболее близким ему направлением оказался эпикуреизм. Большое внимание Вергилий уделял медицине и математике, а вот ораторское искусство (одна из ключевых дисциплин для юного римлянина, намеренного заниматься политикой) ему не далось. Известно, что он только один раз пытался выступить в суде и потерпел полную неудачу. Впоследствии проблемы Публия с красноречием стали общеизвестными.

Чёткой хронологии для этого периода жизни Вергилия нет. Неизвестно, долго ли он жил в Медиолане и когда именно продолжал своё образование в Риме и в Неаполе (Михаил Гаспаров датирует приезд в Рим 54/53 годом до н. э., Михаил Бондаренко считает, что в Неаполь поэт уехал в 45 году до н. э.). В столице Вергилий учился у известного ритора Марка Эпидия, бравшего за свои услуги высокую плату, и один из источников сообщает, что вместе с ним обучение проходил юный Гай Октавий, впоследствии ставший единоличным правителем Рима под именами Гай Юлий Цезарь Октавиан и Август. Однако Октавий был младше Вергилия на семь лет, и последующие события не позволяют предположить, что эти двое были знакомы до конца 40-х годов до н. э. В Неаполе Публий учился у известного философа-эпикурейца Сирона, а также, вероятно, посещал школу Филодема Гадарского в находившемся неподалёку Геркулануме и улучшал свой греческий в школе Парфения Никейского. Именно в то время началась его дружба с критиком Марком Плотием Туккой и поэтом Луцием Варием Руфом, сохранившаяся до самой смерти Вергилия.

Во времена учёбы Вергилий начал писать стихи. Согласно Светонию, первое произведение Публия — «двустишие про школьного учителя Баллисту, побитого камнями за то, что он слыл разбойником». Позже, согласно тому же источнику, Вергилий написал цикл маленьких стихотворений под названием «Смесь», цикл эпиграмм, лирическую ламентацию в двух частях «Лидия» и «Проклятия», небольшие поэмы «Скопа» и «Комар» и несколько других произведений. Все эти тексты впоследствии получили единое название «Приложение к Вергилию» (Appendix Vergiliana). В науке нет единого мнения о том, действительно ли автором этих текстов должен считаться Публий; возможно, все они или некоторые из них были написаны менее известными поэтами той эпохи или более позднего времени.

Как начинающий поэт Вергилий присоединился к литературному кружку неотериков («новаторов»). Представители этого кружка выступали за обновление латинского языка и стиля по образцу александрийской поэзии, подражая в первую очередь Каллимаху, Феокриту, Аполлонию Родосскому. В своём творчестве они уделяли основное внимание личным переживаниям героев и описаниям повседневной жизни, создавали любовную лирику и произведения на «учёные сюжеты». Вращаясь среди них, Вергилий обретал литературное мастерство.

Примерно между 55 и 45 годами до н. э. умер отец Публия, перед этим ослепший, а мать, по-видимому, вышла замуж во второй раз. Первые после долгого перерыва надёжно датированные события в жизни Публия относятся к 41 году до н. э. Тогда Октавиан начал наделять ветеранов цезарианской армии землёй, которую он отбирал у общин и частных владельцев Италии и Цизальпийской Галлии. Имение Вергилия под Мантуей тоже было конфисковано в пользу центуриона Аррия, и поэт постарался добиться возвращения своего имущества. Источники рассказывают об этом по-разному. По одной версии, землю Вергилию вернули его собратья по перу Гай Азиний Поллион (в то время наместник Транспаданской Галлии) и Гай Корнелий Галл (член аграрной комиссии), а также его земляк Публий Альфен Вар (предположительно легат). По другой версии, Вергилий благодаря помощи Гая Цильния Мецената добился встречи с самим Октавианом, и тот принял решение в его пользу. Наконец, Сервий пишет, что Публий получил назад свои земли «благодаря покровительству Поллиона и Мецената». Позже вергилиево имение было конфисковано во второй раз. Смог ли поэт сохранить отцовское поместье, неясно, но на малую родину он в любом случае больше не возвращался. С этого момента Вергилий связал свою судьбу с Центральной и Южной Италией.

Судя по эпизоду с мантуанским поместьем, к 41 году до н. э. Публий уже обрел определённую значимость как поэт и обзавёлся благодаря этому высокими покровителями. Его позиции в литературных кругах укрепились после публикации результата трёхлетней работы — сборника эклог под названием «Пастушеские стихи» или «Буколики» (это событие исследователи датируют предположительно 39 годом до н. э.). «Буколики», условным местом действия которых стала Аркадия, были основаны в том числе на автобиографическом материале. «Буколики» принесли их автору большую популярность (известно, что их исполняли даже певцы со сцены). Вергилий был признан лучшим поэтом своей эпохи. Таковым он считался до самой смерти.

Предположительно в конце 40 – начале 39 года до н. э. или в 38 году другом и покровителем Вергилия стал ещё один приближённый Октавиана — Гай Цильний Меценат. Вокруг этого нобиля сформировался литературный кружок, члены которого искренне воспевали Октавиана как политика, несущего Риму мир и процветание после кровопролитных гражданских войн. Вергилий тоже вошёл в этот кружок и привёл за собой своего друга Квинта Горация Флакка; он получил от Мецената в подарок виллу в Кампании, а позже — ещё и дом в Риме, на Эсквилинском холме. Дальнейшая его жизнь была всё так же бедна внешними событиями. Известно, что Публий жил главным образом в Неаполе и на своей кампанской вилле, а также в Сицилии (предположительно там у него была ещё одна усадьба), только изредка появляясь в столице, и посвящал почти всё своё время литературе. В 37 году до н. э. он сопровождал Гая Цильния, направившегося в Грецию, до Брундизия, и единственный источник информации об этой поездке — одна из сатир Горация.

На этом жизненном этапе завязывается общение Вергилия с Октавианом, который видел в Публии выдающийся талант, могущий украсить его правление, а потому демонстрировал свою симпатию и старался влиять на творчество поэта в своих интересах. Впрочем, действовал он осторожно, через Мецената. В какой-то момент последний предложил Вергилию создать дидактическую поэму о сельском хозяйстве. Публий согласился. Точно неизвестно, когда именно он начал писать «Георгики», но Светоний пишет о семилетней работе, которая закончилась, по-видимому, не позже лета 29 года до н. э. В течение четырёх дней 29 года Вергилий читал поэму Октавиану, вернувшемуся тогда в Италию после победы при Акции. Тот очень высоко оценил поэму, но позже приказал автору вычеркнуть упоминание Корнелия Галла, впавшего в немилость и принуждённого к самоубийству. Вергилий подчинился.

В отличие от «Буколик», «Георгики» — большая поэма, включающая четыре книги и больше двух тысяч строк. Многие исследователи считают её вершиной творчества Вергилия, и у первых читателей она имела огромный успех. После публикации «Георгик» слава Публия достигла зенита.

Сразу после «Георгик» Вергилий начал писать новую поэму (согласно Светонию, работа длилась одиннадцать лет, а значит, началась в 30 году до н. э.). Подробности он держал в тайне, и современники долго были уверены, что это будет панегирический эпос об Октавиане/Августе. Но постепенно через друзей поэта в обществе распространялась информация о том, что Август только упоминается в новой поэме: речь там идёт о далёких временах, предшествовавших основанию Рима. Главным героем оказался не «Цезарь», а его мифический предок и прародитель всех римлян Эней, приплывший когда-то в Италию из сожжённой ахейцами Трои.

Вне зависимости от темы новой поэмы публика была уверена, что рождается очередной шедевр. Поскорее заполучить текст поэмы хотелось Августу, который, например, воюя с кантабрами в Испании, «писал письма с просьбами и даже шутливыми угрозами, добиваясь, чтобы ему, по его собственным словам, „прислали бы хоть первый набросок, хоть какое-нибудь полустишие из Энеиды“». Вергилий постоянно отказывал. Позже, в 23 году до н. э., Вергилий согласился познакомить Августа с частью «Энеиды». Он прочитал принцепсу и его семье вторую, четвёртую и шестую книги поэмы.

К 19 году до н. э. «Энеида» была почти дописана. Вергилий решил на три года отправиться в Грецию и Азию, чтобы там «придать „Энеиде“ окончательный вид»; после этого он хотел отказаться от писательства и посвятить остаток жизни философии. Поэт планировал такое путешествие ещё в 23 году до н. э. (об этом известно благодаря шутливой оде Горация, посвящённой кораблю Вергилия), но тогда на время отказался от этой идеи. Публий добрался до Афин, но там встретил Августа и решил вместе с ним вернуться в Рим.

Из-за солнечного удара, полученного во время прогулки по Мегаре, Вергилий заболел. На корабле его недомогание усилилось, в Брундизии он слёг, а через несколько дней после прибытия скончался. Это произошло 21 сентября 19 года до н. э. Вергилия похоронили в Неаполе, у второго камня на Путеоланской дороге.

Известно, что ещё до отъезда в Грецию Вергилий пытался уговорить своего спутника Луция Вария Руфа сжечь рукопись «Энеиды», если с ним что-то случится. По мнению Плиния Старшего, поэтом руководила скромность, по словам одного из героев Макробия — неуверенность в высоких литературных достоинствах написанного. В историографии существует мнение, что Вергилий никогда не собирался публиковать «Энеиду», считая её своей неудачей. Лёжа на смертном одре, Публий потребовал свои рукописи, чтобы уничтожить их самому; получив отказ, он завещал Варию и Плотию Тукке, «чтобы они не издавали ничего, что не издано им самим». Позже эти двое нарушили запрет по приказу Августа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: