Краткая биография петрарка

Краткая биография петрарка

Краткая биография Франческо Петрарки (20 июля 1304 — 19 июля 1374).

Франческо Петрарка — выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г. в городе Ареццо. Туда переехал изгнанный из Флоренции за политические убеждения его отец, флорентийский юрист. Поездив по провинциальным городам Тосканы, родители осели в Авиньоне (Франческо тогда было 9 лет).

Оказавшись во Франции, он становится учащимся школы, овладевает латынью, интересуется литературой Древнего Рима. По окончании обучения в 1319 г. юный Петрарка постигает азы права – поначалу в Монпелье, позднее в университете Болоньи. Там он пробыл до 1320 г., до смерти отца. Юриспруденция не представляла большого интереса для Петрарки, поэтому, окончив университет, он так и не начал практиковаться. Двадцатилетний Франческо принял сан священника: несмотря на то, что его очень интересовала классическая литература, нужно было найти источник средств к существованию; т.к. отец ему не оставил ничего.

После того как Петрарка поселился при папском дворе в Авиньоне, произошло его сближение с влиятельной семьей Колонна. Здесь же, в Авиньоне, в местной церкви, в апреле 1327 г. произошло событие, которое изменило его биографию и подарило миру множество прекрасных лирических стихов. Здесь он впервые увидел девушку Лауру, любовь к которой освещала его жизнь до самой смерти.

Чувства оказались неразделенными, и во многом поэтому Петрарка покинул Авиньон и переселился в Воклюз, где его ждало уединение. Литературная слава и поддержка Колонна помогли ему с помощью церковных синекур стать обладателем небольшого дома, располагавшегося в долине р. Сорга, где им в общей сложности было прожито с небольшими перерывами 16 лет, с 1337 по 1353 г.

Творения Петрарки получили такую широкую известность, что сразу несколько городов — Рим, Неаполь, и Париж — одновременно пригласили его к себе, чтобы короновать лавровым венцом. Торжественная церемония была проведена в 1341 г. на римском Капитолии. Примерно год прожив при дворе Аццо ди Корреджио, пармского тирана, Петрарка возвратился в Воклюз. Мечта о возрождении былого величия Древнего Рима сподвигла его на проповеди, призывающие к восстановлению римской республики. Из-за этого отношения с могущественными покровителями из семейства Колонна были испорчены, и Петрарка уехал в Италию. По этой стране он дважды путешествовал довольно продолжительное время (1344-1345 и 1347-1351). В 1353 г. поэт навсегда уехал из Воклюза в связи с вступлением на папский престол Иннокентия VI, который из-за увлечения Петрарки Вергилием счел его чародеем.

Петрарке предлагали кафедру во Флоренции, но он предпочел переехать в Милан, где выполнял мисстю дипломата при дворе Висконти. Покинув этот город в 1361 г. и предприняв несколько попыток возвратиться в Авиньон, а также обрести пристанище в Праге, Франческо Петрарка в итоге на протяжении 5 лет, в 1362-1367 гг., проживал в Венеции, где жила семья его незаконнорожденной дочери. Почти каждый год он ездил путешествовать в Италию, проводя там довольно много времени.

Последний период биографии Петрарки связан с жизнью при дворе Франческо Каррара; временами он жил в Падуе, в небольшой пригородной деревушке Арква. Там он, не дожив всего лишь одного дня до 70-летнего юбилея, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. скончался прямо за столом, держа в руке перо.

Франческо Петрарка оставил после себя богатейшее лирическое наследие. Главным его произведением считается «Книга песен» («Канцоньере»), красной нитью которой проходят его чувства к Лауре, а также любовь к славе, которая всегда его вдохновляла. Образ Лауры стал новаторским для итальянской поэзии: героиня стихов больше не была абстрактным, неземным идеалом, а являлась земной, реальной женщиной. Стихи из сборника «Канцоньере» стали точкой отсчета современной поэзии. Петрарка наряду с Боккаччо и Данте являлся создателем итальянского литературного языка. Его творческое наследие, которое принято называть петраркизмом, наложило огромный отпечаток на последующее развитие литературы всего континента.

Петрарка был личностью чрезвычайно многогранной — не только выдающимся поэтом, прекрасным знатоком литературы античности, но и ценителем природы, путешественником, мыслителем, ученым. Он был одним из первых, кто говорил о том, что поэт имеет гражданское призвание, ратовал за торжество разума, воспевал человеческую красоту. В его поэзии проявилось все лучшее, созданное человеческой мыслью в эпоху, предшествующую Ренессансу.

Биография Франческо Петрарки

Жена — нет
Дети — нет

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Читайте также  Краткая биография рютбёф

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Последние годы жизни и смерть

Франческо мечтал возродить величие Древнего Рима. Он увлёкся авантюрной политикой Кола ди Риенци и стал вести проповеди о восстановлении Римской Республики. Тем самым испортил свои отношения с кардиналом Колонна и покинул Францию.

Поэт совершил длительное (почти четырёхлетнее) путешествие по Италии, за время которого завёл множество знакомств. Среди его новых друзей был итальянский лирик и писатель Джованни Боккаччо.

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке. Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

Франческо Петрарка

ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО (Petrarca, Francesco) (1304−1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.

Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.

В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура — больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.

Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.

В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни — эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) — свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.

1342−1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) — трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке — Канцоньере (Canzoniere).

К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346−1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) — о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.

Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.

Годы 1351−1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine).

В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) — путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник — Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta — Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере — 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически — как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, — он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее — Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, — Дж. Боккаччо, , Л. Медичи и Т. Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А. Марк, Г. де ла Вега, Х. Боскан и Ф. де Эррера в Испании; К. Маро, Ж. Дю Белле, М. Сев, П. Ронсар и Ф. Депорт во Франции; Дж. Чосер, Т. Уайет, , Э. Спенсер, Ф. Сидни, Т. Лодж и Г. Констебл в Англии; П. Флеминг, М. Опиц, Г. Веккерлин и Т. Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У. Фосколо и Дж. Леопарди в Италии; А. Ламартин, А. Мюссе и В. Гюго во Франции; , Дж.Р.Лоуэлл и В. Ирвинг в Америке.

Читайте также  Краткая биография осборн

Родился Петрарка Франческо 20 июля 1304 года в Ареццо, Отец работал нотариусом во Флоренции, но вынужден был бежать с семьей из-за политических волнений. Франческо еще не исполнилось и 1 года, как мать перевезла его в Анчизу, где они прожили до 1311 года. На следующий год семья Петрарки переехала во французский Авиньон. Вначале Франческо получал домашнее образование с частным педагогом, а после ходил в юридическую школу в Монпелье. В 1320 году переехал вместе с братом в Болонью, чтобы продолжить изучение права. В середине весны 1326 года умер отец и братья возвратились в Авиньон.

Для материального обеспечения жизни Петрарка принимает сан. Хоть он и был посвящен, но факты совершения им богослужений или обрядов неизвестны. В 1330 году он становится капелланом у кардинала Джованни Колонна. Через 5 лет получил первый бенефиций за заслуги перед церковью.

В 1337 году Петрарка купил небольшой дом в долине Воклюз возле Авиньона и начал писать эпическую поэму «Африка» и комедию «Филология», которая в наше время считается утраченной. Также он собрал биографии известных людей античного периода в книге «О славных мужах». В это время он создает лирические стихотворения на итальянском языке, а на латыни – стихи и письма. Поскольку служба при папском дворе требовала и дальние поездки, Петрарка стал знаменитым во всей Европе к 1340 году. Сенат Рима наградил его лаврами поэта-лауреата 8 апреля 1341 года.

В период 1342−1343 гг. Петрарка жил в Воклюзе и продолжал писать эпическую поэму и биографии, создал книгу-исповедь «Моя тайна» и другие произведения.

В 1343-1345 гг. переехал в Парму, где продолжил свою работу, но так и не завершил «Африку». В 1348 году умер от чумы кардинал Колонны и Лауры.

В 1351 году Петрарка вновь возвращается в Воклюз, занимается общественной жизнью папского двора и пишет критические письма, которые войдут в книгу «Без адреса».

Епископ Милана Джованни Висконти приглашает поэта в 1353 году на работу оратора, секретаря и эмиссара. Но в 1361 году в Милане разразилась чума и Петрарка уехал в Падую, а через год – в Венецию. В 1370 году он приобрел небольшое имение в Арква, размещенное на Евганейских холмах. Франческо Петрарка умер в Арква 19 июля 1374 года.

Петрарка

Франческо (20.7.1304, Ареццо,— 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320 — в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом ордена францисканцев). Родоначальник гуманистической культуры Возрождения, П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтическому творчеству. Философский трактат на латинском языке «О презрении к миру» («Secretum», 1342—43) отразил столкновение духовного «Я» поэта, стремящегося к литературной славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетической моралью, от которой он ещё не освободился. Жажда поэтической славы прозвучала и в краткой автобиографии «Письмо к потомкам» («Posteritati», 1374). П.— один из первых европейских гуманистов, идеализировавших античный мир. Он — автор латинской поэмы «Африка» (1339—1342), повествующей в стиле «Энеиды» Вергилия о 2-й Пунической войне, а также пастушеских эклог аллегорического содержания «Буколики» («Bucolicum carmen». 1346—57).

В лирике П. на итальянском языке есть политические стихи. В канцоне «Моя Италия» П. с горечью пишет о раздробленности страны, об анархии и междоусобицах. Другую канцону — «Благородный дух» он посвятил Кола ди Риенцо, которого призывает спасти итальянский народ. Но особое значение в творчестве П. имеет любовная лирика, посвященная Лауре — женщине, которую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньере состоит из 2 частей —«На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. Это своеобразный поэтический дневник, где также проявилось противоречие между аскетическим средневековым сознанием и утверждением нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией, а также со школой «Дольче стиль нуово», лирика П. вместе с тем представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии, но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны, стилистические приёмы (антитеза и риторический вопрос), отражающие смятенное состояние его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармоничность характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорическую поэму «Триумфы» (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом.

Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европейской поэзии (так называемый петраркизм). Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итальянского литературного языка.

Соч.: Edizione nazionale della opere di F. Petrarca, v. 1, 10—14, Firenze, 1926—43; в рус. пер.— Избр. лирика, [пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М., 1963 [сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н. Томашевского, М., 1974.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1—2, М., 1963—1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, М., 1966; Парандовский Я., Петрарка, «Иностранная литература», 1974, № 6; Хлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961: Curato B., Introduzione a Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2, [Mil., 1965]; Quaglio A. Е., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.— N. Y.], 1969 (лит.); Bergin Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.).

Ф. Петрарка. Инициал из рукописи «О средствах против всякой фортуны». Ок. 1380. Нац. библиотека Сан-Марко. Венеция.

Ф. Петрарка. «Стихи» (Венеция, 1756). Фронтиспис. Гравюра Ф. С. Фонтебассо.

Франческо Петрарка

Фото Все

Видео Все

Франческо Петрарка. Энциклопедия

Ф. Петрарка — перший гуманіст Європи

Франческо Петрарка — биография

Франческо Петрарка – знаменитый итальянский поэт, ставший основателем раннего гуманизма. Учителем Петрарки был Варлаам Калабрийский, литератор-монах. Петрарку называют культовым поэтом Средневековья, оказавшим большое влияние на итальянский Проторенессанс.

Детство и юность

Будущий поэт родился в Ареццо 20 июля 1304 года семье флорентийского юриста по имени Пьетро ди сер Паренцо. Когда флорентийцы решили выдворить из своего города тех, кто поддерживал партию «белых», Паренцо и Данте оказались в рядах изгнанников. Многие знали флорентийского юриста по его прозвищу – «Петракко». Возможно, что это прозвище и послужило производным словом для творческого псевдонима поэта.

Когда Франческо был маленьким, его отец никак не мог подобрать для своего семейства подходящее место жительства. Они часто переезжали из одного тосканского города в другой, и только когда сыну исполнилось девять лет, обосновались во французском Авиньоне. Через некоторое время мать будущего поэта избрала для себя новое место жительства – соседний городок Карпантра.

Читайте также  Краткая биография лафайет

В Авиньоне Франческо посещал школу, где одним из предметов был латинский язык. Любознательный мальчик, которому нравились гуманитарные науки, уже тогда живо интересовался римской литературой. В 15 лет юноша, завершивший школьное образование, задумался о дальнейшем обучении. Отец советовал ему заняться юриспруденцией. Эта наука не привлекала Франческо, но противиться воле отца он не мог.

Портрет Франческо Петрарка в молодости

Юноша отправился учиться в Монпелье, затем стал студентом Болонского университета. Когда отец будущего поэта скончался, 22-летний молодой человек разом покончил с изучением права. Воля отца уже не довлела над ним, юноша стал свободным в выборе дальнейшего пути и занялся изучением творчества писателей-классиков. Несмотря на отличное знание юриспруденции, его отец не сумел заработать никакого состояния. В наследство своему сыну он оставил только одну поистине бесценную вещь – рукописные сочинения Вергилия.

Финансовое положение Петрарки было тяжелым, к тому же он всегда был большим приверженцем духовного просвещения. Оба этих обстоятельства стали вескими причинами для принятия выпускником университета священного сана. Франческо поселился в папском дворе Авиньона, где стал особенно близок с членами уважаемой в городе семьи Колонно. С одним из представителей авторитетной фамилии, Джакомо Колонно, итальянец познакомился еще в период студенчества.

Когда Франческо было 23 года, он впервые повстречался с Лаурой де Нов. Красота этой женщины оказала на Петрарку неизгладимое впечатление. Любовь к прекрасной Лауре вдохновила молодого человека на написание стихов, которые в течение многих веков считают непревзойденными шедеврами среди итальянских сонетов.

Поэтическое наследие Петрарки

Поэт стал популярным благодаря стихотворениям, написанным на итальянском языке. Большая часть этих произведений была посвящена даме его сердца – Лауре де Нов. Полное имя этой женщины так и осталось загадкой для современников и последующих поколений. Некоторые литературоведы вообще считают, что Лаура просто была одной из самых подходящих кандидатур на роль Музы итальянского поэта.

Петрарка дал своим современникам очень скупую информацию о возлюбленной. Он назвал ее имя – Лаура, написал, что впервые увидел красавицу 6 апреля 1327 года. Это случилось в церкви Санта-Кьяра. Ровно через 21 год после судьбоносной встречи женщина умерла. После ее кончины поэт не успокоился, воспевал свою любовь еще 10 лет.

Канцоны и сонеты, посвященные Лауре, был включены в особый сборник, известный под названием «II Canzoniere», либо «Rime Sparse». Книга, состоящая из двух частей, воспевает любовь поэта к прекрасной Лауре. Но кроме того, в сборник вошло несколько стихотворений политического и религиозного содержания. До начала XVII века сборник пережил более двухсот переизданий.

Сонеты, размещенные на страницах «Канцоньеры», всегда привлекали внимание поэтов и литературоведов разных стран. На эти произведения было написано бесчисленное количество рецензий. Литературоведы всех стран единогласно отмечали огромное значение «Канцоньеры» для развития мировой, итальянской поэзии.

Однако сам поэт относился к своим итальянским стихам несерьезно, считая их милыми безделушками, которые помогали ему восстанавливать душевное равновесие. Стихи он писал для себя, а они неожиданно для самого поэта помогли ему завоевать всю мировую общественность. Читателей всегда подкупала непосредственность, искренность канцонов, сонетов Петрарки. Эти произведения, сквозь которые проглядывает живая душа поэта-итальянца, оказали огромное влияние на его современников и последователей.

Большую известность приобрела поэма «Триумфы», также написанная на родном языке стихотворца. Здесь автор выражает собственную жизненную философию. Для этого он пользуется аллегориями, повествующими о бесконечности побед – любовь одерживает победу над человеком, однако ее саму побеждает целомудрие. Целомудрие погибает под напором смерти, но смерть пасует перед славой, которая, в свою очередь, погибает от времени. Но и само время когда-нибудь обязательно падет под напором вечности.

Поэзия Петрарки оказало неоспоримое влияние на музыку. В период Возрождения и позже его стихами активно пользовались композиторы многих народов. Так, Ференц Лист, находившийся под большим впечатлением от стихотворных произведений итальянца, создал собственное бессмертное произведение – «Сонеты Петрарки».

Произведения Петрарки на латинском языке

Сам Петрарка тяготел к серьезным произведениям, которые он создавал на латинском языке. Его перу принадлежит автобиографический труд «Epistola ad posteros», представляющий собой письменное послание к будущим поколениям. Здесь литератор делится с читателями историей своей жизни, рассказывает об ее главных событиях.

Еще один автобиографический труд, получивший название «De contempu mundi» («О презрении к миру»), представляет собой диалог с блаженным Августином. Книга повествует о внутреннем развитии поэта, автор выстраивает настоящий словесный поединок гуманиста с религиозным аскетом.

«De contempu mundi»

Петрарка писал и инвективы (перевод – обличительная речь), направленные против представителей разных сфер жизни – культуры, политики, религии. Инвектива, направленная против доктора, считавшего науку выше поэзии и риторики, получила широкую известность. Поэт никогда не принимал на веру убеждения, учения современников, рассматривал их с критической точки зрения. Он категорически не одобрял деятельность некоторых французских прелатов, выступал оппонентом аверроистов, приверженцев философского учения того времени, других спорных течений и направлений.

В его «Письмах без адреса» звучала бесстрашная критика развратных нравов Рима XIV века. Герои данной книги – выдуманные или реальные персонажи, к которым обращается автор. Поэт всегда причислял себя к глубоко верующим католикам, и на самом деле был таковым. Однако для него не существовало авторитетов, он открыто критиковал представителей высшего духовенства, если их поведение казалось ему неприемлемым, несовместимым с высоким саном.

Личная жизнь

Прекрасная Лаура стала любовью всей жизни этого человека. Поэт встретился с юной особой в Авиньоне, в течение трех лет наблюдал за ней. Смысл его жизни в тот период был на удивление прост – сделать все, чтобы видеть эту женщину, ловить на себе ее нечаянные взгляды. Как и все глубоко верующие католички, дама его сердца регулярно посещала церковь. Святое место и стало для Петрарки настоящим «домом свиданий». В 1330 году священник перебрался на новое место жительства, поселился в Ломбе. Однако неразделенная любовь к Лауре не давала ему покоя, через семь лет он смог приобрести имение в Воклюзе.

На картине Франческо Петрарка с Лаурой

Так у него снова появилась возможность жить недалеко от своей возлюбленной. Петрарка, католический священник, не имел права на брак. Но он был самым обычным человеком, испытывающим и любовь, и страсть. Поэт вовсе не был противником плотских утех, для вдохновения ему нужны были нежные ласки и объятия. Современники утверждали, что у этого священника было несколько женщин, родивших от Петрарки двух детей.

Что касается Лауры, биографы предполагают – эта женщина имела мужа, была верна ему, родила от супруга 11 детей. Знала ли она о любовном томлении Петрарки – большой вопрос. Есть три версии о причине смерти Лауры. Первая — она скончалась от чумы, буйствовавшей в Авиньоне в 1348 году, вторая версия – дама, обессиленная бесконечными родами, умерла от физического и морального истощения. Третьей причиной ее ранней смерти исследователи называют очень распространенный в то время туберкулез.

Именно недосягаемость возлюбленной сделало ее такой желанной в глазах Петрарки. Невозможность добиться взаимности часто делает объект страсти особенно привлекательным, овеянным романтикой. Поэты считают, что любовь итальянца была такой долгой и глубокой из-за недоступности Лауры, невозможности быть с ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: