Краткая биография виан

Джазист, писатель, актер и патафизик: 24 личности Бориса Виана

  • писатели
  • джаз

В фильме «Генсбур. Любовь хулигана» Борис Виан — кокетливый пьянчуга, жовиальный джазист, впутывающий молодого Сержа Генсбура в затейливые авантюры. Он с заплетающимся языком поет известнейшую Je bois, пьет из горла, ложится посередине дороги удовольствия ради и дерзит полицейским, и это — единственное художественное изображение Бориса Виана в кинематографе, дошедшем до российского проката. Инженер и трубач, поэт и певец, серьезный и сумасбродный, европеец и афроамериканец — каким на самом деле был Борис Виан?

Борис Виан родился 10 марта 1920 года в небольшом городе Виль-д’Аврэ. Уже в его имени кроется первая из множества мистификаций — мать Виана, Ивонна Равене, назвала сына в честь любимой оперы, «Борис Годунов». Несмотря на то что Вианы и Равене уже как минимум сотню лет жили во Франции, в будущем поэт сам будет шутить о своей псевдославянской душе в песне L’Âme Slave, а слухи о русских корнях даже поспособствуют изданию «Пены дней» в переводе Лилианны Лунгиной в 1983 году. Кстати, во время книгоиздательского бума 1990-х романы Виана зачастую и вовсе выходили без имени переводчика — мол, автор-то русский. Музыка была не единственным постоянным атрибутом воспитания Бориса, его братьев и сестры: поэтические упражнения, домашнее обучение, игры в «изысканный труп» и камерные театральные представления — все это формировало круг дальнейших интересов писателя с детства. Семья не знала нужды, Поль Виан, отец Бориса, еще на свадьбе заявил, что при таком приданом с гордостью пополнит ряды безработных: отец его избранницы владел несколькими нефтяными скважинами. Для Вианов не существовало и войны, ее начало семья встретила в арендованной вилле на берегу Бискайского залива, где Борис познакомился со своей первой женой Мишель Леглиз. С Мишель, ставшей прототипом героини Хлои в «Пене дней», он проведет вместе 12 лет.

Изоляция от реальности сопровождала Виана на протяжении всей жизни — его тексты вырваны из исторического контекста, материальный мир в них кажется лишь условностью, а смыслом наделяются исключительно метафизические парадигмы. Инфантильное восприятие мира и культ вечной молодости сопутствовали Виану и в жизни, и в творчестве, такой получилась и его авторская интонация: ироничная и серьезная одновременно. «Забавно, когда я пишу в шутку, это кажется искренним, а когда же, наоборот, пишу по‑настоящему, все считают, будто я шучу», — говорил Виан своей второй жене Урсуле в 1951 году.

С 16 лет Виан страдал от сердечной недостаточности после перенесенного брюшного тифа — впрочем, это не сформировало в нем осторожности к собственному здоровью, а вылилось в продуктивный фатализм. Как следствие, он желал успеть все и сразу: за 20 лет Борис Виан под 24 псевдонимами написал десятки романов, пьес, рассказов, сборников стихов, оперных либретто, киносценариев, статьи для полсотни журналов и почти пятьсот песен. К концу войны Виан успел получить два образования, некоторое время поработать инженером, жениться, завести ребенка, похоронить отца и опубликовать первый полноценный роман. Но движущей силой начинающего писателя в тот период была музыка.

Еще в детстве Виан с братьями сколотили семейный джазовый оркестр, в котором Борису досталась роль трубача, несмотря на медицинские противопоказания. В послевоенные годы Виан-джазист обрел такую популярность в музыкальных клубах квартала Сен-Жермен-де-Пре, что получил гордое прозвище «Принц Сен-Жермен-де-Пре». В то же время эта слава была скандальной: оркестр Клода Абади и Виана отказывался играть песни на заказ, а однажды, не получив оплату за выступление, украл из клуба несколько клавишей рояля. «Виан с одинаковым пылом ненавидел «паршивцев» и любил то, что любил: он играл на трубе, хотя сердце не позволяло ему этого делать. «Если вы не перестанете, то через десять лет умрете», — сказал ему врач», — писала в мемуарах Симона де Бовуар примерно за те же десять лет до смерти писателя.

Тем временем писательская карьера Бориса Виана развивалась не так стремительно. Писать прозу он начал после 20 лет, и первым (к сожалению, незаконченным) текстом стала сказка для беременной жены «Волшебная сказка для не вполне взрослых», созданная в 1943 году. За ним шел другой неоконченный роман «Разборки по‑андейски», первый полноценный текст «Сколопендр и планктон» и, наконец, «Пена дней», написанная в перерывах между работой в Управлении бумажной промышленности, — роман, в котором сформировался авторский тон Бориса Виана.

В своих текстах Виан переизобретает французский язык: тестирует новые формулы, открывает неизвестные ингредиенты, деконструирует привычные сочетания и восхваляет парадоксы. Его языковая вселенная — лингвистическая имитация реальности, он пародирует язык коммерческой рекламы, таблоидов, модных философов и консервативных чиновников. Вдобавок тексты Виана насыщены отсылками к мировой литературе, музыке, философии и историческим личностям. В расслоении авторских псевдонимов и жанровых допущениях Виан предвосхитил «Смерть автора» Ролана Барта, его тексты подконтрольны разве что буффонному слову — как может быть «жив» автор, если в нем почти тридцать имен? Да, друг Виана по кличке Майор стал постоянным героем книг, да, дом в «Сердцедере» — проекция виллы Вианов, да, вся парижская интеллигенция высмеяна в «Пене дней», однако даже очевидное авторское присутствие не наделяет произведения субъектностью, она рассеивается в условностях, разночтениях и абсурдистской оптике.

«Пена дней» быстро нашла читательский отклик: Симона де Бовуар, позднее представившая Виана Сартру, предложила напечатать отрывки в журнале «Тан Модерн», а писатель Раймон Кено поддержал идею выдвинуть книгу на соискание премии Плеяды для начинающих писателей. Казалось бы, у Виана в тот год не было конкурентов: остроумный, актуальный и ироничный текст, который впоследствии сыграет роль манифеста в руках молодежи, был обречен на внушительный денежный приз и престижную публикацию. Но премию получил отнюдь не начинающий писатель, а вполне устоявшийся в литературном поле Жан Грожан, причем с существенным отрывом. Издательство «Галлимар» все равно напечатало «Пену дней», вот только Виан надолго затаил обиду. Причастных к инциденту с «Пеной дней» писатель впоследствии помянул не только карикатурными образами в романе «Осень в Пекине», но и недвусмысленным поэтическим посланием:

Открыть однажды бы окно и помочиться на прохожих,

Будь то Жан Полан

Или Марсель Алан.

В текстах Виана всегда есть точка распада, момент, когда сбиваются месяцы, путаются буквы и реальность лопается. И вот фигура Бориса Виана — музыканта, обаятельного выпивохи и талантливого писателя — начала рассыпаться. Он уже выступал под именем Бизона Рави («восторженный бизон», одна из нескольких анаграмм имени) и публиковался под другими псевдонимами, но в 1946 году родилась главная мистификация — Вернон Салливан, персонаж, который успел и возвести Виана на пьедестал, и породить скандал и, в конце концов, погубить своего демиурга. Основатель издательства «Скорпион» Жан д’Аллюэн обратился к Виану за помощью — подобрать и перевести парочку американских романов в духе Генри Миллера. Виан же, действительно переводивший в то время американских авторов, предложил простую и менее очевидную альтернативу: написать роман самостоятельно. Так всего за две недели родился Вернон Салливан. По легенде, Вернон Салливан — метис, гонимый в США и вынужденный искать популярности в, казалось бы, толерантной Франции. Никогда не бывавший в Америке Борис Виан — его переводчик и покровитель — открыл французскому читателю «Я приду плюнуть на ваши могилы», эпатажный роман, в итоге изданный тиражом в 120 000 экземпляров. Роман построен по модели образцового американского нуара, где ключевых составляющих всего три: секс, насилие и расизм. Главный герой, светлокожий мулат Ли Андерсон, вынужден уехать из родного города после того, как его брата линчевали за связь с белой девушкой. Обосновавшись в небольшом городке, он устраивается на работу в книжный магазин и планирует кровавую месть — соблазняет и умерщвляет двух юных сестер.

Виан всячески открещивался от своего нашумевшего двойника и даже в спешке, преследуемый Ассоциацией общественного и нравственного содействия, написал «оригинал» романа I spit on your graves. И все же к тому времени появилось еще два произведения Салливана: «У всех мертвых одинаковая кожа» (1947) и «Уничтожим всех уродов» (1948), а публикация формально виановского романа «Осень в Пекине» при этом отложилась. Сложно сказать, почему жизнь Виана оказалась под контролем Вернона Салливана: возможно, виной тому коммерческий успех американского двойника или же тщеславие автора, а может, фиктивный персонаж и вовсе стал своеобразным способом творческого освобождения. В какой-то момент фарс зашел слишком далеко — Виану грозило реальное тюремное заключение, а 29 апреля 1947 года история и вовсе омрачилась реальным убийством: в одной из гостиниц нашли задушенную женщину, рядом с которой лежала книга «Я приду плюнуть на ваши могилы». В результате Виану пришлось даже опубликовать статью «Я не убийца», а в суде признать авторство романа и в итоге отделаться только штрафом.

Молодой бонмотист Виан был завсегдатаем богемных вечеринок. Для сартровского журнала «Тан Модерн» он выступил в амплуа «Сплетницы» 1940-х и создал рубрику «Хроники лжеца», где в сатирической манере рассказывал о выдуманных, но намекающих на реальные событиях. Картина Виана «Железные человечки» стала частью писательской выставки в галерее «Плеяды», он снимался в кино, мешал коктейли философу Мерло-Понти в подвале на улице Монтань-Сент-Женевьев, слыл главной звездой подпольных вечеринок, где Виан-джазист исполнял свои песни, — и все же не был признан как большой писатель. После репутационного скандала он снова большую часть времени уделял музыке, пока в 1951 году из-за обострившейся болезни ему не пришлось окончательно завязать с музыкальным разгулом, в дальнейшем Виан только исполнял песни и писал музыкально-критические статьи, но уже не играл на трубе.

После перенесенного отека легких каждое лето Виан проводил в Сен-Тропе. Он развелся с Мишель и заключил новый брак с Урсулой Кюблер, балериной, ничего не знавшей о текстах писателя. В 1950-е Борис Виан сотрудничал с многочисленными журналами, писал пьесы, сценарии и романы, рассказы и стихи, вел радиопередачи, организовывал концерты, ставил дома спектакли и небольшие скетчи, переводил зарубежную фантастику, а в 1953 году пополнил ряды «Сатрапов Коллегии Патафизиков» — таинственной полупародийной организации. Несмотря на запреты врачей, неугомонный Виан отправился в обширное музыкальное турне с антимилитаристскими песнями собственного сочинения, однако здоровье писателя ухудшалось. Он пророчески говорил: «Я не доживу до сорока лет», а в стихотворении «Я умру от рака позвоночного столба» предрекал себе соответствующую смерть.

К концу 1950-х и своей жизни Виан роковым образом выбрал индустрию кино: снимался в кассовых фильмах, писал и редактировал сценарии, а потом согласился адаптировать текст «Я приду плюнуть на ваши могилы» для экрана. За этим следовала коммерческая волокита, права на экранизацию переходили от одной компании к другой, Виан не успевал закончить диалоги в срок, и в итоге фильм вышел без его участия — сам он требовал не упоминать его имя ни в каких материалах, связанных с лентой. Раздосадованный Виан, несмотря на предостережения близких, все же решился на предпремьерный показ. Говорят, увидев свое имя в титрах, Виан вскочил, схватился за сердце, воскликнул: «О, нет!» — и упал без чувств. Говорят, и что только спустя десять минут после начала фильма писатель безмолвно опустил голову на спинку кресла и умер по пути в больницу, не приходя в сознание.

Читайте также  Краткая биография молина

В 1959 году умер Борис Виан, однако все бесчисленные мистификации писателя продолжают свою жизнь и спустя 60 лет — в 2020 году группой УЛИПО был закончен и опубликован его роман «Деваться некуда», который мог бы стать новым бестселлером Вернона Салливана.

История самого отчаянного писателя Франции

Первая мысль, которая приходит в голову неподготовленному читателю, когда он открывает любой роман Бориса Виана: «Что, черт возьми, здесь происходит?» И с каждой новой страницей бедняга лишь укрепляется в этой мысли.

Вселенная Виана действительно, мягко говоря, необычна. Герой стрижет перед зеркалом веки, а вместо цветов ставит на стол вазу с куриными эмбрионами, врач измеряет температуру и давление деревянному стулу и слушает его предсмертные скрипы, на воскресной мессе кюре боксирует с дьяволом, обычный месяц май сменяется июньгустом и январелем – и это лишь мелкие, между делом брошенные детали, каких десятки в каждой из книг француза. Скучные подробности быта французских инженеров, буржуа, богемы автор смешивает с невозможным, сюрреалистическим миром, где живо чувствует даже неживое, а законы физики отменены. На выходе получается нечто вроде чудесной сказки для взрослых.

Сказка эта, впрочем, очень жестока. Один из главных законов миров Виана – ничто, ни у кого и никогда не заканчивается хорошо, хотя начинается всегда весело. И все его романы, при всем пышном гротеске, ядовитом юморе и эротизме, проникнуты такой глубокой печалью, что поневоле в голову читателя влезает еще одна мысль: «А кем был человек, который все это написал?»

Трубач с больным сердцем

Из-за имени Бориса Виана (1920–1959) всю жизнь путали с русским. Когда ближе к концу жизни он исполнял песню «Дезертир», направленную против войны во Вьетнаме, возмущенные французские ветераны даже кричали ему: «Убирайся в Россию!» На самом деле с Россией Виана связывала разве что любовь его матери Ивонны к опере «Борис Годунов», в честь которой она и назвала своего второго сына.

Борис Виан. Источник: wikipedia.org
Родился Борис в благополучной и богатой семье с собственной виллой, но по закону жизни (а впоследствии – виановских книг) благополучие длилось недолго. В 1929 году отец семейства Поль Виан разорился из-за промышленного кризиса, и семья потихоньку обеднела. А у самого Бориса уже в два года начались серьезные проблемы со здоровьем: он переболел ангиной, вызвавшей болезнь сердца. Когда будущему писателю было пятнадцать, болезнь усугубил брюшной тиф.

Больное сердце лишило Виана надежд на долгую жизнь, а сам он не слишком старался ее продлить, предпочитая на полную катушку провести отмеренный ему срок. Как раз с пятнадцати лет он увлекся джазом и стал играть на трубе. При проблемах Бориса с сердцем напрягать легкие, чего требует этот инструмент, было совершенно противопоказано – но Виан игнорировал и это, и прочие предписания врачей.

Музыка осталась с ним до конца жизни и для молодого Виана была страстью куда более сильной, чем литература. В начале 1940-х, когда во Франции хозяйничали немцы, он играл джаз в любительском оркестре Абади (в армию Бориса не призвали из-за сердца), а уже после освобождения страны вместе с тем же оркестром выигрывал международные конкурсы и сопровождал по Парижу американских джазменов, включая Чарли Паркера и Дюка Эллингтона. В игре на трубе Виан ориентировался на американского кларнетиста Бикса Байдербека и, по словам друга писателя Клода Леона, «Борис перенял у Бикса сладострастный, романтический, цветистый стиль». То же можно сказать и о виановской прозе, которую он потихоньку начинает писать в 1940-е.

Легкомысленные трагедии

Виан, молодой человек с блестящим образованием и без гроша в кармане, ни к чему не относился слишком серьезно. Игнорировал катаклизмы Второй мировой – не принял сторону ни коллаборационистов, ни Сопротивления, сохранив аполитичность. Равнодушно, хоть и вполне ответственно работал инженером: в 1942-м устроился в «Ассоциацию по нормализации» (лучшее место для будущего автора безумных книг), где разрабатывал стандарт формы для стеклянной бутылки. Даже женился в первый раз чуть ли не просто так. Его подруга Мишель Леглиз отвергла сватовство перспективного буржуазного юноши. Ее разъяренные родители требовали, чтобы Мишель тогда вышла замуж хоть за кого-нибудь, и, когда она жаловалась Борису, тот ответил: «Ну что ж, в таком случае поженимся!».

Именно для Мишель Виан написал свое первое произведение в прозе (до 1942 года у него были только стихи). Когда она была беременна, да еще и заболела, муж сочинил «Волшебную сказку для не вполне взрослых», чтобы утешить ее. Мишель сказка понравилась, и Борис, вдохновившись, написал еще две шуточные книги, снискавшие популярность в его интеллектуально-джазовой тусовке: «Разборки по-андейски» и «Сколопендр и планктон».

Но переломным годом для Виана-писателя стал 1946-й. В этот год он написал три произведения, определивших его литературное лицо. Одно из них – под псевдонимом, о нем речь пойдет ниже. А под его собственным именем вышли «Пена дней» и «Осень в Пекине».

Оригинальное издание «Пены дней». Источник: edition-originale.com
«Пена дней» стала визитной карточкой писателя – к сожалению, уже после его смерти, когда в 1960-е начался бум необычной, сюрреалистической литературы. В абсурдной, печальной и светлой истории любви юноши по имени Колен и девушки Хлои, которая страдает от редкой болезни – в ее легком расцветает лилия-нимфея, – Виан отразил и любовь к джазу (при первой встрече Колен спрашивает Хлою: «Вы в аранжировке Дюка Эллингтона?»), и ненависть к монотонной работе («Работать ужасно. Человек низводится до уровня машины»), и предчувствие, что за молодостью, красотой и любовью неизбежно следуют муки, потери и смерть. Виан уже знал, о чем говорил: в 1944-м году неизвестные грабители убили его отца, друг юности погиб, выпав из окна, а у самого писателя все чаще болело сердце. Чем дальше, тем грустнее становились его романы.

Призрак американца

Нельзя сказать, что это способствовало великой популярности Виана как литератора. Кое-какую славу после выхода «Пены дней» он заработал, особенно на фоне дружбы с экзистенциалистами и лично Жан-Полем Сартром, который от души смеялся над пародией на себя в романе Виана – Жан-Солем Партром. Но последующие книги – загадочная «Осень в Пекине», где нет ни слова об осени или Пекине, «Красная трава» (1950) – об инженере, построившем машину для забывания воспоминаний, «Сердцедёр» (1953), где безумная мать сажает детей в клетки, – не снискали успеха у критиков, да и продавались плохо.

Зато неожиданным успехом обернулась литературная шутка. В конце 1940-х, после успеха Генри Миллера с его «Тропиком Рака», Франция сходила с ума по всему американскому, особенно неприличному и скандальному. На этой волне в 1946-м, между «Пеной дней» и «Осенью в Пекине», Борис сговорился с парочкой отчаянных издателей и написал идеальную американскую чернуху. Роман назывался «Я приду плюнуть на ваши могилы», автором его якобы был Вернон Салливан (имя составлено из фамилий двух джазменов), мулат, бежавший от американского расизма, а Виан лишь перевел книгу на французский. Мистификация удалась на славу. В книге не было ни капли традиционных для Виана зауми и тонкого юмора, зато хватало секса, крови и жестокости. Публика была в восторге.

Обман вскрылся не сразу, «Салливан» успел написать еще три романа с очаровательными названиями «Мертвые все одного цвета», «Уничтожим всех уродов» и «Женщинам не понять», но к 1950-му Виана заставили признать, что настоящий автор этих книг, изрядно взбудораживших общество, именно он.

Песенка спета

Жизнь по-прежнему не слишком улыбалась Виану: он сочинял пьесы, их ставили, но без особого успеха, а серьезные романы публика вообще игнорировала. Но этот писатель не умел унывать и никогда не опускал руки: перебивался случайными заработками (газетными статьями, сценариями, либретто), публиковал рассказы и стихи, играл джаз. Развелся с первой женой, женился второй раз – снова из-под палки. В 1950-е начал писать песни, а потом и исполнять их. Здесь тоже не обошлось без провокаций: он клеймил в текстах войну и высмеивал французское общество. Пение Виана было больше похоже на декламацию – не хватало дыхания. Но свой вклад в историю французской авторской песни он сделал. Иначе бы Серж Генсбур не вспоминал в 1980-е: «Только потому, что я услышал Виана, я решил попытать счастья в этом непритязательном жанре».

В последние годы жизни Бориса, как и в юности, музыка приносила ему больше радости, счастья и денег, чем литература. Он даже успел повлиять на будущее французского рок-н-ролла, записал вместе с актрисой Магали Ноэль невероятно фривольный по тем временам дуэт «Джонни, Джонни, сделай мне больно!» (в очередной раз возмутив всех ханжей и буржуа Франции). Если бы этот человек – эстет, работяга и провокатор – прожил на десять лет больше, у него были бы все шансы стать звездой и иконой для протестующих 1968-го.

Но шансов на эти десять лет не было. В 1956-м, после ряда тяжелых приступов, врачи окончательно запретили Виану петь и играть, намекнув, что любое выступление может стать последним. Жить становилось все тяжелее. За год до смерти он писал о себе в привычном гротескно-печальном стиле: «Одной ногой я уже в могиле, а другая машет только одним крылом».

Даже умер Виан крайне по-виановски: горько, абсурдно и при обстоятельствах несколько смехотворных. 23 июня 1959 года он отправился на премьеру фильма «Я приду плюнуть на ваши могилы» по книге «Салливана» – из-за этой экранизации он долго ругался с киношниками, в итоге потерял права на фильм и шел смотреть как простой зритель. Через десять минут этого зрелища больное сердце писателя не выдержало. Сердечный приступ – до больницы Виана довезти уже не успели.

Можно было бы долго подводить итоги жизни писателя, но лучше не стоит – вряд ли ему, свободному художнику и противнику всяческих иерархий и серьезностей, это бы понравилось. Все-таки не зря «самый виановский из всех романов Виана», «Осень в Пекине», заканчивается словами: «Из всего сказанного можно сделать какой угодно вывод».

Виан, Борис

Бори́с Виа́н (фр. Boris Vian , 10 марта 1920, Виль-д’Аврэ, Франция — 23 июня 1959, Париж) — французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец. Автор ряда модернистских эпатажных произведений, ставший тем не менее после смерти классиком французской литературы, предсказав бунт нонконформистских произведений 60-х годов XX века. Писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан.

Читайте также  Краткая биография мэтьюрин

Содержание

Биография

Борис Виан родился 10 марта 1920 года в городке Виль-д’Аврэ недалеко от Парижа. Учился в парижской Центральной школе — одном из крупнейших французских технических университетов. После получения инженерного диплома работал во Французской ассоциации стандартизации, параллельно занимаясь музыкой и литературным сочинительством.

В 1944 году отец Виана был убит грабителями, проникшими в их дом.

Написал 10 романов, в том числе знаменитую «Пену дней» (1946). Переводил на французский сочинения Реймонда Чандлера. Под псевдонимом Вернон Салливан Виан выпустил следующие произведения, стилизованные под нуар: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мёртвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов» и рассказ «Собаки, желание, смерть».

Этот псевдоним был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-оркестру (где сам Виан был трубачом): Салливана и Вернона. По легенде Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды, однако его переводил Виан и он хорошо издавался во Франции.

Первый роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» вызвал настоящий фурор, он сразу стал бестселлером. До сих пор суммарный тираж этого романа превышает тираж других произведений Виана. Роман был написан по просьбе издателя, друга Виана, чьё дело терпело убытки. Однако вскоре роман сочли слишком смелым, вульгарным и даже порнографическим. Тиражи сжигали, общества борьбы за нравственность организовывали движение против романа. Устав бороться с «поборниками нравственности», Виан прекратил писать под этим псевдонимом.

В 1956 году писатель переносит тяжёлый отёк лёгких, после чего проходит курс лечения на курорте в Сен-Тропе. 1958 год его отмечен нервным срывом. 23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого против его воли по написанному им триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра в зале «Пети Марбеф». Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он не приходя в себя по дороге в больницу. Врачи констатировали, что изношенное сердце Виана не выдержало связанных с премьерой волнений. Хоронили Виана 27 июня на кладбище Виль-д’Авре.

Библиография

Романы

Под своим именем:

  1. «Волшебная сказка для не вполне взрослых» / фр.Conte de fées à l’usage des moyennes personnes (1943; незаконченный роман)
  2. «Сколопендр и планктон» / фр.Vercoquin et le plancton (1946, рус. перевод 1998)
  3. «Пена дней» / фр.L’Écume des Jours (1946, рус. перевод 1983)
  4. «Осень в Пекине» / фр.L’Automne à Pékin (1947, рус. перевод 1995)
  5. «Красная трава» / фр.L’Herbe rouge (1950, рус. перевод 1998)
  6. «Сердцедёр» / фр.L’Arrache-cœur (1953, рус. перевод 1994)
  7. «Катавасия в Анденнах» («Разборки по-Андейски») / фр.Trouble dans les Andains (1966, рус. перевод 1998)

Под псевдонимом Вернон Салливан:

  1. «Я приду плюнуть на ваши могилы» / фр.J’irai cracher sur vos tombes (1946, рус. перевод 1993)
  2. «У всех мёртвых одинаковая кожа» / фр.Les morts ont tous la même peau (1947, рус. перевод 1992)
  3. «Уничтожим всех уродов» / фр.Et on tuera tous les affreux (1948, рус. перевод 1991)
  4. «Женщинам не понять» / фр.Elles se rendent pas compte (1950, рус. перевод 1993)

Рассказы

  • Мурашки / Les Fourmis (1949, рус. перевод 1994)
  • Волк-оборотень / Le Loup-garou (1970, рус. перевод 1998)

Под псевдонимом Вернон Салливан:

  • Собаки, желание, смерть / Les Chiens, le désir et la mort (1970, рус. перевод 1992)
  • Водопроводчик / (рус. перевод Т. Ворсановой)

Пьесы

  • Начинающему живодёру / L’Équarrissage pour tous (1950, рус. перевод 1998)
  • Строители империи / Les Bâtisseurs d’empire (1959, рус. перевод 1998)
  • Полдник генералов / Le Goûter des généraux (1962, рус. перевод 1998)
  • / Le dernier des métiers (1965)
  • Голова кругом / Tête de méduse (1971, рус. перевод 1998)
  • / Série blême (1971)
  • / Le Chasseur français (1971)

Поэзия

  • / Barnum’s Digest (1948)
  • Замороженные кантилены / Cantilènes en gelée (1949)
  • Не хотел бы сдохнуть я / Je voudrais pas crever (1962)
  • Сто сонетов / Cent sonnets (1984)

Переводы

  • The Big Sleep, Реймонда Чандлера под заголовком: Le grand sommeil (1948)
  • The Lady in the Lake, Реймонда Чандлера под заголовком: La Dame du lac (1948)
  • The World of Null-A, Альфреда Ван Вогта под заголовком: Le Monde des Å (1958)

Экранизации

  • 1968 — Пена дней / L Ecume des jours (реж. Шарль Бельмон)
  • 2001 — Хлоя / Kuroe (по мотивам повести Пена дней, реж. Го Ридзю)

Ссылки

  • Виан, Борис в библиотеке Максима Мошкова
  • Борис Виан (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Сайт, посвященный творчеству Б.Виана
  • Сокращенный вариант биографического очерка Марии Аннинской «Человек, „который опередил время“, и его эпоха»

Источники

  • Виан Борис. Пена дней. / Перевод с фр. — М.: Художественная Литература, 1983. — 320 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Романский стиль
  • Тикаль

Смотреть что такое «Виан, Борис» в других словарях:

Виан Борис — (Vian) (1920 1959), французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии, лиризма и «чёрного юмора» творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского «молодёжного бунта» в западной культуре 50 70 х гг.… … Энциклопедический словарь

Виан Борис — Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Виан, Борис — ВИАН (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и “черного юмора” в романе “Пена дней” (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), “Осень в Пекине” (1947),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВИАН Борис — ВИАН (Vian) Борис (1920—1959), французский писатель, драматург, автор и исполнитель песен. Ром. «Я буду плевать на ваши могилы» (1946), «Пена дней», «Осень в Пекине» (оба — 1947), «Красная трава» (1950), «Разбитое сердце» (1953). Пьесы… … Литературный энциклопедический словарь

Виан — фамилия. Известные носители: Виан, Борис Виан, Филип См. также полный список существующих статей о личностях с фамилией Виан, а также фамилиями, начинающимися с «Виан ». См. также Виана … Википедия

Борис Виан — Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

Виан Б. — Борис Виан Boris Vian Псевдонимы: Вернон Салливан Дата рождения: 10 марта 1920 Место рождения: Виль д’Аврэ, Франция Дата смерти: 23 июня 1959 … Википедия

ВИАН (Vian) Борис — (1920 59) французский писатель, драматург. Построенное на смешении патетики и пародии творчество Виана явилось одним из ранних проявлений нонконформистского молодежного бунта в западной культуре 50 70 х гг. 20 в.: Пена дней (1947), Осень в Пекине … Большой Энциклопедический словарь

ВИАН — (Vian) Борис (1920 59), французский писатель. Смешение пародии и патетики, достоверности и фантастики, лиризма и черного юмора в романе Пена дней (1947; одноименная фантасмагорическая опера Э.В. Денисова, 1963), Осень в Пекине (1947), Сердцедер… … Современная энциклопедия

Борис Гедальевич Штерн — Штерн, Борис Гедальевич Дата рождения: 14 февраля 1947 Место рождения: Одесса Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Киев … Википедия

Борис Виан (Boris Vian)

Годы жизни: с 10.03.1920 по 23.06.1959

Французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец. Автор ряда модернистских эпатажных произведений, ставший тем не менее после смерти классиком французской литературы, предсказав бунт нонконформистских произведений 60-х годов XX века. Писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан.

Борис Виан родился 10 марта 1920 года в городке Виль-д’Аврэ недалеко от Парижа. Учился в парижской Центральной школе — одном из крупнейших французских технических университетов. После получения инженерного диплома работал во Французской ассоциации стандартизации, параллельно занимаясь музыкой и литературным сочинительством.
Написал 10 романов, в том числе знаменитую «Пену дней» (1946). Переводил на французский сочинения Реймонда Чандлера.
Под псевдонимом Вернон Салливан Виан выпустил следующие произведения, стилизованные под нуар: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мёртвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов» и рассказ «Собаки, желание, смерть».
Этот псевдоним был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-оркестру (где сам Виан был трубачом): Салливана и Вернона. По легенде Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды, однако его переводил Виан и он хорошо издавался во Франции.
Первый роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» вызвал настоящий фурор, он сразу стал бестселлером. До сих пор суммарный тираж этого романа превышает тираж других произведений Виана. Роман был написан по просьбе издателя, друга Виана, чьё дело терпело убытки. Однако вскоре роман сочли слишком смелым, вульгарным и даже порнографическим. Тиражи сжигали, общества борьбы за нравственность организовывали движение против романа. Устав бороться с «поборниками нравственности», Виан прекратил писать под этим псевдонимом.
23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого по его триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра в зале «Пети Марбеф». Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он не приходя в себя по дороге в больницу. Хоронили Виана 27 июня на кладбище Виль-д’Авре.

Интересные факты из жизни

Число Виана — десять. Он родился 10 марта, написал 10 романов, ему было суждено 10 лет литературного творчества, и его сердце разорвалось через 10 минут просмотра фильма по собственному шедевру, который начался в 10 часов утра.

Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
Н.С. Гумилёв. Выбор

Борис Виан умер не как-нибудь. Он символично скончался 23 июня 1959 года на премьере фильма, поставленного по его трэш-триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Виан выдержал всего десять минут просмотра, потом закатил глаза, откинулся на спинку кресла и умер, не приходя в сознание, в скорой помощи по дороге в больницу. То есть последнее, что он видел в своей жизни, — то низкопробное криминальное чтиво, та жуть, которую он сам сотворил…
Число Виана — десять. Он родился 10 марта, написал 10 романов, ему было суждено 10 лет литературного творчества, и его сердце разорвалось через 10 минут просмотра фильма по собственному шедевру, который начался в 10 часов утра. Стоп. Давайте, как бывает в фильмах, поставленных по трэш-триллерам, вернёмся к тому, с чего всё начиналось, и попробуем разобраться, почему всё закончилось именно так.
История творчества Бориса Виана — это практически история его болезни. Виан не был здоровым человеком. Как остроумно подметил один исследователь творчества писателя, «сердечная аритмия определила и характерную для Виана аритмию с умонастроениями своего времени». Когда вся Франция переживала тотальное увлечение американской поп-культурой на фоне всеобщей эйфории от освобождения Парижа союзниками, Виан плевал на всех с высокой колокольни. Он играл джаз вопреки всему, играл, как отмечали современники, краешком рта, твёрдо стоя на широко расставленных ногах. Сладостно, романтично, цветисто и отчаянно; играл джаз чернее чёрного. Он осмеливался быть собой — страстно влюблённым в жизнь смертельно больным пессимистом.

Читайте также  Краткая биография бенн

Библиография

Романы
Сколопендр и планктон / Vercoquin et le plancton (1946, рус. перевод 1998)
Пена дней / L’Écume des Jours (1946, рус. перевод 1983)
Осень в Пекине / L’Automne à Pékin (1947, рус. перевод 1995)
Красная трава / L’Herbe rouge (1950, рус. перевод 1998)
Сердцедёр / L’Arrache-coeur (1953, рус. перевод 1994)
Катавасия в Анденнах / Trouble dans les Andains (1966, рус. перевод 1998)
Под псевдонимом Вернон Салливан:
Я приду плюнуть на ваши могилы / J’irai cracher sur vos tombes (1946, рус. перевод 1993)
У всех мёртвых одинаковая кожа / Les morts ont tous la même peau (1947, рус. перевод 1992)
Уничтожим всех уродов / Et on tuera tous les affreux (1948, рус. перевод 1991)
Женщинам не понять / Elles se rendent pas compte (1950, рус. перевод 1993)
Рассказы
Мурашки / Les Fourmis (1949, рус. перевод 1994)
Волк-оборотень / Le loup-garou (1970, рус. перевод 1998)
Под псевдонимом Вернон Салливан:
Собаки, желание, смерть / Les chiens, le désir et la mort (1970, рус. перевод 1992)
Водопроводчик / (рус. перевод Т. Ворсановой)
Пьесы
Начинающему живодёру / L’Equarrissage pour tous (1950, рус. перевод 1998)
Строители империи / Les bâtisseurs d’empire (1959, рус. перевод 1998)
Полдник генералов / Le goûter des généraux (1962, рус. перевод 1998)
/ Le dernier des métiers (1965)
Голова кругом / Tête de méduse (1971, рус. перевод 1998)
/ Série blême (1971)
/ Le Chasseur français (1971)
Поэзия
/ Barnum’s Digest (1948)
Замороженные кантилены / Cantilenes en gelee (1949)
Не хотел бы сдохнуть я / Je voudrais pas crever (1962)
Сто сонетов / Cent sonnets (1984)
Переводы
The Big Sleep, Реймонда Чандлера под заголовком: Le grand sommeil (1948)
The Lady in the Lake, Реймонда Чандлера под заголовком: La dame du lac (1948)
The World of Null-A, Альфреда Ван Вогта под заголовком: Le Monde des Å (1958)

Краткая биография Бориса Виана

Краткая биография Бориса Виана

(Boris Vian) Франция, 10.3.1920 — 23.6.1959

Родился в городке Вилль-Д’Эвре в семье переводчика. В ранней юности заразился лихорадкой, которая дала осложнения на сердце (впоследствии эти осложнения привели к безвременной кончине писателя). Окончил машиностроительный институт, работал инженером, в начале 40-ых годов впервые взялся за перо — «чтобы сочинить что-нибудь забавное для жены». В 1946 году был опубликован первый роман Виана «Я приду плюнуть на ваши могилы» под псевдонимом Вернон Салливан; в том же году был написан роман «Пена дней». В 1947 г. против Виана за его первый роман возбудили дело по обвинению в нарушении общественной морали; три года спустя автора приговорили к штрафу в сто тысяч франков. В том же 1947 г. увидели свет романы «Сколопендр и планктон», «Осень в Пекине» и «У всех мертвых одинаковая кожа». В 1950 г. увидел свет один из лучших романов Виана «Серцедер». В 1952 г. Виан стал членом Колледжа парапсихов — литературного объединения, мэтром которого был провозглашен известный французский литератор, предшественник и сюрреалистов, и абсурдистов Альфред Жарри. Кроме Виана, в это объединение входили, в частности, поэты Рене Клэр и Жак Превер, романист Раймон Кено и драматург Эжен Ионеско. В 1953 году был опубликован последний роман Виана «Сердце дыбом». Год спустя Виан отправился в гастрольное турне по Франции (со своими песнями, среди которых была и песня «Дезертир», чрезвычайно популярная в начале 50-ых годов); через год песни Виана были записаны на кассеты. Кроме песен, Виан также сочинял оперетты, причем последнюю — «Фиесту» — написал всего за год до смерти. Скончался Виан от сердечного приступа во время предварительного просмотра фильма «Я приду плюнуть на ваши могилы». После смерти писателя во Франции было образовано Общество друзей Бориса Виана, в состав которого вошли Морис Бежар, Рене Клэр, Жан-Поль Сартр и многие другие известные люди. Книги Виана переведены на десятки языков, а самой популярной из них остается роман «Пена дней».

Из журнала «Культ Личностей», ноябрь/декабрь 1999. Наталия Колесова:

Его страстью были литература и музыка. С восемнадцати лет он играл в любительских джаз-оркестрах, в послевоенные годы стал звездой квартала Сен-Жермен-де-Пре — богемного сердца Парижа. Взлет его литературного творчества относится к 1946 году. Один за другим следуют романы, значение которых оценят только потомки, — «Пена дней», «Осень в Пекине». Виан обрел реальные шансы на успех и твердость позиций. Он, бесспорно, получил бы одну из крупных литературных премий, если бы сам не перебежал себе дорогу, движимый почти мальчишеским стремлением к розыгрышу. На спор, за две недели, не отрываясь, Борис Виан пишет бестселлер — виртуозную обманку, имитацию авантюрно-эротического американского романа, — дает ему название «Я приду плюнуть на ваши могилы» и подписывает вымышленным именем Вернона Салливена. История героя-метиса, мстящего за линчевание брата и садистски убивающего двух белых женщин, пошла нарасхват.

Однако, когда обнаружился подлинный автор, разразился неслыханный скандал. Виан даже попал под суд. Инцидент замяли, но в литературной судьбе Виана наступил роковой перелом. Образ Виана-мистификатора прочно вытеснил из сознания публики образ Виана-писателя. Всю оставшуюся жизнь Виан не мог отделаться от клейма «парня, который устроил розыгрыш с Верноном Салливеном». После той, в сущности, невинной шутки писателя преследовали неудачи и ощущение надвигающейся смерти. Сдавало сердце, и ему пришлось отказаться от любимого джаза. Незамеченным прошел выход сборника «Мурашки» в 1949 году, читатели проигнорировали его роман «Красная трава», провалилась пьеса «Всеобщая живодерня». На всем постсалливеновском творчестве Виана словно лежало проклятие. Поделившись лаврами с наглым американцем, плодом его юмора и фантазии, Виан собственными руками отдал ему удачу. Он умер от сердечного приступа в 1959 году на предварительном просмотре экранизации романа «Я приду плюнуть на ваши могилы» (ему было тридцать девять). Удача отвернулась от него, а вот Вернон Салливен преследовал, как наваждение, до самой смерти.

Биография Бориса Виана

Борис Виан – французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец; писал не только под своим именем, но и под 24 псевдонимами, самый известный из которых Вернон Салливан, – родился 10 марта 1920 года в городке Виль-д’Аврэ недалеко от Парижа.

Виан учился в парижской Центральной школе – одном из крупнейших французских технических университетов. После получения инженерного диплома работал во Французской ассоциации стандартизации, параллельно занимаясь музыкой и литературным сочинительством.

В 1944 отец Виана был убит грабителями, проникшими в их дом.

Написал 10 романов, в том числе знаменитую «Пену дней» (1946). Переводил на французский сочинения Реймонда Чандлера. Под псевдонимом Вернон Салливан Виан выпустил произведения, стилизованные под нуар: романы «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Все мёртвые одинакового цвета», «Женщинам не понять», «Уничтожим всех уродов» и рассказ «Собаки, желание, смерть».

Этот псевдоним был составлен из фамилий друзей писателя по джаз-оркестру (где сам Виан был трубачом): Салливана и Вернона. По легенде, Вернон Салливан был афроамериканцем, которого не разрешали печатать в США за очень свободные взгляды, однако его переводил Виан и он хорошо издавался во Франции.

Первый роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» вызвал настоящий фурор, он сразу стал бестселлером. До сих пор тираж этого романа превышает суммарный тираж других произведений Виана. Роман был написан по просьбе издателя, друга Виана, чьё дело терпело убытки. Однако вскоре роман сочли слишком смелым, вульгарным и даже порнографическим. Тиражи сжигали, общества борьбы за нравственность организовывали движение против романа. Устав бороться с «поборниками нравственности», Виан прекратил писать под этим псевдонимом.

В 1956 писатель переносит тяжёлый отёк лёгких, после чего проходит курс лечения на курорте в Сен-Тропе. 1958 отмечен нервным срывом.

23 июня 1959 года Виан пришёл на премьеру фильма, снятого против его воли по написанному им триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Просмотр начался около десяти утра в зале «Пети Марбеф». Десять минут спустя Виан уронил голову на спинку кресла и потерял сознание. Умер он, не приходя в себя, по дороге в больницу. Врачи констатировали, что изношенное сердце Виана не выдержало связанных с премьерой волнений. Виана похоронили 27 июня на кладбище Виль-д’Авре.

Произведения:

Романы:
Под своим именем:
«Волшебная сказка для не вполне взрослых» / Conte de fées à l’usage des moyennes personnes (1943; незаконченный роман)
«Сколопендр и планктон» / Vercoquin et le plancton (1946)
«Пена дней» / L’Écume des Jours (1946)
«Осень в Пекине» / L’Automne à Pékin (1947)
«Красная трава» / L’Herbe rouge (1950)
«Сердцедёр» / L’Arrache-cœur (1953)
«Катавасия в Анденнах» («Разборки по-Андейски») / Trouble dans les Andains (1966)

Под псевдонимом Вернон Салливан:
«Я приду плюнуть на ваши могилы» / J’irai cracher sur vos tombes (1946)
«У всех мёртвых одинаковая кожа» / Les morts ont tous la même peau (1947)
«Уничтожим всех уродов» / Et on tuera tous les affreux (1948)
«Женщинам не понять» / Elles se rendent pas compte (1950)

Рассказы:
Мурашки / Les Fourmis (1949)
Волк-оборотень / Le Loup-garou (1970)

Под псевдонимом Вернон Салливан:
Собаки, желание, смерть / Les Chiens, le désir et la mort (1970)
Водопроводчик

Пьесы:
Начинающему живодёру / L’Équarrissage pour tous (1950)
Строители империи / Les Bâtisseurs d’empire (1959)
Полдник генералов / Le Goûter des généraux (1962)
Le dernier des métiers (1965)
Голова кругом / Tête de méduse (1971)
Série blême (1971)
Le Chasseur français (1971)

Поэзия:
Barnum’s Digest (1948)
Замороженные кантилены / Cantilènes en gelée (1949)
Не хотел бы сдохнуть я / Je voudrais pas crever (1962)
Сто сонетов / Cent sonnets (1984)

Актёрские работы:
1948 – Улисс или несчастная любовь / Ulysse ou les Mauvaises Rencontres (реж. Александр Астрюк); лотофаг (эпизод)
1949 – Расстройство / Désordre (реж. Жак Баратьё); (эпизод)
1952 – Сан-Тропе, долгий праздник / Saint-Tropez, devoir de vacances (реж. Поль Павиё); (эпизод)
1952 – La Chasse à l’homme (реж. Пьер Каст); (эпизод)
1956 – Собор Парижской Богоматери / Notre-Dame de Paris (реж. Жан Деланнуа); кардинал Карл II де Бурбон
1957 – Любовь карманника / Amour de poche (реж. Пьер Каст)
1959 – Опасные связи / Les Liaisons dangereuses (реж. Роже Вадим); Prévan
1960 – Прекрасный возраст / Le Bel Âge (реж. Пьер Каст); Борис

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: