Краткая биография кантемир

КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ

КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ — светлейший князь, российский государственный деятель, дипломат, тайный советник, поэт, переводчик.

Из ро­да Кан­те­ми­ров. Сын Д. К. Кан­те­ми­ра. По­лу­чил бле­стя­щее для сво­его вре­ме­ни до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Изу­чал ис­то­рию, древнегреческий, ла­тин­ский, итальянский, французский и русский язы­ки. Учи­те­ля­ми Кантемира бы­ли его отец, а так­же грек А. Кон­дои­ди, не­мец И. Г. Фок­ке­родт и вы­пу­ск­ник Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии И. Ю. Иль­ин­ский. Под влия­ни­ем по­след­не­го Кантемир в 1725 году пе­ре­вёл с ла­ты­ни про­из­ве­де­ние ви­зантийского учё­но­го XII века К. Ма­нас­сии «Си­ноп­сис ис­то­ри­че­ская», а так­же со­ста­вил свой пер­вый труд — «Сим­фо­нию на Псал­тырь» (ал­фа­вит­ный ука­за­тель к сти­хам из псал­мов; 1727 год). С 1722 года на служ­бе в лейб-гвардии Пре­об­ра­жен­ском пол­ку. Вме­сте с от­цом уча­ст­во­вал в Пер­сид­ском по­хо­де 1722-1723 годов. В 1724 году учил­ся в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии. В 1726-1727 годах слу­шал кур­сы фи­ло­со­фии и ма­те­ма­ти­ки у про­фес­со­ров Х. Ф. Грос­са и Ф. Х. Май­е­ра, а так­же ал­геб­ры и ас­тро­но­мии — у Г. Гюйс­се­на в Ака­де­ми­че­ском уни­вер­сите­те при Пе­тербургской АН. Пе­ре­вёл с французского языка: «Не­кое италь­ян­ское пись­мо, со­дер­жа­щее опи­са­ние Па­ри­жа и фран­цу­зов» (1726 год), «Таб­ли­ца Ке­би­ка — фи­ло­со­фа» (1729 год) и др. Раз­де­ляя идеи пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, сбли­зил­ся с ар­хи­епикопом Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем, во­шёл в т. н. учё­ную дру­жи­ну.

На­строе­ния «дру­жи­ны» на­шли от­ра­же­ние в пер­вых на­пи­сан­ных на русский язык по клас­сическим об­раз­цам Го­ра­ция и Н. Буа­ло сти­хотворных са­ти­рах Кантемира. Из 8 са­тир Кантемира пер­вые 5 на­пи­са­ны в Рос­сии в 1729-1731 годах и позд­нее силь­но пе­ре­ра­бо­та­ны, 6-8-я — в Па­ри­же в 1738-1739 годах (впер­вые из­да­ны на русском языке в 1762 году, до это­го вы­хо­ди­ли во французском пе­ре­во­де в 1749 году, в не­мец­ком — в 1752 году). При­пи­сы­вае­мая Кантемиру 9-я са­ти­ра (издана в 1858 году) ему не при­над­ле­жит. Две пер­вые са­ти­ры («На ху­ля­щих уче­ния» и «На за­висть и гор­дость дво­рян зло­нрав­ных») от­ли­ча­ют­ся изо­би­ли­ем зло­бо­днев­ных по­ли­тических ал­лю­зий, ан­ти­кле­ри­каль­ной на­прав­лен­но­стью, рез­кой кри­ти­кой до­пет­ров­ской ста­ри­ны. В них ав­тор осу­ж­дал дей­ст­вия тех пред­ста­ви­те­лей цер­ков­ных и свет­ских кру­гов, которые пы­тались по­сле смер­ти императора Пет­ра I пре­пят­ст­во­вать рас­про­стра­не­нию на­учных зна­ний в Рос­сии.

Рас­смат­ри­вая пет­ров­скую Та­бель о ран­гах 1722 года, Кантемир от­стаи­вал идею фи­зического ра­вен­ст­ва лю­дей и вне­со­слов­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. 3-я са­ти­ра («О раз­ли­чии стра­стей че­ло­ве­че­ских»), прак­ти­че­ски ли­шён­ная по­ли­тического под­тек­ста, в ду­хе Фео­фра­ста и Ж. де Лаб­рюй­е­ра пред­став­ля­ет кар­ти­ну нра­вов, раз­вёр­ну­тую в че­ре­де пер­со­на­жей, оли­це­тво­ряю­щих об­ще­че­ло­ве­че­ские по­ро­ки. Са­ти­ры, на­пи­сан­ные Кантемиром в Па­ри­же («О ис­тин­ном бла­жен­ст­ве», «О вос­пи­та­нии», «На бес­стыд­ную на­халь­чи­вость»), пред­став­ля­ют со­бой пре­имущественно мо­раль­но-фи­лософские рас­су­ж­де­ния, в ко­то­рых оп­ти­ми­стичные воз­зре­ния ран­них про­све­ти­те­лей на че­ло­ве­че­скую при­ро­ду (Дж. Лок­ка и др.) кор­рек­ти­ру­ют­ся пес­си­ми­стичной нрав­ст­вен­ной фи­ло­со­фи­ей ан­тич­но­го стои­циз­ма. При­су­щие сти­лю са­тир слож­ный, ино­гда ла­ти­ни­зи­ро­ван­ный син­так­сис и сво­бод­ное сме­ше­ние цер­ков­но­сла­вян­ской и про­сто­реч­ной лек­си­ки — ре­зуль­тат стрем­ле­ния Кантемира к соз­да­нию осо­бо­го по­этического язы­ка, рав­но про­ти­во­пос­тав­лен­но­го язы­ку цер­ков­ной книж­но­сти и соб­ст­вен­но жи­вой ре­чи (литературно-тео­ре­тические воз­зре­ния Кантемира из­ло­же­ны им в «Пись­ме Ха­ри­то­на Ма­кен­ти­на к при­яте­лю о сло­же­нии сти­хов рус­ских», 1742 год, издано в 1744 году).

В 1730 году Кантемир пе­ре­вёл с французского языка трак­тат Б. Фон­те­не­ля «Раз­го­во­ры о мно­же­ст­ве ми­ров» (опубликован в 1740 году), в ко­то­ром в по­пу­ляр­ной фор­ме от­стаи­ва­лась ге­лио­цен­три­че­ская сис­те­ма ми­ра (смотрите Николай Коперник). Пе­ре­вод кни­ги и при­ме­ча­ния к ней, мно­гие из ко­то­рых во­шли в ра­бо­ту «О при­ро­де и че­ло­ве­ке» (1743 год), име­ли не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние для раз­ра­бот­ки русской на­учной тер­ми­но­ло­гии. В начале 1730-х годов Кантемир ра­бо­тал над по­эмой «Пет­ри­да, или Опи­са­ние сти­хо­твор­ное смер­ти Пет­ра Ве­ли­ко­го» (не окон­че­на; издана в 1859 году). Осо­бое ме­сто в твор­че­ской дея­тель­но­сти Кантемира за­ни­ма­ло из­да­ние на­учного на­сле­дия его от­ца. На свои сред­ст­ва Кантемир опуб­ли­ко­вал в Лон­до­не фун­даментальный труд от­ца «Ис­то­рия воз­вы­ше­ния и упад­ка От­то­ман­ской Пор­ты» (т. 1-2; на английском языке из­дан в Лон­до­не в 1734-1735 годах, на французском языке — в Па­ри­же в 1743 году, на немецком языке — в Гам­бур­ге в 1755 году). Кантемир яв­лял­ся сто­рон­ни­ком ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, раз­де­лял идеа­лы про­све­ти­те­лей. От­стаи­вал идею ра­вен­ст­ва лю­дей пе­ред за­ко­ном и су­дом. Счи­тал, что все лю­ди ро­ж­да­ют­ся рав­ны­ми, что ха­рак­тер че­ло­ве­ка не за­ви­сит от при­ро­ды, его фор­ми­ру­ет вос­пи­та­ние.

По­сле смер­ти императора Пет­ра II (1730 год) Кантемир вы­сту­пил про­тив­ни­ком «за­тей­ки» вер­хов­ни­ков, сто­рон­ни­ком са­мо­дер­жав­ной вла­сти. Со­дей­ст­во­вал вос­ше­ст­вию на пре­стол императрицы Ан­ны Ива­нов­ны (уча­ст­во­вал в со­став­ле­нии и ре­дак­ти­ро­ва­нии тек­ста об­ра­ще­ния дворянства к Ан­не Ива­нов­не о вос­ста­нов­ле­нии са­мо­дер­жа­вия).

В 1731-1733 годах ре­зи­дент, за­тем пол­но­моч­ный министр (до 1738 года) в Лон­до­не; вёл пе­ре­го­во­ры о при­зна­нии английским дво­ром императорского ти­ту­ла Ан­ны Ива­нов­ны и на­зна­че­нии английского по­сла в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В хо­де борь­бы за Поль­ское на­след­ст­во (1733-1735 годы) спо­соб­ст­во­вал из­бра­нию на ко­ро­лев­ский пре­стол Ав­гу­ста III. При по­сред­ни­че­ст­ве Кантемира в 1734 году ме­ж­ду Рос­си­ей и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей был под­пи­сан тор­го­вый до­го­вор. По­ми­мо ди­пло­ма­тической служ­бы, Кантемир по за­да­нию Пе­тербургской Академии наук при­об­ре­тал кни­ги, ма­те­ма­тические, фи­зические и ас­тро­но­мические при­бо­ры, при­гла­шал на ра­бо­ту в Академию наук ев­ропейских учё­ных.

Пол­но­моч­ный министр (1738 год), чрез­вы­чай­ный по­сол (1739-1744 годы) в Па­ри­же. Там он по­зна­ко­мил­ся с Ш. Л. Мон­тес­кьё и пе­ре­вёл на русский язык его «Пер­сид­ские пись­ма» (пе­ре­вод не сохранился). На­хо­дил­ся в пе­ре­пис­ке с Воль­те­ром и др. фи­ло­со­фа­ми и ли­те­ра­то­ра­ми французского Про­све­ще­ния. Кантемир взял на се­бя ор­га­ни­за­цию кон­так­тов ме­ж­ду Пе­тербургской Академией наук и Французской ака­де­ми­ей. За­ку­пал и пе­ре­сы­лал в Санкт-Пе­тер­бург кни­ги французских ав­то­ров, гео­гра­фические и морские кар­ты, пла­ны ев­ропейских го­ро­дов и кре­по­стей. Спо­соб­ст­во­вал из­да­нию в Гаа­ге тра­ге­дии П. Мо­ра­на «Мен­ши­ков» (1739 год). Пе­ре­вёл на русский язык 22 по­сла­ния Го­ра­ция (час­тич­но из­да­ны в 1744 году; полное издание — 1867 год) и 55 сти­хо­тво­ре­ний Анак­ре­он­та (1736 год, изданы в 1867 году), под­го­то­вил к пе­ча­ти собственные про­из­ве­де­ния, снаб­див их ком­мен­та­рия­ми (из­да­но с пре­дисловием И. С. Бар­ко­ва).

Был по­хо­ро­нен в Па­ри­же, в 1745 году на сред­ст­ва се­ст­ры М. Д. Кан­те­мир пе­ре­за­хо­ро­нен в се­мей­ной усы­паль­ни­це в церкви Свя­тых Кон­стан­ти­на и Еле­ны Ни­ко­ла­ев­ско­го греческого монастыря в Мо­ск­ве (в 1935 году мо­на­стырь вме­сте с усы­паль­ни­цей был раз­ру­шен).

Иллюстрация:

А. Д. Кан­те­мир. Гравюра И. Вагнера (1738) с портрета работы художника Дж. Аликони (1735). Лондон. Архив БРЭ.

Сочинения:

Со­чи­не­ния, пись­ма и из­бран­ные пе­ре­во­ды. СПб., 1867–1868. Т. 1–2;

Антиох Дмитриевич Кантемир — краткая биография

ФИО: Кантемир Антиох Дмитриевич
Дата рождения: 21 сентября 1708 г.
Место рождения: Яссы, Румыния
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Поэт-сатирик, дипломат
Дата смерти: 11 апреля 1744 г. (35 лет)

Детство и юность А. Д. Кантемира

Антиох Дмитриевич Кантемир – автор, с именем которого ассоциируется XVIII век русской литературы. Однако в своих произведениях (“Эпиграмма II (автор о себе)”) Кантемир подчеркивал “нерусскость” своего происхождения, и на то были причины.

А. Д. Кантемир был младшим сыном князя Дмитрия Кантемира, представителя аристократической и влиятельной молдавской семьи: их род восходил к Тамерлану. Мать Кантемира – гречанка Кассандра Кантакузен – дочь бывшего правителя Валахии. Антиох родился 10 сентября 1709 года в Константинополе. Дмитрий поддерживал Петра I в его намерении укрепиться на Балканах, что впоследствии помогло ему заручиться поддержкой императора.

Отец — Дмитрий Константинович Кантемир

В 1711 году семья Кантемира переселилась в Россию, где глава семейства получил титул князя и земли на Украине. В 1713 году Антиох потерял мать, а в 1721 году после Персидского похода умер отец будущего писателя. С этого момента началась самостоятельная жизнь Кантемира.

Молодой Антиох Кантемир

Хронология событий

  1. 1724 – Антиох Кантемир обращается к императору с просьбой об отправке за границу на обучение за казенный счет. Не получает ответа.
  2. 1726 – становится студентом Академического университета в Петербурге.
  3. 1727 – вынужденно поступает на военную службу в Преображенском полку, так как его брат Константин завладел всем наследством отца, который завещал, что оставит все имущество тому из сыновей, кто больше всего проявит расположение к занятию наукой, имея в виду Антиоха. Константин незаконно присвоил все наследство себе в обход завещания, оставив Кантемира без средств к существованию. Также в этом году состоялась публикация первой книги Кантемира “Симфония на Псалтырь”.
  4. 1729 – публикация первой сатиры “На хулящих учение”, в которой Антиох Кантемир высмеивает страх перед новым, осуждает предрассудки. Вслед за этой сатирой – написание второй “На зависть и гордость дворян злонравных”, посвященной теме обличения дворянских пороков. Также в этой сатире он затрагивает тему природного равенства всех людей, настаивая на том, что дворянам необходимо быть полезными обществу, заниматься образованием, какой-то деятельностью.
  5. 25 февраля 1730 – написал и зачитал императрице Анне Иоанновне прошение от лица дворянства порвать кондиции, по которым власть переходила к двум князьям – Голицыным и Долгоруким. Анна Иоанновна, поддерживаемая гвардией, выступила на стороне дворянского протеста, прислушавшись к Кантемиру.
  6. 1730 – работа над переводом трактата французского ученого Б. Фонтенеля “Разговоры о множестве миров”, который посвящен распространению гелиоцентрической модели мира. Эта работа положила начало разработке русской научной терминологии. Также в этом году писатель создает третью сатиру “О различии страстей человеческих”.
  7. 1731 – оказывается на дипломатическом поприще в Лондоне. Сначала работает как резидент, а затем в должности полномочного министра. Создает четвертую сатиру “О опасности сатирических сочинений”, в которой он осознает свой нравственный долг как писателя.
  8. 1734–35 – продвигается по дипломатической службе, содействует в избрании на королевский престол в Польше Августа III. В 1734 году способствует заключению выгодного торгового договора между Россией и Великобританией.
  9. 1737 – написание пятой сатиры “На человеческие злонравия вообще”, в которой подвергает осмеиванию человеческие пристрастия и грехи.
  10. 1738 – Кантемир работает сначала полномочным министром, а затем чрезвычайным послом в Париже. Там же знакомится с французским философом Ш. Л. Монтескьё и переводит на русский язык его сатирический роман “Персидские письма”. Завершает работу над шестой сатирой “О истинном блаженстве”, в которой рассуждает о счастье в уединении, тихой и спокойной жизни.
  11. 1739 – работа над завершающими его творчество сатирами “О воспитании”, “На бесстыдную нахальчивость”.
  12. 1741 – вершина дипломатической карьеры. Кантемир получает чин тайного советника.
  13. 1743 – участие в дискуссиях о методах стихосложения. В России в то время активно развивалась реформа русского стиха, направленная на переход от силлабической системы стихосложения к силлабо-тонической. Кантемир в “Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских” отстаивает принципы силлабического стихосложения.
  14. 31 марта 1744 – скончался в Париже.
  15. 1745 – перезахоронен в Москве в семейной усыпальнице в соборе Московского Никольского греческого монастыря. В 1935 году этот монастырь вместе с усыпальницей был разрушен для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. В Государственный исторический музей поступило обращение с просьбой вывезти останки первого российского сатирика на другое кладбище, но на письмо была наложена резолюция. Таким образом, захоронение писателя оказалось утрачено.
Читайте также  Краткая биография гелиодор

Антиох Кантемир. Портрет худ. Якопо Амигони, 1735 г.

Личная жизнь

Существует версия, что князь А. М. Черкасский, представитель богатейшего дворянского рода, собирался выдать свою дочь Варвару Алексеевну за Кантемира. Сам Антиох тоже был не против этой женитьбы, однако в 1740 году князь Черкасский получил титул канцлера Российской Империи. Это вынудило писателя отказаться от помолвки, так как такой высокий пост тестя заставил бы Кантемира посвятить все время политике и лишил бы его возможности заниматься литературой и наукой. Более ничего о личной жизни сатирика не известно.

Роль А. Д. Кантемира в истории

Критик В. Г. Белинский начинает историю светской русской литературы с Кантемира. Он первым ввел в словесность сатирический обличительный жанр, а его сатира была направлена на современную русскую действительность. Своим творчеством писатель пропагандировал утверждение положительных идеалов, распространение новых взглядов на жизнь, обратил внимание на неестественность крепостного права для гуманной человеческой природы. Жизнь в России можно и нужно изменять к лучшему путем просвещения и воспитания в людях граждан.

Антиох Дмитриевич Кантемир

Новой чертой в русской литературе стало то, что сам автор, смеющийся над пороком, не причастен к тому, что он высмеивает. Субъект и объект смеха разделены.

Кантемир остался в истории как успешный дипломат, который смог закрепить роль Российской Империи на европейской арене. Кантемир смог убедить лидеров европейских государств в том, что европеизм России не случаен, тем самым ему удалось завоевать доверие к Российской Империи как к союзнику на поле внешней политики.

Кантемир Антиох Дмитриевич

Антио́х Дми́триевич Кантеми́р, князь (10 (21) сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта (11 апреля) 1744, Париж) — знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат своего времени, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).

Младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. По матери он потомок византийских императоров. В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной своей фамилии (Кантемир означает либо родственник Тимура — предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, — либо кровь-железо; в любом случае татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно).

Содержание

Жизнь

Родился в Молдавии, которую семья Кантемира покинула в 1711 году после захвата турками и переместилась в Россию, где его отец получил княжеский титул.

Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. В 18 лет Кантемир был избран в Российскую Академию Наук. На тринадцатом году жизни он потерял отца, который в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причём он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».

Кантемир принимал участие в событиях, приведших к воцарению императрицы Анны Иоанновны. Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.

1 января 1732 Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Кантемир скончался 31 марта (11 апреля) 1744 в Париже и погребен в Московском Никольском греческом монастыре. Ныне места его захоронения не существует, так как в 30-е годы XX века монастырь был взорван, а его прах никто не выкупил (в отличие от праха его отца, Димитрия Кантемира, который выкупило в 1936 году румынское правительство).

Литературная деятельность

Ранние произведения

Литературная деятельность Кантемира началась в середине 20-х годов. Он пишет любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.

В 1727 году юный Кантемир публикует первую свою книгу, весьма полезную и поныне для всех интересующихся церковнославянским языком: « Сѷмфѡnía , илѝ Согла́сіе, на б[о]годухнове́нную кни́гу ѱалмѡ́въ Ц[а]ря̀ и Проро́ка Д[а]в[í]да », в которой для каждого слова из церковнославянской Псалтири выписаны все (если их не чрезвычайно много) случаи его употребления с указанием номеров псалма и стиха. Книга посвящена императрице Екатерине I, которая весьма способствовала её изданию. В предисловии Кантемир говорит так: «Трудок бо сей прилежности паче, неже остроумия указанием есть; и который, разве что бл[а]гочестнаго предвосприятия, и зеленеющагося, в немже написася, и с[вя]щенных писаний рачителнаго возраста лепотством приукрашается… Сочинися аки бы сам собою, за частое в с[вя]щенных псалмопениих упражнение…» Позже по образцу данной книги подобные росписи слов были сделаны другими авторами и для некоторых других частей церковнославянской Библии, хотя полностью эта работа в докомпьютерное время завершена не была.

Сатиры

В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.

Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Перевод Фонтенеля

1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три) но и перевёл книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности».

Стихотворения

Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причём, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский «гражданин» возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа», что «не прям будучи, прямо все говорит знаю», и что «много дум исправил я, уча правду ложно».

Стихосложение Кантемира

В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после работы Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) постепенно уступил место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.

Библиография

К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П. А. Ефремова, приложена биография Кантемира, составленная Стоюниным. Имеется обстоятельная критическая статья о Кантемире Дудышкина, помещённая в «Современнике» (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытка самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского: «А. Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф. Ф. Павленкова) и «Родоначальник нашей обличительной литературы» («Исторический Вестник», март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) «Satires du pr. Cantemir», 1746) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).

В 2004 опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.

Сочинения

  • Собрание стихотворений. — Л.: «Советский писатель», 1956.

Антиох Кантемир в искусстве

  • Антиох Кантемир является одним из героев исторического романа Валентина Пикуля«Слово и Дело».

Ссылки

  • Антиох Дмитриевич Кантемир (Самая большая подборка на тему 100 великих)
  • Манькова Л. В. Дипломат, поэт, ученый
  • Растягаев А. В.Диалог традиций в писательской практике Кантемира. — 2009. — № 5 — Филология.
  • Родословная светлейшего князя Антиоха Дмитриевича Кантемира
Читайте также  Краткая биография катаев

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кантемир Антиох Константинович
  • Кантемир Д.

Смотреть что такое «Кантемир Антиох Дмитриевич» в других словарях:

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич — [10(21) сент. 1708 – 31 марта (11 апр.) 1744 ] – рус. писатель сатирик, распространитель филос. знаний в России; дипломат. Род. в Константинополе, сын Д. Кантемира. Получил разностороннее образование. Принадлежал к т.н. ученой дружине ,… … Философская энциклопедия

Кантемир Антиох Дмитриевич — [10 (21) IX 1709, Константинополь – 31 III (11 IV) 1744, Париж; похоронен в московском Николаевском греч. м ре (могила не сохр.)], князь, младший сын молд. кн. Д. К. Кантемира (1673–1723), ученого энциклопедиста, члена Берлинской академии наук, и … Словарь русского языка XVIII века

Кантемир Антиох Дмитриевич — [10(21).9.1708, Константинополь, ‒ 31.3(11.4).1744, Париж], русский поэт сатирик, дипломат. Сын молдавского господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел несколькими языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю… … Большая советская энциклопедия

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич — (1708 44) князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры … Большой Энциклопедический словарь

Кантемир, Антиох Дмитриевич — КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708 44), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д.К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кантемир, Антиох Дмитриевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Кантемир (значения). Антиох Кантемир Antioh Cantemir … Википедия

Кантемир Антиох Дмитриевич — (1708 1744), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. * * * КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708 1744), князь,… … Энциклопедический словарь

Кантемир Антиох Дмитриевич — Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября… … Биографический словарь

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич — (10(21)09.1708, Константинополь 31.03(11.04). 1744, Париж) писатель и философ. Род. в семье молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича К., к рый в 1711 г., спасаясь от турецкого султана, вместе со своей семьей бежал в Россию, где стал … Русская Философия. Энциклопедия

Кантемир Антиох Дмитриевич — (1708, Константинополь 1744, Париж), поэт просветитель, переводчик, дипломат. По отцу, согласно одной из версий, потомок Тамерлана («Кан Тимур» «родственник Тимура»), по матери Кантакузин, из рода византийских императоров. Сын князя Дмитрия… … Москва (энциклопедия)

Антиох Кантемир: биография. Произведения Антиоха Дмитриевича Кантемира

Антиох Дмитриевич Кантемир — один из ярких деятелей культуры силлабической эпохи (период расцвета литературы до проведения реформ Ломоносовым). Он был всесторонне развитой личностью, занимался не только литературной, но также и политической деятельностью: занимал дипломатические должности при Екатерине I. Давайте познакомимся ближе с его творчеством и биографией.

Антиох Кантемир: краткая биография

Родился Антиох в 1708 году, в княжеской семье, имеющей румынские корни. Его отец, Дмитрий Константинович, был правителем Молдавского княжества, а мать, Кассандра, принадлежала к древнему и знатному роду Кантакузинов. Он родился и провел первые годы жизни в Константинополе (нынешний Стамбул), а весной 1712 года семья переехала в Российскую империю.

В семье Антиох Кантемир был самым младшим. Всего было 6 детей: 4 сыновей и 2 дочери (Мария, Смарагда, Матвей, Сергей, Константин и Антиох). Все они получили прекрасное домашнее образование, однако только наш герой воспользовался возможностями и продолжил обучение в Греко-Славянской Академии. Благодаря усердию и тяге к знаниям князь Антиох Кантемир стал одним из самых просвещенных и передовых людей 18-го века!

После окончания учебы молодой Антиох поступил на службу в Преображенский полк, и в очень скором времени дослужился до прапорщика. В эти же годы (1726-1728 гг.) он посещал университетские лекции Бернулли и Гросса в Российской Академии Наук.

Первые произведения писателя

Начало творческого пути писателя пришлось на те годы, когда в обществе наблюдалась болезненная реакция на приостановление реформ Петра I. Сам Антиох был приверженцем петровских преданий, поэтому в 1727 году он примкнул к группе лиц, во главе которой стоял Феофан Прокопович. На его произведения оказали огромное влияние именно эти общественные настроения.

Самая первая его работа была написана как практическое руководство к библейским стихам и псалмам, называлась она «Симфонией на Псалтирь». В 1726 году он преподнес свою рукопись Екатерине I в знак уважения и почтения. Царице весьма понравились его изречения, и рукопись напечатали тиражом более 1000 экземпляров.

Самая известная книга Кантемира

Чуть позже он начал переводить различные зарубежные произведения, в основном, — это переводы с французского. Самая известная работа, утвердившего его как отличного переводчика — это перевод Фонтенеля. Антиох Кантемир не только выполнил грамотный пересказ книги «Разговоры о многообразии миров», но также и дополнил каждый ее раздел собственными мыслями и комментариями. Несмотря на актуальность книги во многих европейских странах, в России его труды были запрещены императрицей, потому как, якобы, противоречили основам нравственности и религии.

Антиох Кантемир: произведения сатиры

Антиох считается основоположником такого вида литературы, как сатира. Его первые стихосложения обличали хулителей наук. Одной из самых известных работ является «На хулящих учения. К уму своего», в этом произведении он с иронией отзывается о тех, кто считает себя «мудрецами», но «В златоусте не уразумеют».

Самый расцвет его творческой деятельности пришелся на 1727-1730 годы. В 1729 году им была создана целая серия сатирических стихосложений. Всего он написал 9 сатир, вот самые известные из них:

  • «На зависть дворян злоенравных» — насмехается над дворянами, которые успели потерять свое изначальное благонравие и сильно отстали от культуры.
  • «О различии страстей человеческих» — это было своего рода посланием к архиепискому Новгородскому, в котором обличались все грехи и страсти высокопоставленных церковных служителей.
  • «О истинном блаженстве» — в этом произведении писатель Антиох Дмитриевич Кантемир рассуждает над извечными вопросами бытия и дает ответ «только тот блажен в сей жизни, кто малым довольствуется и живет в тишине».

Особенность произведений

Во многом сатирические произведения князя были обусловлены его личными убеждениями. Князь Антиох Кантемир был настолько предан России и любил русский народ, что главной его целью было сделать все для их благополучия. Он симпатизировал всем реформам Петра I, а самого царя бесконечно уважал за его старания в развитии просвещения. Все его мысли открыто изложены в его произведениях. Главная особенность его стихов и басен заключается в мягкости обличений, его произведения лишены грубости и полны грустных сопережеваний об упадке многих начинаний великого Петра I.

Некоторые отмечают, что Антиох Кантемир, биография которого также связана с государственной деятельностью, смог создать настолько глубокие политические сатиры только благодаря опыту работы послом в Англии. Именно там он приобрел большие знания об устройстве государства, познакомился с произведениями великих западных просветителей: творчество Горация, Ювенала, Буало и Персия оказали огромное влияние на его произведения.

Государственная деятельность Антиоха Кантемира

Кантемир Антиох Дмитриевич (биография которого тесно переплетена с переломными моментами в истории Российской империи) был сторонником реформ Петра I, поэтому в 1731 году он выступил против законопроекта, который предлагал присвоить дворянам политические права. Однако он пользовался благосклонностью императрицы Анны Иоанновны, она во многом способствовала распространению его произведений.

Несмотря на молодость, Антиох Кантемир смог добиться больших успехов в государственных делах. Именно он помог императрице занять ее законное место, когда представители Верховного Совета планировали устроить переворот. Антиох Кантемир собрал много подписей офицеров и прочих служащих разных чинов, а затем лично сопровождал Трубецкого и Черкасского во дворец императрицы. За свои заслуги он был щедро одарен денежными средствами и назначен дипломатическим послом в Англии.

Дипломатические ранги

В начале 1732 года в возрасте 23-х лет он отправился в Лондон, чтобы исполнять обязанности дипломатического резидента. Несмотря на незнание языка и отсутствие опыта, он смог добиться больших достижений в отстаивании интересов Российской империи. Сами англичане отзываются о нем, как о честном и высоконравственном политике. Интересный факт: он был самым первым российским послом в западной стране.

Должность посла в Англии послужила ему хорошей дипломатической школой, и после 6 лет службы в Лондоне, он был переведен во Францию. Ему удалось выстроить хорошие отношения со многими французскими деятелями: Мопертюи, Монтескье и др.

1735-1740-е годы были очень тяжелыми в русско-французских отношениях, возникали различные противоречия, но благодаря стараниям Кантемира, многие вопросы были решены мирными переговорами.

Судьба произведений

Всего он написал около 150 произведений, среди которых есть и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы, оды и переводы с французского языка. Они сохранились по сей день, однако несколько его крупных переводов были утеряны. Есть подозрения, что они были уничтожены умышленно.

Например, до сих пор неизвестна судьба рукописей «Эпиктет», «Персидские письма», а также многих других переводов статей с французского языка на русский.

Некоторые свои произведения Антиох Кантемир подписывал под именем Харитон Макентин, что является анаграммой его имени и фамилии. Он гордился своими трудами, однако они не увидели свет: были утеряны, практически, все страницы рукописей.

Его литературное наследие составляет более полторы сотни произведений, среди которых 9 сатирических стихосложений, 5 песен (оды), 6 басен, 15 эпиграмм (3 из которых называются «Автор о себе», и представляют собой три части единого произведения), около 50 переводов, 2-3 крупных перевода произведений с французского языка, авторы которых были современниками Кантемира.

Какой вклад внес Антиох в русскую литературу?

Его значение в истории развития и становления древнерусской, да и современной литературы, сложно переоценить. Ведь вопросы, поднимаемые в его произведениях, актуальны и по сей день: обращение к служителям власти, неправомерные действия чиновников и их членов семьи и т. д. Кантемир является праотцом такого вида литературы, как сатира. Может возникнуть вопрос, чем же мог быть недоволен титулованный князь, и для чего же он писал сатиру? Ответ находится в его трудах, в которых он признается, что только истинное чувство гражданина придает ему смелости писать столь пронзительные сатирические произведения. Кстати, слово «гражданин» придумал именно сам Кантемир!

Читайте также  Краткая биография верн

Должность посла в Париже отрицательно сказалась на его здоровье, которое и без того было слабым по причине перенесенной в детстве болезни — оспы. К сожалению, Кантемиру пришлось испытать долгую и мучительную смерть. Он умер в Париже, в 1744 году в возрасте 37 лет. Погребен в Никольском Греческом монастыре, который находится в Москве.

Краткая биография кантемир

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708/1744) — русский поэт и дипломат, просветитель-рационалист. Был одним из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Наиболее известное произведение Кантемира — «Сатиры» (1729/1731).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 120.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708—1744) — поэт, переводчик, дипломат. Сын господаря (правителя) Молдавии Д. К. Кантемира, который во время Прутского похода 1711 г. переселился в Россию и стал сподвижником Петра I. Вместе с Ф. Прокоповичем, В. Н. Татищевым выступил против «верховников». Посол России в Лондоне, Париже, где и умер. Автор и переводчик теоретических трактатов, поэм, басен, песен, эпиграмм. В историю русской литературы вошел как основоположник стихотворной сатиры.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 214.

Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) — знаменитый русский ученый, сатирик, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича, и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ — к счастью. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира как общественного деятеля и писателя. Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра, Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчается против «дворян злонравных» и против невежественных представителей церкви. Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны, зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству), Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим. 1 января 1732 г. Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России он участия более не принимал, состоя первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Литературная деятельность Кантемира началась очень рано. Уже в 1726 г. появилась его «Симфония на Псалтирь», составленная в подражание такому же труду Ильинского: «На четвероевангелие». В том же году Кантемир переводит с французского «Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов» — книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам. В 1729 г. Кантемир переводит философский разговор: «Таблица Кевика — философа», в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, столь восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между ними самый тесный союз. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой. Первое место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от самого народа. Купечество думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние. Администрация по большей части продажна. Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации: вчера еще «Макар всем болваном казался», а сегодня он временщик, и картина сразу изменяется. Сатирик наш обращается со словом горькой правды и к представителям власти. «Мало-ж пользует тебя звать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же равнишься псарским». Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что «чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит». Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя «гражданином» (это великое слово им впервые введено в нашу литературу) и глубоко сознает «гражданский» долг. Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3), но и перевел книгу Фонтенеля: «Разговоры о множестве миров», снабдив ее подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности». Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме: «На Эзопа», что «не прям будучи, прямо все говорит знаю» и что «много дум исправил я, уча правду ложно». После переезда за границу Кантемир, за исключением разве первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII), предрешая, до известной степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы «правда цвела в пользу люду», чтобы «страсти не качали весов» правосудия, чтобы «слезы бедных не падали на землю» и усматривающего «собственную пользу в общей пользе» (письмо к князю Н. Ю. Трубецкому). Он переводил и современных ему писателей (например «Персидские письма» Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились. В письме о «сложении стихов русских» он высказывается против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому языку. Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием: «Письма о природе и человеке», проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре.

Литература:

Вдовина Л.Н. Поэт, переводчик, дипломат (Энциклопедический словарь Русской цивилизации).

Сухарева О.В. Переводчик, дипломат, тайный советник (Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005).

Шикман А.П. Писатель и дипломат (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Панибратцев А.В. Русский поэт и дипломат, философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Панибратцев А. В. Писатель и философ (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Юровская Е.Е. Его дипломатическая переписка содержат серьезный анализ внешней и внутренней политики европейских государств (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС. 1965).

Один из основоположников русского классицизма (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Антиох Дмитриевич КАНТЕМИР.

Сочинения:

Сочинения, письма и избр. переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, под ред. П. А. Ефремова, т. 1—2. СПб., 1867—68;

Собр. стихотворений. Л., 1956.

Майков Л. Н. (сост.), Мат-лы для биографии Кантемира, СПБ, 1903 (Письма Кантемира).

Литература:

Бобынэ Г. Е. Философские воззрения Антиоха Кантемира. Кишинев. 1981;

Радовский М. И. Антиох Кантемири Петербургская Академия наук. М,—Л., 1959;

Grasshoff Н. A. D. Kantemirund Westeuropa. В., 1966.

Сементковский Р.И.А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893;

Кумок М.В. Российский посланник в Англии А.Д. Кантемир // Вопросы истории. 1987. N 2.

Александренко В. И., Рус. дипломатич. агенты в Лондоне в XVIII в., Варшава, 1897;

Благой Д. Д., История рус. лит-ры XVIII в., 4 изд., М., 1960;

Плеханов Г. В., Собр. соч., т. 21, М.-Л., 1921;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: