Краткая биография хаксли

Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Олдоса Хаксли. Краткая биография автора.

Краткая биография хаксли

Олдос Хаксли

Об авторе

Олдос Хаксли – знаменитый английский писатель, философ, один из выдающихся интеллектуалов своего времени.

Краткая биография и особенности творчества

Олдос Леонард Хаксли родился 26 июля 1894 года в городе Голдаминг, графство Суррей, Великобритания. Его семья, как со стороны матери, так и со стороны отца, дала стране целый ряд выдающихся ученых, художников и писателей. Отец Олдоса – писатель Леонард Хаксли, дед – биолог Томас Генри Хаксли, прадед – педагог и историк Томас Арнолд. Братья мальчика стали знаменитыми биологами.

Мать будущего писателя умерла, когда ему исполнилось тринадцать лет. В шестнадцать Хаксли заболел воспалением глаз, его зрение сильно ухудшилось, поэтому во время Первой мировой войны молодой человек не попал на фронт. В семнадцать Олдос написал дебютный роман, который не вышел в печать. После окончания школы он уехал в Оксфорд, где изучал литературу в Баллиольском колледже. В двадцать лет Хаксли решил, что его призвание – быть писателем.

В 1919 году Олдос женился на Марии Нис, год спустя у них родился сын. Впоследствии Мэтью Хаксли стал известным эпидемиологом и антропологом.

В двадцатые годы свет увидели четыре книги Хаксли. Знаменитый сатирический роман-антиутопию «О дивный новый мир» он издал в 1932 году: по сюжету, все страны Земли соединены в одно государство. В обществе царит культ потребления, а новым богом стал производитель доступных автомобилей Генри Форд. Эта книга вошла в число произведений, которые оказали наибольшее влияние на развитие западной футурологической мысли. Через двадцать с лишним лет Олдос Хаксли издал книгу «Возвращение в дивный новый мир», в которой он рассуждает, насколько приблизилась или отдалилась наша реальность от описанной в романе. Автор пришел к выводу, что общество движется к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал, значит, его прогнозы были слишком оптимистичными. В числе факторов, этому способствующих, Хаксли называет перенаселенность планеты, развитие средств пропаганды и распространение наркотиков.

В 1937 году писатель вместе с семьей и другом переехал в США, полагая, что климат Лос-Анджелеса будет полезен для его ухудшающегося зрения. Там Хаксли познакомился с индийским духовным учителем, философом и оратором Джидду Кришнамурти, оказавшим большое влияние на жизнь и дальнейшее творчество Олдоса. Писатель увлекся мистикой и проявил интерес к разным учениям мудрости. Несмотря на это, до конца жизни Хаксли позиционировал себя как агностика, то есть считал, что люди не могут знать о Боге ничего достоверного.

В 1943 году свет увидела брошюра «Искусство видеть», в которой писатель поделился своим опытом коррекции зрения.

В 1953 году Хаксли участвовал в эксперименте Хамфри Осмонда, исследовавшем влияние психоделика мескалина на сознание людей. Слово «психоделика» впервые было употреблено в их с Осмондом переписке. Писатель подробно рассказал об экспериментах, которые он повторял около десяти раз, в эссе «Двери восприятия» и «Рай и ад». В шестидесятых текст «Двери восприятия» стал культовым для радикальных интеллектуалов, ему же обязана названием знаменитая рок-группа The Doors.

В 1955 году от рака груди умерла Мария Хаксли. Через год Олдос женился на Лоре Арчера, писательнице, которая пережила его на сорок с лишним лет.

В шестидесятых Хаксли вместе со знаменитым психиатром Милтоном Эриксоном занимались психологическим исследованием различных состояний сознания. Это не могло не влиять на творчество писателя. Его последний роман «Остров», вышедший в 1962 году – утопия с небольшим наклоном в экотопию, описывающая идеальное общество, диаметрально противоположное построенному в «дивном новом мире».

Писатель умер 22 ноября 1963 года в своем доме в Лос-Анджелесе. Он страдал от рака гортани, и перед смертью жена сделала ему инъекцию ЛСД, позволив уйти без боли. Некоторые рукописи Олдоса Хаксли хранятся в библиотеках Стенфордского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Перед смертью автора в доме был пожар, уничтоживший большую часть его работ.

Олдос Хаксли семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Он оставил богатое наследие, написав множество романов, пьес, повестей, рассказов, статей и стихотворений.

Олдос Леонард Хаксли

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос Леонард

26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей — 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) — об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) — сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

Из семьи естествоиспытателей

Внук выдающегося биолога (Гексли), питомец Итона, учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета. В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946−48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи. Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в.

Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне, на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах «Желтый Кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы «потерянного поколения».

Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе «Карусель», где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям «потерянного поколения». Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа.

Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, «Желтый Кром» и в особенности «Шутовской хоровод» (названный по строке из К. Марло — «шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами») представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался.

Сложный и беспощадный мир Хаксли

В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа. Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века.

Она особенно виртуозно применена в романе «Контрапункт» (1928), содержащем выразительный «коллективный портрет» лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как . Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени.

В обществе, пленником которого осознает себя герой книги — писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу «Бестиарий», преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения. Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью.

Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей — то в комических, то в жестоких формах — фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя «Контрапункта», передать «перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности». Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления.

В жанре антиутопии

Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии «О дивный новый мир» (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира («Буря») и Свифта (Академия в Лагадо из «Путешествия Гулливера»). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента , предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940−50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку «эры Форда», насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов.

Читайте также  Краткая биография о’нил

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа «Слепой в Газе» (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман «И после многих весен», 1939; утопия «Остров», 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата («Врата восприятия», 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Олдос Леонард Хаксли (1894−1963) – известный английский писатель, родился 26 июля в Англии, Великобритания, в семье знаменитых ученых (естествоиспытателей) и принадлежал к британской научной и культурной элите. Его отец, Леонид Хаксли, был писателем, его дед, Т. Г. Хаксли (Гексли) был выдающимся биологом, а брат Джулиан не только успешным биологом, но и возглавлял ЮНЕСКО.

Сам Хаксли естественными науками не увлекался, но, благодаря своим знаниям в этой области, в своих произведениях поднимал философские вопросы актуальности и развития естественных наук в двадцатом веке.

Детство Олдоса было омрачено ранней смертью матери. Она умерла, когда мальчику было всего13 лет. Воспаление глаз привело к практически полной потере зрения. Хаксли был освобожден от военной службы (по причине плохого зрения). Это мучило Хаксли и отразилось в его романах — «Желтый Кром», 1921 год, «Шутовской хоровод», 1923 год. От них просто веяло чувством духовной катастрофы и безысходности.

В поздних своих произведениях писатель обращается к обществу, которое постепенно утрачивает моральные ценности и готово смириться с духовной деградацией. Это отображено в произведениях «О дивный новый мир» (антиутопия), «Возвращение в дивный новый мир». В 1937 году, по состоянию здоровья и по политическим убеждениям, Хаксли с сыном и супругой навсегда покидает Англию и переселяется в Лос-Анджелес, в Калифорнию вместе со своим учителем и наставником Джеральдом Гердом. В 1938 году он начинает общаться с Джидду Кришнамурти и под его влиянием занимается мистикой и изучает учения мудрецов. Хотя, мистическая тема ему была близка и до этого. Вспомним, его мистические трактаты «Между миром и монастырем» 1903 года и «Тайны Царства Небесного» 1910 года. Но поздний Хаксли – это все более моралистическая нотка во всех произведениях и жажда изучить и разделить истинные и иллюзорные ценности бытия. В поиске ответов на свои вопросы он обращается к учениям философов Древней Индии, интересуется философией стоицизма.

В 1953 Хаксли принимает участие в эксперименте Хамфри Осмонда по изучению влияния мескалина на человеческое сознание. Под влиянием мескалина и ЛСД пишет романы «Врата восприятия» (1954) и «Небеса и преисподняя» (1956).

В 1956 году женился на Лоре Арчера, писательнице. Умер писатель в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла.

Олдос Хаксли

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография

Знаменитый английский писатель и философ Олдос Хаксли родился 26 июля 1894 в городе Годалминг, графство Суррей, Англия. Его отец и мать были из высшего сословия. Отец был писателем. Мать скончалась, когда Олдосу было тринадцать лет. Через несколько лет после ее смерти мальчик перенес инфекционное заболевание глаз, которое сильно ухудшило его зрение. По этой причине он был освобождён от военной службы в Первую мировую войну.

В 20 лет Олдос Хаксли решает, что писательство должно стать делом всей его жизни.

В 1919 году Хаксли женится на Марии Нис, девушке бельгийского происхождения.

В 1920 году у пары рождается сын Метью Хаксли, который в будущем станет известным американским эпидемиологом и антропологом.

В 1937 году семья перебирается в Лос-Анжелес. Хаксли считал, что этот климат пойдет на пользу его зрению. В это период начинается его активная литературная деятельность.

В 1938 Хаксли знакомится с Джидду Кришнамурти – знаменитым индийским философом. Это знакомство в дальнейшем повлияло на творчество и мировоззрение Хаксли.

В 1953 году писатель соглашается принять участие в эксперименте по изучению воздействия психотропного вещества мескалин на психику человека. Итоги этого эксперимента нашли свое отражение в некоторых произведениях Хаксли.

В 1955 году его жена Марии умирает от рака груди. А в 1956 году Хаксли уже женился на Лоре Арчер.

В 1960 году писатель работает совместно с американским психологом и психотерапевтом Милтоном Эриксоном. Вместе они изучают различные вариации состояния сознания человека.

Олдос Хаксли скончался от рака гортани 22 ноября 1963 года в Лос-Анжелесе.

Творчество

Первое свое литературное произволение Олдос Хаксли написал, будучи семнадцатилетним юношей. В двадцать он уже решил выбрать писательство своей основной профессией.

Готовые работы на аналогичную тему

Творчество этого писателя ценит публика. Хаксли пишет ясным языком, который понятен всем образованным людям.

В своих произведениях автор затрагивает тему упадка гуманистических начал в обществе под влиянием технического прогресса. Он говорит о том, как люди и их ценности меняются в рамках развитого социума. Именно эта тема затронута в романе-антиутопии Хаксли «О дивный новый мир». В своих произведениях Хаксли так же говорил о пацифизме, он негативно относится к военным конфликтам.

Через 27 лет Хаксли написал полностью противоположное произведение «Возвращение в прекрасный новый мир». В этой книге речь идет о противоположном состоянии социума по сравнению с обществом из первой книги. Тем самым он пытается сказать, что ситуация в этот раз будет складываться еще хуже.

Свои ощущения от общения с индийским философом Джидду Кришнамурти, он впоследствии опишет в таких своих работах как «Вечная философия», «Через много лет», «Время должно быть остановлено».

Участвуя в эксперименте с психоделическими веществами, Хаксли пишет ряд работ:

  • «Двери восприятия»
  • «Рай и ад»
  • «Остров»

В своих произведениях писатель демонстрирует абсолютно разных персонажей. Сознание персонажей сочетает в себе и военные воспоминания, которые травмируют душу, и страх ещё больших потрясений, эти ощущении сочетаются с жизнелюбием и амбициями. В творчестве Хаксли мы можем встретить и печаль, и упадок морали, и отголоски мизантропических взглядов.

Наиболее известными произведениями Хаксли являются:

  • «Шутовской хоровод»
  • «Контрапункт»
  • «О дивный новый мир»
  • «Обезьяна и сущность»
  • «Двери восприятия»
  • «Рай и ад»
  • «Возвращение в дивный новый мир»
  • «Остров»

«О дивный новый мир»

Олдос Хаксли приобрел свою популярность благодаря произведению «О дивный новый мир». Этот роман был опубликован в 1932 году. «О дивный новый мир» представляет собой роман-антиутопию.

Роман имеет весьма сложный и витиеватый сюжет. События романа происходят в далеком 2541 году, в Лондоне. На Земле есть только одно единое государство, оно представлено обществом потребления. Культом в этом обществе является потребление, а богом является Генри Форд.

Люди не появляются на свет естественным путем. Они выращиваются в инкубаторах. Еще на стадии эмбрионального развития всех будущих людей разделяют на пять каст: от максимально развитой («альфа» каста) до самой примитивной касты («эпсилоны»). На этапе развития тех эмбрионов, которые должны принадлежать к низшей касте, отравляют посредством введения им этилового спирта. Путем гипноза людям еще больше внедряют в сознание кастовое различие и общественные ценности.

В обществе популярно наркотическое вещество под названием «сома». Все свои психологические проблемы люди решают путем употребления этого наркотика, поэтому их жизнь весела и беззаботна.

Особо обесценился в этом обществе институт брака. Брак и связь только с одним человеком считается постыдным. Слова «отец» и «мать» считаются ругательствами. Так же искоренены отношения родителей и детей, считается что они являются источниками психологических проблем и неврозов. В обществе поощряются беспорядочные связи.

Такие понятия как любовь, религия, наука, искусство полностью истреблены в этом обществе.

Главным персонажем произведения является Ленайна Краун. Она работает медицинской сестрой в инкубаторе. Она встречается только с одним мужчиной Генри Фостером. Её подруга негативно относится к тому, что у Ленайны только один мужчина и призывает ее встречаться и с другими. Впоследствии у нее появляются отношения с Бернардом Марксом.

Бернард Макс принадлежит к сословию альфа, он работает в области гипнопедии, но имеет ряд отличий от классических представителей касты альфа: он невысок, скрытен. Он осознает свою индивидуальность в отличии от других представителей общества.

Пара решает посетить индейскую резервацию. Там они встречают молодого человека Джека по прозвищу дикарь, юноша был рожден естественным путем. Его отец – директор воспитательного центра, а мать некогда принадлежала к касте бета, но стала алкоголичкой. Вместе с Ленайной и Бернардом Джек и его мать приезжают в Лондон. Джон становится сенсацией, а его мать вскоре умирает от передозировки наркотического вещества.

Джон начинает испытывать высокие любовные чувства к Ленайне. Ленайна не совсем понимая, что означает высокое чувство, пробует соблазнить Дикаря, но он отвергает ее.

Джон пытается донести до людей низших сословий такие высокие понятия как любовь, красота, свобода. Он срывает ежедневную раздачу наркотических средств. За это люди нападают на него. Но Бернард и его друг Гельмгольц заступаются за Джона, и толпа отступает.

После этого инцидента все трое попадают к главноуправляющему Западной Европы, который так же имеет индивидуалистические взгляды. Он отправляет Бернарда и Гельмгольца в ссылку, а Джон становится отшельником и живет в заброшенной башне.

Читайте также  Краткая биография голсуорси

В этой башне Джон занимается самобичевание и самоистязанием. Эта информация становится известна репортерам и поведение Джона становится сенсационным. Желая на него посмотреть толпы зевак поднимаются к нему на вертолетах. На одном из таких вертолётов прилетела и Ленайна. Джон не может простить ее за то, что она пренебрегла его высокой любовью и смогла предложить взамен лишь сексуальную связь. Под влиянием наркотического средства, начинается массовая оргия, в котором принимает участие и сам Джон. Когда Джон осознал, что произошло, желая избавить себя от этого греха и более не впадать в него, он решает закончить жизнь самоубийством.

Основная тема произведения — это противостояние: с одной стороны — стабильное счастье, но ради него следует пожертвовать высокими чувствами, любовью, свободой, с другой – вся гамма чувств и ощущений, но без всеми желанной стабильности.

Олдос Хаксли и его сакраментальное видение реальности

В 1894 году 26 июля в городе Годалминге (графство Суррей, Великобритания) на свет появился великий писатель и философ, которого современники потом назовут «символической фигурой своего времени». Олдос Хаксли начинал свою карьеру как сатирик и гуманист, однако с возрастом его заинтересовали мистика, психотерапия и духовная практика. Автор известного на весь мир «Дивного нового мира» был номинирован на Нобелевскую премию семь раз.

Содержание

Становление таланта

Писатель по обеим родительским линиям принадлежал к культурной элите – в его роду было много писателей и художников. Дед его (Томас Генри Хаксли) был неплохим ученым-биологом, по его стопам пошли оба брата Олдоса – Эндрю и Джулиан. Отец, Леонард Хаксли, тоже писал книги, поэтому неудивительно, что юный Олдос тоже заинтересовался литературой.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его мать скончалась. Из-за многочисленных переживаний, у юноши проявилась глазная болезнь (воспаление), вследствие которой зрение постепенно ухудшалось. Именно благодаря этому факту Олдоса Хаксли освободили от службы во время Первой мировой войны. Писатель пытался исправить зрение, свой опыт он опишет в 1943 году в небольшой брошюре под названием «Искусство видеть».

Первое произведение автор написал, когда учился в Баллиольском колледже в Оксфорде, на тот момент ему исполнилось 17 лет. Подробно изучая литературу в университете, в 20 лет он совершенно не сомневался, что выберет творческий путь писателя.

В 1913 году в свет вышел новый мужской журнал Vanity Fair под руководством Фрэнка Крониншилда. Редактор привлек к работе в издании большое количество писателей своего времени, в их числе был и Олдос Хаксли.

Олдос Хаксли — О дивный новый мир

Хаксли волновали проблемы философии и социологии, свои размышления он последовательно воплощал в любимом жанре – антиутопии. Несмотря на то, что она рассматривается как фантастика, писатель использовал этот жанр, чтобы обратить внимание на реальные проблемы вокруг. Хаксли подробно рассказывал о проблемах антиутопического общества, которое живет в будущем.

Интерес к социологической и политической проблематике в 1932 году вылился в лучшую его прозу – «О дивный новый мир». Она практически является книгой-началом жанровой традиции (не считая «Мы» Замятина), которая даст толчок другим прозаикам 20 века: Оруэллу, Брэдбери, Берджессу и другим.

В книге Олдоса Хаксли рассказывается о подавлении духовного многообразия и отказе от индивидуальности и мыслей о свободе, в пользу стабильности – социальной и материальной. В мире Хаксли запрещено естественное размножение, новые граждане государства выращиваются в пробирках; общество поделено на касты – низшие из них угнетаются еще на стадии развития эмбриона. Описанную в книге «Эру Форда» автор воспринимал как свою эпоху, порожденную некрепкими нормами этики и тоталитаризмом. Все страны планеты соединены в единое государство, потребление стало культом, а Генри Форд (первый производитель общедоступных машин) – новым богом потребительского общества. Писатель утверждал, что рассказывает не о научном прогрессе, а о том, как этот прогресс влияет на человеческую личность.

Другими знаковыми произведениями в этом и других жанрах стали: «Обезьяна и сущность» (постапокалиптическая антиутопия) — «роман в романе», написан как сценарий; «Кинфия», «юный Архимед», «Монашка к завтраку», «Время должно остановиться», «Гений и богиня», «Рай и Ад», «Остров» и др.

Жизнь вне литературы

У Олдоса Хаксли было две жены. Первая была родом из Бельгии – Мария Нис, она родила писателю старшего сына Мэтью. В 1937 году вся семья Хаксли переехала в США, там мальчик успешно получил диплом в университете Калифорнии и стал известным эпидемиологом. С Марией Нис писатель прожил 36 лет, в браке с ней написал 8 романов. Для почти слепого Хаксли она была «всем», как говорил писатель – «личным толкователем отношений». В феврале 1955 года Мария умерла от рака, автор антиутопий до конца не верил в ее болезнь и тяжело переживал это потрясение.

Немного позже Хаксли женился второй раз – на итальянской писательнице Лауре Арчере, с которой прожил до конца своих дней.

Двери восприятия Олдоса Хаксли

В 1937 году начинается основной творческий путь Хаксли. Своей задачей писатель видел изучение человеческой сущности со всех сторон. Параллельно он пытается исправить свое зрение, для этого переезжает в город с благоприятным для него климатом (Лос-Анджелес). Здесь же, в Калифорнии, автор знакомится с Джидду Кришнамурти – индийским духовным учителем и оратором. Благодаря наставнику, Олдос знакомится с медитацией, природой сознания и мистическими направлениями.

В 1953 году британский психиатр Хамфри Осмонд, изучавший применение психотомиметиков (наркотических веществ) в лечении больных, предложил писателю поучаствовать в эксперименте. Целью исследования было узнать, как естественный галлюциноген, мескалин, влияет на сознание человека. Именно в переписке Хаксли с Осмондом впервые было употреблено слово «психоделика», которое описывало влияние психотропного вещества.

В 1954 году в эссе под названием «Двери восприятия» Олдос Хаксли описал ход эксперимента и наблюдений. В качестве эпиграфа он использовал строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» Уильяма Блейка:

«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».

Хаксли подробно описывает свои ощущения после приема 0,4 грамма вещества, сравнивая увиденное с тем, что узрел Адам в утро своего сотворения – «чудо обнаженного существования». Писатель делает акценты на яркое восприятие цвета, искажение понятий перспективы и времени, четкость малейших деталей. В эссе автор называет свои ощущения «сакраментальным видением реальности».

После ярких описаний увиденного Хаксли объясняет механизм воздействия мескалина, утверждая, что наркотическое вещество открывает редуцирующий клапан, который связан с мозгом. Это помогает увидеть мир во всей полноте («таковости»), глазами художников, поэтов и религиозных личностей. Писатель приводит пример Ван Гога, который употреблял абсент, при этом уточняет, что безвредный мескалин (осложнения от его приема еще не были доказаны на момент написания исследования) может полностью заменить табак и алкоголь. По словам автора, галлюциноген, в отличие от спиртных напитков, не ведет к дракам, насилию и ДТП.

«Человек под воздействием мескалина тихо занимается своим делом».

В заключительном разделе эссе Хаксли описывает пользу мескалина особенно для высокоинтеллектуального человека, ведь прямое восприятие происходящего очень важно, это меняет людей к лучшему.

«Двери восприятия», вплоть до 60-х годов 20 века являлся культовым текстом для большинства интеллектуалов-радикалов. Группа The Doors, которая была популярна в 60-х годах, во многом в своих мистических текстах обращалась к содержанию работы Олдоса Хаксли.

В начале 60-х годов писатель совместно с американским психиатром Милтоном Эриксоном изучал состояние транса, гипноз и различные измененные состояния сознания. На основе этих исследований, на свет появилась работа Эриксона под названием «Специальное исследование природы и характера различных состояний сознания, проведенное совместно с Олдосом Хаксли».

Чудо обнаженного существования перед смертью

В последние месяцы жизни писатель боролся с раком гортани. Чувствуя, что уходит в мир иной, Олдос Хаксли взял ручку и бумагу, написав несколько последних распоряжений, на случай его кончины. В том числе писатель попросил свою жену сделать ему инъекцию ЛСД (100 мкг внутримышечно), если прекращение деятельности его тела уменьшит осознанность. Несмотря на протест докторов, жена исполнила его желание, тем самым подарила ему возможность спокойной смерти, без судорог и удушья. Данная информация вскрылась в 1986 году, когда Лаура Арчера давала интервью телекомпании BBС.

В день смерти автора антиутопий, 22 ноября 1963 года, был убит президент США Джон Кеннеди.

Цитаты Олдоса Хаксли

Олдос Хаксли – создатель множества замечательных афоризмов, ниже – лишь некоторые из них:

  • «Как замечательны, интересны, оригинальны люди — на расстоянии.»
    «Ночи — как люди: интересными они становятся далеко не сразу. Около полуночи они достигают зрелости, в два — совершеннолетия; с двух до половины третьего — их звездный час, но уже в половине четвертого они начинают сникать, а к четырем часам утра от них остается лишь бледная тень. Смерть их ужасна… В самом деле, что может быть страшнее рассвета, когда бутылки пусты, а гости похожи на утопленников…»
  • «Человек всецело поддерживает религию до тех пор, пока не побывает в по-настоящему религиозной стране. После чего он начинает всецело поддерживать канализацию, машины и минимальную заработную плату.»
  • «Почему так много мальчиков и девочек заканчивают школу с притупленным восприятием и ограниченным взглядом на мир? Молодые люди заболевают психическим артериосклерозом за сорок лет до того, как их одолевает артериосклероз физический.»
  • «Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое.»
  • Кто живет дольше? Человек, который два года принимает героин и умирает, или человек, который на ростбифе, воде и картофеле дотягивает до 95 лет? Один проживает свои 24 месяца в вечности. А все годы поедателя говядины проведены внутри временных рамок.
  • «Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок; в жизни же все наоборот.»
Читайте также  Краткая биография батюшков

Большая часть рукописей писателя сгорела в результате пожара в его доме незадолго до его смерти. В настоящее время половина уцелевших работ хранится в университете Стэндфорта, а вторая – в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес).

Олдос Хаксли Aldous Huxley Биография

NB! Видеоинтервью с Олдосом Хаксли смотрите на сайте www.biodata.narod.ru

Олдос Леонард Хаксли родился в городе Годалмин, графство Суррей, в зажиточной семье среднего сословия. По линии матери он был родственником Мэтью Арнольда*, великого гуманиста, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. С 1908 по 1913 Олдос обучался в колледже Итон, в графстве Беркшир. Когда ему было 14, его мать умерла. В возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.
В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт — а в то время шла мировая война — Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.
Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.
В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры и рецензии на художественные книги.
В 1920-21 Хаксли работает театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» — остроумная критика общества — появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет свою особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.
Позже эти ранние произведения Хаксли, в основном его комментарии к событиям, которым он стал свидетелем, подверглись критике, так как герои его показаны однобоко, и, как сам Хаксли определял природу своего эссеистического таланта, он пытался сказать «почти всё почти обо всём». В книге «Делай что хочешь» (1929) он предсказывает, что пролетариат Карла Маркса станет «буржуазией с масляными, а не чернильными пальцами», говорит о том, что «в наше время монотеизм потерял ценность, которую некогда завоевали ему обстоятельства. Ему не хватает установки на политику, он вреден для человека». В эссе «Мода на любовь» он защищает доктрину Лоренса о «естественной любви», но отвергает «сексуальный импульс, который тратит себя бесцельно».

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д.Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20-х годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир» — мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения — массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествия на самолетах, романтизированные Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике — в то время занимали умы людей и воодушевляли. Работая над романом, Хаксли читал, в том числе и книгу этнографа Маргарет Мид «Время в Самоа» (1928). Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий, и на протяжении всего 20 века книга оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. С этого момента Хаксли перестает писать художественную прозу и сосредотачивается на написании эссе, которые, как ему кажется, лучше всего могут выразить его идеи. Он пишет также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри». Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1954 году Хаксли публикует исследование о влиянии на сознание мескалина «Врата восприятия», книга, которая завоевала ему немалое уважение в среде калифорнийских хиппи. Он стал употреблять ЛСД, заинтересовался индийской философией. В 1961 году на него обрушилось бедствие — в пожаре сгорел его дом, архив и почти все рукописи, кроме разве что рукописи книги «Остров».
Хаксли умер в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963 года. В новостях известие о его смерти бело оттенено убийством президента Кеннеди.
Хаксли женился дважды. В 1919 году он женился на бельгийке Марии Нис, которая умерла в 1956 году, от этого брака у Хаксли родился сын. В 1956 году он женился на Лауре Арчера, скрипачке и психотерапевте.

Как эссеиста, Хаксли больше всего занимали вопросы влияния науки и технологии. Его скептицизм вызывал противоречивые чувства у читателей. Оказавшись однажды в философском тупике, он обратился к мистицизму и восточным учениям. Одной из самых интересных идей Хаксли было воспитание амфибии, человека, который мог бы жить в разном природном окружении.
В конце жизни Хаксли как-то заметил: «Звучит странно, но обдумывая проблемы существования человечества и пытаясь найти смысл жизни, я пришел к мысли, что есть только один ответ на все вопросы — «Старайся быть немного добрее» — вот и все».

_____
ХАКСЛИ (Гексли) Олдос (1894-1963) , английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) — об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) — сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

ХАКСЛИ (Huxley) Джулиан Сорелл (1887-1975) , английский биолог, философ. Внук Т. Г. Гексли, брат О. Хаксли. Основные труды по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике. Один из создателей современной синтетической теории эволюции.

ГЕКСЛИ (Хаксли) (Huxley) Томас Генри (1825-95) , английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1864). Президент (1883-85) Лондонского королевского общества. Сравнительно-анатомические исследования, доказал морфологическую близость человека и высших обезьян, птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов. Развил и обосновал положение о единстве строения черепа у позвоночных.

АРНОЛД (Arnold) Мэтью (1822-88) , английский поэт, педагог, критик. Развенчивал миф о «викторианском процветании»: поэмы, сборник «Заблудившийся бражник» (1849), эссе «Культура и анархия» (1869); подчеркивал воспитательную роль литературы. Утверждал социально-исторический анализ в английском литературоведении.

КЕРАТИТ (от греч . keras, род. п. keratos — рог), воспаление роговицы глаза, проявляющееся преимущественно ее помутнением, изъязвлением, болью и покраснением глаза. Причины: травмы роговицы, конъюнктивит, некоторые общие заболевания (напр., грипп, туберкулез) и др. Возможный исход кератита — бельмо, снижение зрения.

БРАЙЛЯ ШРИФТ , рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (L. Braille; 1809-52). В основе Брайля шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. Первая книга по системе Брайля — во Франции, 1837; в России — 1885.

Атенеум [Athenaeum] — лондонский клуб преимущественно для ученых и писателей. Основан в 1824 году, букв. «храм Афины».

ФОРСТЕР Эдуард Морган (1879-1970) , английский писатель. Психологические романы на семейно-бытовые и моральные темы «Куда боятся ступить ангелы» (1905), «Комната с видом» (1908). Антиколониальный роман «Поездка в Индию» (1924); литературоведческие работы («Аспекты романа», 1927).

ЛОРЕНС (Lawrence) Дейвид Герберт (1885-1930) , английский писатель. В романах «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915), «Любовник леди Чаттерлей» (1928) — изображение действительности. Пьесы, литературно-критические эссе, рассказы, стихи, путевые заметки.

МЭНСФИЛД (Mansfield) Кэтрин (наст . имя Кэтлин Бичем, Beauchamp) (1888-1923), английская и новозеландская писательница. С 14 лет жила в Великобритании и др. европейских странах. Мастер психологичекой новеллы (сборники «В немецком пансионе», 1911; «Гнездо голубки», опубликован 1923; «Нечто детское», опубликован 1924) в традициях А. П. Чехова.

ЛИНДБЕРГ (Lindbergh) Чарлз (1902-74) , американский летчик. В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Атлантический ок. (из США во Францию), пролетев 5800 км за 33 ч 30 мин.

МИД Маргарет (1901-78) , американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.

«Союз обета мира» [Peace Pledge Union] — одна и британских пацифистских организаций. Основана лондонским священником Д. Шеппардом [Dick Sheppard] в 1936 году.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: