Краткая биография кольцов

Воронежский поэт-прасол, поэт -мещанин - Алексей Кольцов, биография которого была трагичной и короткой, сумел открыть новую страницу в русской поэзии, воссоздавая в своих талантливых и задушевных стихах мир народной песни. Имя Кольцова сегодня увековечено в названиях улиц и населенных пунктов, а памятники воронежскому поэту имеются во многих городах, в том числе, в Москве и Воронеже.

Краткая биография кольцов

Воронежский поэт Алексей Кольцов: краткая биография

Ни одному литератору обучение в школе и диплом о высшем образовании еще не помешали. Но, в крайнем случае, талант может обойтись и без этого. Это положение успешно доказал воронежский поэт Алексей Кольцов. Биография его не содержит сведений об окончании университетов и получении дипломов, а вот творчество самородка высокообразованные современники оценивали весьма высоко.

Русский поэт Алексей Кольцов (15.10.1809-29.10.1842 гг.)

Семья Алексея Кольцова

Судьба Кольцова оказалась не самой счастливой, и не задалась она с самого начала. Ему довелось родиться в семье, где поэтам не место.

Алексей Васильевич Кольцов появился на свет 3 (15) октября 1809 года в Воронеже. Профессия его отца в то время в Российской империи называлась «прасол» – Василий Петрович Кольцов занимался перегонкой гуртов скота и оптовой торговлей живностью.

Семья не была бедной, но проблема была не в материальной, а в моральной стороне вопроса. Отец семейства пользовался доброй славой среди прочих купцов. На практике это означало то, что его интересовал исключительно «бизнес». Выходец из крестьян, Василий Петрович демонстративно гордился отсутствием образования (дескать, и без книжек в люди выбился), а дома был жестким авторитарным тираном, считавшим себя вправе полностью распоряжаться домочадцами. Его супруга, Прасковья Ивановна, была женщиной доброй, но совершенно безграмотной. Она считала поведение мужа единственно правильным.

Родители Кольцова: Прасковья Ивановна и Василий Петрович

В семье Алексей не имел сверстников. Одна из сестер была на несколько лет старше, а другие сестры и брат — значительно моложе. И он оказался совершенно одиноким в семье – никто не разделял его увлечений и не поддерживал начинаний.

Алешу дома кое-как научили читать и писать. В 1820 году он поступил сразу во 2-й класс уездного училища. Правда, учиться там ему пришлось менее двух лет, и его друг, критик В.Г. Белинский позже отмечал явное отсутствие в Алексее Кольцове даже признаков систематического образования (а Белинский к нему очень хорошо относился!). Отец забрал сына из училища, решив, что для подсчета выручки полученного образования сыну хватит. А собственные вкусы Алексея его нимало не беспокоили.

Сын-бунтовщик

Между тем, короткого школьного периода хватило Алексею Кольцову для того, чтобы пристраститься к чтению и познакомиться с людьми, разделяющими такие же интересы. И, подчинившись отцу и занимаясь малоинтересными ему торговыми делами, Алексей не пожелал отказаться от своих увлечений.

Молодой Алексей Кольцов в кругу семьи

Его поддержал приятель, сын купца Варгина, не разделявшего взглядов Василия Петровича Кольцова на образование, и имевшего небольшую личную библиотеку. Сын разрешил товарищу пользоваться ею, а потом завещал ему свои книги (Варгин-младший умер молодым).

Помог юноше и крупный воронежский книготорговец Дмитрий Кашкин. Он держал в своем доме нечто вроде литературного клуба, и в течение 5 лет разрешал Кольцову бесплатно пользоваться своей личной (весьма богатой) библиотекой. Немало дала Кольцову дружба с семинаристом Андреем Сребрянским – позже он оставил семинарию, учился в университете и сумел заинтересовать друга философией.

Вопреки политике семьи, будущий поэт Алексей Кольцов и сам покупал книги. Он тратил на них средства, выдаваемые на развлечения и сладости. Таким путем в его руки попал поэтический сборник И. Дмитриева, сделавший его поэтом.

Рождение таланта

Когда это произошло, Кольцову было около 16 лет. Он оказался под таким сильным впечатлением, что начал активно изучать творения других поэтов, а также сам попытался создавать нечто подобное. Никаких знаний по теории и методике стихосложения у него не было, и условий для творчества тоже. Писать приходилось чуть ли не в седле, наблюдая за гуртами скота.

Первые стихи Кольцова были явно подражательскими – он пытался «повторять» своего любимого Дмитриева, а также Дельвига, Жуковского и Пушкина. Но природный вкус позволил ему и на таких сочинениях отточить стиль и проявить свою одаренность. Вероятно, первым пробу пера молодого поэта оценил все тот же Дмитрий Кашкин.

Белинский и Кольцов, критик и поэт

В 1830 году воронежского поэта впервые напечатали. Правда, узнать, что опубликованы произведения именно Кольцова, было непросто – их, без указания авторства, разместил в своем сборнике некто В.И. Сухачев. Но в том же году молодого литератора посетила и удача – среди покупателей скота оказалась богатая дворянская семья Станкевичей. Так поэт-самородок познакомился с Николаем Владимировичем Станкевичем – историком, философом, общественным деятелем, заметной персоной в литературных кругах.

Станкевич получил сильное впечатление от знакомства с Алексеем Кольцовым, и немедленно принял меры – опубликовал в 1831 году подборку его стихотворений в «Литературной газете», с указанием имени автора и со своим благожелательным предисловием (а это кое-что значило в глазах читающей публики). Кроме того, он ввел Кольцова (бывавшего в столице по торговым делам) в круг московских и петербургских литераторов. Несколько лет постоянных наездов в Москву и Петербург изменили творческую судьбу Кольцова и заметно повлияли на его биографию.

Алексей Кольцов читает стихи в гостиной у Плетнева

Вокруг Станкевича группировался целый кружок (в него входил и Белинский, и так познакомились будущие друзья). Его участники все отнеслись к Кольцову с уважением и интересом. Они способствовали публикации его стихотворений в нескольких популярных изданиях («Телескопе», «Молве» и других), а в 1835 году нашли средства для издания отдельного небольшого сборника поэта.

Творчество Алексея Кольцова полностью базировалось на фольклорной основе, у него были примитивные рифмы (а иногда вовсе рифм не было), но в его стихах отображалась особая моральная чистота человека, готового довольствоваться малым. Не будучи крестьянином, Кольцов отразил в своих произведениях мировоззрение лучшей части русского крестьянства. И «великие» (хорошо образованные, влиятельные литераторы из высших слоев) сумели понять и оценить его талант и личность. Кольцов был в хороших отношениях с Одоевским, Жуковским, Пушкиным. Александр Сергеевич обеспечил Кольцову публикацию в «Современнике». Литераторы даже прозвали любимую воронежским поэтом пятисложную строку «кольцовской».

Кольцов и Пушкин, Жуковский и Кольцов (фрагменты картин)

На родине его тоже оценили. После столичных публикаций в губернии выяснили, что у них появилась знаменитость – поэт Алексей Кольцов. Воронеж был горд известностью земляка, а местный губернатор стал почитателем его творчества. После того, как в 1837 году в город приехал Жуковский (в качестве учителя совершающего «воспитательное путешествие» наследника престола) и много общался с Кольцовым, престиж поэта в глазах земляков уже не вызывал сомнений.

Судьба воронежского поэта

Но получилось так, что краткая биография Кольцова оказалась насыщенной неудачами. Стихотворения, пусть и напечатанные, и одобренные мэтрами литературы, не имели никакого значения в глазах властного отца. Василия Петровича интересовал только заработок, а его-то сын в дом не приносил. Мало того, в 1840 году он завершил деловые предприятия в столице с явным убытком, и глава семейства был в бешенстве.

Не везло Алексею Кольцову и в личном плане. В молодости он влюбился в Дуняшу — девушку крестьянского происхождения, бывшую служанкой в их доме. Но глава семейства вновь решил все по-своему. Не желая «мезальянса», он во время очередной поездки сына силком выдал служанку замуж за донского казака из отдаленной станицы. Склонный к рукоприкладству муж возлюбленной поэта вскоре насмерть забил несчастную женщину. Вернувшийся домой Алексей был поставлен перед фактом и тяжело воспринял случившееся, едва не умерев от сразившей его горячки. Тоска по Дуне вдохновила Кольцова на создание ряда стихотворений.

Незадолго до собственной смерти Алексей Васильевич повстречал другую любовь – купеческую вдову Варвару Лебедеву. Голубоглазую брюнетку с тонкой талией он считал воплощенным совершенством и тратил на нее последние деньги, усугубляя отношения со своим отцом. Но вскоре Варвара уехала из Воронежа, став содержанкой офицера.

Ко всему этому добавились серьезные проблемы со здоровьем. Чахотка мучила поэта в течение года. Отец отнесся к неожиданной напасти равнодушно и не желал давать денег на лекарства. Лишь мать и приходящий к Кольцову доктор относились к нему с сочувствием. 29 октября (10 ноября) 1842 года «поэт-мещанин», «поэт-прасол» Кольцов Алексей Васильевич умер тихо и незаметно.

Творческое бессмертие

Могила Алексея Кольцова ныне расположена в так называемом Литературном некрополе — на небольшом по площади участке, оставшемся от Митрофаньевского кладбища, снесенного в советские годы. На памятнике неверно указана дата смерти – 19 октября вместо 29-го.

Читайте также  Краткая биография фраерман

Первое надгробие на могиле А.В. Кольцова, гравюра

В.Г. Белинский позаботился о том, чтобы осуществить посмертное издание произведений друга и написал к нему пространное предисловие, в котором назвал автора гениальным (а Белинский не был склонен разбрасываться этим словом).

Биография поэта в советские годы стала основой двух художественных фильмов — «Песня о Кольцове» (1959) и «На заре туманной юности» (1997). Именем поэта назван городской театр драмы в столице Черноземья. В настоящее время в Воронеже установлены два памятника поэту — бюст работы А.А. Кюи (один из первых российских памятников литераторам) в Кольцовском сквере и десятиметровый гранитный монумент на улице Кольцовской, выполненный И.А. Савичевым.

Панихида у памятника Кольцову на Митрофаньевском кладбище

Но настоящий памятник воронежский поэт воздвиг себе собственными задушевными и талантливыми стихами-песнями, под впечатлением которых находились многие поэты: Некрасов, Фет, Твардовский, Исаковский, Рубцов, Фатьянов и другие. Источники вдохновения находили в поэзии Алексея Кольцова и более ста русских композиторов (Глинка, Варламов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Рахманинов, Даргомыжский, Балакирев), сочинивших около семисот романсов и песен на его стихи.

В поэзии Кольцова со всей полнотой художественности литературного творчества, свойственной фольклору, воссоздается мир русской народной песни. При этом песни Кольцова не имеют прототипов среди известных фольклорных текстов. Поэт, живший с народом одной жизнью, сам творил в народном духе.

Поэта уже не спросишь, как он относится к своей посмертной славе. Конечно, было бы лучше, если бы талант смог подарить ему более долгую и более счастливую жизнь. Но сколько несчастливых людей было способны только жаловаться на судьбу! А Кольцов вместо этого открывал новую страницу в русской поэзии.

Краткая биография: Кольцов Алексей Васильевич

Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова, прасола — скупщика и торговца скотом, слывшего по всей округе честным партером и строгим домохозяином. Не ограничиваясь прасольством, он арендовал земли для посева хлебов, скупал леса на сруб, торговал дровами, занимался садоводством. С детских лет он определил сыну торговое поприще: Кольцов служил при отце сначала мальцом, потом молодцом, а в зрелые годы — приказчиком и помощником. Приходилось Кольцову вникать изнутри в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика такая жизнь воспитала широту души и многосторонность интересов, непосредственное знание деревенского быта, крестьянского труда и народной культуры.
С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Проучился он в нем один год и четыре месяца: из второго класса отец взял его в помощники. Но страсть к чтению, любовь к книге уже проснулась в мальчике: сначала это были сказки и лубочные издания, покупаемые у коробейников, потом — библиотечка в 70 книг у приятеля по училищу, сына воронежского купца, — арабские сказки, книги русских писателей XVIII века.
В 1825 году Кольцов купил на базаре сборник стихов И.И.Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с его русскими песнями — «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи, уверенный в том, что все стихи — песни, что все они поются, а не читаются. К этому времени судьба свела его с воронежским книготорговцем Д.А.Кашкиным, человеком образованным и умным, любящим русскую словесность. Кашкин поощряет юного поэта, снабжает его руководством по составлению стихов «Русская просодия», дает советы, правит его поэтические опыты, но главное — разрешает пользоваться своей библиотекой. В лавке Кашкина Кольцов знакомится с поэзией Ломоносова, Державина, Мерзлякова, Дельвига и Пушкина. Юношеские опыты Кольцова еще очень литературны и вторичны, написаны в подражание популярной тогда сентиментально-романтической поэзии. Однако проблески самобытного дарования ощутимы в «Путнике» и особенно в «Ночлеге чумаков».
К началу 1830-х годов Кольцов становится известным в культурном кругу провинциального Воронежа «поэтом-прасолом», «самоучкой», «стихотворцем-мещанином». Он сближается с Андреем Порфирьевичем Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов, автором популярной некогда студенческой песни «Быстры, как волны, дни нашей жизни». Серебрянский относится к другу серьезно, помогает ему словом и делом. Он же прививает Кольцову вкус к философскому самообразованию, знакомит с профессорами семинарии. Появляются стихи — предвестники будущих «дум» — «Великая тайна», «Божий мир», «Молитва».
В 1827 году, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и душевной кротости. Кольцов страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу в отдаленную казацкую станицу. Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пускается в степь на поиски невесты, оказавшиеся безрезультатными. Неутешное свое горе Кольцов выплакал в стихах «Первая любовь», «Измена суженой», «Последняя борьба» и особенно в проникновенной «Разлуке», положенной на музыку А.Гурилевым и ставшей популярным романсом.
В 1831 году Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н.В.Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» была опубликована «русская песня» «Кольцо», а в 1835 году на собранные по подписке среди московских друзей деньги Станкевич издает первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», принесший поэту славу в среде столичных литераторов.
Знакомство со Станкевичем открыло Кольцову доступ в московские и петербургские литературные салоны. В 1831 году он приезжает в Москву по торговым делам отца и сходится с членами филосовского кружка Станкевича, студентами Московского университета, в том числе с Белинским, а в Петербурге сближается с Жуковским, Вяземским, Крыловым. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство с Пушкиным и беседы с ним на литературные темы. Потрясенный безвременной кончиной поэта Кольцов посвящает его памяти стихотворение «Лес» (1837), в котором через эпический образ русской природы передает богатырскую мощь и национальное величие поэтического гения Пушкина.
Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми, рекомендуя использовать их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел.
В 1838 году он охотно отпускает сына в Петербург, где Кольцов посещает театры, увлекается музыкой и философией, тесно сближается с Белинским. Под влиянием критика он обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». В этот период происходит стремительный интеллектуальный рост Кольцова, достигает расцвета его поэтический талант
В сентябре 1840 года Кольцов совершает последнюю поездку в столицу, чтобы закончить две тяжбы и продать в Москве два гурта быков. Но торговое усердие оставляет его. В Петербурге он останавливается у Белинского, вызывая у великого критика искренне восхищение глубиною таланта, острым умом и широтою натуры.
Невыгодно завершив свои торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается в Воронеж к разгневанному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает у отца упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры. В семейный конфликт втягивается некогда близкая к поэту и любимая им сестра Анисья. Драму довершает скоротечная чахотка, которая сводит Кольцова в могилу 10 ноября 1842 года, 33-х лет от роду.

Кольцов, Алексей

Кольцов Алексей Васильевич

Алексе́й Васи́льевич Кольцо́в ( 3 (15) октября 1809 ( 18091015 ) , Воронеж — 29 октября (10 ноября) 1842, Воронеж) — русский поэт и купец.

Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в семье купца-прасола Василия Петровича Кольцова (1775—1852). В 1818 году Алексей поступает в Воронежское уездное училище, но через два года покидает его, чтобы помогать отцу. Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота.

В 1825 году он написал первое стихотворение — «Три видения», которое впоследствии уничтожил.

В 1827 году знакомится с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником.

Первое значительное появление его творчество в печати произошло в 1831 году, когда Станкевич, московский поэт, с которым Кольцов познакомился в 1830 г., опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году — выход первого сборника стихотворений. По делам отца путешествовал в Петербург и Москву, где подружился с Белинским, который оказал на него большое влияние, а также с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».

Читайте также  Краткая биография эрдман

Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали песнями на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и других.

Отец постоянно и жестоко контролировал жизнь Кольцова, подавляя его творчество и личную жизнь. В результате депрессии и длительной чахотки, Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 г. Похоронен в Воронеже.

Содержание

Память

В Воронеже именем Кольцова названы театр сквер, гимназия и улица в Воронеже. В Кольцовском сквере в 1868 году поэту установлен памятник.

Адреса в Санкт-Петербурге

1840 год — квартира В. Г. Белинского в доходном доме Алексеева — В.О., 6-я линия, д. 53.

Избранные цитаты

Ссылки

  • Алексей Кольцов Стихи
  • Алексей Кольцов стихи в Антологии русской поэзии
  • Кольцов на Стихии
  • На могиле Кольцова восстановлен крест
  • Виктор Хохряков читает стихи Алексея Кольцова

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кольцо тьмы
  • Кольцов, Михаил

Смотреть что такое «Кольцов, Алексей» в других словарях:

Кольцов, Алексей Васильевич — Алексей Кольцов Литография Кирилла Горбунова Имя при рождении: Алексей Васильевич Кольцов Дата рождени … Википедия

Кольцов, Алексей Васильевич — «поэт прасол», «художник русской песни», один из любимейших поэтов русской школы, род. 3 октября 1809 г. в г. Воронеже, ум. там же 29 октября 1842 г. Отец его, Василий Петрович, воронежский мещанин прасол, торговал скотом;… … Большая биографическая энциклопедия

Кольцов Алексей Васильевич — Алексей Васильевич Кольцов Литография Кирилла Горбунова Имя при рождении: Кольцов Алексей Васильевич Дата рождения: 3 (15) октября 1809 Место рождения: Воронеж, Российская империя Дата смерти: 29 октября ( … Википедия

Кольцов Алексей Васильевич — знаменитый народный поэт. Родился 3 октября 1809 года, в зажиточной мещанской семье города Воронежа. Отец его был прасол, торговавший скотом человек умный, энергичный, оборотливый. Мать Кольцова была женщина добрая, но совсем необразованная, даже … Биографический словарь

Кольцов Алексей Васильевич — (1809 42), рус. поэт. С кон. 30 х гг., наряду с Л., один из осн. авторов «ОЗ». По свидетельству современников, К. и Л. не встречались, хотя имели обширный круг общих знакомых (В. Г. Белинский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, В … Лермонтовская энциклопедия

Кольцов Алексей Васильевич — [3(15).10.1809, Воронеж, ‒ 29.10(10.11).1842, там же], русский поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца ‒ перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах.… … Большая советская энциклопедия

Кольцов Алексей Васильевич — (1809—1842), поэт. В Петербург приезжал в 1836, 1838 и 1840. В числе его петербургских знакомых — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, А. А. Краевский, И. А. Крылов, И. С. Тургенев, А. Г. Венецианов и др. Незабываемой для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич — (1809 42) русский поэт. Стихи о деревенской жизни, радости труда и общения с природой ( Не шуми ты, рожь , 1831; Песня пахаря , 1831; Косарь , 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку. Стихотворение Лес (1837)… … Большой Энциклопедический словарь

Кольцов Алексей Васильевич — (1809 1842), поэт. В Петербург приезжал в 1836, 1838 и 1840. В числе его петербургских знакомых В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, А. А. Краевский, И. А. Крылов, И. С. Тургенев, А. Г. Венецианов и др. Незабываемой для К.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Кольцов Алексей Васильевич — (1809 1842), русский поэт. Стихи о деревенской жизни, радости труда и общения с природой («Не шуми ты, рожь», 1831; «Песня пахаря», 1831; «Косарь», 1836) близки по своей поэтике народным песням; многие положены на музыку. Стихотворение «Лес»… … Энциклопедический словарь

Алексей Васильевич Кольцов

Фото Все

Видео Все

Утраченные миры: поэт Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)

Поэт Алексей Кольцов 1809-1842

Алексей Кольцов. «Блажен Муж» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Алексей Кольцов — биография

Алексей Кольцов – русский поэт начала 19 века. В его произведениях впервые лирическим героем стал крестьянин со своими печалями и радостями. Творчество Кольцова высоко ценил А.С. Пушкин. Любимый стихотворный размер поэта получил название в литературоведении «кольцовский пятисложник».

Детство и юность

Кольцов родился в семье зажиточного мещанина в Воронеже осенью 1809 года. Отец будущего поэта Василий Петрович имел суровый нрав. Грубость крестьянина перемешивалась в нем с гордыней мещанина. Отец Кольцова зарабатывал на жизнь перегонкой рогатого скота и торговлей. Мать Прасковья Ивановна была неграмотной. Родители поэта прожили долгую жизнь – больше 75 лет. Сколько всего у них было детей – точно неизвестно.

Алексей поступил в уездное училище, где очень полюбил читать. Его патриархальные родственники считали чтение и писательство баловством. Они полагали, что такие занятия больше подходят дворянскому сословию, а не тем, кому приходится самим зарабатывать на жизнь. Спустя полтора года отец посчитал, что полученных знаний из грамматики и арифметики Алексею достаточно, и привез сына домой.

Портрет Алексея Кольцова в детстве

Но Кольцов казался чужим в своей семье, а все свободное время он отдавал чтению. У его друга, сына купца Варгина была неплохая библиотека. Кроме того, Алексей тратил на книги все карманные деньги, выдаваемые отцом. Торговец книгами Кашкин, пораженный такой любовью к чтению у воронежского мальчика, давал ему читать книги из своей лавки бесплатно. Самыми любимыми у Кольцова стали восточные сказки «Тысяча и одна ночь» и стихи поэта Ивана Дмитриева.

Алексей начал писать стихи в шестнадцатилетнем возрасте. Позже он признавался известному критику Белинскому в том, как его потрясло, когда он смог выразить свои чувства в поэтических строках. В первый раз это произошло в жаркую южную ночь. Кольцов не мог заснуть от множества мыслей и эмоций, терзавших его ум и душу. Внезапно в его голове слова стали складываться в рифмы. С этого момента началась творческая биография крестьянского поэта.

Но Кольцову не хватало знаний и литературного опыта. Ему очень помог студент Андрей Серебрянский, который редактировал стихи Алексея, давал советы, а неудачные вирши просто советовал уничтожить. Затем литературным наставником Кольцова стал профессор Вельяминов, преподававший в воронежской семинарии. В это время начинающий поэт знакомится с неким Сухачевым, который издал некоторые стихи Кольцова под своим именем. Но в Воронеже многим уже были известны произведения талантливого автора, и разоблачить проходимца не составило труда.

Творчество

Кольцов никогда не писал специально для детской аудитории, но его стихи о природе включены во многие хрестоматии для маленьких читателей. Чаще всего поэт писал о тяжелых или грустных моментах. Например, в его стихотворениях «Молитва» и «Могила» сквозит глубокая печаль.

В начале своего творчества Алексей подражал любимым поэтам Дельвигу, Жуковскому, и особенно Пушкину. Но его авторская лирика чудесным образом была похожа на народную фольклорную поэзию. Кольцов любил использовать связки слов («степь-трава», «грусть-тоска», «воет-завывает»), которые часто присутствуют в русских народных песнях. Благодаря этому приему его стихи становились очень напевными, не зря многие из них превратились в песни.

Алексей Кольцов с Пушкиным

Самыми удачными считаются стихи Кольцова, посвященные тяжелому крестьянскому труду («Урожай», «Косарь» и «Не шуми ты, рожь»). В простой и безыскусной поэзии автора-самоучки рифмы зачастую были примитивно-глагольными, а иногда и вовсе отсутствовали. Но стихи Кольцова высоко ценил сам Пушкин. Он считал воронежского поэта истинным самородком, и даже принимал его у себя в Петербурге в 1836 году. А любимый стихотворный размер Алексея теперь в литературоведении называется «пятисложником Кольцова».

Личная жизнь

В отличие от литературной личная жизнь Алексея Кольцова стала довольно драматичной. В 18 лет он полюбил крепостную девушку Дуню. Но во время отсутствия сына его отец выдал Дуняшу замуж за простого казака. Он мечтал, чтобы Алексей взял в жены девушку купеческого сословия – выгодную партию для продолжения семейного дела. После возвращения Кольцов стал искать любимую, но оказалось, что Дуня погибла из-за побоев злого мужа. Эта трагедия очень повлияла на последующее творчество Алексея.

Читайте также  Краткая биография роттердамский

В конце жизни поэт увлекся Варварой Лебедевой. Молодая купеческая вдова была очень хороша собой. При темном цвете волос у нее были голубые глаза. Кольцов посвятил красавице стихотворение «Последний поцелуй». Но Варвара быстро поняла, что у Алексея почти нет своих средств, а отец давать ему деньги перестал. Она стала содержанкой офицера, и вместе с ним уехала из города.

Кончина поэта

После очередной любовной драмы у Алексея обострился туберкулез. При этом семья о нем почти не заботилась. Отец отказывался оплачивать лечение, а сестра в это время готовилась к свадьбе. В доме стоял постоянный шум и беготня подружек невесты.

Только мать переживала о состоянии Алексея, да еще медик Малышев старался, как мог облегчить страдания поэта из сочувствия к его таланту. Скончался Кольцов в 1842 году в возрасте 33 лет.

Память о Кольцове

О жизни поэта снято два художественных фильма. Картина «Песня о Кольцове» вышла в 1959 году, а фильм «На заре туманной юности» зрители увидели в 1997 году. В родном городе самобытного автора Воронеже установлены два монумента. Скульптура, разработанная А.А.Кюи, стала одним из первых памятников, поставленным литераторам.

Кадр из фильма «Песня о Кольцове»

Интересно, что оба монумента со временем поменяли свое место. Бюст был перенесен в глубину сквера и развернут в другую сторону. А гранитный памятник 10-метровой высоты, выполненный скульптором И.А.Савичевым, был переставлен через 20 лет после своего открытия к драматическому театру, который носит имя Кольцова.

Образ известного самородка запечатлели многие художники. Г.А.Гончаров изобразил в своей картине «Встреча Пушкина с Кольцовым» разговор двух русских поэтов. Он же показал самобытного автора в общении с родной природой («Кольцов в Донских степях») и в юности («Юность поэта»). Кроме произведений Гончарова, образ Алексея Кольцова передавали в своих картинах художники В. П. Криворучко, И. Е. Лопатин и М. И. Лихачев.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Алексей Васильевич Кольцов — краткая биография

ФИО: Кольцов Алексей Васильевич
Дата рождения: 15.10.1809
Место рождения: Воронеж
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Поэт
Дата смерти: 10.11.1842 (33 года)

Детство и юность

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в старинном русском городе Воронеже. Его отца Василия Петровича Кольцова хорошо знали в городе как солидного домовладельца, занимавшегося не менее солидным делом — прасолом, или скупкой и торговлей скотом. Кроме того, он брал в аренду земли под посев зерновых, скупал большое количество леса под сруб и вообще был человеком предприимчивым, жестким и азартным. Полной противоположностью мужу была мать Алексея Кольцова Прасковья Ивановна, урождённая Переславцева, тихая, добрая женщина, не получившая даже начального образования. В семье были и другие дети, но все они были либо намного старше, либо намного моложе Алексея.

В 11 лет мальчик поступил в двухклассное уездное училище, проучившись в нем около полутора лет. Образование сына не стояло в числе приоритетов его властного и сурового отца, и когда ему понадобился помощник, чтобы управляться со скотом, он, не долго думая, забрал сына из училища. Вся сознательная жизнь поэта впоследствии была связана с преодолением глубокой внутренней драмы истинного таланта и того отупляющего образа жизни торговца-прасола, которым он был от рождения.

В то время судьба сводит его с воронежским продавцом книжной лавки Дмитрием Кашкиным, человеком умным, начитанным, увлеченным русской словестностью. Он подбирал для Кольцова подходящие книги из своей библиотеки, формируя тем самым его литературный вкус, и, по-видимому, стал для начинающего поэта первым настоящим учителем и советчиком в его литературном творчестве.

Портрет в юности

Краткая биография

  1. 1825 год — увлечение творчеством поэта И.И. Дмитриева, оказавшего большое влияние на начинающего поэта.
  2. 1825 год — первое стихотворение — «Три видения», позднее уничтоженное автором.
  3. 1827 год — автобиографическое стихотворение «Песня», посвященное первой любви поэта.
  4. 1827 год — знакомство с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии одним из его самых близких друзей и наставников. увлечение философией.
  5. 1830 год — первая (анонимная) публикация четырех стихотворений.
  6. 1831 год — первая именная публикация стихов в «Литературной газете» Н. В. Станкевича, известного поэта, публициста и мыслителя, познакомившего А.В. Кольцова с литературным критиком Белинским, поэтами Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным.
  7. 1831 год — публикация в пушкинском журнале «Современник» стихотворения А. Кольцова «Урожай».
  8. 1832 год — автобиографическое стихотворение «Ты не пой, соловей», навеянное несчастной любовью к крепостной девушке Дуняше.
  9. 1835 год — первый и последний прижизненный сборник творчества.
  10. 1837 год — знакомство с В.И. Жуковским.
  11. 1840 год — серьезная неудача в деловом предприятии, очередная ссора с отцом.
  12. 1842 год, 29 октября — смерть от чахотки.
  13. 1843 год — посмертное издание стихов А.В. Кольцова с предисловием В.Г. Белинского, где он называет автора «гениальным поэтом».
  14. 1846 год — посмертное издание поэзии А. Кольцова П. С. Мочаловым, известным русским актером, в газете «Репертуар и Пантеон», увековечившее память друга.
  15. 1856 год — публикация в журнале «Современник» статьи Н. Г. Чернышевского о творчестве А. В. Кольцова.

Личная жизнь

В 18 лет в жизнь Алексея Кольцова пришла первая любовь. Это была крепостная девушка Дуняша, и, конечно, строгому и своенравному отцу, мечтавшему о выгодной партии для своего сына, а заодно и для семейного капитала, это нахлынувшее на сына чувство пришлось совсем не по душе. Не долго думая, он продал девушку на Дон, где та в скором времени умерла. Для поэта утрата возлюбленной стала огромной душевной травмой, полностью оправиться от которой он, по-видимому, так и не смог. Образ крепостной красавицы Дуняши навсегда увековечен в поэзии Кольцова.

Уже на закате совсем короткой жизни поэта к нему снова пришла любовь. И снова личная драма… Кольцов влюбился в воронежскую вдову Варвару Лебедеву. Сначала та ответила ему взаимностью, но когда поняла, что финансово поэт полностью зависит от своего отца, которому опять было не по нраву увлечение сына, ушла в содержанки к состоятельному помещику. Этот случай окончательно подорвал здоровье уже долго болевшего чахоткой Кольцова. Выкарабкаться из болезни ему уже не удалось.

В последние дни жизни он, наверное, еще с большей остротой и пронзительностью почувствовал свое одиночество среди родных ему людей. Переживала за него только старушка-мать. Отец не удосуживался даже давать деньги на лечение, а одна из сестер, устроив в доме вечеринку в комнате рядом с умирающим братом, вместе со своими гостями прочитала заупокой над рабом божиим Алексеем.

Выводы

Судьба поэтов в России часто бывала трагичной. Многие из них ушли из жизни очень рано. Но блеснув по небосклону русской поэзии яркой звездой, они обогатили ее своим видением мира, своими образами и чувствами.

Алексей Васильевич Кольцов, по меткому выражению литературного критика Ю. И. Айхенвальда, вывел своего читателя «в открытое поле». Его поэзия очень непосредственна, порой пронзительно проникновенна и удивительно чиста, как глоток родниковой воды в жаркий летний день. В своей поэзии зрелого периода поэт часто прибегал к стихотворному размеру, который называется «пятисложник». Сегодня многие критики и литературоведы называют его «кольцовским».

В поэзии Алексея Кольцова есть что-то пророческое. Это отмечали еще его современники, в частности, великий русский поэт А.Н. Некрасов, считавший кольцовские стихи «вещими». Кроме таланта, веры и любви к своей Родине, у поэта не было абсолютно ничего, даже поддержки со стороны родных.

Его путь в поэзию лежал через пошлость мещанского быта, непонимание и насмешки. Но Кольцов вышел на этот путь без всяких раздумий и колебаний, потому что эта миссия была ниспослана ему свыше, это был тот единственный путь, который он должен был преодолеть и стать Поэтом.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: