Краткая биография мёрдок

Биография Руперта Мердока

Руперт Мердок – прекрасный образчик бунтарского духа, присущего человеческой натуре. Благодаря несгибаемости характера и приверженности своим убеждениям, блестящим умением не идти на поводу у общественности, он стал эталоном для многих своих соотечественников, прочно заняв нишу мирового медиа-бизнеса.

Для Руперта Мердока все началось в колониальной Австралии, когда 11 марта 1931-го года в семье рядового редактора газеты и его жены-горничной, в небольшом провинциальном городке близь Мельбурна, родился младенец, которого родители назвали Китом Рупертом Мердоком. Он был вторым ребенком из четырех детей и единственным сыном семейства Мердок. С детства будущий медиамагнат не отличался покладистостью и благонравием. Об этом откровенно «заявляли» его любовь к азартным играм, опасности и недетская страсть к ставкам на скачках. Многие поговаривали, что он пошел в деда Руперта Грина, в честь которого мальчику дали звучное имя. Тот был известным во всей округе пьяницей и отъявленным бездельником. В поздние детские годы Мердок дни напролет проводил на ипподроме, транжиря деньги своего отца, бывшего военного корреспондента, старавшегося привить сыну любовь к ремеслу журналиста.

В студенчестве, когда он получал высшее образование, Руперт выделялся среди своих сокурсников политическими взглядами, активно пропагандируя социалистический строй в Соединенном Королевстве. В юношестве его кумиром был главный зачинатель Октябрьской Революции, В.И. Ленин, бюст которого Мердок долгое время держал на своем письменном столе в знак своей приверженности радикальным убеждениям. Однако когда в 70-е годы Руперт Мердок баллотировался под протекцией самого премьер-министра, который был членом лейбористкой партии Британии, на должность посла в Соединенном Королевстве и потерпел политическое поражение, то это навсегда изменило его отношение к социализму. Он отказался от своих юношеских идей, сконцентрировавшись на своей работе в сфере СМИ.

1953 год в жизни Мердока стал поворотным в его карьере. После смерти отца Руперту Мердоку в наследство досталось дело всей жизни родителя, издательство «The Adelaide News». Мало что смысля в издательском бизнесе, он получал с разных сторон заманчивые предложения продать свою газету, ему даже угрожали полным разорением навязчивые конкуренты, которые хотели перекупить права на печатное издание. Однако в этом вопросе Руперт Мердок вновь подключил свой бунтарский норов. Он отказал своим недоброжелателям публично, напечатав на первой странице собственной газеты полный текст эпистолярных угроз. Общественность была впервые шокирована не содержанием безнравственного письма нечистоплотных информационных воротил, а самим откровенным и полным наглости поступком главы «The Adelaide News». Подобный провокационный жест резко поднял рейтинг популярности издательского дома Мердока и стал символом всей его последующей деятельности. Руперт Мердок начинает скупать права на многие печатные издания, а в 1969 году становится обладателем самой читаемой и респектабельной газеты «The Australian», которую он решает использовать в качестве политического ринга. Казалось бы, совершенно два разных направления в газетной индустрии: политика и желтая пресса, нашли достойное место в наращивании могущества медиа-империи Мердока. «The Australian» помогала ему налаживать выгодные связи с политической верхушкой, поддерживая некоторые кандидатуры ее представителей на выборах, а серия «желтых» газет, которая пользовалась большим спросом среди обычного люда, печатая на своих страницах скандальные новости, увеличивала гонорары и размеры банковского счета своего владельца.

Свое умение мастерски управлять делами Руперт Мердок проявил в 1968-ом году при покупке популярного на Туманном Альбионе чтива «News of the World», на которое претендовал другой медиамагнат Роберт Максвелл. Следует сказать, что удача была на стороне Максвелла, т.к. он предложил продавцам огромную сумму денег, превысить которую Мердок не мог. Однако он проявил недюжую смекалку, пообещав владельцам газеты не вмешиваться в редакционную политику и не скупать акции у мелких держателей ценных бумаг. Свой талант предпринимателя Мердок показал и при приобретении убыточного на тот момент британского издания «The Sun». Он в считанные месяцы вознес эту газету на пьедестал британских таблоидов, заполнив одну из страниц печатного издания фотографическими снимками с обнаженными телами. После Туманного Альбиона Руперт Мердок начал покарать американское медиапространство. Его копилку печатных изданий пополнили: «San Antonio Express», «The New York Post», «The Village Voice».

Ему удалось провести слияние двух независимых издательских домов, принадлежащих разным материкам — «Collins Publishers» из Великобритании и «Harper & Row» из Соединенных Штатов. Это стало первой в мире попыткой создания межнациональной прессы, увенчавшейся грандиозным успехом. Еще к одной из его побед можно отнести приобретение самого старого и любимого всеми британцами издания «The Times». Она далась ему нелегко, т.к. консервативно настроенные профсоюзы журналисткой гильдии долго бойкотировали его желание стать главой популярнейшей британской газеты. Однако ему в его задумке помогла сама Маргарет Тэтчер, которая в то время была у штурвала Британской империи. Руперт Мердок безжалостно изменил канонический стиль издания газеты, сделав ее цветной и красочной, а всех недовольных этими нововведениями сотрудников (10 тысяч человек) просто уволил. Изменения в газете очень понравились рядовым британцам, и они с удовольствием стали покупать ее выпуски с утроенным интересом.

Позже Мердок, оценив перспективы и влияние телевидения и киноиндустрии на людские умы, стал покорять Голливудские холмы. Он купил киностудию 20-ый век Фокс и телестудию Фокс Телевижн. Не такой удачливой для него оказалась киноиндустрия Азиатского континента и Европы. Но это его не сломило. Поговаривают, что он приценивался к российским телеканалам, в числе которых было и ОРТ, хотя это так и осталось лишь на уровне слухов. Руперт Мердок всегда остается на волне новых технических веяний. Так, в 2005-ом году он приобрел права на одну из социальных сетей. Несмотря на проблемы со здоровьем, в 2000-ом ему поставили страшный диагноз онкологического заболевания, которое он вовремя успел пролечить, Руперт Мердок продолжает оставаться иконой медиапространства, акулой в сфере международного информационного бизнеса. В свои годы, а ему без малого 81 год, он не выбивает из почетного списка Forbes, который ежегодно констатирует величие империи Мердока.

Английская писательница Айрис Мердок: биография, творчество и фото

Одна из величайших писательниц Великобритании 20 века Айрис Мердок оставила миру целый ряд выдающихся романов, над которыми будет размышлять еще не одно поколение читателей. Всю свою жизнь она посвятила литературе. Ее путь был непрост, ей пришлось немало перенести трудностей, особенно в конце жизни.

Происхождение и детство

Родилась Айрис Мердок 15 июля 1919 года в районе Фибсборо столицы Ирландии, Дублина. Ее отец происходил из пресвитерианской семьи, которая занималась овцеводством. Во время Первой мировой войны он был кавалеристом, а позже стал госслужащим. Мама Айрис была оперной певицей, происходила из английской семьи. Родители познакомились в Дублине и поженились там же в 1918 году. Через год у них появилась дочка, она была единственным ребенком в семье. В 1920 году семья Мердоков переехала в Лондон (отец получил место клерка в Министерстве здравоохранения), где и прошло детство будущей писательницы. Однако ее ирландские корни давали о себе знать всю жизнь, проблемы Ирландии всегда были близки Айрис. Детство Мердок было очень счастливым, она говорила о том, что ее семья представляла собой «совершенную троицу любви».

Образование

Начальное образование Айрис Мердок получила в независимой школе совместного обучения в Рохемптоне. Затем она училась в школе для девочек в Бристоле, где обучали «маленьких леди». В 1938 году она поступила в Сомервилл-колледж при Оксфордском университете, сначала на курс английского языка, но позже перешла в класс античной и британской литературы, в том числе занималась в классе Э. Френкеля по истории Агамемнона. Также она посещала семинар по философии, где ее однокурсником был Дональд Маккиннон. В 1942 году она окончила колледж с отличием, получив диплом 1 степени.

Начало взрослой жизни

Продолжению образования Айрис помешала начавшаяся война. После колледжа она начала работать в Министерстве финансов. Но в 1944 году Мердок отправилась работать в ООН, сначала в качестве клерка, а потом в лагере беженцев на континенте. Она проработала в центре реабилитации ООН до 1946 года.

В 1947 году Айрис Мердок поступает в аспирантуру в Ньюнхем-колледже Кембриджского университета, здесь она изучает философию. Ей даже довелось повстречаться с Л. Витгенштейном, но послушать его лекции она уже не успела: философ уехал работать в другой колледж.

Преподавательская деятельность

С 1948 года Айрис Мердок начинает преподавательскую карьеру. Она получает место преподавателя философии в колледже Св. Анны Оксфордского университета. Этой деятельности она отдала 15 лет своей жизни. Оксфорд стал для нее настоящей судьбой: здесь произошли самые значительные события ее жизни. В 1963 году она, к тому времени уже известный писатель, перешла на работу в Королевский колледж искусств на кафедру общих исследований, где продолжила преподавать философию. В 1967 году она оставила регулярную преподавательскую деятельность, ограничившись лишь периодическими лекциями перед студентами.

Читайте также  Краткая биография иванов

Первые литературные опыты

Писать Мердок начала относительно поздно. Ее первый роман «Под сетью» появился в 1954 году. Впрочем, это вполне укладывается в английскую традицию тех лет: знаменитый писатель Джон Фаулз начала создавать свои литературные шедевры в 37 лет, У. Голдинг – в 45. Для Мердок сначала это занятие было только хобби. Она писала и до романа «Под сетью», но ее первые литературные опыты никогда не были представлены широкой публике. Ее работа создавала предпосылки для писательства и она начала писать книги, как художественные иллюстрации к философским постулатам. Первый роман Айрис Мердок, отзывы о котором были самые разные: от восторга до резкого отрицания, представлял собой сложный синтез философии и традиций плутовского романа. Книга входит, по версии журнала Time, в 100 непревзойденных англоязычных романов всех времен. Роман «Под сеть» стал единственным юмористическим произведением писателя, в нем уже проявились основные черты будущего литературного творчества Айрис Мердок.

Творческий путь

Вступив на литературный путь, Мердок устремилась по нему уверенно и продуктивно. Уже через два года после первого успешного опыта появляется ее второй роман «Бегство от волшебника». В романах 50–60-х годов исследователи находят большое влияние философии экзистенциализма. Конец 60-х годов ознаменован выходом серии книг, которые исследователи назвали «романы тайн и ужаса»: «Время ангелов», «Итальянка», «Отсеченная голова», «Единорог». В них Мердок исследует влияние на человека разрушительных страстей. Комическая линия продолжена романом Айрис Мердок «Дикая роза». В нем проявился большой талант писателя-реалиста, традиции которого были заложены классиками английской литературы. Роман повествует о любви, свободе и браке, Мердок исследует взаимосвязь этих феноменов. В 1974 году по книге был создан 4-серийный фильм для американского телевидения. 70-е годы стали для Мердок временем зрелости как писателя. Она стремится продолжать традиции Шекспира, как образцового воплощения добра. Автор погружает читателя в поэтику театральности и создает собственные интерпретации шекспировских сюжетов. К «шекспировскому» циклу относят романы «Черный принц», «Дилемма Джексона» и «Море, море». Герои Шекспира у Мердок получают новую трактовку и трансформацию в поисках добра и смысла жизни. При этом автор иронизирует и над героем, и над читателем, и над собой. Творчество 80-х годов характеризуется нарастанием игрового начала, писатель конструирует романы, как ребус, в которых смысл не только зашифрован в различных сюжетных коллизиях и поворотах, но и скрыт в сложной комбинации цитат, аллюзий, отсылок к другим текстам. Роман Айрис Мердок «Школа добродетели» 1985 года строится на любимом ею персонаже психоаналитика, который является и волшебником, и демоном, человеком, обуреваемом страстями. Роман называют началом «новой Мердок», нефилософской, хотя в нем продолжаются многие темы из предыдущих творческих периодов. В этой книги начинается непривычная для автора дидактичность, религиозность. Ее счастливый конец выглядит нелогичным в контексте общего наследия писателя. Романы последних лет утрачивают бесконечное обаяние прозы Мердок, в них усиливается моралистическое начало. Ее последним романом стала книга «Дилемма Джексона» 1992 года.

Вершина творчества

Традиционно лучшим считается роман Айрис Мердок «Черный принц». Эта книга вышла в 1973 году и относится к самому плодотворному периоду писателя. Эта книга является авторской интерпретацией истории о Гамлете, специалисты также относят его к так называемой «платоновской» серии. «Черному принцу» присуща мудреная, символичная структура и насыщенная философская составляющая. Сложная сюжетная композиция сочетается с большим количеством размышлений героя, все это делает книгу непростым, но очень захватывающим чтением. Мердок не помогает читателю найти свою интерпретацию романа и поэтому появляется несколько вариантов его трактовки. Книга была с восторгом принята критикой, ее номинировали на Букеровскую премию и наградили призом Джеймса Тайта. К наивысшим проявлениям таланта Мердок относят также романы «Сон Бруно», «Море, море» и «Дитя слова». Эти книги поднимают важнейшие для писателя темы смысла жизни, эмоций и страстей в жизни человека, проблему свободы.

Философские воззрения

Айрис Мердок всю жизнь занималась философией. Свои первые работы она пишет в философском ключе. В 1953 году она написала книгу о Сартре. Еще в начале своего пути она увлеклась философией экзистенциализма, и ее романы раннего периода «Бегство от волшебника» и «Единорог» пронизаны идеями этого направления. Наибольшее влияние на нее, по мнению исследователей, оказали книги Ж.-П. Сартра «Тошнота» и «Стена». Несколько ее статей были посвящены анализу и критике взглядов Канта и Витгенштейна. Значительный период ее жизни прошел под знаком Платона, который вдохновил ее на размышления о соотношении реальности и иллюзии, на поиски нравственной жизни. Тема моральных исканий стала доминирующей в романе «Человек случайностей». Айрис Мердок исследует в нем проблему нравственной ответственности индивида перед другими людьми, но использует комическую форму подачи. В последние годы жизни она вновь вернулась к написанию философских трудов и написала «Метафизику как путеводитель по морали» и «Экзистенциалисты и мистики», в которых сфомулировала собственные взгляды на мораль.

Награды

За свою 40-летнюю писательскую карьеру и выдающиеся романы Айрис Мердок не раза получала награды и премии. Она была неоднократным номинантом и обладателем Букеровской премии (за роман «Море, море»). в 1987 году Мердок получила звание Почетного профессора Оксфорда. В 1988 году ей вручили престижный Приз Шекспира. Также она была удостоена в 1989 году высочайшего звания Дамы Командора Британской империи. За всю жизнь она прочла более 20 почетных лекций в разных университетах мира. В 1997 году она получила почетную премию «Золоте перо» за заслуги перед английской литературой.

Личная жизнь

В молодости Айрис пережила две большие личные драмы: во время войны погибли два горячо любимых ею мужчины — Фрэнк Томпсон и Франц Штайнер. Поэтому какое-то время она не могла завязывать серьезных отношений. В начале 50-х годов в Оксфорде Айрис Мердок, биография которой говорит о том, что она значительную часть жизни прожила в этом университетском городке, знакомится с коллегой Джоном Бейли. Он был преподавателем, литературным критиком, писателем, у Мердок и Бейли было очень много общего. В 1956 году они поженились и прожили вместе до самой смерти Айрис. После ее кончины Бейли написал книгу об Айрис, по которой был снят известный фильм, получивший несколько «Оскаров». Однако биографы и друзья Мердок негативно отнеслись к этой книге, заявляя, что в ней есть искажения и преувеличения фактов. В ней личная жизнь писательницы выглядит как череда романов с мужчинами и женщинами. Насколько это соответствует реальности – неизвестно. Так же, как не до конца понятно, почему у пары не было детей. Бейли утверждает, что это Айрис не хотела становиться матерью, а ее друзья говорят, что это было решение Джона.

Последние годы жизни

Айрис Мердок, книги которой признаны всем мировым сообществом, в последние годы своей жизни страдала болезнью Альцгеймера. Она постепенно теряла память, способность к интеллектуальной деятельности, не могла обслуживать себя. Все заботы о ней взял на себя муж, который старался облегчить ей жизнь и не отдавал ее в дом престарелых. 8 февраля 1999 года Айрис Мердок скончалась.

Память и наследие

Писать оставила наследие из 26 отличных романов, которые навсегда вписали ее имя в список лучших писателей 20 века. Роман Айрис Мердок «Черный принц» внесен в университетскую программу почти всех литературных вузов мира. О жизни Айрис написано несколько книг, по ее произведениям снято несколько кинофильмов.

Мёрдок, Айрис

писательница и философ

Айрис Мёрдок (англ. Jean Iris Murdoch ; 15 июля 1919, Дублин — 8 февраля 1999, Оксфорд) — английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в число финалистов (short list) Букера (шесть раз) [1] .

Родилась в англо-ирландской семье. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938—1942) и философию — в Кембриджском (1947—1948). Преподавала философию в Оксфорде. Там же в 1956 вышла замуж за Джона Бейли [2] , профессора английской литературы, писателя и художественного критика, с которым прожила около 40 лет. Детей у писательницы не было.

Читайте также  Краткая биография короленко

Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом Мёрдок в литературе стал роман 1954 года «Под сетью». В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи. В 1995 году Айрис Мердок пишет свой последний роман «Дилемма Джексона», который был принят критиками довольно холодно. Последние годы жизни писательница боролась с болезнью Альцгеймера [3] . Айрис Мёрдок умерла 8 февраля 1999 года в доме престарелых [4] .

Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века [5] и признанным классиком современной литературы [6] [7] .

О жизни писательницы в 2001 году был снят фильм «Айрис», где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за свои роли были номинированы на премию «Оскар».

Архив бумаг Айрис Мёрдок собран в библиотеке Университета Айова [8] .

Содержание

Библиография

Романы

  • Под сетью / англ.Under the Net (1954)
  • Бегство от волшебника / англ.The Flight from the Enchanter (1956)
  • Замок на песке / The Sandcastle (1957)
  • Колокол / The Bell (1958)
  • Отрубленная голова / A Severed Head (1961)
  • Дикая розаAn Unofficial Rose (1962)
  • Единорог / The Unicorn (1963)
  • Итальянка / The Italian Girl (1964)
  • Алое и зелёное / The Red and the Green (1965)
  • Время ангелов / The Time of the Angels (1966)
  • О приятных и праведных / The Nice and the Good (1968)
  • Сон Бруно / Bruno’s Dream (1969)
  • Честный проигрыш / A Fairly Honourable Defeat (1970)
  • Человек случайностей / An Accidental Man (1971)
  • Чёрный принц / The Black Prince (1973), номинация на Букеровскую премию
  • Святая и греховная машина любви / The Sacred and Profane Love Machine (1974)
  • Дитя слова / A Word Child (1975)
  • Генри и Катон / Henry and Cato (1976)
  • Море, море / The Sea, the Sea (1978), удостоен Букеровской премии
  • Монахини и солдаты / Nuns and Soldiers (1980)
  • Ученик философа / The Philosopher’s Pupil (1983)
  • Школа добродетели / The Good Apprentice (1985)
  • Книга и братство / The Book and the Brotherhood (1987)
  • Сообщение для Планеты / The Message to the Planet (1989)
  • Зеленый рыцарь / The Green Knight (1993)
  • Дилемма Джексона / Jackson’s Dilemma (1995)
  • Что-то особенное / Something Special (Short story reprint, 1999; originally published 1957)

Философские работы

  • Сартр: Романтический Рационалист / Sartre: Romantic Rationalist (1953)
  • Суверенитет добра / The Sovereignty of Good (1970)
  • Пламя и Солнце / The Fire and the Sun (1977)
  • Метафизика как путеводитель по морали / Metaphysics as a Guide to Morals (1992)
  • Экзистенциалисты и мистики / Existentialists and Mystics (1997)

Пьесы

  • A Severed Head (with J.B. Priestly, 1964)
  • The Italian Girl (with James Saunders, 1969)
  • The Three Arrows & The Servants and the Snow (1973)
  • The Servants (1980)
  • Acastos: Two Platonic Dialogues (1986)
  • The Black Prince (1987)

Поэзия

  • A Year of Birds (1978; revised edition, 1984)
  • Poems by Iris Murdoch (1997)

См. также

  • «Айрис (фильм)» — фильм об Айрис Мёрдок 2001 года [9]

Примечания

  1. Букеровская премия (The Man Booker Prize). — РИА Новости, 28 июня 2007.
  2. Iris Murdoch 1919 — 1999. — BBC Home, 2009.
  3. Больная мама Эркюля Пуаро // 1-я Крымская информационно-аналитическая газета. — News Me, 18 апреля 2009.
  4. Richard NichollsIris Murdoch, Novelist and Philosopher, Is Dead. — Нью-Йорк: The New York Times, 9 февраля 1999.
  5. Iris Murdoch (англ.). The New York Times (11 ноября 2001). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 27 декабря 2009.
  6. Леонид РадзиховскийЛевый вектор. — Российская газета, 13 октября 2009. — № 5017 (193).
  7. Ганна КеханРоманы англичанки – на выставке в Сахалинской областной библиотеке // Общественно-политическая газета «Наши Острова». — Тихоокеанское Информационное Агентство, 15 июля 2009.
  8. Special Collections DepartmentPAPERS OF IRIS MURDOCH (англ.). University of Iowa Libraries (ноябрь 1997). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 1 января 2010.
  9. Iris (2001) (англ.). IMDB.com. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.Проверено 27 декабря 2009.

Ссылки

  • Iris Murdoch Internet Resources
  • Автореферат «Художественный мир Айрис Мёрдок»
  • Базиль Львофф. «Черный принц» Айрис Мёрдок и «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза

Ньюби (1969) • Рубенс (1970) • Найпол (1971) • Бёрджер (1972) • Фаррел (1973) • Гордимер (1974) • Джабвала (1975) • Стори (1976) • Скотт (1977) • Мёрдок (1978) • Фицджеральд (1979) • Голдинг (1980)

Рушди (1981) • Кенилли (1982) • Кутзее (1983) • Брукнер (1984) • Хьюм (1985) • Эмис (1986) • Лайвли (1987) • Кэри (1988) • Исигуро (1989) • Байетт (1990)

Окри (1991) • Ондатже/Ансуорт (1992) • Дойл (1993) • Келман (1994) • Баркер (1995) • Свифт (1996) • Рой (1997) • Макьюэн (1998) • Кутзее (1999) • Этвуд (2000)

Кэри (2001) • Мартел (2002) • Пьер (2003) • Холлингхёрст (2004) • Бэнвилл (2005) • Десаи (2006) • Энрайт (2007) • Адига (2008) •

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Палеогеография
  • Розенель, Наталья Александровна

Смотреть что такое «Мёрдок, Айрис» в других словарях:

Мёрдок Айрис — (Murdock) (1919 1999), английская писательница. В интеллектуальной (близкой экзистенциализму) прозе проблемы нравственно философского самоопределения одинокой и страдающей личности, ищущей выхода в обретении внутренней свободы, преодолении… … Энциклопедический словарь

Мёрдок Айрис — Айрис Мердок Jean Iris Murdoch Дата рождения: 15 июля 1919 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 8 февраля 1999 Место смерти: Оксфорд, Великобритания Гражданство: Великобритания … Википедия

Мёрдок, Айрис — Мердок, Айрис МЁРДОК (Murdock) Айрис (родилась в 1919), английская писательница. В интеллектуальной (близкой экзистенциализму) прозе Мердок проблемы свободы, нравственно философского самоопределения, одинокой и страдающей личности, ищущей выхода… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мёрдок Айрис — Мёрдок, Мэрдок (Murdoch) Айрис (р. 15.7.1919, Дублин), английская писательница. Родилась в англо ирландской семье. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938 42) и философию в Кембриджском (1947 48); преподаватель философии в … Большая советская энциклопедия

МЁРДОК Айрис — МЁРДОК, Мэрдок (Murdoch) Айрис (р. 1919), английская писательница. Ром. «Под сетью» (1954, п. 1966), «Колокол» (1958), «Отрубленная голова» (1961), «Дикая роза» (1962, п. 1971), «Алое и зеленое» (1965, п. 1968), «Черный принц» (1972, п. 1974),… … Литературный энциклопедический словарь

Айрис (фильм) — Айрис Iris Жанр … Википедия

Айрис — Айрис: Айрис (Ирландия) деревня в Ирландии, находится в графстве Корк (провинция Манстер). Айрис (фильм) биографическая драма 2001 года о жизни романистки Айрис Мёрдок. Мёрдок, Айрис английская писательница и философ. Айрис… … Википедия

Айрис Мёрдок — (1919 1999 гг.) писательница Брак это долгое плавание в тесной каюте. Все человеческие дела несерьезны, но относиться к ним нужно серьезно. Детская беда безгранична. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка. Естественная… … Сводная энциклопедия афоризмов

Айрис Мёрдок — … Википедия

МЭРДОК Айрис — МЭРДОК Айрис, см. Мердок Айрис (см. МЕРДОК Айрис) … Энциклопедический словарь

Айрис Мердок

Вы будете перенаправлены на Автор24

Детство и юность писательницы

Айрис Мердок родилась 15 июля 1919 года в Дублине. Отец писательницы был родом из пресвитерианской семьи, занимавшейся разведением овец. Во время Первой мировой войны он служил кавалеристом, позже стал работать госслужащим. Мама была англичанкой по происхождению и занималась оперным пением. Айрис была единственным ребенком в семье.

После получения отцом места клерка в Министерстве здравоохранения, семья переехала в Лондон. В столице Англии и прошло детство будущей писательницы.

Начальное образование Айрис получала в школе Рохемптона. После она поступила в школу для «маленьких леди» в Бристоле. В 1938 году поступила на курс английского языка в Сомервилл-колледж, который принадлежал Оксфордскому университету. Позже перевелась в класс античной и британской литературы и посещала занятия Э. Френкеля по истории Агамемнона. В 1942 году закончила обучение в колледже с отличием и получила диплом первой степени.

Из-за начавшейся войны продолжить получение образования у Айрис не получилось. После окончания колледжа она поступила на работу в Министерство финансов.

В 1944 году Мердок начала работать клерком в ООН, а позже перешла на работу в лагерь беженцев. Здесь она проработала до 1946 года.

В 1947 году Айрис начинает изучать философию в аспирантуре Ньюнхем-колледжа Кембриджского университета. Здесь ей удалось встретиться со знаменитым философом Витгенштейном, но из-за его перевода в другой колледж на его лекциях побывать она не успела.

Читайте также  Краткая биография бернет

В 1948 году Айрис начинает работать преподавателем философии в колледже Св. Анны Оксфордского университета. Писательница преподавала в течение 15 лет.

Будучи уже известной, Айрис меняет место работы и в 1963 году переходит в Королевский колледж искусств на кафедру общих исследований, где так же преподает философию. В 1967 году она оставляет преподавание, лишь изредка соглашаясь на чтение лекций.

Литературное творчество

Литературную деятельность Айрис начала поздно. Ее дебютное произведение, роман «Под сетью» вышел в сет в 1954 году. Отзывы на него были разными, кто-то восхищался им, кто-то резко осуждал.

Готовые работы на аналогичную тему

«Под сетью» был признан одним из лучших романов на английском языке по версии журнала «Time».

Сочинительство для Мердок первоначально было простым увлечением. Ее первые творения, написанные до романа «Под сетью», не были доступны публике.

Через два года после первого литературного успеха выходит следующее произведение писательницы – роман «Бегство от волшебника».

В конце 1960-х годов выходит серия книг, которые критики назвали «романами тайн и ужаса»:

  • «Время ангелов»;
  • «Итальянка»;
  • «Отсеченная голова»;
  • «Единорог».

В этих произведениях Мердок пыталась исследовать влияние на человека разрушительных страстей.

В романе «Дикая роза» Айрис исследовала взаимосвязь любви, свободы и брака. В 1974 году по этой книге был снят фильм для телевидения Америки.

Айрис Мердок была большой поклонницей Шекспира. В своих произведениях она следовала его традициям и создавала собственные толкования шекспировских сюжетов.

В 1980-х годах писательница начала шифровать смысл сюжетов своих книг, включая в них сложные комбинации цитат, аллюзий и отсылок к другим текстам.

В 1985 году вышел роман «Школа добродетели», который является началом ее «нефилософской» литературы. В нем проглядывает нехарактерная для Айрис поучительность и религиозность. В ее поздних романах стало усиливаться моралистическое начало.

В 1992 году вышел последний роман Айрис Мердок «Дилемма Джексона».

Лучшим в творчестве Мердок считается роман «Черный принц», вышедший в 1973 году.

Это произведение является толкованием автора шекспировского «Гамлета». Сюжет этой книги сложный, замысловатый, сочетающийся с размышлениями главного героя. Роман не прост в прочтении, но именно это делает его еще интересней. Критики с восторгом приняли роман. Он был номинирован на Бутлеровскую премию и награжден призом Джеймса Тайта.

Не менее талантливыми являются романы:

  • «Сон Бруно»;
  • «Море, море»;
  • «Дитя слова».

Здесь писательница подняла волнующие ее темы: проблема свободы человека, смысл жизни, эмоции и страсти.

Награды Айрис Мердок

Литературная деятельность писательницы продолжалась 40 лет. За всю свою творческую карьеру она получила не одну награду.

Несколько раз ее кандидатура выдвигалась на получение Букеровской премии.

  • В 1987 году она стала Почетным профессором Оксфордского университета.
  • В 1988 году ею был получен престижный Приз Шекспира.
  • В 1989 году она удостоилась высочайшего звания Дамы Командора Британской империи.
  • В университетах мира она прочла более 20-ти лекций.
  • За услуги перед английской литературой в 1997 году Айрис получила премию «Золотое перо».

Личная жизнь

Супругом Айрис был ее коллега, преподаватель, критик и писатель Джон Бейли. У пары было много общего, поэтому после знакомства они быстро нашли общий язык. Поженились в 1956 году и жили вместе до самой смерти писательницы.

После смерти жены Бейли написал про нее книгу. Но критики и друзья Айрис приняли его труд с негативом. Они утверждали, что в книге искажены факты. Муж писательницы в книге описал отсутствие детей, как нежелание супруги становится матерью, а друзья утверждали, что этого не хотел сам Джон.

По книге был снят фильм, который получил несколько премий «Оскар».

Последние три года жизни Айрис страдала болезнью Альцгеймера. Она не могла сама себя обслуживать, постепенно теряла память и способность к мыслительной деятельности. Муж сам заботился о супруге и старался облегчить ее страдания.

8 февраля 1999 года писательницы не стало.

За всю свою писательскую карьеру Айрис Мердок написала 26 романов, благодаря которым ее имя навсегда заняло место в списке самых лучших писателей XX века.

Ее роман «Черный принц» изучается во многих университетах мира. О жизни Айрис написана не одна книга, а по ее романам снято множество фильмов. Над ее произведениями будет размышлять еще не одно поколение читателей.

Биография Айрис Мёрдок

Дама Джин Айрис Мёрдок – английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии – родилась 15 июля 1919 года в Дублине в англо-ирландской семье.

Отец, Джон Хьюз Мердок, был выходец из большой сельской семьи: его родители владели овечьей фермой в Хиллхолле, графство Даун. Мать, Айрин Элис Ричардсон, происходила из среднего класса, родилась и жила в Дублине.

В 1920, после Гражданской войны, Мердоки переехали в Лондон. Айрис получала среднее образование сначала во Фребелевской показательной школе, а потом интернате Бадминтон Скул в Бристоле. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете (1938-1942) и философию — в Кембриджском (1947-1948). Аспирантуру по философии закончила в Ньюхем-колледже, где слушала лекции самого Людвига Витгенштейна. Преподавала философию в Оксфордском университете. В 1956 вышла замуж за Джона Бейли, профессора английской литературы, писателя и художественного критика, с которым прожила около 40 лет. Детей у них не было.

Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом Мёрдок в литературе стал роман 1954 года «Под сетью». В 1987 она стала Дамой-Командором ордена Британской империи, что позволило использовать титул «дама». В 1995 Мёрдок пишет свой последний роман «Дилемма Джексона», который был принят критиками довольно холодно.

Последние годы жизни писательница боролась с болезнью Альцгеймера. Айрис Мёрдок умерла 8 февраля 1999 года в Лондонев доме престарелых.

Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века и признанным классиком современной литературы.

О жизни писательницы в 2001 году был снят фильм «Айрис», где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч. Обе актрисы за свои роли были номинированы на премию «Оскар».

Архив бумаг Айрис Мёрдок собран в библиотеке Университета Айова.

Произведения:

Романы:
Под сетью / Under the Net (1954)
Бегство от волшебника / The Flight from the Enchanter (1956)
Замок на песке / The Sandcastle (1957)
Колокол / The Bell (1958)
Отрубленная голова / A Severed Head (1961)
Дикая роза An Unofficial Rose (1962)
Единорог / The Unicorn (1963)
Итальянка / The Italian Girl (1964)
Алое и зелёное / The Red and the Green (1965)
Время ангелов / The Time of the Angels (1966)
О приятных и праведных / The Nice and the Good (1968), номинация на Букеровскую премию
Сон Бруно / Bruno’s Dream (1969), номинация на Букеровскую премию
Честный проигрыш / A Fairly Honourable Defeat (1970)
Человек случайностей / An Accidental Man (1971)
Чёрный принц / The Black Prince (1973), номинация на Букеровскую премию
Святая и греховная машина любви / The Sacred and Profane Love Machine (1974)
Дитя слова / A Word Child (1975)
Генри и Катон / Henry and Cato (1976)
Море, море / The Sea, the Sea (1978), удостоен Букеровской премии
Монахини и солдаты / Nuns and Soldiers (1980)
Ученик философа / The Philosopher’s Pupil (1983)
Школа добродетели / The Good Apprentice (1985), номинация на Букеровскую премию
Книга и братство / The Book and the Brotherhood (1987), номинация на Букеровскую премию
Сообщение для Планеты / The Message to the Planet (1989)
Зеленый рыцарь / The Green Knight (1993)
Дилемма Джексона / Jackson’s Dilemma (1995)
Что-то особенное / Something Special (Short story reprint, 1999; originally published 1957)

Философские работы:
Сартр: Романтический Рационалист / Sartre: Romantic Rationalist (1953)
Суверенитет добра / The Sovereignty of Good (1970)
Пламя и Солнце / The Fire and the Sun (1977)
Метафизика как путеводитель по морали / Metaphysics as a Guide to Morals (1992)
Экзистенциалисты и мистики / Existentialists and Mystics (1997)

Пьесы:
A Severed Head (with J.B. Priestly, 1964)
The Italian Girl (with James Saunders, 1969)
The Three Arrows & The Servants and the Snow (1973)
The Servants (1980)
Acastos: Two Platonic Dialogues (1986)
The Black Prince (1987)

Поэзия:
A Year of Birds (1978; revised edition, 1984)
Poems by Iris Murdoch (1997)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: