Краткая биография одоевский

Одоевский Владимир Федорович — краткая биография

ФИО: Одоевский Владимир Федорович
Дата рождения: 13.08.1803
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Писатель, мыслитель
Дата смерти: 11.03.1869 (64 года)

Детство и юность

13-ого июля, или первого августа по старому стилю (сведения разнятся) 1804 года в Москве родился наследник одного из древнейших дворянских родов Российской империи. Сложись история несколько по-другому и, кто знает, его предки стали бы властителями Древней Руси. Родители появившегося на свет мальчика были потомками представителей старшей ветви Рюриковичей. Фёдор Иванович, его отец, был внуком князя. Иван Васильевич – сановник при дворе Елизаветы Петровны, председатель одной из учреждённых Петром I коллегий. От одной из его дочерей вёл своё происхождение Лев Толстой. А вот мать Владимира Фёдоровича Одоевского была всего лишь дочерью прапорщика.

Когда ему было четыре года, отец умер. Авдотья Петровна вторично вышла замуж, а его воспитывал двоюродный дядя по отцовской линии. Дмитрий Андреевич Закревский, генерал императорской армии, жил тогда в Малом Козловском переулке. Оказавшись в долгах по вине одной из своих последующих опекунш, генеральши Аграфены Глазьевой, он выпустился из Московского университетского благородного пансиона почти разорённым. Но особого значения он, как вспоминали современники, этому, как и знатному происхождению, не придавал.

Краткая биография

  1. 1816 год. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
  2. 1823 год. Начало службы в Московском архиве Коллегии Иностранных дел.
  3. 1824 год. Выпуск первого номера журнала «Мнемозина».
  4. 1826 год. Переезд в Санкт-Петербург.
  5. 1827 год. Женитьба.
  6. 1833 год. Выход в свет «Пёстрых сказок с красным словцом».
  7. 1834 год. Первое издание «Городка в табакерке».
  8. 1839 год. Издание первого музыкально-критического сочинения.
  9. 1844 год. Издание трёхтомного сборника сочинений.
  10. 1845 год. Решение стать одним из членов-учредителей русского Географического общества.
  11. 1846 год. Создание общества посещения бедных.
  12. 1846 год. Переход на службу в Императорскую публичную библиотеку и Румянцевский музей.
  13. 1850 год. Открытие Максимилиановской лечебницы при участии Одоевского.
  14. 1861 год. Возвращение в Москву.
  15. 1862 год. Назначение сенатором.
  16. 1869 год. Болезнь и уход из жизни.

Зрелые годы

Во время учёбы он жил у дяди, в маленькой квартирке. Дом располагался в Газетном переулке. Сын Петра Ивановича, Александр Одоевский, оказал на него огромное влияние. Первоначально мировоззрение Владимира складывалось именно благодаря дружбе с ним, поэтом и будущим декабристом. В 1823 году началась его самостоятельная жизнь. Первое место службы – Московский архив Коллегии иностранных дел, как и у многих молодых людей того времени. Но начало формирования личности будущего литератора положил кружок стремившихся к общественной жизни дворян под названием «Общество любомудрия», где он стал председателем. Туда входили и многие из тех, кто вскоре выйдет на Сенатскую площадь в рядах восставших, например, один из ближайших друзей Пушкина Вильгельм Кюхельбекер. Именно с ним Одоевский задумал литературный альманах и журнал «Мнемозина».

Взгляды издателя тогда характеризовались увлечением идеалистической немецкой философией, прежде всего Шеллингом и Кантом. На этой почве они и разошлись с Кюхельбекером. Он отстаивал значение гражданского романтизма и был близок в этом Бестужеву-Марлинскому. Впрочем, долгой жизни, несмотря на популярность, их осуществлённой задумке было не суждено. Вышло только четыре «книжки». После декабря 1825 года их выпуск стал, конечно, невозможен. Примерно тогда закончился и первый период «взрослой» жизни Владимира Фёдоровича. Он завершился свадьбой и переездом в столицу.

Вместе с супругой они держали литературный салон, где собирались виднейшие писатели и музыканты своего времени, как наши, так и иностранцы. Однажды выступал даже сам Ференц Лист. К тому времени Владимир Фёдорович перешёл в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и стал камер-юнкером. За эти годы он написал большинство своих произведений.

Дом был очень хлебосольным, но приглашённые потом вспоминали, что ждали этих обедов с ужасом. Хозяин увлекался химией и сам придумывал соусы, отличавшиеся невообразимой остротой. Это было одно из последствий его любви к химии. Некоторые из рецептов он включил в свои «Лекции по кухонному искусству». Но это была, конечно, просто забава. В серьёзных литературных опытах сказалось серьёзное изучение различных мистических течений. Сен-Мартен, алхимия, натуральная магия Средневековья, таковым был круг его чтения тех лет. Официально он входил в редакционный комитет при «Журнале министерства иностранных дел». Связи и знакомства среди сановников использовал, в том числе, для хлопот по возобновлению издания легендарных «Отечественных записок». Был участником заседаний Кружка Белинского. Но постепенно князь всё больше разочаровывался как в общественном движении, так и в литературе. В 1844 году вышел его трёхтомник. Это романтические, с элементами дидактики повести, сказки, публицистика. Сочинения появляются в «Современнике», «Вестнике Европы». Итог он подвёл в сборнике под названием «Русские ночи», куда вошли рассказы и философские эссе.

Место мистицизма заняли естествознание, забота о народном просвещении и благотворительность. Он очень деятельно участвовал в создании Общества посещения бедных, которому помогал до своих последних дней. Тогда же близко сошёлся с протоиереем Дмитрием Васильевичем Разумовским. Это были последние месяцы жизни Владимира Фёдоровича, ознаменовавшиеся всплеском интереса к древнерусской церковной музыке. К сожалению, исследования прервала его кончина. В 1869 году, 27 февраля по старому стилю не стало последнего представителя одного из древнейших княжеских родов Российской империи. Исповедовал и соборовал его отец Димитрий. Похоронен князь Одоевский на территории Донского монастыря.

Личная жизнь

Петербурженка Ольга Степановна Ланская была дочерью гофмаршала и тайного советника, вошедшего в силу при царствовании Александра I. Её брат тоже стал впоследствии видным государственным деятелем. Шесть лет, с 1855 по 1861 годы, Сергей Степанович был министром Внутренних дел Российской империи. Сама она уже в 16 лет была пожалована во фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны. Ольга была старшей дочерью, к моменту знакомства с будущим мужем она была на семь лет его старше. Двадцатидевятилетняя, она приехала в Москву со всем семейством, которое поселилось в доме Одоевских. Дело в том, что его тётя, Варвара Ивановна, была замужем за Сергеем Ланским.

Ольга Степановна Ланская

В дневниках Владимира встреча описана в мистических тонах. Что неудивительно, если учитывать его мировоззренческие предпочтения того времени. 4 марта 1826 года. В этот день они впервые встретились. Он был уверен, «что уже видел это существо во сне». Уже через 20 дней она объявила, что приняла его предложение. В столицу вместе с невестой он уехал налегке и без материнского благословения. Была серьёзная проблема. Двоюродный брат, Александр, был политическим заключённым. Нужно было разрешение от высочайшего двора, которое было получено только 16 августа.

Вскоре, в сентябре, он уже писал друзьям восторженные письма из имения Ланских. Первоначально не будучи в восторге от нового родственника, под её влиянием Вольдемара всё-таки приняли, как родного. Она разделяла его увлечения, они вместе держали популярный в среде знати салон. По свидетельству современников, это была идеальная супруга, жившая только для своего мужа. Только одно серьёзно омрачало отношения. Вскоре после венчания они осознали, что не могут иметь детей. В середине 30-х годов XIX века по Петербургу ходили слухи о его увлечении новой музой, которой стала Надежда Николаевна, жена Павла, брата Ольги. Но это так и осталось «за кулисами» истории. Своего благоверного она пережила на три года. Похоронены они рядом, на кладбище Донского монастыря.

Вывод. Значение творчества

Если говорить о литературе, то Одоевский считается первым открытым мистиком среди русских писателей. Неудивительно, если знать о его почитании фантасмагорий Гофмана. Многие даже упрекали Владимира Фёдоровича в прямом подражании немецкому классику. Современные модные критики даже называют его изобретателем российского хоррора. Его повести и рассказы таинственны, мрачноваты и атмосферны. В содержании одного из неоконченных романов, «4338 год», можно при желании углядеть предсказание реалий конца XX, начала XXI века. Это некие «магнетические телеграфы», при помощи которых можно общаться на далёком расстоянии. Но прежде всего в памяти поколений осталось его творчество для самых маленьких современников.

Когда вышли в свет его «Пёстрые сказки», они вызвали восторг Гоголя, одобрение Белинского. Спустя год отдельной книжкой вышел его «Городок в табакерке». В Советское время знакомство советских школьников с Одоевским ограничивалось как раз этой развивающей сказкой. По ней даже сделали мультфильм. Для детей он писал под забавным псевдонимом Иринея Модестовича Гомозейки, для которого придумал биографию нищего эрудита, разночинца и наивного чудака. Но гораздо большее значение он оказал на развитие отечественного музыковедения, основателем которого считается.

«Дилетанты – вечера госпожи Плейель», так называлось его первое музыкально критическое сочинение 1839 года. Впоследствии он писал на эту тему до конца жизни. До сих пор значимы его исследования народной и церковной древнерусской мелодики. Одоевскому во многом были обязаны своим становлением Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Алябьев. Одним из первых он распознал гений Римского-Корсакова и Чайковского.

Нельзя не упомянуть и об общественной деятельности князя. Именно он стоял у истоков создания русского Географического общества, став его членом-учредителем. Просвещение народа, вот что он считал главнейшим для страны. Долгие годы будучи редактором «Сельского обозрения», писал там познавательные статьи в виде «Грамоток деда Иринея» о железных дорогах, газе, картофеле, способах межевания земли.

В СССР Владимир Фёдорович Одоевский считался второстепенным литератором, который регрессировал в своём творчестве от естествознания и натурфилософии к мистицизму. Несправедливость такой оценки была осознана в последней четверти прошлого века, и началось постепенное возрождение интереса к наследию этого человека в самых разнообразных областях культуры.

Владимир Одоевский

Биография

Владимир Одоевский – литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Князь был последним представителем семейной линии Рюриковичей. Его предок Михаил Одоевский причислен к лику святых после мучительной смерти в Орде, принятой в 1246 году. Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.

Детство и юность

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.

Владимир Одоевский в молодости

Читайте также  Краткая биография сайге

Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.

В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.

Владимир Одоевский и Александр Одоевский

После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.

Книги

Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.

Портрет Владимира Одоевского

Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».

Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.

Книги Владимира Одоевского

В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.

Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.

Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.

С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.

Музыка

Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.

В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Энгармонический клавицин Владимира Одоевского

Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.

Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.

Общественная деятельность

Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.

Владимир Одоевский

Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.

Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.

Личная жизнь

В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.

Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.

Владимир Одоевский и его жена Ольга Ланская

Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.

Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.

Смерть

Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.

Могила Владимира Одоевского

Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.

Цитаты

«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».

«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».

«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».

Одоевский Владимир Федорович

Владимир Федорович Одоевский — русский писатель, общественный деятель, журналист, издатель, музыковед.

Содержание

  • 1 Владимир Одоевский / Биография
  • 2 В. Одоевский / Книги
  • 3 В. Одоевский / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 В. Одоевский / О жизни и творчестве
  • 5 Диафильмы
  • 6 Мультфильмы

Владимир Одоевский / Биография

Владимир Федорович Одоевский — один из лучших отечественных сказочников Х1Х столетия. Родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 года в Москве (по другим данным — в 1804 году) в семье Федора Сергеевича Одоевского — военнослужащего, который в дальнейшем стал главой Государственного ассигнационного банка. Необходимо отметить, что Одоевские вели свою родословную от легендарного Рюрика. Федор Сергеевич происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. По свидетельству современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению. Екатерина Алексеевна Филиппова, мать писателя, рано потеряла мужа — в 1807 году. Владимира стал воспитывать опекун, двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Жизнь и творчество Одоевского можно разделить на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Его учеба в Московском университетском благородном пансионе (1816–1822) относится к первому периоду его жизни. С Москвой связана и его дружба с двоюродным братом — будущим декабристом Александром Ивановичем Одоевским (1802–1839). Как он признавался в «Дневнике студента» (1820), Александр был эпохой в его жизни. Печататься Владимир начинает в годы учебы. Первые его публицистические произведения, в том числе «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», были опубликованы в «Вестнике Европы» в 1822 году. В данной работе Одоевский высказывал мысль о том, что «религия должна сопровождать человека на всем пути его жизни». В 1822–1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» — о московских нравах понравилось А. С. Грибоедову, и через редакцию «Вестник Европы» они познакомились и довольно близко сошлись. В 1823 году вместе со своими университетскими друзьями юный литератор создает общество «Любомудрия» — так они перевели на русский язык слово «философия». Целью любомудров было изучение античных и немецких философов и создание оригинальной отечественной философии, на базе которой должна была возникнуть новая русская литература. Собрания кружка были завершены в 1825 году после восстания декабристов.

В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным.

В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии.

Читайте также  Краткая биография мураками

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа.

В 1861 году писатель возвращается в Москву, куда переезжает и Румянцевский музей. Надо отметить, что Владимир Федорович придавал большое значение просвещению народа и долгое время состоял редактором «Сельского обозрения» и специально для народного чтения написал ряд статей и книг.

    Владимир Федорович Одоевский

Мнемозина / издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером, 1824

Одоевский Владимир Федорович (1804-1869) — биография, жизнь и творчество

Детские и юношеские годы

Будущий писатель родился в Москве, дата его рождения — 11 августа 1804 года. Отец его, Фёдор Сергеевич, изначально был военнослужащим, а впоследствии перешёл на должность главы московского филиала Государственного ассигнационного банка. Мать, Екатерина Алексеевна, была из семьи прапорщика. Несмотря на благородное происхождение, родители жили довольно бедно.

Когда Володе исполнилось четыре, его отец ушёл из жизни. Мать снова вступила в брак, а мальчика взял на воспитание дядя по линии отца, генерал Дмитрий Закревский. В детстве ребёнок был дружен со своим двоюродным братом Александром Одоевским, будущим декабристом.

В 12-летнем возрасте Володя поступил в университет благородного пансиона в Москве. В этот период мальчик заинтересовался философией. Особенно ему импонировало творчество Фридриха Шеллинга. Мальчик стал постоянным посетителем литературных кружков, приходил на собрания Общества любителей русской словесности. По окончании учёбы он был отмечен золотой медалью.

После института Владимир занялся изучением литературы и философии. Также его увлекали и другие науки:

  • химия;
  • анатомия;
  • физика;
  • точные науки.

В 1823 г. князь Одоевский вместе с бывшими одноклассниками, находясь в литературной среде, основывает творческое общество. Его участники хотели создать уникальную русскую философию, которая могла бы стать базой для новой литературы. Сами они предпочитали называться «любомудрами» и считали философию наукой, путём к познанию бытия.

С 1823 года Владимир трудится в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Работу он совмещает с участием в кружке «любомудров», заседания которого проходят у него на квартире. После восстания декабристов в 1825 г. их общество было распущено.

В этот же период Одоевский начинает пробовать свои силы в литературе. Совместно с Вильгельмом Кюхельбекером выпускает альманах «Мнемозина». Тогда же он начинает писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который так и не был закончен.

Переезд в Санкт-Петербург

В 1826 г. Одоевский перебирается в тогдашнюю российскую столицу. Он устраивается трудиться в комитет цензуры при Министерстве внутренних дел. В конце 1820-х годов Владимир удостаивается звания камер-юнкера. По работе писатель редактировал «Журнал МВД». Он задействовал связи в комитете цензуры, чтобы получить добро на возобновление выпуска «Отечественных записок». В этот же период литератор участвует в кружке Белинского и готовит собрание сочинений в трёх томах, которое было выпущено в 1844 г. и не переиздавалось по сей день ни разу.

Он живёт в Мошковом переулке, где вместе с супругой держит литературный салон. Дома у них часто бывали российские и зарубежные писатели и музыканты, однажды приезжал сам Ференц Лист. Писатель увлекается мистикой, алхимией и масонством.

Считается, что этот период — вершина его творческой карьеры. Он пишет сказки, дидактические и романтические повести, публицистические статьи, выпускается в «Вестнике Европы» и «Современнике».

В одном из своих последних произведений, написанных в Санкт-Петербурге («Русские ночи»), Одоевский сполна воплотил разочарование, которое испытывал, глядя, куда движется отечественная литература, а также какой след это оставит в истории. Вместо сочинительства он решает перейти к труду на благо общества и помощи людям. В 1846 г. писатель он становится руководителем Румянцевского музея и помощником главы Императорской публичной библиотеки. В последние годы почти ничего не писал, новые произведения выходили с периодичностью один раз в несколько лет.

Возвращение в Москву

В 1861 г. он переезжает обратно в родной город вместе с Румянцевским музеем. К тому времени Одоевский уже разочаровался в мистицизме и увлёкся новоевропейским естествознанием. Он начал пропагандировать ценности народного просвещения, но особого успеха на этом поприще сумел добиться только после прибытия в Москву. Здесь же он становится сенатором в одном из департаментов.

Владимир в этот период входит в кружок великой княгини Елены Павловны. Он приветствует ряд нововведений в России, направленных на увеличение свободы:

  • тюремную реформу;
  • отмену крепостного права;
  • внедрение суда присяжных.

Писатель положительно отнёсся к облегчению правил цензуры, которое произошло в 1865 г. При этом он был последовательным противником системы предостережений, позаимствованной из наполеоновской Франции. Одоевский выступал за отмену безусловного запрета ввоза на территорию России книг, которые казались враждебными и крамольными.

Наличие разносторонних интересов сохранялось у Владимира до последних дней. Это повлияло на жизнь и творчество Одоевского. Незадолго до смерти он, уже старый, всерьёз увлёкся стенографией. Писатель даже начал готовить «Руководство к постепенному изучению русской скорописи», но не успел завершить эту работу.

Болезнь и смерть

В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.

Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.

Личная жизнь

В 1826 году, вскоре после переезда в Санкт-Петербург, Владимир женится на 29-летней Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Она была старше супруга на 7 лет, но это не стало помехой для любви. Их брак был устроен при помощи тётушки Одоевского. Она была фрейлиной при императрице Елизавете Алексеевне и сумела привить окружающим привязанность к избраннику. Это было важно, поскольку будущий писатель, будучи братом декабриста, считался не лучшей партией, да и в семье невесты его не слишком жаловали.

Супруга смогла одарить своего мужа материнской нежной любовью, которой ему так сильно недоставало в детские годы. Художник Соколов написал её портрет, сохранившийся до наших дней. По нему можно судить, что Ольга Степановна была красавицей. При этом девушка имела типичный темперамент светской дамы, что не совпадало с характером Одоевского.

Постепенно тщеславие и забота жены стали обузой для писателя. При этом она помогала ему содержать литературный салон при квартире. Со временем он разделился на две части: светский, где заведовала Ольга Степановна, и музыкально-литературный, главой которого был сам Владимир Фёдорович.

В браке супруги так и не смогли завести детей. Одоевский сильно расстраивался из-за этого, поскольку он очень хотел собственных малышей. К сожалению, ситуацию так и не удалось исправить. Со смертью писателя прекратил существование дворянский род, выходцем из которого он был.

Карьера литератора

В 1833 году Одоевский выпускает свои «Пёстрые сказки», которые понравились и читателям, и коллегам (в частности, Гоголю). Через год отдельной книгой издан «Городок в табакерке». Его произведения сравнивают со сказками Андерсена. Классикой считаются «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в форме сборника в 1838 г.

В незаконченном романе-утопии «4338 год», работа над которым велась в 1837, писатель предсказывает появление принтеров, телефонов, интернета и блогов. Подводя черту под своими литературными трудами, в 1844 году Одоевский выпускает сборник философских рассказов и эссе «Русские ночи» с нетипичным для писателя содержанием. Наиболее известными произведениями из этого списка являются:

  • «Город без имени»;
  • «Последнее самоубийство».

Там описываются последствия, ставшие результатом реализации закона Мальтуса о росте населения в геометрической прогрессии, а природных произведений — в арифметической, а также теоремы Иеремии Бентама, которая считала полезное начало целью всех действий человека.

Писателя вдохновляла музыка, он стал автором произведений «Последний квартет Бетховена» и «Себастиян Бах». Одоевский Владимир Фёдорович, книги которого были известны по всей стране, был сторонником просвещения. Он регулярно публикуется в сборнике «Сельское чтение» и становится одним из его издателей. В рамках этого издания выпускались интересные статьи на общеобразовательную тематику. Есть мнение, что Одоевский ещё писал стихи и поэмы, но это не так.

Музыкальное творчество

Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.

В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.

Одоевский обладал стойким убеждением в том, что музыка построена на научных законах математики. Этим его мнением интересовались многие известные музыканты и композиторы той эпохи. В его салоне бывали:

  • Михаил Глинка;
  • Милий Балакирев;
  • Антон Рубинштейн и др.

Общественная деятельность

Одоевский много занимался благотворительностью, широко участвовал в общественной жизни страны. Он был последовательным противником крепостничества и постоянно выступал за его отмену. Из-за этого Владимир Фёдорович даже пошёл на конфликт с отдельными представителями дворянских родов. Он приветствовал введение суда присяжных, позаимствованного из Великобритании.

В заслугу писателю можно поставить заботу о судьбе детей-сирот. Он стал спонсором детских приютов, проводил поиск педагогов, участвовал в их построении и последующем благоустройстве. Именно Одоевский принимал решения о возведении Максимилиановской и Елизаветинской больниц. Владимир Фёдорович широко поддерживал нуждающихся. В 1846 году по его инициативе в Санкт-Петербурге было открыто Общество посещения бедных.

Читайте также  Краткая биография полежаев

Свою благотворительную деятельность Одоевский продолжил и в Москве. Здесь он участвовал в открытии консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира часто звали на собрания артистических кружков Москвы и Общества любителей русской словесности. Там писатель часто зачитывал лекции, рассказывал примечательные факты и считался одним из лучших собеседников.

Значение трудов Одоевского

В советское время Владимира Фёдоровича было принято считать одной из периферийных фигур отечественной литературы. Его творчество, по мнению тогдашних критиков, переходило от природной философии к мистицизму и потому невысоко ценилось, изучалось кратко. В его честь не называли улиц и не открывали памятников. Наиболее популярной была сказка «Городок в табакерке», да и то только как полезное введение к изучению механических законов.

Интерес к его наследию возник лишь в середине 1970-х. Сейчас принято особенно подчёркивать значение Владимира Фёдоровича как родоначальника российского музыковедения. Одна из столичных музыкальных школ, расположенная в Докучаевском переулке, носит имя литератора. Одоевский Владимир Фёдорович, краткая биография для детей которого сейчас представлена в учебниках литературы, наконец-то занял заслуженное место среди писателей-классиков России XIX века.

Владимир Одоевский

Страна: Россия
Родился: 1 августа 1803 г.
Умер: 27 февраля 1869 г.

Псевдонимы:

Любитель церковного пения

Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма.

Русский князь (один из последних потомков Рюриковичей), писатель и общественный деятель, пионер русского космизма. Его разносторонние интересы «делают» его также философом, педагогом, музыкальный деятелем, благотворителем, а также. алхимиком и кулинаром! Он являлся издателем альманаха «Мнемозина» (вместе с В. Кюхельбекером) и «Сельское чтение», автором первых в России утопических романов, сказок для детей и педагогических сочинений. Свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал церковно-славянский, латинский, древнегреческий. Уже в преклонные годы изучал стенографию, интересовался тюремной реформой и ратовал за отмену крепостного права. Написал множество музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.).

Родился в Москве в 1803 году (по другим сведениям — в 1804-м, а относительно точной даты рождения биографы спорят до сих пор). Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. Проучившись шесть лет и окончив в 1822 году курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824-1825 годах альманах «Мнемозина». После посещения в начале 1820-х гг. заседаний «Вольного общества любителей русской словесности» сблизился с Д. Веневитиновым, с которым (и с будущим видным славянофилом И. Киреевским) в 1823 году создал кружок «Общество любомудрия», став его председателем. После выступления декабристов 14 декабря 1825 года, он его распускает, сжигает весь архив общества и переезжает в Санкт-Петербург, поступает на государственную службу, женится и всецело отдается общественной деятельности.

С 1826 года служит в цензурном комитете Министерстве внутренних дел (был составителем нового цензурного устава 1828 года), а после перехода комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. Служил также в департаментах духовных дел иностранных исповеданий и государственного хозяйства, редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. Начиная с 1856 г. совершал поездки за границу (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре). С переводом в 1861 г. Румянцевского музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Одоевский был награжден орденами: Анны 1-й и 2-й степени, Станислава 1-й и 2-й степени, Белого Сокола командорской степени от Саксон-Веймарского герцога.

Отдавшись, после переселения в Москву, изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту или основания музыки для не музыкантов» и открыл московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Друг Пушкина и князя Вяземского, он радушно раскрывал свои двери для всех товарищей по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому, которые его терпеть не могли, и ставил свои занятия литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением.

Долгие годы состоял Одоевский редактором «Сельского обозрения», издававшегося министерством внутренних дел, вместе с другом своим, А. П. Заболоцким-Десятовским, он выпустил в свет четыре книжки «Сельского чтения» (1843-1848), под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания); написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нем самом»; наконец, издал «Пестрые сказки Иринея Гамозейки», языком которых восхищался знаток русской речи Даль, находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение.

Преобразования Александра II, обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день свободного труда», как он выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права.

Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании в 1846 г., Общества посещения бедных в Петербурге. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода. Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки.

Последние годы его в Москве протекли среди внимательных и усидчивых занятий новым для него судебным делом. За три года до смерти он снова взялся за перо, чтобы в горячих строках статьи: «Недовольно!», полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгляда на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева.

Скончался 27 февраля 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря. Смерть застала Одоевского за усиленными работами об устройстве в Москве съезда археологов (он был одним из учредителей археологического общества, а также Императорского географического общества), во время которого ученики консерватории должны были, под его руководством, исполнять древние русские церковные напевы.

Первыми публикациями Одоевского стали переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821 году. Писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и светские повести, фантастические сказки и философские романы.

Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит философскому роману «Русские ночи», который был завершен к 1843 и издан в 1844 в составе трех томов «Сочинений князя В. Ф. Одоевского». В нем в форме философской беседы между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.

Среди повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», выделяются: большая повесть «Саламандра» — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я. К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни. В этом ряду стоит также мистико-фантастическая повесть «Косморама» и незаконченный роман «4338-й год». Эта утопия была задумана писателем как последняя часть трилогии; первые две части соответственно должны были быть посвящены времени Петра I и современной Одоевскому эпохе — 1830-м годам. Этот замысел так и не был осуществлен. В 1835 году в «Московском наблюдателе» появился отрывок из второй части — «Петербургские письма». А третья часть «4338-й год» также не была доведена до конца, но написанное дает представление об утопических идеалах Одоевского.

Сатирические сказки («Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «Сказка о господине Кивакеле» и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, в виду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями. Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея», а «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» стала предтечей гоголевского «Носа».

О своих фантастических произведениях, в которых автор, как правило, задает читателю самые разнообразные мистические загадки, сам Одоевский отзывался словами: «И фантастизм и анализ». «Алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство» — так в шутку называла князя известная поэтесса своего времени, графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858), которой Одоевский писал свои знаменитые письма «о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, кабалистике, алхимии и других таинственных науках», не публиковавшихся с 1844 года, когда вышло трехтомное первое собрание его сочинений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: