Краткая биография лебедев-кумач

Василий Лебедев-Кумач: некоторые странности любимого поэта сталинской эпохи

Его песни «Широка страна моя родная», «Утро красит нежным цветом», «Легко на сердце от песни веселой» и другие распевал весь СССР, и до сих пор они очень популярны. Правда, слова «другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» совершенно не подходили к атмосфере репрессий. А многие знаменитые коллеги вообще откровенно не жаловали поэта и предъявляли ему серьезные обвинения.

Мог бы учиться в Оксфорде

Сын московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой. Из-за бедности родителей он, скорее всего, закончил бы обучение тремя классами, но мальчику повезло.

Его первая учительница выхлопотала для Васи гимназическую стипендию у проживавшего в Англии историка Павла Виноградова. Он даже лично приезжал в Москву для того, чтобы принять экзамен у своего стипендиата, и оказался чрезвычайно доволен уровнем показанных Василием знаний. Виноградов пообещал по окончании гимназии устроить парня в Оксфордский университет, но все планы сломала революция.

Вместо Оксфорда Василию Лебедеву пришлось в 1917 году поступить в Московский университет, который так и не удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои стихи.

Лебедев быстро смекнул, что наибольшим успехом пользуется патриотический жанр, начав активно прославлять комсомол и партию большевиков, не забывая вспоминать «добрым словом» самого товарища Сталина.

Славил доносчиков и чекистов

В годы насильственной коллективизации из-под пера Василия Ивановича, который стал уже Лебедевым-Кумачом, вышло большое количество стихов, воспевающих честных работников, готовых пожертвовать жизнью своей семьи ради сохранения и спасения колхозного имущества.

В 1938 году Лебедев-Кумач написал «Гимн НКВД», став любимым поэтом советских чекистов.

Не забывал он и критиковать своих коллег, которые за такую критику в то время могли поплатиться жизнью. Так, в частности, чуть не произошло с Валентином Катаевым, о котором Лебедев-Кумач высказался в газете «Правда».

Будучи депутатом Верховного Совета СССР, он часто выступал с трибуны долго и в стихах. В некоторых источниках утверждают, что после одной такой речи поэт Ярослав Смеляков, недавно освободившийся из заточения, высказался: «Надоела мне моча Лебедева-Кумача», и тут же был посажен заново.

В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.

Правда, впоследствии руководство страны решило видоизменить текст, заменив его словами Сергея Михалкова.

Лучший поэт советского кинематографа

Его песни, звучащие в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Трактористы», просто излучают счастье и оптимизм. И народ действительно их любил.

Правда, в узких кругах тексты поэта встречали не столь восторженно. Так, в своих воспоминаниях Леонид Утесов утверждал, что первоначально песни, написанные к «Веселым ребятам», были «бездарные и безликие» и что якобы певец написал отдельное письмо Лебедеву-Кумачу, и только после этого появились те шедевры, которые мы знаем наизусть.

А во время съемок «Цирка» знаменитая «Широка страна моя родная» была утверждена непримиримым композитором Дунаевским только с 36-го раза. Правда, и к этому варианту у современников было много вопросов, уж слишком диссонировал текст с происходящим вокруг.

Личный враг Гитлера

23 июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». Она исполняется по сей день, и до сих пор слушать ее равнодушно невозможно.

Сводный 1000-трубный военный оркестр исполняет «Священную войну» во время Парада Победы. 9 мая 2012 года. Источник: Сайт Минобороны РФ

Впервые (на музыку Александра Александрова) она прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы советского народа за свободу и независимость Родины.

Примечательно, что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал повесить их на Красной площади после захвата Москвы.

К сожалению, больше ничего столь же значительного ему написать так и не удалось. После Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно»

20 февраля 1949 года поэт-песенник скончался.

Обвинения в плагиате

Еще при жизни Лебедева-Кумача ему часто инкриминировали заимствования в текстах. Особенно на этом настаивал Александр Фадеев, который не любил коллегу.

В 1972 году во Всесоюзное агентство СССР по авторским правам обратилась гражданка Польши Фаина Квятковская. Она заявила, что является автором польского и русского текстов известнейшего фокстрота «У самовара». В Советском Союзе его исполнял Леонид Утесов, а автором назвал себя Василий Лебедев-Кумач, который якобы присвоил себе полагающийся ей авторский гонорар за выпущенные пластинки.

Сначала ВААП решило не реагировать на это письмо, но выяснилось, что еще в 1931 году германская фирма миллионным тиражом выпустила пластинку с записью этой песни, а Утесов начал исполнять ее только через год.

Скандал замяли чисто по-советски. Перед Квятковской извинились и выплатили ей гонорар в размере… 9 рублей 50 копеек.

Еще больший скандал вышел из-за легендарной песни «Священная война», авторство которой приписывается учителю русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александру Боде. Дочь Боде написала сыну композитора Александрова и изложила свою версию создания песни ее отцом в 1916 году.

Специалисты утверждают, что Лебедев-Кумач лишь немного сократил старую песню и изменил фразу «с германской силой темною» на «с фашистской…».

Правда, потомкам Александра Боде так и не удалось ничего добиться, и уже современный российский суд, из-за недостатка доказательств, сохранил авторство «Священной войны» за Василием Лебедевым-Кумачом.

ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (наст. фамилия Лебедев) (1898–1949), русский поэт. Родился 27 июля (8 августа) 1898 в Москве в семье сапожника. Писал стихи с 13 лет, публиковал их с 1916. В 1919–1921 работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. Писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов, сочинял куплеты, сценки, песни для эстрады, проявляя артистическую гибкость, поэтическую изобретательность и редкое умение сочетать песенную мелодичность с ораторским пафосом, художественную свежесть с пропагандистской тенденциозностью и речевую естественность с политическими словесными «клише». С 1922 сотрудничал с «Рабочей газетой», «Крестьянской газетой», газетой «Гудок», журналами «Красноармеец», «Крокодил» (где проработал 12 лет), создав множество литературных пародий, сатирических сказок и фельетонов на темы хозяйственного и культурного строительства (сборники Развод, Чаинки в блюдце, оба 1925, Со всех волостей, 1926, Людишки и делишки, Печальные улыбки, оба 1927), отмеченных острой сюжетностью, злободневностью, бытовой и психологической наблюдательностью. С 1929 Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов (пьесы За годом год, Кирюшкина победа, обе 1926, Жена завмага, 1946, и др.). В 1934 в содружестве с композитором И.О.Дунаевским сочинил Марш веселых ребят для кинофильма Веселые ребята, принесший Лебедеву-Кумачу широкое признание и определивший его дальнейший творческий путь поэта-песенника.

Поистине народными, чутко улавливающими ритмы, лексику, эстетические вкусы и настрой времени стали многочисленные тексты песен Лебедева-Кумача, написанные в основном в 1936–1937: молодежные, спортивные, военные и т.п. марши – Спортивный марш («Ну-ка, солнце, ярче брызни, / Золотыми лучами обжигай!»), Идем, идем, веселые подруги, патриотические песни Песня о Родине («Широка страна моя родная. », песни о повседневной жизни и труде соотечественников Ой вы кони, вы кони стальные. , Песня о Волге («Мы сдвигаем и горы, и реки. »).

То звучащие бодрым, «подстегивающим», почти императивным призывом («А ну-ка девушки! / А ну, красавицы! / Пускай поет о нас страна!», «Будь готов, всегда готов! / Когда настанет час бить врагов. »), то раздумчивые, почти исповедальные, похожие на письма любимым или разговор с другом («С той поры, как мы увиделись с тобой, / В сердце радость и надежду я ношу. /По-другому и живу я и дышу. «Как много девушек хороших, /Как много ласковых имен!»), то озорные, полные неподдельного юмора («Удивительный вопрос: / Почему я водовоз? / Потому что без воды / И ни туды, и ни сюды. », «Жил отважный капитан. », с ее ставшим крылатым рефреном: «Капитан, капитан, улыбнитесь! / Ведь улыбка — это флаг корабля. / Капитан, капитан, подтянитесь! / Только смелым покоряются моря!»), то проникнутые мужественным лиризмом («. Если ранили друга — / Перевяжет подруга / Горячие раны его»), песенные тексты Лебедева-Кумача всегда вызывали романтически-светлое ощущение красоты и «правильности» жизни, молодого задора и предчувствия счастья, органично сливались с музыкой, легко и безыскусственно, словно рожденные фольклором, ложились на память простыми и точными словами, энергично и четко построенными фразами.

На фоне ряда не слишком удачных ура-патриотических текстов (Песня молодости, Нас не трогай, Советский простой человек и др.) выделяются те гражданственные стихи Лебедева-Кумача, что с искренней силой, лирической и величавой одновременно, выразили глубину любви и уважения к своей стране, став основой классических песен сов. репертуара, до сих пор не забываемых народом (Песня о Родине – «Широка страна моя родная. Москва майская – «Утро красит нежным цветом / Стены древнего Кремля. »). Менее успешными оказались опыты поэта в трудном жанре «производственной» песни (Песня трактористов – «Наша сила везде поспевает, / И когда запоет молодежь, / Вся пшеница в полях подпевает, / Подпевает высокая рожь»).

Песни на слова Лебедева-Кумача исполнялись на радио и концертах, их охотно пел и народ. Истинным символом борьбы, грозного сопротивления и уверенности в победе стала гимнически-маршевая песня Лебедева-Кумача на музыку А.В.Александрова Священная война («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой. »; текст опубликован в газете «Известия» через 2 дня после начала войны, 24 июня 1941). Богатую палитру настроений, интонаций, ритмического рисунка демонстрируют песни на стихи Лебедева-Кумачева Лунный вальс («В ритме вальса все плывет. »), Молодежная («Вьется дымка золотая, придорожная. »), Чайка («Чайка смело / Пролетела / Над седой волной. »). Многие песни поэта впервые прозвучали с киноэкрана (кинокомедии Веселые ребята, Цирк, 1936, Дети капитана Гранта, 1936, Волга-Волга, 1937, муз. И.О.Дунаевского).

Читайте также  Краткая биография оутс

В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач, служивший в военно-морском флоте, написал много массовых песен и стихов, звавших к битве (сборники Споем, товарищи, споем!, В бой за Родину!, Будем драться до победы, все 1941; Вперед к победе!, Комсомольцы-моряки, оба 1943). Автор поэтических сборников Книга песен, Моим избирателям (оба 1938), Мой календарь. Газетные стихи 1938 г. (1939), Песни (1939; 1947), Колючие стихи (1945), Стихи для эстрады (1948), стихов, адресованных детям (Петина лавка, 1927; Про умных зверюшек, 1939; Под красной звездой, 1941).

Один из признанных литературных мэтров и создателей советской массовой песни, обласканный властью, лауреат Государственной премии (1941), Лебедев-Кумач, судя по мемуарным публикациям конца 1990-х годов, испытывал периоды острого разочарования в чистосердечно воспеваемой им советской действительности и особенно в ее вожде Сталине. Но это не повлияло на создание поэтом жизнеутверждающей песенной мифологии современного ему общества.

Умер Лебедев-Кумач в Москве 20 февраля 1949.

Лебедев-Кумач В. Лирика. Сатира. Фельетон. М. – Л., 1939
Лебедев-Кумач В. Песни на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. М., 1980
Данилин Ю. Воспоминания о Лебедеве-Кумаче. – Москва, 1982, № 9
Лебедев-Кумач В. Избранное: Стихотворения. Песни. М., 1984
Минералов Ю.И. Так говорила держава: XX век и русская песня. М., 1995

Краткая биография лебедев-кумач

ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ (настоящая фамилия Лебедев) Василий Иванович (24.07/5.08.1898-20.02.1949), русский поэт. Учился в Московском университете. В 1919-1921 годы работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе “АгитРОСТА”. Начинал как автор сатирических стихов, рассказов, фельетонов, позднее писал для эстрады и звукового кино (тексты песен к кинокомедиям “Веселые ребята”, “Цирк” и др.). Один из создателей жанра советской массовой песни: “Песня о Родине” (1936), “Марш веселых ребят” (1934) и др. В годы Великой Отечественной войны служил в военно-морском флоте. Автор песни “Священная война” (1941, музыка А. В. Александрова).

Лебедев-Кумач Василий Иванович (Лебедев) (1898/1949) — советский поэт, песенник, литературно-критический деятель (издавался, в частности, в журналах «Красноармеец», «Крокодил»). Многие его произведения приобрели огромную славу и даже стали народными. Сочинял тексты песен к кинофильмам («Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта»). В 1941 году по заказу написал текст к песне «Священная война», которая практически стала гимном во время Великой Отечественной войны.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 150.

Лебедев-Кумач (псевд.; наст. фамилия — Лебедев), Василий Иванович (27.07[8.08].1898—20.02.1949), поэт. Родился в Москве в семье сапожника. Писал стихи с 13 лет. Печататься начал в 1916 году. Написал тексты песен к кинокомедиям «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1937) и др. Песни на слова Лебедева-Кумача, жизнерадостные, полные молодого задора, стали весьма популярными. В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в Военно-морском флоте; написал много массовых песен и стихов, звавших русских людей на борьбу с германскими оккупантами («Священная война», 1941; сб. «Споем, товарищи, споем!», 1941, «Комсомольцы-моряки», 1943, и др.). Лебедев-Кумач — автор стихов для детей («Петина лавка», 1927; «Про умных зверюшек», 1939; «Под красной звездой», 1941). В литературу Лебедев-Кумач вошел как один из создателей массовой песни.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Лебедев-Кумач Василий Иванович (настоящая фамилия — Лебедев) (24.7.1898, Москва — 20.2.1949, Москва), поэт, лауреат Сталинской премии (1941). Сын сапожника. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1919-21). Печатался с 1916. С 1918 года сотрудничал в газетах «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета» и т. д. В Гражданскую войну стал широко известен со своими стихами-лозунгами. В 1919-21 работал в Бюро Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА». С 1937 года депутат Верховного Совета СССР. В 1939 году вступил в ВКП(6). Один из создателей советской массовой песни, которая его трудами стала действенным инструментом пропаганды и способствовала упрочению власти И.В. Сталина. Наиболее известные: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»; 1936), «Марш веселых ребят» (1934), «Москва майская» (1937), «Веселый ветер» (1937), «Песня о Волге» (1937), «Спортивный марш» (1937) и т.д. Написанная им в 1941 песня «Священная война» стала гимном Великой Отечественной войны. Во время войны политработник, полковник, сотрудник газеты «Красный флот», «Окон ТАСС».

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000.

Лебедев-Кумач (настоящая фамилия Лебедев) Василий Иванович [27.7(8.8).1898, Москва — 20.2.1949, Москва] — поэт. Родился в семье мастерового. Отец умер, когда сын учился в 3-м классе городского училища; во время учебы Лебедев-Кумач в гимназии на фронте Первой мировой войны погиб старший брат. Недоучившийся гимназист стал репетитором — давал уроки по русскому языку и латыни; окончил гимназию с золотой медалью; поступил на историко-филологический факультет Московского университета, однако средств на продолжение образования не было. Лебедев-Кумач работал в отделе клубов Московского центрального рабочего кооператива, заведующим районной библиотекой.

С детства любил книгу, сам писал стихи, в 1916 пробовал написать песню. Впервые стихи опубликовал в 1916 в «Ежемесячном журнале», затем печатал стихи, фельетоны, рассказы в газете «Беднота» и красноармейской печати.

В 1918 становится сотрудником «Агит-РОСТА», пишет лозунги, фельетоны, частушки.

С 1922 сотрудничал в газете «Гудок», журнал «Красноармеец», стал одним из организаторов и активных сотрудников «Рабочей газеты» и журнал «Крокодил» (член редколлегии в 1922-24).

В 1923 издает книгу «Как мужик у всех в долгу остался и как потом со всеми рассчитался», затем публикует сборник юмора и сатиры на современные темы «Чаинки на блюдце» (1925), «Со всех волостей» (1926), «Печальные улыбки» (1927) и др.

В 1927 издает сборник для детей «Петина лавка».

В конце 1920-х — начале 1930-х пишет стихи и обозрения для театров.

В 1934 М.Горький с трибуны I съезда советских писателей призвал поэтов «создать песни — новые, которых не имеет мир, но которые он должен иметь» (Горький М. СС: в 30 т. М., 1954. Т.27. С.350); в первых рядах песенников был Лебедев-Кумач.

Уже в 1934 он написал сразу же ставший популярным «Марш веселых ребят». «Для нас, пишущих песни, успех Лебедева-Кумача был неожиданным и ошеломляющим»,— вспоминал А.Сурков (Литературная газета. 1941. 30 марта). Лебедев-Кумач работает для кино, пишет песни для кинофильмов «Веселые ребята» (1934), «Цирк», «Дети капитана Гранта» (оба — 1936), «Волга-Волга» (1937) и др. Всенародное признание получают песни Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят», «Как хорошо на свете жить», «Песня о Родине», «Песня трактористов», «Песня о Волге», «Веселый ветер», «Москва майская», «Идем, идем, веселые подруги», «Спортивный марш», «Молодежная».

Опираясь на традиции русских поэтов XIX в., пролетарской поэзии, В.Маяковского и Д.Бедного, Лебедев-Кумач вносит много нового в поэтику песенного жанра: массовость адресата, прямые обращения к слушателю, разговорный язык, ораторские интонации. Важным компонентом песен стала их афористичность. Лебедев-Кумач умел находить четкие поэтические строки, которые сразу запоминались и входили в народное сознание: «Нам песня строить и жить помогает», «Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать», «Ведь мы такими родились на свете, что не сдаемся нигде и никогда», «Ты не бойся ни жары и ни холода, закаляйся, как сталь!», «Кто ищет — тот всегда найдет!» Песен было написано много, сразу же вошедших в народный обиход; по замечанию А.Суркова, лишь «Марш веселых ребят» и «Песня о Родине» делают «литературный труд Лебедева-Кумача историческим» (Сурков А. Голоса времени. М., 1965. С 347).

Мелодии И.Дунаевского и других композиторов придавали песням Лебедев-Кумача небывалую популярность.

В 1937 в Лондоне Конгресс мира и дружбы с СССР закончился под пение на разных языках «Марша веселых ребят». А.Фадеев свидетельствовал после посещения Чехословакии в 1938: «Весь поезд пел советские песни. Тут были и «Москва моя. «, и марш из «Веселых ребят». Антифашистские рабочие, чехи и немцы, пели на своих языках почти все песни Лебедева-Кумача и Дунаевского» (Литературная газета. 1938. 5 авг.). Кинофильм «Веселые ребята» был популярен в предвоенном Париже, и одна из частей французской армии шла после начала войны с Германией к линии фронта под звуки песни из фильма. В далекой Индии Николай Рерих занес тогда в дневник: «»Широка страна моя родная. Молодым везде у нас дорога. Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать». Весь мир облетела ласковая песня» (Известия. 1988. 21 сент.). «Вот эта песня — по мне»,— сказал Ф.И.Шаляпин, услышав «Песню о Родине» (Сараева-Бондарь А. Дунаевский в Ленинграде. 1985. С.115). Профессор Лондонской академии музыки Алан Буш назвал «Песню о Родине» «одной из самых великих песен, когда-либо созданных» (Там же. С.114).

В 1938 Лебедев-Кумач издает «Книгу песен», в 1939 стихи для детей «Про умных зверюшек», а также сб., подытоживающий работу автора в различных жанрах,— «Лирика. Сатира. Фельетоны».

Через день после начала Великой Отечественной войны газеты «Известия» опубликовала стиховторение Лебедев-Кумача «Священная война». В этот же день композитор А.В.Александров написал музыку к этим строкам. Сын композитора вспоминает: «Ночью вызвали артистов ансамбля и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроем, с интонациями клича, зова была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты порой от спазм, сжимающих горло, не могли петь и играть. » (Музы вели в бой. М., 1985. С.20-21). Впервые песня «Священная война» была исполнена тогда же, на Белорусском вокзале в Москве, она провожала бойцов на фронт: «Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, сундуках, чемоданах, дымили махоркой, у каждого своя дума. Но вот — первые такты песни. Весь вокзал словно замер. слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий. Все!» (Сидоровский Л.— С.2).

Песня «Священная война» сразу же стала заглавной песней Великой Отечественной войны. «В поэзии еще не было примера, чтобы поэт так властно обращался ко всей «огромной стране» с призывом подняться на величайший подвиг» (Данилин Ю.— С.192). «. Песня — это прежде всего взволнованная речь»,— говорил Лебедев-Кумач (Когда пушки гремели. 1941-1945. М., 1973. С.90), такой «взволнованной речью» и явилась «Священная война». В лаконизме эмоциональной лирики была выражена энергия всенародного сопротивления беспощадному врагу. Лирическая страстность сочеталась с эпической торжественностью. Создание песни «Священная война» — великий гражданский подвиг ее авторов. Характерно, что первые такты именно этой песни стали позывными борющейся страны — ими советское радио каждый день в 6 часов утра начинало свои передачи. Песня и непосредственно участвовала в боях, когда мощный радиоприемник приносил ее на передовую. «Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями»,— вспоминал фронтовик (Когда пушки гремели.— С.91). В годы войны были написаны и другие песни Лебедев-Кумач: «Морская гвардия», «Незримая рана» (обе — 1942), «Только на фронте», «Два друга» (обе — 1943). Во время наступления наших войск в р-не Смоленска в бой был двинут и духовой оркестр — так вступила в сражение с врагом песня «Два друга». Принимали участие в войне и предвоенные песни Лебедев-Кумач: «Чайка», «Песня о Родине», «Москва майская» и др.

Читайте также  Краткая биография берггольц

Во время войны Лебедев-Кумач неустанно работал также как автор плакатов в «Окнах ТАСС», массовыми тиражами печатались почтовые открытки с его стихами.

В послевоенные годы популярными становятся песни Лебедев-Кумач «На лодке», «Закаляйся!» (обе — 1947). Творческую деятельность Лебедев-Кумач сочетал с многогранной общественной работой — член президиума правления СП СССР, депутат Верховного Совета РСФСР и Моссовета. Но и его жизнь не была безоблачной, раздавалась резкая критика и в его адрес (Новый мир. 1948. №4. С.203).

Измученный тяжелой болезнью, прикованный к постели, поэт не переставал думать о завтрашнем творческом дне, его отличительными чертами оставались «неутомимая энергия, вечная забота о том, чтобы вовремя удовлетворить запрос газет и эстрады, выполнить заказ народа и выполнить приказ сердца. » (Васильев С. С песней наперевес // Лебедев-Кумач В. Избранное. М., 1984. С.11).

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 405-407.

Сочинения:

Лирика. Сатира. Фельетон. М.; Л., 1939;

Стихи и песни. М., 1951;

Песни и стихотворения. М., 1960;

Песни на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача: Мелодии и тексты. М., 1980;

Песня о Родине: Избранные стихотворения. Кемерово, 1983; Избранное: Стихотворения. Песни. М., 1984;

Марш веселых ребят; Песня о родине; Священная война // Время, вперед! М., 1986. С.121-124;

Про умных зверюшек: Стихи для детей. Б.м. 1993.

Литература:

Бочаров А. Советская массовая песня. М., 1956;

Чарный М. Всесоюзный запевала // Москва. 1959. №3;

Дунаевский И. Выступления. Статьи. Письма. Воспоминания. М., 1961;

Утесов Л. Спасибо, сердце! М., 1976. С.270-279;

Лебедева-Кумач М. От составителя // Песни на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача. М., 1980. С.2-3;

Соловьев-Седой В. Пути-дороги // Советская музыка. 1982. №5;

Данилин Ю. Воспоминания о Лебедеве-Кумаче // Москва. 1982. №9;

История русской советской поэзии. 1941-1980. Л., 1984. С.4-7, 9, 18, 35, 36;

Ошанин Л. «Вставай, страна огромная. » // Литературная газета. 1985. 1 мая;

Бирюков Ю. «Самое дорогое, что есть у меня на свете. » // Куранты. М., 1987. Вып.2. С.79-83;

Русская советская сатирико-юмористическая проза: Рассказы и фельетоны 20-50-х годов. Л., 1989. С.460-469;

Сидоровский Л. «Вставай, страна огромная. » // 24 часа. 1995. 2 марта;

Грибов Ю. Песней поднимал в атаку. // Красная звезда. 1998. 4 авг.;

Глухов Ю. Бард эпохи романтиков и энтузиастов // Правда. 1998. 6 авг.;

Бирюков Ю. Воспоминание о будущем // Труд. 1998. 6 авг.;

Иоиова И. А. Внутренняя сила песни // Русский язык в школе. 2000. №2.

Василий Иванович Лебедев-Кумач, советский поэт: биография, личная жизнь, творчество

Василий Лебедев-Кумач — знаменитый поэт, который является автором слов к большому количеству популярных в Советском Союзе песен. В 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени. Творил в направлении социалистического реализма, его излюбленными жанрами была сатирические стихотворения и песни. Считается одним из создателей особенного жанра советской массовой песни, которая обязательно должна быть проникнута патриотизмом. К образцам таких произведений относили «Марш веселых ребят» («Легко на сердце от песни веселой. «), «Песня о Родине» («Широка страна моя родная. «), «Москва майская» («Утро красит нежным светом. «). Часто сотрудничал с режиссерами, писал тексты для песен, которые звучат в известных советских картинах, при этом неоднократно подвергался обвинениям в плагиате.

Биография поэта

Василий Лебедев-Кумач родился в Москве в 1898 году. Его отец, Иван Никитич Кумач, был бедным сапожником, а мать – Мария Михайловна Лебедева – портнихой. В момент рождения героя нашей статьи отцу было 28 лет, а его супруге — 25. Настоящая фамилия героя нашей статьи – Лебедев, творческий псевдоним Лебедев-Кумач он взял намного позже.

Среднее образование получил в московской гимназии № 10. Лебедев-Кумач оказался способным учеником, поэтому учился в гимназии бесплатно, на стипендию, выделенную историком Павлом Виноградовым – известном медиевистом, автором работ о средневековых поместьях в Англии, происхождении феодальных отношений в Италии, очерков по теории права.

В 1917 году в биографии Лебедева-Кумача происходит важное событие: он оканчивает гимназию с золотой медалью, что открывает множество путей для дальнейшего продолжения образования.

В том же году герой нашей статьи поступает в Московский университет на историко-философский факультет, однако происходит Октябрьская революция, следом за ней начинается гражданская война, так что окончить вуз ему не удается.

Трудовая деятельность

Работать Василий Иванович Лебедев-Кумач начал сравнительно рано. Одним из первых его официальных мест трудоустройства становится бюро печати управления Революционного военного совета, а также военный отдел «АгитРОСТа».

После этого начал трудиться в различных периодических изданиях. С 1922 по 1934 годы был штатным сотрудником редакционной коллегии журнала «Крокодил», постоянно писал различные произведения для кино и эстрады, о которых дальше расскажем подробнее.

В Союзе писателей

В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза, к тому же считается одним из основателей этого творческого профсоюза, стоявшим у его истоков. В 1938 году Лебедев-Кумач становится депутатом Верховного Совета, а в 1939-м вступает в коммунистическую партию.

Когда началась Великая Отечественная война, служил в качестве политработника в военно-морском флоте, штатно работал в газете «Красный флот». После окончания войны уволился в звании капитана первого ранга.

В последние годы жизни

Василий Иванович Лебедев-Кумач умер достаточно рано, его не стало в феврале 1949 года. Поэту исполнилось только 50 лет.

Как отмечали современники и исследователи его биографии, здоровье героя нашей статьи сильно пошатнулось в 1940-е годы. У него произошло сразу несколько инфарктов, а в 1946 году в личном дневнике он признался, что еще начался и творческий кризис. Это была черная полоса в биографии Лебедева-Кумача, так как поэт отмечал, что страдает от серости собственной жизни и бездарности. Достаток и слава, которые его окружали, перестали радовать и удовлетворять.

Смерть

Через какое-то время отмечал, что рано или поздно все тайное становится явным, отмечая, что имеет в виду подхалимаж, раболепие, нечистые методы работы и подсиживание.

Герой нашей статьи был похоронен на Новодевичьем кладбище. В некрологе, опубликованном в газете «Правда», отмечалось, что поэт Лебедев-Кумач подарил глубокие по содержанию и простые по форме произведения в сокровищницу русской словесности, ставшие важной частью современной социалистической культуры.

Творчество

Свои первые стихи герой нашей статьи опубликовал в 1916 году в небольшом столичном журнале под названием «Гермес». Это были переводы древнеримского поэта Горация, а также собственные стихи на античную тематику.

В самом начале своего творчества Лебедев-Кумач преимущественно писал сатирические рассказы, стихи и фельетоны. Именно с этим набором жанров он начал сотрудничество с журналами и газетами «Гудок», «Беднота», «Крестьянская газета», «Рабочая газета», «Красноармеец», а чуть позже с «Крокодилом».

Также в 1920-е годы выходят отдельные сборники писателя под названием «Чаинки в блюдце», «Развод», «Защитный цвет», «Со всех волостей», «Людишки и делишки», «Печальные улыбки».

Много Лебедев-Кумач пишет текстов для артистов эстрады, в частности для советского агитационного театра «Синяя блуза», самодеятельных коллективов.

Песенное творчество

Настоящая слава к герою нашей статьи приходит, когда песни на стихи Лебедева-Кумача начинают звучать в советских фильмах. Особенно ему удается сотрудничество с режиссером Григорием Александровым.

В 1934 году на экраны страны выходит комедия «Веселые ребята». Это первая музыкальная комедия Александрова, тексты для песен пишет Лебедев-Кумач, а музыку — Исаак Дунаевский.

Картина представляет собой похождения музыкального и талантливого пастуха Кости Потехина в исполнении Леонида Утесов. Его по ошибке принимают за модного заграничного гастролера, он же производит настоящую сенсацию в столичном мюзик-холле, становясь дирижером джазового оркестра. Обычная домашняя работница Анюта, которую играет Любовь Орлова, делает карьеру певицы.

В 1936 году песни Лебедева-Кумача звучат в комедии «Цирк», которую Александров снимает совместно с Исидором Симковым. На этот раз действие разворачивается в 1930-е годы в Советском Союзе. На гастроли приезжает американский цирковой аттракцион «Полет на Луну». Большой популярностью пользуется главная звезда программы Мэрион Диксон, которую эксплуатирует и шантажирует создатель номера немец Франц фон Кнейшиц, знающий о ее «скелетах в шкафу».

В 1938 году выходит еще одна их совместная работа — комедия «Волга-Волга», главную роль в которой вновь исполнила Любовь Орлова. На этот раз картина рассказывает о судьбе маленькой труппы провинциальных артистов, которые едут в Москву на конкурс художественной самодеятельности на колесном теплоходе по Волге. Большинство сцен фильма и разворачиваются как раз на борту этого судна.

Массовая песня

Лебедев-Кумач считается одним из основателей такого популярного в будущем жанра, как советская массовая песня. Помимо уже перечисленных композиций в самом начале статьи, к этому же жанру относятся «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. «) 1937 года, композиция «Жить стало лучше, жить стало веселей».

В 1939 Лебедев-Кумач пишет «Гимн партии большевиков», а в 1941 году Александров пишет музыку к одному из его самых известных стихотворений — «Священная война». Это патриотическая песня, написанная героем нашей статьи вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она стала своеобразным гимном защитников Родины, которые сражались против немецко-фашистских захватчиков. Песня знаменита своим удивительным сочетанием мелодичной распевности и грозной поступи марша.

«Священная война»

Текст «Священной войны» был опубликован уже 24 июня 1941 года, всего через два дня после нападения Гитлера на Советский Союз, одновременно был напечатан в «Красной звезде» и «Известиях». После его публикации Александров написал музыку, причем сделал это мелом на доске, потому что времени печатать ноты и слова просто не было. Музыканты и певцы переписали их в свои тетради, на репетицию записи композиции был отведен только один день.

Читайте также  Краткая биография кальвино

26 июня Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил эту песню на Белорусском вокзале. При этом до середины октября «Священная война» Лебедева-Кумача не распространялось широко, так как считалась слишком трагическим произведением. В ней упоминается не скорая победа, которую тогда всем обещали, а смертельная битва. Только после того, как немцы заняли Ржев, Калугу и Калинин, «Священную войну» начали ежедневно передавать по всесоюзному радио сразу после боя кремлевских курантов каждое утро.

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Песня стала популярной в войсках, в трудную минуту поддерживала боевой дух, особенно во время изнурительных и неудачных оборонительных боев. После войны стала одной из самых часто исполняемых и любимых композиций Ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Во время войны Василий Иванович писал много стихов, практически каждый день в газетах появлялись его новые патриотические произведения.

Обвинения в плагиате

Лебедев-Кумач — советский поэт, которого, пожалуй, чаще других обвиняли в плагиате. В частности, о большом количестве заимствований в творчестве героя нашей статьи пишет профессор истории музыки столичной консерватории Левашев.

Например, он утверждает, что поэт-песенник украл строфу для «Москвы майской» у Абрама Палея, а текст песни, которую исполняют в фильме «Моряки», у Владимира Тан-Богораза.

Из этой же статьи известно, что в 1940 году Фадеев собрал Пленум правления Союза писателей после получения официальных жалоб. На нем было представлено 12 доказательств воровства, но после звонка некоего влиятельного чиновника дело замяли.

Также Левашев писал, что и автором стихотворения «Священная война» является не Лебедев-Кумач, а учитель словесности из Рыбинска Александр Боде. Считается, что он ее написал еще во время Первой мировой войны.

Установить авторство «Священной войны» пытались в суде. Фемида признала сведения о плагиате не соответствующими действительности. Во многом потому, что выводы экспертов, обвинявших героя нашей статьи в воровстве, опирались только на косвенные источники информации. В суд обратилась внучка поэта. Решение было вынесено в 1999 году.

Отзывы о творчестве

Лебедев-Кумач был одним из самых известных и востребованных советских поэтов. В 1941 году критик Беккер писал, что тому с удивительной точностью удается передать чувство молодости, которое отличает всех людей сталинской эпохи, а также называет его создателем жанра жизнерадостной и веселой песни.

При этом Фадеев, который был одним из руководителей Союза писателей СССР, негативно относился не только к творчеству Лебедева-Кумача, но и к нему самому как к человеку. Он открыто считал Василия Ивановича трусливым приспособленцем. В качестве примера часто рассказывал случай о том, что во время битвы за Москву Лебедев-Кумач пытался бежать из города. Для этого он привел на вокзал две машины вещей, которые никуда не мог погрузить.

Отрицательно к нему относился и литературовед Вольфганг Казак, писавший, что песни поэта зависят от партийных лозунгов, проникнуты дешевой идеализацией и тенденциозным оптимизмом. При этом остаются примитивными в плане лексики с банальной рифмой и содержанием, пустыми эпитетами.

Семья

Личная жизнь Лебедева-Кумача сложилась непросто. Он женился в 1928 году, переехав с семьей в большую квартиру в районе Белорусского вокзала.

Причем рассказывали, что невесту поэт увел у своего коллеги по цеху, художника Константина Ротова, с которым они вместе работали в журнале «Крокодил». Как-то компанией вместе отправились в поездку на юг, там Василий Иванович в Кирочку и влюбился.

Но через несколько лет жена Лебедева-Кумача ушла к своему избраннику, который вернулся из лагерей. Причем поселилась с ним в большой квартире в центре столицы, а самого Василия Ивановича отправила жить на дачу. По слухам, у него были отношения с Любовью Орловой.

В конце жизненного пути остался без семьи Лебедев-Кумач. Два последних года провел на даче в Подмосковье в обществе кота и любимой собаки. Все это время он работал над автобиографией.

Бард сталинской эпохи. 105 лет со дня рождения Василия Лебедева-Кумача

Кто хочет — тот добьется

ВАСИЛИЙ Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в Москве в семье сапожника. Настоящая фамилия — Лебедев. Стихи начал писать с 13 лет, а первое стихотворение было напечатано в 1916 году. В 1919-1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец». Не без его участия возник журнал «Крокодил», в котором Лебедев-Кумач проработал 12 лет.

В 30-е годы он становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга».

В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но. Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор. В самом деле:

Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь —
Только смелым покоряются моря.

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся — позабудь про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!

Под эту песню, написанную Лебедевым-Кумачом через два дня после начала войны, уходили на фронт, погибали, совершали подвиги.

И вдруг на гребне перестройки появились публикации, обвинявшие автора легендарной песни в плагиате. Суть этого довольно грязненького обвинения заключалась в том, что песню «Священная война» написал еще в 1916 году Александр Адольфович Боде, преподаватель Рыбинской мужской гимназии, который почему-то только в 1937 году решил отправить текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939-м умер. Странно, почему он отправил «Священную войну» именно Лебедеву-Кумачу, а не в какую-нибудь газету? Почему ждал так много лет? Почему, в конце концов, не разучил песню со своими гимназистами в Рыбинске еще в годы Первой мировой войны?

Те, кто пытался очернить имя Лебедева-Кумача, приводили следующий довод: «В четырехтомнике «История советской литературы», вышедшем в 1968 году, воспроизведен автограф этой песни. Нет на рукописи Кумача ни помарок, ни исправлений. А раз написано сразу набело, значит, списано». И недосуг было этим самым очернителям заглянуть в Центральный (ныне Российский) государственный архив литературы и искусства, где хранится черновик «Священной войны». Обратимся к свидетельству известного исследователя песен Юрия Бирюкова: «Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача».

Идет война народная,
Священная война,
И ярость благородная
Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачеркивает в ней «и», меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.

Следующей была строфа:

За землю нашу милую,
За Родину свою
Всем сердцем.
Пойдем ломить.

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой.
Всем сердцем, всею силою.

Зачеркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,
За наш Союз большой
Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому
Загоним пулю в лоб,
Насильнику фашистскому
Найдем дорогу в гроб.

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И еще одна версия этой строфы:

Сожмем железным обручем,
Загоним пулю в лоб.
Мы всей фашистской сволочи
Сколотим крепкий гроб.

В книге «Всегда на страже» Ю. Бирюков приводит воспоминания бывшего редактора «Красной звезды» генерал-майора Д. Ортенберга:

«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» — фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами. Во фронтовых газетах. не бывало, кажется, ни одного номера без стихов».

Редактор вызывает литературного сотрудника Соловейчика: «Добывайте срочно стихи». Тот садится за телефон, но никто из поэтов, как на грех, не отвечает. Удается связаться только с Лебедевым-Кумачом:

— Василий Иванович, газете нужны стихи.

— Не позже завтрашнего утра.

— Ну что ж, сделаю.

«На следующий день, — вспоминает далее редактор, — заходит ко мне человек среднего роста, светлоглазый, с золотистой шевелюрой. Это и был Василий Лебедев-Кумач. Стихи немедленно пошли в набор. В сердце ударила строка, вынесенная потом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач впервые произнес их вслух».

Вот, собственно, и вся история. В погоне за сенсацией иные журналисты не щадят ни свата, ни брата. Кому-то зачем-то понадобилось опорочить имя замечательного поэта-песенника. И никто за это не ответил, никто не наказан. Только в «Независимой газете» от 08.05.98 г. появилось опровержение: «Сведения, изложенные в статье «Священная война» — эхо двух эпох» о поэте-песеннике В. И. Лебедеве-Кумаче, признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача. В связи с чем редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором текста песни «Священная война» является В. И. Лебедев-Кумач».

«Песня хороша только тогда, когда звук, и слово, и мелодия, и мысль слились в одно целое, когда из песни «буквально ни слова, ни ноты не выкинешь». «Поэт и композитор — два равноправных творца песни, и чем теснее и теплее их содружество, тем лучше и продуктивней они смогут работать». «Надо писать песню так, чтобы самому хотелось ее запеть. Запевала должен начинать песню от самого сердца и петь ее со всей страстью и любовью — только тогда ее подхватит весь народ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: