Краткая биография золя

Эмиль Золя — краткая биография Полное имя: Эмиль Золя Дата рождения: 2 апреля 1840 г. Место рождения: Париж, Франция Знак зодиака: Овен Деятельность:

Краткая биография золя

Эмиль Золя — краткая биография

Полное имя: Эмиль Золя
Дата рождения: 2 апреля 1840 г.
Место рождения: Париж, Франция
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Писатель, романист, публицист, общественный и политический деятель
Дата смерти: 29 сентября 1902 г. (62 года)

Эмиль Золя – теоретик и практик, возглавлявший натуралистическое движение в литературе во второй половине XIX века. Французский писатель и публицист, его произведения были множественно экранизированы в кино и на телевидении.

Самая известная его работа – «Ругон-Маккары», 20-томный цикл, в котором описаны все слои французского общества периода Второй империи. Также, известен многим по «Делу Дрейфуса», из-за которого деятель был вынужден мигрировать из родной страны в Англию.

Детство и юность

2 апреля 1840 года, в Париже, в семье француза итальянского происхождения – Франсуа Золя, и француженки – Орели Золя, родился мальчик – Эмиль Золя. Отец его был инженером, потому в 1843 году он поехал в Экс-ан-Прованас на строительство водного канала, а через 4 года скончался от воспаления лёгких.

Эмиль Золя в 6 лет

После того, как погиб отец, семья находилась в большой нужде, получая лишь небольшие отчисления.

В 1851 году мать с сыном возвратились в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом по делу компании их отца, начатом кредиторами. Через год она была признана банкротом, и строители канала наняли другую организацию.

Эмиль Золя в начале карьеры

Краткая биография

  • 1858 год – переезжает жить в Париж, к матери. Та всю жизнь планировала для сына путь юриста, но Эмиль дважды провалил экзамен на степень бакалавра.
  • 1860-е – в круг его общения входят Мане, Писарро, Ренуар, Сислей, а также Йонгкинд. Будучи окружён художниками, Золя ещё больше увлекается живописью, его портрет дважды пишет Мане, а с Полем Сезанном он продолжает близко дружить.
  • В тот же период юношу захватывают гуманистические идеи – он читает Шекспира, Мольера, Монтеня, а также принимает многие идеи Жюля Мишле, более современного автора.
  • 1865 год – «Исповедь Клода». Этот роман был написан под влиянием событий пятилетней давности, о которых будет сказано позже. Если коротко, то писатель пытается спасти падшую женщину.
  • 1866 год – цикл статей «Что мне ненавистно», в которых ярко отражается участливость писателя по отношению к политической жизни.
  • 1867 год – выходит один из первых его романов-фельетонов «Марсельские тайны». Такого рода произведений будет написано ещё множество.
  • 1870-е – полюбился двум слоям народа – леворадикальным течениям, за то, что изобличал уродство буржуазии, и самой буржуазии – за то, что изображал её особенным, отличающимся классом.
  • 1870-е – 1900-е гг. – стоял во главе литературной жизни Франции, был связан с такими именами, как Иван Тургенев, Гюстав Флобер, Эдимон Гонкур.
  • 1872 год – первые два тома «Ругон-Маккаров» были напечатаны в «Вестнике Европы», после чего российская публика широко заинтересовалась произведениями Золя.
  • 1875 год, март – 1880 год, декабрь – сотрудничает с «Вестником Европы», в котором публикуется более 60 его очерков на социально-бытовую тему.
  • 1880-е – 1890-е гг. – произведения его пользуются популярностью только в кругах буржуазии в нашей стране, регулярно печатаются в газете «Наблюдатель».
  • 1883 год – опубликован девятый роман из цикла «Ругон-Маккары» – «Нана». Он стал поистине скандальным, авторитет Золя упал, в том числе и в кругах русской публики.

Эмиль Золя в 1885 г.

  • 1886 год – вышел в свет роман «Творчество». В нём Поль Сезанн увидел себя представленным в нелестном образе, и после многих лет дружбы с Золя, они перестали писать друг другу письма, видеться, поддерживать друг друга морально и финансово.
  • 13 января 1898 года – в газете «Орор» вышла статья «Я обвиняю», в которой Золя обвинял противников по делу Дрейфуса. За эту смелую выходку деятель заплатил миграцией из родной Франции в Англию. Этот жест – проявление социалистических взглядов в его мировоззрении.
  • Само же дело Дрейфуса состояло в том, что после многих событий в доме немецкого офицера Шварцкоппена было найдено письмо с подробным описанием конструкции нового немецкого оружия. Тогда началось расследование, и на его основе было выявлено, что подчерк якобы принадлежал Альфреду Дрейфусу, капитану французской артиллерии. Тот был евреем, а во французском обществе того времени нарастали антисемитские идеи. Напрашивается очевидный вывод – приверженцы подобных течений, бывшие в высших слоях общества (генерал Огюст Мерсье, военный министр), выставили Дрейфуса виновным во всём, даже не разобравшись.
  • 1901 – 1902 гг. – был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе одним из членов Французской Академии.
  • 29 сентября 1902 года – скончался, отравившись угарным газом, из-за неисправности дымохода. Но так лишь по официальной версии. Есть предположение, что это было политическое убийство, и трубочист заткнул дымоход Золя. Это было засвидетельствовано одним фармацевтом, но не доказано.

Эмиль Золя в старости

Личная жизнь

С 1860 по 1861 год писатель имел любовную связь с девушкой лёгкого поведения. Он горел желанием вытащить её из омута, приобщить к культурной жизни. Но его гуманистические идеи были сломлены жестокими порядками жизни в Париже. Воплощение идеи провалилось, но в теории она стала жить в романе «Исповедь Клода».

Эмиль Золя имел первый брак с Элеонорой Александриной Мелей, с которой у них не было детей.

Элеонора Александрина Мелей

Во втором браке с Жанной Софи Адель Розеро, некогда дамой сердца, родилось двое детей:

  • 20 сентября 1889 года – девочка, Дениз Эмиль Золя.
  • 25 сентября 1891 года – мальчик, Жак Эмиль Золя.

Эмиль Золя с женой и детьми

Заключение

Эмиль Золя – один из величайших представителей натуралистического движения во французской литературе. В поздний период своего творчества относился к социалистам, но не радикальным их представителям. На протяжении всей жизни ярко и действенно проявлял свою вовлечённость в политическую жизнь, подтверждал это своими трудами. В писателе были заинтересованы многие слои общества – от радикально настроенных граждан до буржуазных.

В нём неоднократно разочаровывались, видя, что он не продвигает нужные кому-либо идеи.

Золя выделялся среди натуралистов того периода – он был яркой звездой своего времени, известным не только на родине, но и у нас, в России.

Краткая биография и творчество писателя Эмиля Золя

Одним из наиболее выдающихся представителей реализма девятнадцатого века был французский писатель и публицист Эмиль Золя. Биография и творчество автора гениальных романов, новелл, повестей, литературно-публицистических произведений волновали и не перестают сегодня будоражить умы литературных деятелей и почитателей его творчества. Значимость произведений этого писателя сложно переоценить, поскольку на его работах воспитывались десятки поколений.

Биографические сведения

Эмиль Золя (Emile Zola) за свою жизнь смог очень ярко проявить себя, как писатель и политический деятель. Его перу принадлежит завоевавший небывалую популярность среди современников и последующих поколений цикл романов «Ругон-Маккары», где затрагиваются все слои общества, проживавшие на французских землях во времена Второй империи. По произведениям Золя были созданы многочисленные экранизации.

Детские и юношеские годы

Родился писатель в Париже 2 апреля 1840 года. Отец — инженер итальянского происхождения Франсуа Золя, а мать — дочь несостоятельного парижского торговца. Через три года после рождения сына Франсуа перевёз свою семью в Экс-ан-Прованс, где по контракту должен был строить канал для обеспечения города водой. Работы начались в 1847 году, но вскоре отец писателя заболел воспалением лёгких. Болезнь протекала в слишком агрессивной форме, поэтому мужчина в том же году скончался.

Мать Эмиля тогда испытывала большие сложности с финансами, и семья жила лишь на небольшую пенсию. В семилетнем возрасте мальчика поместили на обучение в пансион при колледже Бурбона. Помимо этого, Золя получил в Провансе и религиозное образование.

В то время хорошим другом юноши стал художник Поль Сезанн, написавший впоследствии его портрет. Тогда же Эмилю очень нравилось творчество таких деятелей:

  1. Виктор Гюго;
  2. Альфред де Виньи;
  3. Альфред де Мюссе.

Ещё в те годы Золя начал делать первые попытки писать. Но собрание его дебютных стихов было утрачено. Жизнь в городе получила своё отражение в будущих романах «Ругон-Маккары», где прототипом Экс-ан-Прованса стал Плассан.

Переезд в Париж

В 1858 году Эмилю пришлось вернуться к матери в Париж, где он жил в довольно скромных условиях. Здесь по настоянию мамы юноша пытался получить юридическое образование, но не смог успешно сдать экзамен на бакалавра.

Зимой 1860−1861 годов он завёл любовные отношения с проституткой по имени Берта, которую называл «девушка с вечеринками». Ему хотелось изъять её из порочного круга и привлечь к приличному виду занятий. Но эта затея не была успешной, поскольку молодому человеку не удалось оказать достойное сопротивление реалиям парижской жизни. Это событие в дальнейшем легло в основу «Исповеди Клода» — первого романа, который Золя написал в 1865 году.

В то время юноша начал изучать гуманистическую культуру. Он стал интересоваться произведениями Шекспира, Монтеня, Мольера и современника Жюля Мишле. Также в его жизни появилось увлечение живописью, что послужило поводом тесно общаться с Эдуардом Мане, Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислей и прочими импрессионистами. В то же время писатель продолжал дружить с Полем Сезанном, очень тесные отношения с которым продолжались до выхода в 1886 году романа «Творчество», в котором художник узнал себя в образе героя Клода Лантье. Это событие стало точкой в многолетней дружбе мужчин.

Личная жизнь

Вскоре после переезда к матери Эмиль стал встречаться с хрупкой и честолюбивой Александриной Мелей, остававшейся на протяжении нескольких лет его любовницей. Матери писателя очень нравилась избранница сына — серьёзная и сильная девушка из семьи среднего класса. В 1870 году пара сыграла свадьбу. И всё в их отношениях могло быть замечательно, если бы в семье появились дети.

Спустя несколько лет Александрина наняла двадцатилетнюю служанку Жанну, ставшую впоследствии любовницей писателя. Пара на протяжении длительного времени скрывала отношения, однако после рождения первого ребёнка им пришлось сообщить о своей связи. Золя взял в жёны Жанну Роззо, подарившую ему в дальнейшем второго малыша. В новой семье мужчина чувствовал себя счастливым.

Читайте также  Краткая биография железников

Смерть писателя

Умер Золя в 1902 году 28 сентября. Как известно, он угорел в собственной квартире из-за неисправного дымохода. Официально это происшествие расценивается, как несчастный случай. Однако существуют основания полагать, что гибель писателя была подстроена.

Публицист вёл активную политическую деятельность. Особенно эта сфера его жизни запомнилась громким делом офицера Дрейфуса, несправедливо обвинённого в шпионаже и передаче секретной информации Германии. Офицера приговорили к пожизненному заключению. Но Золя не стал молчать о вопиющем случае несправедливости и выпустил в 1898 году очень смелую публикацию под названием «Я обвиняю», получившую небывалый резонанс в обществе.

Как результат, писателя привлекли к ответственности за клевету и приговорили к году лишения свободы. Золя пришлось срочно эмигрировать в Англию. Но спустя некоторое время ситуация стихла и разрешилась в пользу Альфреда Дрейфуса, а Эмиль смог вернуться во Францию.

Многие деятели пытались расследовать гибель писателя и доказать, что несчастный случай был инсценирован. Например, журналистом Жаном Бореля в 1953 году опубликована статья с расследованием смерти публициста, в которой содержались откровения фармацевта Пьера Акина. Последний утверждал, что трубочист по имени Анри Буронфоссе признался ему в преднамеренном блокировании дымохода в квартире Золя.

Другие современники также выдвигали предположения об убийстве знаменитости. Однако неопровержимых доказательств этого никто не предоставил. В результате загадка гибели Золя до сих пор остаётся неразгаданной.

Литературная деятельность

Уже в 1864 году появилась первая презентация Эмиля Золя — сборник новелл «Сказки Нинон». Но настоящую популярность писателю принёс изданный через год роман «Исповедь Клода», ставший автобиографическим. Далее, Золя задумал создать целый цикл романов «Ругон-Маккары». Изначально он должен был включать всего десять томов, но в результате их получилось в два раза больше. Наиболее успешными романами из цикла стали:

  • «Жерминаль»;
  • «Западня»;
  • «Нана»;
  • «Его превосходительство Эжен Ругон»;
  • «Дамское счастье»;
  • «Деньги» и пр.

Во всех романах прослеживалась одна родовая линия. Причём она была настолько разветвлённой, что члены этой семьи представляли и высшее общество, и рабочий класс. Например, в «Дамском счастье» с героем Октавом Мурэ рассказ идёт об идеологии тех лет, когда права продавцов стояли далеко не на первом месте, а желание клиента было законом. Уже в конце девятнадцатого века начали пользоваться всевозможными уловками торговли ради добычи успеха. Отдельно также затронута тема сильных, волевых и не зависящих от мужчин женщин.

В романе Золя «Деньги», написанном в 1891 году, автор затрагивает проблему поиска правды в жизни. Здесь раскрыт психологический настрой представителей мелкой буржуазии, которые постоянно терпят неудачи. Такая судьба, в частности, затронула революционера, главной целью которого было не столько разбогатеть, сколько постичь схему успеха. И хоть героем и преследовались «высокие» цели, но ему всё равно суждено было остаться ни с чем.

Очень интересен из цикла роман «Нана», прототипом главной героини кокотки Анны в котором стала знакомая писателю куртизанка по имени Бланш Д’Антиньи. Это произведение символизирует блестящую внешность Второй империи, сочетающуюся с её порочной изнанкой, приводящей к разгрому общества изнутри. Роман получил широкое признание не только у французской публики, но и в России.

Помимо перечисленного списка романов, из-под пера Эмиля Золя вышло несколько пьес («Мадлена», «Розовый бутон», «Рене»), повестей («Госпожа Сурдис», «Осада мельницы», «Капитан Бюрль») и литературно-публицистических произведений («Эдуард Мане», «Натурализм в театре», «Истина шествует» и прочие). Не вошли ни в один из циклов такие романы:

  1. «Тереза Ракен»;
  2. «Завет умершей»;
  3. «Мадлена Фера»;
  4. «Марсельские тайны».

Последние годы писатель трудился над циклами «Четыре Евангелия» и «Три города». Первый представлен книгами «Истина», «Труд», «Плодовитость» и «Справедливость». Во второй вошли романы «Рим», «Лурд» и «Париж».

Отзывы читателей

В мире существует множество любителей творчества Эмиля Золя. Его произведения с особым интересом читали сотню лет назад и с не меньшим удовольствием продолжают читать и сегодня, а цитаты из романов используют едва ли не повсюду. Об этом можно судить из многочисленных отзывов о работах автора.

Не люблю читать аннотации к книгам. И это сыграло со мной злую шутку, поскольку двадцатитомный цикл романов Золя я начала читать аж с четвёртой книги — «Завоевание Плассана», из-за чего потом было сложно уловить причинно-следственную связь. Чтение романа меня поглотило с головой. Поначалу сюжет показался слегка нудноватым. Даже было ощущение, что произведение закончится очень тихо. Но самые драматические события начали разворачиваться именно в конце. Сильно поразило, насколько одному человеку подвластно изменить мировоззрение и уклад жизни другого. Вынесла для себя из произведения очень много ценных мыслей.

С творчеством Золя познакомилась, когда решила прочитать его «Страницу любви». Но в этом романе меня оттолкнуло количество описаний. Возможно, больше и не обратила бы внимание на произведения этого автора, но одна знакомая уговорила прочитать «Западню». Понравилось, что содержание затрагивает судьбу людей не из высшего общества, а из простого рабочего класса, борющихся за мечту. Если честно, грустно было осознавать, что, достигнув заветной цели, главная героиня начала постепенно и бесповоротно скатываться на самое дно. Тем не менее роман запомнился надолго.

Впервые о романе «Нана» узнала, просмотрев одноимённый фильм. Картина очень понравилась, поэтому решила перечитать произведение. Скажу сразу, книга показалась слишком затянутой. Читала её очень долго, особенно первую часть. Но вскоре дело пошло легче, и я даже осознала, что книга нравится больше, чем экранизация. Более ясно поняла характер главной героини и какие именно цели Золя преследовал, создавая роман. В общем, если кто-то решится прочесть «Нану», дам совет: запаситесь терпением! Оно того стоит!

Творчество Эмиля Золя имеет огромное значение в истории мировой литературы. Глубокий анализ его сочинений позволяет прививать в людях общечеловеческие ценности, формировать сознание, способное отделить правду ото лжи, низменные намерения от высоких целей.

Эмиль Золя

Эмиль Золя (1840-1902) – французский писатель, публицист, журналист и политический деятель. Один из наиболее выдающихся представителей реализма второй половины 19-го столетия – лидер и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе.

Автор крупной 20-томной серии «Ругон-Маккары», в которой он описал все слои французского общества периода Второй империи. Сыграл важную роль в громком «Деле Дрейфуса», по причине чего ему пришлось покинуть пределы Франции.

В биографии Эмиля Золя есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Золя.

Биография Эмиля Золя

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже. Он рос в семье инженера Франсуа Золя. Когда будущему писателю едва исполнилось 3 года, его отец заключил контракт на постройку канала, вследствие чего семейство обосновалось в Экс-ан-Провансе.

Детство и юность

Когда в 1847 г. началось строительство канала, Золя-старший умирает от воспаления легких. После смерти кормильца, мать Эмиля начала испытывать серьезные финансовые трудности. В 1851 г. она вместе с Эмилем возвращается в Париж, чтобы следить за судебными разбирательствами, начатыми кредиторами против фирмы покойного супруга.

В следующем году фирма была признана банкротом. В 7-летнем возрасте женщина отдала Эмиля в пансион при колледже Бурбона, в котором мальчик проучился 5 лет.

В данный период биографии Золя подружился с импрессионистом Полем Сезанном, с которым дружил еще долгие годы. К тому моменту он уже всерьез увлекся литературой, выделяя творчество Альфреда де Мюссе, Альфреда де Виньи и Виктора Гюго.

Это привело к тому, что юный Эмиль начал писать свои первые стихотворения. Любопытно, что когда он станет писать прозу, городок Экс-ан-Прованс будет использоваться им во многих произведениях под вымышленным названием Плассан. Изначально Золя, по настоянии матери, хотел стать юристом, но провалив экзамены отказался от этой идеи.

Литература

После провальных экзаменов молодой человек какое-то время трудился в книжной лавке, после чего устроился в издательство «Ашет». В это время биографии он с еще большим рвением изучал труды разных писателей, а также проявлял живой интерес к современной живописи.

Вскоре Золя обзавелся друзьями в лице не только Сезанна, но и Ренуара, Мане, Писсарро и других живописцев. Тогда же он решил связать свою жизнь с писательской деятельностью. Первые шаги в таком амплуа он сделал в журналистике.

Дебютный сборник рассказов Эмиля Золя – «Сказки Нинон», был опубликован в 1864 г. В следующем году он издал свой первый роман «Исповедь Клода», который был во многом основан на событиях из биографии автора. Эта книга принесла ему большую известность.

И все же, главным трудом Золя стал 20-томный цикл романов «Ругон-Маккары», на страницах которых повествовалось об одной семье, жившей в эпоху Второй империи. Данный роман-река считается венцом французского натурализма.

Любопытно, что глубокое влияние на Эмиля оказала «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, повлиявшая на его решение создать свой уникальный литературный цикл. Наибольшую популярность из этой серии произведений обрели романы «Западня», «Дамское счастье», «Нана» и «Жерминаль».

Примечательно, что порядок чтения книг не имеет принципиального значения, поскольку сюжет каждого произведения развивается независимо от других работ. Ключевая задумка серии «Ругон-Маккары» – семейная сага, которой присущи смены поколений.

Идея состоит в том, что от наследственности, традиций и привычек семьи нельзя избавиться. Стоит заметить, что за годы творческой биографии Эмиль Золя создал немало новелл, повестей, пьес и литературно-публицистических произведений.

Одновременно с этим, Золя занимался общественно-политической деятельностью. Он опубликовал смелую статью «Я обвиняю», изданную как ответ на «Дело Дрейфуса». В результате, его привлекли к ответственности за клевету и приговорили к 1 году лишения свободы.

По этой причине Эмиль был вынужден спешно эмигрировать в Англию. Через какое-то время ситуация утихла, и он смог возвратиться домой. К слову, под «Делом Дрейфуса» подразумевается судебное разбирательство касательно шпионажа в пользу Германии со стороны французского капитана Альфреда Дрейфуса, имевшего еврейское происхождение.

Читайте также  Краткая биография лоуренс

Вследствие этого, французский суд разжаловал Альфреда и приговорил к вечной ссылке посредством сфабрикованных документов и на волне мощных антисемитских настроений в обществе. Дело приобрело большую огласку как во Франции, так и за ее пределами, а также сыграло важную роль в истории страны и Европы на рубеже 19-20 веков.

Личная жизнь

В начале 1860-х годов у Золя завязался роман с девушкой легкого поведения по имени Берта. Он хотел вытащить возлюбленную из разгульного потока, но добиться своей цели так и не смог. После этого у парня завязались отношения с изящной и честолюбивой Александриной Мелей.

Они были любовниками на протяжении нескольких лет. В 1870 г. пара стала официальными мужем и женой. Однако их брак омрачало отсутствие детей. Позднее Александрина наняла 20-летнюю служанку Жанну, ставшую в итоге любовницей Эмиля.

Эмиль Золя с Жанной и детьми

Продолжительное время влюбленные скрывали свои отношения, но когда у них родился ребенок, их тайна стала явью. В результате, Золя взял в жены Жанну Роззо, которая позже родила ему еще одного ребенка.

Смерть

Эмиль Золя умер 29 сентября 1902 года в возрасте 62 лет, отравившись угарным газом. По официальной версии – вследствие поломки дымохода камина. Однако существуют и альтернативные версии смерти классика, связанные с его умышленным убийством.

Через полвека после кончины Эмиля, журналист Жан Бореля издал расследование, в котором представил подозрения в намеренном убийстве писателя. В нем Жан опубликовал разговор фармацевта Пьера Акина и трубочиста Анри Буронфоссе, который признался в сознательной блокировке дымохода.

Фото Эмиля Золя

Александрина Меле и Эмиль Золя Эмиль Золя со своими детьми

Краткая биография золя

Творчество Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил сложившиеся формы, соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л. Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма. Биография Золя — это прежде всего непрерывная, титаническая работа, которой была отдана вся его жизнь. Э. Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже в семье инженера. Его детские и юношеские годы прошли в Провансе, в небольшом городке Экс, который со временем под названием Плассана станет местом действия многих его романов. Ранняя смерть отца и материальные проблемы заставили семью переехать в 1858 г. в Париж.

Для Золя начались годы бедности. В 1862 г. он поступает на службу в солидное парижское издательство «Ашетт», что позволяет ему не думать больше о хлебе насущном и все свободное время отдавать литературным занятиям. Он жадно читает, внимательно следит за книжными новинками и рецензирует их в газетах и журналах, знакомится с известными писателями, а главное — много пишет сам, пробуя силы и в поэзии, и в прозе.

В 1864 г. Золя издает первую книгу «Сказки Нинон», которая объединила в себе рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя (1864-1868), отмеченный несомненным влиянием романтизма. В романах «Исповедь Клода» (1865), «Завещание умершей» (1866), «Марсельские тайны» (1867) находим традиционное противопоставление мечты и действительности, историю возвышенной любви, идеального героя. Золя использует стилистические приемы, которые напоминают страницы произведений Гюго, Санд, Сю.

Писателя все больше интересует живая жизнь с ее невымышленными сюжетами и конфликтами. Он мечтает о создании нового типа романа, который целиком будет отвечать времени, а «это — реализм, или, точнее говоря, позитивизм». В своих поисках Золя опирается на работы ученых естественных наук (теория происхождения видов Дарвина, «Трактат о наследственности» Люка, «Вступление в экспериментальную медицину» Бернара), работы философа-позитивиста и историка литературы И. Тена, творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде всего на роман братьев Гонкуров «Жермини Ласерте». Натуралистическая теория формируется у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточняется, дополняется и находит свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867), очерке «Расхождение между Бальзаком и мной» (1868-1869), сборниках статей «Что мне ненавистно» (1866), «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-Натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881). Золя видит в натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в новых исторических условиях.

Цель искусства для писателя заключается, как и когда-то, во внимательном изучении действительности, которая «в принципе не может иметь границ». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать «современным орудием познания», обязан быть научным, т.е. «придерживаться только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться натуралисту, который ставит опыты. Золя отвечает отказом художнику в праве оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и строить заключения: «Романист всего лишь фиксатор фактов. его произведение становится будто безличным, приобретает характер протокола действительности».

Это утверждение писателя является очевидным прямым и категоричным перенесением научных методов в сферу искусства, когда игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая составная творчества. «Натура не имеет потребности в домыслах» — лозунг Золя и новой литературной школы. Но Золя явным образом недооценивает роль социальных факторов в формировании личности, которые глубоко исследовал еще Бальзак. В целом же концепция натурализма, предложенная Золя, наполнена разногласиями и крайностями (например, возражая авторское начало в творчестве, он в то же время подчеркивает, что «произведение искусства есть не что иное, как выражение личности художника»), а главное, оно не исчерпывает собой творческую практику писателя. Золя-Художник оказался более сильным чем Золя-Теоретик.

В этом убеждает и его роман «Тереза Ракен» (1867), воспринятый современниками как художественный манифест натурализма. В нем автор ставит себе целью «выучить не характеры, а темпераменты». Сознательно отказываясь от постановки каких-нибудь социальных и политических вопросов, опуская все приметы времени, Золя концентрирует внимание на истории «индивидуумов, которые целиком подчинены своим нервам и голосу крови. ». В 1868 г. выходит в мир второй натуралистический роман «Мадлен Фера», который окончательно закрепил славу Золя как одного из ведущих художников Франции. Однако все написанное им за четыре года было лишь подготовкой к главному делу жизни — серии «Ругон-Маккары», над которой Золя работает с 1868 до 1893 года. Она составила второй период его творчества.

В это время окончательно устанавливаются политические и эстетичные взгляды писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим Наполеона и французскую военщину. Но он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих. В 1872 г. у Флобера Золя знакомится с И. С. Тургеневым, при участии которого в скором времени становится постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы». В этом издании с 1875 до 1880 годы были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство. В 80-х годах в процессе работы над « Ругон-Маккарами» писатель, по его словам, все чаще «натыкается на социализм».

Социальные конфликты эпохи, будущее человечества, пути перестройки общества на началах добра и справедливости — эти проблемы займут ведущее место в произведениях Золя последнего периода творчества (1894-1902). В это время он создает цикл «Три города», который включает романы «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898). Политика, к которой прежде Золя относился с предубеждением, становится в 90-е годы неотъемлемой частью его творчества. 1 января 1898 г. Золя публикует открытое письмо президенту Французской республики Феликсу Фору «Я предъявляю обвинение», в котором бесстрашно поднимает свой голос на защиту «правды и справедливости». В судебном процессе, который последовал за этим выступлением, Золя был признан виновным в оскорблении власти и осужден к году тюрьмы и большому денежному штрафу. Его лишили ордена Почетного легиона.

Продажные журналисты обливали имя писателя грязью на страницах газет. Фанатичная толпа швыряла камни в окна его дома и требовала физической расправы. Золя вынужден был спешно покинуть Францию и под чужой фамилией поселиться в Англии. В глазах же передовой Европы он стал символом писателя-гражданина, писателя-борца. В Англии Золя приступает к работе над тетралогией «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1898; «Работа», 1901; «Истина», 1902; четвертый роман не был написан), в которой он видит «естественное завершение всего творчества, следствие долгого исследования действительности, продолженное в будущее».

Героями своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового учения — социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена евангелистов Матвея, Луки, Марка, Ивана. Эти романы-утопии замышлялись Золя как своеобразное Евангелие современности. Отсюда их открытая публицистичность, дидактизм, поучение над отображением жизни, которая заметно снижает их художественный уровень. После пересмотра дела Золя возвращается во Францию и продолжает работу над серией «Четыре Евангелия». Его имя всемирно известно, в его лице видят не только великого писателя, но и мыслителя, который указал человечеству дорогу к прогрессу и свободе. 29 сентября 1902 г. Золя нашли мертвым в его парижской квартире. Официальная версия — отравление угарным газом из-за неисправности дымохода. Однако и сегодня обстоятельства гибели писателя остаются до конца не исследованными. В историю мировой литературы Золя вошел прежде всего как автор социальной эпопеи «Ругон-Маккары». В ней, как в зеркале, отразились слабые и сильные стороны его мировоззрения и художественного метода. Писатель считает плодотворным объединение в своем будущем произведении план физиологический и план социальный и через историю одной семьи раскрыть историю общества. Задачи, которые стоят перед ним: «Первое. Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды. Второе. Изучить всю жизнь Второй империи от государственного переворота до нашим дням. Воплотить в типах современное общество, злодеев и героев». Серия получила название « Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи».

Действие романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и лачуге бедняка, в фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях боев, в приемной министра и будуаре куртизанки. События приобретают невиданный размах: катастрофа большого финансового предприятия («Деньги»), забастовка углекопов («Жерминаль»), франко-прусская война и Парижская Коммуна («Разгром»). В процессе работы над серией «биологическая» история все больше уступает местом истории социальной, которая и завершается романом «Разгром».

Читайте также  Краткая биография астафьев

Эмиль Золя

Биография

Французский литературный деятель, лидер и основоположник натурализма во французской литературе, ставший известным и читаемым в России быстрее, чем на родине.

2 апреля 1840 года в семье француженки и итальянца, получившего французское гражданство, появился на свет Эмиль Золя. Отец мальчика Франсуа Золя, будучи инженером, подписал контракт на строительство канала, это поспособствовало тому, что в 1843 семья переехала в город Экс-ан-Прованс.

Маленький Эмиль Золя с родителями

Совместно с партнерами Франсуа создает компанию для реализации проектов. Работа начала продвигаться в 1847 году, но отец Эмиля получил воспаление легких, от чего трагически и скоропостижно умирает.

В том же году мальчика определили в пансион при колледже. Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – Полем Сезанном, дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет. Становится поклонником творчества Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное освещение. Город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан.

Портрет Эмиля Золя

Однако после смерти отца мать остается вдовой, живет на пенсию, которой катастрофически не хватает. В 1852 году вынуждена вернуться в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В результате судебных разбирательств компанию признали банкротом.

С полным разочарованием для себя в 18 лет Эмиль приезжает к матери в Париж, где жизнь полна ограничений из-за материального положения. Попытка построить будущее юриста провалилась, Золя провалил экзамены.

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка. Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон». Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.

Писатель Эмиль Золя

Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения. Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.

Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века. Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.

Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры. Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» — семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.

Писатель Эмиль Золя

Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса. Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку. Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Личная жизнь

В молодые годы, после приезда к матери в Париж, Эмиль познакомился с Александриной Мелей, которая долгое время оставалась любовницей писателя. Связь с представительницей среднего класса стала по душе и матери писателя – серьезная, честолюбивая, хрупкая и одновременно сильная девушка. В 1870 году Эмиль женился на Александрине, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.

Семья Эмиля Золя

По злой иронии судьбы, спустя годы, жена нанимает в дом молодую служанку Жанну, которая становится любовницей Золя. Длительное время писатель пытался скрывать запрещенные отношения, при этом обеспечивая молодую 20-летнюю девушку. Но когда у пары родился первый ребенок, хранить тайну больше не было смысла.

Эмиль женился на Жанне Розро, у пары родился второй малыш. Новая семья приносила писателю счастье и вдохновение в творчестве.

Смерть

Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. Вызывать доктора отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года.

Могила Эмиля Золя

У современников писателя были подозрения о неестественной смерти – убийстве. Спустя 50 лет журналист французской газеты Жан Бореля напечатал расследование «Убит ли Золя?». Он опубликовал подозрения в умышленном убийстве писателя, где раскрыл разговор фармацевта и трубочиста, который признался в умышленном загрязнении дымохода квартиры Золя.

Библиография

В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.

  • 1865 – «Исповедь Клода»
  • 1866 – «Завет умершей»
  • 1867 – «Тереза Ракен»
  • 1867 – «Марсельские тайны»
  • 1868 – «Мадлена Фера»
  • 1871 – «Карьера Ругонов»
  • 1873 – «Чрево Парижа»
  • 1874 – «Завоевание Плассана»
  • 1880 – «Нана»
  • 1883 – «Дамское счастье»
  • 1885 – «Жерминаль»
  • 1890 – «Человек-зверь»
  • 1891 – «Деньги Разгром»

Эмиль Золя

Emile Zola

Эмиль Золя — биография

Только писатель
Он был очень обстоятельным человеком, трудолюбивым, застенчивым,непритязательным, со своими слабостями, но основной чертой его характера, как оказалось, было неприятие всякой несправедливости.
Эмиль Золя родился в Париже 2 апреля 1840 года в семье инженера. В семь лет остался без отца. В то время жил с матерью в небольшом городке Экс к северу от Марселя. До 20 лет учился то в местном колледже, то в парижском лицее, получил неплохое образование, но экзамены на бакалавра провалил. Жил впроголодь, пока не нашел работу упаковщика, а затем рекламного агента одного из столичных издательств. Будучи способным к литературной деятельности, сочинял сначала стихи, потом прозу. В 1864 году заключил свой первый договор с издателями Лакруа и «отцом» Жюля Верна Ж. Этцелем.

С тех пор до самой смерти занимался только литературным трудом. Писал статьи в газеты, романы, пьесы. Стал писателем, известным не только Франции, но миру. И так бы и жил до самой смерти, пребывая в стеклянной башне своего творчества, если бы в 48 лет, будучи давно женат, не влюбился в свою служанку Жанну Розеро и не сделал ей двух детей.

Эмиль Золя и Жанна Ожеро

Борец с несправедливостью
Жизнь на две семьи, тем более, что законная супруга, в конце концов всё узнала, доставляла Золя мало радости, но он терпел. А в 1898 году влез в ещё одну авантюру. Вмешался в политический процесс Дрейфуса, будораживший французской общество в общей сложности более 10 лет.

Никакого отношения в этому делу Золя не имел. Был уважаем и почитаем критиками, читателями и властями, не увлекался интернационализмом, марксизмом, прочими левыми идеями, однако не смог смириться с явной предвзятостью не только французского правосудия, но общества в целом, и выступил в защиту униженного и оклеветонного и человека, и народа, к которому тот принадлежал. В итоге сам подвергся гонениям со стороны государства, чуть было не загремел в тюрьму, на старости лет, в 58 лет вынужден был бежать, год прожил в эмиграции в Англии и, предполагают, умер в 1902 году не своей смертью, а был убит политическими оппонентами.

Творчество Эмиля Золя
Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864). В 1868 году он задумывал цикл романов, об основной цели которого писал: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». В 1870-е появились первые 8 романов эпопеи «Ругон-Маккары» («Карьера Ругонов», 1871; «Добыча», 1871; «Чрево Парижа», 1873; «Завоевание Плассана», 1874; «Проступок аббата Муре», 1875; «Его превосходительство Эжен Ругон», 1876; «Западня», 1877; «Страница любви», 1878). В 1880–1887 годы выходят романы цикла «Ругон-Маккары» «Нана» («Nana», 1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» («Germinal», 1885), «Земля» («La Terre», 1887), «Творчество» («L’Oeuvre», 1886), критические работы «Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881. В 1893 году оканчивает цикл «Ругон-Маккары» ( «Деньги» — «L’Argent», 1891; «Разгром» — «La D’bacle», 1892; «Доктор Паскаль» — «Le Docteur Pascal», 1893).
Следующий цикл романов — «Три города» («Les Trois Villes»: «Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898). Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Les Quatre Evangiles»: «Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: