Краткая биография мицкевич - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография мицкевич

Биография Адама Мицкевича ФИО: Адам Бернард Мицкевич Дата рождения: 24.12.1798 Место рождения: Заосье, Беларусь Знак зодиака: Козерог Деятельность: Поэт,

Краткая биография мицкевич

Биография Адама Мицкевича

ФИО: Адам Бернард Мицкевич
Дата рождения: 24.12.1798
Место рождения: Заосье, Беларусь
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Поэт, политический деятель
Дата смерти: 26.11.1855 (56 лет)

Детство, семья

У польского поэта 19 века Адама Бернарда Мицкевича белорусские и еврейские (по матери) корни. Он был вторым среди пятерых сыновей адвоката Николая Мицкевича, продолживших обедневший белорусский шляхетский род Мицкевичей-Рымвидов.

Адам родился 24 декабря 1798 года в хуторском поместье Заосье Новогрудского уезда Виленской губернии, входившей в состав Литвы и Российской империи. Мать будущего поэта Барбара Маевская была дочерью мелкого служащего, но происходила из старинного рода, известного с 17 века.

В семье были живы патриотические настроения. Сыновья знали, что отец был участником восстания под руководством Тадеуша Костюшко за неделимость и возрождение Польши. В 1800 году Мицкевичи переехали в Новогрудок. В 1812 году глава семьи внезапно умер, вдова и дети испытали много трудностей.

Адам Мицкевич в юности и молодости

Жизненные дороги

  1. В 1807 – 1815 годах Адам обучался в школе при храме Архангела Михаила. Он любил литературу, математику, историю. Особенно его интересовали времена рыцарей, крестовых походов.
  2. 1815 – 1819 – годы обучения в Виленском университете, вначале на физико-математическом, а затем на словесном факультете, где патриотически настроенная молодёжь организовала кружки филоматов и филаретов.
  3. В 1820 году среди кружковцев стало популярным стихотворение Мицкевича «Ода к юности». Сам автор вольнолюбивого произведения в это время жил в городке Ковно. Там с 1819 по 1823 годы он служил школьным учителем.
  4. С октября 1823 года по октябрь 1824 Адам Мицкевич испытал первые столкновения с властями из-за вольнодумия («Дело филоматов»). Дело было состряпано и раздуто в наущение молодёжи. Это вылилось в полгода тюрьмы. Затем была высылка из Литвы. Путь лежал в Россию.
  5. С 1825 по 1829 годы, живя в России, изгнанник побывал в Одессе, в Крыму, в Москве и Петербурге. Это было время неудачной попытки жениться и весьма успешной службы с 1825 по 1828 годы в канцелярии московского генерал-губернатора.
  6. Главным же в жизни польского патриота стало знакомство с будущими декабристами, русскими писателями, прежде всего с Пушкиным и Вяземским. Пётр Вяземский первым перевёл «Крымские сонеты» Мицкевича на русский язык.
  7. Наступившее после расправы над декабристами время правительственной реакции и подавления любого инакомыслия в России заставило уйти со службы и эмигрировать. В мае 1829 года Адам Мицкевич покинул Петербург и уехал за границу.
  8. Он совершил поездку по Европе, некоторое время жил в Швейцарии, Германии, Италии. В 1831 году тяжело пережил неудачу Польского восстания, имевшего целью добиться выхода Польши из состава Российской империи. Несколько месяцев прожил в Дрездене.
  9. С 1832 по 1855 годы жизнь Адама Мицкевича была связана с Францией. Он поселился в столичном Париже. Среди соотечественников стал выразителем освободительных идей на страницах «Польского пилигрима» – эмигрантской газеты. Язык его публицистических выступлений говорил о гражданской позиции патриота, горячо любящего свою родину.
  10. С 1839 по 1845 годы польский поэт вёл преподавание в Коллеж де Франс (Лозанна) и стал в нём первым профессором-славистом. Причиной отстранения от чтения лекций стало использование их для пропаганды мыслей польского проповедника Анджея Товяньского.
  11. В 1845 году за распространение идей товянизма о миссионерстве избранной нации Мицкевича лишили права преподавать, а в 1852 году он был отправлен в отставку. Власти среагировали и на сочувственное отношение к Наполеону, и на политические публикации.
  12. В 1855 году, осенью, Адам Мицкевич покинул Францию и направился к берегам Турции, в Константинополь. За полгода до этого он похоронил жену, что тоже укрепило его в мысли оставить Европу. В его планах была организация польско-еврейского легиона для совместной борьбы с англичанами и французами против имперской России в Крымской войне.
  13. Причиной неожиданной смерти 26 ноября 1855 года стало заражение холерой, хотя существует и версия об отравлении. Поэт-патриот был похоронен на парижском кладбище в Монморанси. В 1890 году его прах перезахоронили в Кракове. Он покоится в саркофаге в Вавельском кафедральном соборе, где находятся усыпальницы польских королей и выдающихся соотечественников.

Вехи творчества

Способности к сочинительству у будущего поэта проявились ещё в школе. В печати первое произведение появилось в 1818 году с названием «Городская зима». Стилю классицизма Адам вскоре предпочёл романтизм, на что повлияло увлечение народными балладами, белорусскими простонародными песнями, обрядовым фольклором.

Подлинного поэта в Мицкевиче пробудила любовь к Марыле Верещако. Их познакомил в 1818 во время каникул друг-студент. Баллады «Свитязь», «Свитезянка», много стихотворений написаны под впечатлением от красоты девушки. Чувство к ней осталось на всю жизнь, но соединиться узами брака не позволили родители: жених был признан неровней. Марылю выдали замуж за графа В. Путткамера.

Поэтическое творчество стало основной потребностью и возможностью выразить свои чувства и отношение к миру. Главным произведениями Адама Мицкевича стали:

  • «Баллады и романсы» – поэтический сборник, вышедший в 1820 году в Вильно.
  • «Гражина», «Дзяды» (две части, третья написана в 1832 году) – две поэмы. Они вышли в 1822 году и сделали Мицкевича ведущим поэтом польского романтизма.
  • «Сонеты» – лирический сборник, выпущенный в 1826 году в России и включавший в себя цикл «Крымские сонеты». Основные темы – одиночество, тоска по родине.
  • «Конрад Валленрод» – поэма, изданная в 1828 году в Петербурге. В центре – герой, погибающий в борьбе за свободу литовского народа против рыцарей-крестоносцев.
  • «Пан Тадеуш» – эпическая поэма, опубликована в 1834 году в Париже. Она стала красочной эпопеей польской жизни и создала образ обречённого шляхетства.

Личная жизнь

Память о юношеской любви к Марыле Верещако, которая прошла сквозь всю жизнь поэта, нашла отражение в образе Зоси – главной героини поэмы «Пан Тадеуш». Прототипом же героя стал сам автор.

В семейную жизнь в возрасте 36 лет Мицкевич вступил с Целиной Шимановской, дочерью известной пианистки. Она родила ему 6 детей: четверых сыновей и двух дочерей. Сын Владислав, став взрослым, посвятил жизнь исследованию творчества знаменитого отца.

Жена Целина с дочерьми

Частная жизнь поэта была очень скромной. В ней не было страстей, увлечений, громких событий. Она была посвящена двум устремлениям: стать полезным делу возрождения родины – Речи Посполитой, а также обеспечить семью и воспитать национальную гордость в своих детях.

Адам Мицкевич ушёл из жизни в один год с женой – 1855-ый. Сознавая, что дети остаются одни, он, умирая, просил друга, бывшего рядом, передать, чтобы дети всегда любили друг друга.

Адам Мицкевич – гордость Польши

Став знаменитым ещё при жизни, поэт выразил чаяния поляков, литовцев, белорусов о государственной независимости; их стремление отстоять право на свой язык и национальную культуру.

Для поляков важно, что их гений сумел получить признание и прославиться, заняв, как равный, место в одном ряду с Пушкиным и другими деятелями русской и мировой культуры. Он оказал большое влияние на становление литературы славянских народов. Бесчисленны переводы произведений поэта на другие языки.

О мировом признании творчества Адама Мицкевича говорят памятники поэту, установленные в Варшаве, Кракове, Познани, Одессе, Львове, Париже. В Европе множество улиц и площадей носит его имя.

Адам Мицкевич

Биография

Адам Мицкевич – знаменитый польский поэт, масштаб деятельности которого для родной страны сопоставим со значимостью Александра Пушкина для русской литературы. Специалисты называют автора основоположником польского романтизма. Он стоял во главе национально-освободительного движения в Польше.

Детство и юность

Адам Мицкевич родился на хуторе Заоссе, вблизи городка Новогрудок. За 3 года до появления автора на свет эти земли принадлежали Речи Посполитой, а затем были присоединены к Российской империи. Сегодня территория принадлежит Беларуси, поэтому о творчестве поэта знают и местные жители.

Адам родился 24 декабря 1798 года. Отец мальчика, Миколай, был выходцем из старинного литовского рода. Когда-то он принадлежал к знати, но семья обеднела и не располагала состоянием. Мицкевич-старший вел адвокатскую практику, чтобы прокормить семью. В 1794 году мужчина поддержал восстание Тадеуша Костюшко и в своих сыновьях он воспитывал любовь к родине и уважение к шляхтичам. Мать Барбара, еврейка по происхождению, принадлежала семье мелкого служащего.

12 февраля 1799 года мальчика крестили в Новогрудском костеле Преображения Господня. С 1805 по 1815 годы он учился в доминиканской школе, основанной при храме Святого Архангела Михаила, и там увлекся литературным творчеством. Первые стихотворения Мицкевич написал в подростковом возрасте. Ему нравилось учиться.

Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Сначала основным направлением Мицкевича были физика и математика, но через год молодой человек перевелся на историко-филологический факультет. Интерес к литературе и истории оказался сильнее.

На новом факультете студент начал читать античные произведения в оригинале, изучал иностранные языки и посещал лекции именитых педагогов. Преподаватели помогли сформировать мировосприятие, собственное отношение к фактам и происходящему в мире. Классицистские идеи в их лекциях смешивались с новомодными романтическими тенденциями, которые подпитывали юношей.

A post shared by @data_iks on Dec 23, 2018 at 11:07pm PST

С 1817 года Мицкевич был в рядах студентов, участвовавших в создании патриотических университетских объединений: филоматов и филаретов. Патриоты родной страны, они боролись за сохранение родного языка и национальное достоинство, пропагандировали помощь нуждающимся. Позднее их убеждения сформировались в политическую программу.

Получив в 1819 году диплом об окончании университета, Мицкевич обрел возможность педагогической практики. Его направили в город Ковно, ныне Каунас. Прибегнув к такому шагу, чиновники, главенствующие в Виленском университете, попытались оградить поэта от участия в тайных организациях. Своеобразная ссылка положила начало созданию произведений в духе романтизма. Мицкевич писал баллады и поэмы, описывающие его взгляды и мировоззрение.

Читайте также  Краткая биография шелли м.

Поэзия

В 1822 году на свет появилась дебютная книга стихотворений Адама Мицкевича. Первый том сочинений автора получил название «Поэзия» и включал в себя известный цикл «Баллады и поэмы». Спустя год опубликовали 2-й том издания, вобравший поэмы «Дзяды» и «Гражина».

Социальная деятельность поэта была тесно связана с творчеством, отчасти ставшим программным. В 1823 году Мицкевич был арестован по «Делу филоматов». Он оказался в тюрьме, но благодаря друзьям в 1824-м был выпущен на волю. Спустя полгода литератора выселили из города.

Он был вынужден уехать и предпринял путешествие в Санкт-Петербург. Затем побывал в Одессе, Крыму, Москве и вновь вернулся в Северную столицу. Путешествие заняло 5 лет и принесло Мицкевичу знакомство с творческой интеллигенцией России. Впоследствии он отправился в Европу и посетил Италию, Швейцарию, Германию. Поэт стал слушателем лекций Гегеля.

В 1830 году в Польше произошло Ноябрьское восстание, и Мицкевич пытался вернуться на родину, но не был допущен. Ему пришлось переехать в Париж и продолжать скитания по Европе, которые привели автора в Италию.

Антоний Одынец и Адам Мицкевич. Гравюра Михаила Андриолли / Podkarpacka Biblioteka Cyfrowa

Мицкевич был плодотворным литератором. Его наследие состоит из массы произведений различных стихотворных форм. Выпустив 2 тома сборника сочинений, Адам сформировал собственную программу, выстраивающуюся на народных легендах и верованиях. В их основе лежали романтические убеждения, отсылки к миру фантазий, где главными становились чувства. Жанровые границы в этих произведениях размыты.

Самыми известными сочинениями этого направления стали «Парис», «Романтика», «Свитезь» и «Свитезянка». После путешествия по России были выпущены «Крымские сонеты». Их главной темой оказалось описание природы и единения с ней человеческого существа.

В 1828 году опубликовали книгу «Конрад Валленрод. Историческая повесть из литовской и прусской истории». Сюжет повествует о действии, разворачивающемся в 14 веке. Главный герой, магистр ордена крестоносцев, поставлен в условия выбора между патриотическими чувствами и рыцарским кодексом. С его помощью Мицкевич описал переживания участников тайной организации, к которой он принадлежал.

Почтовая марка СССР «Александр Пушкин и Адам Мицкевич» / Википедия

Поэмы «Повесть Вайделота» и «Альпухара» — произведения в стихах, излюбленные российскими чтецами, вышли в этот же период, но не имели той же смысловой нагрузки. В Европе Мицкевич работал над продолжением поэмы «Дзяды». Несколько эпизодов произведения, объединившись, создают композицию, рассказывающую о народных верованиях и традициях, стремлениях лирического героя.

Эти направления переплетаются с современностью, в которой автор описывает процесс по делу филоматов. В произведении рассказывается о перевоплощения главного действующего лица, его обращения к Всевышнему с вопросом о справедливости происходящего в государстве и притеснении народа. Неприятие царского деспотизма Мицкевич описывал сквозь призму сказочного и фантазийного.

Мицкевич Адам

Adam Bernard Mickiewicz

А́дам Мицке́вич (польск. Adam Mickiewicz ; 24 декабря 1798, Заосье близ Новогрудка, Литовская губерния, ныне Белоруссия — 26 ноября 1855, Константинополь) — польский поэт и деятель национально-освободительного движения; считается одним из трех величайших польских поэтов эпохи Романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским). Оказал большое влияние на становление белорусской литературы в XIX в. [1] .

Содержание

Биография

Ранние годы

Сын обедневшего шляхтича Миколая Мицкевича (1765—1812), адвоката в Новогрудке; фамилия Мицкевич, как и ряд других фамилий польской шляхты — белорусского происхождения, от имени Змiцер (Дмитрий) [2] . Мать поэта происходила из семьи крещеных евреев, последователей Якова Франка [3] [4] . Получив образование в доминиканской школе (1807—1815), поступил в Виленский университет (1815). С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков филоматов и филаретов, написал программные стихотворения («Ода к юности», 1820 и другие). По окончании университета служил учителем в Ковне (1819—1823). В октябре 1823 был арестован в Вильне по раздутому Н. Н. Новосильцевым делу филоматов и заключён в тюрьму, располагавшуюся в помещении бывшего базилианского монастыря Св. Троицы. В апреле 1824 был выпущен из тюрьмы на поруки.

В октябре 1824 был выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Санкт-Петербург, с февраля по март 1825 — Одесса, с выездом в Крым, с декабря 1825 — Москва, с ноября 1827 снова Петербург). В России сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев), с видными русскими писателями и поэтами (А. А. Дельвиг, И. В. Киреевский, братья Ксенофонт Полевой и Николай Полевой, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский), с библиографом и знаменитым автором эпиграмм С. А. Соболевским.

В мае 1829 выехал из Петербурга за границу.

Эмиграция

Жил в Германии, Швейцарии, Италии. После безуспешной попытки присоединиться к участникам восстания 1831 года остановился на несколько месяцев в Дрездене. В 1832 поселился в Париже, сотрудничал с деятелями польской и литовско-белорусской эмиграции, занимался политической публицистикой. В 1839—1840 преподавал латинскую литературу в Лозанне. В 1840 стал первым профессором славянской словесности в Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние проповедника польского мессианства Анджея Товяньского. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций. В 1852 он был отправлен в отставку.

В 1855 уехал в Константинополь, намереваясь организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября. Перед смертью сказал своему другу Служальскому, когда тот спросил, не хочет ли он что-либо передать детям: «Пусть любят друг друга», — и через несколько минут прибавил еле слышным шепотом: «Всегда!».

В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

В честь Мицкевича назван кратер на Меркурии.

Адреса в Санкт-Петербурге

04.1828 — 15.05.1829 года — дом И.-А. Иохима — Большая Мещанская улица, 39.

Адреса в Москве

12.1825 — 03.1826 года — пансион Фёдора Лехнера — Малая Дмитровка, 3/10

Адрес в Одессе

февраль-март 1825 г. — Дерибасовская, 16.

Творчество

Первое стихотворение «Городская зима» ( „Zima miejska“ опубликовано в 1818 году в виленской газете „Tygodnik Wileński“) . Изданный Юзефом Завадским первый стихотворный сборник «Поэзия» ( „Poezje“ , т. 1, Вильна, 1822) включал «Баллады и романсы» ( „Ballady i Romanse“ ) и предисловие «О романтической поэзии» ( „O poezji romantycznej“ ), став манифестом романтического направления в польской литературе.

Во второй том «Поэзии» (1823) вошли романтическая лироэпическая поэма «Гражина» ( „Grażyna“ ) и части 2 и 4 драматической поэмы «Дзяды» ( „Dziady“ ). В России вышла книга «Сонеты» (1826), включившая цикл «Крымские сонеты» ( „Sonety krymskie“ ) с образом героя-пилигрима, тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.

В Санкт-Петербурге в 1828 году вышла поэма «Конрад Валленрод» ( „Konrad Wallenrod“ ) с посвящением императору Николаю I. В ней повествуется о борьбе литовцев с немецкими крестоносцами. Заглавный персонаж — трагический герой, одинокий борец в стане врага, жертвующий личным счастьем ради спасения своего народа. Литовец по происхождению, мнимо отрекшийся от своей родины и ставший во главе Тевтонского ордена, он своим коварством ведёт Орден к катастрофе. Поэма прочитывалась современниками как аллюзия борьбы поляков с поработителями и разрешение проблемы примирения морали с политикой: внешне смириться с оказавшимся сильнее врагом и пойти на службу к нему, одновременно тайно действуя против него («валленродизм»). В сборник «Поэзия» (т. 1—2, 1829) вошли лирические стихи, поэма «Фарис» и баллады.

В 3-й части «Дзядов» (1832) с фрагментарным построением и двумя планами действия, фантастическим и реальным, изображено, в частности, следствие по делу филаретов. В 3-й части «Дзядов» излагается доктрина «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — «Христа народов». К «Дзядам» примыкает эпический «Отрывок» — цикл стихотворений с картинами России.

Идеи польского мессианизма развиты в художественно-публицистическом сочинении «Книги польского народа и польского пилигримства» ( „Księgi narodu polskiego i pielgrzymstwa polskiego“ , 1832). Польское рассеяние призвано участвовать во всеобщей войне за вольность народов, воскресение которых должно привести в воскресению Польши. Те же идеи пропагандировались в статьях Мицкевича в газете «Польский пилигрим» ( „Pielgrzym Polski“ , 1832—1833).

Крупнейшее произведение Мицкевича — эпическая поэма «Пан Тадеуш» ( „Pan Tadeusz czyli Ostatni zajazd na Litwie“ ), писавшаяся в 1832—1834 и изданная в Париже в 1834 году. В поэме создан полный ностальгии и юмора образ красочных, но исторически обреченных шляхетских нравов. Считается польской национальной эпопеей и шедевром словесной живописи. «Пан Тадеуш» экранизован польским режиссёром Анджеем Вайдой (1999).

Мицкевич, сосредоточив в себе дух своего народа, первый дал польской поэзии право иметь свой голос среди умственных депутатов Европы и вместе с тем дал ей возможность действовать и на нашу поэзию. [5]

Мицкевич в переводах

На русский язык произведения Мицкевича переводили поэты и переводчики разных масштабов дарования. А. С. Пушкин перевёл балладу «Три Будрыса» (в переводе «Будрыс и его сыновья», 1833; опубликован в «Библиотеке для чтения» в 1834) — чрезвычайно точный перевод, считающийся непревзойденным шедевром переводческого искусства [6] , а также балладу «Воевода» и вступление к «Конраду Валленроду». Первый перевод части драматической поэмы «Дзяды» принадлежит В. А. фон Роткирху. Среди переводичков Мицкевича — И. И. Козлов, который в 1827 по прозаическому подстрочнику П. А. Вяземского полностью перевёл «Крымские сонеты», Н. В. Берг, переводивший стихотворения и эпическую поэму «Пан Тадеуш», В. Г. Бенедиктов («Гражина», «Конрад Валленрод», лирика), Г. П. Данилевский, С. Ф. Дуров, А. Н. Майков (в частности, «Крымские сонеты»), Л. А. Мей, П. И. Вейнберг, А. П. Колтоновский (в конце 1890-х — начале 1900-х), позднее — К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Игорь Северянин, акмеист М. А. Зенкевич, Е. Г. Полонская, Н. Н. Асеев («Песнь филаретов»), О. Б. Румер («Пловец», «Иоахиму Лелевелю» и другие стиховторения), С. И. Кирсанов (в частности, «Посвящение в альбом», широко известное по альбому Давида Тухманова «По волне моей памяти», «Смерть полковника», «Редут Ордона»), Михаил Светлов («Колокол и колокольцы», «Упрямая жена» и другие стихотворения), М. С. Живов, Л. Н. Мартынов («Дзяды», стихотворения), Давид Самойлов (отдельные стихотворения), Арсений Тарковский («Гражина», стихотворения «Шанфари», «Альмотенабби»), А. М. Гелескул, прозаик и переводчик Асар Эппель и многие другие поэты и переводчики. Сонеты Мицкевича, помимо Лермонтова, А. Н. Майкова, И. А. Бунина, В. Ф. Ходасевича и других поэтов, переводил В. Левик.

Читайте также  Краткая биография вельтман

Примечания

  1. Масляніцына І. Міцкевіч (Mickiewicz) Адам // Асветнікі Беларусі (X-пач. XX ст.). Даведнік
  2. Б. О. Унбегаун. Русские фамилии, М., 1989, с. 231.
  3. Czeslaw Milosz «The Land of Ulro» (Farrar,Strauss, Giroux, 1981)
  4. Balaban, Meir, The history of the Frank movement, 2 vols., 1934—1935
  5. И. В. Киреевский. Обозрение русской словесности 1829 года. — И. В. Киреевский. Критика и эстетика. Сост., вступ. статья и примеч. Ю. В. Манна. Москва: Искусство, 1979 (История эстетики в памятниках и документах). С. 75.
  6. Томас Венцлова. К нулевому пра-тексту: заметки о балладе Будрыс и его сыновья. — Alexander Pushkin: Symposium II, ed. by Andrey Kodjak, Krystyna Pomorska and Kiril Taranovsky, Columbus: Slavica, 1986, с. 78—87

Издания

  • Dzieła. Wydanie narodowe , t. 1-16, Warszawa, 1949—1955
  • Dzieła. Wydanie jubileuszowe , t. 1-16; Warszawa, 1955
  • Dzieła wszystkie , t. 1, 4, Warszawa, 1969-72
  • Собрание сочинений, т. 1-5, Москва, 1948-54
  • Избранные произведения. Москва — Ленинград, 1929
  • Стихотворения. Поэмы, Москва, 1968.

Фильмы

На IX конкурсе имени Ежи Гедройца (итоги подведены в Минске 31 марта 2009 года) фильм Олега Лукашевича «Эпоха Адама Мицкевича» удостоен Диплома с отличием [1]

Письма

Письмо 1840-1844 годов Адама Мицкевича на французском языке своему парижскому другу, известному французскому историку и публицисту Жюлю Мишле, весной 2009 года было продано за 100 тыс. злотых (более 22 тыс. евро) на аукционе в Кракове. В письме Адам Мицкевич пишет о литературе, лекциях в Колеж де Франс, жалуется также на здоровье. Письмо написано коричневыми чернилами на тонкой бежевой бумаге размером 21,2 на 13,5 см. [2]

Краткая биография Адам Мицкевича

Адам Мицкевич (1798-1855) — польский национальный поэт, политический активист, талантливый переводчик, мыслитель, философ, религиозный деятель и даже мистик, эффективный организатор и военный командир. Его жизнь – пример классической романтической биографии, типичной для целого поколения, рожденного после Третьего раздела Польши, то есть в плену, поколения романтических «энтузиастов», борющихся за независимость и национальную культуру.

Он был свидетелем многих прорывов и исторических событий. Следил за ходом восстания Костюшко, войнами Наполеона, судьбой Варшавского герцогства и Королевства Конгресса, ноябрьским восстанием и весной народов.

Краткая биография Адама Мицкевича

Адам Мицкевич родился 24 декабря 1798 года на хуторе в Заосье, вблизи города Новогрудок. Отец будущего поэта — Миколай Мицкевич — был выходцем из старинного литовского рода, знатного, но давно обедневшего. Поэтому, чтобы прокормить семью был вынужден заниматься адвокатской практикой.​​ Мать Адама — Барбара Маевская, дочь мелкого еврейского управляющего, была домохозяйкой.

C 1807 по 1815 юный Мицкевич был учеником доминиканской школы повятов при храме святого Михаила Архангела в Новогрудке. Мальчик хорошо учился, но из-за слабого здоровья по два раза оставался в третьем и пятом классе. Когда ему было одиннадцать лет, он начал писать стихи, которые, как вспоминал его младший брат Александр, ничем не выделялись.

Тяга к знаниям и усердие помогли получить казенную стипендию и отправиться в Виленский университет, студентом которого он стал в 1815 году. Именно здесь началась его политическая деятельность, когда он и группа друзей образовали тайные студенческие общества под названием филоматы (“стремящиеся к знанию”) и филареты (“любящие добродетель”). Они пропагандировали помощь нуждающимся, боролись за национальное достоинство и любовь к родному языку. Их цели были ясны и однозначны – полная независимость от Российской империи.

В 1818 году Мицкевич дебютировал со стихотворением «Городская зима». Год спустя, после окончания университета, он уехал в Каунас, где начал работать школьным учителем. Во время своего пребывания в Каунасе Мицкевич работал над многими литературными произведениями. В 1822-1823 годах были опубликованы первые два сборника его поэзии (в том числе произведения «Баллады и романсы», «Гражина», а также вторая и четвертая части «Дзяды»).

В 1823 году царские власти арестовали Мицкевича за принадлежность к ассоциации филоматов. В течение полугода поэт находился в заключении в Вильнюсском монастыре базилианских отцов. В 1824 году был вынесен приговор суда, об изгнании Адама вглубь России.

В изгнании

Сначала поэт прибыл в Петербург, через три месяца — в Одессу, откуда совершил поездку в Крым, затем поехал в Москву, а потом в 1828 году, снова в Петербург. Пятилетнее пребывание в России было для него плодотворным временем. Он оказался в числе культурно-литературных элит Москвы и Санкт-Петербурга, которые хвалили и ценили его талант.

В России он познакомился с окружением будущих декабристов, он также познакомился с Александром Пушкиным, Николаем Полевым, Петром Вяземским. Опыт русского периода привел к появлению таких работ, как Крымские сонеты (1826 г.), Конрад Валленрод (1828 г.), затем Дзяды часть III и стихотворение « Моим друзьям-москалям» (1832 г.).

В 1829 году, с помощью влиятельных друзей и покровителей, Адаму Мицкевичу удалось уехать в Европу. Он посетил страны и города, о которых он только что читал и слышал ранее. Он путешествовал по Германии, Швейцарии, Чехии и Италии.

В 1831 году безуспешно пытался вернуться на родину и принять участие в Польском восстание против власти Российской империи. Ему пришлось переехать в Париж и продолжать скитания по Европе. Вскоре после прибытия он установил контакты с французской интеллектуальной и художественной средой, начал активно участвовать в эмиграционных ассоциациях: Литературном обществе, Литовском и Русском Обществах, Обществе научной помощи и Национальном комитете Лелевеля.

В 1834 году было закончено главное произведение поэта «Пан Тадеуш». В нем переплелись несколько жанровых линий, благодаря чему сочинение стало национальной поэмой. Адам описал польское общество, готовящееся к приходу войск Наполеона. Позитивный финал произведения не подтвердился реальностью вопреки предположениям автора.

В этом же году тридцатипятилетний Адам женился на двадцатидвухлетней Селине Шимановской от которой у него было шестеро детей — две дочери Мария и Елена и четверо сыновей: Владислав, Юзеф, Александр и Ян. В этом браке Адам и Селина не нашли счастья.

Мицкевич находился в постоянных поисках заработка для того, чтобы содержать свою семью. Поэт наладил сотрудничество с активистами-эмигрантами, писал статьи в журналистские журналы. В 1839-1840 годах он был профессором латинской литературы в Лозанне, Швейцария, а затем был профессором кафедры славянских литератур в Коллеж де Франс до 1845 года (его отстранили от чтения лекций за пропаганду товянизма).

В 1848 году в связи с Весной Наций поехал в Рим, где организовал польское вооруженное подразделение — так называемый Польский Легион, помогающий итальянцам бороться за свою независимость.

Вернувшись в Париж 1849, он был соучредителем и редактором парижской демократической газеты «Трибуна народов». Присоединился к Историческому обществу, принял активное участие в создании Парижской библиотеки и был активным членом Совета Польской школы в Батиньоле. С 1852 году занимал скромную должность в библиотеке, где он дежурил три раза в неделю за небольшую фиксированную зарплату и бесплатную квартиру.

Начало Крымской войны 1853 года возродило надежду на перемены, выгодные для Польши. После смерти своей жены Адам Мицкевич оставил несовершеннолетних детей в Париже, и осенью 1855 года отправился в Константинополь (Стамбул) в Турции. Здесь он работал в воинских формированиях, участвовал в вербовке поляков, казаков и евреев, планировал создать новый легион, чтобы помочь французам и англичанам в Крымской войне против России.

Однако мечтам его не суждено было сбыться: он заразился холерой, скончался 26 ноября 1855 году. Тело было перевезено в Париж и похоронено на кладбище де Шампо в Монморенси рядом с его женой, эксгумированной в Пер-Лашез. Тридцать пять лет спустя, перед приближающимся столетием рождения, прах великого поэта был доставлен в Вавельский кафедральный собор в Кракове и помещен рядом с королевскими гробами.

Самые важные работы:

  • Ода молодежи (1820)
  • Баллады и романсы (1822)
  • Гражина (1823)
  • Крымские сонеты (1826)
  • Конрад Валленрод (1828)
  • Дзяды (часть II и IV 1823, часть III 1832)
  • Пан Тадеуш (1834)

Важность Адама Мицкевича в жизни польского народа

Адам Мицкевич был духовным лидером польской нации во время плена. Он убеждал поляков бороться за независимость, был предан родине и героизму и осуждал предательство собственной нации.

Пропагандировал идею освобождения польского народа и видел возможность бороться и побеждать за независимость Польши. Не только поэтическим словом, но и своими делами поэт доказал свою любовь к свободе и восстанию против всякой тирании.

Адам Мицкевич (1798—1855)

Крупнейший польский поэт Адам Мицкевич родился всего через три года после окончательного раздела Польши между соседними державами — Австрией, Пруссией и Россией. Память о прежней могущественной Речи Посполитой, коварно отнятой жестоким врагом, ещё была жива у старшего поколения. Тема свободной Польши постоянно возникала на собраниях многочисленных студенческих обществ Виленского университета.

Российские власти увидели в патриотизме молодых людей опасность для существующего порядка, и в 1823—1824 гг. самые активные представители студенчества были арестованы и сосланы в Центральную Россию. Такое же наказание постигло и Мицкевича, который к тому времени уже закончил университет, но сохранял тесные связи с сокурсниками. Только в 1829 г. поэту удалось избавиться от опеки царских чиновников.

Читайте также  Краткая биография белинский

Мечта Мицкевича сражаться за свободу осуществилась в 1848 г., когда созданный им польский легион выступил на стороне итальянских революционеров. Жители Рима, Флоренции и других итальянских городов радостно приветствовали поляков, однако легион так и не стал авангардом освобождения всех славян от гнёта «тираний». Попытка возродить идею легиона во время Крымской войны 1853—1856 гг. стоила Мицкевичу жизни. Будучи в Константинополе, где союзное командование формировало части для отправки в Крым, поэт заразился холерой и умер.

Писать Мицкевич начал в студенческие годы. Известность же пришла к нему после выхода в свет первого тома сборника «Поэзия» — книги «Баллады и романсы» (1822 г.), которая стала манифестом польского романтизма. Ключевое произведение «Баллад» носит характерное название «Романтика». Его героиня, простая деревенская девушка, встречается по ночам со своим любимым, умершим два года назад. Старый мудрец уверяет, что подобные встречи — выдумка необразованной «челяди», однако лирический герой решительно вступается за народные поверья:

Чувством, верой больше говорится,
Чем твоим, мудрец, стеклам и оком.
(Перевод Л. Н. Мартынова.)

Интерес романтиков к жизни народа тесно переплетался с интересом к прошлому своей страны. Творчество Мицкевича не было в этом смысле исключением. Из разысканий поэта по истории родного Новогрудка возникла «литовская повесть» в стихах «Гражина» (1823 г.). Повесть снабжена основательным комментарием, подтверждающим достоверность упоминаемых деталей, ссылками на исторические источники и капитальные учёные труды. Однако сюжет «Гражины» в такой демонстративной достоверности не нуждается. История о князе, который задумал позорный союз с врагами, и княгине, хитростью разрушившей планы мужа, могла произойти как в средневековой Литве, так и во Франции или Германии. Иными словами, скрупулёзная реконструкция литовской старины в «Гражине» не более чем элемент литературной игры, придающий тексту оригинальность и неповторимый колорит.

Узнав о начале польского национально-освободительного восстания (известного как Но-ябрьское восстание 1830 г.), Мицкевич поспешил в Париж, но революционная Франция не откликнулась на его призыв помочь Польше. Тогда он направился к месту событий, однако опоздал: восставшие были практически полностью разгромлены

Адам Мицкевич представляет своё сочинение как издание старинной анонимной рукописи:

То, что видел и слышал, записывал
кратко
От него унаследовав рукопись эту,
Выдать я, наконец, порешил её свету.
(Перевод А. А. Тарковского.)

Однако эта старинная «рукопись» имеет серьёзный недостаток: в ней не объясняется, каким образом княгиня Гражина оказалась во главе литовских войск. Желая восполнить досадный пробел в сведениях, Издатель обращается за информацией к двум свидетелям — «дряхлеющему воину» Рымвиду и бывшему пажу. Оба они — непосредственные свидетели деяний княгини. Но сколько же лет было этим свидетелям, когда их разыскал Издатель? Выходит, что либо автор предполагает большую продолжительность жизни, чем мы привыкли думать, либо времена языческой Литвы и крестоносцев отделяет от момента выхода «Гражины» из печати всего около столетия. Такой «просчёт» (надо полагать, введённый Мицкевичем умышленно) окончательно разрушает наукообразие исторических и этнографических реконструкций, и читатель переносится в мир литературной игры, не связанный строгими законами хронологии.

Разительный контраст «Гражине» представляет стихотворная «историческая повесть» «Конрад Валленрод» (1828 г.). Также, как и «Гражина», она посвящена противостоянию Литвы и крестоносцев, однако насколько изящны, подчёркнуто красивы и гармоничны образы «Гражины», настолько мрачны и сосредоточены на собственном горе или ненависти персонажи «Валленрода». Военное столкновение в новом произведении Мицкевича — это не величественная битва героев, а череда жестокостей:

Ты зарева увидишь вкруг сиянье —
Войны несправедливой одеянья;
Зловещ их блеск, их переливы стары,
Картины их — резня, грабёж, пожары,
Что в глупых возбуждает восхищенье,
А мудрецам внушает отвращенье
И ожиданье грозной божьей кары.

Ключевая тема «Валленрода» — сохранение верности своей родине. Главный герой говорит:

. Я рос среди немцев как немец;
Дали имя мне Вальтер, прибавили
прозвище Альфа, Но под кличкой немецкою
сердце литовское билось:
В нём скрывалась тоска по отечеству,
ненависть к немцам.

Родная Литва для него — высшая ценность. Когда возникает необходимость спасти литовцев от войск «чёрного Ордена», герой отказывается от всего своего — от любви, от привязанности к друзьям и даже от собственного имени. Под личиной знатного графа Валленрода он становится великим магистром Ордена и ведёт войска крестоносцев на верную погибель. В конце концов тайну лже-Валленрода раскрывают, но, даже обречённый на смерть, он торжествует победу:

. И одним ударом
Стоглавую я уничтожил гидру.
Колонны расшатав, Самсоном ярым
Разрушив зданье, сам под ним погибнул!

Объединяет два этапа творчества Мицкевича поэма «Дзяды» — масштабное произведение, сложный комплекс разновременных драматических и поэтических фрагментов. «Дзяды» делятся на четыре части. Части II и IV (1823 г.) называются по месту создания виленскими, а части I и III со стихотворным «Отрывком части III» (1832 г.) — дрезденскими. Виленские «Дзяды» вошли в одну книгу с «Гражиной», и это не случайно: в них то же пристальное внимание к народной старине и даже похожие сюжеты. В части II воссоздаётся белорусско-польский обычай угощения душ умерших — дзяды (от полъек. dziady — «деды», «предки»; отсюда и название поэмы). В части IV говорится о страданиях юноши Густава, покинутого возлюбленной.

Практически всё действие виленских «Дзядов» Мицкевич перенёс «за сцену». Ход событий восстанавливается из монологов главных героев, представляющих зрителю собственные истории. Наиболее последовательно такой «галерейный» принцип воплощён в части II, где Кудесник вызывает сначала призраки невинных младенцев, затем жестокого пана и замученных им крепостных, горделивой и неприступной девицы и, наконец, молчаливый призрак Густава.

Поэты-романтики часто придавали своим сочинениям форму фрагментов. Не исключено, что, печатая II и IV части «Дзядов», Мицкевич не планировал никакого продолжения. Однако личные впечатления от ареста и ссылки в Россию, а также переживания, вызванные разгромом польского восстания, вернули поэта к образам незавершённого произведения. Новые, дрезденские, «Дзяды» связывает с Виленскими один персонаж — юноша Густав, теперь оказавшийся в царской тюрьме. Сосредоточенный на судьбе отчизны и, шире, человечества вообще, арестант Густав разительно отличается от Густава влюблённого, занятого только собственным чувством. В знак происшедшей перемены он принимает новое имя — Конрад. Дальнейшие события разворачиваются в двух планах. Густав-Конрад вовлечён в конкретную политическую интригу — процесс над виленскими студентами, организованный российским Сенатором. (Её участники и обстоятельства легко узнаваемы: она основана на воспоминаниях Мицкевича.) И в то же время душа молодого человека становится полем сражения между Богом и дьяволом. Мистический план глубоко аллегоричен и своей обобщённостью напоминает о культовых действах времён Средневековья.

Дрезденские «Дзяды» были, по сути, шагом за пределы литературы: в философию, историософию, непосредственно в политику. В пророческих видениях героев, особенно в видении ксёндза Петра, Мицкевич попытался сформулировать собственное представление о будущем Европы. Оно виделось поэту как мир социальной справедливости, руководимый Великим Вождём:

Простёрта книга тайн над ним,
как балдахин.
Его глаза — как огневицы.
Своим подножием избрал он
три столицы.
И с неба, точно гром, его несётся глас,
Он воззовёт — и мир немеет:
Наместник вольности, он зрим
для смертных глаз!
(Перевод Б. В. Левика.)

В следующем крупном произведении — поэме «Пан Тадеуш» (1834 г.) Мицкевич стремится во всём, вплоть до мелочей, воссоздать навсегда ушедший в прошлое мир шляхетской усадьбы рубежа XVIII—XIX вв.

Сюжет поэмы сравнительно прост: главный герой приезжает из большого и шумного города в имение, где провёл детство, и попадает в самый разгар тяжбы из-за полуразрушенного замка. В эту тяжбу вовлекаются не только истец и ответчик, но и все их многочисленные знакомые, родичи и соседи. Спор, как и многие судебные разбирательства в шляхетской Речи Посполитой, заканчивается вооружённым захватом спорного имущества, совершённым одной из сторон. Действие сопровождается подчёркнуто учтивым и торжественным церемониалом, витиеватыми речами, которые произносятся буквально по любому поводу, и щедрыми пирами — типичными элементами старопольского шляхетского быта.

Стремление Мицкевича возвратить ушедшие счастливые времена отразилось и на художественной форме поэмы. Вместо напряжённого динамизма, характерного для романтиков, в повествовании появилась обстоятельная неторопливость, вместо таинственности, смятенности — классицистическая цельность. Один лишь ксёндз Робак, скрывающий своё повстанческое прошлое, представляет столь любимый в романтизме байронический тип. На страницах «Пана Тадеуша» воссоздаётся не только быт, но и литературная атмосфера рубежа XVIII—XIX столетий — атмосфера позднего польского Просвещения.

Однако время остановить невозможно. Большая европейская политика достигает и далёкого польско-литовского захолустья: начинается поход Наполеона на Россию, и пан Тадеуш вместе со всеми своими соседями вступает в ряды наполеоновских войск. Мицкевич подчёркивает неотвратимость хода истории, постоянно используя слово «последний»: «последний наезд на Литве», «последний старопольский пир» и т. д.

Эпилог «Пана Тадеуша» символизирует окончательное возвращение в современность, полную «обманов низких, / Утраченных надежд, проклятий, споров, / И сожалений поздних, и укоров. » (перевод С. Мар).

После «Пана Тадеуша» Мицкевич не написал ни одного крупного произведения. Последний стихотворный цикл — «Лозаннская лирика» (1839— 1940 гг.) — отразил всю сложность и трагичность судьбы поэта:

Палились мои слёзы, лучистые, чистые,
На далёкое детство, безгрешное, вешнее,
И на юность мою, неповторную,
вздорную,
И на век возмужания — время
страдания:
Полились мои слёзы, лучистые, чистые.
(Перевод В. К. Звягинцевой.)

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: