Краткая биография писемский

Забытый классик. Писемский

Произведения этого писателя не входят в школьную программу. Хотя и в наше время найдутся поклонники его творчества, однако он не пользуется широкой популярностью. И вообще его имя не на слуху. А ведь в XIX веке этот писатель входил в когорту лучших представителей русской литературы.

Алексей Феофилактович Писемский. Автор замечательного романа «Тысяча душ» — романа карьеры, что для русской литературы было редкостью. А также многих других интересных произведений, отразивших в себе, как в зеркале, российскую жизнь. Годы жизни: 1821 – 1881. Родился в Костромской губернии в семье, имевшей древнюю дворянскую родословную. В юные годы пробовал стать актером, но закончил, как ни странно, математическое отделение МГУ. Служил чиновником в Костроме и Москве. С 1848 года начинает печататься в журнале «Москвитянин», известность ему приносит повесть «Тюфяк», опубликованная через два года. В середине века он уже известен как мастер построения сюжета.

В 1856 году выходит в свет книга Писемского «Очерки из крестьянского быта». В нее входят три рассказа, уже публиковавшиеся в журнале: «Питерщик», «Леший», «Плотничья артель». Ведущие литературные критики и писатели ставят их наравне с «Записками охотника» Тургенева.

А.Ф. Писемский часто показывает, как люди действуют, повинуясь честолюбию, как ими завладевает гордыня. Причем это наблюдается не только у столбовых дворян, но и у представителей всех слоев населения Российской империи. Так, в очерке (рассказе) «Питерщик» читатель узнает о селе, откуда крестьяне уходят с разрешения помещика в Петербург или Москву. Там они становятся ремесленниками, неплохо зарабатывают, шлют оброк помещику и своей семье деньги отправляют. От крестьянской работы они отвыкают.

Автор знакомится с мужиком, который в столице трудился маляром, а теперь живет в деревне. Тот рассказывает, как руководил артелью, был обеспеченным человеком. Влюбился он в барышню, снял ей и ее тетке квартиру хорошую, подарки ей преподносил, дорогие вина с ней стал пить. Про семью забыл, в конце концов полностью разорился. Тогда только вернулся к детям и нелюбимой жене. Этот маляр замечает: «(…) мы все бахвалы, (…) – сойдет мужик из Питера или из Москвы и начнет гнуть штуки: я-да-я, мы-да-мы (…)».

В конце очерка автор сообщает, что этот мужик – «питерщик» все-таки потом уедет в столицу, опять начнет руководить артелью и разбогатеет. Он заключает: «Порадовавшись успеху питерщика, я вместе с тем в лице его порадовался вообще за русского человека».

Через два года после «Очерков…» выходит роман «Тысяча душ». Так же, как в произведениях Бальзака, Стендаля главный герой простого происхождения талантлив, энергичен, стремится сделать карьеру. Герой пишет повесть. Однако в романе о нем сказано, что он «писатель не по призванию, а из самолюбия». Так же, как герои указанных авторов, он стремится получить высокое положение благодаря связи с богатой, знатной женщиной. Героя романа зовут Калинович Яков Васильевич. После окончания юридического факультета Московского университета он получает назначение в провинциальный город на пост инспектора уездного училища.

Там он подружится со своим предшественником, вышедшим в отставку – вдовцом Годневым Петром Михайловичем и его дочерью Анастасией. Между Яковом Васильевичем и Настенькой возникнет влюбленность. Которая потом перейдет в страсть.

Однако Калинович бросит Настю и женится на Полине — дочери богатой помещицы, генеральши. Его карьера пойдет в гору. В конце концов он станет вице-губернатором. Однако, в отличие от героев Бальзака, героя романа «Красное и черное» Стендаля и других зарубежных писателей, Яков Васильевич Калинович совершил это не просто для жизни в роскоши и почете. Он начинает бороться со злоупотреблениями чиновников, заставляет разжиревших богачей раскошелиться ради благоустройства губернского города. Эта борьба за справедливость заканчивается тем, что из-за многочисленных жалоб Калиновича снимают с должности и подвергают судебному преследованию.

По поводу противоречивого образа главного героя романа Писемского среди образованных людей России разгорается бурная дискуссия. Великий критик Писарев, да и большинство читателей признали «Тысячу душ» лучшим произведением автора.

А если говорить о правдивости образа главного героя романа, то можно вспомнить великого писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, который в свое время служил в должности вице-губернатора.

Яков Калинович остро переживает то, что он отказался от возлюбленной. Он предлагает ей стать его невестой, хотя сам уже задумал ее бросить. Но после этого, оказавшись в своей комнате, Калинович восклицает: «Господи, неужели в жизни, на каждом шагу, надобно лгать и делать подлости?»

В финале Калинович соединяется с Настей, но нельзя сказать, что произведение имеет счастливый конец. Почему? Об этом читатель узнает, прочитав роман.

Миросозерцанию Писемского присущи соединение скептицизма, здравого смысла и русского самосознания. Он не может полностью разделить идеи ни западников, ни славянофилов.

В 1860 году Писемский получает Уваровскую премию Академии наук за опубликованную годом назад драму «Горькая судьбина». Вместе с ним этой премией награждается А. Островский за драму «Гроза».

Произведения Алексея Феофилактовича Писемского начинают пользоваться широкой популярностью в Российской империи, их издают за границей наряду с произведениями Достоевского, Толстого, Тургенева. В 1857 — 1863 годы является редактором журнала «Библиотека для чтения». В это время в фельетонах он высмеивает радикалов и либералов.

Писемский, не согласный с прогрессистской критикой, уехал из Петербурга в Москву. Там он написал антинигилистический роман «Взбаламученное море». Всё, с этого времени революционные демократы и либералы записали его в ретрограды. Роман этот подвергся шквальной критике. После его выхода Писемскому отказали в звании одного из лучших представителей русской литературы.

Оказавшись без журналистского заработка, писатель вновь поступает на чиновничью службу. В свет выходят другие его произведения, но они уже не пользуются прежней популярностью. Хотя сейчас мы можем подойти объективно и найти там немало интересного. Например, в романе «Масоны» (1880-1881).

На ухудшение здоровья Писемского повлияло самоубийство младшего сына Николая (у писателя было три сына и дочь). После трагического события он еще больше пристрастился к спиртному, что привело его к безвременному концу.

Литературный критик Ю. Айхенвальд в своем исследовании так выразился о знаменитом прозаике и драматурге: «(…) Писемский так самобытен, так народен и кряжист, что своими писаниями он родной стихии точно оброк платит».

Писемский, Алексей Феофилактович

село Раменье Чухломского уезда Костромская губерния

повесть, роман, комедия

Алексе́й Феофила́ктович Пи́семский (11 [23] марта 1821, село Раменье Чухломского уезда Костромской губернии — 21 января (2 февраля) 1881, Москва) — русский писатель.

Содержание

Биография

Происходил из старинного дворянского рода. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Служба в Костроме и Москве позволила ему во всех подробностях узнать чиновничий быт николаевской эпохи. Выйдя в отставку, жил и работал в имении Раменье Чухломского уезда.

Дебютировал в печати в 1848 году. Известность пришла после повести «Тюфяк» (1850). Автор повестей из жизни дворянско-чиновничьей провинции «Комик», «Богатый жених» (обе 1851), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и других, комедий «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказов из крестьянской жизни, пьес «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений». Первый роман «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы.

В конце 1850-х и начале 1860-х гг. Писемский по своему литературному весу не уступал Толстому и Достоевскому. Его сочинения переводили на европейские языки и оживлённо обсуждали в «толстых журналах». Самым значительным произведением считается роман «Тысяча душ» (1858) — редкий для русской литературы пример «делового романа», во многом предвещающий эстетику натурализма [1] [2] . В 1863 г. с оглушительным успехом была поставлена трагедия «Горькая судьбина», за которой закрепилась репутация «одной из лучших пьес русской драматургии» [1] .

В 1857—1860 совместно с А. В. Дружининым, в 1860—1863 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». Последнее крупное произведение Писемского — роман «Взбаламученное море» (1863) — рисует деятельность революционеров как плод дворянской праздности. Последующие сочинения, например, романы «Люди сороковых годов» (1869) и «Масоны» (1880—1881), не имели прежнего успеха. Одной из причин творческого упадка Писемского было его пристрастие к спиртному. Вот как описывает посещение писателя общественный деятель А. Ф. Кони [3] :

По словам Ю. Айхенвальда, в последние годы жизни Писемского «его угасавшее вдохновение отдавало себя обетованиям и чаяниям масонства, уносилось за пределы того быта, который нашел в нём своего художника, своего питомца, но и своего критика» [4] .

Адреса

  • 1856—1858 — доходный дом — Санкт-Петербург, набережная Лиговского канала, 34;
  • 1858—1863 — дом Адама — Санкт-Петербург, Большая Садовая улица, 51.
  • В 1864 году Писемский просил выкупных денег за 15 крестьянских душ принадлежавшей ему деревни Вонышево Костромской губернии, по 120 руб. за душу. На вырученные деньги он купил двухэтажный дом в Москве в Борисоглебском переулке.

Библиография

  • Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений : в 8-ми т. — «Товарищество А. Ф. Маркс», 1910.
  • Писемский А. Ф. Собрание сочинений : В 9-ти т. — М .: Правда, 1959.
  • Писемский А. Ф. Тысяча душ. — М .: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
  • Писемский А. Ф. Собрание сочинений : В 5-ти т. — М .: Художественная литература, 1982.
  • Писемский А. Ф. Взбаламученное море. — «Книга по Требованию», 2011. — ISBN 978-5-4241-1679-7
  • Писемский А. Ф. Люди сороковых годов. — «Книга по Требованию», 2011. — ISBN 978-5-4241-1679-7
Читайте также  Краткая биография ростан

Примечания

  1. 12 Еремин М. П. Писемский // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 5: Мурари — Припев. — 1968. — Стб. 762—763.
  2. Мирский Д. С. Писемский // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 312—319.
  3. Lib.ru/Классика: Кони Анатолий Федорович. А. Ф. Писемский
  4. Lib.ru/Классика: Айхенвальд Юлий Исаевич. Писемский

Ссылки

  • Писемский, Алексей Феофилактович в библиотеке Максима Мошкова
  • Писемский А. Ф.Автобиографические заметки : Извлечения / Публ. П. Н. Полевого // Исторический вестник. — 1889. — Т. 38. — № 11. — С. 286—295.
  • Скабичевский А. М.А. Ф. Писемский, его жизнь и литературная деятельность. — СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1894.
  • Писемский А.Финансовый гений : Комедия // Газета Гатцука. — 1876, 24 января. — № 3.

Библиография

  • Шулятиков В.Памяти А. Писемского : Сегодня исполнилось двадцать лет со дня смерти Алексея Феофилактовича // Курьер. — 1901. — № 21.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сакс Ромер
  • Вигман, Мэри

Смотреть что такое «Писемский, Алексей Феофилактович» в других словарях:

Писемский Алексей Феофилактович — (1821 81), рус. писатель. Знаток рус. провинц. и сел. жизни, П. в ее изображении сознавал себя сторонником пушкинской объективности, чуждой дидактизма; по его мнению, она свойственна и Л., нарисовавшему «Героя нашего времени» «неотразимо крупными … Лермонтовская энциклопедия

Писемский Алексей Феофилактович — Писемский (Алексей Феофилактович) известный писатель. Родился 10 марта 1820 г. в усадьбе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Род его старинный, дворянский, но ближайшие предки Писемского принадлежали к захудалой ветви; дед его был… … Биографический словарь

Писемский Алексей Феофилактович — [11(23).3.1821, с. Раменье, ныне Чухломского района Костромской области ‒ 21.1(2.2).1881, Москва], русский писатель. Принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Около 10 … Большая советская энциклопедия

Писемский Алексей Феофилактович — (1821—1881), писатель, драматург. В Петербурге с 1854, служил в Департаменте уделов, активно участвовал в петербургских журналах, опубликовав ещё до своего приезда в Петербург ряд произведений в «Современнике»: роман «Богатый жених»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович — (1821 1881) русский писатель. Роман Тысяча душ (1858) картина русской жизни предреформенной поры; драма из крестьянской жизни Горькая судьбина (1859). В романе Люди сороковых годов (1869) осмысление духовной жизни современников … Большой Энциклопедический словарь

Писемский Алексей Феофилактович — (1821 1881), писатель, драматург. В Петербурге с 1854, служил в Департаменте уделов, активно участвовал в петербургских журналах, опубликовав ещё до своего приезда в Петербург ряд произведений в «Современнике»: роман «Богатый жених» (1851… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Писемский, Алексей Феофилактович — ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (1821 81), русский писатель. Роман “Тысяча душ” (1858) картина русской жизни предреформенной поры; драма из крестьянской жизни “Горькая судьбина” (1859). В романе “Люди сороковых годов” (1869) осмысление духовной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Писемский, Алексей Феофилактович — известный писатель. Род. 10 марта 1820 г. в усадьбе Раменье Чухломского у. Костромской губ. Род его старинный дворянский, но ближайшие предки П. принадлежали к захудалой ветви; дед его был безграмотен, ходил в лаптях и сам пахал землю. Отец… … Большая биографическая энциклопедия

Писемский Алексей Феофилактович — (1821 1881), русский писатель. Роман «Тысяча душ» (1858) картина русской жизни предреформенной поры; драма из крестьянской жизни «Горькая судьбина» (1859). В романе «Люди сороковых годов» (1869) осмысление духовной жизни современников. * * *… … Энциклопедический словарь

Писемский Алексей Феофилактович — А. Ф. Писемский. Литография В. Бахмана (1860 е годы) Алексей Феофилактович Писемский (11 (23) марта 1821, село Раменье, ныне Чухломского района Костромской области 21 января (2 февраля) 1881, Москва) русский писатель. Окончил математическое… … Википедия

Алексей Писемский — Биография Алексея Феофилактовича Писемского (титулярного советника)

    Категория: Проза / Русская классическая проза Автор: Алексей Писемский Год выпуска: неизвестен ISBN: нет данных Издательство: неизвестно Страниц: 2 Добавлено: 2019-02-08 08:46:20

Алексей Писемский — Биография Алексея Феофилактовича Писемского (титулярного советника) краткое содержание

Алексей Писемский — Биография Алексея Феофилактовича Писемского (титулярного советника) читать онлайн бесплатно

  • «
  • 1
  • 2
  • »

Биография Алексея Феофилактовича Писемского (титулярного советника)

Алексей Феофилактович Писемский

Биография Алексея Феофилактовича Писемского

<1>— Так обозначены ссылки на примечания соответствующей страницы.

Я родился 1820 года, марта 10-го, в усадьбе Раменье, Костромской губернии, Чухломского уезда. Отец мой, Феофилакт Гаврилыч Писемский, родом из бедных дворян, был человек совсем военный: 15-ти лет определился он солдатом в войска, завоевывающие Крым, делал персидскую кампанию, был потом комендантом в Кубе и, наконец, через 25 лет отсутствия, возвратился на родину [в сельцо Данилово, Буевского уезда, Костромской губернии], в чине полковника [Замечательно, что он в Костромскую губернию с Кавказа приехал в сопровождении трех денщиков, верхом на карабахском жеребце, в том убеждении, что нет на свете покойнее экипажа верховой лошади.], и вскоре, женившись на матери моей (Авдотье Алексеевне из роду Шиповых), вышел в отставку и поселился в приданной усадьбе Раменье. Детей у них было десять человек; я был пятый по порядку рождения: все прочие родились здоровенькими и умирали, а я родился больной и остался жив. Детство мое прошло в небольшом уездном городке Ветлуге, куда отец определился городничим; читать и писать меня начал учить воспитанник коммерческого училища купец Чиркин (родной брат покойного актера Лаврова<602>). Второй учитель мой был семинарист Виктор Егорыч Преображенский. [Воспоминание об нем у меня сливается с воспоминаниями о невыносимой скуке, которую испытывал я, заучивая в огромном количестве исключения латинских склонений, а чему еще другому учил он меня, не помню.] Когда мне минуло десять лет, отец вышел в отставку, и мы снова переехали в Раменье. Здесь мне нанят был учитель старичок Николай Иваныч Бекенев. [Добрейшее существо в мире, из наук большую часть перезабывший, но зато большой охотник писать басни и величайший мастер клеить из бумаги табакерочки, наперстнички, производить самодельные зрительные трубки, микроскопы, каледоскопы, называя все это умно-веселящими игрушками.] Он взялся меня учить латинскому языку и всем русским предметам, но упражнял более всего в грамматических разборах и рисовании, как в предметах, вероятно, более ему знакомых. По 14-му году поступил я в Костромскую гимназию во 2-й класс и хотя переходил потом каждый год, но в этом случае был более обязан своим довольно быстрым способностям, чем занятию. Все было некогда. Первоначально развившаяся страсть к чтению романов отнимала все мое время [Кто не знает, в каком огромном числе выходили в 30-х годах переводные и русские романы, и я все их поглощал, начиная с переводов Вальтер Скотта до Молодого Дикого, с Онегина до разбойничьих романов Чуровского.], потом явилось новое увлечение — театр: не ограничиваясь постоянным хождением, на последний четвертак, в раек, я с жившим со мною товарищем устроил свой, на дому, сначала кукольный, а потом и настоящий. [Я постоянно играл комические роли, и больше всего мне удался Прудиус в «Казаке Стихотворце»<603>.] В 5-ом классе, с первого заданного периода учителем словесности Александром Федоровичем Окатовым, открылось для меня новое занятие, — я начал сочинять и к концу года написал повесть под названием Черкешенка<603>. В шестом и седьмом классе, задумав поступить в Университет, я много занимался, но успел, впрочем, написать повесть Чугунное кольцо<603>. Желание мое было поступить на словесный факультет, но, не зная греческого языка, не мог его исполнить и потому поступил (1840 г.) на математический, с целью заняться по преимуществу математическими науками и сделаться со временем свитским офицером; но первый курс прошел в весьма двусмысленных занятиях [Лекции словесности на первом курсе Степана Петровича Шевырева были много тому причиной, вместо того, чтобы заниматься прямыми факультетскими предметами, я сочинял на задаваемые темы. Сочинение мое, сколько помню, под названием Смерть Ольги заслужило от почтенного наставника похвалу. В числе одобрительных заметок были им сделаны: в авторе видна большая ловкость в приемах рассказа. Я плакал в восторге и продолжал сочинять, переводить, и в результате на экзамене из математики едва получил три балла], и только в остальные три года факультет, так сказать, повлиял на меня своей мыслею: я получил любовь к естественным наукам, открывшим передо мной совершенно новый мир идей и осмыслившим природу, которая до того времени казалась мне каким-то собранием разнообразных и случайных явлений. Литературные занятия были забыты [Но сыграть на театре оставалось по-прежнему предметом страстных помышлений, и, наконец, оно исполнилось: в 1844 году, в апреле месяце, мы, студенты, составили спектакль в зале Римского-Корсакова, против Страстного монастыря; я играл Подколесина в «Женитьбе» Гоголя с большим успехом.], тем более, что прочитанная мною в кругу товарищей повесть Чугунное кольцо не только не заслужила одобрения, но вызвала общие порицания. [Она была написана в духе и тоне повестей Рохманова, следовательно, из среды, совершенно мне незнакомой. Это послужило, впрочем, для меня довольно полезным уроком; я с тех пор дал себе слово писать только о том, что сам очень хорошо знаю.] Выпущен я был в 1844 году действительным студентом, и это время вряд ли было не самым грустным и печальным временем моей жизни: я возвратился на родину; отец уж помер в 1843 году, мать была тяжко больна; с маленьким состоянием, без всяких связей, без определенного какого-нибудь специального направления, я решительно не знал, что мне с собою делать, начал скучать, тосковать, мучиться разубеждением в самом себе и, наконец, заболел; поправившись от болезни, в генваре 1845 года начал службу сверхштатным канцелярским чиновником в Костромской палате государственных имуществ, из которой перешел в том же 1845 году, в августе месяце, в Московскую палату государственных имуществ, где в апреле месяце 1846 года сделан был помощником столоначальника, в этом же году я снова обратился к так давно оставленным литературным занятиям и написал роман в двух частях Виновата ли она? [Этот роман вовсе не та повесть, которая под этим же названием имеет быть напечатана в «Современнике» 1854 года.], который не был напечатан, но замечателен для меня тем, что познакомил меня с Александром Николаевичем Островским, писавшим в это время свою первую комедию Свои люди — сочтемся и вызвавшим впоследствии меня на литературное поприще. В начале 1847 года я вышел в отставку и снова уехал из Москвы на родину и написал небольшой рассказ Нина [Рассказ этот был в 1848 году напечатан в июньской книжке «Сына Отечества» с большими пропусками и прошел совершенно незамеченным.] и Тюфяка. В 1848 году 11 октября я женился на дочери покойного Павла Петровича Свиньина<605>, Екатерине Павловне, и поступил в чиновники особых поручений к Костромскому военному губернатору Ивану Васильевичу Каменскому. Служба завладела всем моим временем. Беспрерывные следственные поручения дали мне возможность хорошо познакомиться с бытом простолюдинов и видеть разнообразнейшие страсти людские в самой жизни. В это время я ничего не писал и не читал. Тюфяк был заброшен. [Неудача в напечатании романа Виновата ли она?, которую редакция по многим причинам находила неудобным принять, и неуспешность рассказа Нина лишила меня надежды когда-либо напечатать Тюфяка, и я несколько раз хотел его уничтожить вместе с другими ненужными бумагами.] В 1850 году по представлении начальника губернии определен ассесором Костромского губернского правления, и получил от А.Н.Островского через одного из моих друзей приглашение к участию в «Москвитянине», в котором и был напечатан Тюфяк в 19, 20, 21 NoNo, а вслед за тем напечатана в «Москвитянине» 1851 года, в 3, 4, 5 NoNo, повесть Брак по страсти. В 21 No рассказ Комик. В 1 No 1852 года комедия Ипохондрик, в 17 No очерки М-r Батманов. В 21 No рассказ Питерщик. Кроме того напечатано в «Современнике» роман Богатый жених в NoNo 10, 11, 12, 1851 года и в 1, 2, 3, 4, 5 и 6, 1852. В 1 No 1853 года комедия Раздел и в 11 No рассказ Леший. В генваре 1854 года я вышел в отставку.

Читайте также  Краткая биография розов

БИОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ ФЕОФИЛАКТОВИЧА ПИСЕМСКОГО

Публикуемая впервые автобиография А.Ф.Писемского была написана автором по просьбе Московского университета, который в 1855 году праздновал свой столетний юбилей. К знаменательной дате старейшего русского университета готовился ряд юбилейных изданий: история университета, биографические словари его ученых и питомцев и т.д. Издание биографического словаря питомцев, однако, не было осуществлено, и биография Писемского затерялась среди многочисленных бумаг в архиве университета.

Настоящая автобиография значительно отличается от известных уже в печати автобиографических набросков писателя: она является наиболее ранней по написанию (1854 год) и относится к тому времени, когда на эстетические взгляды Писемского имели особенно большое влияние Белинский, Пушкин и Гоголь, а его разногласия с лагерем революционной демократии еще не выявились так рельефно, как в более поздние годы. В этой автобиографии Писемский рассказывает о некоторых неизвестных до сих пор деталях из своей творческой деятельности, представляющих особый интерес. Так, мы впервые узнаем о студенческом сочинении начинающего писателя — «Смерть Ольги», которое до сих пор не найдено. Небезынтересен и другой факт из жизни писателя — время его сближения с А.Н.Островским.

Писемский Алексей Феофилактович — биография

Писемский Алексей Феофилактович (1820/21–1881), русский писатель.

Родился 11 (23) марта 1820, по другим сведениям – 11 марта 1821 в с.Раменье Чухломского уезда Костромской губ. Потомок старинного, но обнищавшего дворянского рода, единственный выживший из десяти скончавшихся в младенчестве детей, окруженный любовью и строгостью патриархальной семьи, Писемский после окончания гимназии (где впервые проявились его литературная одаренность и интерес к театру) с 1840 жил в Москве.

Окончил математическое отделение философского факультета Московского университета (1844), в котором проникся вольнолюбивым демократическим духом («В нем всегда чувствовался московский студент сороковых годов», – писал П.Д.Боборыкин в кн. За полвека), затем около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. В «костромской» период установил связи с московскими литературными кружками и начал писательскую деятельность (роман на актуальную тему женской эмансипации Боярщина, 1846, не был опубликован; в 1848 опубликовал рассказ Нина (Эпизод из дневника моего приятеля), изложивший типичную историю превращения мечтательно-романтической девушки в приземленную мещанку).

В числе московских друзей Писемского – знакомый ему со студенческих лет А.Н.Островский, который опубликовал в «Москвитянине» повесть Писемского Тюфяк (1850), положившую начало литературной известности ее автора и определившую специфическую «физиологически» точную, фактографически бесстрастную манеру его прозы, раскрывающей в будничных картинах быта – в традициях горячо почитаемого писателем Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова – трагизм бесцельного существования «лишних» людей, затянутых тиной повседневности. Затем последовали многочисленные повести (в т.ч. Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына.

Брак по страсти, 1851), комедии (в т.ч. Горькая судьбина, 1859) и рассказы (часто очеркового характера, как Комик, Питерщик, Ипохондрик и др.) из жизни провинции, тепло встреченные публикой и критикой, особенно радикально-демократической (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев), а также нравообличительные романы Москвич в Гарольдовом плаще (запрещен цензурой; вышел под назв. М-r Батманов) и Богатый жених (оба 1852).

В 1858 вышел роман Тысяча душ – центральное произведение Писемского, обозначившее усиление в его творчестве открыто тенденциозного, порою памфлетного начала, горько обличающего «убыль сердца» в современном обществе, зараженном антиромантическим практицизмом и на место идеала поставившем нового «идола» – комфорт. Широкий резонанс имел «антинигилистический» роман Писемского Взбаламученное море (1863), который, продолжая активную, с начала 1860-х годов антилиберальную публицистическую деятельность Писемского, демонстирует фальшь Крестьянской реформы 1861, доказывает неосновательность «шарлатанских» (и потому опасных) попыток «шестидесятников» изменить социальное устройство, высмеивает властителей дум радикальной молодежи – А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского.

После окончательного переезда в Москву в 1863 из Петербурга (где Писемский жил с 1857, издавая совместно с А.В.Дружининым антирадикалистский журнал «Библиотека для чтения») Писемский – один из помощников М.Н.Каткова по редактированию «Русского вестника»; вскоре, третируемый как литературный поденщик, оставляет журнал. Постепенно отходит от литературных знакомств, теряя былую общительность и остроумие, становясь замкнутым и подозрительным, лишь в семье (жена – дочь известного в 1820–1830-х годах литератора П.П.Свиньина) находя успокоение, пока жизненные удары (самоубийство старшего и психическая болезнь младшего сына) не сводят его в могилу.

В последний московский период Писемский, тем не менее, много пишет: романы о современниках Люди сороковых годов (1869), В водовороте (1871; получил высокую оценку Л.Н.Толстого), серия очерков из помещичьей жизни Русские лгуны (1865), произведения на темы русской истории 18 в. (драмы Самоуправцы, первоначальное назв. Екатерининские орлы; Поручик Гладков, обе 1867; Милославские и Нарышкины, опубл. в 1886, и др.) и начала 19 в. – роман Масоны (1880 – 1881), где лишь «вольные каменщики» – люди высоких духовных качеств – оказываются способными противостоять разрушающей власти денег.

Обличение последней – основная тема драм Писемского Ваал (1873), Просвещенное время (1875), комедии Финансовый гений (1876) и романа Мещане (1877–1878), где, в противовес отвратительным для Писемского «героям времени» – дельцам, накопителям, по определению нравственно ущербным, – выдвигается образ утонченного и бездеятельного «барина-идеалиста», хранителя благородного духа рыцарства.

Умер Писемский в Москве 21 января (2 февраля) 1881.

Доклад: Алексей Писемский

Писемский Алексей Феофилактович (1820—1881) — романист и драматург. Р. в семье мелкого помещика Костромской губ. Образование закончил в Московском университете (по физико-математическому факультету). По окончании в 1844 университета поступил на государственную службу, на которой с перерывами находился по 1872, занимая все время незначительные должности. Литературная репутация П. установилась с конца 40-х гг. в связи с цензурным запрещением его первого романа «Виновата ли она?», посланного весной 1848 в «Отечественные записки» и появившегося в свет лишь 10 лет спустя под измененным заглавием «Боярщина». Благодаря университетским связям с кружком молодых писателей славянофильского направления (Островский, Т. И. Филиппов и др.) П. вошел в круг сотрудников «Москвитянина», где в 1850 напечатана его известная повесть «Тюфяк». В «Москвитянине» им напечатан и ряд других произведений: «Сергей Петрович Хазаров и Мари Ступицина», «Брак по страсти» (1851), «Комик» (1851), «Ипохондрик» (1852), «М-р Батманов» (1852), «Питерщик» (1852). В следующем году «Москвитянин» выпустил первое трехтомное собрание сочинений П. Обличительные тенденции его ранних произведений, сочный реалистический показ дворянского быта во всей его неприглядности, саркастическое разоблачение провинциального «печоринства», картины крепостной деревни сделали П. популярным в либерально-дворянских кругах, боровшихся с крепостническим режимом. Сотрудничества его искали «Отечественные записки» и «Современник». При сопоставлении его произведений с повестями Тургенева Д. И. Писарев напр. отдавал предпочтение П.

Предметом внимания молодого П. являлось тупое прозябание малокультурного мелкого дворянства, полунатуральное хозяйство которого гибло под натиском развивавшегося капитализма. И по темам и по способам их разработки П. пытался следовать творческим заветам Гоголя. Давая картины крепостной России, иногда достигавшие большой силы и выразительности, П. выступал как идеолог мелкого дворянства, кровно с ним связанный, болевший и страдавший за него. На рубеже 60-х гг., когда он распознал в преуспевавшей промышленной буржуазии и в революционно-демократической интеллигенции двух главных врагов своего класса, беззлобная ирония П. сменилась яростным памфлетом и злобным пасквилем. Индиферентность П. к общественным проблемам, волновавшим тогда идеологов обуржуазившегося дворянства и революционной демократии, наличие проблем, лишенных для основных борющихся классовых группировок общественной актуальности, — все это создавало мнение о «бестенденциозности» П. Появление в 1856 «Очерков из крестьянского быта», вызвавших ряд отзывов крупнейших критиков того времени, в том числе и Чернышевского, внесло известную поправку в такую трактовку П. Оценка Чернышевского определила границы приемлемого для революционной демократии П. и дала социологическую интерпретацию его «Очерков». Она имела однако неожиданные следствия: при перепечатке «Очерков» в «Полном собрании сочинений» 1861 П. устранил все те места, которые цитировал и на которых основывал свои выводы Чернышевский. Дальнейшее развитие литературной деятельности П. пошло в сторону большего расхождения, а затем и полного разрыва его с революционной демократией. Сблизившись с редактором дворянско-эстетической в то время «Библиотеки для чтения» А. В. Дружининым, войдя сперва в состав редакции, а затем взяв целиком редактуру, П. с конца пятидесятых годов все более стал обнаруживать консерватизм своего мировоззрения. Появившийся в декабрьской книжке «Библиотеки для чтения» 1861 фельетон, подписанный псевдонимом «Старая фельетонная кляча Никита Безрылов», рисовал карикатурный образ беспринципного, бесталанного либерально-буржуазного или радикального журналиста (Писемский различия между ними не делал). Резкий отзыв о Безрылове фельетонистов «Искры» и «Северной пчелы», еще более резкие ответы П. (под собственным именем и под псевдонимом), вызов его на дуэль редакторами «Искры» В. Курочкиным и Н. Степановым, отказ П. от дуэли — вся эта «безрыловская» история была внешним проявлением глубоких идеологических расхождений между Писемским и революционной демократией.

Читайте также  Краткая биография диккенс

В 1863 был опубликован в катковском «Русском вестнике» роман П. «Взбаломученное море». В нем П. ожесточенно нападал на разложившуюся провинциальную администрацию (тема, развернутая П. еще в «Тысяче душ» — в одном из значительных его романов), на прожигавшее свою жизнь в кутежах и разврате дворянство. Но главный удар в романе все же был направлен по адресу революционной демократии. «Взбаломученное море» среди демократии вызвало всеобщее негодование. В течение 60—70-х гг. П. создал свои наиболее крупные по объему произведения: автобиографический роман «Люди сороковых годов» (1869), роман-памфлет «В водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880).

Испытавший на себе, подобно большинству мелкопоместных дворян, процесс дворянского оскудения после ликвидации крепостного права, Писемский постепенно проникся реакционной идеологией и выступал противником капитализации. В рассказе «Батька» (1862) Писемский формулировал свой взгляд на капитализацию деревни таким образом: «Что такое значит богатый мужик? Наипервая бестия из всех, потому что где мужику взять: он и барину подай, и в казну, и в мир. А руки-то всего две, — значит, когда хочешь богатеть — плутуй! Если бы вот даже этот дурак Евплов не мытарничал, а кормился бы больше, как следует мужичку, землицей, не был бы там, куда угораздился». В серии пьес 70-х гг. («Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений») П. дал резко отрицательную характеристику капитализма в целом.

П. — реалист, часто даже натуралист. П. дал тщательное описание внешней стороны действительности, собрал в своих произведениях большое количество фактов и событий. Но у П. нет глубокого их анализа, нет широких обобщений. На художественной методологии П. сказалось непонимание исторического развития, хотя он остро ощущал сложность складывавшихся капиталистических отношений и неизменно враждебно относился к ним.

Наличие в творчестве П. элементов социально-сатирической оценки, хотя и с неправильных позиций, давало возможность и иной интерпретации его произведений. Именно в связи с этим приобретает интерес характеристика П., сохранившаяся в письмах Чехова: «Читаю П. Это большой, большой талант… Люди П. живые, темперамент сильный». Скабичевский в своей «Истории» обвиняет его в обскурантизме и измене, «но, боже мой, — добавляет он, — из всех современных писателей я не знаю ни одного, который бы был так страстно и убежденно либерален, как П. У него все попы, генералы, чиновники — сплошные мерзавцы. Никто не оплевал так старый суд и солдатчину, как он». Это сужденье нуждается однако в существенных ограничениях. В произведениях П. бесспорны разоблачительные тенденции. Но они продиктованы не идейной целеустремленностью его творчества, а, наоборот, мрачной его бесперспективностью. Последнее имело свои социально-исторические основания: это озлобленность разоряющегося и деклассирующегося мелкопоместья. Оно разорялось процессом обуржуазивания и потому ненавидело капитализм. Оно в то же самое время чувствовало гнилость крепостничества и не питало никаких иллюзий насчет возможности его реставрации. Оно боялось ужасов крестьянской революции, не понимало идеологов этой революции. Идеологические противоречия П. в значительной мере обессилили его творчество и лишили его той исторической роли, на которую оно в праве было бы рассчитывать по богатству своего социального содержания и по сочности своих художественных средств.

Список литературы

I. Полное собрание сочинений, 8 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1911 (приложение к «Ниве»)

Полное собрание сочинений, 8 тт., изд. т-ва Вольф, СПБ, 1912 (с матриц. изд. 1911)

Избранные произведения, в одном томе, ГИХЛ, Ленинград, 1932.

II. Чернышевский Н. Г., Очерки из крестьянского быта А. Ф. П—го, «Критические статьи», СПБ, 1895 (и в «Собр. сочин.», т. III)

Писарев Д. И., Стоячая вода, «Сочинения», т. I, СПБ, 1894

Его же, Писемский, Тургенев и Гончаров, там же

Его же, Женские типы в произведениях Писемского, Тургенева, Гончарова, там же

Щедрин Н., Петербургские театры, «Современник», 1863, № 11

Иванов И., А. Ф. Писемский, СПБ, 1898

Венгеров С. А., А. Ф. Писемский, СПБ, 1884 (и в «Собр. сочин.» Венгерова, т. V, СПБ, 1911)

Войтоловский Л., Очерки истории русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, изд. 3-е, Гиз, М. — Л., 1928

Берков П. и Клеман М., Литературный путь Писемского (вступит. статья в гихловском однотомнике).

III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902

Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924

Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928

Венгеров С. А., Библиография Писемского (в упомянутом т. V «Собр. сочин.» Венгерова)

(Берков П.), Библиография произведений Писемского (при гихловском однотомнике).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: