Краткая биография каменский

Краткая биография каменский Каменский Василий Васильевич (1884/1961) — российский поэт. В раннем периоде творчества Каменский стоит на позициях футуризма , затем увлекается эстетикой

Краткая биография каменский

Краткая биография каменский

Каменский Василий Васильевич (1884/1961) — российский поэт. В раннем периоде творчества Каменский стоит на позициях футуризма, затем увлекается эстетикой романтизма. Наиболее известными произведениями являются поэмы «Стенька Разин» (1912/1920), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Каменский известен также как пилот, он ввел в обиход слово «самолет».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 118.

Каменский Василий Васильевич (1884 — 1961), поэт. Родился 6 апреля (18 н.с.) на пароходе, на реке Каме, близ Перми. Отец был смотрителем на уральских золотых приисках. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье тети, муж которой был управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов. крючников, матросов, капитанов».

В 1900 Каменский оставляет школу, вынужденный зарабатывать себе на жизнь, работает конторщиком в бухгалтерии железной дороги.

С 1904 начал писать, публикуя заметки в газете «Пермский край». Знакомится с местными марксистами, оказавшими влияние на формирование его политических взглядов.

В эти годы увлекается театром, становится актером, разъезжая с труппой по России. Вернувшись на Урал, вел активную подпольную работу среди рабочих железнодорожных мастерских, был председателем стачечного комитета, за что попадает в тюрьму. Освободившись, совершает поездку в Стамбул, затем в Тегеран; впечатления от этих городов позже найдут свое отражение в его творчестве.

В 1907 Каменский поселяется в Петербурге, начинает активно публиковать свои стихи, приобретая известность в литературных кругах. Одновременно занимается живописью, создавая импрессионистские пейзажи и экспонируя их на выставках. Знакомится с В.Хлебниковым, Д. и В.Бурлюками, М.Матюшиным и другими поэтами, вместе с которыми в 1910 издает «Садок судей» — сборник группы «Кубофутуристы». Публикует лирическую повесть «Землянка».

В 1911 увлекается авиацией, становится профессиональным авиатором, совершает платные полеты в различных городах России. После аварии и лечения вновь появляется в Петербурге, откуда вместе с Маяковским и Д.Бурлюком выезжает в разные города России с лекциями.

В годы первой мировой войны сотрудничает с различными изданиями, выступает в разных сборниках, расширяет круг литературных и художественных знакомств (Ремизов, Репин, Куприн, Горький и др.). Главная работа этого периода — роман «Стенька Разин» (1916), переработанный в 1927 в поэму.

Октябрьскую революцию встретил восторженно. В 1920-е написаны: книга «Лето на Каменке», повесть «27 приключений Хорта Джойса» и др. В 1930-е — поэмы «Емельян Пугачев», «Иван Болотников». Мемуарные книги — «Путь энтузиаста», «Жизнь с Маяковским». Умер 11 ноября 1961 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

В.Каменский. Рисунок В.Маяковского. 1917 г.

Каменский Василий Васильевич [5(17).4.1884, близ г.Сарапула (на пароходе) — 11.11.1961, Москва] — поэт, прозаик, драматург.

Из семьи смотрителя на золотых приисках. Пяти лет после смерти родителей был перевезен из уральского с.Боровское в Пермь, где жил у родственников, окончил церковно-приходское, а затем уездное училище.

В 1900-02 работал конторщиком в бухгалтерии Пермской железной дороги, тогда же начал выступать с заметками в газете «Пермский край». Увлекшись театром, с 1902 с сезонными труппами гастролировал по России, но по совету В.Э.Мейерхольда в 1905 оставил сцену ради литературы. Возвратившись на Урал, работал на товарной станции Нижнетагильского металлургического завода, стал выступать со стихами в газете «Урал» и «Уральская жизнь». За участие в работе забастовочного комитета служащих железнодорожной станции Нижний Тагил был в янв. 1905 арестован и 4 месяца провел в тюрьме. Освобожденный (под особый надзор полиции), побывал в Стамбуле и Тегеране.

В 1906 приехал в Петербург и, сдав экзамены на аттестат зрелости, поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы.

В 1908 стал секретарем, а затем соредактором издававшегося Н.Шебуевым журнале «Весна», где активно печатался сам, привлекал к сотрудничеству других писателей, напечатав, в частности, один из ранних прозаических опытов В.Хлебникова — «Искушение грешника». Тогда же начал учиться живописи у Д.Д.Бурлюка и Н.И.Кулибина, а в марте 1909 принял участие в выставке «Импрессионисты». Сблизившись с ее участниками, художниками и поэтами Е.Гуро, М.Матюшиным, Д. и В.Бурлюками, Каменский в качестве редактора принял участие в издании первого футуристического сборника «Садок судей» (1910), опубликовал там свои стихотворения, навеянные преклонением перед стихийной мощью природы, непосредственные по тональности, необычные по форме. Летом 1910, живя близ Батуми, работал над романом «Землянка» (опубликован в конце 1910), проникнутым, как и стихи, антиурбанистическими настроениями.

В марте 1911 Каменский уехал в Париж, где несколько месяцев учился в мастерских знаменитого авиатора Блерио, а вернувшись в Россию, приобрел собственный моноплан, на котором совершал демонстрационные полеты, получив в нояб. 1911 диплом пилота-авиатора Императорского Всероссийского клуба. Во время полета 29 мая 1912 в польском г.Ченстохове аэроплан Каменского попал в грозу и, упав, разбился, сам летчик чудом остался жив. Поправившись, Каменский на деньги, заработанные авиационными выступлениями, купил участок земли неподалеку от Перми на речке Каменке, где построил дом и подолгу жил в нем.

В нояб. 1913 Каменский приехал в Москву, где познакомился с В.Маяковским, вновь принял активное участие в движении кубофутуристов и вместе с Д.Бурлюком и В.Маяковским в дек. 1913 отправился в турне по городам России, продолжавшееся по март 1914; он читал свои стихи, выступал с лекцией «Смехачам наш ответ», где защищал футуристическое искусство от нападок критиков и невежественных, по его мнению, читателей. Активно сотрудничая в футуристических сборниках «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов», «Дохлая луна» (все — 1914) и др., Каменский выпустил свои «железобетонные поэмы» — «Танго с коровами» (1914) и совместно с А.Кривцовым «Нагой среди одетых» (1914). В этих книжечках странного, пятиугольного, формата, напечатанных на ярких обоях, была предпринята попытка создать графическую картину слова: отдельные слова, их части, буквы, а также математические формулы, знаки и т.д. вписывались в разнообразные по форме сегменты, были набраны разными шрифтами.

Зиму 1914/15 Каменский провел в Куоккале под Петербургом на даче у театрального режиссера Н.Н.Евреинова, часто бывал у жившего по соседству в «Пенатах» И.Е.Репина, с интересом воспринимавшего его стихи.

В 1915 познакомился с М.Горьким, который 11 февр. присутствовал на проводившемся футуристами в артистическом кабачке «Бродячая собака» «Вечере пяти», где выступил в защиту футуристов. Печатал стихи в альманахе «Стрелец», «Весеннее контрагентство муз», «Взял. Барабан футуристов» (все — 1915) и др., много ездил по городам России с чтением стихов и лекциями, призывавшими к жизнерадостности.

В 1915 Каменский закончил работу над романом «Стенька Разин» (1-е изд.— 1915), впоследствии переработанным в поэму «Сердце народное — Стенька Разин»; впервые изданная в 1918, она затем в существенно переработанном виде вышла в 1927. Соединяя прозаический и стихотворный (часто — песенный) текст, Каменский не стремится к исторической точности, ориентируясь не на документальные, а на фольклорные источники. Разин у Каменского — народный герой и одновременно гусляр, певец, воплощение народной вольницы, бунтарского начала; особое место занимают в романе массовые сцены, воссоздающие атмосферу разбойной удали. В романе (и в особенности в поэме) о Разине наиболее отчетливо обнаруживается стремление Каменского соединить природное, стихийное начало с формальными поисками, с экспериментами в области языка и стиха, широко используя изобразительные возможности звука, изобретая неологизмы и т.д. Чтение своих стихов Каменский нередко сопровождал игрой на гармонике, а в окт. 1916 выступал в тифлисском цирке: выезжая на арену в костюме Разина на белой лошади, исполнял стихи о нем.

В Тифлисе в конце 1916 издал первую большую книгу стихов «Девушки босиком», славящую жизнь. Там же вместе с А.Е.Крученых и К.М.Зданевичем издал сб. «1918», куда вошли две его новые «железобетонные поэмы»: «Солнце» и «Тифлис». Стихи, читавшиеся Каменским во время его беспрерывных гастрольных поездок, встречались публикой с неизменным восторгом. Во время приезда в марте 1917 в Москву он организовал «Первый республиканский вечер искусств» с участием Маяковского, а затем после гастролей по городам Урала возвратился на Каменку, где летом того же года написал автобиографическую книгу «Его — моя биография великого футуриста», вышедшую в начале 1918 одновременно с романом о Разине и книгой стихов «Звучаль веснянки».

Октябрьскую революцию Каменский встретил в Москве, активно включился в пропаганду футуристического — подаваемого теперь как ультрареволюционное — искусства, например, расклеивая на улицах Москвы свой «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». В февр. 1922 выпустил в Москве первый (и единственный) номер «Моего журнала», где была помещена его заумная поэма «Цувамма», а также статьи его и о нем — основной во всех этих публикациях была мысль о радостном приятии мира поэтом. Участвуя с 1923 в деятельности возглавляемого Маяковским «Лефа», Каменский, в сущности, лефовцем так и не стал, утверждавшиеся лефовцами теории производственного искусства остались для него чуждыми. Стихийно-радостное отношение к жизни сказалось и в его многочисленных стихах и поэмах 1920-х: «Встреча с миром», «Зажигатель планет», «Осень червонная», «Гимн 40-летним юношам» и др. Но пафос жизнелюбия оборачивался выспренней риторикой при обращении к современной тематике: поэма «Медвежий ров» (1927), роман в стихах «Могущество» (1939).

В 1920-е Каменский обращается к драматургии, его пьесы «Здесь славят разум» (1921), «Пушкин и Дантес» (1925), «Скандальный мертвец» (1927) и др. идут на сценах московских театров, но всякий раз — недолго: сказывается их невысокий художественный уровень. Тогда же он пробует свои силы в прозе (очерковая книга «Лето на Каменке», 1927; авантюрно-философская повесть «27 приключений Хорта Джойса», 1924; роман «Пушкин и Дантес», 1928, и др.), но тоже безуспешно.

Успех сопутствовал поэту при возвращении, после создания поэмы о Разине, к теме мятежной народной стихии — в поэмах «Емельян Пугачев» (1931) и «Иван Болотников» (1934), привлекающих изображением мощи народа, волевым напором, яркой образностью стиха, стилевой многослойностью, красочностью. Тогда же Каменский написал несколько небольших поэм («Юность Маяковского», «Максим Горький», «Урал», «Поэма о Каме» и др.), которые не оставили следа в литературе. Гораздо более значительными оказались мемуарные книги «Путь энтузиаста» (1931) и «Жизнь с Маяковским» (1940). После удара, случившегося с ним в апр. 1948, поэт последние 13 лет жизни был прикован к постели.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З — О. с. 148-150.

Каменский, Василий Васильевич

Василий Васильевич Каменский ( 17 (29) апреля 1884 ( 18840429 ) , на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом [1] , — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Содержание

Биография

Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери — Евстолии Гаврииловны — Гавриил Серебренников. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему еще не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой — Григорий Семенович Трущов — служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Читайте также  Краткая биография шатобриан

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна» [2] , где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, он жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка [2] , но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 — в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары, изданные в 1968 году [1] .

С конца 1930-х годов тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким. Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) — не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин — гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное — Стенька Разин» (1918).

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Медали

Произведения

  • Землянка (1910, повесть)
  • Танго с коровами (1914, сборник стихов)
  • Девушки босиком (1916, сборник стихов)
  • Стенька Разин (М.,1916, роман) — в 1918 издан под названием «Степан Разин»
  • Звучаль веснянки, М., «Китоврас» 1918 (стихи)
  • Сердце народное — Стенька Разин, 1918
  • Его-моя биография Великого Футуриста. М., 1918
  • Стенька Разин. Пьеса. М., 1919; Харьков, 1923
  • Семья Грибушиных. Сценарий к фильму, 1923
  • 27 приключений Харта Джойса. Роман, 1924
  • Путь энтузиаста. М., 1931
  • Емельян Пугачёв. Поэма, 1931. Поставлена как опера в Мариинском театре.
  • Иван Болотников. Поэма, 1934
  • Уральские поэмы (1934, сборник)
  • Три поэмы, 1935
  • Родина счастья, 1937
  • Могущество, роман в стихах, 1938. Посвящен Валерию Павловичу Чкалову[2] .
  • Жизнь с Маяковским. Воспоминания, М., 1940

Издания

  • Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). — М.-Пг.: Китоврас, 1918. — 160 с.
  • Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. — Федерация, 1932. — 112 с.
  • Каменский В. В. Избранные стихи. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. — 248 с. (Библиотека современных поэтов)
  • Каменский В. В. Избранное, 1958.
  • Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961.
  • Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. — 252 с.
  • Каменский В. В. Стихи. — М.: Художественная литература, 1977. — 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
  • Каменский В. В. Стихи. Поэмы. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. — 252 с.
  • Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. — Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. — 124 с.

Память

  • Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.
  • В селе Троица в Пермском районеПермского края в доме, где в 1932—1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

Другие факты

  • Работал с В. Э. Мейерхольдом и М. В. Ковалем[2] ..

Примечания

  1. 12 Каменский В. Путь энтузиаста. — Пермь, 1968.
  2. 1234 Ёжиков И. Г. Аэроплан как первая любовь // Московский журнал. — 2011. № 7.

Библиография

  • Каменский В.Путь энтузиаста. — Пермь, 1968.
  • Гинц С. Василий Каменский. — Пермь, 1984.
  • Сценаристы советского художественного кино. М., 1972. — С. 160
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. — С. 321

Ссылки

  • В. В. Каменский читает «Юность Маяковского (отрывок)», mp3
  • Биография
  • Биография

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Walls And Bridges
  • Институт востоковедения РАН

Смотреть что такое «Каменский, Василий Васильевич» в других словарях:

Каменский, Василий Васильевич — [1884 ] поэт, беллетрист, драматург. Род. в семье смотрителя золотых приисков на Урале. По образованию агроном. В 1910 1911 работал авиатором пилотом. Литературную деятельность начал в 1904 (стихотворением «Кузнецы», напечатанным в… … Большая биографическая энциклопедия

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884 1961) русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввел в обиход слово самолет . В раннем творчестве футурист. Романтические поэмы Стенька Разин (1912 20), Емельян Пугачев (1931), Иван Болотников (1934). Пьесы … Большой Энциклопедический словарь

Каменский Василий Васильевич — [5(17).4.1884, близ Перми, ‒ 11.11.1961, Москва], русский советский поэт. Один из первых русских пилотов (1910‒1911). Родился в семье смотрителя золотых приисков. Начал печататься в 1904. Футурист (см. Футуризм), был близок к В. В. Маяковскому. В … Большая советская энциклопедия

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884 .1961), поэт, драматург, один из первых русских пилотов, сценарист. Ввел в обиход слово «самолет». В раннем творчестве представитель футуризма. Автор романтических поэм «Стенька Разин» (1912 1920), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван… … Энциклопедия кино

Каменский, Василий Васильевич — Каменский Василий Васильевич (1884–1961), футурист, обладал редким даром писать стихи так, как будто до него никто их не писал: самые заумные строчки звучали у него естественным ликованием. Атлет, авиатор, всеобщий любимец, он прославился поэмой… … Русские поэты Серебряного века

Каменский Василий Васильевич — (1884 1961), русский поэт. Один из первых русских пилотов; ввёл в обиход слово «самолёт». В раннем творчестве футурист (поэтические сборники «Танго с коровами», 1914, «Звучаль веснеянки», 1918; роман в прозе и стихах «Стенька Разин», 1916).… … Энциклопедический словарь

Каменский Василий Васильевич — Василий Васильевич Каменский (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе [1], по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми 11 ноября 1961, Москва) русский поэт футурист, один из первых русских авиаторов.… … Википедия

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич — (1884—1961), русский советский поэт. Один из первых рус. пилотов (1910—11). Поэтич. сб. «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль веснеянки» (1918), «И это есть » (1927), «Сарынь на кичку» … Литературный энциклопедический словарь

Каменский, Василий Васильевич — (05(17).04.1884, близ Перми 11.11.1961, Москва) поэт. Род. в семье служащего. Окончил реальное уч ще. В 1897 1902 служил конторщиком в бухгалтерии Перм. ж. д., 1902 04 актер провинциальных театров, 1904 05 таксировщик на товарной ст. в Нижнем… … Уральская историческая энциклопедия

Василий Васильевич Каменский — (5 (17) апреля 1884 близ Сарапула на пароходе [1], по другим сведениям 14 апреля того же года, на пароходе на реке Каме близ Перми 11 ноября 1961, Москва) русский поэт футурист, один из первых русских авиаторов. Содержание 1 Биография … Википедия

Биография Василия Каменского

Василий Васильевич Каменский – русский поэт-футурист, прозаик, художник, один из первых русских авиаторов – родился 5 (17) апреля 1884 года на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом.

Отец, Василий Филиппович Каменский, был смотрителем золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему ещё не было и пяти лет, он потерял родителей, и воспитывался в семье тётки Александры Гавриловны Трущовой, сестры матери. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с группой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 приехал в Москву. В следующем году сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

Как художник Каменский работал с 1909 (выставка «Импрессионисты»), затем «Треугольник» (Петербург, 1910). В 1913 он устроил выставку современной живописи в Перми. В 1914 на выставке «№ 4» (Москва) представил свои «железобетонные поэмы», являющие собой синтез изобразительной графики и слова. Принимал участие и в последних выставках футуристов («Выставка картин левых течений» и «0.10» (Петроград, 1915), «Бубновый валет» (Москва, 1917).

В 1911 ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пути побывал в Лондоне и Вене.

Читайте также  Краткая биография калидаса

Также учился в варшавской лётной школе «Авиата» у Харитона Славороссова. Новаторское стихотворение «Танго с коровами» он посвятил своему учителю: «С оловянным веселием смотрим мы на судьбу. Мы — Открыватели Стран — Завоеватели Воздуха…». Василий под руководством своего опытного инструктора успешно сдал экзамен на звание пилота: «Я расцеловал своего учителя Славороссова, как готов был расцеловать весь мир». Затем недолгое время Каменский был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI».

После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 Каменский жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка.

В 1913 переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений.

В 1916 жил в селе Кичкилейка под Пензой, где написал здесь несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», а также вместе с инженерами А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 — в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ». В революционные годы пользовалась популярностью его пьеса «Степан Разин», поставленная в 1918 в театре им. Комиссаржевской, в 1919 в Киеве режиссёром Марджановым, в 1924 в московском театре Революции. Работал с В. Э. Мейерхольдом и М. В. Ковалем.

В 1930-х написал мемуары (впервые книга издана в 1968). Большим успехом в СССР пользовалась патриотическая поэма Каменского «Емельян Пугачёв» (1931). Мариан Коваль положил её в основу либретто одноимённой оперы (Кировский театр, 1942), которая была удостоена Сталинской премии (1943).

С конца 1930-х Каменский тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). Подружился с В. Чкаловым. 19 апреля 1948 поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

Василий Васильевич Каменский умер 11 ноября 1961 года в Москве.

Урна с прахом В. В. Каменского — в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Произведения:
Землянка (1910, повесть)
Нагой среди одетых (1914, сборник «Железнобетонных поэм», вместе с Андреем Кравцовым)
Танго с коровами (1914, сборник стихов)
Девушки босиком (1916, сборник стихов)
Стенька Разин (1916, роман) — в 1918 издан под названием «Степан Разин»
Звучаль веснянки (1918, стихи)
Сердце народное — Стенька Разин (1918)
Его-моя биография Великого Футуриста (1918)
Семья Грибушиных. Сценарий к фильму (1923)
27 приключений Харта Джойса (1924, роман)
Пушкин и Дантес (1926, пьеса)
Путь энтузиаста (1931)
Емельян Пугачёв (1931, поэма)
Иван Болотников (1934, поэма)
Уральские поэмы (1934, сборник)
Три поэмы (1935)
Родина счастья (1937)
Могущество (1938, роман в стихах)
Жизнь с Маяковским (1940, воспоминания)

Биография Каменского Василия Васильевича

Василий Васильевич Каменский (17 (29) апреля 1884, на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом, — 11 ноября 1961, Москва) — русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери — Евстолии Гаврииловны — Гавриил Серебренников. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему ещё не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой — Григорий Семенович Трущов — служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна»[2], где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пути побывал в Лондоне и Вене.

Также учился в варшавской лётной школе «Авиата» у Харитона Славороссова. Новаторское стихотворение «Танго с коровами» он посвятил своему учителю: «С оловянным веселием смотрим мы на судьбу. Мы — Открыватели Стран — Завоеватели Воздуха…». В автобиографическом романе «Путь энтузиаста» он писал: «Среди авиаторов — Славороссов — самый замечательный… самый талантливый рекордист… Славороссова я избрал своим учителем-инструктором… В глазах — взлетающие аппараты. В ушах — музыка моторов. В носу — запах бензина и отработанного масла, в карманах изолировочные ленты. В мечтах — будущие полёты». «Славороссов и я были особыми музыкантами циркового стиля: он прекрасно играл на одной струне, натянутой на палку через сигарную коробку, а я — на гармошке, с которой не разлучался. Вообще авиаторы на земле веселились, как школьники, но едва прикасались к аэроплану — наступало перерождение: лица отражали сосредоточенную волю, короткие движения — решительность, скупые, спокойные слова — хладнокровие, выдержку». Василий под руководством своего опытного инструктора успешно сдал экзамен на звание пилота: «Я расцеловал своего учителя Славороссова, как готов был расцеловать весь мир».

«Славороссов собирался… на заграничные соревнования и потому летом тренировался, как дьявол, забираясь под облака… Весной „на прощанье“ мы со Славороссовым устроили „открытие весеннего авиационного сезона“, собрав массу зрителей. На другой день телеграммы всех газет России извещали о „замечательных по красоте и смелости“ наших полётах. Да, это были действительно, исключительного мастерства полёты Славороссова, ну, а я тянулся за ним, как мальчик за папой».

Затем недолгое время Каменский был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Не все знают, но именно он, Василий Каменский, впервые ввел в обиход столь привычное нам сегодня слово «самолёт». До Каменского летательные аппараты называли лишь «аэропланами».

После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, Каменский жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка.

Биография Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský, 1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.

Детство

Ян Коменский родился 28 марта в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.

Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.

Юность

После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.

Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.

После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.

Создание педагогических трудов

С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.

Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Читайте также  Краткая биография мериме

Личная жизнь

Работая школьным учителем в городе Пшерове, Ян Амос Коменский знакомится со своей первой женой Магдалиной, падчерицей бургомистра. Через год у пары рождается двое детей, но в 1622 году чума уносит жизни жены и обоих детей, в результате чего Ян остается один.

Спустя два года, Ян влюбляется в дочь епископа Марию, но, к сожалению, и она вскоре умирает, снова оставляя несчастного мужчину в полном одиночестве. А в 1649 году Коменский женится в третий раз. Теперь уже на Яне Гаюсовой. На этот раз счастливая пара проводит вместе всю оставшуюся жизнь.

Его-твоя биография Василия Каменского – маэстро футуризма

Василий Васильевич Каменский родился 5 апреля 1884 года (17 апреля по старому стилю), в селе Боровское Пермской губернии. Рано оставшись сиротой, Василия взяла на воспитание тетя по маме, Александра Гавриловна Трущева. Муж Александры Гавриловны работал у известных пермских пароходчиков Любимовых. В 1900 году, из-за смерти главы семьи, Григория Семеновича Трущева, Василий Каменский был вынужден пойти работать конторщиком.

К 16 годам Василий успел закончить 2 класса церковно приходской школы, а в 1900 году проходил обучение в пермском училище. Во время учебы увлекся русской литературой, любил читать Пушкина, Некрасова, Лермонтова и Гоголя. После стал увлекаться чтением приключенческого жанра: Фенимором Купером, Майн Ридом и Жюлем Верном. Также, в годы ранней юности любил гулять по Каме, рыбачить и проводить время в компании сверстников.

Фотография Василия Каменского 1901-1902 год.

Трудовую деятельность начал в главной бухгалтерии Пермской железной дороги. Вскоре, после начала работы, стал печататься в пермской периодике. Первая статья «В народной столовой» вышла под псевдонимом «Посетитель – ский» в газете «Пермский край». В это же время Василий Каменский серьезно увлекается театром. Так начинается новый этап жизни будущего столпа футуризма.

Из Перми в Петербург

В 1902 году, Василий Каменский, вместе с одной из театральных групп уезжает в гастроли по империи. В это время он совершает путешествие по России и знакомится со Всеволодом Мейрхольдом, выступавшим в то время на юге России. В 1903 году, благодаря одному из своих знакомых, Василий Каменский совершает путешествие в Турцию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. По возвращению из Турции, он пытается начать актерскую карьеру, однако по совету своего друга Мейрхольда, бросает эти попытки. В 1904 году возвращается в Пермь.

Из Перми, Каменский уезжает на работу в город Нижний Тагил. Здесь он снова работает на железной дороге. Однако революция 1905 года сильно поменяла его жизнь. Василий организует забастовку в одном из цехов, за это его посадили в нижнетагильскую тюрьму. Из Нижнего Тагила Василия Каменского переправляют в одиночную камеру нижнетурьинской тюрьма. Из-за ужасных условий содержания он объявил голодовку, которая сильно подорвала здоровье. В 1906 году, больного Каменского выпустили из тюрьмы, и он дал соглашение на подписку о невыезде.

Каменский не соблюдает подписку и тайно уезжает сначала в Пермь, а затем в Севастополь. Из Севастополя он совершает путешествие по тогдашней Персии и уже знакомой ему Турции. В конце 1906 года Василий Каменский вернулся в Россию, после чего едет прямо в Санкт-Петербург. Здесь он сдает экзамен на курс гимназии и поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы. Начинается столичный этап жизни поэта. В это время он увлекает живописью, которая стала одной из его отдушин.

Каменский – небо перед литературой

В 1910 году Василий Каменский выпускает повесть «Землянка». Это было его первое литературное произведение. Оно было положительно встречено критиками и это дало толчок для его дальнейшего творчества. В 1911 году Каменский уезжает заграницу. Он посещает Лондон и Берлин, а во Франции покупает аэроплан Блерио 11. Так начинается одна из самых ярких страниц его биографии.

Василий Каменский в самолете “Блерио 11”. Термин “Самолет” придумал именно Каменский.

Летом 1911 года Василий Каменский привозит свой аэроплан в Пермь, где совершает показательные полеты. Это был первый полет летательного аппарата такого класса над Пермской губернией. Во время одного из полетов он попал в аварию, в результате чего аэроплан некоторое время ремонтировали. Осенью 1911 года Каменский оказывается в Варшаве, где учится в летной школе «Авиата» у одного из лучших авиаторов того времени Харитона Славороссова.

29 апреля 1912 года недолгая карьера одного из первых русских авиаторов завершилась. Василий Каменский совершал показательное выступление в польском городе Ченстохов. Из-за стоявшей непогоды он сомневался в целесообразности полета, однако публика, купившая билеты на представление, требовала взлета. Тогда Каменский решился лететь. Из-за сильного порыва при взлете самолет не смог набрать высоту и рухнул вниз.

Танцуя «Танго с коровами»

Василий Каменский получает сильные травмы и врачи сильно опасались за его жизнь. Но он выжил, и уезжает сначала в Пермь, а затем в Москву. Начинается становление Каменского как поэта. Во время лечения от травм, в 1912 году, Каменский поселяется в деревне Каменка, в 50 верстах от Перми. Здесь он отдыхает от городской суеты и старается создать свой новый неповторимый литературный стиль.

портрет Каменского кисти его близкого друга – Давида Бурлюка.

Осенью 1913 года Каменский оказывается в Москве. Он знакомится с Владимиром Маяковским и течением кубофутуристов. Его идеи оказали огромное влияние на творчество. Футуристы отказывались от передачи традиционных поэтических форм. Главное для них было не создание правильных словесных конструкций, а передача через слова общей «идеи». Упрощая композицию стихотворения, футуристы передавали через стих созвучное его названию комбинацию слов и рисунков.

Это был настоящий прорыв в области литературы. Футуристы выступали как провокаторы и ниспровергатели старых порядков. Большое количество людей было недовольно их творчеством. Однако вдумчивый человек увидит в их стихах не только попытку «нанести пощечину» устоявшимся традициям, но необычайную мелодичность и стройность. Футуристы передали красоту звуков и смогли облачить поэзию в четкую конструкцию слов.

Каменский, безусловно, являлся одним из самых видных представителей футуристов. Наряду с Маяковским и Хлебниковым, он был самым читаемым поэтом-футуристом. Его сборники стихов «Танго с коровами», «Девушки босиком», поэма «Стенька Разин» имели оглушительный успех. Он был одним из тех, кто создавал и направлял культурную жизнь 1913-1917 годов. В 1917 году происходит Октябрьская революция, которую Василий Каменский встретил с восторгом.

После революции – поэт, агитатор, сценарист и писатель

В годы Гражданской войны Каменский активно работал как агитатор и культработник. Он ставит свою пьесу «Стенька Разин» в различных театрах, а также издает одно из самых интересных произведений: «Его – моя биография великого футуриста». В 1920 году Каменский активно участвует в культурной жизни родной Перми, а также работает вместе с близким себе по духу художником Субботиным-Пермяком.

Дом поэта Василия Каменского в Троице. Фото 1940 года. Поднятый флаг означает, что поэт находится дома.

В 1923 году по сценарию Каменского ставится один из первых советских фильмов – «Семья Грибушиных». Фильм вышел 1 апреля 1923 года и рассказывал о жизни пермской семьи Грибушиных в период НЭПа. Это была драма о столкновении двух миров (старой и новой России), а также вечной борьбы «отцов и сыновей». К сожалению, до наших дней, фильм не сохранился.

В 20-е годы происходит становление Каменского как писателя. Он пишет такие произведение как «Пушкин и Дантес», «Лето на Каменке. Записки охотника», «27 приключений Харта Джойса». Эти произведение не получили достаточного признания, однако безусловно они заслуживают знакомство с широким кругом читателей. Интересный факт – произведения Каменского издавали не только в СССР, но и европейские издательства для эмигрантов.

Оборот книги “Пушкин и Дантес” Василия Каменского, изданной в Берлине в 1928 году.

В 30-е годы поэт поселяет в селе Троица, находившимся в 30 километрах от Перми. Он окунается в культурную жизнь Прикамья. В это время Каменский является одним из самых значимых уральских писателей. В Троице имя Каменского присвоено местной школе, «Василий Каменский» называется один из камских пароходов. Однако во второй половине 30-х годов он попал в опалу. Начинается полная сложностей жизнь.

Василий Каменский в своем кабинете. Фото конца 30-х годов XX века.

Однако уже в 1939 году, он, один из первых литераторов, получил орден «Знак Почета». В 1940 году выходит последнее произведение Каменского «Жизнь с Маяковским». Тогда же, он совершает путешествие по Украине. С 1941 года Василий Каменский вновь включается в культурную жизнь страны как агитатор. В это время он работает над новыми произведениями, однако из-за болезни вынужден много времени проводить в больнице.

Единственная мемориальная доска, посвященная Василию Каменскому. Находится на здании дома-музея в Троице.

В честь 60-летнего юбилея Василий Каменский награжден своим вторым орденом – Трудовым Красным Знаменем. В это время он находился на лечении в Батуми. В 1951 году поэт переезжает из Троицы в Москву. Последние 10 лет жизни прошли в столице. Василий Каменский скончался 11 ноября 1961 года, на 77 году жизни. Урна с прахом поэта и авиатора стоит в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Память о Василии Каменском

В первой половине XX века Василий Каменский был одной из значительных фигур в культурном пространстве нашей Родины. Его стихи печатали в газетах и журналах, сборники стихов выходили многотысячными тиражами. К сожалению, во второй половине XX века, Василий Каменский известен гораздо меньшему числу людей. Причина этого – не столько в отсутствие «настоящего смысла» в его стихах, а скорее в том, что не всегда современный человек может понять необычайную мелодичность и новаторство его произведений.

Интерьер кабинета Василия Каменского. Экспозиция дома-музея поэта.

Каменский как писатель или драматург, также мало знаком широкому кругу читателей. Однако безусловным является то, что его книги заслуживают больших тиражов и переизданий. Каменский – крупнейший пермский поэт и писатель, глыба, так до конца не изученная со всех сторон. И то, что мы узнаем о нем в современных статьях и заметках – лишь маленькая верхушка айсберга.

Портрет Василия Каменскому на одном из домов улицы, названной в честь поэта.

В поселке Троица находится дом-музей Василия Каменского. В нем можно познакомиться с биографией художника, узнать малоизвестные факты и увидеть этапы жизненного пути. В микрорайоне Парковой находится улица в честь поэта-футуриста, а на одном из зданий этой улицы нарисован гигантский стрит-арт. На нем представлен портрет художника, а также обложка одной из его книг. Надеемся, что сбудется то время, когда в Перми откроют памятник своему талантливому поэту, который посвятил Прикамью немало стихов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: