Краткая биография нарежный - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография нарежный

Все об авторе Василий Трофимович Нарежный - биография, книги и интересные факты. На Readly вы можете прочитать все самое интересное о книгах Василий Трофимович Нарежный

Краткая биография нарежный

Василий Трофимович Нарежный

Биография писателя

Нарежный Василий Трофимович (1780 год — 1826 год) — русский писатель.Родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете. Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь,

Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи. Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в «Приятном и полезном препровождении времени» Подшивалова и Сохацкого (1798) и в «Ипокрене» Сохацкого (1799 — 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе «Черный год, или Горские князья», наполненном, по образцу модных тогда romans d’aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 году, по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым.

В 1804 году Нарежный напечатал трагедию «Дмитрий Самозванец» — неудачный сколок с «Разбойников» Шиллера. Открытие «Слова о Полку Игореве», переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть «Славенских вечеров» (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 году Нарежный печатает в журнале «Цветник» еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 году появились первые три части романа Нарежного: «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за «предосудительные и соблазнительные места». Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью.

Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: «Аристион, или Перевоспитание» (1822). Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 Нарежный издал «Новые повести», часть в сентиментальном роде («Мария»), часть в восточном, поучительном («Турецкий суд»), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в «Жильблазе». Повести «Богатый бедняк», «Запорожец», «Заморский принц» являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с «Ревизором». Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, «Бурсак», вышло в свет в 1824 году. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, — совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы.

Повесть «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие «образованного вкуса», за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта.

Современники называли Нарежного «Теньером русской литературы», но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер «местности и народности». По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному «одному и первому» из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века.

Нарежный, Василий Трофимович

21 июня (3 июля) 1825 ( 1825-07-03 )

писатель, поэт, государственный служащий

Васи́лий Трофи́мович Наре́жный (1780, Устивица, Миргородский уезд, Полтавская губерния — 21 июня (3 июля) 1825, Петербург) — русский писатель, автор первого бытового русского романа, родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя.

Содержание

Биография

Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах.

В 1792 году Нарежный поступает в дворянскую гимназию при московском университете и по истечении 6 лет «производится», за отличные успехи в науках, в студенты. Пробыв около двух лет в университете, Нарежный определяется на службу чиновником при правителе Грузии, Коваленском; в Грузии он занимает различные должности до 1803 года, затем служит в Петербурге, сначала в министерстве внутренних дел, потом в горной экспедиции кабинета, наконец, после кратковременной отставки, в военном министерстве. Несмотря на значительный успех, которым он пользовался в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда главным образом литературная жизнь, Нарежный творил, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.

Скончался писатель 21 июня (3 июля) 1825 года.

Творчество

Ещё студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина, в «Приятном и полезном препровождении времени» Подшивалова и Сохацкого (1798 г.) и в «Ипокрене» Сохацкого (1799—1800 гг.). Относящаяся к этому же приблизительно времени трагедия «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» не выделяется из ряда современных ей трагедий, но указывает на дарование автора. Жизнь в Тифлисе, служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе «Черный год, или Горские князья», наполненном, по образцу модных тогда romans d’aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, по которому автор рисует ряд типов кавказских администраторов. Это было причиной того, что роман появился в печати лишь в 1829 году, после смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию «Дмитрий Самозванец» — крайне неудачный сколок с «Разбойников» Шиллера. Открытие «Слова о Полку Игореве», переводы песен Оссиана и вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть «Славенских вечеров» (1809). Повести, вошедшие в её состав, не выше многих других тогдашних повестей, но критика отнеслась к «Славенским вечерам» довольно благосклонно. В 1810 году Нарежный печатает в журнале «Цветник» ещё две повести, несколько более удобочитаемые.

Читайте также  Краткая биография помяловский

В 1814 году появились первые три части романа Нарежного «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал немало картин из русской жизни. Роман, разрешённый цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения графа Разумовского, за безнравственность и за «предосудительные и соблазнительные места». Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут им и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры злоупотребления помещичьей властью. Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость интересов высшего класса, бесхарактерность представителей русской интеллигенции. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло.

Гораздо слабее повесть «Аристион, или Перевоспитание» (1822), принадлежащая к разряду нравоучительных, которыми так богат XVIII век. Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, — предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 году Нарежный издал «Новые повести», частью в сентиментальном роде («Мария»), частью в восточном, поучительном («Турецкий суд»), главным же образом — в том направлении, которому он следовал в «Жильблазе». Повести «Богатый бедняк», «Запорожец», «Заморский принц» являются чисто реальными, нравоописательными; последняя представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с «Ревизором».

Наиболее известное произведение Нарежного, «Бурсак», вышло в свет в 1824 году. Оно вполне самостоятельно, как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются замечательной жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, является совершенно живым лицом, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен внешней обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть «Два Ивана или страсть к тяжбам» (1825) вышла через две недели после смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов: два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Тогдашняя критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие «образованного вкуса», за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного «Теньером русской литературы», но признавали за ним и достоинства, например уменье сохранить в рассказе характер «местности и народности». По мнению князя П. А. Вяземского, Нарежному «одному и первому» из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — охватить подробности русской жизни для составления русского романа.

Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца XVII и начала XIX века.

Значение НАРЕЖНЫЙ ВАСИЛИЙ ТРОФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Нарежный Василий Трофимович — русский писатель (1780 — 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя . Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете. Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи. Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в «Приятном и полезном препровождении времени» Подшивалова и Сохацкого (1798) и в «Ипокрене» Сохацкого (1799 — 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе «Черный год, или Горские князья», наполненном, по образцу модных тогда romans d’aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию «Дмитрий Самозванец» — неудачный сколок с «Разбойников» Шиллера. Открытие «Слова о Полку Игореве», переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть «Славенских вечеров» (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в журнале «Цветник» еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 г. появились первые три части романа Нарежного: «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за «предосудительные и соблазнительные места». Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: «Аристион, или Перевоспитание» (1822). Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 г. Нарежный издал «Новые повести», часть в сентиментальном роде («Мария»), часть в восточном, поучительном («Турецкий суд»), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в «Жильблазе». Повести «Богатый бедняк», «Запорожец», «Заморский принц» являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с «Ревизором». Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, «Бурсак», вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, — совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие «образованного вкуса», за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного «Теньером русской литературы», но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер «местности и народности». По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному «одному и первому» из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века. — См. Н.А. Белозерская «Василий Трофимович Нарежный» (2-е изд., 1896); академик К.Н. Бестужев-Рюмин , в «Отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова» (1895). Романы и повести Нарежного изданы Смирдиным в 1835 — 1836 годы; позже отдельно издан А. Сувориным «Бурсак». В. Перетц.

Читайте также  Краткая биография шишков

Нарежный Василий Трофимович

Краткие содержания

(1780 — 1825)

Василий Нарежный — русский писатель. Он родился в Полтавской губернии, получил образование в семинарии. Свои впечатления от учебы он смог спустя некоторое время выразить в своих произведениях.

1792 год — он решает поступить в гимназию для дальнейшего обучения. Спустя почти шесть лет обучения в гимназии, благодаря хорошим оценкам, успеваемости и поведению, его причисляют к студентам, чему он был несказанно рад. Спустя почти два года после окончания своей учебы он переводится в Грузию и становится там чиновником. Благодаря сильному характеру и аналитическому складу ума он быстро меняет разные должности.

Биография Василия Нарежного повествует о том, что в 1803 году он едет в Петербург. Там ему предстоит служить в министерстве внутренних дел. Так же как и в Грузии, он быстро меняет свои должности и места работы.

Произведения Нарежного в то время были очень популярны. Он был известен в литературном кругу, что говорило о его высоком статусе. Вот только в отличие от многих других писателей Нарежный старался не вмешиваться в дела политики или требовать что-либо; он не ввязывался в борьбу между государством и литераторами — он просто не входил в этот мир, где писатели могли пойти на митинги за то, чтобы иметь право печататься. Он всегда стоял в стороне, что вызывало у кого-то недовольство и злость.

Нарежный никогда не задумывался о том, популярны его произведения или нет. Он не гнался за современными идеями и новаторством. Но как бы он того не хотел, в его романах всегда присутствовали черты той эпохи, в которой он жил. Эта действительность, так или иначе, влияла на его творчество.

Впервые литература захватила его в студенческие годы, когда он познакомился с произведением Державина. Нарежный считает предшественником Гоголя. Такой вывод был сделан литераторами после анализа его романов. Можно смело заявить о том, что этот русский писатель повлиял на историю развития литературы в России. Стоит также отметить, что он стал первым, кто дал образец русского романа. В последующем многие писатели будут писать свои книги именно по этому образцу. Хотя со временем он перетерпит несколько изменений, но основная структура останется прежней. Это говорит о том, что он действительно был очень талантливым.

Отличительной особенностью его романов было то, что в них отсутствовала та сентиментальность и некая нравоучительность. Со временем его творения заняли свое место в сердцах читателей. Так и зародился исконно русский роман, со своими отличительными чертами.

Но до того как его произведения стали набирать популярность, критики довольно часто высказывались о его работах очень негативно. В особенности они отмечали, что Нарежный не имеет образовательного вкуса. Если говорить более конкретно, то можно сказать, что русский писатель больше изображал в своих произведениях не светлые моменты жизни, не положительные стороны общества и человека в целом, он, скорее, изображал весь тот негатив и ужасы, что творились на улицах, подмечал увеличение пьянства, безденежье. Его часто критиковали за необработанность языка. Но именно все это и привлекает читателей этого времени к его произведениям. Он смог в полной мере описать те ужасы, и страдания, через которые пришлось пройти простым людям.

Он любил изображать местный быт людей, их житейские проблемы. Возможно, именно поэтому ему удалось создать русский роман. Он действительно мог передать тот дух русского народа, что не удавалось сделать многим писателям, которые лишь копировали зарубежных коллег. У него был свой неповторимый стиль. Первое время его действительно не понимали. Но в наше время все литераторы утверждают, что он смог внести огромный вклад в развитие именно русской литературы. Некоторые писатели называли его «Теньер русской литературы» — похвала из уст поэтов и философов-современников.

Он всегда старался передать в своих произведениях именно народные традиции, широту русской души, описывал реалии жизни, простые истины, чем, конечно же, заслужил уважение современников. Он не пытался копировать стиль других писателей даже в начале своего творческого пути, и всегда шел своей не протоптанной дорогой. Возможно, именно по этой причине он так не похож на писателей того времени. Его романы просто пропитаны этим русским духом, народностью.

Нарежный писал очень много. Его книги всегда публиковали. Вначале они были не очень популярны, но современные читатели все больше отдавали предпочтение именно его произведениям. Читатели того времени, конечно, зачитывались и книгами других писателей. Они привыкли к той сентиментальности, что всегда присутствовала в сюжете. В произведениях же русского писателя ее совсем не было того, что пугало и, возможно, разочаровывало в каком-то смысле, ведь это не совсем привычно читателю.

Но мир меняется и литература развивается. Мировоззрение читателей тоже меняется и они уже не так критично относятся к тем произведениям, что когда-то были написаны Нарежным. Многие современники просто в восторге от них. Они не умаляют его заслуг перед отечественной литературой, что не может не радовать. Некоторые произведения писателя появились лишь после его смерти, но большинство из них были опубликованы при его жизни. Например, его произведение «Дмитрий Самозванец», которое он написал в 1804 году. Вскоре, после того как были найдены рукописи «Слова о Полку Игореве», Нарежный стал очень популярным писателем.

Краткая биография нарежный

Что это за бред? Не советую к прочтению.

Механические сердца [ЛП]

Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром

Нелюбимый [ЛП]

Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и

Наемница

Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.

Исчезновения [litres]

Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.

Исчезновения [litres]

Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое

Заговор пятой расы

Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ

Нарежный В Т

Об авторе

Нарежный Василий Трофимович (1780 год — 1826 год) — русский писатель.

Родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя. Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете. Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи. Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в «Приятном и полезном препровождении времени» Подшивалова и Сохацкого (1798) и в «Ипокрене» Сохацкого (1799 — 1800). Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: «Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова» не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе — все это изображено им в сатирическом романе «Черный год, или Горские князья», наполненном, по образцу модных тогда romans d’aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 году, по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым. В 1804 году Нарежный напечатал трагедию «Дмитрий Самозванец» — неудачный сколок с «Разбойников» Шиллера. Открытие «Слова о Полку Игореве», переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть «Славенских вечеров» (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 году Нарежный печатает в журнале «Цветник» еще две повести, несколько более удобочитаемые. В 1814 году появились первые три части романа Нарежного: «Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова». Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за «предосудительные и соблазнительные места». Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью. Это — настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло. Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: «Аристион, или Перевоспитание» (1822). Талантливо начертан только тип скупца — пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина. В 1824 Нарежный издал «Новые повести», часть в сентиментальном роде («Мария»), часть в восточном, поучительном («Турецкий суд»), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в «Жильблазе». Повести «Богатый бедняк», «Запорожец», «Заморский принц» являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с «Ревизором». Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, «Бурсак», вышло в свет в 1824 году. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, — совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы. Повесть «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие «образованного вкуса», за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного «Теньером русской литературы», но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер «местности и народности». По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному «одному и первому» из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность — схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: