Краткая биография еврипид

Краткая биография еврипид

Краткая биография Еврипида (480 до н. э. — 406 до н. э.).

Еврипид — древнегреческий философ-трагик, самый младший в триаде знаменитых древнегреческих драматургов после Эсхила и Софокла.

Его родиной был Саламин, где он появился на свет приблизительно в 480 г. до н. э. В некоторых древних источниках указана точная дата его рождения — 23 сентября 480 г. до н. э., однако, скорее всего, она для придания большей значимости просто привязана ко дню, когда состоялась знаменитая морская битва, в которой греки победили персов. Упоминаются в качестве года рождения также 486 г. до н. э. и 481 до н. э. Считается, что его родители были зажиточными, но не знатными по происхождению людьми, однако этот тезис также подвергается сомнению рядом исследователей, т.к. есть данные о прекрасном его образовании, а также об участии в некоторых торжествах, куда была закрыта дорога простолюдинам.

В детские годы мечтой Еврипида были Олимпийские игры (он слыл способным гимнастом), однако слишком юный возраст помешал ему принять в них участие. Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. Его мировоззрение во многом формировалась под воздействием учений Протагора, Анаксагора, Продика. Еврипид собирал книги в личную библиотеку, и однажды наступил момент, когда он решил писать сам.

Еврипид начал пробовать себя в творчестве в 18 лет, однако первое состязание в драматическом искусстве, в котором он решился принять участие с пьесой «Пелиад», относится к 455 г. до н. э. И лишь в 440 г. до н. э. он был удостоен высшей награды в первый раз. Приоритетной для него всегда оставалась творческая деятельность, он держался вдалеке от общественно-политической жизни страны и города, но не был к ней полностью безразличен. Известен и такой факт из его биографии, как особое отношение к прекрасному полу: несчастливый опыт двух браков сделал Еврипида в глазах окружающих настоящим женоненавистником.

Известно, что сочинял Еврипид до самой смерти; в древности ему приписывалось, по разным данным, от 75 до 92 пьес, а до нашего времени целиком сохранилось 17 драматических произведений, среди которых «Электра», «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др. В исполнении Еврипида античная трагедия преобразилась: в ней стало больше внимания уделяться бытовой, частной жизни людей, их душевным страданиям; в произведениях можно увидеть отражение философских мыслей того времени. Новаторство, достоинства его творческой манеры не были оценены должным образом современниками. Из всех его многочисленных пьес на театральных соревнованиях получили награду только четыре. Именно это обстоятельство называют главной причиной того, что в 408 г. до н. э. драматург принял приглашение Архелая, македонского царя, и навсегда уехал из Афин. Этот правитель относился к знаменитому гостю чрезвычайно уважительно, оказывал ему огромные почести.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима. В столице этой страны и похоронили Еврипида, хотя афиняне обращались к Архелаю с просьбой выдать для захоронения тело земляка. Столкнувшись с отказом, они выразили свое почтение, установив статую драматурга в стенах театра.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

Еврипид

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

«Их продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»

Архелай выказывал знаменитому гостю почет и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже позже смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»

Версия про женщин — грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая — организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Афинский драматург Еврепид родился на Саламине 23 сентября 480 до н. э. Его родители, афиняне Мнесарх и Клейто, бежали на Саламину из Афин, спасаясь от войска персидского царя Ксеркса.

Отец Еврипида был состоятельным и уважаемым человеком, мать Клейто торговала овощами. В юности Еврипид занимался гимнастикой и рисованием, брал уроки ораторского мастерства у Продика и Анаксагора, учился философии у Сократа. Первая пьеса Еврепида, «Пелиад», была сыграна на сцене в 455 г. до н. э.

В 441 г. до н.э. писатель завоевал первый приз за свое творчество. С тех пор он не прекращал писать. Также он участвовал в посольстве в сицилийский город Сиракузы, таким образом, проявляя свою общественную активность.

Со своей первой женой, родившей ему троих сыновей, Еврипид развелся из-за её неверности и сочинил пьесу «Ипполит», где высмеивал интимные отношения. Вторая его жена также не отличалась примерным поведением. Разочаровавшись в семейной жизни, Еврипид стал женоненавистником, что сделало его объектом шуток мастера комедии Аристофана.

В 408 до н.э. великий драматург покинул Афины и уехал в Македонию по приглашению царя Архелая, где скончался в 406 г. до н. э. О причине его смерти существовало множество легенд, которые утверждали, что Еврипид стал жертвой заговора. Однако, скорей всего, пожилой драматург просто не вынес суровой македонской зимы. Еврипида похоронили в Пелле, столице Македонии, хотя афиняне просили разрешения вернуть его тело на родину. В театре Афин в память о великом драматурге была воздвигнута его статуя.

Читайте также  Краткая биография лукиан

Еврипид

Биография

Еврипид (Эврипид) – великий древнегреческий драматург, младший современник Эсхила и Софокла. Его биография была бы находкой для современной желтой прессы: интриги и соперничество с другими поэтами, 2 распавшихся из-за измены брака, отъезд с родины и таинственная смерть, предположительно, наступившая в результате придворного заговора.

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.

Портрет Еврипида

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Скорее всего, будущий драматург появился на свет позже 23 сентября, просто потом его биографы «притянули» дату с целью «приукрашивания» – тогда такие приемы в жизнеописаниях использовались нередко.

Еврипид

Также найдены еще 2 источника, указывающие разную информацию о времени рождения Еврипида: согласно надписи на Паросском мраморе, это произошло в 486 году до н. э., а по другим свидетельствам современников – в 481.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Драматургия

В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес. Его дебютная работа «Пелиад» вышла в 455 году до н. э, а в 441-м он получил за нее первую награду. Считается, что драматург был обладателем обширной библиотеки, но она не сохранилась. До нас дошли всего 17 его трагедий, хотя написано было не менее 90. Из произведений других жанров полностью уцелела только драма «Киклоп».

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Киклоп»

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Боги в произведениях Еврипида предстают безжалостными и мстительными созданиями (особенно ярко это проявилось в трагедии «Ион»), однако атеистом его назвать нельзя – наличие верховной сущности, управляющей миром, он все же признавал. На тот момент подобные взгляды были оригинальными и передовыми, поэтому понимания у зрителей Еврипид часто не находил. Некоторые его работы, например «Ипполит», вызывали у общественности бурю возмущения и были объявлены безнравственными.

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Ипполит»

Творчество драматурга делится на 2 категории: собственно трагедии, где часто фигурируют боги, и социально-бытовые драмы, в которых действуют обыкновенные люди. В работах Еврипида нашли отражение и политические события того времени. Трагедии он писал в эпоху Пелопонесских войн, против которых выражал горячий протест. В его творчестве сохранился созданный им образ миролюбивых Афин, которые драматург противопоставлял агрессивной олигархической Спарте.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

Иллюстрация к пьесе Еврипида «Медея»

В своем творчестве он нередко упоминал и рабов, при этом выводил их не бездушными статистами, а полноценными персонажами с непростыми характерами. Что касается единства и законченности действия, то этому требованию удовлетворяют лишь немногие из его работ. Сила Еврипида – в тонкости и психологизме сцен и монологов, но в эффектных концовках он был не силен.

По некоторым сведениям, мужчина сам писал к своим трагедиям музыку. Такой вывод исследователи сделали, обнаружив цитаты из «Ореста» на старом папирусе, в котором над текстом отчетливо видны сохранившиеся нотные знаки. Если это на самом деле работа Еврипида, то он предстает перед потомками в совершенно ином качестве – композитора-новатора, искусного мастера гармонии.

Памятники Еврипиду, Эсхилу и Софоклу

В 408 году до н. э. Еврипид уехал из Афин и поселился в Македонии. Причины его решения покинуть город точно не известны: возможно, ранимый и чуткий поэт обиделся на своих земляков, не ценивших его творчество по достоинству (из 95 его пьес при жизни автора награду получили только 4).

Личная жизнь

В личной жизни драматургу не везло. В первый раз он женился на женщине по имени Хлоирина, которая родила троих детей, но брак был расторгнут по причине ее неверности. После этого разочарованный Еврипид написал пьесу «Ипполит», где высмеял любовные отношения. Со второй женой Мелиттой история повторилась, после чего драматург окончательно обиделся на весь женский род и прослыл женоненавистником, над чем позже посмеивался в своих комедиях Аристофан.

Бюсты Еврипида

Плутарх упоминал о страсти драматурга к юношам, в частности о его романе с Кратером, юным любовником македонского царя Архелая.

Согласно античным описаниям, Еврипид предпочитал тишину и одиночество и терпеть не мог шума толпы. На Саламине он часто проводил целые дни в уединении в морском гроте, любуясь морем и размышляя о сюжетных ходах новых произведений.

Смерть

Последние годы жизни драматурга и его кончина также овеяны легендами. По одной версии, он погиб в 406 году до н.э. в результате заговора соперников, поэтов Арридея и Кратея: они подкупили придворного Лисимаха, который спустил на Еврипида царских гончих. Другие источники утверждают, что причиной смерти драматурга стали не собаки, а женщины, убившие его в ходе личного конфликта, однако эта версия больше похожа на грубую шутку, поскольку похожий эпизод упоминается в пьесе «Вакханки».

Статуя Еврипида

Современные историки склоняются к более простому варианту – скорее всего, Еврипид, уже доживший до почтенного возраста, просто не выдержал суровой македонской зимы и умер от болезни. Афиняне, бывшие земляки драматурга, предложили забрать тело Еврипида для похорон, но по распоряжению Архелая его погребли в столице Македонии – Пелле.

Когда Софокл узнал о его кончине, велел актерам в знак скорби играть очередную пьесу с непокрытыми головами. По легенде, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Мудрость Человечества

Биография

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480-е — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог.Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя.По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 до н. э.:

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий.»

Архелай выказывал знаменитому гостю почёт и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже поcле смерти самого Еврипида в 406 до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа

Версия про женщин — грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх. Современная версия более приземлённая — организм Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Читайте также  Краткая биография вулф в.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Трагедии Еврипида

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 19 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатировская драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя — «Алкеста» (вар. названия: «Алькеста», «Алкестида»), а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес

  • Алкеста (438 г. до н. э., 2-е место)
  • Медея (431 г. до н. э. , 3-е место)
  • Гераклиды (430 г. до н. э.)
  • Ипполит (428 г. до н. э., 1-е место)
  • Андромаха (425 г. до н. э.)
  • Гекуба (424 г. до н. э.)
  • Просительницы (423 г. до н. э.)
  • Электра (413 г. до н. э.)
  • Геракл (416 г. до н. э.)
  • Троянки (415 г. до н. э., 2-е место)
  • Ифигения в Тавриде (414 г. до н. э.)
  • Ион (414 г. до н. э.)
  • Елена (412 г. до н. э.)
  • Финикиянки (410 г. до н. э.)
  • Киклоп (408 г. до н. э., сатировская драма)
  • Орест (408 г. до н. э.)
  • Вакханки (407 г. до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде»)
  • Ифигения в Авлиде (407 г. до н. э.)
  • Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов)

Список пьес, сохранившихся частично или утраченных

  • Авга
  • Автолик (сатировская драма)
  • Александр (415 г. до н.э., сохранилась частично)
  • Алкмена
  • Алкмеон в Коринфе (около 405 г.до н.э.)
  • Алкмеон в Псофиде (438 г. до н.э.)
  • Алоп
  • Андромеда (412 г. до н.э.)
  • Антигона
  • Антиопа (около 408 г. до н.э.)
  • Архелай (около 407 г. до н.э.)
  • Беллерофонт (до 425 г. до н.э.)
  • Бусирис (сатировская драма)
  • Гипсипила (около 408 г. до н.э.)
  • Диктис (431 г. до н.э.)
  • Иксион
  • Ино
  • Ипполит закрывающийся (434 г. до н.э.)
  • Кадм
  • Кресфонт
  • Критяне
  • Критянки (438 г. до н.э.)
  • Ликимний
  • Скиросцы
  • Меланипп в заточении
  • Меланипп мудрый
  • Мелеагр
  • Ойней
  • Паламед (415 г. до н.э.)
  • Пелиады (455 г. до н.э.)
  • Плисфен (сатировская драма)
  • Polydios
  • Протесилай
  • Сизиф (сатировская драма, 415 г. до н.э.)
  • Syleus (сатировская драма)
  • Скирон (сатировская драма)
  • Сфенебея
  • Телеф
  • Темен
  • Темениды
  • Тесей
  • Фаэтон (ок. 420 г. до н. э.; сохранилась частично)
  • Феникс I
  • Феникс II
  • Фиест
  • Филоктет (431 г. до н.э.)
  • Фрикс
  • Хрисипп (410/409 г. до н.э.)
  • Schnitter (сатировская драма, 431 г. до н.э.)
  • Эврисфей
  • Эгей
  • Эдип
  • Эномай (410/409 г. до н.э.)
  • Эол (до 423 г. до н.э.)
  • Эрехтей (около 423 г. до н.э.)

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э., содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора, который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос). Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков — диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида — из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) — примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет метрику стиха. Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Биография Еврипида

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides) — древнегреческий драматург, один из крупнейших представителей классической афинской трагедии. Автор около 90 драм, из которых до наших дней дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп».

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог.

Скорее всего, будущий драматург появился на свет позже 23 сентября, просто потом его биографы «притянули» дату с целью «приукрашивания» – тогда такие приемы в жизнеописаниях использовались нередко.

Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора, знал Продика, Протагора и Сократа.

В детстве будущий драматург увлекался спортом и делал большие успехи в гимнастике, выигрывая соревнования среди мальчиков-ровесников. Он мечтал попасть на Олимпийские игры, но его не взяли из-за юного возраста. Занимался Еврипид и рисованием, но на этом поприще не преуспел.

Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. В юности Еврипид полюбил чтение и стал коллекционировать книги, а со временем сам начал пробовать силы в написании пьес.

Еврипид начал пробовать себя в творчестве в 18 лет, однако первое состязание в драматическом искусстве, в котором он решился принять участие с пьесой «Пелиад», относится к 455 г. до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. И лишь в 441 г. до н. э. он был удостоен высшей награды в первый раз. Приоритетной для него всегда оставалась творческая деятельность, он держался вдалеке от общественно-политической жизни страны и города, но не был к ней полностью безразличен. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Читайте также  Краткая биография мюссе

Известен и такой факт из его биографии, как особое отношение к прекрасному полу: несчастливый опыт двух браков сделал Еврипида в глазах окружающих настоящим женоненавистником. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой.

Хотя современники прозвали его философом на сцене, цельной философской системы Еврипид для себя так и не выстроил. Его мировоззрение сложилось из чужих концепций, в первую очередь из софизма. К религии вообще и к богам в частности он относился с иронией, а мифы и верования использовал только для фона.

Боги в произведениях Еврипида предстают безжалостными и мстительными созданиями (особенно ярко это проявилось в трагедии «Ион»), однако атеистом его назвать нельзя – наличие верховной сущности, управляющей миром, он все же признавал. На тот момент подобные взгляды были оригинальными и передовыми, поэтому понимания у зрителей Еврипид часто не находил.

Еврипид известен тем, что первым начал прорабатывать женские образы в литературе – предшественники предпочитали описывать мужчин. Медея, Ифигения, Электра, Андромеда и другие героини его трагедий – жизненные, законченные, правдоподобные образы. Драматурга искренне интересовали темы женской любви и преданности, жестокости и коварства, поэтому его героини часто даже превосходят героев силой воли и яркими чувствами.

Известно, что сочинял Еврипид до самой смерти; в древности ему приписывалось, по разным данным, от 75 до 92 пьес, а до нашего времени целиком сохранилось 17 драматических произведений, среди которых «Электра», «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др. В исполнении Еврипида античная трагедия преобразилась: в ней стало больше внимания уделяться бытовой, частной жизни людей, их душевным страданиям; в произведениях можно увидеть отражение философских мыслей того времени. Новаторство, достоинства его творческой манеры не были оценены должным образом современниками. Из всех его многочисленных пьес на театральных соревнованиях получили награду только четыре. Именно это обстоятельство называют главной причиной того, что в 408 г. до н. э. драматург принял приглашение Архелая, македонского царя, и навсегда уехал из Афин. Этот правитель относился к знаменитому гостю чрезвычайно уважительно, оказывал ему огромные почести.

Архелай выказывал знаменитому гостю почёт и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения явились причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже поcле смерти самого Еврипида.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима.

Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в Суде:

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа.»

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. По легенде, переданной Плутархом, вскоре после похорон в могилу Еврипида ударила молния – это был знак божественной избранности, которого до тех пор удостоился только Ликург.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера, Гете и других известных мастеров пера.

По некоторым сведениям, Еврипид сам писал к своим трагедиям музыку. Такой вывод исследователи сделали, обнаружив цитаты из «Ореста» на старом папирусе, в котором над текстом отчетливо видны сохранившиеся нотные знаки. Если это на самом деле работа Еврипида, то он предстает перед потомками в совершенно ином качестве – композитора-новатора, искусного мастера гармонии.

ЕВРИПИД

ЕВРИПИД — древнегреческий драматург.

Ро­дил­ся в за­жи­точ­ной афин­ской се­мье. Еврипид, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, уже в 18 лет на­чал пи­сать тра­ге­дии, но в со­стя­за­нии тра­гических по­этов впер­вые при­нял уча­стие толь­ко в 455 году, ко­гда бы­ла по­став­ле­на его пер­вая пье­са «Пе­лиа­ды» («Πελιάδες»), и смог за­нять 3-е ме­сто. В 441 году Еврипид одер­жал свою пер­вую по­бе­ду. Все­го он ста­но­вил­ся по­бе­ди­те­лем в та­ких со­стя­за­ни­ях 4 раза, 5-я по­бе­да бы­ла при­су­ж­де­на ему по­смерт­но. Хо­тя вся жизнь Еврипида бы­ла по­свя­ще­на литературной дея­тель­но­сти, од­на­ж­ды он во­шёл в со­став по­соль­ст­ва, от­прав­лен­но­го в город Си­ра­ку­зы на Си­ци­лии. Был на­чи­тан­ным че­ло­ве­ком, вла­дел пер­вой зна­чительной ча­ст­ной биб­лио­те­кой; на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем со­фис­тов (Про­та­го­ра, Ан­ти­фон­та), Анак­са­го­ра и других фи­ло­со­фов V века. По­сле 408 года Еврипид по при­гла­ше­нию ма­кедонского ца­ря Ар­хе­лая при­был к его дво­ру в Пел­лу, где и умер.

Еврипид на­пи­сал cвыше 90 про­из­ве­де­ний; со­хра­ни­лись 17 тра­ге­дий, са­ти­ров­ская дра­ма «Кик­лоп» и мно­же­ст­во дра­ма­тических фраг­мен­тов, до­ка­зы­ваю­щих ог­ром­ную по­пу­ляр­ность тра­ге­дий Еврипида в эпо­ху эл­ли­низ­ма. Луч­шие, по оцен­ке древ­них, дра­мы Еврипида до нас не дош­ли; из уце­лев­ших толь­ко «Ип­по­лит» по­лу­чил пер­вую на­гра­ду на со­стя­за­ни­ях по­этов. С уве­рен­но­стью мож­но да­ти­ро­вать лишь 8 тра­ге­дий: «Ал­ке­сти­да» («Ἄλϰηστις», 438), «Ме­дея» («Μῄδεια», 431), «Ип­по­лит» («‘Ιππόλυτος », 428), «Тро­ян­ки» («Τρώαδες», 415), «Еле­на» («‘Ελένη», 412), «Орест» («’Ορέστης », 408), а так­же «Вак­хан­ки» («Βάϰχαι », 406) и «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Αὐλίδι », 406), по­став­лен­ные в 405 году по­смерт­но. Про­чие да­ти­ру­ют­ся по кос­вен­ным сви­де­тель­ст­вам: «Ге­рак­ли­ды» («‘Ηραϰλει͡δαι », 430), «Ан­дро­ма­ха» («’Ανδρομάχη », 425–423), «Ге­ку­ба» («‘Εϰάβη», 424), «Про­си­тель­ни­цы» («‘Ιϰέτιδες », 422–420), «Ге­ракл» («‘Ηραϰλη͡ς», ру­беж 420-х гг.), «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Ταύροις », 414), «Элек­тра» («’Ηλέϰτρα », 413), «Ион» («Ἴων», 412–408), «Фи­ники­ян­ки» («Φοίνισσαι », 411–409). До­шед­шая под име­нем Еврипида тра­ге­дия «Рес» («‘Ρη͡σος») на­пи­са­на по­этом бо­лее позд­не­го вре­ме­ни.

Бла­го­да­ря ха­рак­тер­но­му спла­ву ин­тел­лек­туа­лиз­ма и тон­чай­шей дра­ма­тур­гической тех­ни­ки Еврипид уже в ан­тич­но­сти был при­знан «фи­ло­со­фом на сце­не». Еврипид под­верг из­ме­не­нию тип тра­ге­дии, сло­жив­ший­ся в твор­че­ст­ве его стар­ших со­вре­мен­ни­ков Эс­хи­ла и Со­фок­ла. Ис­поль­зуя тра­диционные ми­фо­ло­гические сю­же­ты, он на­хо­дил трак­тов­ки, по­зво­ляв­шие вы­ра­зить глу­бо­чай­ший тра­гизм че­ло­ве­че­ских су­деб (Ари­сто­тель в «По­эти­ке», XIII, на­звал Еврипида «тра­гич­ней­шим из по­этов»), про­ник­нуть в ду­шу ге­ро­ев, рас­крыть те­мы, вол­но­вав­шие афин­ское об­ще­ст­во его вре­ме­ни: участь че­ло­ве­ка и влия­ние на неё бо­гов; вер­ность, друж­ба, лож­ное и ис­тин­ное бла­го­род­ст­во; судь­ба жен­щин, ра­бов, по­бе­ж­дён­ных; за­щи­та сла­бых и обез­до­лен­ных. Со­хра­няя при­су­щий ан­тич­ной тра­ге­дии вы­со­кий па­фос, Еврипид су­мел изо­бра­зить тон­чай­шие де­та­ли жиз­нен­ных кол­ли­зий и пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев; он был пер­вым дра­ма­тур­гом, соз­да­вав­шим слож­ные и мно­го­гран­ные ха­рак­те­ры. Но­ва­тор­ст­во Еврипида не ос­та­лось не­за­ме­чен­ным со­вре­мен­ни­ка­ми; со­глас­но сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля, Со­фокл ут­вер­ждал, что сам он «пред­став­ля­ет лю­дей та­ки­ми, ка­ки­ми они долж­ны быть, а Ев­ри­пид та­ки­ми, ка­ко­вы они в дей­ст­ви­тель­но­сти» («По­эти­ка», XXV). В то же вре­мя кон­сер­ва­тив­ные кру­ги Афин не­при­яз­нен­но от­не­слись к но­ва­тор­ст­ву Еврипида и его сво­бо­де в об­ра­ще­нии с тра­диционными фор­ма­ми и сю­же­та­ми, об­ви­няя дра­ма­тур­га в без­нрав­ст­вен­но­сти. Вы­ра­зи­те­лем этой по­зи­ции стал Ари­сто­фан, дав­ший в «Ля­гуш­ках» ка­ри­ка­тур­ный об­раз Ев­ри­пи­да.

В ос­но­ве тра­ге­дий Еврипида обыч­но ле­жит кон­фликт чув­ст­ва и ра­зу­ма; при этом па­лит­ра сю­же­тов, мо­ти­вов и ха­рак­те­ров у Еврипида раз­но­об­раз­на. Тра­гические судь­бы се­мей изо­бра­жа­ют­ся в «Ал­ке­сти­де» (же­на при­но­сит се­бя в жерт­ву, что­бы спа­сти об­ре­чён­но­го на смерть му­жа), «Ип­по­ли­те» (лю­бовь Фед­ры к сво­ему па­сын­ку Ип­по­ли­ту), «Ге­рак­ле» (отец в при­пад­ке бе­зу­мия уби­ва­ет же­ну и де­тей). В тра­ге­ди­ях, ос­но­ву ко­то­рых со­ста­ви­ли со­бы­тия тро­ян­ско­го цик­ла, на­ря­ду с от­ра­же­ни­ем ужа­сов вой­ны и стра­да­ний по­бе­ж­дён­ных («Ге­ку­ба», «Тро­ян­ки») по­ка­за­на про­ти­во­ре­чи­вость че­ло­ве­че­ской ду­ши («Еле­на», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»). Еврипид пер­вым в ан­тич­ной дра­ма­тур­гии рас­крыл воз­мож­но­сти люб­ви как силь­ней­шей стра­сти, пол­но­стью за­хва­ты­ваю­щей че­ло­ве­ка («Ип­по­лит»). Но­во­вве­де­ни­ем Еврипида ста­ло изо­бра­же­ние силь­ных и яр­ких жен­ских ха­рак­те­ров («Ме­дея»). Не схе­ма­тич­ны в его тра­ге­ди­ях и об­ра­зы ра­бов: про­яв­ляе­мые ра­ба­ми чув­ст­ва за­став­ля­ют зри­те­лей со­пе­ре­жи­вать им.

Боль­шин­ст­во тра­ге­дий Еврипида от­кры­ва­ет­ся про­ло­гом, про­из­но­ся­щим­ся од­ним из пер­со­на­жей или бо­же­ст­вом; в нём по­ве­ст­ву­ет­ся о пред­по­сыл­ках тра­ге­дии, ко­то­рые ко­ре­нят­ся в про­шлом ге­ро­ев. Про­лог у Еврипида са­мо­стоя­те­лен, дей­ст­вие тра­ге­дии на­чи­на­ет­ся толь­ко по­сле его окон­ча­ния. Еврипид час­то ис­поль­зу­ет сце­ни­че­ский при­ем де­ус экс ма­хи­на, яв­ляю­щий­ся пе­ре­жит­ком ста­рин­ных ри­ту­аль­ных действ. Диа­ло­ги ге­ро­ев по­строе­ны по пра­ви­лам ри­то­ри­ки, осо­бен­но в сце­нах «аго­нов» (сло­вес­ных со­стя­за­ний). Про­ти­во­стоя­ние ге­ро­ев в спо­рах под­чёр­ки­ва­лось ис­поль­зо­ва­ни­ем приё­ма сти­хо­ми­фии, то есть об­ме­на уча­ст­ни­ков «аго­на» сти­ха­ми. Еврипид уве­ли­чил объ­ём мо­но­дий (соль­но­го пе­ния ак­тёров), зна­чи­тель­но умень­шив роль хо­ра в раз­ви­тии дей­ст­вия. В ос­но­ву не­ко­то­рых позд­них тра­ге­дий Еврипида по­ло­же­на ин­три­га, ко­то­рая за­ме­ня­ет тра­диционный миф («Ион»); в них уси­ли­ва­ют­ся бы­то­вые, ко­мичные, при­ключенческие эле­мен­ты. Еврипид ши­ро­ко ис­поль­зо­вал бы­то­вую лек­си­ку, при­бли­жая язык тра­ге­дий к раз­го­вор­но­му народному язы­ку.

Твор­че­ст­во Еврипида ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ат­ти­че­ской ко­ме­дии, рим­ской тра­ге­дии, в ча­ст­но­сти на Се­не­ку, а че­рез не­го на всю ев­ропейскую дра­ма­тур­гию. К на­сле­дию Еврипида об­ра­ща­лись французские клас­си­ци­сты П. Кор­нель («Ме­дея») и Ж. Ра­син («Фед­ра», «Ан­дро­ма­ха», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»); немецкие по­эты И.В. Гё­те («Ифи­ге­ния в Тав­ри­де») и Ф. Шил­лер («Мес­син­ская не­вес­та»), позд­нее — Г. фон Гоф­ман­сталь, Г. Га­упт­ман, Ж.П. Сартр, Х. Мюл­лер. Сю­же­ты тра­ге­дий Еврипида ши­ро­ко пред­став­ле­ны в опер­ной клас­си­ке (Г.Ф. Ген­дель, К.В. Глюк, Л. Ке­ру­би­ни).

Сочинения:

Тра­ге­дии: В 2 т. / Пер. И. Ан­нен­ско­го. М., 1999.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: