Краткая биография мелье

Жан Мелье (1664-1729) Французский просветитель, демократ, утопический социалист Жан Мелье родился в 1664г. в семье деревенского ткача. С 1689г., по настоянию родителей, стал сельским священником.

Краткая биография мелье

Жан Мелье (1664-1729)

Французский просветитель, демократ, утопический социалист Жан Мелье родился в 1664г. в семье деревенского ткача. С 1689г., по настоянию родителей, стал сельским священником. Живя 40 лет в деревне, оторванной от культурных ценностей, тем не менее оказался на уровне передовых социально-политических воззрений своего времени. Единственное сочинение, написанное им перед смертью, — “Завещание”. Поскольку это сочинение содержало нападки на Церковь и христианскую религию, оно, как и извлечения из “Завещания” Вольтера и Гольбаха, было запрещено и осуждено властями на сожжение. Этот труд был воспринят и развит представителями французского Просвещения второй половины XVIII века.

«Завещание» Жана Мелье выделяются изо всей литературы этого направления многими чертами произведения, его необычной судьбой и поразительной фигурой автора. Мелье всю взрослую жизнь провёл в качестве священника в Шампани. «Завещание» не было опубликовано автором и стало известно после его смерти в 1733 г. в списках и выдержках. Вольтеру и другим просветителям оно казалось интересным и привлекательным, но столь опасным, что они так и не отважились опубликовать его полностью. А полностью оно было издано к 200-летию со дня рождения автора в 1864г. в Амстердаме.

Главной отличительной особенностью «Завещания» является то, что у него собственно социалистическая концепция является лишь производной от основной идеи всего произведения — борьбы с религией. Мелье не видит в религии ничего, кроме её социальной роли, которая заключается, по его мнению, в том, чтобы путём обмана и распространения суеверий закрепить насилие и социальное неравенство: «Короче говоря, всё, что ваши богословы и священники с таким пылом и красноречием проповедуют вам. всё это в сущности не что иное как иллюзия, заблуждение, обман, измышление и надувательство: их выдумали вначале хитрые и тонкие политики, повторяли за ними обманщики и шарлатаны, потом этому поверили невежественные и темные люди из народа и, наконец, это поддержано было властью государей и сильных мира, которые потворствовали обману и заблуждениям, суевериям и шарлатанству и закрепили их своими законами для того, чтобы таким путем держать в узде массы и заставлять их плясать под свою дудки».

Этими двумя страстями, ненавистью к Богу и ко всякому неравенству, иерархии, движется всё «Завещание». Религия, считает Мелье, виновна в большинстве несчастий человечества. Она, в частности, сеет раздоры и религиозные войны. При этом сам он простодушно призывает к восстанию, убийствам королей, уничтожению всех, кого можно счесть более благополучными, зажиточными. Религия кажется Мелье нелепостью, суеверием, которое не может устоять против первого прикосновения ясного разума. Из всех религий самая нелепая — религия христиан, которых он называет христопоклонниками. Но неверно было бы искать причину его отношения к христианству в слишком рационалистическом складе ума самого Мелье. Опровергая христианство, он готов верить в дичайшее суеверие, повторять любой вздорный слух. Например, ему представляется нелепостью, что Бог имел всего одного Сына, в то время как куда менее совершенные существа одарены этой способностью в гораздо большей степени. Многие животные производят на свет сразу 10 или 12 детенышей.

Очевидно, что исходной точкой является для Мелье ненависть к Богу, для которой он лишь по мере своих сил пытается подобрать аргументы. Особенно же ненавистна ему личность Христа, для которого у Мелье буквально не хватает ругательств: «А наши богохристопоклонники? Кому приписывают они божественность? Ничтожному человеку, который не имел ни таланта, ни ума, ни знаний, ни ловкости и был совершенно презираем в мире. Кому приписывают они её? Сказать ли? Да, я скажу это: они приписывают её сумасшедшему, безумцу, жалкому фанатику и злополучному висельнику». Борец за права бедняков видит окончательное и неопровержимое доказательство ложности учения Христа в том, «что он всегда был беден, был только сыном плотника. «.

Религия — источник большинства общественных зол и, в частности, неравенства людей, которое держится лишь её авторитетом. Мелье признает необходимость «некоторой зависимости и подчинения» в каждом обществе. Но сейчас власть основана на насилии, убийствах и преступлениях. В «Завещании» нет речи ни о конкретных мерах для улучшения положения бедняков, ни призывов к богатым сделать что-либо в этом направлении; книга только раздувает ненависть одних к другим. Самой сущностью, истинной причиной неравенства является частная собственность, которую религия тоже оправдывает. «Оттого одни опиваются и объедаются, роскошествуют, а другие умирают с голоду. Оттого одни почти всегда веселы и радостны, а другие вечно в трауре и печали».

Вся социальная программа Мелье сводится к нескольким строчкам: «Каким великим счастьем было бы для людей, если б они сообща пользовались жизненными благами». В справедливом обществе, считает Мелье, производство и потребление должны быть организованы на началах общности. «Люди должны владеть всеми благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими тоже сообща и равномерно». Еда, одежда, воспитание детей не должны сильно различаться в разных семьях. Все должны трудиться под руководством мудрых старцев (в другом месте говорится о выборных должностных лицах). Эти меры приведут к чудесным результатам: никто не будет нуждаться, все будут любить друг друга, исчезнет тяжелый труд, обман, тщеславие. Тогда, говорит Мелье, “не видно было бы на земле несчастных людей, тогда как теперь мы видим их на каждом шагу». Семейные отношения также должны измениться, ибо падёт великое зло, привнесенное церковью, — нерасторжимость брака. «Надо, чтобы предоставили одинаковую свободу мужчинам и женщинам беспрепятственно сходиться, следуя своему влечению, равно как свободу расходиться и расставаться друг с другом, когда им станет в тягость совместная жизнь или когда новое влечение побудит их к заключению другого союза».

Также, в “Завещании” содержится острая критика существовавших во Франции феодально-абсолютистских порядков, как тиранических и несправедливых; указывалось на непримиримость противоречий между народом и властями. Перед нами, можно сказать, изображена военно-бюрократическая машина абсолютной монархии, громадная
иерархия “подлых слуг тирании”, помогающих богачам и феодалам грабить и угнетать народ. Выход из положения Мелье видел в объединении народных сил с целью ниспровергнуть “троны, несправедливости и нечестия” и устроить такую жизнь, чтобы она была “подходящих для людей”.

Путь к оформлению такой утопической коммуны виделся в просвещении людей, освобождения их от религиозных предрассудков, которые подвергались особенно страстной и непримиримой критике. Аббат-атеист, Мелье, оставаясь законопослушным гражданином, внутренне не принимал государства, где народы созданы для правителей, а не наоборот. Позже, в 1793г., когда Конвент проводил дехристианизацию и вводил культ Разума, Анахарсис Клоотс предложил поставить в храме Разума статую первого священника, который отрёкся от религиозных заблуждений, — «смелого, великодушного и великого Жана Мелье». Философские взгляды Мелье оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов XVIII в.

Жан Мелье

Другим предшественником Просвещения является Жан Мелье (1664–1729). Это был сельский священник, живший в провинции Шампань, хотя истинных взглядов своего пастыря его прихожане не знали. После его смерти обнаружились записки, которые были опубликованы не без участия Вольтера, давшего им название «Завещание», под которым они и вошли в историю.

Из «Завещания» следует, что Мелье был совсем не тем человеком, который может быть священником, поскольку он выступает ярым атеистом, материалистом и революционером. Пожалуй, из всех просветителей он был ближе всего к марксизму. Ни материалисты Дидро и Гольбах, ни революционер Руссо не могут сравниться с Мелье в этом плане.

Основное положение Мелье состояло в том, что народ отягощен страданиями. В мире царствует зло; богатые богатеют, бедные беднеют. Виновниками бедности бедняков являются богатые, которые грабят и унижают народ, поэтому необходимо приложить все силы для того, чтобы установить в мире справедливость своими силами, не уповая на Божью волю, тем более что, по уверенности Мелье, Бога не существует.

Поскольку основой происхождения зла является имущественное и политическое неравенство, необходимо от него избавиться, так как люди по природе своей равны. Для этого нужно людей просвещать, ведь они темны и забиты, верят в различные вымыслы и суеверия и не знают, что их счастье — в их же руках.

Среди суеверий выделяется в первую очередь христианская религия, придуманная богатыми, чтобы держать народ в повиновении. Без какой-либо религии (а христианство лучше всего подходит для этого) трудно держать народ в узде. Поэтому необходима борьба с религией, прежде всего с христианством. Христианство есть вымысел, оно выдумано людьми, поэтому просветительскими средствами можно добиться того, чтобы люди узнали правду о христианстве.

Читайте также  Краткая биография северянин

Мелье не останавливается на просветительском реформизме, он понимает, что богатые будут держаться за свою власть, поэтому в конце концов он считает необходимой революционную борьбу бедняков против своих поработителей.

Среди аргументов против существования Бога Мелье выделяет следующие. Говорят, что Бог существует, поскольку мир совершенен, в нем присутствует красота. Однако Мелье утверждает, что красота — это понятие, присущее материальному миру и есть его свойство, поэтому придумывать некоего Источника этой красоты совершенно не необходимо. На аргумент, что если мир совершен, то он создан совершенным существом, Богом, Мелье возражает, что это несостоятельно, поскольку предполагает бесконечную цепочку: совершенство Бога означает наличие критерия совершенства, которому подчиняется Бог, следовательно, если Бог совершен, то Он также требует своего Творца и т.д. Получается бесконечная бессмысленная цепочка.

Доказательство Фомы Аквинского от первотолчка (материя не может иметь принцип движения в себе самой) Мелье тоже отвергает: материя сама в себе имеет начало движения, поэтому не нужно допускать никакого неподвижного Перводвигателя.

В отношении души как непосредственно данного нам нематериальной сущности, доказывающей нам существование нематериального мира, Мелье утверждает, что душа также материальна, просто является тонкой материей и со смертью рассеивается. Поэтому в мире не существует ничего, кроме материи, все остальное — лишь ее свойства, форма существования.

Жан-Франсуа Милле: жизнь и творчество художника

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 — 20 января 1875) — французский художник, один из основателей барбизонской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии.

Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.

Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

ТВОРЧЕСТВО

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.

Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле.

На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.

В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.

Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов — иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин , стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.

Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.

Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».

Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.

«Анжелюс» вообще сыграл огромную роль в утверждении посмертной славы Милле. В тени этого полотна оказалось все остальное его творчество.

Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.

В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:

«Он швыряет на свой холст целые пласты краски — такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Художника вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а увлеченность реалистическим методом.

Читайте также  Краткая биография житков

Рассказывают, что Милле, подражая Пуссену, лепил глиняные или восковые фигурки и расставлял их на столе, отыскивая наилучшую композицию и освещение для намеченной картины.

ЦИТАТЫ ХУДОЖНИКА

«Я всегда с ужасом отвергаю все, что может показаться сентиментальным»

«Я обращаюсь к обыденному, чтобы выразить возвышенное»

«Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин»

«Даже рискуя прослыть социалистом, я должен признать, что в искусстве меня больше всего волнует отражение условий жизни человека… Я не был знаком со светлой стороной жизни, не знал, где искать ее, никогда не видел ее. Самое большое счастье, которое я пережил в жизни, — это состояние покоя и тишины. Но это бывало лишь в лесу или в открытом поле»(1854)

Жан-Батист Мольер: биография и интересные факты из жизни

  • 6 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Светлана Гильфанова

Мольер. Одно лишь упоминание этого имени возвращает нас к апогею французской классической комедии. Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие — в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии как серьезной гибкой формы искусства.

Мы расскажем вам о творчестве и биографии Мольера. Краткая характеристика периодов его жизни, некоторые интересные фактах из жизни — все это поможет лучше понять одного из самых выдающихся драматургов в истории. Театр был его жизнью, он исцелил от скуки и распахнул двери в высший свет, но правда ли, что он его и погубил?

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Успех и критика

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жен»», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

«Тартюф, или Обманщик»

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

«Дон Жуан, или Каменный пир»

Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

Личная жизнь

20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет Арманде Бежар — младшей сестре Мадлен (на фото). Она была на 20 лет младше его. Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. Но они не утратили надежды, и в 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Читайте также  Краткая биография брюсов

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра — то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

Жорж Мельес

Биография

Жорж Мельес — французский режиссер, один из основоположников фантастического жанра в кинематографе. Благодаря ему появились сразу несколько направлений и приемов, которые долгое время применялись последователями.

Детство и юность

Мари-Жорж-Жан Мельес родился 8 декабря 1861 года. Семья жила в Париже, отец мальчика владел обувной фабрикой. Бизнес процветал, и предполагалось, что Жорж примет участие в семейном деле. Получив высшее образование, он стал сотрудником технического отдела фабрики «Мельес». Но молодому человеку больше нравилось заниматься созданием карикатур, посещением мюзик-холлов и оперетты.

Жорж мечтал связать свою биографию с работой художника, но его отец считал, что такое занятие не окажется прибыльным. Поэтому Мельес-старший отправил сына в Лондон для изучения английского языка. В британской столице Жорж открыл для себя фокусные театры и свел знакомство с иллюзионистом Дэвидом Девантом. На родину он вернулся с арсеналом карточных фокусов, которые стал демонстрировать на городских мероприятиях.

Georges Méliès, esse é o cara! Andrei Israel

Идти против воли сына было бесполезно. Отец смирился и в 1888-м финансировал приобретение театра белой магии «Робер Удэн». После того как его основатель ушел со сцены, театр прозябал и ветшал, но Жоржу удалось восстановить предприятие. Его увлечения нашли здесь реализацию. Энтузиаст делал эскизы декораций, писал сценарии и создавал фокусные автоматы.

На концертах, собранных из комических зарисовок, Мельес демонстрировал номера со спецэффектами при участии сразу нескольких актеров. В дальнейшем в мероприятиях участвовали хористки Шатле из Театра оперы.

В 1895-м Мельес увидел первый киносеанс братьев Люмьер и вдохновился идеей о кинематографе.

Личная жизнь

Послевоенный период не дал Мельесу возможность реабилитироваться. Некоторое время постановщик работал декоратором в Штутгартском театре, затем был продавцом игрушек на Монпарнасе. Его поддерживала супруга — актриса Жанна д’Альси. Она была второй женой постановщика. Первая Генина Эжени скончалась в 1913 году, оставив мужу дочь Жоржетту и сына Андре.

Во второй брак Мельес вступал зрелым мужчиной. Его жене было 60 лет, и она всячески старалась помочь мужу восстановиться в профессии. Несмотря на перипетии судьбы, Жорж Мельес был счастлив в личной жизни.

Фильмы

В 1896-м Жорж Мельес купил в Великобритании первую кинокамеру и стал показывать зрителям прилагавшиеся к ней пленки. Мужчина начал проводить эксперименты, самостоятельно осуществляя съемку на камеру. Поначалу он снимал номера с участием артистов цирка и иллюзионистов.

Жорж запечатлевал уличное движение, и однажды засвеченная пленка натолкнула его на размышления и необычные пробы. Вырезав кадр, он получил склеенные изображения и таким образом разработал прием стоп-камера. В дальнейшем таким же образом появились на свет трюки с замедленной и ускоренной съемкой. Помимо авторских киноэффектов, Мельес использовал и идеи партнеров по цеху.

В 1896-м свет увидела лента «Партия в карты». Спустя год на даче под Парижем Жорж построил небольшой павильон со спецтехникой для трюков — люками, тележками для камеры, подъемниками и черным бархатным фоном. Кинематографист впервые попробовал сделать шаг от черно-белой к цветной пленке. Для этого он раскрашивал кадры ленты кисточкой вручную. Кропотливый труд был высоко оценен зрителями.

Студия быстро окупилась и начала приносить доход. За 1897 год Мельес снял около 60 короткометражных фильмов. Его излюбленным жанром оказалась феерия, к которой относились ленты «Коронация Эдуарда VII» и «В царстве фей».

В числе первых популярных фильмов Жоржа Мельеса были «Кабинет Мефистофеля» и «Фауст и Маргарита». Студия мастера специализировалась на кинематографических опытах. Здесь ставили эксперименты с синхронной записью звука и необычными эффектами. В период с 1900 по 1905 год Мельес выпустил ленты «Человек-оркестр», «Путешествие на Луну», «20 тысяч лье под водой» и другие. Эти картины отличали новаторские технические решения. Используя игровые инсценировки и заранее написанный сценарий, режиссер создавал постановочное зрелище.

Стоит отметить, что творческую деятельность Мельес совмещал с социальной работой. Он был президентом французского кинематографического синдиката, а также занимал пост председателя первых международных кинематографических конгрессов.

Пионер кинематографа сделал большой вклад в развитие искусства, наделив фильмы изобразительностью и экранизировав известные литературные сюжеты. В 1902-м была открыта фирма «Старфильм». Мельес по-прежнему работал с излюбленными приемами, но сфера кино развивалась быстрыми темпами. Режиссер стал отставать. Появились последователи и подражатели мастера. Некоторые его ленты копировали, а спецэффекты уже не казались такими поразительными.

Художник-самоучка, Мельес делал ставку на театральный опыт, снимая в декорациях, отказываясь работать на натуре и ограничивая творческие возможности сценическими условностями. Реализм в кинематографе к этому моменту взял верх над сказочным вымыслом. В 1909-м Жорж Мельес начал сотрудничество с фирмой «Братья Пате», но это не спасло его от краха. Спустя 4 года студия обанкротилась, и режиссер потерял виллу и павильон. Их выкупил Шарль Пате.

Наследие Жоржа Мельеса отличалось удивительной тщательностью выстраивания иллюзии. В его картинах сочетались мизансцены, актерская игра, костюмы, свет, макеты, а также театральное единство места, времени и действия. Будучи экспериментатором, Жорж оказался плохим дельцом. Он изобрел скрытый монтаж и многократную экспозицию, но не сумел сделать свое предприятие коммерчески выгодным.

Фильмография режиссера насчитывает порядка четырех сотен наименований. Во время Первой мировой войны Мельес уже не снимал кино. Он испытывал творческий кризис, разорился и был несправедливо забыт.

Смерть

В последние годы жизни Мельеса журналисты нашли в архивах пленки с фильмами режиссера, и культурное сообщество вновь вспомнило о деятеле кино. Правда, к работе он не вернулся. Кинематографическое общество при поддержке внучки режиссера устроило его в дом престарелых в Орли. Там Мельес писал мемуары и давал интервью, пользуясь положением «отца кинематографа». Постановщик скончался в 1938 году. Причиной смерти стала злокачественная опухоль. Могила Жоржа Мельеса находится в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: