Краткая биография карпентьер

Карпентьер

Карпентьер, Алехо

Alejo Carpentier y Valmont

прозаик, журналист, музыкальный критик

Але́хо Карпентье́р (исп. Alejo Carpentier y Valmont , 16 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Содержание

Биография и творчество

Сын русской преподавательницы и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1924 начал публиковаться в левой прессе, в 1927 за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, эмигрировал во Францию.

Во Франции Карпентьер познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция». В 1930 подписал антибретоновский памфлет «Труп». Сблизился с Мигелем Анхелем Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в антифашистском конгрессе писателей в Мадриде.

В 1939 Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки.

Впечатления от поездок на Гаити легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королем. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950–1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману.

В 1945–1959 Карпентьер жил в Венесуэле. В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» (1953).

В 1962 Карпентьер издал исторический роман «Век просвещения», действие которого происходит в годы Великой Французской революции на Кубе, на Гаити, во Франции, на Гваделупе, во Французской Гвиане, в Испании. В основе романа лежат подлинные факты из жизни Виктора Юга — комиссара якобинского Конвента на Гваделупе, агента Директории во Французской Гвиане.

Карпентьер вернулся на Кубу после победы революции, принял деятельное участие в культурной жизни страны. С 1966 занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.

Роман «Превратности метода» (1974) — один из портретов латиноамериканского диктатора, наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса, «Осень патриарха» Гарсиа Маркеса, «Я, Верховный» Роа Бастоса.

Последний роман Карпентьера «Весна священная» (1978) назван по имени балета Игоря Стравинского. Роман представляет собой широкую эпопею, охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.

Признание

Произведения

  • El reino de este mundo/ Царство земное (1949)
  • Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953)
  • Guerra del Tiempo/ Война времен (1958)
  • El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962)
  • La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе)
  • El recurso del método/ Превратности метода (1974)
  • Concierto barroco/ Концерт барокко (1974)
  • La consagración de la primavera/ Весна священная (1978)
  • El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979)

Сводные издания

  • Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
  • Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976

Публикации на русском языке

  • Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962
  • Избранные произведения в 2 тт. М.: Художественная литература, 1974
  • Весна священная. М.: Радуга, 1982.
  • Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. М.: Радуга, 1984
  • Превратности метода. М.: Прогресс, 1987
  • Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. М.: Радуга, 1988 (Мастера современной прозы)

Литература

  • Зюкова Н. Алехо Карпентьер. Л.: Художественная литература, 1982.
  • Кутейщикова В., Осповат Л.Новый латиноамериканский роман. М.: Художественная литература, 1983
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007, с.231-232
  • Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972
  • González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977
  • Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982
  • Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995
  • Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002
  • Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004
  • Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006

Ссылки

  • [1]
  • [2]
  • [3] (исп.)
  • [4] (фр.)
  • Карпентьер, Алехо (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карпентье Питер де
  • Карпентьер А.

Смотреть что такое «Карпентьер» в других словарях:

КАРПЕНТЬЕР — (Carpentier) Алехо (1904 80), кубинский писатель. В романах Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И.Ф. Стравинского романе Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко , 1975) вера в… … Современная энциклопедия

Карпентьер А. — Алехо Карпентьер Alejo Carpentier Имя при рождении: Alejo Carpentier y Valmont Дата рождения: 16 декабря 1904(19041216) Место рождения: Лозанна … Википедия

Карпентьер — (Carpentier) Алехо (р. 26.12.1904, Гавана), кубинский писатель. Начав в 20 е гг. литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства» (см. Куба, раздел Литература), редактировал прогрессивный журнал «Ревиста де авансе» («Revista… … Большая советская энциклопедия

Карпентьер А. — (Carpentier) Алехо (р. 26 XII 1904, Гавана) кубинский писатель, поэт, публицист, музыковед, обществ. деятель. Начальное муз. образование получил в Гаване. Совершенствовался в Париже, где изучал муз. дисциплины в лицее Жазон . С 1923… … Музыкальная энциклопедия

Карпентьер — (Carpentier) Алехо (1904, Гавана – 1980, Париж), кубинский писатель, поэт, музыковед, публицист. В Гаване изучал архитектуру, затем в Парижском лицее Жазан занимался музыкой. Активно участвовал в борьбе против диктатуры генерала Мачадо, работал в … Литературная энциклопедия

Карпентьер А. — КАРПЕНТЬÉР (Carpentier) Алехо (1904–80), кубин. писатель. В ром. Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И. Ф. Стравинского ром. Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко ,… … Биографический словарь

Карпентьер Алехо — Карпентьер (Carpentier) Алехо (р. 26.12.1904, Гавана), кубинский писатель. Начав в 20 е гг. литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства» (см. Куба, раздел Литература), редактировал прогрессивный журнал «Ревиста де авансе»… … Большая советская энциклопедия

КАРПЕНТЬЕР (Carpentier) Алехо — (1904 80) кубинский писатель. Реалистические романы Экуэ Ямба о (1933), Потерянные следы (1953), Век Просвещения (1962), Превратности метода (1974) показывают судьбу Латинской Америки в связи с историей всего человечества. Роман Весна священная… … Большой Энциклопедический словарь

Карпентьер, Алехо — КАРПЕНТЬЕР (Carpentier) Алехо (1904 80), кубинский писатель. В романах Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И.Ф. Стравинского романе Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко ,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карпентьер, Алехо — Алехо Карпентьер Alejo Carpentier Имя при рождении … Википедия

Алехо Карпентьер (1904—1980)

Понадобились странные причуды судьбы для того, чтобы Алехо Карпентьер — выдающийся кубинский писатель, всё творчество которого теснейшим образом связано с культурой, традициями, историей этого острова, — стал кубинцем. В его жилах не было ни капли латиноамериканской крови. Отец писателя — француз, а мать — русская, приехавшая в Швейцарию изучать медицину. Молодому архитектору, как вспоминал много лет спустя его сын, «осточертела Европа», супругам хотелось начать совершенно новую жизнь, и они отправились на Кубу, где в 1904 г. и родился Алехо.

Читайте также  Краткая биография шишков

Будущий писатель изучал в Гаване архитектуру, а в Париже — музыку и даже написал работу «Музыка Кубы» (1946 г.). Исследователи часто отмечают параллели между романами Карпентьера и музыкальными произведениями, так же как и «архитектурную» стройность его книг. Молодой человек, впрочем, довольно рано понял, что его призвание — литература и политическая борьба. Уже с 18 лет он начал печататься и вёл рубрику в одной из кубинских газет.

С самого начала Карпентьер стремился описать мир кубинской, и прежде всего афрокубинской, культуры. Его первый роман, созданный в тюремной камере, назван на диалекте кубинских негров «Экуэ Ямба-о» (1933 г.), что означает «Хвала Богу», и посвящён жизни и обычаям цветных обитателей Кубы. Огромный интерес к негритянскому фольклору и религии сохранится и позже проявится в романе «Царство земное» (1949 г.). Эта книга рассказывает о событиях, происходивших в начале XIX в. на Гаити; писатель воспроизвёл их, тщательно изучив множество исторических источников. Главный герой бедный негр Ти Ноэль принимает участие в восстании чернокожих под предводительством Макандаля и видит его подавление; до него доходят отголоски Великой французской революции и событий наполеоновской эпохи; он много работает: сначала на своего белого господина, а затем — возводя замок для чёрного императора Гаити, бывшего повара и содержателя гостиницы Анри Кристофа.

Несмотря на достоверность исторических фактов и появление на страницах романа вполне реальных персонажей, он полон фантастических элементов. В предисловии к роману Карпентьер, прекрасно разбиравшийся в новейших течениях европейского искусства, резко противопоставил латиноамериканское фантастическое начало, эту «полную чудес действительность», поискам европейских писателей и художников, в первую очередь сюрреалистов. Их «мир чудесного» он жёстко определил как «плод жалких потуг. убого представленный профессиональным штукарством и профессиональным уродством ярмарочных фигляров».

Карпентьеру казались вымученными и ненужными попытки европейских авангардистов создать некие искусственные фантастические конструкции, в то время как в Латинской Америке «необычное — повседневность, и так было всегда». Ти Ноэль жадно слушает рассказы о великих африканских королях-богах, обладавших сверхъестественными способностями. Повстанцы убеждены, что их вождь умеет превращаться в животных, и ни на секунду не верят в возможность его казни. Негры собираются на площади посмотреть не на то, как белые сожгут Макандаля, а на то, как он обманет белых, обернувшись комаром. Вера этих людей так сильна, что они видят происходящее чудо и не замечают, как на самом деле их предводитель сгорает на костре. В конце жизни усталый и измученный Ти Ноэль тоже обнаруживает у себя способность превращаться в других существ и вселяется в тела птицы, муравья, осла. В романе «Царство земное» были заложены основы той тенденции латиноамериканской литературы, которая позже получит название «магический реализм».

В более поздних произведениях Карпентьера фантастическое начало отходит на задний план, хотя полностью не исчезает. В исторических романах писатель часто нарочно смешивает пласты времён. В повести «Концерт барокко» (1974 г.) некий богатый мексиканец и его слуга отправляются в Европу вроде бы в XVIII столетии, ведь в Италии им встречаются великие композиторы Вивальди, Скарлатти и Гендель. Однако вдруг, без каких-либо видимых перемен, действие переносится сначала в XIX, а затем и в XX век.

С годами на первое место в творчестве Карпентьера выходят проблемы эстетические. Герой романа «Потерянные следы» (1953 г.) — талантливый латиноамериканский композитор, живущий в Соединённых Штатах и испытывающий тяжёлый духовный кризис. Он недоволен жизнью, разочарован в североамериканской и европейской культуре, испытывает ужас перед цивилизацией, породившей фашизм. Переломный момент в его судьбе наступает, когда герой отправляется в Латинскую Америку изучать индейские музыкальные инструменты. Здесь он попадает в отрезанный от мира город, основанный золотоискателем в долине, которую населяют индейцы. Атмосфера таинственного города и любовь к прекрасной Росарио вызывают у героя желание остаться тут навсегда, однако в этом естественном мире его музыка никому не нужна. К тому же жизнь местных обитателей оказывается совсем не такой простой и ясной, какой виделась ему сначала. Композитор возвращается к цивилизации, как он думает, лишь на время, но его попытка снова отправиться в далёкий город оканчивается неудачей, и он вынужден остаться в привычном мире.

Человеческие судьбы на фоне истории всегда привлекали Карпентьера. В последнем своём романе — «Весна священная» — (1978 г.) он делает кубинца Энрике и русскую Веру свидетелями или участниками многих важнейших событий XX в. Энрике сражался в интербригадах во время гражданской войны в Испании, Вера бежала из России от революции, позже они, уже вместе, покинут Европу, спасаясь от наступления фашизма. Писатель показывает нам любящих друг друга и при этом очень разных людей. Оба они презирают добропорядочное мещанство и тонко ценят искусство. Но Энрике всё время болезненно переживает политические события, происходящие как на Кубе, так и в Европе. Вера же, ещё в детстве испытавшая ужас перед революцией, лишившей её родины, не хочет ничего знать о политике. Она балерина, и единственное, что её по-настоящему волнует, — это школа танца, которую она создала на Кубе. Однако бурный водоворот истории не оставляет никого в стороне. События вынуждают Веру по-новому оценить действительность. Несколько талантливых танцоров из её школы за революционную деятельность оказываются зверски убиты полицией. Сначала героиня испытывает желание просто скрыться, исчезнуть из Гаваны. Но вскоре она уже приветствует революцию. «Весна священная» — балет И. Ф. Стравинского, который Вера всю жизнь мечтала поставить на сцене, — является в то же время символом весны, наступающей, по мнению автора, на кубинской земле.

КАРПЕНТЬЕР, КАРПЕНТЬЕР-И-ВАЛЬМОНТ АЛЕХО

КАРПЕНТЬЕР, КАРПЕНТЬЕР-И-ВАЛЬМОНТ АЛЕХО — ку­бинский пи­са­тель, му­зы­ко­вед, об­щественный дея­тель.

Сын русской учи­тель­ни­цы и французского ар­хи­тек­то­ра, по ма­те­рин­ской ли­нии род­ст­вен­ник К.Д. Баль­мон­та. В 12 лет с семь­ёй прие­хал в Па­риж, где в ли­цее изу­чал тео­рию му­зы­ки. В 1921 году по­се­щал кур­сы по ар­хи­тек­ту­ре в Га­ван­ском университете. При­мк­нул к аван­гар­ди­ст­ско­му литературно-по­ли­тическому объ­е­ди­не­нию «Груп­па мень­шин­ст­ва» (1923 год), пуб­ли­ко­вал­ся в прес­се. В 1927-1928 годы за вы­сту­п­ле­ния про­тив дик­та­ту­ры 7 месяцев от­бы­вал тю­рем­ное за­клю­че­ние. В 1928-1939 годах жил в эмиг­ра­ции во Фран­ции; соз­да­вал ба­лет­ные либ­рет­то, кри­тические эс­се, вёл пе­ре­да­чи на ра­дио. По­зна­ко­мил­ся с Л. Ара­го­ном, А. Бре­то­ном, П. Пи­кас­со, М. Ас­ту­риа­сом и др.; ис­пы­тал влия­ние сюр­реа­лиз­ма. Ин­те­рес к нра­вам, ре­лигиозным обы­ча­ям, ма­гическим об­ря­дам ку­бинских нег­ров на­шёл вы­ра­же­ние в ро­ма­не «Экуэ Ям­ба-о» («Ecué Yamba-ó», 1933 год). По­сле воз­вра­ще­ния на Ку­бу (1939 год) изу­чал фольк­лор­ную му­зы­ку (книга «Му­зы­ка Ку­бы», «La música en Cuba», 1946 год, русский перевод 1962 год). В 1945-1959 годы жил в эмиг­ра­ции в Ве­не­су­эле, пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле пла­стических ис­кусств Ка­ра­ка­са. Ис­то­рические со­бы­тия, свя­зан­ные с ос­во­бо­дительной борь­бой нег­ров и му­ла­тов про­тив бе­лых ко­ло­ни­за­то­ров в XVIII-XIX веках, лег­ли в ос­но­ву ро­ма­на «Цар­ст­во зем­ное» («El reino de este mundo», 1949 год, русский перевод 1962 года), став­ше­го од­ним из пер­вых про­изве­де­ний ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма. Пе­ре­ос­мыс­лив тра­диционные нег­ри­тян­ские ми­фы и ска­за­ния, Карпентьер вос­соз­дал вто­рую, «чу­дес­ную дей­ст­ви­тель­ность», про­сту­паю­щую за са­мы­ми обыч­ны­ми пред­ме­та­ми и по­ступ­ка­ми лю­дей. Прин­ци­пы «уни­вер­саль­ной литературы», об­ра­щён­ной ко все­му че­ло­ве­че­ст­ву и син­те­зи­рую­щей весь его ин­тел­лек­ту­аль­ный опыт, во­пло­ти­лись в ро­ма­не «По­те­рян­ные сле­ды» («Los pa­sos perdidos», 1953 год, русский перевод 1964 года): пу­те­ше­ст­вие ге­роя по США и Ве­не­су­эле с их раз­ны­ми ук­ла­да­ми жиз­ни трак­то­ва­но как пе­ре­ме­ще­ние во вре­ме­ни, а Латинская Аме­ри­ка пред­ста­ёт ме­стом встре­чи всех куль­тур и ци­ви­ли­за­ций. По­сле воз­вра­ще­ния на Ку­бу в 1959 году Карпентьер стал про­фес­со­ром Га­ван­ско­го университета, вы­сту­пал в прес­се как пуб­ли­цист. В 1966-1980 годах жил во Фран­ции, ра­бо­тал в долж­но­сти по­сла и ат­та­ше по куль­ту­ре. В ро­ма­не «Пре­врат­но­сти ме­то­да» («El recurso del método», 1974 год, русский перевод 1978 года) Карпентьер под­верг кри­ти­ке ра­цио­на­лизм Р. Де­кар­та, по­ка­зы­вая, что ев­ропейский ра­цио­на­лизм не в си­лах по­стичь мыш­ле­ние и куль­ту­ру жи­те­лей Латинской Аме­ри­ки, а аде­к­ват­ное пред­став­ле­ние ре­аль­но­сти не­воз­мож­но без мно­го­ас­пект­но­го взгля­да, учё­та всех то­чек зре­ния. Схо­жей иде­ей про­ник­нут ро­ман Карпентьера «Кон­церт ба­рок­ко» («Concierto bar­roco», 1974 год, русский перевод 1978 года), где ве­не­ци­ан­ский кар­на­вал ста­но­вит­ся мо­де­лью латино-американской куль­ту­ры с её при­чуд­ли­вым со­су­ще­ст­во­ва­ни­ем различных тра­ди­ций и ук­ла­дов. В ро­ма­не «Вес­на свя­щен­ная» («La consa­gra­ción de la pri­ma­vera», 1978 год, русский перевод 1982 года) при по­мо­щи тех­ни­ки мон­та­жа (вос­по­ми­на­ний, ци­тат, фраг­мен­тов литературных про­из­ве­де­ний) пред­став­ле­на па­но­ра­ма важ­ней­ших ис­то­рических со­бы­тий XX века, вос­при­ня­тых ге­роя­ми, при­над­ле­жав­ши­ми раз­ным куль­ту­рам. Сре­ди других про­из­ве­де­ний Карпентьера: по­этический сборник «Ан­тиль­ские сти­хи» («Poe­mas de las An­til­las», 1929 год), по­весть «По­го­ня» («El aco­so», 1956 год), ро­ма­ны «Век Про­све­ще­ния» («El siglo de las luces», 1962 год, русский перевод 1968 года), «Ар­фа и тень» («El ar­pa y la som­bra», 1979 год). Ху­дожественной про­зе Карпентьера, близ­кой по ду­ху эс­те­ти­ке ба­рок­ко, при­сущ на­ме­рен­но ус­лож­нён­ный стиль, на­сы­щен­ный изы­скан­ны­ми эпи­те­та­ми и ме­та­фо­ра­ми; она про­ник­ну­та стрем­ле­ни­ем про­де­мон­ст­ри­ро­вать из­на­чаль­ное един­ст­во и уни­вер­саль­ность че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры.

Читайте также  Краткая биография моравиа

Сочинения:

Из­бран­ные про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1974;

Obras completas. Méx., 1983–[1994]. Vol. 1–16;

Мы ис­ка­ли и на­шли се­бя. Ху­до­же­ст­вен­ная пуб­ли­ци­сти­ка. М., 1984;

Из­бран­ное. М., 1988.

Дополнительная литература:

Зю­ко­ва Н. С. А. Кар­пен­ть­ер. Л., 1982;

Velayos Zurdo L. O. Historia y utopía en A. Car­pentier. Salamanca, 1990;

Herling­haus H. A. Carpentier: persönliche Geschichte eines li­terarischen Moderneprojekts. Münch., 1991;

Ab­sire A. A. Carpentier. P., 1994;

Zamborlin Ch. La narrativa di A. Carpentier: il mito del mon­do migliore. Roma, 1995;

Rubio Navarro G. M. Música y escritura en A. Carpentier. Alicante, 1999;

Chaple S. Estudios carpenterianos. Santiago de Cuba, 2004;

Wakefield S. Carpen­tier’s baroque fiction: returning Medusa’s gaze. Ro­chester, 2004.

Краткая биография карпентьер

Что это за бред? Не советую к прочтению.

Механические сердца [ЛП]

Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром

Нелюбимый [ЛП]

Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и

Наемница

Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.

Исчезновения [litres]

Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.

Исчезновения [litres]

Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое

Заговор пятой расы

Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ

Carpentier Alejo

Об авторе

Алехо Карпентьер (исп. Alejo Carpentier y Valmont, 16 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Биография и творчество

Сын русской преподавательницы и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник К. Бальмонта. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1924 начал публиковаться в левой прессе, в 1927 за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, эмигрировал во Францию. Прожил там 11 лет. Познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция». В 1930 подписал антибретоновский памфлет «Труп». Сблизился с М. А.Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в Мадридском антифашистском конгрессе писателей.

В 1939 Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки. Впечатления от поездок на Гаити легли в основу романа «Царство земное», который обозначил — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — приход «фантастического» или «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману.

В 1945—1959 Карпентьер спасался от диктатуры Батисты в Венесуэле, тамошний опыт составил основу исторического романа «Потерянные следы». Вернулся на Кубу после победы революции, принял участие в культурной жизни страны. С 1966 занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.

Лауреат Премии Чино дель Дука (1975), Премии «Мигель де Сервантес» (1977), французской Премии Медичи за иностранный роман (1979).

* El reino de este mundo/ Царство земное (1949)
* Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953)
* Guerra del Tiempo/ Война времен (1958)
* El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962)
* La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе)
* El recurso del método/ Превратности метода (1974)
* Concierto barroco/ Концерт барокко (1974)
* La consagración de la primavera/ Весна священная (1978)
* El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979)

* Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
* Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976

Публикации на русском языке

* Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962
* Избранные произведения в 2 тт. М.: Художественная литература, 1974
* Весна священная. М.: Радуга, 1982.
* Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. М.: Радуга, 1984
* Превратности метода. М.: Прогресс, 1987
* Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. М.: Радуга, 1988 (Мастера современной прозы)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

АЛЕХО КАРПЕНТЬЕР (ALEJO CARPENTIER. 1904-1980)

— прозаик, эссеист, искусствовед и теоретик литературы; видный общественный деятель. Музыкант и исследователь истории музыки. Его концепции оказали влияние на художественную манеру создателей нового латиноамериканского романа, одним из которых явился он сам. Полное имя писателя — Алехо Карпентьер-и-Вальмонт. Отец его был французом, мать — русской, и по материнской линии он состоял в родстве с К. Бальмонтом. Его родители переехали из Европы на Кубу в 1902 г. Начальное образование Карпентьер получил на Кубе; в Париже изучал теорию музыки и сочинял импровизации для фортепьяно. Творческий путь он начал с литературной и музыкальной критики, сотрудничая в кубинских журналах. После установления на Кубе диктаторского режима А. Мачадо Карпентьер был арестован и провел в тюрьме семь месяцев, создав там первый вариант мифологического романа в духе эстетики негризма «Экуэ-Ямба-О!». В марте 1928 г. он тайно отплыл во Францию. В Париже Карпентьер сблизился с Л. Арагоном, А. Бретоном, П. Пикассо, И.Танги; первые рассказы он пишет по-французски. Конец 1920-х — середина 1930-х гг. — этап «сюрреалистской» деятельности Карпентьера. В этот период (до конца 40-х гг.) он проявил себя в основном в жанре критики, а также увлеченно работал над монографией о кубинской музыке. Историческая повесть «Царство земное» (изд. в 1949 г.), рассказывающая о Гаити XVIII— XIX вв., открыла цикл произведений, посвященных важнейшим духовным проблемам Латинской Америки. Повесть воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королем. Человек обретает свое величие лишь в Царстве земном — такова философская концепция автора. В конце 1945 г. Карпентьер уехал в Венесуэлу, где возглавил кафедру истории и культуры в Высшей школе пластических искусств Каракаса, и возвратился на Кубу только в 1959 г., после падения диктатуры Батисты. В романе «Потерянные следы» (1952) Карпентьер воплотил новую теорию романа, пришедшую на смену концепции «чудесной реальности»: необходимость «универсальной литературы», обращенной ко всему человечеству. Поэтому ни имени главного героя (сообщается лишь, что он композитор, сын испанки и немца), ни названия города, где развивается действие, автор не дает. Форма повествования — путевые заметки. Совершая путешествие «во времени» (в том числе в глубь времен, к прошлым эпохам), герой приходит к выводу: художнику невозможно «ускользнуть» от изменчивой реальности. В повести «Погоня» (1955) ставится проблема индивидуального террора как несостоятельного метода борьбы. Автор обновляет литературную технику, художественно осмысляя категорию времени: есть «литературное» время — 46 минут, время действия повести (столько, сколько звучит в исполнении оркестра «Героическая симфония» Бетховена) и «субъективное» время — для каждого из героев свое. Один из временных планов — история главного героя, Беглеца, точнее, его воспоминания. Прошлое и настоящее героя слиты воедино. Сущность «музыкальной» композиции повести объяснил сам писатель: «Погоня» построена в сонатной форме. Первая часть — экспозиция, далее следуют три темы, семнадцать вариаций и заключение, или кода. » В 1973 г. опубликован роман «Превратности метода», в центре которого — проблема военной диктатуры. У карпентьеровского Главы Нации есть реальные прототипы, но в целом образ просвещенного тирана, предпочитающего жить в цивилизованной стране, — собирательный, обобщенный. В романе, действие которого ограничено 1913—1927 гг., отражены разноплановые исторические события, хотя политическая лексика почти не используется: язык с его барочной избыточностью как бы существует независимо от идейной концепции автора. В повести «Концерт барокко» (1974) царит «гармония барокко» — свобода воображения и изобретательность, единство разнородных элементов, сочетание несочетаемого, разнообразие впечатлений, стилей и ритмов. «Гармония барокко», по Карпентьеру, — метафора всей латиноамериканской действительности, ее культуры с присущими ей контрастными началами. Роман «Арфа и тень» (1979), в котором Христофор Колумб вспоминает незадолго до смерти всю свою жизнь, вновь возвращает читателя в прошлое Латинской Америки. Здесь писатель продолжает эксперимент с художественным временем (дробится линейность повествования, переносящего читателя то в XVI, то в XIX в.).

Читайте также  Краткая биография арбузов

Век Просвещения (El siglo de las Luces. 1962)

— роман, Построенный на фрагментах биографии Виктора Юга, лица исторического, комиссара якобинского Конвента во французских колониях. Произведение насыщено конкретными историческими реалиями, событиями, приобретающими вместе с тем обобщенное звучание. Первая часть «Века Просвещения» (Гавана, конец XVIII в.) разворачивается в форме семейной хроники; герои — Карлос, София, Эстебан — стремятся замкнуться в мире фантазий, оградить себя от действительности. Неожиданно в их старинном доме появляется Виктор Юг — сама жизнь, само действие, — как бы пробуждающий каждого из героев, вовлекающий их в мир политики. Форма повествования меняется, оно все больше напоминает историю «странствий молодого человека». Путешествия — духовное формирование — увлечение деятельностью Виктора Юга, затем разочарование в ней. Таковы этапы становления личности Эстебана, и в этом смысле его можно сопоставить с героем европейского романа или философской повести XIX в., пережившим утрату иллюзий. А Виктор Юг предстает в конечном счете как тип буржуазного политика вообще, легко меняющего роли, теряющего в итоге свою индивидуальность. Для структуры «Века Просвещения» характерна симметричность отдельных частей, параллелизм, рациональная четкость.

Весна священная (La consagración de la primavera. 1978)

— роман отразил идейные искания Карпентьера на протяжении всего творческого пути: время действия — 1915—1961 гг. Здесь воплотились, иногда в новой интерпретации, темы и мотивы предыдущих произведений прозаика: столкновение с действительностью, историей, утрата иллюзий, бегство от реальности, «странствия», творческий поиск и обретение собственного «я». «Все мои предшествующие книги я назвал бы этапами того пути, что привел меня к Весне»,— пояснял Карпентьер. Роман вобрал богатейший жизненный и творческий опыт автора, преломившийся в судьбах главных героев — кубинского архитектора Энрике и балерины Веры, по национальности русской. Помимо внесюжетных фрагментов — воспоминаний, отрывков из любимых литературных произведений, ассоциативных отступлений, — в книге приведены конкретные исторические факты. Судьбы героев — а «Весну священную» называют также романом о современной интеллигенции— показаны в прямой взаимосвязи с путями исторического движения. Эпический мир «Весны священной» заключен в рамки субъективного повествования, как бы пропущен сквозь индивидуальное восприятие героев-рассказчиков, проходящих нелегкими путями духовного совершенствования.

Зюкова Н. Алехо Карпентьер. — Л.: Худож. лит., 1982. — 166 с.; Пискунова С., Пискунов В. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. — Вопросы лит., 1984, № 7, с. 74—95. Asedios a Carpentier: Once ensayos críticos sobre el novelista cubano / Sel. y nota prelim. de K. Müller-Bergh. — Santiago: Ed. Universitaria, 1972. — 233 р.; Entrevistas / Сотр., sel., pról. y notas de V. López Lemiis. — Habana: Letras cubanas, 1985. — 548 р.; Recopilación de textos sobre Alejo Carpentier / Compil. y pról. de S. Arias. — Habana: Casa de las Américas, 1977. — 585 p.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: