Культура xiii—xv веков - Sogetsu-Mf.ru

Культура xiii—xv веков

Русская культура проделала длинный путь от разорительного нашествия монголо-татар до образования единого государства при Иване III. Этот путь можно

Культура xiii—xv веков

Культура Руси в XIII-XV вв.

теория по истории 🏺 русские земли в XII-середине XV веков

Русская культура проделала длинный путь от разорительного нашествия монголо-татар до образования единого государства при Иване III. Этот путь можно условно разделить на этапы:

  1. Вторжение Батыя (с 1237 г.) — начало правления Ивана Калиты: упадок русской культуры, связанный с разорением русс ки х земель.
  2. Эпоха Ивана Калиты — первая половина XV вв.: хозяйственный и культурный подъём. Развитие всех сфер культуры — от каменного стро ительства до изобразительного искусства.
  3. Вторая половина XV в. — начало XVI в.: расцвет русской культуры, который увенчался облагораживанием московского Кремля.

Ремесленное производство

Татары увели в свои земли большое количество русс ки х ремесленников. Города, с лу жившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русс ки х земель после нашествия Батыя.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынс ки ми захватчиками. Так, были написаны «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русс ки х воинов во время защиты русс ки х земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Этот факт говорит о том, что современни ки придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уро ки русс ки м людям.

Известнейшим произведением XV в. было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Ни ки тина, который первым из русс ки х побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на

Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были по стро ены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное стро ительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенс ки й Собор в Звенигороде, Троиц ки й собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал красно ки рпичным. Были разобраны храмы, по стро енные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянс ки х мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был по стро ен Успенс ки й собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковс ки ми мастерами был воздвигнут Благовещенс ки й храм. Также появилась Гра новитая палата (итальянс ки е архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

«Троица». А. Рублёв.

Изобразительное искусство

В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчеством Феофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря), Дионисия (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по истории «Культура Руси в XIII- XV вв.»

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Факторы, способствующие развитию русской культуры

Освоение новых территорий;

Успехи в хозяйственном развитии;

Центр политической и культурной жизни переместился в Москву;

Москва возглавила борьбу против Золотой Орды;

Особенности.

Русская культура стала фактором, способствующим объединению русских земель.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала ведущей в произведениях устного народного творчества, письменности, литературы, живописи и архитектуры.

Наблюдается обращение к героическому эпосу прошлого (снова популярны былины о защитниках земли русской).

Восстанавливаются связи с Византией.

Письменность. Книжное дело.

Летописное дело

На смену пергаменту приходит бумага, завезенная из Италии, Германии, Франции. Изменился тип письма. Вместо устава появляется полуустав – буквы стали мельче, потеряли строгую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым. Книги продолжали писать вручную. Центрами книгописания были монастыри и княжеские канцелярии.

Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф» — сведения о всемирной истории

Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую.

В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский»,

а в 1408 г. по инициативе митрополита КиприанаТроицкая летопись ,

ставшая основой последующего московского летописания.

Устное народное творчество. Литература

Центральная тема литературы XIII-XIV вв. — борьба против завоевателей.

В 13 в. Батыево нашествие стало основной темой в литературе. На рубеже XIV-XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.

Основная форма литературных произведений XIII-XV вв. — повесть.

Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.

Основные жанры:

Жития — церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях церкви. Другое название жанра — агиография

Сказания — истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.

Хождения — сочинения о дальних путешествиях.

Произведения.

«Повесть о битве на реке Калке» (13 в.)

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (конец 13-начало 14 в.)

«Слово о погибели Русской земли» (13 в.)

«Житие святого Александра Невского» (13 в.)

«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Мудрый (конец 14- нач. 15 в.)

«Задонщина». Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 в.)

«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.) .

«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин (15 в.)

Расцвет иконописного искусства. Мастера- иконописцы:

Феофан Грек (1340-1410 гг.) — выходец из Византии. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы Благовещенского собора в Московском Кремле.

Андрей Рублёв (1360-1430 гг.) — величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.)

Дионисий (1440—1503). В 1481 г. он выполняет почётный заказ: оформление кремлёвского Успенского собора. Также ему принадлежит роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Литература (13-15 вв.)

« Слово о погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое

древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к «Житию Александра Невского»

«Житие святого Александра Невского»

Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали, как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в. Главный герой произведения — Александр Невский, возглавивший в 40 –х гг.13 в. борьбу против западных крестоносцев.

«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Премудрый (конец 14 в. Начало 15 в.)

Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря под Москвой, впоследствии объявленный РПЦ святым. Активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Благословил Дмитрия Ивановича (Донского) перед Куликовской битвой 1380 г .

«Задонщина», Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 вв.)

Памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, над монголо- татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Название «Задонщина» происходит от места Куликовской битвы, которая состоялась «за Доном», близ впадения в него реки Непрядвы. «Задонщина» была написана вскоре после битвы, время ее создания датируется 80-ми гг. XIV в. Традиционно автором произведения считается некий Софроний Рязанец. «Задонщина» – это воспевание битвы и подвига русских воинов на Куликовом поле.

«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)

Сказание о мамаевом побоище (XV в.)

В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа на Куликовской битве, приводится множество интересных подробностей этого события. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. Автор сказания находился под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины »

«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)

Повесть конца 15 в. рассказывает о событиях в Москве во время похода Ордынского хана Тохтамыша в 1482 г., в результате которого город был сожжен и разграблен.

«Хождение за три моря» (конец 15 в.) Афанасий Никитин

Афанасий Никитин – купец, путешественник.

Афанасий Никитин в 1466 г. отправился с торговыми целями на Северный Кавказ Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану, Индии. В Индии он прожил три года, с глубоким вниманием изучая местный язык, культуру, религию и быт. Итогам наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря»

Архитектура

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце XIV — начале XV вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Прежде всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

Читайте также  Новая экономическая политика (нэп)

Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) — белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается эпоху Ивана III. Специально приглашённые итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены (1495 г., архитекторы — Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).

Успенский собор в Москве (1475-1479 гг.)

Архитектор – Аристотель Фиораванти

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности. По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой — Москве. Построен как главный кафедральный собор государства (был таковым вплоть до 1917г.) С 1326 г. собор стал усыпальницей русских патриархов. Здесь венчался на царство Иван IV. Здесь же в 1613 году на Земском соборе избран царём первый Романов- Михаил Фёдорович.

В первоначальных росписях принимал участие Дионисий. В храме богатейшая коллекция икон. На сегодняшний день функционирует как музей. Иногда проводятся богослужения.

Архангельский собор в Москве

Годы- (1505-1508 гг.)

Архитектор – Алевиз Новый

Правитель – князь Василий 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности . Усыпальница великих князей и царей. Последним здесь был захоронен Петр 2. В советское время функционировал как музей. В настоящее время здесь иногда проводятся богослужения

Благовещенский собор в Москве

Годы — (1484-1489 гг.)

Архитектор – псковские зодчие Кривцов и Мышкин

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности. Домовая церковь великих князей (до 18 в.)

Колокольня Ивана Великого в Москве

Годы – 1505- 1600

Архитектор – Бон Фрязин

Правитель – князь Василий 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности . Была достроена при Борисе Годунове и была самым высоким зданием в Москве вплоть до 18 в. (81 м)

Грановитая палата В Москве

Годы – 1487 -1491 гг.

Архитектор – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль

Особенности. Здание построено в стиле итальянского Возрождения. Грановитая палата – главный парадный зал на протяжении нескольких столетий. Место торжественного приема царем иностранных послов. В палате проходили собрания Боярской думы, Земских соборов, празднества в честь покорения Казани, победы над Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединение Украины с Россией. В настоящее время

представительский зал при Президенте РФ. Здесь же находится резиденция патриарха.

В здании проводятся экскурсии.

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Строительство: 1374 — 1378 годы

Местоположение: Великий Новгород

Тип здания: крестово-купольный собор

Другие названия: Церковь спаса преображения на Ильине улице

Особенности.

Храм знаменит тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью В Новгороде

Строительство: 1360 — 1361годы

Местоположение: Великий Новгород

Тип здания: крестово-купольный собор

Особенности.

Церковь представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

История России

План урока:

Особенности культурного развития

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

Научные знания

Религиозная литература продолжает пользоваться повышенным спросом, но переводчики XII-XIII вв. все чаще интересуются не только церковными, но и научными текстами. Так появляются переводы книг, содержащих ценную информацию об устройстве мира и человека. Переписываются книги медицинской тематики, труды по истории и географии. Распространению новых знаний и науки в Древней Руси все еще мешает божественное представление о мире. Но накопленные материалы способствовали развитию научных знаний в Древней Руси в будущем. Из переведенных книг люди узнали, что о природных явлениях, ранее принимавшихся за выражение воли Бога.

Новые знания по математике, географии, физике и химии применяются в архитектуре и живописи. Эти области науки в 12 веке пользуются повышенным спросом.

Средневековая наука Руси ни в чем не уступает европейской.

В XII-XIII вв. устанавливаются новые торговые связи. Это способствует накоплению информации о географическом устройстве мира. Образованные люди знают, что вокруг них простирается огромный мир. Путешественники подробно описывают свои странствия по Европе, Китаю, Индии, Ближнем Востоке и даже Египте. Богомольцы рассказывают о красотах Царьграда и Иерусалима.

Благодаря развитию науки в Древней Руси появились первые профессиональные лекари. Известнейшим лекарем стал монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха. В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим. По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость [1] и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Зодчество

Раздробленность не оказала отрицательного влияния на зодчество Древней Руси. В небольших княжествах появляются собственные мастеровые и различные умельцы, с помощью которых создаются настоящие архитектурные шедевры. Увеличивается количество каменных построек. Отличительной особенностью церковного зодчества Древней Руси является стремление архитекторов поразить обывателя не масштабностью, а простыми и красивыми образами, изящной отделкой. Типичным строением стало здание (храм) в виде куба с напоминающей шлем верхушкой.

Строительство на Руси рассматриваемого периода поручалось исключительно местным мастерам. В Новгороде, Пскове, Владимире и Суздале появились собственные художественные школы. В больших городах воздвигли новые каменные церкви. Каменное церковное зодчество Древней Руси в Ладоге представлено новым величественным храмом на берегу Волхова (церковь Святого Георгия). Выстроен храм неизвестными зодчими, отличался простотой и изяществом.

Выдающимся памятником каменного зодчества Древней Руси XII в. стал храм Спаса на Нередице, воздвигнутый вблизи Новгорода. Храм украшала фреска, изображавшая князя Ярослава (отец А. Невского).

Расцвет каменного зодчества Киевской Руси наблюдается во Владимире. Здесь были воздвигнуты величественные соборы, украшавшиеся иконами и росписями. По приказу Андрея Боголюбского выстроили Успенский собор. Стоял он на берегу Клязьмы и был самой высокой каменной постройкой того времени (32 метра). Изнутри храм украшали фрески, полы были выложены разноцветными плитками, а двери оббиты медью и покрыты позолотой.

Читайте также  Социальный строй дагестана и колониальная политика царизма

Настоящим произведением каменного и деревянного зодчества на Руси стала церковь Покрова на Нерли, строительство которой началось в память о любимом сыне князя Андрея. Он повелел заложить храм вблизи своих палат. Согласно пожеланию князя зодчие воздвигли небольшую однокупольную церковь, изысканность архитектурных линий которой прекрасно сочеталась с окружающей природой.

В XII в. на Руси появляются не только каменные храмы, но и замки. Так, в 1158 г. началось строительство резиденции Андрея Боголюбского. Она включала двухэтажный каменный дворец, церковь, переходы и башни. Замок строили из белого камня. Украшали его прекрасные скульптуры.

Новые памятники зодчества Древней Руси появились во владимирской земле и при приемниках князя. Так, Всеволод Большое Гнездо распорядился заложить Дмитриевский собор. Он был однокупольным, стены собора покрыли каменной резьбой, изнутри расписали фресками.

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком [2] для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

Словарь

1. Немилость – утрата расположения конкретного лица

Основные направления культуры русского средневековья 13-15 века

С середины XIII века Русь была покорена монголо-татарами, что имело отрицательный последствия для нашей национальной культуры. Стало сокращаться количество городов, приходили в упадок ремесла. От нашествия врагов особенно сильно пострадала русская архитектура: памятники были разрушены, каменное строительство прекратилось. Только в конце XIII века вновь стали каменные здания, но были утрачены приемы кладки, техники и многие сооружения той эпохи быстро уничтожалась. Погибло огромное количество памятников письменности, прервались летописания, живопись и прикладное искусство переживали острый кризис.
Однако, как заметил А.С.Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние ограничилось заимствованием русскими слов, мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды у знати. Завоеватели не смогли уничтожить самобытность русской культуры, она сохранила свой национальный характер. Этот период условно можно разделить на два. Первый – с 1240 до середины XIV века характеризуется упадком в связи с завоеваниями монголо-татаров, а второй (2-я половина XIV – XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Идеи единства русской земли, борьбы с ненавистным игом стали основной темой в фольклоре, литературе, живописи и архитектуре.
Внешние связи России с Западом прерываются, только Новгород и Псков поддерживают связи с Европой. Эти города не испытывали нашествия монголов, поэтому, оставаясь независимыми, они сумели сохранить древнерусское культурное наследие. Однако, в целом, в России этого периода в культуре наблюдался упадок. Куликовская битва в XIV в. ознаменовала подъем культуры в стране. Москва становится не только политическим, но и культурным центром объединения земель.
С конца XIV в. появляется еще одно течение в русской куль­туре — южно-славянское. В христианских монастырях Афона и Конс­тантинополя живут русские книжники, они переписывают древние рукописи, переводят их на русский язык.
Огромную роль в сохранении национальной русской культуры сыграл Новгород, там образовались самостоятельные архитектурная и живописные школы. Архитектурные сооружения возводились на средства купцов, бояр, а иногда и просто мирян. Они строились по упрощенной технике, в них было мало декоративной отделки, однако это позволяло новгородским зодчим в короткие сроки возводить сооружения, которые отвечали вкусам заказчиков.

Из архитектурных памятников той поры можно назвать церковь Бориса и Глеба в Детинце (1167 г.) и Спаса-Нередицы (1198 г.).
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения со стороны Ливонского ордена обусловили развитие оборонного зодчества. Здесь были возведены каменные стены Псковкого детинца, а к началу XVI в. протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. В 1330 г. вблизи города была построена крепость Изборск, которая служила зашитой от внешних врагов. В конце ХШ в. вновь возобновляется каменное строительство в России. Одним из крупнейших центров искусства становится Новгород.

Возводятся новые храмы. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных ва­лунов и частично кирпича, что усиливало впечатление силы и мощи. В 1345 г. построена церковь Спаса на Ковалеве, церковь Успения ни Волотовом поле была создана в 1352 г., церковь Спаса на Ильине улице в 1374 г. Основная черта стиля этих церквей — нарядное внеш­нее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши заполнены фресковыми росписями.

В 1433 г. в Новгороде немецкие мастера построили Грановитую палату.

В XIV в. Псков также достиг больших успехов в крепост­ном строительстве. В городе построили Кремль, который больше походил на крепость. В архитектуре Пскова отсутствуют украшения, она сурова и лаконична. Интересны псковские каменные звонницы.
В 1285-1290 гг. в городе Твери построен собор Спаса-Преоб­ражения, шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный каменными барельефами. Образцом для него был Владимирский Успенский собор.
В Москве во второй четверти XIV в. начинается строи­тельство храмов. Успенского собора, церкви Ивана Лествичника, Спаса на Бору, Архангельского собора. Ни один из них не дошел до наших дней.
В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль. Как правило, в Древней Руси Кремль был центральной частью древнерус­ских городов, обнесенных крепостными стенами с башнями. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений.

Московский Кремль — древнейшая часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен Белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла возведен придельный храм Благовещения.

Накануне Куликовской битвы был построен Успенский со­бор в Звенигороде (1400 г.), здесь видна тесная связь с архитектурой г. Владимира.
В «послекуликовский» период московского зодчества (XIV – XV вв) каменное строительство приобрело большой размах. Церк­ви строились в Звенигороде, Дмитрове, Можайске. Дошедшие до нac постройки представляют собой тип одноглавого храма башне­образной конструкции, поднятого на высоком цоколе, со сложным верхом, увенчанным ярусами кокошников, и вознесенным на высо­ком барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1422-1423 гг.).
Древнерусское архитектурное искусство XIII-XIV вв. не являлось ни ответвлением византийского, ни аналогом западного, у него был свой путь. Вторую половину XIV – начало XV вв. называют золотым веком настенной Древней Руси. Развивается новгородская школа живописи, большой вклад внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Для его живописи характерна свобода, суровость, свобода, виртуозность в исполнении замысла, интерес к внутреннему миру человека.

С Феофаном Греком работал Андрей Рублев. Для его работ характерна мягкость, личность стиля. Самая известная его работа «Троица», она написана для иконостаса Троицкого собора. «В творчестве А. Рублева полу­чает свое завершение процесс формирования русской школы ико­нописи», — считает искусствовед В.Н. Лазарев.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились. Участие Рублева в росписи вместе с прославленным греческим мастером говорит о том, что Рублев в то время уже тоже был достаточно известен как художник.

Роспись Благовещенского собора не дошла до нас, как и сам собор, в котором она была исполнена. Однако от первоначального Благовещенского собора сохранился и был перенесен в новый, выстроенный в конце XV в. псковскими зодчими, древний иконостас. Иконы, которые, по-видимому, принадлежат кисти Андрея Рублева, отличаются от тех, что написал Феофан, большей мягкостью, лиризмом. Рублевским иконам благовещенского иконостаса свойственны живописные приемы, известные и по другим его произведениям.

B 1408 г. началась новая роспись стен Успенского собора во Владимире. Она была выполнена Андреем Рублевым совместно с Даниилом Черным. Фрески Успенского собора были раскрыты из-под поздней записи в 1918 г.

Из числа фресок XV в. главное место занимают части большой композиции страшного суда, расположенные в западной части храма на подхорных сводах, стенах, столбах и арках.

Читайте также  Царизм и революция 1848 г.

Страшный суд в трактовке Рублева и Черного совсем не похож на старую интерпретацию этой темы в византийских и русских росписях XII в. как темы справедливого и карающего гнева сyдии, как темы сурового возмездия. B росписи Успенского собора на первый план выступают примирительные тенденции, надежда на милость справедливого благостного судии, ожидание вечного блаженства для праведников. B соответствии с этим роспись Рублева пронизана духом радости и умиления. Персонажи Рублева проще, мягче, человечнее, приветливее, чем это было в живописи Феофана. Одновременно с росписью Рублевым и Даниилом были исполнены и иконы для иконостаса владимирского Успенского собора. А. Рублев оконча­тельно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную природу. Крас­ки русской природы он переводит на высокий язык искусства, да­вая их в таких безупречно верных сочетаниях, что им присуща, подобно творению великого музыканта, абсолютная чистота зву­чания».В иконе А. Рублева есть особый содержательный пласт, образный смысл, безмерно актуальный для духовной жизни Руси конца XIV-начала XV века.

Несмотря на культурный урон, понесенный от нашествия, книжное дело удалось сохранить, более того, оно развивалось.
В средневековье монополия на образование принадлежала церкви, но грамотность была широко распространена на Руси. Ремесленники, купцы учились грамоте, т.к. сам род их занятий требовал того. Об этом свидетельствуют и берестяные грамоты, найденные в Новгороде: письма, хозяйственные записи, долговые расписки — все говорит о том, что ученость была характерна для людей этого времени. Там же была обнаружена азбука, найдены тетради новгородского мальчика Онфима, по ним ученые опре­делили, что детей обучали методом слогов. В это время были церковные училища, где обучение начина­лось с семи лет. Учили счету, письму, пению, чтению. С XV в. такие училища появляются не только в городах, но и в селах. В монастырях собирались библиотеки, где насчитывались сотни томов. Книги изготавливались в городах, там же и прода­вались. В XIV в. происходит смена дорогого пергамента на бумаге, которую доставляли из Италии и Франции. Графика письма также меняется, вместо «уставного» письма появляется «полуустав», а с XV в. и «скоропись», что упростило процесс изготовления книги. Большинство книг были церковными, т.к. они требовались культовым учреждениям. Но даже и в библиотеках монастырей были «четьи» книги, т.е. книги для индивидуального чтения. Появляются даже естественнонаучные сборники «О широте и дол­готе земли», «О земном устроении», «О расстоянии между небом к землей» и многие другие. Земля признавалась шаром, причины молний видели в столкновении туч и т.д. «Главное внимание педагогики в Древней Руси, — писал В.О.Ключевский, — обращено было в другую сторону — на житейские правила, а не на научные знания». Кодекс сведений, чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о «христианском жительстве», о том, как подобает жить христианину. Этот кодекс состоял из трех наук: душевное строение — учение о долге душевном или дело спасения души, строение мирское — наука о гражданском общежитии и строение домовое – наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в Древней Руси.
В XIII веке летописание прерывается, но позже в городах возникает вновь. Тема единства России проходит через все летописные источники того времени. Появляется целый ряд летописей в Москве, Новгороде, в них пропагандировалась сильная княжеская власть и борьба против Золотой Орды.
Проблемы эпохи породили новый жанр – воинскую повесть. Отличие ее от других видов литературы – реалистичность.
Музыкальная культура Древней Руси, начиная с киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно существовали две культуры: народная и церковная.
В устном народном творчестве данного периода тема борьбы с татаро-монголами становится ведущей. Появляются сказания: о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Невской битве, о Ледовом побоище.
Древние былины вновь становятся популярными, появляется целый цикл рассказов о киевском князе Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, и его друзьях – богатырях. Они успешно воюют с татарами и изгоняют их от стен Киева. В героическом эпосе отразилась мечта русского народа об освобождении от захватчиков. В XIV в. сложились новгородские былины о Василии Буслаеве и о Садко, в которых нашло свое выражение богатство и могущество Великого Новгорода во время его самостоятельности.
Появляется новый жанр — историческая песня. Здесь время конкретно историческое, хотя герои и сюжет могут быть вымыш­ленными.Песня, как правило, посвящена настоящему, для после­дующих поколений она станет исторической. Тематика их — подвиг народа в борьбе против Батыя. Героиня одной из таких песен — Ав­дотья Рязаночка. Она — простая горожанка, но совершает подвиг, уводит из полона жителей Рязани и заново возрождает город. Сле­ды историческихпесен, связанных с Куликовской битвой, обнару­живаются в «Задонщине» и в «Сказаниях о Мамаевом побоище».

Осознание героического прошлого, идея независимости России — основные темы русского народного творчества.

Презентация на тему Русская культура XIII-XV веков

Презентация на тему Русская культура XIII-XV веков, предмет презентации: История. Этот материал содержит 16 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • История
  • Русская культура XIII-XV веков

Слайды и текст этой презентации

Русская культура XIII-XV веков

1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в. Характеризуется глубоким упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков. В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве.

Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях.

Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага.

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний. Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском).

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской.

Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками.

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин.

В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет. Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.

Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев. Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.

Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.

В культуре 13-15 века формируются новые черты, но одновременно в ней сохранились и черты искусства Киевской Руси.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: