Краткая биография горенштейн

Горенштейн, Фридрих Наумович Фри́дрих Нау́мович Горенште́йн (18 марта 1932, Киев — 2 марта 2002, Берлин) — русский прозаик, драматург, сценарист. Содержание Биография Отец — Наум

Краткая биография горенштейн

Горенштейн, Фридрих Наумович

Фри́дрих Нау́мович Горенште́йн (18 марта 1932, Киев — 2 марта 2002, Берлин) — русский прозаик, драматург, сценарист.

Содержание

Биография

Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937), профессор политэкономии, в 1935 году был арестован и расстрелян 8 ноября 1937 года. Со времени ареста отца Фридрих Горенштейн носил фамилию матери (Феликс Прилуцкий) и вернул фамилию Горенштейн и первоначальное имя Фридрих уже будучи взрослым. Во время войны его мать — директор дома для малолетних нарушителей Энна Абрамовна Прилуцкая — с маленьким сыном отправилась из Бердичева в эвакуацию, но умерла в дороге под Оренбургом. Фридрих был помещён в детский дом, а после войны рос в семье родных сестёр его матери — Злоты и Рахили в Бердичеве, откуда происходили его родители и где он провёл большую часть детства. [1]

Был чернорабочим, окончил Днепропетровский горный институт, до 1961 года работал инженером, затем учился в Москве на Высших сценарных курсах.

Написал много произведений, из которых в СССР был опубликован только один рассказ, но сделавший ему имя — «Дом с башенкой», в журнале «Юность» в 1964 году. Творчество Горенштейна высоко ценили те, кому он доверял читать свои неизданные произведения. В этот узкий круг входили, в частности, кинорежиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, писатель Юрий Трифонов, критики Лазарь Лазарев, Бенедикт Сарнов, Анна Берзер, Инна Борисова, драматург Виктор Славкин, драматург и режиссер Марк Розовский. Все они считали Горенштейна гениально одаренным мастером.

В 1978 году Горенштейн начал публиковаться заграницей («Зима 53-го года», Париж, журнал «Континент») и принял решение эмигрировать из СССР.До отъезда из страны (1980 год) он стал участником а альманаха «Метрополь» (1979), в котором была опубликована его повесть «Ступени». Участие в «Метрополе» Горенштейн впоследствии оценивал как ошибку.

С 1980 года жил в Вене, затем переехал в Западный Берлин, куда был приглашен на годовую творческую стипендию Германской службы академических обменов DAAD, и стал первым русским писателем-стипендиатом.

Его произведения печатались в нью-йоркском издательстве «Слово» и в эмигрантских журналах «Континент», «Синтаксис», «Грани», «Зеркало Загадок».

Книги Горенштейна переведены на иностранные языки (наибольшее число переводов на французский и немецкий). В парижских театрах были поставлены спектакли по горенштейновской прозе: «Путь души» в театре «L’Atalante» (1989, режиссер Жозанн Руссо, пьесу по мотивам повести «Ступени» написал Евгений Лунгин) и «Искупление» в театре Жан-Луи Барро (1992, режиссер Жозанн Руссо). На французском радио «Франс-Культур» была поставлена пьеса «Бердичев». В Берлине на радио были поставлены спектакли по пьесе «Споры о Достоевском» и по кинороману «Летит себе аэроплан» (О Марке Шагале).

Написанная в Берлине пьеса Горенштейна «Детоубийца» (1985) про Петра Первого и царевича Алексея — пока единственная, поставленная в России, где она успешно в течение многих лет шла в пяти театрах: в Москве в театре им. Вахтангова (1991, режиссер П. Фоменко) и в Малом театре (была также и телеверсия), в Петербурге в «Александринке» — театре им. Пушкина (режиссер А. Галибин), а также в Ярославском театре им. Ф. Волкова и в Красноярском драматическом театре им. Пушкина.

Фридрих Горенштейн умер в Берлине 2 марта 2002 года после тяжёлой болезни, не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Похоронен на старейшем еврейском кладбище Weissensee.

Ф. Горенштейн был дважды женат. Единственный сын Фридриха Горенштейна Дан является его правопреемником. Он зарегистрирован как правообладатель в РАО — российском авторском обществе. Контакт с Даном Горенштейном — через персональный сайт писателя.

Произведения

В СССР были написаны повести «Зима 53-го года», «Ступени», пьесы для чтения «Споры о Достоевском», «Бердичев», романы «Искупление» (1967), «Псалом» (1975), «Место» (1976), за рубежом — «На крестцах. Хроника времен Ивана IV Грозного», философско-эротический роман «Чок-Чок», повести «Яков Каша», «Куча», «Улица Красных Зорь», «Последнее лето на Волге», пьеса «Детоубийца», рассказы, эссе «Товарищу Маца — литературоведу и человеку, а также его потомкам». Полный перечень произведений Горенштейна — в книге Мины Полянской: Я — писатель незаконный…. Нью-Йорк: Слово/Word, 2004. А также во втором издании этой книги: Плацкарты и контрамарки. Санкт-Петербург: Янус, 2006.

Горенштейн Фридрих Наумович

Краткие содержания

(1932-2002)

В 1932 году 18 марта в Киеве родился писатель, сценарист и драматург Горентейн Фридрих Наумович. Его сочинения публиковались в нью-йоркском издательстве «Слово», а также журналах эмигрантов: «Континент», «Грани» «Синтаксис», «Зеркало Загадок».

Об отце Науме Исаевиче Горенштейне известно, что он, будучи профессором политэкономии в возрасте 35 лет, был арестован и спустя 2 года расстрелян в 1937 году 8 ноября. После ареста отца, в целях безопасности Фридрих Горенштейн носит фамилию матери, теперь его зовут Феликс Прилуцкий. Повзрослев Фридрих вернул себе свое имя и фамилию.

О матери Фридриха, Анне Абрамовне Прилуцкой известно, что она работала директором заведения, для малолетних преступников. Когда разразилась вторая мировая война, она с маленьким Фридрихом отправилась в эвакуацию, но, не доехав, умерла по дороге, где-то возле Оренбурга. Фридрих, оставшись круглым сиротой, был определен в детский дом, а после окончания войны его взяли к себе сестры его матери — Злата и Рахиль, проживавшие в Бердичеве, где он и жил до этого со своими родителями.

Трудовую деятельность начал чернорабочим, позже получил образование в горном институте города Днепропетровск. Диплом дал ему возможность трудиться инженером, что Фридрих и делал до 1961 года. Затем обучался в Москве на высших курсах сценаристов.

Автор сценариев 17 фильмов, 5 из которых были успешно сняты: Андрей Тарковский снял фильм «Солярис», Никита Михалков снял «Раба любви», Али Хамраев снял «Седьмая пуля», Вадим Гаузнер снял «Комедия ошибок».

Фридрих, как прозаик был известен в СССР, лишь благодаря одному рассказу, который напечатали в 1964году в России — это «Дом с башенкой», опубликованный в «Юности».

Опубликовали один, но написано было много рассказов, это подтверждают, те люди, которым Фридрих доверял читать свои неизданные сочинения. Доверял он писателю Юрию Трифонову, кинорежиссерам Андрею Канчаловскому и Андрею Тарковскому, критикам Лазарю Лазареву, Анне Берзер, Бенедикту Сарнову, Инне Борисовой, драматургу Виктору Славкину и режиссеру Марку Розовскому. Все они в один голос отзывались о Горенштейне, как о гениальном писателе. Биография Горенштейна продолжает наполняться разными событиями и достижениями.

1978 год — принимает решение об эмиграции, издает за пределами СССР свои произведения. В Париже журнал «Континент» публикует «Зима 53-года».

1979 год — участник альманаха «Метрополь», который публикует повесть «Ступени». Впоследствии, публикацию и участие в альманахе, Фридрих оценивал, как ошибку.

1980 год — эмигрирует из СССР, проживает в Вене, позже переезжает в Западный Берлин по приглашению DAAD — служба академических обменов в Германии. Получил творческую стипендию от DAAD, став первым советским писателем, удостоившимся стипендии общества.

Произведения Горенштейна востребованы и переведены на разные языки, больше всего переводов на немецкий и французский.

Театральные подмостки Парижа ставили спектакли по прозе Горенштейна. Театр «L’Atalante», режиссер Жоззан Руссо в 1989 году ставит пьесу «Путь души», сценарий написал Лунгин Евгений, по мотивам повести «Ступени». В театре Жан-Луи Барро режиссер Жозанн Руссо в 1992 году ставит пьесу «Искупление», режиссер Жозанн Руссо. Радиопостановки пьесы «Бердичев» на французском радио «Франс-Культур» и пьеса «Споры о Достоевском» на радио в Берлине, по мотивам кино романа «Летит себе аэроплан» (О Шагале).

1985 год — написана пьеса «Детоубийца», о печальной истории Петра Первого и Алексея царевича. Эта пьеса стала единственной, поставленной в России в пяти театрах, таких как: в театре им. Вахтангова в Москве, Малый театр в Москве, театр им. Пушкина в Петербурге, театр им. Ф. Волкова в Ярославле и драматический театр им. Пушкина, в Красноярске.

Читайте также  Краткая биография кассиль

Фридрих был женат два раза, имел одного сына Дана, который стал его правопреемником и наследовал авторские права, зарегистрировав себя, как правообладатель в российском авторском обществе.

Связаться с Даном Горенштейном можно через официальный сайт писателя Фридриха Горенштейна.

В возрасте 69 лет скончался от тяжелых болезней, похоронен на Weissensee — еврейском кладбище.

Фридрих Горенштейн — биография

Биография

Фри́дрих Нау́мович Горенште́йн (18 марта 1932, Киев — 2 марта 2002, Берлин) — русский прозаик, драматург, сценарист.

Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937), профессор политэкономии, в 1935 году был арестован и расстрелян 8 ноября 1937 года. Со времени ареста отца Фридрих Горенштейн носил фамилию матери (Феликс Прилуцкий) и вернул фамилию Горенштейн и первоначальное имя Фридрих уже будучи взрослым. Во время войны его мать — директор дома для малолетних нарушителей Энна Абрамовна Прилуцкая — с маленьким сыном отправилась из Бердичева в эвакуацию, но умерла в дороге под Оренбургом. Фридрих был помещён в детский дом, а после войны рос в семье родных сестёр его матери — Злоты и Рахили в Бердичеве, откуда происходили его родители и где он провёл большую часть детства.[1]

Был чернорабочим, окончил Днепропетровский горный институт, до 1961 года работал инженером, затем учился в Москве на Высших сценарных курсах.

Написал сценарии семнадцати фильмов, пять из которых были осуществлены. Среди них — «Солярис» (реж. Андрей Тарковский), «Раба любви» (реж. Никита Михалков), «Седьмая пуля» (реж. Али Хамраев), «Комедия ошибок» (реж. Вадим Гаузнер).

Написал много произведений, из которых в СССР был опубликован только один рассказ, но сделавший ему имя — «Дом с башенкой», в журнале «Юность» в 1964 году. Творчество Горенштейна высоко ценили те, кому он доверял читать свои неизданные произведения. В этот узкий круг входили, в частности, кинорежиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, писатель Юрий Трифонов, критики Лазарь Лазарев, Бенедикт Сарнов, Анна Берзер, Инна Борисова, драматург Виктор Славкин, драматург и режиссер Марк Розовский. Все они считали Горенштейна гениально одаренным мастером.

В 1978 году Горенштейн начал публиковаться за границей («Зима 53-го года», Париж, журнал «Континент») и принял решение эмигрировать из СССР. До отъезда из страны (1980 год) он стал участником альманаха «Метрополь» (1979), в котором была опубликована его повесть «Ступени». Участие в «Метрополе» Горенштейн впоследствии оценивал как ошибку.

С 1980 года жил в Вене, затем переехал в Западный Берлин, куда был приглашен на годовую творческую стипендию Германской службы академических обменов DAAD, и стал первым русским писателем-стипендиатом.

Его произведения печатались в нью-йоркском издательстве «Слово» и в эмигрантских журналах «Континент», «Синтаксис», «Грани», «Зеркало Загадок».

Книги Горенштейна переведены на иностранные языки (наибольшее число переводов на французский и немецкий). В парижских театрах были поставлены спектакли по горенштейновской прозе: «Путь души» в театре «L’Atalante» (1989, режиссер Жозанн Руссо, пьесу по мотивам повести «Ступени» написал Евгений Лунгин) и «Искупление» в театре Жан-Луи Барро (1992, режиссер Жозанн Руссо). На французском радио «Франс-Культур» была поставлена пьеса «Бердичев». В Берлине на радио были поставлены спектакли по пьесе «Споры о Достоевском» и по кинороману «Летит себе аэроплан» (О Марке Шагале).

Написанная в Берлине пьеса Горенштейна «Детоубийца» (1985) про Петра Первого и царевича Алексея — пока единственная, поставленная в России, где она успешно в течение многих лет шла в пяти театрах: в Москве в театре им. Вахтангова (1991, режиссер П. Фоменко) и в Малом театре (была также и телеверсия), в Петербурге в «Александринке» — театре им. Пушкина (режиссер А. Галибин), а также в Ярославском театре им. Ф. Волкова и в Красноярском драматическом театре им. Пушкина.

Фридрих Горенштейн умер в Берлине 2 марта 2002 года после тяжёлой болезни, не дожив нескольких дней до своего 70-летия. Похоронен на старейшем еврейском кладбище Weissensee.

Ф. Горенштейн был дважды женат. Единственный сын Фридриха Горенштейна Дан является его правопреемником. Он зарегистрирован как правообладатель в РАО — российском авторском обществе. Контакт с Даном Горенштейном — через персональный сайт писателя.

Писатель Фридрих Горенштейн

Фридрих Горенштейн — писатель, талантливый сценарист и драматург. Он является знаковой персоной как в русской, так и во всемирной литературе. Хотите узнать о жизни и творчестве данного писателя поподробнее? Внимательно ознакомьтесь со статьей.

Фридрих Горенштейн: биография

Будущий писатель родился 18 марта 1932 года в Киеве. Отец Фридриха, профессор политэкономии, был арестован в 1935 году. А спустя два года его расстреляли. С тех пор Фридрих стал носить фамилию матери — Феликс Прилуцкий. Тем не менее позже писатель вернул себе фамилию и первоначальное имя. Во времена Великой Отечественной войны мать Фридриха, которая работала директором дома для юных правонарушителей, отправилась вместе с сыном в эвакуацию из Бердичева. Однако женщина не смогла пережить поездку и умерла в дороге недалеко от города Оренбург. После смерти матери Фридриха поместили в детский дом. После войны мальчик покидает приют и живет вместе со своими сестрами Злотой и Рахилой в родном Бердичиве.

На протяжении нескольких лет Горенштейн Фридрих Наумович работает чернорабочим. Юный писатель заканчивает Днепропетровский горный институт и начиная с 1961 года работает инженером. Позже Фридрих переезжает в Москву, где учится на Высших сценарных курсах. За это время Горенштейн написал сценарии для семнадцати фильмов. Тем не менее лишь пять из них были осуществлены.

Помимо этого, Фридрих писал и для журналов. Его произведения не хотели издавать, поэтому большая часть творчества ушла в ящик. В СССР был опубликован лишь один рассказ писателя «Дом с башенкой». Произошло это в 1964 году в журнале «Юность». Благодаря одной единственной публикации Фридрих сделал имя и привлек к себе внимание.

Творчество Горенштейна очень высоко оценивали люди, которым он давал читать свои неопубликованные произведения. Это был довольно узкий круг персон, куда входили кинорежиссёры (Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский), критики (Бенедикт Сарнов, Лазарь Лазарев, Анна Берзер), писатели (Юрий Трифонов) и прочая интеллектуальная элита.

Эмиграция

С 1978 года Фридрих Горенштейн публикуется за границей. Мало того, писатель принял решение эмигрировать из Советского Союза. С 1980 года Горенштейн проживает в Австрии, в городе Вена. Спустя определенное время писатель перебирается в Западный Берлин, так как был претендентом на творческую стипендию от Германской службы обменов DAAD. Таким образом, Фридрих стал первым русским писателем, получившим столь престижную стипендию.

Произведения Горенштейна активно публикуют в нью-йоркском «Слове» и различных эмигрантских журналах наподобие «Грани», «Синтаксис», «Континент» и т. д. После 1992 года, когда в Москве вышел трехтомник Горенштейна, о писателе вовсе забыли и перестали издавать его книги. Игнорировали Фридриха и литературные критики. Длилось подобное целых десять лет. Тем не менее произведения Горенштейна продолжали публиковать за границей. Таким образом, в 90-х годах во Франции было выпущено 8 книг писателя, в Германии — 11.

Смерть

Горенштейн Фридрих Наумович умер 2 марта 2002 года в Берлине. Причиной смерти стала тяжелая болезнь, с которой талантливый писатель боролся на протяжении нескольких лет. Фридрих не дожил всего несколько дней до своего 70-летнего юбилея. Горенштейн был похоронен на Вайсензее — одно из старейших еврейских кладбищ.

Произведения

Фридрих Горенштейн за свою жизнь написал довольно много произведений, которые признаны мировой классикой. Однако наибольшую известность ему принес роман под названием «Место», который вышел в 1976 году. Книга состоит из трех частей и эпилога. Все события разворачиваются в России 50-х годов, когда умер Сталин и к власти пришел Хрущев.

Повествование ведется от лица юноши по имени Гоша Цвибышев — сирота и сын репрессированного. Автор пытается изобразить жестокость коммунистического режима, с которой и столкнулся главный герой. В романе прослеживаются некие автобиографические мотивы.

Фридрих Горенштейн зарекомендовал себя как хороший драматург. К примеру, пьеса под названием «Детоубица» (1985 год), которая рассказывала о Петре Первом и юном царевиче Алексее, была поставлена в России. На протяжении многих лет данное произведение не сходило со сцен знаменитых московских театров. Пьеса получила уйму лестных рецензий и отзывов от критиков.

Читайте также  Краткая биография короленко

Краткая биография горенштейн

18 марта, 2012
АВТОР: Мина Полянская

85 лет назад родился писатель, сценарист, драматург Фридрих Горенштейн

Фридрих Горенштейн прибыл в Западный Берлин с женой Инной Прокопец и пятимесячным сыном Даном 24 декабря 1980 года. В корзинке при нём была любимая кошка Кристина, которая жалобно мяукала в аэропорту Тегель, перепуганная длительным перелётом. Он рассказывал потом, что к ним подошла знаменитая супружеская пара: Галина Вишневская и Мстислав Ростропович и попросили разрешения погладить кошку, но Горенштейн ответил отказом. «Вас уже ждут», – сказал Ростропович несговорчивому соотечественнику и указал на человека высокого роста, державшего в руках плакат, на котором крупными буквами выведено: «Горенштейн». Так встретила Немецкая академическая служба своего стипендиата. Семью отвезли на квартиру, находившуюся в ведомстве Академии искусств по адресу Иоганн-Георгштрассе 15. Квартира располагалась на последнем этаже и показалась такой огромной, что подумалось по российской привычке, не коммуналка ли это. Но сомнений никаких не могло быть – огромная меблированная трёхкомнатная квартира предназначалась исключительно для семьи Горенштейна. В честь приезда купили бутылку настоящего французского шампанского и распили её.

В июле 1982 года, когда кончился срок проживания в «академических апартаментах», семья поселилась в небольшой скромной трёхкомнатной квартире в самом центре Западного Берлина на Зэксишештрассе 73. Здесь Горенштейн прожил 20 лет, сначала с семьей, затем, после развода с женой, один, до конца жизни. Первая жена Мария Балан была актрисой цыганского театра «Ромэн». Не сложилась у Фридриха совместная жизнь и со второй женой, Инной Прокопец.

Круг замкнулся: начало жизни – бессемейное и даже сиротский дом, и последние почти десять лет – также без семьи. Тема сиротства, обладавшая мощной, неисчерпаемой энергией, стала нервом его творчества, где нет места спорам и дискуссиям, поскольку в мире сиротства нет ни учеников, ни учителей, и не изменить здесь ничего, как не изменить звёздной орбиты. И в романе «Псалом», и в романе «Искупление», и в повести «Улица Красных Зорь», и так далее – легче было бы назвать исключения – звучит трагическая тема сиротства. Эта центральная тема писателя, тема отщепенства, поиска временного пристанища, короче, места жительства, получила своё окончательное выражение в романе «Место». Первая часть «Места» посвящена бесправному положению главного героя, забитого, затравленного человека, и во многом «повторяет» социальное положение молодого Горенштейна в Киеве. Не случайно её открывают евангельские строки: «Лисицы имеют свои норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову».

Вынуждена опять, на сей раз всё же кратко, изложить некоторые факты биографии писателя, ибо те, кто нынче пытается позаимствовать у меня эти факты, ни в коем случае не желая назвать источники, то есть мои книги о Горенштейне («Я — писатель незаконный…» и «Берлинские записки о Фридрихе Горенштейне»), модифицируют их в меру своего воображения. Между тем, излагая факты, я основывалась на рассказах самого писателя, документах, которые он показывал и магнитофонных записях, продиктованных им и хранящихся у меня.

Фридрих Горенштейн родился в Киеве в 1932 году в семье профессора-экономиста. Отец, Наум Исаевич Горенштейн (1902-1937), родом из Бердичева, был арестован и приговорен 6-го сентября 1937 «Особой тройкой» УНКВД по Дальстрою к расстрелу. Много лет спустя, в 1995 году, Фридрих получил в «органах» копию приговора той самой «тройки» и показывал мне этот «продукт» изощренной инквизиции эпохи Советов. Приговор был приведен в исполнение 8 ноября 1937 года – такая дата стояла в документе. Кроме того, Горенштейну показали «дело» отца, которое он внимательно прочитал. Выяснилось, что отец его был не совсем случайной жертвой сталинского молоха. Молодой профессор был посажен за «дело»: он доказал нерентабельность колхозов. «Как будто бы колхозы были созданы для рентабельности, – говорил Горенштейн, – наивный отец! Романтик!» «Мой отец, – говорил Горенштейн, – молодой профессор экономики, был специалистом по кооперации».

Из этой фразы, продиктованной на наш на магнитофон, вовсе не следует, что Наум Исаевич был профессором некоего Киевского кооперативного института, как это изобразил Григорий Никифирович в своей последней статье о доме с башенкой («Два рассказа: Аксёнов и Горенштейн») в журнале Нева, №3, 2002. Наум Исаевич работал в другом месте, о котором писатель не хотел сообщать, так что и я последую его примеру.

Мать, Энна Абрамовна, урожденная Прилуцкая, по образованию педагог, была директором дома для малолетних нарушителей. После ареста мужа она с ребенком скрывалась у своих родственников на Украине, вернув себе девичью фамилию, сына она тоже записала Прилуцким, чтобы оградить от возможных преследований. Впоследствии писатель вернул себе фамилию отца. Горенштейн не только вернул «неблагозвучную» фамилию отца (а также ещё и имя Фридрих – мать назвала его для «конспирации» Феликсом), но позднее категорически отказался от литературного псевдонима. Перед самой войной Энна Абрамовна с девятилетним мальчиком скрывалась в Бердичеве у своих сестёр, но уже очень скоро вынуждена была покинуть этот город. Им удалось с матерью сесть в последний эшелон, отправляющийся в эвакуацию.

Однако самое жестокое испытание для мальчика было ещё впереди. Мать заболела и умерла, а девятилетнего Фридриха отправили в детский дом. Я не случайно останавливаюсь на этом трагическом факте, поскольку это факт не только биографический, но и литературный. Он лёг в основу рассказа, благодаря которому советский читатель впервые познакомился с творчеством Горенштейна и наложил неизгладимый след на всё его творчество. В рассказе «Дом с башенкой» мальчик едет с мамой в поезде в Сибирь в эвакуацию. Она заболевает, на какой-то станции её на носилках уносят и везут в больницу. Мальчик тоже выходит из поезда, мечется по городу в поисках единственной в городе больницы, куда увезли мать, и не может её найти. Он плутает вокруг привокзальной площади, на которой стоит старый одноэтажный дом с башенкой, и у которого старуха торгует рыбой.

Он, наконец, находит больницу, в которой мать умирает у него на глазах. И вот он снова на площади, которая, как мне кажется, покрылась теперь белым саваном: «Она была совсем незнакомой, тихой, белой. Дом с башенкой был другой, низенький, и очередь другая, и старуха больше не торговала рыбой».

Действие рассказа отличается от реальных воспоминаний писателя. И, само собой, не следует накладывать сюжет рассказа на биографию Горенштейна, как это простодушно делает не только Никифирович, уверяющий, что мать писателя умерла в заволжской степи по пути на восток. Энна Абрамовна умерла в Намангане, куда оба, мать и сын, прибыли и зарегистрировались (согласно этому документу Фридрих в Германии получал стипендию – 2200 марок как жертва нацизма). По странному совпадению в Намангане в 1942 году умерли и мои бабушка и дедушка от тифа, свирепствовавшего там, и похоронены в братской могиле. Нынче объявилось много биографов Горенштейна, которые отправляют поезд, в котором неизменно сидят Энна Абрамовна и Фридрих, то на Волгу, то в Оренбургскую степь, а кто-то даже рельсы перевёл для того, чтобы по другому адресу отправить злополучный поезд. Ну, что ж! Надо отдать должное мастеру: мистификация удалась. И роковым образом неправ был однокурсник Анатолий Найман, вынесший чуть ли не вердикт по Горенштейну: «таланта нет, но есть хорошая память». Оценки, подобные наймановской, подхватывались другими. Наряду с политическим приговором в литературных кругах («рассказ «Дом с башенкой» написал фашист»), они способствовали разрастанию того снежного кома отторжения, который привёл к отчислению Горенштейна с курсов.

Оказалось, что не в памяти дело было (хотя и в ней тоже). Высокий уровень художественного воображения писателя ослепил огромное количество литераторов и нелитераторов, строчащих нынче суетливо, но не написавших при жизни Горенштейна, когда он так в этом нуждался, ни строчки.

Читайте также  Краткая биография словацкий

Я никогда не опиралась на сведения из рассказа, когда писала биографию Горенштейна. Однако и мне кажется – может быть, виной тому воздействие художественности – что рассказ с его бесконечной станцией, привокзальной площадью, вагоном, в котором мальчик едет дальше один, то есть «художественная» правда, ближе к действительности, чем признавал сам писатель. Некий дом с башенкой (возможно, он ему приснился), вокруг которого блуждал мальчик и зафиксировался в детском сознании как символ смерти матери, остался тайным наваждением будущего писателя. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Фридрих Горенштейн. Почему великий писатель не получил признания при жизни?

Так случилось, что месяц года март для Фридриха Горенштейна является мистическим: в этом месяце был расстрелян отец писателя, в марте сам мастер родился и умер. К большому сожалению, имя Фридриха Горенштейна не слишком популярно, а известно, скорее, лишь узкому кругу ценителей и критиков литературы, чем широким массам. Парадоксально, но факт: фильмы по его сценариям, такие, как «Солярис» Андрея Тарковского или «Раба любви» Никиты Михалкова, любимы и обожаемы публикой, но его авторство осталось в тени, а вся слава досталась только режиссерам этих замечательных кинолент.

До отъезда за границу в СССР в журнале «Юность» был опубликован лишь один рассказ «Дом с башенкой», да и то после личного вмешательства драматурга Виктора Розова. Прогрессивный «Новый мир», который в то время возглавлял Александр Твардовский, не осмелился напечатать это произведение, скорей всего, считая, что «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына вполне достаточно.

Не был по достоинству оценен и драматургический талант Горенштейна. Пьеса «Бердичев», которая, наравне с произведениями Шолом-Алейхема, по праву должна входить в сокровищницу мирового еврейского искусства, даже не была ни разу поставлена. Писатель Юрий Поляков словами своего героя в романе «Козленок в молоке», где нет ни одной подлинной фамилии, позволил себе резкий выпад против писателя, который имеет слишком неудачные имя и фамилию для русской литературы. Подобный демарш не делает чести нынешнему главному редактору «Литературной газеты», так как автор обязан нести ответственность даже за те слова, которые он вкладывает в уста своих действующих лиц.

Роман написан в постперестроечное время, но и в годы советской власти Фридриху Горенштейну приходилось несладко. После полного рассеивания иллюзий, когда стало ясно, что ничего хорошего от правящего режима в обозримом будущем ждать не следует, в 1980 году писатель был просто вынужден эмигрировать, прожив более 20 лет в Германии. Эта публикация описывает немецкий этап творчества Фридриха Горенштейна.

Германская жизнь писателя началась как раз накануне католического Рождества: именно 24 декабря 1980 года в берлинском аэропорту Тегель приземлился самолет, на борту которого вместе с Фридрихом находились жена, пятимесячный сын писателя и кошка Кристина, жалобно мяукающая от незнакомой обстановки. Опального писателя встретила звездная чета музыкантов — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, а также представитель Немецкой академической службы, стипендиатом которой был писатель. Фридриха Горенштейна и членов его семьи отвезли на квартиру, находившуюся в ведении Академии искусств, где в течение года прожил литератор.

Эйфория, связанная с приездом, прошла очень скоро, так как почти сразу же выяснилось, что местные издательства вовсе не торопятся печатать Горенштейна, а срок стипендии, так же как и оплата квартиры, ограничен одним годом. Большими осложнениями было вызвано и получение вида на жительство. Писатель обратился в берлинскую еврейскую общину, надеясь, что она сможет посодействовать в этом вопросе, однако Горенштейну отказали, а выдаче бессрочной визы он был обязан все той же Академии искусств. В дальнейшем, помня былую обиду, Фридрих так и не стал членом еврейской общины Берлина.

В июле 1982 года, когда кончился срок проживания в «академических апартаментах», семья писателя переехала в маленькую скромную трехкомнатную квартиру в самом центре Западного Берлина на Зэксишештрассе. Здесь Горенштейн прожил 20 лет, сначала с семьей, затем, после развода с женой, один до конца последних дней.

Бытует мнение, что Фридрих Горенштейн сторонился русскоязычных изданий Германии и никогда не участвовал в их работе. На самом деле, все обстояло не совсем так: в ФРГ существовало единственное издание, с которым писатель охотно сотрудничал, причем, даже больше в роли критика. Речь идет о культурно-политическом журнале «Зеркало загадок», выпускавшемся в Берлине семьей Полянских (Мина — литературный редактор, ее муж Борис — технический редактор и, наконец, сын Игорь — главный редактор).

Знакомство этой семьи с писателем состоялось в 1995 году и привело к активному и плодотворному сотрудничеству, однако, наравне с большой радостью, участие Горенштейна в журнале часто было связано с особенностями его характера. Вот как Мина Полянская вспоминает об этом: «С начала знакомства каждый номер «Зеркала Загадок» выходил с большой статьей Горенштейна. Журнал поначалу был небольшой по объему, а статьи Фридриха занимали много места. Время от времени раздавался телефонный звонок, и Фридрих просил сделать новую «вставочку». Статья (это могло быть эссе, очерк, памфлет) постепенно от этих «вставочек» увеличивалась вдвое. Вдруг опять раздавался звонок, и кто-нибудь из нас испуганно произносил: «Это, наверное, Фридрих звонит, опять «вставочка!» «Фридрих! Места больше нет, ни строчки!». Но Фридрих «честно» уверял: «Эта «вставочка» совсем маленькая и последняя!». Если бы это было так! Назавтра Фридрих звонил опять и говорил, что вот теперь уж точно последняя, ну, очень маленькая, а главное, очень важная «вставочка». Слово «вставочка» стало «языковой нормой» в обиходе моей семьи». (Мина Полянская «Я — писатель незаконный…» Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна).

Хочу развеять еще один миф, связанный с именем писателя. Многие уверяли, что Фридрих Горенштейн ведет замкнутый образ жизни, а по характеру является весьма хмурым и неразговорчивым человеком. В действительности у него был довольно широкий круг общения, также включавший и обширную переписку. Например, поэтесса Лариса Щиголь, живущая сейчас в Мюнхене, переписывалась с Фридрихом Горенштейном, и эти письма теперь имеют большую ценность.

Мне посчастливилось поговорить с писателем по телефону. Я случайно нашел его телефон в электронной базе и, набравшись смелости, позвонил Фридриху. От страха у меня запершило в горле, но я успел высказать слова признательности за пьесу «Бердичев», которая, по моему твердому убеждению, является одним из лучших произведений Горенштейна. Писатель был неприветлив, хотя все же поинтересовался родом моих занятий.

За последнее десятилетие, не считая повестей, рассказов, небольших романов, Горенштейном было написано восемьсот страниц «Хроники времен Ивана Грозного» и еще восемьсот страниц «Веревочной книги».

Фридрих Горенштейн умер 2 марта 2002 года в 16 часов 25 минут, не дожив две недели до семидесяти лет. Мина Полянская написала некролог, который был опубликован в журнале «Знамя»: «Второго марта 2002 года в Берлине умер Фридрих Горенштейн, один из самых талантливых прозаиков России, писавших в последней трети 20-го века. Работу писателя Горенштейн сравнивал с тяжелой физической работой каменщика и до последней минуты беспокоился, достаточно ли он этой тяжелой работы проделал. Поэтому считаю своим долгом напомнить наиболее значительные работы мастера, писавшего во всех жанрах, начиная от драматургии и кончая публицистикой. Романы „Место“, „Псалом“, „Искупление“, „Попутчики“, „Скрябин“, пьесы „Разговоры о Достоевском“, „Детоубийца“, „Хроника времен Ивана Грозного“ — вот далеко не полный перечень того, что могло бы впоследствии составить большое собрание сочинений писателя».

Я очень надеюсь, что признание и слава, которую писатель Фридрих Горенштейн по праву заслужил еще при жизни, обязательно придут к нему, даже если для этого понадобятся долгие-долгие годы.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: