Краткая биография нодье

Шарль НОДЬЕ (Charles Nodier, 1780, Безансон — 1844, Париж)

Когда французский писатель Шарль Нодье захотел наградить главных героев двух своих повестей – «Фея хлебных крошек» и «Бобовое зернышко и Цветок горошка» – счастливой жизнью в своеобразном «земном раю», то притягательнейшим украшением этих райских уголков оказались великолепные библиотеки, в которых «было собрано все самое превосходное и полезное, что создали, изящная словесность и наука, все, что необходимо для услаждения души и развития ума в течение долгой-долгой жизни».

Повести, о которых идет речь, – сказочные, и приключения, происходящие с их героями – влюбленным в мифическую царицу Савскую плотником Мишелем и крошечным мальчиком по имени Бобовое зернышко, – откровенно фантастичны, зато страстная любовь к книгам, восторг, охватывающий обоих героев при виде тщательно подобранной и на удивление богатой библиотеки, – чувства непридуманные. Их подарил своим персонажам автор. Страстным библиофилом был именно он, Шарль Нодье. Недаром еще в семнадцатилетнем возрасте он умолял друга прислать ему некий библиографический словарь в таких выражениях: «Эта книга составляет предмет моих самых упоительных мечтаний. Я думаю о ней непрестанно; в ночной тиши передо мной встает желанный образ. подчас мне кажется, что она уже моя. я просыпаюсь. оглядываюсь. и не нахожу ничего, кроме мрака иллюзий». Выведя в рассказе «Библиоман» чудака-маньяка, «помешанного» на книгах, он отдал ему многие «библиографические» замечания и соображения, которые вполне всерьез высказывал «от себя» в своих библиофильских статьях; такая самоирония вообще характерна для Нодье, однако отношение его к книгам было очень и очень серьезным.

Книга значила для Шарля Нодье очень много – так много, что порой кажется: эта страсть способна была навсегда вытеснить из его сердца все остальные. Однако полагать так – значит жестоко заблуждаться. В жизни Нодье было много других увлечений; писатель этот тем и удивителен, что делил себя между областями науки и словесности, которые на первый взгляд довольно-таки далеки друг от друга.

Родился Шарль Нодье в семье безансонского адвоката. В год, когда началась Великая французская революция, ему, следовательно, было девять лет. Нодье-старший был настроен весьма радикально, и в двенадцать лет Шарль вступил в безансонское Общество друзей Конституции – клуб, близкий к якобинцам. Революционные речи, произнесенные приблизительно в эту же пору, принесли ему славу чудо-ребенка. Однако на энтузиазм Шарля постепенно накладывались впечатления совсем иного толка. Позже он вспоминал, как присутствовал при казни бывшего капуцина, а затем крупного революционного деятеля Эложа Шнейдера; тот, кто еще недавно посылал множество людей на плаху (нередко без всякой вины, исключительно из соображений личной мести), теперь сам принял смерть под ножом гильотины. Двойственное отношение к революции и восставшему народу (или толпе?) сохранилось у Нодье до конца жизни. С одной стороны, он всегда верил в творческую силу народа. С другой стороны, писатель всегда помнил о том, как страшен может быть порыв толпы, если его не направили на благие дела.

В 1802 году Нодье приезжает в Париж и вступает в общество «Медитаторов» – молодых людей, которые пытались, отгородившись от современной цивилизации, создать братство «античных мудрецов». Общение с «медитаторами», утрата возлюбленной, скончавшейся во цвете лет, – все это, вкупе с литературной модой, повлияло на стиль ранней сентиментальной прозы и поэзии Нодье (повесть «Стелла, или Изгнанники», 1802; сборники «Опыты юного барда», 1804 и «Скорбящие, или Извлечения из записок самоубийцы», 1806) .

Однако в душе Нодье жил не только меланхолический мечтатель, но и политический бунтарь, ненавистник тиранов. В 1801 или 1802 году Шарль сочинил сатирическую оду, направленную против Наполеона, в ту пору первого консула; ода эта, быстро получившая популярность, была напечатана анонимно, однако в декабре 1803 года в письме министру полиции Фуше Нодье неожиданно сам сознался в своем авторстве. За этим «автодоносом» последовали события, о которых Нодье потом не раз вспоминал с гордостью, ибо он выступил здесь в почетной роли жертвы политического произвола. Месяц с небольшим автор сатирической оды провел в тюрьме Сент-Пелажи, а затем благодаря хлопотам отца был выслан в родной Безансон под надзор полиции. Здесь он вступил в тайное общество «Филадельфы», первой политической акцией которого должно было стать покушение на императора в горах Юра (1805). Из этой затеи ничего не вышло: о готовящемся покушении стало известно Фуше и он приказал покончить с этим делом, произведя несколько арестов. Лично Нодье, по-видимому, ничего не угрожало, однако он самовольно покинул Безансон и около полугода скитался по лесам и горам, наслаждаясь, очевидно, и вольным, «естественным» существованием, и сознанием опасности (как мы уже сказали, вымышленной или, во всяком случае, сильно преувеличенной). К «оседлой» жизни беглец вернулся благодаря протекции друга отца, префекта департамента Ду, столицей которого был Безансон.

Позже, в конце 1820 – начале 1830-х годов Нодье, уже известный писатель, с 1824 года хранитель библиотеки Арсенала, хозяин салона, где собирался цвет тогдашней литературы, постепенно приобрел в глазах современников репутацию чудака, который только и умеет, что сочинять фантастические истории да читать старые книги; бунтарская его юность стала казаться очередным розыгрышем присяжного мистификатора, известного ироническим складом ума, а рассказ о тюремных злоключениях – выдумкой ради красного словца. Между тем для самого писателя душевный опыт, обретенный в юности, имел большое значение. На собственном опыте Нодье испытал, каково это – ощущая в себе огромные силы, ненавидя тирана-узурпатора, не иметь возможности проявить себя на общественном поприще и громко заявить о себе миру. Вероятно, не только книжные впечатления (например, от чтения «Разбойников» Шиллера), но и собственные воспоминания положил Нодье в основу произведения, принесшего ему европейскую известность, – опубликованного в 1818 году романа о благородном разбойнике «Жан Сбогар».

Литературное наследие Нодье любопытно тем, что разные, очень далекие одна от другой творческие манеры соседствуют здесь в произведениях, написанных едва ли не одновременно. В 1820 году он выпускает, например, «чувствительную» повесть «Адель», а в следующем году – фантастическую повесть «Смарра», где сентиментальности нет и в помине; дух «неистового романтизма» с его пристрастием к ужасам и кошмарам сочетается здесь с тонкой стилизацией античной литературы (прежде всего, романа Апулея «Золотой осел»).

В 1830 году Нодье публикует «Историю Богемского короля и его семи замков»; в этом романе, где соединились традиции Стерна и Рабле, необычно все, от «игрового» шрифта, не уступающего самым смелым образцам современного книжного дизайна, до взбалмошного, постоянно кого-то передразнивающего и над кем-то (не в последнюю очередь над собой) подсмеивающегося повествователя, который к тому же выступает сразу в трех ипостасях (личность рассказчика составляют три существа: Теодор, или его чувствительность, дон Пик до Фанфрелюкио, или его обширная память, Брелок, или его язвительный и насмешливый ум). И вот одновременно с «Историей Богемского короля» Нодье пишет автобиографический цикл «Воспоминания Максима Одена» (1831), в который входят сентиментальные повести, до крайности похожие на повести 1810-х и 1820-х годов (повсюду одна и та же неминуемо погибающая в ранней юности героиня и один и тот же мечтательно-восторженный герой-повествователь). Читателям было настолько трудно привыкнуть к «жонглированию» стилями, которым мастерски владел Нодье, что в издательской практике даже вошло в привычку печатать сентиментальную новеллу о слепом юноше и его неверной возлюбленной, которую писатель включил в иронического «Богемского короля», отдельно от романа, – слишком уж силен был контраст между ерническим тоном романа и чувствительной атмосферой новеллы.

В XIX веке наибольший успех имели именно сентиментальные произведения Нодье, его «добродушные» сказки (они многократно переиздавались, постепенно приближаясь к «безобидной» литературе для детей дошкольного возраста). В XX веке нужнее, актуальнее оказались произведения другого плана: фантастическая повесть «Фея хлебных крошек», посвященная безумцу, который наперекор расчетливому, эгоистическому обществу верит в сказку и любовь; сатирические повести, которые современный французский исследователь, воспользовавшись выражением самого Нодье, назвал «циклом здравомыслящего насмешника» – язвительный упрек обществу, где изобретений и технических усовершенствований становится все больше, а добрых чувств и здравого смысла – все меньше.

Нодье был писателем незаурядным, писателем со своим лицом, достойным занять место рядом с такими корифеями французской литературы первой половины XIX столетия, как Виктор Гюго (который, кстати, очень многим, в частности, любовью к Шекспиру, обязан Нодье, своему старшему товарищу, Альфред де Мюссе или Стендаль.

Но вот что удивительно: мы познакомились с Нодье-писателем, но список его творческих интересов далеко не кончен. Ибо Нодье был еще:

— профессиональным энтомологом, автором «Рассуждения о назначении усиков у насекомых и об их органе слуха» (1798; в соавторстве с Ф.М.Ж. Люкзо) и «Энтомологической библиографии» (1801), которую одобрил caм Ламарк;

— профессиональным лингвистом, автором книг «Толковый словарь французских ономатопей» (1808), «Критическое рассмотрение французских словарей» (1828) и «Начала лингвистики» (1834), а также множества статей, посвященных проблемам языка;

— профессиональным литературным критиком: в 1810-1820-х годах он опубликовал в периодической печати множество рецензий, откликаясь и на значительные, и на ничтожные новинки французской и иностранной литературы, причем не просто хвалил или осуждал, но стремился разглядеть во всяком произведении выражение художественных и социальных тенденций и потребностей эпохи.

Не так уж мало для одного человека?

А ведь в придачу ко всему этому Нодье был еще талантливым и многоопытным библиографом и библиофилом.

Книги Шарля Нодье сегодня в библиотеке

Нодье, Шарль

Франция

Жан Шарль Эммануэль Нодье́ (фр. Jean-Charles-Emmanuel Nodier ; 29 апреля 1780 ( 17800429 ) , Безансон — 27 января 1844, Париж) — французский писатель и библиофил эпохи романтизма.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Сочинения
  • 4 Литература
  • 5 Источники

Биография

Нодье происходил из провинциальной мелкой буржуазии; его отец в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Нодье игрой в революционера. В 1802 он сочинил стихотворный памфлет против Наполеона, однако впоследствии стал его сторонником и получил место в администрации; тем не менее, при Реставрации выдавал себя за жертву Империи.

Служа библиотекарем в столице Иллирийских провинций Лайбахе, написал разбойничий роман «Жан Сбогар», который после опубликования в 1818 году принёс автору европейскую известность. В своих произведениях являлся проводником иноземных литературных романтических влияний на французскую литературу. Разрабатывал жанр фантастической новеллы, дробящейся у него на «кошмарную» новеллу («Лорд Рётвин, или Вампиры» (фр. Lord Rutween, ou Les vampires , 1820), «Смарра» (фр. Smarra , 1821), волшебную сказку («Трильби» (фр. Trilby , 1822), «Фея хлебных крошек» (фр. La Fée aux miettes , 1832) и религиозную легенду («Легенда о сестре Беатриче» (фр. La légende de sœur Béatrix ).

3 января 1824 года Нодье был назначен библиотекарем графа д’Артуа, будущего короля Франции Карла X и участвовал в его коронации в Реймсе. С 14 апреля 1825 года служил в Библиотеке арсенала [fr] , официально вступил в должность библиотекаря 29 мая вместе с Виктором Гюго. Эта работа открыла Нодье доступ к редким и забытым книгам, которые он неустанно пропагандировал. Его квартира, наравне с квартирой Гюго, сделалась местом собраний первого объединения французских романтиков — «Сенакля» (фр. Cénacle ), в котором преобладали представители дворянской литературы 1820-х годов. Это объединение, распавшееся к началу 1830-х годов, сыграло значительную роль в борьбе новой школы против классицизма. Печатным органом «Сенакля» был журнал католического и монархического направления «Французская муза» (фр. La muse française ).

В 1835 году Нодье выпустил библиографию французских литературных безумцев — труд, который в XX веке продолжили Раймон Кено и Андре Блавье [fr] .

Творчество Нодье полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого являются фантастические новеллы, у него уживаются материалистические тенденции XVIII века, наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции («Жан Сбогар»). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантазии, он пользуется ясным, точным, суховатым языком XVII века. Усвоив ряд романтических особенностей, сохраняет влияние Кребийона-сына и Лоренса Стерна.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Читайте также  Краткая биография гуань

Семья

Имел дочь Марию, которой поэт Алексис-Феликс Арвер посвятил сонет «Секрет», считающийся классикой французской поэзии романтического периода.

Сочинения

  • Œuvres de Ch. Nodier, éditions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834.
  • Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, — М.: Academia, 1934.
  • Новеллы. Вступительная статья В. М. Блюменфельда. Пер. с фр.яз. М. А. Салье и А. С. Бобовича. — Л., 1936.
  • Избранные произведения. Пер. с фр. А. Энгельке, М. Солье, Н. Фарфель и др., Вступ. ст., примеч. А. Андрес. — М.-Л., 1960.
  • Фантастические и сатирические повести. Сборник. На французском языке. Составление, предисловие и комментарии Мильчиной В. А. Художник Семенов А. О., — М., 1985.
  • Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1-2/ Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М.: Книга, 1989. — (Полка библиофила)
  • Нодье Ш., Бурже П., Аллен-Фурнье. Жан Сбогар. Ученик. Большой Мольн. Перевод с французского. Сост. и вступит. статья Л. Андреева. Коммент. Е. Петраш. — М., 1990.
  • Фея хлебных крошек. Пер. с франц. В. Мильчиной, — М., 1996, 2006.
  • Charles Nodier, Jacques Rigomer Bazin, Didier, Lemare, Vincent de Langres Lombard. Histoire des sociétés secrètes de l’armée et des conspirations militaires qui ont eu pour objet la destruction du gouvernement de Bonaparte , Paris : Gide Fils; H.

Напишите отзыв о статье «Нодье, Шарль»

Литература

  • Де-Ла-Барт Ф. Г. Разыскания в области романтической поэтики и стиля. — Киев, 1908.
  • Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908.
  • Larat J., Bibliographie critique des œuvres de Ch. Nodier, P., 1923.

Источники

Предшественник:
Жан-Луи Лайа
Кресло 25
Французская академия

1833—1844
Преемник:
Проспер Мериме

Часы досуга (1807) · Английские барды и шотландские обозреватели (1809) · Гяур (1813) · Абидосская невеста (1813) · Корсар (1814) · Лара (1814) · Еврейские мелодии (1815) · Осада Коринфа (1816) · Паризина (1816) · Шильонский узник (1816) · Мечта (1816) · Прометей (1816) · Тьма (1816) · Плач Тассо (1817) · Беппо (1818 · Паломничество Чайльд-Гарольда (1812-1818) · Дон Жуан (1819–1824; не закончена из-за смерти Байрона) · Мазепа (1819) · Пророчество Данте (1819) · Видение Суда (1821) · Бронзовый век (1823) · Остров (1823)

Манфред (1817) · Марино Фальеро (1820) · Сарданапал (1821) · Двое Фоскари (1821) · Каин (1821) · Небо и земля (1821) · Вернер (1822) · Преображенный урод (1822)

Отрывок, характеризующий Нодье, Шарль

Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцовать целый вечер. Она ничего не заметила и не видала из того, что занимало всех на этом бале. Она не только не заметила, как государь долго говорил с французским посланником, как он особенно милостиво говорил с такой то дамой, как принц такой то и такой то сделали и сказали то то, как Элен имела большой успех и удостоилась особенного внимания такого то; она не видала даже государя и заметила, что он уехал только потому, что после его отъезда бал более оживился. Один из веселых котильонов, перед ужином, князь Андрей опять танцовал с Наташей. Он напомнил ей о их первом свиданьи в отрадненской аллее и о том, как она не могла заснуть в лунную ночь, и как он невольно слышал ее. Наташа покраснела при этом напоминании и старалась оправдаться, как будто было что то стыдное в том чувстве, в котором невольно подслушал ее князь Андрей.
Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью и робостью и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с ней о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время, как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцовала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию. В середине котильона Наташа, окончив фигуру, еще тяжело дыша, подходила к своему месту. Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала и запыхалась, и видимо подумала отказаться, но тотчас опять весело подняла руку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею.
«Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами всё это понимаем», и еще многое и многое сказала эта улыбка. Когда кавалер оставил ее, Наташа побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур.
«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.
В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «как можно было спрашивать об этом?»
– Так весело, как никогда в жизни! – сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтобы обнять отца и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастия и горя.

Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была широкая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.
Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его.
Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.
– Как весело, граф, – сказала она, – не правда ли?
Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.
– Да, я очень рад, – сказал он.
«Как могут они быть недовольны чем то, думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.

На другой день князь Андрей вспомнил вчерашний бал, но не на долго остановился на нем мыслями. «Да, очень блестящий был бал. И еще… да, Ростова очень мила. Что то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». Вот всё, что он думал о вчерашнем бале, и напившись чаю, сел за работу.

Шарль Нодье — Избранные произведения

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Шарль Нодье — Избранные произведения краткое содержание

Шарль Нодье — фигура в истории французской литературы весьма своеобразная.

Литературное творчество его неотделимо от истории французского романтизма — вместе с тем среди французских романтиков он всегда стоял особняком. Он был современником двух литературных «поколений» романтизма — и фактически не принадлежал ни к одному из них. Он был в романтизме своеобразным «первооткрывателем» — и всегда оказывался как бы в оппозиции к романтической литературе своего времени.

Советский читатель знаком с творчеством Шарля Нодье по переводам «Жана Сбогара» и нескольких новелл; значительная часть этих переводов была опубликована еще в 1930-х годах. Настоящее издание ставит своей целью несколько дополнить представления об авторе «Жана Сбогара», показав основные этапы его творческого пути. Произведения Нодье расположены в хронологическом порядке. В сборник включены никогда прежде не переводившиеся «Изгнанники», «Живописец из Зальцбурга» и «Адель».

Избранные произведения — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Шарль Нодье (1780–1844)

В числе тех «модных» книг, которыми зачитывалась Татьяна Ларина, Пушкин называет роман французского писателя Нодье «Жан Сбогар»:

И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.

То, что Пушкин включил «известный роман Карла Нодье», как поясняет он в примечании, в круг чтения русской «барышни уездной», — лишнее свидетельство той большой популярности, которой пользовался «Жан Сбогар» в начале 20-х годов XIX века. Написанный в 1812 году, в годы Наполеоновской империи, роман этот был опубликован только в 1818-м, уже при Реставрации, и за короткий срок получил широкую известность во всей Европе. Сам Нодье впоследствии писал, что это был «самый блистательный из всех его успехов». О степени этого успеха в России достаточно красноречиво говорят несколько строк в письме А. И. Тургенева к Вяземскому, в которых он сообщает, что заплатил за чтение «Сбогара» десять рублей (деньги по тем временам немалые.—А. А.), но своей книги до сих пор не имеет.

В романе о «таинственном Сбогаре», казалось, словно в фокусе, сосредоточено было все то новое в литературе, что так пленяло читателя 20-х годов в произведениях современных ему писателей-романтиков. Тут было все, с чем он привык встречаться в этой новой литературе, — и таинственный замок, и страшная тайна, и роковая страсть, и картины природы — то меланхолической, то суровой, аккомпанирующей чувствам и настроениям героев, и странная, полубезумная девушка, томимая предчувствиями, и, конечно, в первую очередь — типичный романтический герой с его опустошенной душой, с мучительными сомнениями в существовании бога, с его трагической раздвоенностью — одновременно и ангел и демон, жертвенный защитник слабых и мрачный злодей. Были, правда, в этом знакомом облике черты, рождавшие и более далекие литературные ассоциации. Образ юноши-аристократа, ставшего разбойником во имя идей равенства и социальной справедливости, невольно вызывал в памяти благородный образ Карла Моора из шиллеровских «Разбойников». Однако прежде всего фигура Жана Сбогара, одинокого и разочарованного борца, гордо противостоящего миру социального зла, напоминала героев «восточных поэм» Байрона. Не случайно Пушкин ставит роман французского писателя как бы даже в ряду произведений «британской музы» и называет его вслед за байроновским «Корсаром». Родственность обоих образов казалась настолько очевидной, что, когда во Франции появились первые переводы сочинений Байрона, французская критика немедленно объявила «Жана Сбогара» подражанием «Корсару».

А между тем роман Нодье не был подражанием Байрону. Впоследствии автор «Жана Сбогара» насмешливо благодарил французскую критику за то, что своим обвинением в плагиате она заставила его познакомиться с творениями английского поэта, которого он до того не читал. Отсутствие прямого влияния подчеркивается, впрочем, простым сопоставлением дат: «Жан Сбогар» был вчерне закончен несколькими годами раньше байроновского «Корсара». Но, появившись в печати лишь в 1818 году, он органически влился в общий поток «байронических» произведений и в 20-е годы воспринимался уже в одном ряду с ними.

Читайте также  Краткая биография дрюон

«Жан Сбогар» не был подражанием. Это было произведение, написанное современником Байрона, в ту же историческую и литературную эпоху, но при этом французским его современником, выражавшим в нем прежде всего свое отношение к событиям, происходившим на его родине.

Социальное зло, во имя разрушения которого Жан Сбогар становится разбойником, носит в романе Нодье вполне конкретно-исторический характер, — это буржуазная действительность Наполеоновской империи. При всей традиционности сюжета в основе «Жана Сбогара» лежат подлинные исторические события: антинаполеоновское движение славянских народов на Балканах, в так называемых Иллирийских провинциях — искусственной области, созданной Наполеоном из стран, отнятых им у Австрии; Нодье сам был свидетелем этой борьбы за национальную независимость в 1812 году, в бытность свою библиотекарем в столице Иллирии — Лайбахе. Ненавистный герою Нодье мир социального зла и несправедливости — это тот социальный строй, тот страшный, с точки зрения Сбогара, мир «цивилизации», который завоеватели несут на своих штыках народам, еще «наслаждающимся чистотой естественных чувств»; этот страшный мир, где действуют законы «общества», где властвует закон частной собственности, грозит вторгнуться и в «счастливую маленькую Черногорию» — последний «европейский оазис», где не знают слов: «это мое поле» и человек еще добр — то есть таков, каким его и создала природа.

Так под романтической маской разбойничьего атамана обнаруживается пламенный приверженец идей «Общественного договора» Руссо. Благородный разбойник оказывается поклонником прогрессивных идей XVIII века, с позиций которых и оценивает современные ему исторические события. Ибо «таинственный Сбогар» не только разбойник, он и мыслитель. Его «философия истории» излагается в случайно обнаруженной героиней романа «Записной книжке Лотарио» — ряде коротких изречений, являющихся плодом раздумий Сбогара-Лотарио над устройством современного ему общества.

Герой романа Нодье пришел к грустному выводу, что новый общественный порядок, воцарившийся во Франции в результате революции — той самой революции, что начертала на своих знаменах слова «свобода» и «равенство», — не принес народу никакой свободы.

«Свобода — не такое уж редкое сокровище, — язвительно пишет Лотарио, — она всегда в руках сильных и в кошельке богатых».

Есть в записной книжке Лотарио отдельные замечания, заключающие в себе прозорливые исторические обобщения. Такова, например, уничтожающая характеристика «революционности» буржуазии: «Человек льстит народу. Он обещает служить ему. Вот он достиг власти. Все думают, что он немедленно потребует раздела богатств. Не тут-то было! Он приобретает богатства и вступает в союз с тиранами для раздела народа».

Однако рядом с такими высказываниями, ярко обличающими антинародную сущность буржуазного строя, рядом с пророчеством о грядущем «захвате мира» бедняками, на стороне которых всегда будет «сила и количество», в записной книжке Лотарио то и дело попадаются записи, выражающие неверие в возможность установления справедливого общественного строя. «Равенство — предмет всех наших желаний и цель всех наших революций — действительно возможно только в двух состояниях: в рабстве и смерти», — горько утверждает Лотарио. Никакая революция, по его мнению, не способна уже помочь человечеству, спасти его от «развращающего влияния цивилизации». Ибо всякое общество ложно по своей сути; оно противоречит «естественной» природе человека. «Плод древа познания добра и зла — это общество. С той минуты, как человек прикрылся лиственной повязкой, он облекся рабством и смертью». Поэтому ложной объявляется даже сама идея общественного договора, положенная Руссо в основу общественно-политического устройства будущего справедливого общества. «Если бы общественный договор оказался в моих руках, — записывает Лотарио, — я ничего не стал бы менять в нем. Я разорвал бы его». И тут же, рядом, крик отчаяния и апелляция к богу…

Виктор Мари Гюго: краткая биография, личная жизнь и произведения писателя

Виктор Мари Гюго — один из самых известных писателей Франции, оказавший влияние на развитие литературного течения — романтизма. Его произведения стали достоянием французской культуры. Сам писатель выступал против общественного неравенства, поэтому он известен также как общественный деятель.

Детские годы писателя

Родителями будущего писателя были Жозеф Гюго, который стал генералом наполеоновской армии, и Софи Требюше — дочь богатого судовладельца и роялистка. У Виктора Мари Гюго было двое старших братьев. Родился он в 1802 году в Безансоне, а все его детские годы прошли в переездах вместе с родителями. Они старались воспитывать детей в атмосфере любви, но родители придерживались разных политических взглядов. Именно благодаря взглядам матери Гюго в юности придерживался монархических идей.

Семейство Гюго побывало в Марселе, Кортике, на Эльбе, в Италии, Мадриде — такие частые переезды были связаны с работой отца писателя. После каждого переезда они возвращались в Париж. Именно эти путешествия произвели на маленького Виктора впечатление и подготовили основу для его романтических взглядов. В 1813 году его родители разошлись, и Виктор Мари Гюго остался жить с матерью в Париже.

Юношеские годы

В краткой биографии Виктора Мари Гюго отмечено, что с 1814 года по 1818 год он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал писать свои первые произведения, которые не опубликовывает. Одну из написанных им трагедий мальчик посвящает матери, кроме того, он пишет драму и занимается переводом Вергилия. В своих первых произведениях Виктор Гюго выступает как сторонник классицизма. Позже, когда он станет роялистом, будет заниматься развитием романтизма.

В возрасте 15 лет юный Гюго получает хороший отзыв на конкурсе Академии за свое стихотворение,, а за оду — медаль. Еще в юношеские годы окружающие увидели талант будущего писателя. Но кроме того, у мальчика была склонность к точным наукам. И его отец очень хотел, чтобы его младший сын поступил в политехнический. Но юный Виктор выбрал литературу, благодаря которой прославился на весь мир.

Начало литературной деятельности

Когда писатель перечитывал свои рукописи, то остался недоволен их качеством: он был уверен, что может писать красивее и изящнее. Виктор Гюго начинает заниматься издательской деятельностью в 1819 году. С 1819 по 1821 год он издает дополнение к католическому журналу роялисткой направленности. В 1819 году Гюго пишет очень роялистическую сатиру «Телеграф», которая обратила на него внимание читателей.

В издаваемом им приложении к журналу юноша писал под различными псевдонимами. Именно благодаря его издательской деятельности за ним закрепилась репутация монархиста.

Издание первого романа и начало романтизма

В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. В этом браке у пары было пятеро детей. В 1923 году Виктор Гюго опубликовал свой роман «Ган Исландец», который получил довольно сдержанный прием у публики.

Произведение получило хороший отзыв от Шарля Нодье. Благодаря этому между ними состоялось знакомство, которое переросло в дружбу. Писатель не сильно огорчился критике его произведения — просто он решил еще тщательнее работать. Вскоре после публикации состоялось собрание в библиотеке Арсенала — именно она была колыбелью романтизма. После этого собрания у Гюго начали формироваться основы романтизма.

Дружеское общение Виктора Гюго и Шарля Нодье длилось с 1827 по 1830 год, потому что Нодье все критичнее относился к произведениям писателя. До этого Гюго успел возобновить общение с отцом и посвятить ему поэму. В 1828 году Жозефа Гюго не стало. Виктор Мари пишет пьесу «Кромвель» специально для известного актера Франсуа-Жозефа Тальма и публикует ее в 1827 году. Она вызвала споры у читателей, а в предисловии к пьесе Гюго написал, что он не принимает устоев классицизма и решает писать в направлении романтизма.

Несмотря на то что произведения Гюго принимались критиками прохладно, он был известной фигурой в литературной среде. Чета Гюго часто устраивала в своем доме приемы, на которые приглашали известных личностей. Писатель заводит знакомство с Шатобрианом, Листом, Берлиозом и другими деятелями искусства.

Кроме романов, Гюго пишет стихи, а в 1829 году и 1834 году публикует небольшие романы — «Последний день приговоренного к смерти» и «Клод Ге». В них писатель высказывает свое негативное отношение к смертной казни. В период творчества с 1826 по 1837 год Виктор Мари Гюго становится основателем французского романтизма.

«Отверженные»

Это одно из самых известных произведений писателя. Оно является достоянием французской литературы и вершиной его творчества. Роман «Отверженные» Виктора Мари Гюго был опубликован в 1862 году. В нем писатель затрагивает важные для него темы, такие как сила закона, любовь, проблема жестокости и человечности. Один из самых известных персонажей Виктора Мари Гюго — Гаврош. Он символизировал собой надежды восставших, молодого поколения. В рассказах о детях Виктора Мари Гюго Гаврош занимал особое место и воспринимался читателями как маленький герой и борец за идеалы.

Действие романа в «Отверженных» охватывает широкие временные рамки, поэтому это произведение является исторической драмой. Сюжет постоянно отсылает читателя к важным событиям той эпохи. В этой книге Виктор Гюго критикует эпоху Реставрации и большое число нищего населения. Поэтому его роман наполнен революционными и антимонархическими настроениями.

«Собор Парижской Богоматери»

Одна из самых известных книг Виктора Гюго — «Собор Парижской Богоматери». Это первый исторический роман, который был написан на французском языке и опубликован в марте 1831 года. Главной целью писателя было привлечение внимания к собору Парижской Богоматери и именно его он хотел сделать основным героем.

Собор в ту эпоху хотели либо снести, либо сделать более современным. После выхода романа не только во Франции, но и во всем мире началось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Это произведение много раз экранизировали и ставили мюзиклы, самый популярный из которых — «Нотр-Дам де Пари», поставленный во Франции.

«Человек, который смеется»

Еще один известный исторический роман Виктора Гюго, написанный им в 60-е годы 19 века. Сюжет разворачивается вокруг мальчика, в младенчестве которого изуродовали для потехи богатой публики. Мальчик подбирает слепую девочку и вместе они находят приют у бродячего актера.

Мальчик и девочка полюбили друг друга и то было чистое светлое чувство. Но выясняется, что у него есть титул и богатство. В своей речи, обращенной к знати, этот юноша рассказывает о бедственном положении простых людей, о неравенстве в стране. И этот роман вызвал споры между литературоведами — относится ли он к романтизму или реализму.

В своем романе Виктор Гюго отразил волновавшие его вопросы о потерянных детях и о положении знати в обществе. Перед созданием романа писатель собирал исторические сведения об описываемом им периоде в Англии.

Затворничество

В 1843 в жизни Виктора Гюго произошла трагедия: во время кораблекрушения погибла его дочь Леопольдина с мужем. После этого он на какое-то время полностью перестал поддерживать связь с обществом. Находясь в таком затворничестве, Виктор Гюго начал работать над объемным романом.

Но закончить работу он не успел: в 1848 году произошла революция и писатель стал принимать активное участие в общественно-политической жизни. Но в 1851 году Гюго покинул Францию и отправился в Брюссель, затем на островок Джерси и остров Генри. В этот непростой период им была написана книга «Наполеон Малый», в которой он разоблачал диктаторство нового правителя, Луи Бонапарта, и сатира в стихах — «Возмездие», которая стала популярна у противников Наполеона Третьего. В начале 60-х годов 19 века Гюго вернулся к написанию своего объемного романа, который стал известен в мире как «Отверженные».

Работа в театре

В период с 1830 по 1843 год он работал практически только для театра. Также в этот период было написано большинство стихов Виктора Мари Гюго. Его пьеса, которую он поставил еще в 1829 году, вызвала споры между представителями старого и нового в искусстве.

Во всех своих пьесах Гюго описывал конфликты между знатью и простыми людьми. Иногда этот конфликт выглядел намеренно преувеличенно, чтобы привлечь внимание читателей. Некоторые его пьесы даже снимались с показов, но потом их снова возвращали в репертуар.

Читайте также  Краткая биография лоусон

Художественный талант писателя и его дружба с живописцами

Виктор Гюго занимался еще и рисованием. Рисовать он начал еще в возрасте 8 лет. Теперь его работы находятся в частных коллекциях и до сих пор высоко оцениваются на аукционах. Большинство его произведений были написаны в период с 1848 по 1851 год чернилами и карандашами.

Делакруа говорил Виктору Гюго, что он бы стал известным художником и превзошел многих современных живописцев. Писатель поддерживал знакомство со многими известными художниками и иллюстраторами. Буланже так сильно восхищался Гюго, что создал большое количество портретов с людьми, собиравшимися вокруг него.

Буланже нравилось рисовать на фантастические темы, навеянные чтением поэм Гюго. Самый известный иллюстратор произведений писателя — художник Эмиль Байар.

Политическая карьера и последние годы жизни писателя

Виктор Гюго был не только известным писателем, но и общественным деятелем. Он был против социального неравенства и придерживался роялистких взглядов. В 1841 году Гюго стал членом Французской Академии.

В 1845 году писатель начал политическую карьеру и в этом году он стал пэром Франции. В 1848 году он стал членом Национального собрания, в заседаниях которого принимал участие до 1851 года. Виктор Гюго не поддержал новую революцию и избрание новым правителем Наполеона Третьего. Из-за этого писателя выслали из Франции. Вернулся он только в 1870 году, а 1876 году он стал сенатором.

Возвращение его было связано с тем, что рухнул режим Наполеона. В тот период начиналась Франко-прусская война, а Гюго поддерживал оппозицию. В 1971 году он перестал заниматься политической деятельностью и занялся творчеством.

Великого французского писателя, основоположника течения романтизма во Франции, не стало 22 мая 1885 года, причина смерти — пневмония. В стране был объявлен траур на 10 дней: проститься с Виктором Гюго пришли около миллиона человек. Прах великого писателя был помещен в Пантеон.

Высказывания

Цитаты Виктора Мари Гюго стали крылатыми и известны во всем мире.

Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чем невозможно молчать.

Иногда человек не может выразить свои чувства и мысли — он не может подобрать подходящих слов. А музыка позволяет человеку общаться и делиться своими эмоциями с окружающими.

Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить — значит трудиться.

Виктор Гюго всегда работал: это была и писательская деятельность, и общественно-политическая. Если человек занимается каким-либо трудом, то он совершенствуется. Даже если занимается не физическим, а умственным трудом, то он тренирует свой ум. Благодаря этому он развивается и человек становится лучше.

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.

Виктор Гюго стремился бороться с общественным неравенством, он призывал людей бороться с диктаторским режимом, потому что считал, что власть должна быть в руках народа. Поэтому он не принимал новую власть во Франции и высказывал протест в своих произведениях.

Отзывы

Виктора Гюго ценили не только в литературных кругах, но и в обществе за его стремление к справедливости, защищать бедных. В его произведениях были отражены все важные социальные проблемы и события тех времен. Писатель стремился при помощи них обратить внимание общества, побудить людей бороться за права.

Творчество Гюго высоко ценил Ф. М. Достоевский. Его «Отверженных» он ставил выше своих произведений. Но при этом Достоевский отмечал и стилистические недостатки, не уменьшающие его любовь к этому творению. Виктор Гюго является одним из самых известных людей Франции, оказавших большое влияние на формирование общественной мысли людей в 19 веке. Он считается признанным лидером и одним из самых ярких представителей романтизма.

Произведения Виктора Гюго стали достоянием не только французской, но и мировой литературы. В его произведениях гротескное описание сочетается с важностью поднимаемых социальных тем. Поэтому его произведения читают и в современном мире, потому что тема человечности, равенства, справедливого устройства общества — все это актуально для современного общества.

Виктор Гюго создал удивительных героев, во многих из которых читатели увидели надежды революции. И, в отличие от многих деятелей искусства, он старался при помощи общественной деятельности улучшить жизнь простых людей.

Виктор Гюго — биография

Краткая информация

  • Детство
  • Юность
  • Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь
  • Затворничество
  • Возвращение на родину
  • Личная жизнь

Детство

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Бензаносе, в семье Жозефа Гюго и Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. Его отец был капитаном в наполеоновской армии, но со временем дослужился до звания генерала, мать же была рьяной роялисткой. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. Мальчик рос, и под влиянием постоянных путешествий формировался его характер и романтичное мировосприятие.

Когда парнишке было всего 12, его отец и мать расторгли брак, инициатором стала Софи, а причиной тому послужила ее любовная связь с генералом Лагори. Распад семьи произошел, когда семейство проживало в Мадриде, после чего Софи окончательно перебралась в Париж, забрав с собой и Виктора.

Юность

Образование мальчика до 12 лет носило непостоянный характер, и только в 1814 году Виктор смог стать учеником пансиона Кордье, а после поступить в лицей Людовика Великого. Талант писателя стал проявляться в парнишке в довольно юном возрасте — в 14 лет им были написаны «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», «Louis de Castro», в 15 он получил свой первый почетный отзыв Тулузской академии, в конкурсах которой регулярно участвовал, а позже и вовсе был отмечен королевским правительством.

По окончанию учебы, Гюго всерьез занялся развитием своего творчества. Его ранние творения, включая и начальный вариант известнейшего романа «Бюг Жаргаль», (1821) опубликовали в «Консерватер литерер» — популярном издании тех времен.

1822 год стал для юного Виктора выдающимся – на свет появился его первый сборник «Оды и разные стихотворения», пропитанный духом классицизма. Всего через год уже был издан второй роман автора — «Ган Исландец», который получил довольно сдержанные отзывы. Одним из критикующих роман выступил Шарль Нодье, чьи конструктивные замечания и весомые аргументы не могли оставить Гюго равнодушным. Позже писателям выпала возможность увидеться лично, и эта встреча стала началом дружбы. Однако продлилась она относительно недолго – примерно с 1827 по 1830 год, пока Нодье не стал все жестче поддавать критике произведения Гюго.

Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь

Примерно в этот же период (1827-1830 годы) завязывались приятельские отношения писателя с многими выдающимися личностями литературы, с которыми они основывают при журнале «Мюз франсез» собственную группу Сенекаль. Творчество группы имело ярко выраженную романтичную направленность.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сбоник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз». Триумф автора становится разрушением «Бастилии классицизма» в драматургии, а романтизм наконец-то выходит на первое место.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

Возвращение на родину

Вернуться в Париж Виктора Гюго подвиг крах режима Наполеона III, в 1870 году, практически в самом начале Франко-прусской войны. Гюго, имевший свое представление об идеальном политическом аппарате страны, выступал за оппозицию. Когда враги наступали, он не стал бежать вместе со всеми, а гордо остался в родном городе, час за часом наполнявшимся армией чужого государства.

В 1971 он сложил с себя полномочия, которыми был наделен Национальной Ассамблеей — это был своеобразный знак протеста против консерваторов. Он с новыми силами вернулся к творчеству.

Новые веяния в прозе совершенно не впечатляли автора, и он снова приступил к работе над историческим романом. В этот раз это был «Девяносто третий год», в котором как ни крути, чувствовались нотки романтизма: герои, олицетворяющие кардинально противоположные образы и постоянная символизация, при этом в романе было предостаточно достоверных сведений о революции.

Очень интересным вышел сборник «Искусство быть дедом». Довольно необычный опыт романиста пришелся по душе всем, в том числе и его внукам, которым он и был посвящен. В этом же году мир увидел «Легенды веков» — вторую из трех книг. Последняя часть вышла в 1883-ем.

Личная жизнь

В начале 1820-х годов в сердце писателя поселилась любовь – он до беспамятства влюбился в Адель Фуше. Однако мать Виктора была против их связи, и на некоторое время юноше пришлось забыть о девушке. В 1823 году Виктор лишился матери, а немного позднее вновь возобновил общение с отцом, написав в этом же году произведение «Ода моему отцу». К слову, отец был совершенно не против избранницы сына. В браке с Адель родилось пятеро детей: Леопольд, Леопольдина, Шарль, Франсуа-Виктор и Адель.

Чета Гюго отличалась дружелюбием и гостеприимством – в их доме часто проводились литературные вечера и чаепития, а неизменными гостями были, конечно же, коллеги мужа. Среди них был и Шарль Огюстен де Сент-Бёв, который в один прекрасный момент просто не смог скрывать свои чувства к супруге Гюго. При этом сам Виктор всерьез увлекся актрисой Жюльетт Друэ, с которой прожил до самой старости. Жюльет не стало в 1883 году, причиной смерти стал рак. Виктор сложно переживал эту утрату. Так и не сумев до конца смириться, он ушел из жизни двумя годами позднее — 22 мая 1885 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: