Краткая биография гольдони

Биография Карло Гольдони: портрет, биография, личная жизнь, причина смерти, пьесы, комедии, театр, мемуары

Краткая биография гольдони

Карло Гольдони

Биография

Карло Гольдони — итальянский драматург и комедиограф. Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte. В числе его заслуг — преобразование традиционного жанра комедии масок. Библиография мужчины состоит из пьес, сказок и либретто, а также мемуаров, по которым потомкам удалось восстановить хронологию событий в жизни литератора.

Детство и юность

Карло Гольдони — уроженец Венеции. Он родился 25 февраля 1707 года. Ударение в фамилии писателя ставится на второй слог. Гольдони рос в образованной семье. Его дед работал юристом и был обеспеченным человеком, а отец реализовался как врач. В семье любили театр, искусство и не ограничивали творческие порывы. Это способствовало развитию фантазии Карло. Мальчик увлекался чтением книг, которые находил в домашней библиотеке, и даже пробовал самостоятельно писать небольшие пьесы.

ANNIVERSARIO CARLO GOLDONI Parigi, 5 febbraio 1793 “Arlecchino servitore di due padroni” secondo Ferruccio.

Юношу определили на учебу в одну из городских школ. Затем он получил образование в иезуитской коллегии в Перудже и Римини, а впоследствии с 1723 по 1731 год обучался в Павии и Модене. Защитив диссертацию по юридическому профилю, Карло получил докторскую степень и начал карьеру адвоката.

Работа не мешала венецианцу мечтать о театре. В свободное время он поглощал одну за другой античные трагедии и комедии, произведения Мольера; часто бывал на спектаклях, которые представляли бродячие актеры.

Личная жизнь

В биографии Карло Гольдони большое внимание уделяется его персоне и практически ни слова не говорится о супруге, которая составила счастье венецианца в личной жизни.

В молодости, путешествуя из одного города в другой, комедиограф был достаточно ветреным молодым человеком. Однажды в Генуе он увидел красовавшийся в окне силуэт привлекательной девушки. Легкий поклон, которым обменялись юные люди, положил начало романтической связи, переросшей в законный брак. Супруга поддерживала Карло во всех начинаниях и мотивировала к началу адвокатской деятельности, ведь семья требовала содержания.

Поселившись с женой в Пизе, Гольдони подумывал о том, чтобы расстаться с театром, но именно в этот момент ему предложили выгодный контракт, положивший начало театральной карьере итальянца.

Творчество

Поначалу Карло писал пьесы для городских театров и пробовал себя на сцене в качестве актера. Тогда на подмостках могли появляться только мужчины, поэтому в комедии «Сестрица дон Пилоне» Гольдони досталась роль главной героини.

В 1734 году комедиограф познакомился с трупой Имера и стал ее штатным драматургом. Вместе с артистами литератор приехал в Венецию, где его произведения ставили на сцене Театра Сан-Самуэле. Сотворчество продолжалось с 1734 по 1743 год. Постановки по пьесам Гольдони пользовались оглушительным успехом. Нащупывая творческий стиль, автор пробовал писать в разных жанрах. К этому периоду относится создание пьес «Расточитель», «Банкрот», «Отменная женщина».

С 1748 по 1753 год Карло был увлечен разработкой театральной реформы, которая распространялась на тексты пьес и формат их воспроизведения актерами. Изучая драматургию в молодости, Гольдони был уверен, что итальянской литературе требуется новое веяние, которое в своей основе имело бы национальные традиции.

Вдохновившись сочинением Николо Макиавелли «Мандрагора», он решил внести в свое творчество сюжеты, основанные на столкновении характеров. Новый тип комедии предполагал реалистичность действия. Маски привычной commedia dell’arte уступали место персонажам.

Важным нововведением со стороны Гольдони стало закрепление литературного текста там, где раньше властвовала импровизация. Теперь, воплощая героев на сцене, актеры должны были придерживаться заранее прописанного сюжета и реплик. Из привычного фарса выросла благородная и содержательная комедия с воспитательной подоплекой. Постепенно из произведений пропадали маски, хотя привычные Арлекин, Коломбина, Бригелла, Панталоне и влюбленные оставались неизменными. Автор подарил им индивидуальные черты.

Отстранившись от буффонады и трюкачества, Гольдони вынес на первый план психологизм, юмор и художественное содержание произведений. Реализм актерской игры утверждался на сцене благодаря творческой манере венецианца. Реформа автора оказалась созвучна Италии XVIII века, переживавшей эпоху обновления. К этому периоду относятся пьесы «Слуга двух господ», «Трактирщица», «Феодал», «Памела в девушках» и «Хитрая вдова».

Завершив плодотворное сотрудничество с труппой Медебака, Гольдони начал работать на труппу братьев Вендрамин и к 1753 году обосновался в венецианском Театре Сан-Лука. Написав несколько трагикомических произведений с условными сюжетами, Карло вернулся к более привычному формату работы и создал пьесы «Самодуры», «Забавный случай» и «Кьоджинские перепалки». В них появилась критика буржуазии, демонстрация социальных явлений и протест против аристократии.

Будучи демократом, Карло Гольдони выступал за права народа, чем вызывал недовольство власть имущих. В числе его оппонентов оказался сказочник Карло Гоцци, который выступал защитником традиционной commedia dell’arte. Будучи невероятно успешным, Гоцци постепенно затмевал Гольдони, который принял решение покинуть родину. Обосновавшись в Париже, литератор работал в Итальянском театре.

В Париже писатель преподавал итальянский язык и продолжил пополнять библиографию. К этому периоду творчества относится сочинение «Ворчун-благодетель». Это произведение уступало предшествующим. В 1787 году автор опубликовал «Мемуары», изданные на французском.

Главным достоинством творений Гольдони является сценичность. Его пьесы написаны специально для постановки в театре, чьи законы Карло знал не понаслышке. На подмостках он выступал и драматургом, и режиссером. Творчество литератора ценили представители французского просвещения Дени Дидро и Вольтер, просветители Иоганн Гете и Готхольд Лессинг.

Смерть

В 1793 году Национальный конвент назначил комедиографу пенсию, но революция отменила это решение. После кончины писателя денежное вознаграждение получала его вдова. Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793-го в преклонном возрасте. Причиной смерти стали сопутствующие заболевания.

Statua di Carlo Goldoni (Firenze)

Точное расположение могилы литератора неизвестно, но в родной Венеции в его честь установлен памятник, а портрет комедиографа красуется на страницах школьных и институтских учебников. Цитаты, афоризмы, фразы и сюжеты из его сочинений до сих пор используются в кинематографе и среди любителей классического театра.

Карло Гольдони
Carlo Goldoni

Итальянский драматург и либреттист. Создатель национальной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра. Написал около трехсот пьес. Сохранил популярные венецианские маски. Известен по пьесам «Благодетельный грубиян», «Кофейная», «Слуга двух господ», «Импресарио из Смирны», «Душа общества», «Трактирщица».

Карло Гольдони родился 25 февраля 1707 года в городе Венеция, Италия. Мальчик вырос в интеллигентной семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но с ранних лет ребенок полюбил театр. В четырнадцать лет убежал из Римини, где обучался философии, и уехал с труппой бродячих актеров. Через четыре года его выгнали из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, где высмеял своих учителей. Получив степень доктора стал адвокатом, адвокатурой почти не занимался, так как настойчиво пробовал свои силы в драматургии.

В 1738 году появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую считают началом его настоящей драматургической деятельности. В этот период творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году стал присяжным драматургом труппы Медебака, в Венеции. Родной город принял его с восторгом.

На протяжении четырнадцати лет Гольдони сочинял и ставил пьесы. Ему случилось в 1750 году написать шестнадцать комедий, причем в их числе оказались такие шедевры, как: «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни». Между 1756 и 1762 годами написал еще примерно 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Locandiera».

В венецианский отрезок времени Гольдони провел ту реформу, о которой мечтал. Дал итальянской буржуазии комедию, которая ей была необходима. В венецианских комедиях отводилось широкое место для импровизации. Но с 1750 года, когда автор поставил свою пьесу-программу «Комический театр», уже абсолютно отошел от сценарной техники.

Порвать идеально со всем тем, что в комедии масок когда-то было так дорого итальянскому зрителю, Гольдони при всем при том не решился. Так сберег в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина. Но они нечасто сохраняют ту характеристику, которую пронесли посредством два века своей истории. И та переработка типов, которую Гольдони предпринял, включив в свои комедии старые маски, всецело подсказывалась его умением чутко улавливать господствующие общественные настроения.

В 1762 году Гольдони убедился, что публика отдала предпочтение его реалистическим пьесам фантастические комедии итальянца Карла Гоцци. Воспользовавшись приглашением, переселился в Париж, где поставил своей последний спектакль «Una della ultime sere del Carnevale».

В конце жизни сочинял свои «Мемуары», которые остались одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного. Давал уроки итальянского языка.

Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793 года в Париже.

Читайте также  Краткая биография тредиаковский

Переводы на русский

«Благодетельный грубиян, комедия из театра г. Голдония», вольный перевод с французского Михаила Храповицкого. СПб., 1772.

«Кофейная» перевод А.Н.Островского СПБ.,1872

«Слуга двух господ». Перевод М.Гальперина. М., 1930.

«Карло Гольдони. Мемуары, содержащие жизнь его и его театра. В трех томах». Перевод С. Мокульского. М., 1933.

«Комедии». Перевод А.Дживелегова. М., 1949.

«Слуга двух хозяев». Перевод А.Дживелегова. М., 1952.

«Комедии. В двух томах». Перевод А.Дживелегова, А.Островского, Л.Шапориной, Т.Щепкиной-Куперник, Н.Соколовой, М.Лозинского. М., 1959.

«Сочинения в четырех томах». Перевод А.Дживилегова, Т.Щепкиной-Куперник, С.Игнатовой, С.Мокульского. М., 1997.

«Импресарио из Смирны». Перевод Г.Киселева. М., 2009.

«Душа общества». Перевод Г.Киселева. М., 2014.

«Кьоджинские перепалки». Перевод М.Стронина// Иной ракурс. Восемь пьес в переводе Михаила Стронина. СПб., 2014. С. 7-80

«Трактирщица», Новая редакция, 2015, в переводе Валерия Попова. Личный архив.

«Конкурс женихов», Новая редакция, 2015, в переводе Валерия Попова. Личный архив.

Экранизации

1947 — «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссер Джорджо Стрелер) — фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ». Второй вариант телеверсии поставлен в 1993 году.
1953 — «Слуга двух господ» — советский фильм-спектакль по одноименной пьесе Карло Гольдони.
1955 — «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссер Джанкарло Галасси Берия) — фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ».
1956 — «Хозяйка гостиницы» — советский художественный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица».
1970 — «Кофейня» (Германия, режиссер Райнер Вернер Фасбиндер) — немецкий телевизионный фильм по одноименной пьесе.
1975 — «Трактирщица» — телеспектакль, постановка одноименной комедии.
1976 — «Труффальдино из Бергамо» — музыкальная комедия по мотивам пьесы «Слуга двух господ».
1980 — «Хозяйка гостиницы» (Италия, режиссер Паоло Кавара) — комедия по мотивам пьесы «Трактирщица».
1982 — «Примите вызов, синьоры!» — советский телевизионный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица».
1985 — «Миранда» (Италия, режиссер Тинто Брасс) — комедия по мотивам пьесы «Трактирщица».
1991 — «Осада Венеции» — советский художественный фильм, комедия по пьесе «Хитрая вдова».

В 1957 году по призыву Всемирного Совета Мира торжественно отмечен его юбилей — 250-летие со дня рождения.

Почтовая марка СССР, 1958 год.

В Италии, в том числе и Венеции, драматургу воздвигли несколько памятников.

Отец — Джулио Гольдони, врач.
Мать — Маргарита Гольдони.

Биография Карло Гольдони

Карло Гольдони – итальянский драматург и либреттист – родился 25 февраля 1707 года в Венеции (Италия) в семье врача Джулио Гольдони.

Дед драматурга – Карло-Алессандро Гольдони, в доме которого прошли годы раннего детства будущего писателя, был видным юристом и довольно состоятельным человеком. В семье Гольдони очень любили театр, и мальчик рос в атмосфере, которая способствовала раннему пробуждению у него театральных интересов. Карло рано пристрастился к чтению комедий из отцовской библиотеки, пробуя сочинять собственные пьесы.

После окончания начального курса средней школы в Венеции Гольдони обучался в иезуитской коллегии в городах Перудже и Римини, а затем в университетах Павии и Модены (1723-1731). В 1731 он защитил докторскую диссертацию, получил диплом юриста, после чего начал заниматься адвокатской практикой. Но все помыслы и желания Гольдони были обращены к театру. Каждую минуту досуга он тратил на чтение классиков комедии – Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра, Мольера, посещал спектакли многочисленных бродячих трупп.

Он писал пьесы для местных театров, одновременно выступая как актер. Так, например, в комедии Джильи «Сестрица дон Пилоне» он выступил в главной женской роли.

В Вероне в 1734 Гольдони встречается с театральной труппой Имера и надолго связывает себя с ней, став ее постоянным драматургом. Приехав с труппой в Венецию, он ставит свои пьесы в театре Сан-Самуэле (одном из семи театров города). И в родном городе, и во время частых гастролей труппы по Италии его незаурядный талант все более привлекал к себе внимание публики.

С труппой Имера и театром Сан-Самуэле был связан первый период творческой деятельности Гольдони (1734-1743). Несмотря на блестящий успех пьес Гольдони, его художественный метод еще не определился. Это время напряженных поисков самостоятельного пути в искусстве. Он пишет комедии в прозе, в стихах, создает интермедии, оперные либретто, дивертисменты. Он еще в значительной степени связан с устойчивой литературной и театральной традицией и делает лишь первые попытки отойти от нее. В наиболее значительных комедиях этого периода – «Светский человек» (1738), «Расточитель» (1739), «Банкрот» (1741), «Отменная женщина» (1743) – Гольдони осуществляет первый этап своей театральной и сценической реформы, полностью завершенной во второй период его творчества (1748-1753).

Театральная реформа Гольдони охватывала и словесный, литературный текст комедий, и приемы актерской игры. Ее теоретические основы изложены в программной пьесе «Комический театр» (1750) и в «Мемуарах», а практически она воплощена во многих его комедиях.

Еще в студенческие годы, знакомясь в старинных частных и университетских библиотеках с памятниками мировой драматургии, Гольдони был поражен бедностью итальянской драматургии сравнительно с драматургией других народов – античной, испанской, английской, французской. Уже в то время Гольдони приходит к убеждению, что поднять итальянскую драматургию необходимо, руководствуясь прежде всего актуальными общественными потребностями современной ему эпохи и опираясь на прочные национальные традиции.

Гольдони считал, что комедия нового типа – комедия характеров – должна изображать правдивые жизненные человеческие характеры, которые сменят традиционные маски комедии дель арте.

Важной стороной реформы Гольдони было устранение импровизации и введение в комедию точного литературного текста, которого актеры обязаны были строго придерживаться. Роль актеров ограничивалась сценическим истолкованием и воплощением того литературного материала, который им давал драматург.

Гольдони унаследовал и развил демократические, гуманистические и реалистические стороны комедии дель арте. Он сохранил многие маски (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Коломбина, влюбленные), но осмысливал их по-своему, наполняя конкретным жизненным содержанием. Из абстрактных условных фигур родились живые индивидуализированные характеры его современников.

Вместе с тем Гольдони выступал против грубости комедии масок, стремясь в своих произведениях поразить публику, по его выражению «смесью смешного и трогательного». Он изгнал из комедии буффонаду, трюкачество, примитивизм в обрисовке внутреннего мира героев. В комедии Гольдони на первый план выступает психологический анализ, осмеяние тех или иных сторон общественной жизни и частного быта. Сатира делается у него мягче но содержательнее и художественнее, чем в комедии масок, или же заменяется тонким юмором.

В пьесах второго периода (1748-1753) Гольдони идет дальше по пути преобразования отечественной комедии.

Гольдони удалось создать реалистическую комедию характеров, или комедию нравов, на литературном итальянском языке, изображающую реальных живых людей, его современников. Огромное значение его реформы заключалось также в утверждении реалистических принципов актерской игры.

Второй период деятельности Гольдони связан с первоклассной труппой Медебака и венецианским театром Сайт-Анджело и отмечен большой творческой активностью и зрелостью. В это время Гольдони становится профессиональным драматургом. Он создает много художественно совершенных комедий: «Хитрая вдова» (1748), «Слуга двух господ» (1749), «Честная девушка» (1749), «Лгун» (1750), «Благоразумная дама» (1751), «Феодал» (1752), «Трактирщица» (1753). В течение только одного театрального сезона (октябрь 1750 – март 1751) он написал 16 комедий: «Семья антиквария», «Кафе», «Памела в девушках», «Истинный друг», «Честный авантюрист», «Бабьи сплетни» и др.

Вершиной творчества Гольдони является знаменитая комедия «Трактирщица» («Хозяйка гостиницы»), впервые поставленная в январе 1753.

Недовольный условиями работы в труппе Медебака, Гольдони решил перейти в другой театр. Он заключил более выгодный договор с труппой братьев Вендрамин, и с тех пор его деятельность связана с театром Сан-Лука в Венеции. Здесь и протекает третий период его творчества (1753-1762). После кратковременного увлечения экзотикой и условными сюжетами в пьесах, написанных в жанре трагикомедии, Гольдони вскоре возвращается к комедии характеров и народной бытовой комедии. Углубляются реалистические и демократические стороны его творчества. В это время было написано много комедий, из которых наиболее значительные «Забавный случай» (1757), «Новая квартира», «Самодуры» (1760), «Кьоджинские перепалки».

Буржуазная среда изображена в комедиях «Новая квартира», «Честный авантюрист», «Поэт-фанатик», «Английский философ», «Тодеро-Ворчун» и др. При этом Гольдони, как представитель культуры эпохи Просвещения, изображал буржуа не только как отрицательных персонажей, но и как положительных героев, носителей передовой антифеодальной морали и идеологии XVIII века.

Представители аристократии показаны в комедиях Гольдони в более темных тонах («Льстец», «Семейство антиквара», «Игрок», «Кафе», трилогия «Дачная жизнь» и др.). Они почти никогда не выступают у него как положительные герои. В этом сказалась антифеодальная, антидворянская направленность просветительской литературы и театра Италии, как и других европейских стран.

Читайте также  Краткая биография К.И.Чуковского

Гольдони был также замечательным живописцем жизни народа, к которому он относился с глубоким сочувствием и уважением. Лучшей народной комедией является его пьеса «Кьоджинские перепалки» (1761), в которой он мастерски вывел целую галерею колоритных народных образов-типов, характеры которых наделены подлинной естественностью, простотой и непосредственностью. Народ показан также во многих других комедиях Гольдони: «Бабьи сплетни», «Отменная женщина», «Преданная служанка», «Честная девушка», «Перекресток», «Кухарки», «Находчивая служанка» и др.

Его пьесы имели шумный успех, а симпатии венецианской публики к Гольдони значительно ослабли. Гольдони чувствует себя все более неуютно в родном городе, в чуждой ему атмосфере и принимает решение уехать в Париж, куда он был приглашен на работу в Итальянский театр. Перед отъездом он поставил свою прощальную пьесу «Один из последних вечеров карнавала» (1761), в которой иносказательно изобразил свое расставание с родным городом.

Четвертый и последний период жизни и деятельности Гольдони относится ко времени его пребывания в Париже (1762-1793), где он жил до конца своих дней. Он дает уроки итальянского языка, принимает участие в культурной и театральной жизни. Здесь им написано несколько комедий и оперных либретто.

Хотя Гольдони тосковал по родной стране, он полюбил Францию, в которой, по собственному признанию, обрел вторую родину, а ее столицу назвал «моим милым Парижем». Париж в то время был общеевропейским центром передовой общественной мысли и культуры, и хотя Гольдони был политически гораздо более умеренным писателем, чем деятели французского Просвещения, все же он находился в родственной идейной и культурной атмосфере.

Из его произведений этого времени наиболее значительна комедия «Ворчун-благодетель», написанная на французском языке и имевшая успех у парижской публики. Однако по своим идейным и художественным достоинствам она уступает комедиям, созданным в Италии.

В Париже Гольдони написал свои «Мемуары» (на французском языке, закончены в 1787), которые являются ценным источником для изучения творчества драматурга и итальянского театра XVIII века.

Карло Гольдони умер 6 февраля 1793 года в Париже (Франция).

КАРЛО ГОЛЬДОНИ (CARLO GOLDONI. 1707-1793)

— драматург, реформатор итальянского театра. Он родился в Венеции. Изучал юриспруденцию в Павийском, а затем в Падуанском университетах. Около 20 лет был процветающим адвокатом, но, с детства увлекаясь театром, в конце концов оставил адвокатуру (1748) и занялся драматургией. Талант и необыкновенная плодовитость Гольдони (им написано 120 комедий и несколько трагикомедий) поразили Италию, и на протяжении многих лет он был кумиром венецианской публики. Однако в 1762 г. драматург покинул Венецию, где зрители начали отдавать предпочтение Гоцци, и переехал в Париж. Там Гольдони некоторое время продолжал писать комедии, которые, впрочем, не имели большого успеха, а затем создал свои интереснейшие «Мемуары» (1784—1787). Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки итальянского языка и умер в нужде, не успев получить пенсии, назначенной ему Конвентом. Творчество Гольдони связано с борьбой за утверждение просветительской драматургии в Италии. Он преобразовал господствовавшую на итальянской сцене и к тому времени пришедшую в упадок «комедию масок», заменив ее условные персонажи живыми характерами, а импровизацию — обязательным для актеров авторским текстом. Комедии Гольдони естественны и сценичны, написаны ярким народным языком. Образы чванливых и пустых аристократов, жизнедеятельных и добропорядочных буржуа, остроумных и веселых слуг созданы пером наблюдательного писателя-реалиста. Часть комедий Гольдони написана на венецианском диалекте, часть же — на общелитературном итальянском языке (Гольдони стремился стать национальным драматургом Италии, а не только автором, популярным у венецианского зрителя).

— комедия о распутном, эгоистичном и высокомерном маркизе Флориндо, в которой с полной очевидностью проявилось негативное отношение Гольдони к аристократии. Маркиз вместе со своей матерью приезжает в доставшееся ему по наследству поместье. Крестьяне, встретившие его с почестями, вскоре убеждаются, что их дочери и жены с приездом господина подвергаются большой опасности. Они решают проучить его, проявляя при этом много остроумной выдумки и смелости. В конце концов маркиза избивает крестьянин, к жене которого тот направлялся, переодевшись в платье пастуха. Комедия завершается тем, что крепко проученный феодал по настоянию своей расчетливой матери женится на разумной и красивой сироте Розауре, собиравшейся по суду отобрать у него имение, которое, оказывается, принадлежало ей по закону.

— комедия о ловкой и сметливой трактирщице Мирандолине и о ее знатных поклонниках-постояльцах, до сих пор остающаяся одной из популярнейших пьес театрального репертуара. Кавалер

Рипафратга, грубый и своенравный женоненавистник, не устоявший перед чарами трактирщицы; обедневший маркиз Форлипополи, полный аристократического чванства, но не упускающий случая поесть за чужой счет и взять у кого удастся «в долг»; граф Альбафьорита, считающий, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь, — все эти знатные дворяне отвергнуты простой, сохраняющей честь и достоинство хозяйкой гостиницы. Она предпочитает им работающего у нее и искренне любящего ее лакея Фабрицио, о предстоящей свадьбе с которым и объявляет обманутым в своих надеждах поклонникам.

Слуга двух господ (Il servitore di due padroni. 1759)

— комедия, построенная на недоразумениях, совпадениях и узнаваниях. До сих пор она прочно держится в репертуарах театров всего мира. Венецианский купец Панталоне, узнав о смерти жениха своей дочери Клариче, которого ни он, ни его дочь никогда не видели, собирается, к радости Клариче, отдать ее замуж за сына врача — молодого и пылкого Сильвио. Но как раз в это время из Турина прибывает смелая и предприимчивая Беатриче, переодетая в мужское платье и выдающая себя за прежнего жениха Клариче, которого, как она уверяет, ошибочно сочли умершим. Слуга Беатриче Труффальдино, ловкий и смышленый малый, тайно становится одновременно и слугой ее возлюбленного, которого она разыскивает и из-за которого затеяла этот маскарад. Труффальдино еще более осложняет путаницу ситуаций и отношений, но все в конце концов разъясняется, и комедия благополучно заканчивается тремя обручениями (включая обручение Труффальдино с приглянувшейся ему служанкой).

— комедия, в которой Гольдони бичует пороки венецианской буржуазии, косность и консерватизм ее домашнего быта. Дочь купца-самодура Лучетту просватали за незнакомого ей молодого человека, который, как и она, находится в полном повиновении у деспота отца. Законное желание Лучетты посмотреть на жениха до свадьбы находит поддержку у бойкой и свободолюбивой Феличе, ее подружки. Молодого человека в маске и женском платье вводят в дом Лучетты. Жених и невеста сразу влюбляются друг в друга. «Преступление» обнаружено разъяренными отцами, и свадьба отменяется. Но все приходит к благополучной развязке — главным образом благодаря убедительным речам Феличе, выступившей в защиту не только Лучетты, но и всех женщин, претендующих на человеческое обращение, доверие и подлинную любовь мужей.

Комедии: В 2 т. / Под ред. А.А.Смирнова; Предисл. Б. Г. Реизова; Послесл. Е.Стронской. — Л.; М.: Искусство, 1959; Самодуры: Комедия в 3 д. / Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. — М.; Л.: Искусство, 1938.— 110 с.; Слуга двух хозяев: Комедия в 3 д. / Пер. А. К.Дживелегова; Под ред. А.А.Смирнова. — М.; Л.: Искусство, 1952. — 146 с.; Слуга двух хозяев; Феодал; Трактирщица / Пер. А. К. Дживелегова; Веер / Пер. Н. Георгиевской. — В кн.: Гольдони К. Комедии; Гоцци К. Сказки для театра; Альфьери В. Трагедии. М., 1971, с. 33—320; Трактирщица / Пер. А. К.Дживелегова. — М.; Л.: Искусство, 1951. — 135 с. Tutte le opere di Carlo Goldoni: In 14 t. / A cura di G. Ortolani.- Milano: Mondadori, 1959-1969; La locandiera: Commedia in 3 atti. — Torino: Einaudi, 1965. — 107 p.; I nisteghi / A cura di G. Davico Bollino. — Torino: Einaudi, 1970,— 106 p.

Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра: В 2 т. / Пер. и примеч. С. С. Мокульского. — Л.: Academia, 1933; Карло Гольдони: Биобиблиогр. указ. / Сост. Т. В.Дзюба. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1959. — 98 с.; Реизов Б.Г.Карло Гольдони 1707— 1793.- М.; Л.: Искусство, 1957.- 188 с. Dazzi M. Carlo Goldoni e la sua poetica sociale. — Torino: Einaudi, 1957. — 214 p.; Ferrante L. Goldoni: La vita, il pensiero, i testi esemplari. — Milano: Accademia; Firenze: Sansoni, 1971. — 281 p.

Карло Гольдони

Биография писателя

Карло Гольдони (итал. Carlo Goldoni; 25 февраля 1707, Венеция, Италия — 6 февраля 1793, Париж, Франция) — итальянский драматург. Родился в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но мальчик с ранних лет полюбил театр; в четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актёров; четыре года спустя был выгнан из училища в Павии за то, что написал сатирическую пьесу, в которой высмеял своих учителей. В конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты (1732). Но адвокатурой Гольдони занимался мало и всё более и более настойчиво пробовал свои силы в драматургии. В 1738 году появляется его пьеса «Momolo cortesan», которую можно считать началом его настоящей драматургической деятельности. Правда, в ближайшие годы творчество Гольдони как драматурга было невелико и неблистательно. В 1748 году он стал присяжным драматургом труппы Медебака. Вместе с последним Гольдони скоро устроился в Венеции. Родной город принял его с восторгом. Он пробыл там 14 лет (1748-1762) и при изумительной плодовитости раскрыл во всём блеске свой талант. Ему случилось в один год (1750) написать 16 комедий, причём в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни». А между 1756 и 1762 годами он написал для антрепренёра Вендрамина, к которому перешёл от Медебака, ещё около 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу» («Locandiera»).

Читайте также  Краткая биография ли х.

Значительная часть этих комедий посвящена изображению венецианской жизни и написана на венецианском диалекте, которым Гольдони владел мастерски. Это — вообще лучшее из созданного им и прочнее всего держится на сцене до сих пор.
В 1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика предпочла его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Он не захотел пережить свою славу в родном городе и решил покинуть Венецию; воспользовавшись приглашением, Гольдони переселился в Париж. Он простился со своей публикой одной из самых своих красивых комедий «Una della ultime sere del Carnevale». В Париже он прожил 30 лет. Там продолжал писать комедии. Из них одна — «Le bourru bienfaisant», — написанная первоначально по-французски, принадлежит к числу лучших его вещей. Под старость он стал писать свои «Мемуары», которые навсегда останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного, и давал уроки итальянского языка. В последние годы своей жизни Гольдони жил в большой нужде. Конвент назначил ему пенсию, но Гольдони умер раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться.

В венецианский период Гольдони провёл ту реформу, о которой мечтал. Он дал итальянской буржуазии именно такую комедию, которая была ей нужна. — В середине XVIII века итальянская буржуазия после двух с лишним веков вынужденного бездействия начала понемногу становиться на ноги. Вступив в ожесточённую борьбу с абсолютизмом, с господствовавшей аристократией, страстно отрицая её привилегии, она требовала от литературы поддержки в этой борьбе, оправдания своих стремлений и укрепления своего классового самосознания. Новым запросам культурных слоёв буржуазии не могла удовлетворять одряхлевшая комедия масок, развлекавшая преимущественно знать и простонародье. К этому времени она совершенно потеряла свой молодой творческий порыв, не давала ни новой выдумки, ни актёров прежней силы и явно повторяла то, что сто лет назад было отмечено печатью новизны и молодых достижений. Это понимали многие. И до Гольдони делались попытки реформировать старую комедию импровизации. Но из этих попыток ничего не выходило. Гольдони же блестяще выполнил то, что не удавалось другим.
К цели своей он шёл постепенно. Так он сохранил в своих комедиях наиболее популярные маски комедии импровизации. У него фигурируют и Панталоне, и Доктор, и Арлекин, и Бригелла, и Коломбина, и многие другие маски. Но они редко сохраняют ту характеристику, которую пронесли через два века своей истории. Гольдони понимал, что «нужно брать сюжеты, в которых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».

Значение Гольдони на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с одной стороны, и французской комедии характеров, её изощрённой техники — с другой. Своим общеевропейским значением Гольдони обязан тем, что, многое почерпнув у Мольера, во многом уклоняется от него в сторону большего реализма, большей жизненной правдивости своих образов. Характеры «итальянского Мольера» более многообразны, менее схематичны, упрощённы, чем французского. Это признавали и современники. Ещё Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», отмечал «естественность» его письма.

ГОЛЬДОНИ КАРЛО

ГОЛЬДОНИ КАРЛО — итальянский драматург.

Пи­сал на итал. (в т. ч. на ве­не­ци­ан­ском диа­лек­те) и французском язы­ках. По­лу­чил юри­дическое об­ра­зо­ва­ние в Па­дуе (1723-1725 годы), за­ни­мал­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой. С юных лет про­яв­лял ин­те­рес к дра­ма­тур­гии, был бли­зок к те­ат­раль­ной сре­де. Пер­вое пе­чат­ное сочинение — музыкальная ин­тер­ме­дия «Ве­не­ци­ан­ский гон­доль­ер» («Il gondoliere ve­neziano», 1732), пер­вая по­ста­нов­ка — тра­ги­ко­ме­дия «Ве­ли­са­рий» («Beli­sario», 1734). С 1749 года жил литературным тру­дом; за­клю­чал кон­трак­ты с Дж. Ме­де­ба­ком, ди­рек­то­ром труп­пы, иг­рав­шей в ве­не­ци­ан­ском те­ат­ре «Сант-Анд­же­ло» (1748-1753 годы), и с те­ат­ром «Сан-Лу­ка» (1753-1762 годы).

Дра­ма­тур­гическое на­сле­дие Гольдони вклю­ча­ет мно­го­численные ко­ме­дии (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во), тра­ги­ко­ме­дии, музыкальные ин­тер­ме­дии, музыкальные дра­мы. Как либ­рет­тист Гольдони поль­зо­вал­ся в XVIII веке боль­шой вос­тре­бо­ван­но­стью (сре­ди ком­по­зи­то­ров, пи­сав­ших му­зы­ку на его тек­сты, — Б. Га­луп­пи, Н. Пич­чин­ни, Д. Чи­ма­ро­за), но не вы­хо­дил за рам­ки тра­ди­ци­он­ной для жан­ра ко­мической опе­ры эс­те­ти­ки; как ко­ме­дио­граф — по­сле­до­ва­тель­но и це­ле­на­прав­лен­но ре­фор­ми­ро­вал жанр. Ос­но­вой ко­ме­дии, по Гольдони, долж­но быть изо­бра­жение ха­рак­те­ров, взя­тых из дей­ст­вительной жиз­ни. Этот те­зис Гольдони от­стаи­вал в пре­ди­сло­ви­ях к со­б­ра­ни­ям сво­их со­чи­не­ний (при его жиз­ни бы­ло из­да­но 5) и к отдельным пье­сам, а так­же в «Ме­муа­рах» («Mé­mo­ires», опубликованы в 1787 году) и са­мих пье­сах [«Ко­ми­че­ский те­атр» («Il teatro comi­co», 1750-1751 годы)]. В сво­ей те­ат­раль­ной ре­фор­ме Гольдони опи­рал­ся на французскую тра­ди­цию (пре­ж­де все­го на Моль­е­ра), но при­ни­мал её с ого­вор­ка­ми: ес­ли для французской ко­ме­дии, по его мне­нию, дос­та­точ­но од­но­го ис­клю­чительного ха­рак­те­ра, то в но­вой ко­ме­дии ха­рак­те­ра­ми долж­ны быть на­де­ле­ны все пер­со­на­жи, а ха­рак­тер­ность не мо­жет ис­чер­пы­вать­ся экс­т­ра­ва­гант­но­стью. По­ле­ми­зи­руя с жан­ро­вы­ми тре­бо­ва­ния­ми ко­ме­дии дель ар­те, Гольдони в сво­ём твор­че­ст­ве был вы­ну­ж­ден не­од­но­крат­но об­ра­щать­ся к ней, по­сколь­ку дру­гих профессиональных те­ат­раль­ных кол­лек­ти­вов, кро­ме трупп им­про­ви­зи­ро­ван­ной ко­ме­дии, в Ита­лии в то вре­мя не су­ще­ст­во­ва­ло. Да­же в ко­ме­ди­ях 1750-х годов, наи­бо­лее про­дук­тив­но­го пе­рио­да его твор­че­ст­ва [«Се­мей­ст­во ан­тик­ва­рия» («La famiglia dell’antiquario», 1750), «Фео­дал» («Il Feudatario», 1752), «Хо­зяй­ка гос­ти­ни­цы» («La locandiera», 1753), «Кам­пь­ел­ло» («Campiello», 1756) и пр.], Гольдони со­хра­ня­ет мас­ки, транс­фор­ми­руя их до не­уз­на­вае­мо­сти; так, Пан­та­ло­не из буф­фон­но­го ти­па пре­вра­тил­ся в хра­ни­те­ля и про­па­ган­ди­ста мо­раль­ных цен­но­стей третье­го со­сло­вия. Зна­че­ние ин­три­ги в ко­ме­ди­ях Гольдони рез­ко сни­же­но, за­то су­ще­ст­вен­но воз­рас­та­ет на­сы­щен­ность со­ци­аль­ной и бы­то­вой те­ма­ти­кой. Те­атр Гольдони — поч­ти ис­чер­пы­ваю­щая, от­ме­чен­ная кар­на­валь­ной кра­соч­но­стью эн­цик­ло­пе­дия ве­не­ци­ан­ской жиз­ни XVIII века.

По­пу­ляр­ность пьес Гольдони у зри­те­лей со­про­во­ж­да­лась ожес­то­чён­ной по­ле­ми­кой во­круг его твор­че­ст­ва; гром­кий ус­пех пьес его глав­но­го оп­по­нен­та К. Гоц­ци по­бу­дил Гольдони при­нять при­гла­ше­ние па­риж­ско­го Те­ат­ра италь­ян­ской ко­ме­дии и пе­ре­брать­ся в Па­риж (1762). Во Фран­ции дра­ма­тур­гическая ак­тив­ность Гольдони рез­ко сни­зи­лась (он об­на­ру­жил, что здесь от не­го ждут не но­ва­тор­ской дра­ма­тур­гии, а сце­на­ри­ев для ко­ме­дии дель ар­те). В то же вре­мя па­риж­ский пе­ри­од от­ме­чен та­ки­ми ше­дев­ра­ми ко­ме­дии ин­три­ги, как «Ве­ер» («Il ventaglio», 1764-1767 годы), и ко­ме­дии ха­рак­те­ров, как «Брюз­га-бла­го­де­тель» («Le bourru bienfai­sant», 1771). Гольдони пре­по­да­вал итальянский язык при фран­цузском дво­ре (1765-1768 и 1775-1780 годы), с 1784 года ра­бо­тал над «Ме­муа­ра­ми»; по­лу­чал ко­ро­лев­скую пен­сию (с 1769 года; от­ме­не­на в ию­ле 1792 года по рас­по­ря­же­нию ре­во­люционных вла­стей).

В Рос­сии пье­сы Гольдони ста­ви­лись и пе­ре­во­ди­лись уже в XVIII веке. Пер­вый из­вест­ный опубликованный перевод — «Брюз­га-бла­го­де­тель» (под названием «Бла­го­де­тель­ный гру­би­ян», 1772). Ко­ме­дию «Слу­га двух гос­под» («Il servitore di due padroni», 1745) пе­ре­вёл В.А. Лёв­шин (1796), «Хо­зяй­ку гос­ти­ни­цы» — А.А. Ша­хов­ской (под названием «Ми­ран­до­ли­на», 1827), «Ко­фей­ню» («La bottega del caffè», 1750) — А.Н. Ост­ров­ский (1872). В XX веке Гольдони ос­та­вал­ся од­ним из наи­бо­лее ре­пер­ту­ар­ных дра­ма­тур­гов (са­мая зна­ме­ни­тая те­ат­раль­ная ин­тер­пре­та­ция в Рос­сии — по­ста­нов­ка «Хо­зяй­ки гос­ти­ни­цы», осу­ще­ст­в­лён­ная К.С. Ста­ни­слав­ским в 1914 году).

Сочинения:

Ме­муа­ры. Л., 1933. Т. 1-2;

Tutte le opere. Mil., 1935-1956. Vol. 1-14;

Ко­ме­дии. Л.; М., 1959. Т. 1-2.

Дополнительная литература:

Реи­зов Б.Г. К. Голь­до­ни. Л.; М., 1957;

Baratto M. «Mondo» e «Teatro» nella poetica di Goldoni. Venezia, 1957;

Momigliano A. Sag­gi goldoniani. Venezia; Roma, 1959.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: