Краткая биография мариво

Пьер Карле де Шамблен де Мариво (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763, Париж) — французский драматург и прозаик. Пьер Карле де Шамблен де Мариво (фр.

Краткая биография мариво

Биография Мариво П.

Пьер Карле́ де Шамбле́н де Мариво́ (фр. Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux; 4 февраля 1688, Париж — 12 февраля 1763, Париж) — французский драматург и прозаик.

Был сыном директора монетного двора. Учился праву, но адвокатом не стал. После разорения отца посвятил себя театру. Занимался журналистикой, в 1721 основал еженедельный (затем — ежемесячный) журнал «Французский наблюдатель».

Написал большое количество пьес, несколько романов («Фарзамон, или Новый Дон-Кихот», 1712; «Удивительные действия симпатии»; «Телемах наизнанку», 1736) и повестей («Карета, застрявшая в грязи», 1714). Его имя дало понятие мариводажа, то есть изысканного и даже вычурного галантного стиля. Жан Франсуа де Лагарп определил мариводаж как «тончайшую смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов».

Театр Мариво — переход от итальянской комедии масок с её традиционными персонажами (особенно Арлекин) к более современному и литературному театру. Многие исследователи видят в Мариво мастера маски и иносказания. Язык его персонажей — также своего рода маска, за которой скрывается их характер. Чаще всего это молодые люди, на пороге самостоятельной жизни, полные неуверенности и тревоги, прячущие свои истинные чувства. Мариво — мастер тонких психологических характеристик и нюансов.

В 1743 был избран во Французскую Академию, впоследствии стал её бессменным секретарем. С годами мода сменилась, Мариво умер почти забытым. Однако в XX в. интерес публики к драматургу, как и к ряду его современников (Шодерло де Лакло, Кребийон-сын), вернулся, и в последние десятилетия его пьесы с успехом идут на сценах мира. Проза и драматургия Мариво переиздаются. С середины 1950-х его пьесы активно переносят на телеэкран. В 1997 экранизирован роман Мариво «Жизнь Марианны», в том же году на Бродвее был поставлен мюзикл по комедии Мариво «Триумф любви», а в 2001 Клэр Пиплоу сняла по этой пьесе удачный костюмный фильм с Мирой Сорвино и Беном Кингсли (продюсером ленты был Бернардо Бертолуччи). Монографии о Мариво написали Марсель Арлан и Мишель Деги, его пьесы (в особенности — «Игра любви и случая») используются теоретиками театра и театральными педагогами (Патрис Пави и др.) для изучения механики сценического действия.

Пьесы

— 1712: Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут
— 1720: Любовь и Правда
— 1720: Арлекин, воспитанный любовью
— 1720: Аннибал, единственная трагедия
— 1722: Сюрприз любви
— 1723: Двойное непостоянство
— 1724: Переодетый принц, или Прославленный авантюрист
— 1724: Мнимая служанка, или Наказанный плут
— 1724: Непредвиденная развязка
— 1725: Остров рабов
— 1725: Крестьянин-наследник
— 1726: Магомет второй (незаконченная трагедия в прозе)
— 1727: Остров разума, или маленькие человечки
— 1727: Еще один сюрприз любви
— 1728: Триумф Плутона
— 1729: Новая колония, пьеса утеряна и восстановлена в 1750 под новым названием Колония
— 1730: Игра любви и случая
— 1731: Собрание Амуров
— 1732: Торжество любви
— 1732: Безрассудные клятвы
— 1732: Школа матерей
— 1733: Уловка
— 1734: Ошибка
— 1734: Исправленный щеголь
— 1734: Дорога судьбы, или Прыжок через канаву
— 1735: Мать-наперсница
— 1736: Наследство
— 1737: Ложные признания
— 1738: Нечаянная радость
— 1739: Чистосердечные
— 1740: Испытание
— 1741: Сплетник
— 1744: Спор
— 1746: Побежденный предрассудок
— 1750: Колония
— 1750: Верная жена
— 1757: Фелиси
— 1757: Ветреная возлюбленная
— 1757: Искренние актёры
— 1761: Провинциалка

Романы

— 1713–1714: Приключения***, или Удивительные действия симпатии
— 1714: Карета, застрявшая в грязи
— 1714: Бильбоке
— 1714: Телемах наизнанку
— 1716–1717: Иллиада наизнанку
— 1737: Фарзамон, или Новый Дон Кихот

Неоконченные романы

— 1727: Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***
— 1735: Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***

Публикации на русском языке

— Комедии. Москва: Искусство, 1961 (Библиотека драматурга)
— Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***. Москва: Художественная литература, 1965
— Жизнь Марианны или приключения графини де ***. Роман. Перевод с французского Н. Немчиновой и А. Поляк. Вступительная статья и примечания А. Михалова. Москва: Художественная литература, 1968.
— Удачливый крестьянин. Москва: Наука, 1970

Краткая биография мариво

МАРИВО, Пьер Карл де Шамбленде (Marivaux, Pierre Carlet de Chamblain de — 04.02.1688, Париж — 12.02.1763, там же) — французский писатель.

Мариво родился 4 февраля 1688 г. в Париже. Отец Мариво был королевским чиновником, принадлежал к «дворянства мантии», мать была незнатного происхождения. Детство мальчик провел в провинции, сначала в Ріомі (отец заведовал здесь монетным двором), затем — в Лиможе, где начал изучать право. В Лиможе Мариво написал свою первую пьесу «Осторожный и справедливый отец, или Кріспен, счастливый мошенник» («Le Pere prudent et equitable. », 1706), в которой подражал Же. Б. Мольера. Вскоре Мариво оставил изучать юриспруденцию и 1710 г. приехал в Париж. Любовь к литературе привела его в салон маркизы де Ламбер, где юноша познакомился со многими деятелями Просвещения и Ш. Монтескье, Б. де Фонтенелем и др.); одновременно он посещал салон маркизы де Тансен.

Начало литературной деятельности Мариво связан с жанром галантно-плутовского романа. Первой пробой пера стал роман «Фарзамон, или Новые романтические увлечения» («Pharsamon, ou Les Nouvelles Folies romanesques», 1713; вид. 1737). В центре произведения — две пары влюбленных: Фарзамон; Сідаліза и их слуги, Клітон и Фатима. Следующий роман Мариво «Приключения ***, или Удивительные действия симпатии» («Les aventures de ***, ou Les effets surprenants de la sympathie», 1713) состоит из пяти томов и посвящен превратностям галантного любви. Возрождая преціозний стиль XVII в., Мариво одновременно иронизирует по его манерности и искусственности, что особенно заметно в его третьем романе «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbee», 1714).

Салон маркизы де Ламбер откликнулся на возрожденную в начале XVIII в. спор о «древних и новых авторов». Мариво вместе с завсегдатаями салона выступил на стороне новых, современных писателей. Он отстаивал преимущества Фонтенеля и Ламота над Вергилием и Гомером, опубликовал ряд статей и сатирических эссе в «Французском Меркурии» и написал в манере П. Скаррона пародийные поэмы: «Гомер наизнанку» («L’Homere travesti, ou L’lliade», 1716) и «Телемах наизнанку» («Telemaque travesti», 1717, вид. 1736), в которых высмеял античные образы.

В 1720 г. Мариво начал карьеру драматурга. Именно в этом году в результате краха банка Дж. Лоу он потерял все свое имущество, что и заставило его превратиться из посетителей великосветских салонов в профессионального писателя. С 1720 г. М. постоянно сотрудничал с итальянской труппой Л. Ріккобоні, которая выступала в помещении парижского театра «Комеди Італьєн». В этом же году актеры труппы без успеха сыграли мифологическую комедию Мариво «Любовь и правда» («l’amour et la Verite»), которую он написал в соавторстве с Г. де Сен-Жоре. Не имела успеха и единственная трагедия Мариво «Ганнибал» («La mort d’Hannibal», 1720), поставленная актерами «Комеди Франсез». Зато комедия «Арлекин, воспитанный любовью» («Arlequin poli par l’amour. », 1720) прошла с триумфом. Она открыла серию комедий Мариво, посвященных «сюрпризам», «прихотям», «неожиданности» любви. Сюда относятся любовно-психологические комедии 20-30-х pp., большинство из которых были сыграны итальянскими актерами: («Сюрприз любви» , 1722; «Двойное непостоянство», 1723; «Мнимая служанка, или Наказанный плут», 1724; «Непредвиденная развязка», 1725). Самой популярной была комедия Мариво «Игра любви и случая» («Le Jeu de l’amour et du hasard», 1730).

Еще большую популярность снискали комедии Мариво, созданные в 30-х pp.: «Триумф любви» («Le Triomphe de l’amour», 1732), «Безрассудные клятвы» («Les Serments indiscrets», 1732), «Исправленный щеголь» («LePetit-Maitrecorrige», 1734), «Ошибка» («La Meprise», 1734) «Завещание» («Le Legs», 1736), «Ложные признания» («Les Fausses confidences», 1737).

Театр Мариво испытал влияние драматургии Мольера и Расина, французского ярмарочного театра, итальянской комедии дель арте. Мариво создал особый стиль диалога (т. наз. «маріводаж»), выдержанный в духе салонных разговоров, полон тонкого остроумия и изысканности.

Для комедий Мариво 20-30-х гг. характерна ведущая тема — тема любви. Любовь драматург трактует как чувство, что неожиданно вспыхивает в человеке и захватывает ее всю. Мариво изображает тончайшие оттенки любви, его развитие, борьбу с всевозможными препятствиями. Обычно он анализирует внутренние конфликты, происходящие в сердце персонажей, борьбу между любовью и другими чувствами (страхом, нерешительностью, самолюбием). В финале комедий Мариво каждый оттенок (раВНОвидность) любовь превращается в любовь торжествующее. Поскольку сюжет комедий Мариво разворачивается исключительно вокруг любовно-психологических проблем, путем изменения тончайших, почти неуловимых оттенков чувств, то внешнее воздействие заменяет внутренняя с помощью анализа психологических переживаний героев. В комедиях Мариво доминируют беседы, объяснения, диалоги. Лично Мариво так высказывался о свои комедии: «Я искал в человеческом сердце все потаенные уголки, в которых может скрываться любовь, когда она боится появиться на люди, и каждая из моих комедий призвана вытащить его из такого закоулка». Г. Е. Лессинг наибольшее достоинство пьес Мариво усматривал в «философском анализе страсти».

Читайте также  Краткая биография гар

Самая известная комедия Мариво — «Игра любви и случая «. Аристократов Доранта и Сильвию родители пошлюбували. Сильвия хочет до свадьбы узнать о характере Доранта и для этого переодевается в платье своей горничной Лізети, которой она велит надеть ее платье и выдать себя за даму. В свою очередь Дорант охвачен теми же сомнениями и меняется одеждой с лакеем Паскеном. Дорант и Сильвия встречаются, и между ними возникает взаимное влечение, что пугает их, поскольку они не видят другого выхода, кроме мезальянса. Тем временем переодетые Паскен и Лізета также влюбляются и также пугаются этой любви, потому что каждый из них считает, что предмет его любви — ему не ровня. Наконец Дорант открывает Сильвии тайну своего переодевания и признается в любви. Но Сильвия желает выяснить, способен Дорант жениться на ней, несмотря на то, что она — служанка. Она разжигает ревность Доранта и доводит его до такого состояния, что он, презирая кажущейся разнице в их общественном положении, просит ее согласиться на брак. После этого все раскрывается, и пьеса заканчивается двумя свадьбами — господ и слуг. В этой комедии поставлена проблема социального неравенства. Мариво показывает столкновение естественного чувства с сословными предрассудками и преодоления последних под влиянием любви.

В ряде своих драм Мариво ставит социальные проблемы. В его произведениях для театра можно найти отголоски просветительских идей (хотя сам М. просветительского движения относился крайне негативно). Так, в комедии «Остров невольников» («L’tle des esclaves», 1725) он выступает сторонником всеобщего гражданского равенства; в «Новой колонии» («La nouvelle colonie», 1729) отстаивает равноправие женщин; в «Острове разума» («Vile de la raison», 1727) Мариво прославляет разум. Некоторые пьесы Мариво относятся к жанра нравоучительной комедии («Школа матерей» — «l’ecole des meres», 1732; «Мать-повірниця» — «La Mere confidente», 1735, «Нечаянная радость» — «La Joie imprevue», 1738), они проникнуты морализаторским пафосом.

В 20-х гг. началась издательская деятельность Мариво. Следуя английские сатирико-нравоучительные журналы, что их выдавали в начале XVTII вв. Дж. Аддисон и Р. Стол, он начал издавать журналы «Французский зритель» («Le Spectateur francais», 1722-1723), «Малоимущий философ» («L’indigentphilosophe», 1728) и «Кабинет философа» («Le Cabinet du philosophe», 1734). Для этих журналов Мариво писал философские статьи, сатирические зарисовки, характерологические этюды. Журналы Мариво не имели такого значительного общественного резонанса, как издание Аддисона и Стиля, однако ряд напечатанных там заметок М. развил в дальнейшем в своих романах.

В 30-х гг. параллельно со своими лучшими комедиями Мариво написал два психологические романы «Жизнь Марианны» («La vie de Marianne», 1731-1741) и «Находчивый крестьянин» («Le paysan фр. parvenu», 1735-1736). Оба они остались незаконченными. М. с большим психологическим мастерством раскрывает внутреннюю жизнь героев — выходцев из низов общества, но наделенных высокими чувствами. В обоих романах Мариво на широком фоне эпохи изображен Париж окраин. Хотя произведения написаны не без влияния плутовского романа, все их авантюрные эпизоды не являются самодостаточными, а дают возможность всесторонне осветить внутренний мир персонажей, которых автор показывает во взаимодействии с социальной средой. Во Франции романы не имели успеха (автора безосновательно обвиняли в безнравственности и «низости» сюжетов), однако были очень популярны в Англии.

Роман «Жизнь Марианны» написан в форме автобиографии героини. Марианна является найдой, ее вельможных родителей ограбили и убили в лесу разбойники. Уцелевшую двухлетнюю Марианну отдали на воспитание сестре бедного сельского кюре. Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она потеряла своих благодетелей и без средств к существованию попала в Париж. Лицемерный старый Клімаль устроил ее продавцом в магазин мадам Дютур, рассчитывая со временем сделать Марианну своей любовницей. Вскоре она познакомилась с племянником Клімаля Вальвілем, который влюбился в нее. Спасаясь от его ухаживаний, героиня находит приют в монастыре. Дама-патронесса, которая устроила Марианну в монастырь, оказалась матерью Вальвіля и хочет женить их, однако против неравного брака восстают родственники. Вальвіль увлекается другой, а Марианна попадает в высшее общество, где ей открылась перспектива блестящего брака. На этом роман обрывается. «Жизнь Марианны» — произведение морализаторский. В образе стойкой и честной Марианны, которая сумела сохранить свою добродетель, что, в конце концов, и привела ее к жизненных успехов, Мариво дает образец поведения для любой чувственной и морального человека.

Роман «Находчивый крестьянин» является историей быстрой карьеры крестьянина Жакоба. Герой — умный, ловкий, энергичный, настойчивый юноша. Не желая быть лакеем, он стремится выйти в люди и использует для этого все возможные средства. В конце концов, с помощью женщин Жакоб становится значительным чиновником финансового ведомства. Роман также полон обучающих тенденций, однако автор не осуждает героя за его «вынужденный» аморализм.

В декабре 1742 г. Мариво избрали во Французскую Академию. Творческая активность заметно пошла на спад. Титул «бессмертного» уже не позволял писать для итальянской труппы, а на сцене «Комелі Франсез» его новые комедии «Спор» («ha Dispute», 1744) и «Побежденная забобона» («Le Prejuge vaincu», 1746) не имели успеха. Не добавили славы Мариво его последние пьесы: «Верная жена» («La Femme fidele», 1755), «Фелісі» («Felicie», 1757), «Легкомысленная любимая» («L’Amante frivole», 1757), «Искренние актеры» (Les Acteurs de bonne foi», 1757) и «Провинциалка» (La Provinciale», 1761). В последние годы жизни Мариво часто болел. Он умер в Париже 12 февраля 1763 г.

Творчество Мариво оказала значительное влияние на дальнейшее развитие французской и европейской литературы. Его романы наряду с романами А.Р. Лесажа и А. Прево заложили фундамент реалистически-психологического романа XVIII в., повлияли на творчество С. Ричардсона и Ш. де Лакло. Значение драматургии Мариво — второго после Мольера выдающегося французского комедиографа — заключается в том, что своим театральным творчеством он содействовал освобождению французской драматургии от классицистических канонов, привнес в театр изящество, легкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность в трактовке любовной темы. Путем М. пошли представители как романтической (А. де Виньи, А. де Мюссе), так и интеллектуальной драмы XX в. (Ж. Жироду).

Краткая биография мариво

Что это за бред? Не советую к прочтению.

Механические сердца [ЛП]

Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром

Нелюбимый [ЛП]

Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и

Наемница

Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.

Исчезновения [litres]

Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.

Исчезновения [litres]

Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое

Заговор пятой расы

Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ

Мариво Пьер Карле

Об авторе

Биография

Пьер Карле де Шамблен де Мариво родился 4 февраля 1688 г. в Париже, в приходе Святого Гервасия, что на правом берегу Сены, недалеко от Лувра. Отец его, скромный королевский чиновник Никола Карле, был, очевидно, выходцем из зажиточной буржуазии. Довольно скоро после рождения сына Никола Карле покидает столицу, переезжает из города в город, пока наконец не обосновывается в провинции, в непролазном захолустье, в маленьком городишке Риоме на границе Бурбонне и Оверни. Здесь Мариво провел годы детства — в обстановке скромного достатка и провинциальной патриархальности. Скорее всего он кончил в Риоме обычную приходскую школу. Двадцатилетним молодым человеком Мариво пишет — за восемь дней, на пари — одноактную комедию в стихах «Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут» («Le Père prudent et équitable, ou Crispin l’heureux fourbe»). Эта пьеса была не без успеха сыграна в Лиможе местными актерами любителями.
30 ноября 1710 г. Пьер Карле записывается на юридический факультет Парижского университета («Petrus Decarlet arvernus riomensis»). Однако он не посещал лекций и так и не получил диплома. Всю жизнь Мариво оставался непременным посетителем модных салонов — маркизы де Ламбер, затем г-жи де Тансен, еще позже — г-жи Дю Деффан, г-жи Жоффрен, г-жи дю Боккаж, он был принят в кружке мадемуазель Кино-младшей, бывал на знаменитых «обедах» графа де Кейлюса.
Очень важным было для Мариво знакомство с актером и драматургом Луиджи Риккобони (1675-1753), руководителем молодой итальянской труппы, обосновавшейся в Париже в мае 1716 г.
Собственно, первоначально Мариво не собирался становиться писателем профессионалом, роль талантливого любителя его вполне устраивала. Читать свои произведения в салонах и затем выслушивать строгие суждения знатоков было куда приятнее, чем обхаживать издателей и обивать театральные пороги. Впрочем, жить в то время литературными заработками было трудно. «У писателя перед глазами всегда должны быть три слова — свобода, правда и нищета», — шутил Даламбер. Например, Лесаж, первый настоящий писатель профессионал, жил и умер в нищете, постоянно борясь с нуждой. Декрет об авторском праве был принят лишь в 1777 г., до этого же издатели и театры платили авторам сколько хотели, иногда не платили вовсе. С декретом 1777 г. все, конечно, значительно изменилось. Вот два красноречивых примера. За комедию «Сюрприз любви» Мариво получил в 1727 г. 341 ливр, Бомарше же в 1784 г. «Севильским цирюльником» заработал уже 41199 ливров. «За «Нескромные сокровища» издатель заплатил Дидро в 1748 г. 50 ливров, в то время как за вполне рядовую книгу «Инки» Мармонтель получил в 1777 г. 36000 ливров.
В июле 1717 г. Мариво женился на Коломбе Болонь, перезрелой девице, уроженке Санса, принесшей в семью неплохое приданое. В апреле 1719 г. умирает отец писателя, и Мариво получает небольшое наследство. Он решает выгодно поместить капитал и покупает акции Государственного банка, во главе которого стоял тогда Ло. В июле 1720 г. этот предприимчивый англичанин окончательно запутывается в делах и бежит за границу, а держатели акций теряют все свои сбережения. Потерял свое состояние и Мариво. Отныне участь его была решена — из праздного посетителя великосветских литературных салонов, из любителя и дилетанта ему пришлось стать писателем профессионалом. Он был уже автором нескольких романов и журнальных очерков, первый успех его пьес на сцене окончательно решил дело в пользу театра.
Теперь в течение двух десятилетий единственные биографические материалы, которыми мы располагаем, — это сообщения о выходе новых книг Мариво, королевские разрешения на их издание, даты театральных премьер, журнальные рецензии. Писатель работает увлеченно и неутомимо. Каждый год он пишет по одной две пьесы, издает журналы, работает над романами. Его друзья несколько раз пытались провести Мариво в Академию, но в этой цитадели классицизма у писателя было больше врагов, чем доброжелателей. Однако в 1742 г. старания г-жи де Тансен и Фонтенеля увенчались успехом: Мариво оказался избранным единогласно и занял кресло третьестепенного литератора аббата Уттевиля.
Избрание в Академию является как бы рубежом в жизни и творчестве Мариво. Активность его резко снижается. Выхлопотанный друзьями небольшой королевский пенсион обеспечивал писателю очень скромный, но надежный достаток. Мариво старательно посещал скучнейшие «сеансы» в Академии — за это академикам полагалось небольшое вознаграждение [12].
Последние годы жизни Мариво прошли почти в нужде и в полном одиночестве. Один за другим умирают близкие друзья — г-жа де Тансен, Фонтенель, с другими слабеют дружеские связи. В литературу, в общественную жизнь приходят новые люди — энциклопедисты, и Мариво с его тонким анализом человеческой психики несколько отходит на задний план, хотя его продолжают и издавать, и читать.
Одинокая старость писателя очень поэтично и взволнованно описана М. Ж. Дюрри, разыскавшей и последнее жилье Мариво — и немногие свидетельства о его последних днях. Умер писатель 12 февраля 1763 г., оставив лишь стопку книг, старую мебель, да небольшую сумму денег, которая целиком пошла на оплату аптекаря и могильщиков. За его гробом шло лишь несколько соседей. Журналы и газеты той поры не потрудились сообщить о его кончине. Могила Мариво затерялась.

Читайте также  Краткая биография пристли

Произведения

К раннему творчеству Мариво относятся три его больших романа, написанные, очевидно, частично еще в провинции, — «Удивительные действия взаимного влечения» («Les Effets surprenants de la Sympathie»), «Фарзамон, или Новые романические безумства» («Pharsamon, ou les Nouvelles Folies romanesques») и «Телемак наизнанку («Télémaque travesti»), повесть «Карета, застрявшая в грязи» («La Voiture embourbée»), пародийная поэма «Илиада наизнанку» («L’Iliade travestie») и ряд очерков и эссе, печатавшихся во «Французском Меркурии».
20 е годы — время первых театральных триумфов Мариво и не менее шумных провалов. Писатель создает в эти годы 15 пьес; лишь четыре из них он отдает во Французскую Комедию, остальные ставят итальянцы. Пьесы эти («Игра любви и случая», «Двойное непостоянство» и т.д.) до сих пор пользуются популярностью и идут на сценах театров.
Писатель издавал первый французский «очерковый» журнал «Французский зритель» («Spectateur François», июль 1721 — октябрь 1724, 25 выпусков). Его единственным автором был Мариво. К 30-м гг. XVIII века относится создание двух самых знаменитых романов — «Жизнь Марианны» и «Удачливый крестьянин». И тот и другой считаются шедеврами французской прозы.

Стиль (мариводаж)

Манера, в которой описывает события и героев Мариво, настолько самобытна и уникальна, что получила специальное название — «мариводаж». Мариводаж — это смесь лукавой самоиронии, тонких наблюдений над страстями и порывами души, различных уловок сердца и ума в сочетании с внешней простотой, даже наивностью выражения. Стендаль писал, что «для познания человеческого сердца чтение нескольких страниц из «Марианны» полезней, чем многие толстые романы».

Значение слова МАРИВО в Литературной энциклопедии

[Pierre Carlet de Chamblain de Marivaux, 1688—1763] — французский комедиограф и романист, один из виднейших представителей светской литературы Рококо ( см .). Принадлежал к нормандской чиновной знати буржуазного происхождения. Изучал юриспруденцию. В начале своей деятельности М. был светским писателем-любителем, выпускавшим свои произведения анонимно. Он дебютировал рядом романов, в которых, возрождая манеру прециозных романистов XVII века, в то же время пародировал их манерность и искусственность. Это противоречие между изысканностью и простотой, между паразитарно-аристократическими и буржуазно-мещанскими настроениями является движущим моментом во всей литературной практике Мариво, отображая противоречивость сознания буржуазной интеллигенции первой половины XVIII века. Однако ведущая роль принадлежит здесь именно буржуазным тенденциям. Лит-ая позиция М. характеризуется тем, что в разгоревшемся с начала XVIII века «Споре о превосходстве древних или новых писателей» ( см . « Французская лит-ра ») он отстаивает права современности против пассивного подражания античности. Мариво сочиняет пародийные поэмы-бурлески ( см .), высмеивающие античную тематику. Проникнутые своеобразной «натуралистической» тенденцией, пародии М. расчищают путь его реалистическим романам, снижение героической тематики отвечает запросам классового самосознания крепнущей буржуазии, отрицающей литературную практику предшествующего периода ( см . « Классицизм ») и требующей теперь от литературы отображения современной действительности. Эта установка приводит Мариво к разработке наиболее удобных для данной цели, хотя и «низких» с точки зрения классической поэтики

792 жанров — комедии и романа. Единственный опыт М. в области трагедии («Annibal», 1720) не имел успеха. Вынужденный писать для заработка, М. принимается за издание сатирико-нравоучительных журналов в подражание знаменитому «Зрителю» Эддисона ( см .), становясь наряду с аббатом Прево ( см .) посредником влияния более передовой английской буржуазной лит-ры на французскую («Le spectateur fran?ais», 1722—1723; «L’indigent philosophe», 1728; «Le cabinet du philosophe», 1734). Эскизы М., помещенные им в своих журналах, легли затем в основу его больших романов — «Жизнь Марианны» (Vie de Marianne, 1731—1741) и «Удачливый крестьянин» (Le paysan parvenu, 1735—1736), к-рые свидетельствуют о значительном по сравнению с романами Лесажа прогрессе буржуазного реализма и дают единственный для своего времени образец тонкого психологического анализа поведения, чувств и переживаний героев, взятых из низших классов общества — городского мещанства и даже крестьянства. Классовая буржуазная установка М. выражается в том, что переходя от авантюрного романа к любовно-психологическому, М. демократизирует его тематику и образы, наделяя маленьких людей такими чувствами, которые описывались доселе только у представителей высших классов. При этом М. «всюду подчеркивает мысль, что благородство характера выше благородства происхождения, что искреннее чувство сильнее звонкого титула» (Фриче). Кроме того М. рисует не односложные схематичные типы, а вполне индивидуальные, полные противоречий характеры живых людей. Это обеспечило М. громадный успех в Англии, где под влиянием «Марианны» был написан один из лучших образцов буржуазного семейного романа — «Памела» Ричардсона ( см .). В комедиях М., на к-рых гл. обр. и основана его лит-ая репутация, получает особенно яркое выражение изящная чувственность, характерная для всего искусства Рококо. Мариво много и охотно писал для театра, притом не столько для привилегированного театра «Com?die Fran?aise», этой цитадели классического репертуара, сколько для театра итальянских актеров («Com?die Italienne»), восстановленного в Париже в 1716 и перешедшего от commedia dell’arte ( см .) к исполнению писанных французских комедий. По своему содержанию пьесы Мариво весьма разнообразны; он писал комедии нравов, философские, мифологические, героические, феерии, буржуазные драмы, а также оригинальные пьесы, стоящие особняком в истории французской драмы, которые G. Larroumet назвал, по имени типичной для М. комедии, «surprises de l’amour» (нечаянности любви). К этой группе относятся все лучшие пьесы М. При изображении этих «сердечных тревог» внешнее действие сводится к минимуму, сюжет развертывается путем смены почти незаметных нюансов чувствований. Сведя комедию к изображению любви, затушевав ее дидактическую

793 и сатирическую установку, отбросив внешнее действие и буффонаду, М. порвал с мольеровской традицией и подчинил свою комедию расиновской концепции страсти. Его Сильвия, Араминта, Анжелика — различные варианты идеализированного образа женщины парижских салонов, сочетающей чувствительность с кокетством, остроумие с несколько искусственной наивностью и жеманной грацией. Это — типичная героиня Рококо, как бы сошедшая с картин Ватто и Ланкре. Несмотря на внешний аристократизм и затушевывание классовых конфликтов, комедия М. в основном все же буржуазна по своей идеологии. Она проникнута серьезным отношением к любви, к чувству, к вопросам семьи и брака. Она лишена гедонистической беспринципности, свойственной упадочной аристократии. В ней постоянно проскальзывают эгалитарные тенденции, презрение к сословным предрассудкам и утверждение равенства всех перед лицом любви. Когда же Мариво отвлекается от описания «нечаянностей любви», он вводит в свои комедии сатирические нотки и социальные проблемы. Знаменитый монолог Фигаро за 60 лет до Бомарше ( см .) был намечен в одной забытой комедии M. («La fausse suivante», 1724). Он — один из первых писателей, использовавших театр для пропаганды «философских» буржуазно-освободительных идей. Однако пропаганда эта не сложилась еще в систему, не приобрела доминирующего значения в его творчестве вследствие недостаточной зрелости его классового самосознания. М. создал оригинальный слог, к-рым пользовался гл. обр. в своих комедиях и который был назван его именем (marivaudage). Изысканно-манерный, кишащий неологизмами, изобилующий метафорами и смелыми семантическими сдвигами, мариводаж представляет систематическое заострение и утончение мысли и ее словесного выражения. Однако М. часто излишне усложняет свою речь, превращая фразу в своего рода шараду, особенно в речах влюбленных, где он следует традиции любовных диалогов commedia dell’arte. Несмотря на протесты пуристов, многие выражения и неологизмы М. вошли в общий обиход. В начале XIX в. интерес к М., забытому в годы Революции, воскресает. Пьесы М. входят в репертуар «Французской комедии». Из писателей-романтиков под влиянием М. находились Жюль Жанен ( см .), Альфред де Виньи ( см .) и особенно Альфред де Мюссе ( см .), «комедии-пословицы» которого почти конгениальны комедиям Мариво. Библиография: I. Полное собр. сочин. Мариво вышло в Париже в 1871 (12 тт.) и в 1825—1830 (под ред. Duviquet, 10 тт.), избранные сочин. — в 1862—1865. На русск. яз. Мариво много переводился в XVIII в. В настоящее время изд-во «Academia» подготовляет к печати «Марианну» и избранные комедии Мариво. II. Кроме общих трудов: Геттнер Г., История всеобщей литературы, т. II, изд. 2-е, СПБ, 1897; D’Alembert, ?loge de Marivaux, 1785; Sainte-Beuve, Causeries du lundi, v. IX, 1854; Fleury J., Marivaux et le marivaudage, 1881; Gossot E., Marivaux moraliste, 1881; Bruneti?re

Читайте также  Краткая биография маринина

794 F., ?tudes critiques, 2-e s?rie, 1881 (3-e s?rie, 1883); Lema?tre J., Impressions de th??tre, 2-e et 4-e s?ries; Faguet E., XVIII si?cle, 1890; Larroumet G., Marivaux, sa vie et ses u0153uvres, 1883 (2-e ?d., 1894, — основной капитальный труд); Deschamps G., Marivaux, в серии «Les Grands Ecrivains Fran?ais», 1897; Полная библиография Мариво дана Larroumet G. (см. выше), страницы 596—620. С. Мокульский

Краткая биография Марии Лукьяновны Биешу

Мария Лукьяновна Биешу родилась на юге Молдавии, в селе Волонтировка, в крестьянской семье; певческий талант унаследовала от родителей. Еще в школе Мария выступала в самодеятельности, однако о профессии певицы не думала. Готовясь продолжить дело своих предков-земледельцев, она в 1956 году закончила сельхоз техникум. Но в том же году жюри республиканского смотра художественной самодеятельности направило ее в Кишиневскую государственную консерваторию. В 1957 году яркий, неповторимый голос певицы звучал в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, и вскоре ее приглашают в ансамбль народной музыки «Флуераш». С неизъяснимым очарованием пела Биешу народные песни и вскоре завоевала признание в Молдавии и за ее пределами. Казалось, Мария нашла себя… Но оперная сцена влекла с особой силой. Окончив в 1961 году консерваторию, она становится солисткой Молдавского театра оперы и балета. Первое же выступление Биешу в роли Флории в опере «Тоска» Пуччини выявило незаурядный оперный талант молодой певицы. Ее направили на стажировку в Италию, в театр «Лa Скала».

В 1966 году Биешу становится лауреатом Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, а в следующем году в Токио на Международном конкурсе на лучшее исполнение партии мадам Баттерфляй ей присуждается первая премия и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». Имя Биешу приобретает широкую известность. В ролях Чио-Чио-сан, Аиды, Леоноры («Трубадур»), Тоски, Татьяны, Лизы выходит она на сцены многих театров Европы; совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы; выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро и Западном Берлине; поет в Париже в концертном зале «Олимпия», будучи приглашенной ЮНЕСКО, в гала-концерте, посвященном Международному году женщины; в 1971 году исполняет партию Недды в «Паяцах» Леон-кавалло на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Пресса единодушна в оценке искусства молдавской певицы. «Редкий по красоте голос Марии Биешу, ее природный талант и трудолюбие выдвинули ее в число лучших певиц нашего времени».

«Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Ее голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе. Перед нами сочетание замечательного природного материала и великолепной манеры пения» («Музыкальная жизнь», 1969). «Ее Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, законченность образа и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд современных мировых певиц» («Отечествен глас», Болгария, 1970). «Мария Биешу — очень обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У нее очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие ее на сцене просто отличные» («Нью-Йорк тайм», 1971). «Необыкновенный голос несколько сомбрированного тембра, безупречно ровный во всех регистрах, объемный и в то же время очень подвижный, способен к нежнейшим нюансам» («Дер Тагесшпигель», Западный Берлин, 1973). Природа щедро наградила Марию Биешу всем, что необходимо современному оперному певцу.

Ее голос завораживает неповторимой свежестью и полнотой тембра, вокал пленяет непринужденным совершенством технического мастерства и пластичным изяществом певческой линии, а исполнение дышит теплом и непосредственностью выражения. «Когда она поет, то отдает слушателям свое сердце», — говорил о Биешу известный американский оперный певец Джордж Лондон. Врожденная музыкальность питает актерский дар и сценическое мастерство Биешу. Музыкальная интонация, фраза диктуют певице все элементы сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику. Поэтому в ее работах органично спиваются вокальная и сценическая стороны. Певица одинаково убедительна в таких разноплановых ролях, как скромная поэтичная Татьяна и властная жестокая Турандот, нежная гейша Баттерфляй и царственная фрейлина Леонора, хрупкая, милая Иоланта и независимая, гордая Земфира, царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума, драматичная Тоска и кроткая Мими …

В репертуаре Биешу — более двадцати ярких музыкально-сценических образов. К упомянутым добавим Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи, Дездемону в «Отелло» Верди, Наталью в опере Хренникова «В бурю», а также ведущие партии в операх А. Стырчи, Г. Няги, Д. Гершфельда. Из работ последнего времени выделяется Норма в одноименной опере В. Беллини. Именно в этой сложнейшей масштабной партии, требующей подлинно трагедийного темперамента, обязывающей к совершенному владению всеми певческими приемами и средствами, все грани художественной личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение. Несомненно, Мария Биешу — прежде всего оперная певрца. И наивысшие ее достижения — на оперной сцене. Но большой успех снискало и ее камерное исполнительство, которое отличается высоким чувством стиля, глубиной проникновения в художественный образ и вместе с тем искренностью и сердечностью исполнения, эмоциональной полнотой и свободой.

Певице близки тонкий лирический психологизм романсов Чайковского, драматический пафос вокальных монологов Рахманинова, возвышенный строй камерно-вокальных творений Листа, величавая глубина старинных арий, фольклорный колорит музыки молдавских композиторов. Концерты Биешу всегда обещают встречу с новыми или редко звучащими произведениями. В ее репертуаре — Каччини и Гретри, Шоссон и Дебюсси, Р. Штраус и Регер, Прокофьев и Слонимский, Палиашвили и Арутюнян. Разные страны, города, театры. Непрерывная череда спектаклей, концертов, съемок, репетиций. Ежедневная многочасовая работа над репертуаром. Вокальный класс в Институте искусств имени Г. Музическу. Работа в жюри вокальных конкурсов. Обязанности депутата Верховного Совета СССР. Такова жизнь Марии Биешу.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: