Краткая биография мурасаки

О Мурасаки Сикибу

«Дыхание осени все ближе, и не высказать словами красоту дворца Цутимикадо. Крона каждого дерева у озера и малая травинка у ручья разнятся цветом под закатным небом…» (из «Дневника» Мурасаки).

К сожалению, не многие из нас интересуются писателями прошлых веков, к тому же зарубежными. А среди них немало интересных личностей и подлинных талантов. Например, японская писательница» Мурасаки Сикибу, которой мировую известность принесла написанная ей историческая «Повесть о Генжи» – «Гэндзи-моногатари».

Это прозаическое произведение, роман, в котором герои действуют в реальных ситуациях, хотя этот шедевр и создан гениальной фантазией Мурасаки Сикибу.

Её считают основоположницей жанра новеллы в Японии.

Новаторскими приёмами, которыми она обогатила японскую литературу, впоследствии воспользовались многие авторы.

Мурасаки Сикибу скорее псевдоним писательницы, о её настоящем имени существуют предположения. Так уж было заведено в Японии той поры, что женские имена и фамилии не вносились ни в какие документы при рождении и нигде не регистрировались.

Родилась Мурасаки Сикибу предположительно в 973 году и жила в период Хэйан.

«Сикибу» вероятнее всего было взято от названия провинции, которой управлял её отец. А «мурасаки» переводится с японского языка как «пурпурная» и является именем одного из героев главной книги писательницы.

Отец Мурасаки Сикибу Фудзивара Тамэтоки, принадлежал к северной ветви рода Фудзивара, был одним из тридцати шести бессмертных, так как талантами отличались и многие его родственники. Фудзивара Тамэтоки, кроме того, что являлся крупным чиновником, был известным учёным и поэтом своего времени, изучал китайскую классику. Его жена, мать Мурасаки была дочерью Фудзивара Тамэнобу и происходила из чиновничьей аристократии. Дед писательницы сыграл немалую роль при создании первой имперской антологии японской поэзии.

Так что будущая писательница росла в образованной интеллигентной семье в литературной атмосфере.

В 998 году Мурасаки вышла замуж за своего кузена Фудзивара Нобутака, который был служащим в имперской гвардии.

В 999 году у супругов родилась дочь Кэнси, в будущем поэтесса, известная под именем Дайни-но Саммисю, а в 1011 супруг Мурасаки скончался, оставив семью без средств к существованию.

После чего Мурасаки поступила на службу при дворе императрицы Акико Сёси, дочери Фудзивара Митинага, где заняла место фрейлины.

Двор считался блестящим, благодаря тому, что в это время на службе находились и другие поэтессы, например, Акадзомэ Эмон, Идзуми Сикибу, при дворе часто проводились поэтические турниры.

Мурасаки вела «Дневник», который охватывает период с 1008 по 1010 год. События, как и во всех дневниках в нём располагаются в хронологическом порядке.

Судя по дневниковым записям Мурасаки, она не была особо загружена дворцовыми обязанностями, ей отводилась роль компаньонки.

У неё было достаточно времени для дневниковых записей и можно предположить, что вышестоящие поощряли желание Мурасаки быть своеобразным дворцовым летописцем.

В своём «Дневнике» Мурасаки писала о людях окружающих её. Есть в нём и упоминание о другой знаменитой писательнице той поры Сэй-Сёнагон. А так же воспоминания детства.

И, конечно, Марасаки писала о том, как ей живётся при дворе.

По дневнику заметно, что писательница не стремилась вести светскую жизнь, избегала встреч и не поддерживала переписку с другими писательницами.

Сама Мурасаки предстаёт в своём дневнике несколько меланхоличной, но очень наблюдательной женщиной.

Роман «Гэнзди-моногатари», который охватывает около семидесяти лет истории Японии, был написан до начала ведения дневника, примерно в 1001-08 годах.

Писала Мурасаки, скорее всего не для славы и не для того, чтобы остаться в памяти потомков, а для своих современников. В частности, чтобы развлечь высокопоставленных особ и надеясь на театральную постановку при дворе.

В японской литературе в ту пору было немало ярких талантливых женщин, Мурасаки же её талант, как с уверенностью считают исследователи, помогал в карьере при дворе. А вот была ли у Мурасаки при дворе личная жизнь неизвестно.

Но судя по её строке – «Сердце изменяется так быстро — не уследишь», увлечения у писательницы были. Может быть и только платонические.

Главный герой романа – незаконнорожденный сын императора аристократ Гэндзи. Он существовал в реальной жизни. События и люди в романе тоже реальные. А вот приключения главного героя, его любовные похождения, интриги, скорее всего, были по большей части рождены воображением автора и увлекают поэтической манерой повествования.

Содержится в романе и тайный смысл для тех, кто умеет читать между строк.

При дворе писательница прослужила до 1013 года.
Почему она покинула двор, куда отправилась и как сложилась дальнейшая её судьба, увы, неизвестно.

В 1013-14 годах вышел сборник стихов Мурасаки.

Некоторые исследователи считают, что в 1014 году Мурасаки не стало.

Предположительно её могила находится чуть севернее современного Киото, с западной стороны от могилы поэта Оно-но-Такамура, у реки Хорикава.

В храмах Эндзёдзи, Исияма Хонган-дзи, Дайтокудзи стоят посвящённые Мурасаки Сикибу ступы для подношений.

В честь Мурасаки Сикибу назван кратер на Меркурии.

Сама писательница, скорее всего и предположить не могла, что её роман назовут не просто шедевром, а величайшим достижением мировой литературы, и будут им восхищаться и спустя 800 лет.

Случилось это не только потому, что в любом веке повторяются истории любви, стремление сделать карьеру, и что человеческие типажи, их характеры мало изменились за прошедшие века, но и, несомненно, благодаря огромному таланту Мурасаки, её способности увлечь читателя и сделать его как бы незримым участником событий, описываемых в романе, заставить соучаствовать и сопереживать.

Именно поэтому роман Мурасаки Сикибу и стал шедевром.

Жаль, конечно, что писательница написала только одну книгу. Хотя «Дневник Мурасаки Сикибу» и тем более её личное собрание стихов, это тоже пусть и не такие гениальные, как роман «Гэнзди-моногатари», но заметные произведения японской литературы.

«Дневник Мурасаки Сикибу относят к жанру дзуйхицу.

Прочтение дневника и стихов этой писательницы обогатит и разнообразит духовный мир не только японца, но и любого культурного человека.

И как писала сама Мурасаки: «Там, где льются изящные стихи, не остаётся места суесловию».

На раннем рассвете
Небо застлал туман.
И так нежданно
Целый мир вкруг меня
Принял осенний лик.
(Мурасаки).

Мурасаки Сикибу — краткая биография

Мурасаки Сикибу – знаменитая японская писательница и поэтесса, о биографии которой сегодня известно крайне мало. Как на самом деле звали эту женщину, жившую и творившую в период Хэйан, сегодня неизвестно. Мурасаки Сикибу – это всего лишь прозвище, составленное из двух слов. Мурасаки – это имя героини ее знаменитого произведения «Гэндзи-моноготари», а вторая часть ее прозвища берет начало в названии Ведомства церемоний, в котором работал ее отец, известный ученый Фудзивара Тамэтоки.

Мурасаки Сикибу не стала исключением среди женщин, живших в одну с ней историческую эпоху: их личные имена также не сохранились.

Читайте также  Краткая биография бронте э.

Неизвестны и точные даты рождения и смерти писательницы. Известно, что появилась на свет она в конце 970-ых гг., возможно, в 973 г. Девушка была родом из аристократической семьи, ее отец являлся не только видным ученым, но и поэтом, потомком северной ветви рода Фудзивара. Многие его родственники также были людьми известными, в частности, Фудзивара Канэсукэ вошел в число 36 бессмертных. Мать, как и отец, также была продолжательницей рода, относившегося к средней чиновничьей аристократии.

Полученное Мурасаки образование соответствовало ее происхождению. Известно, что она достигла больших успехов в стихосложении, стилистике, каллиграфии, составлении ароматов, владела китайским языком. Отличал ее от многих огромный багаж литературных познаний.

Выйдя замуж за Фудзивара Нобутака в 998 г., она переехала в провинцию Ямасиро. В 999 г. Мурасаки стала матерью, их дочь Кэнси впоследствии также стала поэтессой, творившей под именем Дайни-но Саммисю. Молодой семье суждено было существовать недолго: Фудзивара Нобутака в 1001 г. умер, оставив жену в затруднительном положении.

Тяготясь жизнью в провинции и желая обрести источник доходов, Мурасаки в 1005 г. вступила на службу к императрице Сеси. Вместе с ней служили Идзуми Сикибу, Акадзомэ Эмон, которые уже тогда были прославленными поэтессами. При дворе образовалось блестящее литературное сообщество, участники которого нередко развлекались поэтическими турнирами.

Будучи придворной дамой, Мурасаки была прекрасно осведомлена о жизни двора, всех интригах и перипетиях и запечатлевала наблюдения на бумаге. Так появился роман, который считается одним из известнейших памятников японской национальной литературы – «Гэндзи-моногатари» («Повесть о блистательном принце Гэндзи»). Исследователи в большинстве своем склоняются к мысли, что роман создавался на протяжении 1001-1008 гг.

Несмотря на то, что этот нравоописательный роман основывается на обилии фактического материала, реальных событий, исследователи не пришли к единому мнению по поводу того, кто послужил прототипом его главного героя, принца Гэндзи. Красной нитью в произведении проходит мысль о том, что потомки неизбежно будут наказаны за грехи своих отцов. Эта своеобразная иллюстрация к понятию буддийской кармы состояла из трех частей, 64 глав. «Гэндзи-моногатари» в заметной степени повлиял на дальнейший путь национальной прозы и драматургии; его влияние прослеживается вплоть до XV века.

Дошедшее до нас наследие этой писательницы представлено также «Дневником Мурасаки Сикибу» и собранием стихов. Написанный в жанре дзуйхицу дневник представляет собой воспоминания, выстроенные, главным образом, в хронологическом порядке. Тем не менее здесь есть вкрапления о событиях детства, размышления о знакомых людях, мысли по поводу взволновавших событий. Это произведение охватывает период 1008-1010 гг.

Сохранившиеся личные собрания стихов, как предполагают исследователи, относятся к 1013-1014 гг. Стихотворения, датированные позднее 1014 г., и какие-либо сведения о самой Мурасаки отсутствуют. Это дает основания предполагать, что в этот период она перестала служить при дворе; более того, именно 1014 г. предположительно является, по мнению большинства исследователей, годом смерти.

Могила Мурасаки Сикибу находится рядом с могилой поэта Оно-но-Такамура, находящейся к северу от г. Киото рядом с р. Хорикава. В некоторых храмах стоят ступы для приношений в честь прославленной писательницы.

МУРАСАКИ СИКИБУ. ПОВЕСТЬ О ГЭНДЗИ. ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА

Многие интересуются культурой Японии, безусловно, людям нравится эта оригинальная страна, японская поэзия, храмы, самураи, роллы и аниме. Для того, чтобы понять, почему Япония так непохожа на другие страны, конечно, хорошо бы знать историю этой нетипичной азиатской страны. В этом, конечно, помогают книги.

Есть такая «Повесть о Гэндзи», книга, написанная примерно в начале XI века японской писательницей и поэтессой, чьё имя известно нам как Мурасаки Сикибу. В период Хэйан, когда написана книга, возникли первые самураи, культура и наука находились на подъёме, поддерживаемые при императорском дворе, в свиту императрицы Сёси входили первостепенные в то время поэтессы, и дама, известная как Мурасаки Сикибу, была одной из таких поэтесс.

Из написанной ею «Повести» можно почерпнуть важнейшие сведения о принятых в Японии в эпоху Хэйан традициях. Чтобы женщине удачно выйти замуж, занять в обществе не последнее место, она должна была разговаривать пятистишиями, забавлять окружающих игрой на японской цитре и, конечно, разбираться в типично женских делах: в платьях, в причёсках, в макияже. Женщина в Японии того времени не занимала важных государственных постов, могла рассчитывать на свои дарования, должна была белить лицо рисовой пудрой и чернить зубы — делать охагуро.

Но если женщина принадлежала к ведущему в то время клану Фудзивара — она могла женить на себе и императора. Читая «Повесть», возникает впечатление, что женщины были чуть ли не рассудительнее мужчин, в высшем обществе они были холодны, им недоставало чувств. Главный герой «Повести» Гэндзи связан с подобными женщинами. Но вот однажды он узнаёт от госпожи Таю (дочери его кормилицы, к которой он сильно привязан) о существовании кроткой, одинокой и влачащей жалкое существование после смерти принца Хитати его дочери Суэцумуханы. Она не показывается на людях, живёт себе незаметно в доме покойного Хитати и играет на семиструнной кото. И Гэндзи решает сблизиться с Суэцумуханой. Но вот совпадение: его друг То-но тюдзё тоже имеет на неё виды. Однако на первых порах она не отвечает на послания обоих, — возможно, из-за скромности, а может быть, из-за недостатка чувствительности, изысканности и таланта, будучи особой простодушной, даже недалёкой.

Всё-таки Гэндзи удаётся сблизиться с Суэцумуханой, он навещает её время от времени. Она же со временем становится нежнее и женственнее. А он не перестаёт о ней заботиться… Но вот опостыло всё Гэндзи, и он прерывает всякие сношения с окружающими его людьми — в том числе с дочерью принца — и уезжает далеко. Дочь принца же в разлуке с ним становится печальной, привыкая к самой крайней нужде. Дом её приходит в невиданное запустение, а позаботиться некому. А здесь ещё и приезжает к ней в гости тётка и склоняет на свою сторону прислужницу Дзиндзю (чтобы та уехала к ней служить) — та покидает Суэцумухану. И последняя остаётся совсем одна! Она уже теряет надежду даже на Будду… Много времени проходит, прежде чем Гэндзи случайно снова оказывается у дома принца Хитати. Он предстаёт перед Суэцумуханой, извиняется за «столь долгое отсутствие» и обещает впредь заботиться о ней. Он уезжает. И действительно, вскоре посылает в её дом слуг, которые наводят порядок в доме и саду, а затем переселяет её в новый дом-усадьбу. Многие дамы, в тяжёлые для неё времена бросившие её, теперь наперебой предлагают свои услуги. Недолюбливавшая её тётка поражена, а Дзиндзю корит себя за отсутствие терпения — не подождала она чуть-чуть!

Мурасаки Сикибу создала прекрасное произведение, сентиментальное и грустное, пускай и трудное для восприятия, но со своей моралью. Заканчивается произведение поразительно оригинально: рассказчица устала, у неё заболела голова, и она расскажет в другой раз! И это тоже — признак японской оригинальности. Не только в том, что мы видим, не только в аниме и самураях проявляется японская культура. Она внутри у каждого японца, её надо увидеть. Мораль «Повести» в том, что недалёкая, но добрая и скромная личность в конце концов окажется счастливой, а окружающие её корыстные и отрицательные люди, хотя и расчётливые, — всегда несчастные.

Читайте также  Краткая биография ахматова

Так чем отличаются японцы, и в том числе японки, от всех других народов и народностей? От русских они отличаются своей скромностью и уважительным отношением к людям. А ещё тем, что у них есть непрерывающиеся национальные традиции, особенное мировосприятие, а потом стиль, вытекающий из традиций и мировосприятия. Поэзия, храмы и роллы — всё оттуда. От других народов японцы отличаются, пожалуй, рассудительностью в делах и трудолюбием. Но в трудолюбии сильны и некоторые другие азиатские народы. Некоторые — которые живут по соседству с японцами. Японцы действуют положительно — потому что у них есть культура, а у других культура — не всегда поднята, про неё порой забывают.

Краткое содержание «Повести о Гэндзи» С. Мурасаки

XI в.
Краткое содержание романа
Читается за 5 минут, оригинал — 51 ч

Очень кратко

Древняя Япония. Императорский сын, наслаждаясь роскошью и восхищением света, не устаёт пускаться в новые любовные приключения.

Роман охватывает временной период в несколько десятилетий. Главный герой блистательный Гэндзи, один из императорских сыновей, обладает всевозможными достоинствами, редкостной внешней красотой и незаурядными способностями, что вызывает всеобщее восхищение. Его карьера при Дворе складывается удачно, он живёт в роскоши. Гэндзи невероятно влюбчив, у него огромное количество возлюбленных, обо всех юноша заботится и никого не забывает. Совершенством же он считает принцессу из Павильона Глицинии, наложницу своего отца. Дама попадает под обаяние Гэндзи и вступает с ним в связь. Через какое-то время у неё рождается мальчик, будущий император. Заметив сходство ребёнка с Гэндзи, дама приходит в ужас от содеянного и разрывает с тайным воздыхателем любовные отношения.

Через какое-то время в горах Гэндзи встречает десятилетнюю девочку Мурасаки. Она очень напоминает ему даму из Павильона Глицинии, и юноша берёт её на воспитание к себе с намерением сделать своей супругой, когда девочка подрастёт. Между тем первая жена Гэндзи умирает при родах. У него появляется сын Югири. Причиной смерти супруги становится Рокудзё-но миясудокоро, одна из любовниц Гэндзи. Её обиженный дух вселился в жену и мучил её до самой смерти.

Гэндзи заключает брак с Мурасаки. Однако он попадает в опалу действующего семейного клана у власти. Инициатор этого — одна из наложниц его отца, получившая статус Государыни-матери. Изгнанник живёт на берегу моря. Там у него появляется новая возлюбленная, госпожа Акаси. После помилования и возвращения Гэндзи в столицу у Акаси рождается девочка. Через время дама с дочерью переезжают к нему.

Сын Гэндзи Югири наконец вступает в брак с дочерью министра, друга Гэндзи. У Югири есть ещё одна возлюбленная. От этих союзов у него рождается двенадцать детей: восьмеро — от супруги, четверо — от возлюбленной. Дочь Гэндзи Акаси сначала становится наложницей нынешнего императора, а после — государыней.

Гэндзи уже за сорок. Он боготворит госпожу Мурасаки, считая её совершенной супругой. Однако ушедший на покой Государь, принявший постриг, просит брата взять под свою опеку его дочь — Третью принцессу. Гэндзи соглашается, но Мурасаки, несмотря на высокий ранг соперницы, по-прежнему занимает главное место в жизни супруга. Принцесса же становится объектом страсти Касиваги, сына друга Гэндзи. Через некоторое время у неё рождается мальчик, Каору, и Гэндзи понимает, чей это сын. И Касиваги, и новая супруга Гэндзи мучаются раскаянием: юноша вскоре умирает, а принцесса принимает постриг.

Кончина Мурасаки становится тяжким ударом для Гэндзи. Её так же, как и первую жену, мучил злобный дух умершей Рокудзё-но миясудокоро. Дочь миясудокоро, предыдущая императрица, думает о том, как успокоить душу матери молебнами. Через какое-то время после смерти супруги сам Гэндзи принимает постриг.

Далее повествуется уже о потомках Гэндзи (известно, что он умер, но отдельная глава этому не посвящена). Главные действующие лица — Каору и принц Ниоу, внук Гэндзи, сын императрицы Акаси. Каору с юности серьёзен, мимолётных связей с женщинами у него практически нет, он часто думает о монашестве. Ниоу, напротив, имеет славу ветреника, его пассиями становятся женщины от служанок до высокородных особ. Оба юноши вызывают всеобщее восхищение, все влиятельные семейства хотят породниться с ними.

Каору сближается с братом Гэндзи, Восьмым принцем, который, не принимая постриг, посвятил себя служению Будде в миру. В это же время юноша узнаёт, что его родной отец не Гэндзи, а Касиваги. Две дочери «монаха в миру» заинтере­совывают Каору и Ниоу. Первый помогает после смерти Восьмого принца устроить брак Ниоу с младшей дочерью. Сам Каору влюблён в старшую. Но девушка так и не даёт ему своего согласия на брак. Вскоре она умирает.

Каору жестоко раскаивается в том, что уступил младшую сестру принцу (старшая хотела, чтобы Каору обеспечил будущее её сестры, поэтому отказывала ему). Однако вскоре он узнаёт о существовании третьей дочери Восьмого принца от другой женщины — Укифунэ. Каору поселил её в горах и намеревался перевести в столицу как свою супругу. Но прознав о местона­хождении красивой девушки, которую видел лишь раз, принц Ниоу начинает постоянно навещать её. Укифунэ очарована им, однако раскаивается в предательстве Каору — тот ничем не уступает принцу. Единственным выходом она считает самоубийство. Девушкой овладевает дух, её находят монахи в чужом саду и начинают заботиться о ней. Укифунэ принимает постриг и живёт с ними. Вскоре об этом узнаёт Каору: возлюбленная жива и стала монахиней. После известия о предательстве друга, посещавшего Укифунэ, и мнимой смерти девушки для юноши это стало очередным ударом. Но стоит ли теперь встречаться с ней.

Николай Николаевич Муравьев-Амурский — краткая биография

ФИО: Муравьев-Амурский Николай Николаевич
Дата рождения: 23 августа 1809 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Государственный деятель, губернатор, генерал-адъютант
Дата смерти: 30 (18) ноября 1881 г. (72 года)

Детство и юность

Николай родился в Санкт-Петербурге 23 августа 1809 года в дворянской семье. Род Муравьевых был известен еще при царе Иване III. Эта известная, благодаря прославленному потомку, фамилия произошла от простого прозвища Муравей.

Отец Николай Назарьевич Муравьев служил при императоре Александре I статс-секретарем. Мать, Екатерина Николаевна Мордвинова, была из рода мелких псковских помещиков. Она была достаточно образованной женщиной. Умерла, когда сыну было десять лет.

У отца было 17 детей от двух браков. Но восемь его детей умерли в детском возрасте. Николай был старший из детей, которые остались в живых.

Детские годы Николай провел в небольших деревенских имениях отца – селе Малые Теребони под Новгородом и селе Покровском под Санкт-Петербургом. Он рос и получал первые азы образования под присмотром матери, которая уделяла детям все свое внимание. После ее смерти мальчика отдали в частный пансион, где он получил хорошее образование.

Затем по протекции отца в возрасте 14 лет его зачислили в Пажеский корпус. Особенностью этого заведения было обучение иностранным языкам, точным наукам, а также правилам этикета, танцам, фехтованию и конной езде.

Читайте также  Краткая биография светлый

Благодаря своим манерам, 15-летнего юношу оценили. Сначала его назначили в качестве пажа великой княгини Елены. В течение 3 лет он прислуживал княжеской особе за столом и сопровождал ее в конных прогулках.

Н. Н. Муравьёв в начале 1850-х гг.

Краткая биография

  1. 1827 г. – молодой человек окончил с отличием Пажеский корпус и был назначен на военную службу в звании прапорщика.
  2. 1828-1829 гг. – в составе лейб-гвардии Финляндского полка участвует в русско-турецкой войне. За участие в осаде крепости Варна получил орден, золотую шпагу и чин поручика.
  3. 1831 г. – принял участие в подавлении Польского восстания. За проявленное мужество награжден шпагой из золота и орденом Святого Владимира 4-й степени.
  4. 1833 г. – уволился с военной службы и уехал заниматься сельским хозяйством в отцовское имение в Литовско-Виленской губернии.
  5. 1837 г. – возвращается на военную службу в качестве адъютанта по особым поручениям при командующем Кавказским полком.
  6. 1838 г. – при участии в сражении, получил ранение в правую руку. Последствия ранения преследовали его всю жизнь – периодические боли, научился писать левой рукой.
  7. 1840 г. – назначен начальником Черноморской береговой линии.
  8. 1841 г. – успешная военная карьера: произведен в полковники, затем в генерал-майоры.
  9. 1843 г. – участвует в сражениях с горцами, представлен к награде орденом Святого Станислава 1-й степени.
  10. 1845 г. – после обострения болезни он увольняется с военной службы и уезжает на лечение во Францию, где встречает свою будущую супругу молодую француженку Элизабет де Ришмон.
  11. 1846 г. – после возвращения на родину идет на государственную службу в министерство внутренних дел. Благодаря таким качествам как дипломатичность и организаторские способности, император Николай I заметил Муравьева и назначил его губернатором Тульской области
  12. 1847 г. – пишет императору предложение об отмене крепостного права как неэффективной формы хозяйства. В ответ Николай I назвал его либералом и проигнорировал.
  13. Сентябрь 1847 г. – приезжая с инспекцией в регион, император оценил нового губернатора по заслугам и доверил управлять Восточной Сибирью.
  14. 1858 г. – заключает Айгунский договор с Китаем в отношении спорных территорий. Итогом стало подписание, по которому граница двух государств проходила по реке Амур. В результате Россия получила огромную территорию и статус «евразийского» государства. На полученных по договору землях были основаны крупные российские города – Хабаровск и Благовещенск.
  15. 26 сентября 1858 г. – за заслуги перед отечеством император пожаловал Николаю Николаевичу графский титул и приставку к фамилии «Амурский».
  16. 1861 г. – предлагает проект разделения Сибири на две губернии, который отклоняет император. По этой причине он подает прошение об отставке и оставляет должность генерал-губернатора. Вместе с женой уезжает в Париж.
  17. 18 ноября 1881 г. – умер от гангрены во Франции. Он похоронен в родовом склепе жены на парижском кладбище Монмарт. В 1908 году по инициативе активистов Дальнего Востока останки легендарного губернатора перезахоронены в отдельной могиле. На могиле установили надгробие с надписью и серебряный венок.

Портрет Н.Н. Муравьева-Амурского. худ. К. Е. Маковский

Личная жизнь

Со своей супругой Элизабет де Ришмон познакомился в 1845 году во Франции, находясь на лечении от болезни в Кельне. Николай не решился тогда сделать предложение молодой француженке. И только после его назначения на должность губернатора в 1846 году он направляет письмо Элизабет, предлагая ей руку и сердце. Для венчания в церкви молодая женщина принимает православие и становится Екатериной Николаевной в честь матери мужа.

С женой Екатериной

Супруга следует за Николаем Николаевичем в Иркутск, где собирает весь цвет светского общества, проводя балы и рауты. После отставки с должности губернатора, Муравьевы уезжают жить во Францию. За все совместно прожитые годы детей у них не было. Перед смертью Николай передал своему брату Валерьяну графский титул, фамилию для дальнейшего наследования детям.

После смерти мужа графиня Екатерина Николаевна Муравьева-Амурская прожила 16 лет и умерла в 1897 году.

Вывод

Николай Николаевич Муравьев-Амурский – известный государственный деятель, основатель дальневосточных городов, сибирский генерал-губернатор. Назначение на должность губернатора ставило перед ним грандиозные цели: очистить ряды чиновников от коррупции, экономическое развитие региона, решить вопрос о границах с Китаем, а также земельные споры по поводу островов с Японией.

Как образованный и дальновидный политик, он понял основные проблемы, стоящие перед ним, а также пути к их решению. Муравьев постоянно трудился, изучал документы, проводил встречи со знающими людьми. Результатом проделанной работы стала смена аппарата чиновников, подбор грамотных специалистов и пристальный личный контроль.

Н.Н. Муравьёв-Амурский с архиепископом Иннокентием

В вопросах государственной политики он был непреклонен. Отстаивая интересы родной страны, Муравьев-Амурский мирным путем вернул российские земли и отстоял спорные территории. Отзывы современников о графе Муравьеве-Амурском сохранились противоречивые. Одни считали его зазнайкой, который прикрывался императорским расположением. Другие считали его вольнодумцем и либералом. Но все они соглашались в том, что все его решительные действия были направлены на достижение государственных интересов для укрепления мощи России.

Жители Дальнего Востока знают и помнят заслуги известного губернатора. Во многих городах округа возведены памятники заслуженному деятелю – Чита, Благовещенск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: