Воскресные школы в xix веке

Воскресные школы в xix веке Образование в воскресных школах при российских духовных семинариях (вторая половина XIX в.) Воскресные школы, получившие широкое распространение в России во

Воскресные школы в xix веке

Воскресные школы в xix веке

Образование в воскресных школах при российских духовных семинариях (вторая половина XIX в.)

Воскресные школы, получившие широкое распространение в России во второй половине XIX в., предназначались для обучения по воскресным и праздничным дням неграмотных и малограмотных детей и взрослых. Первоначально, воскресные школы находились только в ведении Министерства народного просвещения. Вопрос о них вызвал неоднозначную реакцию в правительственных кругах.

Противники появления воскресных школ утверждали об их целесообразности, особенно тех школ, где могли обучаться взрослые.

Князь В.А. Долгорукий в январе 1861 г. подал Александру II записку, в которой отмечал пагубность таких школ: «они-де угрожают революцией и черт знает еще чем». Инициатором этого послания был также П.Н. Игнатьев, а возможно, и граф С.Г. Строганов. 5 января 1861 г. в Совете министров состоялись прения по этому вопросу, в ходе которых была отмечена целесообразность надлежащего контроля воскресных школ, но отнюдь не их закрытия. 1

Тем не менее, 10 июня 1862 г. все воскресные школы, кроме школ Дерптского учебного округа, были закрыты по повелению Александра II. 2

К этому времени общее число воскресных школ в России доходило до 316, приблизительно с 20 тыс. учащихся, хотя по наблюдению Министерства народного просвещения «в начале 1862 года рвение в пользу воскресных школ уже значительно ослабло». Главной причиной их закрытия Министерство народного просвещения считало то легкомыслие и необдуманность, которыми обыкновенно сопровождаются всякие общественные начинания в России: в начале необдуманное увлечение, а вслед за ним быстрое охлаждение и апатия. 3

Спустя два года, в 1864 г. воскресные школы вновь были открыты при ведомстве Министерства народного просвещения. 4

Идея открытия воскресных школ при духовных семинариях была предложена в 1862 г. анонимным автором в заметке «По поводу статьи Г. Беляева «Откуда взять учителей для сельских школ»» на страницах газеты «День». В статье говорилось о необходимости открытия воскресной школы при каждой семинарии «для учения грамоте и особенно закона Божьего». Далее в статье отмечалось: «Профессора семинарии могут и обязаны составить педагогический совет для руководства учеников в успешном ходе преподавания их в воскресных школах и для нравственного контроля над самими учениками-преподавателями.

Средства для такой школы потребуются самые незначительные, которые легко достать, при содействии епархиальных архиереев и духовенства, даже не из собственных средств: их содержание может ограничиться только приглашением значительных и достаточных лиц в городе к добровольным пожертвованиям на необходимые издержки воскресных бесплатных школ при семинарии». 5 Однако, первоначально, эта идея была отклонена. 6

Только, в 1866 г., когда в программу семинарского курса был введен предмет педагогики, Святейшим Синодом был издан циркуляр об открытии воскресных школ при духовных семинариях. Они должны были стать местом педагогической практики для воспитанников последних двух классов семинарии. 7

Указом Святейшего Синода от 29 февраля 1968 г. епархиальным преосвященным было поручено:

1. По возможности, производить обучение в воскресных школах при семинариях не только по воскресным, но и по прочим праздничным дням, когда в семинариях нет уроков.

2. Придумать формы поощрения учеников духовных семинарий, безвозмездно занимающихся преподаванием в воскресных школах. 8

В учебном комитете при Святейшем Синоде существовали разногласия в отношении целесообразности поощрения учеников семинарий, преподающих в воскресных школах. Часть чиновников комитета считала, «что преподавание в воскресных школах есть труд для преподавателей, но сей труд совершается не с целью житейских выгод, а имеет свойство дела духовного милосердия, вполне приличного христианскому проведению праздников». 9

Тем не менее в семинариях ввели вознаграждение за преподавание в воскресных школах. Об этом свидетельствуют донесения епархиальных преосвященных Святейшему Синоду. Наиболее полный перечень мер поощрений учеников семинарий содержится в донесении архиепископа Тверского и Кашинского Фелофея. В числе мер поощрения учеников семинарии, безвозмездно занимающихся преподаванием в воскресной школе при Тверской семинарии, он отметил: выдачу книг; отметки в аттестатах зрелости семинаристов об их усердных занятиях; выдачу отличникам особых аттестатов, помимо семинарских; назначение материальных пособий беднейшим семинаристам и др. 10

У епархиальных преосвященных, преподавателей и ректоров духовных семинарий возник вопрос о возможности преподавания в воскресных школах в праздничные и воскресные дни, согласуясь при этом с учением Православной Церкви. На этот вопрос Святейший Синод дал ответ в циркулярном указе от 21 августа 1868 г, за ? 49, в котором, в частности, отмечалось, что «в воскресных школах есть труд для преподавателей, но сей труд совершается не с целью житейских выгод, а из духовного милосердия, вполне приличному христианскому проведению праздников. Приняв во внимание как простой народ проводит воскресные и праздничные дни, посещение их детьми воскресных школ окажется еще «душеспасительнее», удаляя детей от праздности и соблазнов». На основании вышеизложенного учебный комитет «нашел существование воскресных школ вполне сообразным с правилами Церкви и полагал полезным допустить посещение их не только в воскресные, но и в праздничные дни». 11

Воскресная школа при Санкт-Петербургской семинарии через год после ее открытия в 1869 г. стала ежедневной. Преподаватель педагогики просил разрешения открыть ежедневную школу с целью сохранения воскресной школы при семинарии. Он заметил, что некоторые из родителей перестали посылать своих детей в воскресную школу, потому что обучение в продолжение трех часов в неделю не давало скорых и ощутимых результатов. Особенно в Петербурге, где находилось большое количество различных школ, была необходимость более качественного обучения детей ввиду острой конкуренции между учебными заведениями. Семинарское правление опасалось, что закрытие воскресных школ может привести к прекращению практических занятий по педагогике в семинарии. 12

С 1867 по 1869 гг. при всех семинариях были открыты воскресные школы. Количество учеников этих школ было различным. После открытия ежедневной школы при Санкт-Петербургской духовной семинарии число обучавшихся в ней возросло с 17 до 34 человек. 13 Воскресную школу при Астраханской семинарии посещало от 30 до 70 мальчиков и от 20 до 40 девочек. 14 Воскресную школу при Одесской семинарии посещало 10-30 мальчиков. Преподававшие в ней ученики VI класса приобрели некоторые навыки в приемах обучения, но особенной любви к делу в них не усматривалось. 15

В Пермской семинарии численность мальчиков колебалась от 41 до 60 человек. Ученики делились на три группы. Занятия продолжались 1 час с 11.00 до 12.00 или 12.00 до 13.00, и состояли в обучении грамоте, письму, закону Божьему и арифметике. Далеко не все семинаристы и VI классов регулярно посещали школу. Всем им, скорее всего, не хватило бы и места. Обычно приходило человек 15-20. Начальство по истечению учебного года поощряло их. 16

Обучение грамоте в воскресной школе производилось по современным в то время методам К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, И.И. Паульсона и других. Преподавание арифметики проходило по методике В.А. Евтушевского, где употреблялся наглядный метод. Некоторым ученикам, которые исправно посещали и были известны в школе, выдавались для чтения на дом книги. 17

В воскресной школе при Московской семинарии обучалось 110 человек (максимум — 176, минимум — 57). 18 Ее посещали не только дети, но и взрослые. Учащиеся в возрасте от 17 до 12 лет составляли в ней свыше 40 %, от 13 до 16 лет — 36 %, от 17 до 20 лет — 14 %, от 21 до 41 года — около 10 %. Общее число учеников школы не было постоянным. Многие изучали отдельные предметы: 7% изучали всеобщую географию, историю и языки, 30% обучались начальной грамоте, 30% — объяснительному письму, 21% — письменности, 12% — арифметике. 19

Количество посещавших школу детей зависело и от времени года и от отдаленности семинарии от места проживания учеников. Наибольшее количество посещавших школу учеников было с осени до масленицы, а затем количество их уменьшалось, начиная с Великого поста, и к весне доходило до минимума. Ученики воскресных школ были разных возрастов, причем, значительный процент в ней составляли великовозрастные ученики. По социальному происхождению почти все ученики школ принадлежали к низшему сословию. Это были дети крестьян, мещан, солдат и дети из воспитательных домов. Не более 5% от общего числа учащихся были детьми дворян, купцов и духовных лиц. 20

Обучение проводили ученики старших (V и VI) классов семинарии под руководством преподавателя педагогики и наблюдением ректора, посещавшего школу постоянно. Число уроков в школе в разные годы было различным. Это зависело от времени начала занятий в учебном году. Занятия в школе продолжались около двух часов, начиная с 10.30 часов утра. 21

Количество учащихся в воскресных школах также определялось числом начальных школ в том или ином регионе. Там, где последнее было достаточным, численность учеников в воскресных школах при семинариях. Ревизор Святейшего Синода С.Н. Лебедев, проверявший в 1874 г. Вятскую духовную семинарию, отмечал, что как в городе, так и в деревнях уже существовали постоянные начальные школы, доступные всем детям, поэтому количество посещавших воскресную школу при семинарии было не более 20 человек в хорошую погоду, а в плохую погоду ограничивалось 4-6 учениками. 22

С 1868 г. воспитанники пяти высших классов духовных семинарий без какого-либо экзамена, но получившие специальное свидетельство от начальства семинарий, также получили право заниматься обучением в частных домах. 23 Однако выбывающий из семинарии воспитанник был обязан возвратить ректору разрешительное свидетельство на право обучения. Оно могло быть отобрано до окончания курса, если поступали сведения о неблагонадежности воспитанника. 24

Воскресные школы гармонично влились в структуру семинарского образования и сыграли важную роль в деле народного просвещения. Они наряду с другими типами учебных заведений внесли свой посильный вклад в повышение уровня грамотности низших и малообеспеченных социальных групп России, таких, как, например, крестьянство, рабочий класс и разночинские сословия.

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Народные школы начали неофициально возникать с 1858 года.

В начале 1859 года в Петербурге группа молодых офицеров во главе с бароном Коссинским организовала так называемую «Таврическую школу» для мальчиков, школы для девочек открыли княгиня Шаховская, г-жа Веневитинова; подобную попытку в Киеве предприняли студенты университета. Однако ежедневные школы могли посещать лишь немногие из желающих. Мысль об открытии воскресных школ возникла, по-видимому, у профессора Киевского университета историка и статиста Платона Васильевича Павлова и была с энтузиазмом подхвачена молодежью.

В октябре 1859 года 17 студентов Киевского университета обратились к попечителю учебного округа Н. И. Пирогову с ходатайством об открытии воскресной школы. Разрешение Пирогова положило начало легальному существованию воскресных школ. Причем число воскресных школ увеличивалось с необыкновенной быстротой. Уже в 1859 году подобные школы появились в Петербурге, Киеве, Екатеринославе, Белой Церкви, Могилеве. А в следующем году движение охватило почти всю европейскую часть России.

По данным историка Г. Вахтерова, общее число воскресных школ в России в начале 60-х годов равнялось 90. Однако другой исследователь Я. Абрамов считает эти данные заниженными, поскольку в Восточной и Западной Сибири уже существовало 316 школ.[328] Все воскресные школы были бесплатными и существовали исключительно на пожертвования.

Читайте также  Возвышение москвы на рубеже хii—xiii вв

Как материальная помощь воскресным школам, так и преподавание в них в этот период осуществлялось исключительно прогрессивно настроенными представителями самых разных слоев русского общества. Движение, направленное к внесению просвещения в народные массы, охватило тогда все слои общества… Офицеры, духовенство, студенты, гимназисты, светские дамы, профессора — все в большей или меньшей степени приняли участие в этом движении.

И еще одна черта, характерная для воскресных и вечерних школ того времени, — огромная тяга к знаниям учеников, которые преодолевали и сопротивление хозяев, не желавших отпускать их учиться, и многие бытовые трудности, чтобы посетить школу. Стасова писала: „С какой любовью дети и взрослые бежали учиться, несмотря на то, что жестокие хозяева магазинов… чтобы заставить их не уходить, лишали обеда“.[332]

явилось издание циркуляра, в котором попечителям учебных округов разъяснялось, что воскресные школы должны быть „только пособием приходским училищам“. Местному начальству предписывалось „заботливо следить за тем, чтобы воскресные школы не выступали из границ определенного им круга действия“. Таким образом, запрещалось преподавание предметов, не входивших в учебную программу приходских училищ, а воскресные школы должны были стать только школами грамотности.

В начале 1862 года школам был нанесен следующий, и на этот раз сокрушительный удар. В министерство просвещения поступило сообщение министерства внутренних дел о том, что в некоторых петербургских воскресных школах, в частности, в Выборгской, Сампсониевской и Введенской, „преподается учение, направленное к потрясению религиозных верований, к распространению социальных понятий о праве собственности и даже к возмущению против государства“. Кроме того, было установлено, что в группу студентов, которая явилась инициатором открытия воскресных школ в Киеве, входили члены Харьковско-Киевского тайного политического общества. В итоге последовал царский указ о закрытии воскресных школ „впредь до преобразования их на новых основаниях“.

„Положением о начальных народных училищах“ 1864 года воскресные школы, учреждаемые правительством, частными лицами или общественными организациями, были отнесены к разряду начальных народных училищ. Наблюдение за их религиозно-нравственным направлением возлагалось на местных священников. Эти же установки повторялись и „Положением о начальных народных училищах“ 1874 года.

В конце 70-х годов XIX века народники, стремясь подготовить пропагандистов из рабочих, стали открывать нелегальные воскресные школы. В Петербурге в одной из таких школ преподавал С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин и др. Но таких школ было немного, и возникали они в крупных городах. В тоже время в 70-80-е годы воскресные школы стали открывать общественные организации, в Ставропольской губернии ими было открыто 24 школы, а в Казанской губернии — 45.

Наряду с просветительской инициативой интеллигенции в организации воскресных и вечерних школ приняли участие и представители промышленной буржуазии. Школы при фабриках и заводах стали возникать в России еще в первой половине XIX века. В 1834 году была открыта школа для рабочих при Трехгорной мануфактуре Прохоровых. Но заметную роль они начинают играть в связи с техническим прогрессом в 80-90-х годах. В это время при больших заводах, типа Путиловского в Петербурге, возникают школы на 1000-2000 человек. Особо примечательной в этом плане была деятельность Н. А. Варгунина в Петербурге, за Невской заставой.

Семья бумажных фабрикантов Варгуниных много сделала для жителей этой рабочей окраины. П. И. Варгунин в 1862 году открыл здесь воскресную школу на 700 человек учащихся.

«Сможем ли мы поднять нравственное достоинство?». Один день из дневника учительницы XIX века

С чем у вас ассоциируется воскресная школа? Многие просто ответят, что с церковью. Но в XIX веке система таких школ давала многим детям и взрослым единственный шанс на образование. И день учителя воскресной школы не сильно отличался, на самом деле, от современной школьной рутины — почитайте главу из дневника учительницы такой школы Эмилии Кислинской, чьи заметки и статьи выходят в импринте «Вздорные книги» при издательстве Common Place.

8 апреля

Учеников опять было мало, кажется, всего 25 человек; из тех, которые пришли, почти все были не учащиеся в школах — лишнее доказательство того, что это наиболее надежный материал. Школьников почти никого не было; не было также Шитикова, Аносова, Вольникова, Тамаринова — самых взрослых из учеников; может быть, играл некоторую роль в этом грустный способ проводить праздник, например пьянство, кутеж. Из взрослых было человек шесть, между прочим, Максимов и Чурбаков; первый пришел издалека, так как по случаю свободного времени живет где-то у родственников за городом.

Я дала для отделения старшего и среднего написать о том, как провели праздник. Старший класс отрядил ко мне Максимова с просьбой отменить тему; на мой вопрос почему он говорит: «Что же тут можно написать, ничего интересного не было; известно, как проводят праздники». Ясно не высказал, но мне показалось, что мысль была та, что совестно и признаваться, как проводят праздники. Я объяснила, какую цель может иметь эта работа, и тогда он все-таки настаивал: «Позвольте не писать?»

Я сказала сухо, что он и они могут и ничего не писать — я их не принуждаю, — и даже из класса могут идти домой, если им сегодня не хочется заниматься

(Может быть, не надо было этого говорить!) И затем предложила еще две темы и ушла в среднее отделение, где не было учительницы и где дети писали то же самое. Через полчаса старшие принесли мне работу; было написано на первую тему. У Максимова очень бесцветно, почти хуже всех, и только у трех очень недурно. Один, самый маленький, очень живо и интересно описал свои праздничные забавы; один нарисовал очень грустную картину и очень известную, к несчастью: отец все время пил, дрался и бранился с матерью, а он, ученик, уходил в поле, потому что «мне видеть это было очень неприятно». «И если мне Бог пошлет дождать еще до праздника Святой Пасхи, — заканчивает он свой рассказ, — то пусть он для меня будет повеселее, а не как нынешний год».

«Я помню только, как я ухаживала за ним после пьянки». Подросток — о жизни с отцом-алкоголиком

В среднем классе на ту же тему написали плохо: самый сильный в языке и самый развитой только и сказал, что ходил «в петрушку»; один маленький весь интерес праздника выразил в том, что разговелся пасхой, другой не мог справиться с правописанием «Архангельского собора», где был у заутрени. Грюнне рассказывает, как в первый день ходил «поздравлять с праздником по своим домам», — это значит, по тем домам, в которых он с отцом чистит трубы; на полученные деньги пошел в кукольный театр и т. д. Мне бы очень хотелось, чтобы ученики нашей школы не ходили «по своим домам» поздравлять с праздниками, но я ничего не сказала, конечно, маленькому Грюнне.

Пусть наша школа сделает этот факт невозможным, пока она еще не способна на это; сделать это можно, конечно, не лекцией и не нравоучением: надо поднять нравственное достоинство человека — совместным действием воспитательных и образовательных средств. Сможем ли мы сделать это?! А это надо! Без этого будет мертва наша школа.

Грюнне вообще интересный мальчик, тип продувного уличного мальчишки, видавшего виды, ловкого, практичного, маленького старика по своему слишком трезвому взгляду на жизнь, по тому полному отсутствию ребяческих свойств, какие могли бы быть в нем, 14-летнем ребенке.

Он курит и отпирается в этом; он таскает у нас перья и божится, что не делает этого

А когда одна учительница заметила это и отвертеться было нельзя, он сказал беспечно: «Ну что ж! Ведь перо копейку стоит, — у вас денег много! Вы ведь не работаете!»

Он очень груб, ужасно грязен, неряшлив; он вешает живых кошек и хвастается этим. В классе невнимателен, непослушен; учится плохо, когда надо делать что-нибудь требующее терпения и усидчивости, и отвечает бойко, умно, иногда блестяще на сравнительно трудные вопросы. Ответы его иногда грубы. Раз, при разборе какого-то рассказа, в котором поступил дурно, я спросила Грюнне: «Каково должно быть на душе у этого человека после такого поступка?» — и он ответил мне почти насмешливо: «Почем я знаю, я у него в душе не был!» А через минуту неожиданно сказал совсем кротким голосом: «Я думаю, что у него на душе было гадко».

Однажды, после того как я узнала о его подвиге — повешении кошки, я нарочно прочитала в классе один очень милый рассказ, «Слепой из Данилова», где есть сцена мучения животного и отношения к этому факту доброго старого учителя. Во время чтения я заметила сконфуженную и преувеличенно суровую мордочку Грюнне. Во время разговоров и обсуждений по поводу рассказа он хранил молчание, тогда как, вообще, всегда вскакивает первый, а когда встретил мой взгляд, то покраснел.

Посиделки во дворе и драки после танцев: как жили трудные подростки в 70-е

После класса подошел ко мне сам и говорит: «Это я прежде вешал кошек, и потому, что меня просили», — и по его лицу мне показалось, что ему было совестно; через минуту он уже пел петухом и мяукал кошкой.

Один раз учительница пожаловалась, что он дурно держал себя в классе; я сказала ему, что, если это будет еще раз, мы его уволим из школы, и он с волнением стал уверять, что никогда не будет больше. Однажды, переписывая фамилии учеников по группам, я зачеркнула в журнале его фамилию, чтобы перенести его на другой лист. Ученики заметили это и сказали ему: «Верно, тебя исключили!» Иду я по коридору, вижу, стоит он, носом в угол, и плачет. Что случилось? О чем? Обидел кто из мальчишек? («Да дам я себя кому-нибудь обидеть!» — бурчит он в ответ.)

Так что же? «Вы меня выключили!» — и ревет. На этот раз успокоила и имела удовольствие видеть, как он колесом перекатился через весь коридор и кого-то дернул, кого-то зацепил…

Раз мы его встретили на улице: в живописных лохмотьях, весь черный, с черным лицом, на котором сверкают только белки его золотистых глаз да белые губы, — он так самоуверенно и гордо, так задорно, весело шагал нам навстречу, что я залюбовалась им, как картинкой. «Экий замарашка!» — сказали, проходя, два солдата, так же весело скаля зубы; «Две недели не умывался!» — крикнул он им вслед и, увидев нас, молодцевато снял шапку и даже шаркнул ножкой.

Спрашивается, что делает он в школе: учится он очень плохо — это факт. До сих пор он путает русские буквы с немецкими (он католик и знает немного немецкий язык), до сих пор ставит «ъ» после гласных, до сих пор без ошибки не может написать своего имени («Василий» — пишет «Василиъ»); кроме того, он шалит, он невнимателен, часто груб, иногда лжет, таскает перья; вообще, конечно, это испорченный мальчик. Вопрос об его исключении уже не раз был поднят, но он еще у нас. Он любит школу до того, что плачет, когда грозят его выключить, — за это можно ухватиться. Его грубость можно победить лаской, его ложь и маленькое воровство — доверием. Я стараюсь приручить его: поручаю ему помогать мне отмечать сдаваемые книги, и он очень гордится этим; даю ему нести в класс коробку с карандашами и перьями и знаю, что на этот раз все будет цело. Выключить легко, но вопрос в том, что лучше для него, а не что легче для нас. Иметь дело с идеалом было бы слишком удобно, надобно попробовать сделать все, что можно, и не отступать при первых шероховатостях.

Читайте также  Степан тимофеевич разин

Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века

Движение по созданию воскресных школ конца 50-х — начала 60-х годов XIX века было примечательно не только энтузиазмом учредителей и

Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века

Другие материалы по предмету

Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х — начале 60-х годов XIX века

В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых и работающих детей, ставящие своей целью их первоначальное образование.

Возникновение общеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно — педагогическим движением конца 50-х — начала 60-х годов XIX века, представлявшим одно из направлений более широкого социального движения, характерного для предреформенных лет. В него включились не только общественные, но и государственно-правительственные структуры. Одной из трибун сторонников изменений стали официальные органы морского и военного министерств журналы «Морской сборник» и «Военный сборник». На их страницах впервые начали обсуждаться такие проблемы, как реорганизация армии, введение гласности, отмена крепостного права [1]. В 1856 году в «Морском сборнике» была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеля Н. И. Пирогова «Вопросы жизни», положившая начало общественно-педагогическому движению в России. В центре внимания автора статьи находилась проблема воспитания и образования. Отказ от узкой специализации в пользу широкого общего образования, гуманизация воспитания, обращение к человеку, активизация имеющихся у него возможностей к самопознанию и самовоспитанию понимались как средство гражданского воспитания, формирования истинного человека [2]. Статья вызвала большой общественный резонанс и интерес к педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати.

Одним из результатов общественно-педагогического движения стало появление общеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых. В современной науке существует мнение, согласно которому воскресные школы «возникли как воплощение. представлений о необходимости соединения способностей и стремлений образованного общества с широкими социальными нуждами» [3]. С одной стороны, обозначилось стремление интеллигенции к повышению культурного уровня жизни народа. Оно возникло и сложилось в условиях особой атмосферы предреформенных лет. Наиболее характерной чертой нравственной атмосферы являлось существование уникального этоса, свойственного образованному обществу в 60-е годы XIX века. Русская интеллигенция того времени высоко ценила сострадание и совесть, испытывала острое чувство вины за привилегированное положение, считая служение народу моральным долгом каждого [4].

С другой стороны, обозначилась потребность народных масс в первоначальном образовании, которое в изменяющихся социально-экономических условиях стало все более осознаваться как средство «социального продвижения, занятия более комфортной социальной ниши» [5]. В предреформенные годы динамизм развития был отличительной чертой российской экономики. 50-е годы XIX века — это начало технического переворота в промышленности и на транспорте. В ведущих отраслях обрабатывающей промышленности России происходил переход от мануфактурного к фабричному производству. Начал складываться рынок рабочей силы, главным источником которого явился неземледельческий отход крестьянского населения. Накануне крестьянской реформы 1861 года в стране насчитывалось до 3 млн. человек, уходящих на заработки. Из них более 9/10 составляли крестьяне-отходники [6]. Миграция сельского населения в города, его пролетаризация, изменение социальной структуры общества, традиционных условий жизни и деятельности как следствие изменяющейся промышленной инфраструктуры — все это привело к формированию более широких образовательных запросов со стороны народных масс.

В условиях модернизационного скачка образовательная политика государства также поменяла свои ориентиры. Пришло понимание того, что модернизация социально-культурной и экономической областей жизни должна сопровождаться сломом старой общественной психологии, складыванием нового мировоззрения и поведенческих стереотипов. Это нашло отражение в образовательной политике государства, одним из направлений которой стала поддержка общественной инициативы, проявленной в отношении образования взрослых. Таким образом, изменение образовательного заказа государства, с одной стороны, и образовательных потребностей общества, с другой, привели к созданию воскресных школ.

Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Эта школа была учреждена с разрешения попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища. Основателями школы являлись 17 студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовной академии. Школа была предназначена для «мальчиков из детей ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища» [7]. Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Уже в первое воскресенье в школу пришло около 50 человек, затем число желающих учиться возросло до 100 человек и более. 25 октября 1859 года по ходатайству студентов того же университета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа — Новостроенская, в которой к марту 1860 года обучалось 148 человек [8]. А с 1860 года начали создаваться и женские воскресные школы. В течение года в Киеве было учреждено 7 воскресных школ, предназначенных для первоначального обучения взрослых и детей.

В 1860 году движение по открытию воскресных школ стало набирать силу по всей России. По данным «Журнала МНП» за год (с момента открытия первой воскресной школы в Киеве) в 30 различных местностях России было основано 68 воскресных школ (58 мужских и 10 женских), из которых треть — в столицах (по 12 школ в Петербурге и Москве) [9]. Воскресные школы открывались повсеместно, не только в столичных и губернских городах, но также в уездных и даже в селах. К примеру, за период со второй половины сентября по ноябрь (по далеко не полным данным) воскресные школы были открыты в Камышлове, Ярославле, Белеве, Царском Селе, Москве (9-я), Пскове, Харькове (2-я), Казани (2-я), Омске, Сызрани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми, близ г. Вознесенска в селениях Новогеоргиевске и Константиновке [10]. В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года [11]. Здесь, как и в Киеве, огромная роль в открытии школ принадлежала студенчеству, поддержанному профессором Н.С.Тихонравовым. С мая 1860 года воскресные школы начали очень энергично организовывать в Петербурге. В течение 1860 года там было открыто 19 воскресных школ. «. В учреждении . школ в Петербурге принимали участие воспитанники училища правоведения и лицея, студенты университета и Медико-Хирургической академии и вообще молодые люди и даже дамы» [12]. Не только в европейской части страны, но и в Сибири общество не осталось равнодушным к идее воскресных школ. Первая из них появилась там 25 сентября 1860 года. В том же году возникла школа в Омске и три в Иркутске [13].

Ярославская губерния также включилась в общероссийское движение. В 1860 году в ней было создано 4 воскресных школы. Первая воскресная школа в Ярославле была открыта 18 сентября 1860 года при Ярославском уездном училище [14]. 4 декабря 1860 года при Ярославском военном училище была организована вторая мужская воскресная школа [15]. 20 ноября 1860 года при Рыбинском уездном училище была создана воскресная школа для ремесленных учеников и рабочих. 11 декабря 1860 года на средства ростовского городского головы Ивана Титова была учреждена воскресная школа при Ростовском уездном училище. Всего к 1 января 1862 года в Ярославской губернии было открыто 7 воскресных школ. Кроме вышеназванных были созданы школы при Мышкинской тюрьме, при Норской мануфактуре льняных изделий в Ярославском уезде (школа содержалась правлением Норской мануфактуры и предназначалась для мужчин-рабочих), при Угличском уездном училище. Последняя была основана 8 января 1861 года и рассчитана на женщин [16].

Таким образом, в 1860 году было открыто наибольшее число школ за весь первый период их существования (с октября 1859 по июнь 1862 года). Дм. Вольфсон предполагал, что число воскресных школ, основанных в 1860 году, «доходило, вероятно, до 200» [17]. Конечно, такое широкое открытие воскресных школ объяснялось, в том числе, и тем, что оно не встречало на своем пути никаких начальственных преград. Напротив, правительственные структуры не только не мешали развитию общественной инициативы в деле создания школ, но и стимулировали ее. Так, в марте 1860 года министр внутренних дел разослал всем губернаторам циркуляр, в котором одобрил создание воскресных школ и рекомендовал содействовать их распространению: «В некоторых городах, для распространения грамотности и развития нравственности в ремесленном классе, признано полезным учредить воскресные школы для ремесленных учеников и рабочих. Полагая, что устройство в городах воскресных школ должно принести существенную пользу для городских обществ и что устройство таких школ . может быть сделано с весьма незначительными издержками, я, по соглашению с министром народного просвещения, прошу Ваше Превосходительство обратить внимание на этот предмет. » [18]. Очень активно включилось в движение по устройству воскресных школ военное ведомство. В Петербурге, например, в 1860 году воскресные школы были открыты в казармах гвардейского экипажа, гальванической роты и в залах учебного фехтовального гимнастического кадра стрелкового батальона. Воскресные школы открывались в

Воскресные школы в xix веке

Как учились в 19 веке

В современное время при многих православных приходах организованы воскресные школы, в которых обучаются дети с младшего возраста (обычно с пяти лет) до старших классов (в некоторых приходах такие школы включают в себя только три-четыре года образования).

Такая практика является современным отголоском истории нашего Отечества – того времени, когда именно при храмах создавались учебные заведения (так называемые Церковно-приходские школы).

Преподавателями в нынешних воскресных школах являются представители духовенства, а также благочестивые миряне, имеющие соответствующие знания и педагогические навыки по работе с детьми.

Читайте также  Законодательство периода военного коммунизма и гражданской войны

В современных воскресных школах изучается Закон Божий – изложение Ветхого и Нового Заветов, понятное для детского восприятия. Объясняется значение десяти заповедей, прививаются основные нравственные ценности. Детей учат уважению к родителям и старшим, доброте, любви к ближним и родному Отечеству.

Также в воскресных школах преподаются жития святых. Детям рассказывают о великих подвижниках благочестия, их подвигах. На подобных уроках ребята могут узнать много нового из истории не только российского государства, но и великих империй (Римской и Византийской).

На занятиях в воскресной школе детей знакомят с христианской культурой и искусством. Детям объясняется значение икон, рассказывают о самых почитаемых образах. Детей приобщают к пению и музыке, разучивают с ними стихи и песни к выступлениям на праздничных пасхальных и рождественских концертах.

Особое значение в воскресной школе уделяется духовности и достойному воспитанию ребенка. Детей знакомят с основными христианскими молитвами, объясняют смысл и значение постов.

Кроме учебно-воспитательного процесса воскресные школы могут организовывать развлекательную программу. Так, во многих православных приходах распространена практика посещения детьми, их родителями и учителями всевозможных музеев, выставок, цирковых представлений. Иногда организовываются скаутские походы по красивым местам нашей Родины, а также совершаются паломнические поездки.

Занятия в воскресных школах проходят в отдельном здании на территории церкви или же в самом храме (нижней его части). Название этих учебных заведений свидетельствует, что уроки проходят по воскресеньям. Обычно они начинаются днем после окончания литургии.

Воскресные школы воспитывают в детях общую культуру поведения, развитие основополагающих нравственных качеств и дают знания основ православного вероучения.

Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века (стр. 1 из 4)

В истории педагогики воскресные школы были представлены двумя основными типами. Это конфессиональные школы различного вероисповедания (пятничные для мусульман, субботние для евреев, воскресные для христиан), предназначенные для религиозно-нравственного воспитания, и общеобразовательные школы для взрослых и работающих детей, ставящие своей целью их первоначальное образование.

Возникновение общеобразовательных воскресных школ в России было инициировано общественно – педагогическим движением конца 50-х – начала 60-х годов XIX века, представлявшим одно из направлений более широкого социального движения, характерного для предреформенных лет.

В него включились не только общественные, но и государственно-правительственные структуры. Одной из трибун сторонников изменений стали официальные органы морского и военного министерств журналы “Морской сборник” и “Военный сборник”.

На их страницах впервые начали обсуждаться такие проблемы, как реорганизация армии, введение гласности, отмена крепостного права [1]. В 1856 году в “Морском сборнике” была опубликована статья знаменитого русского хирурга и общественного деятеля Н. И.

Пирогова “Вопросы жизни”, положившая начало общественно-педагогическому движению в России. В центре внимания автора статьи находилась проблема воспитания и образования.

Отказ от узкой специализации в пользу широкого общего образования, гуманизация воспитания, обращение к человеку, активизация имеющихся у него возможностей к самопознанию и самовоспитанию понимались как средство гражданского воспитания, формирования истинного человека [2]. Статья вызвала большой общественный резонанс и интерес к педагогическим проблемам, их широкое обсуждение на страницах печати.

Одним из результатов общественно-педагогического движения стало появление общеобразовательных воскресных школ, предназначенных для обучения взрослых. В современной науке существует мнение, согласно которому воскресные школы “возникли как воплощение…

представлений о необходимости соединения способностей и стремлений образованного общества с широкими социальными нуждами” [3]. С одной стороны, обозначилось стремление интеллигенции к повышению культурного уровня жизни народа.

Оно возникло и сложилось в условиях особой атмосферы предреформенных лет. Наиболее характерной чертой нравственной атмосферы являлось существование уникального этоса, свойственного образованному обществу в 60-е годы XIX века.

Русская интеллигенция того времени высоко ценила сострадание и совесть, испытывала острое чувство вины за привилегированное положение, считая служение народу моральным долгом каждого [4].

С другой стороны, обозначилась потребность народных масс в первоначальном образовании, которое в изменяющихся социально-экономических условиях стало все более осознаваться как средство “социального продвижения, занятия более комфортной социальной ниши” [5]. В предреформенные годы динамизм развития был отличительной чертой российской экономики.

50-е годы XIX века – это начало технического переворота в промышленности и на транспорте. В ведущих отраслях обрабатывающей промышленности России происходил переход от мануфактурного к фабричному производству. Начал складываться рынок рабочей силы, главным источником которого явился неземледельческий отход крестьянского населения.

Накануне крестьянской реформы 1861 года в стране насчитывалось до 3 млн. человек, уходящих на заработки. Из них более 9/10 составляли крестьяне-отходники [6].

Миграция сельского населения в города, его пролетаризация, изменение социальной структуры общества, традиционных условий жизни и деятельности как следствие изменяющейся промышленной инфраструктуры – все это привело к формированию более широких образовательных запросов со стороны народных масс.

В условиях модернизационного скачка образовательная политика государства также поменяла свои ориентиры. Пришло понимание того, что модернизация социально-культурной и экономической областей жизни должна сопровождаться сломом старой общественной психологии, складыванием нового мировоззрения и поведенческих стереотипов.

Это нашло отражение в образовательной политике государства, одним из направлений которой стала поддержка общественной инициативы, проявленной в отношении образования взрослых.

Таким образом, изменение образовательного заказа государства, с одной стороны, и образовательных потребностей общества, с другой, привели к созданию воскресных школ.

Первая воскресная школа в России была открыта в октябре 1859 года в Киеве при деятельном участии профессора П. В. Павлова. Эта школа была учреждена с разрешения попечителя Киевского учебного округа Н. И. Пирогова в здании Киево-Подольского уездного дворянского училища.

Основателями школы являлись 17 студентов Киевского университета св. Владимира и один студент Киевской духовной академии. Школа была предназначена для “мальчиков из детей ремесленников и других лиц рабочего класса, не имеющих ни времени, ни средств посещать обыкновенные училища” [7].

Учредители ставили своей целью дать ученикам первоначальное образование. В программу преподавания были включены следующие предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика. Уже в первое воскресенье в школу пришло около 50 человек, затем число желающих учиться возросло до 100 человек и более.

25 октября 1859 года по ходатайству студентов того же университета в Киеве была открыта вторая мужская воскресная школа – Новостроенская, в которой к марту 1860 года обучалось 148 человек [8]. А с 1860 года начали создаваться и женские воскресные школы.

В течение года в Киеве было учреждено 7 воскресных школ, предназначенных для первоначального обучения взрослых и детей.

В 1860 году движение по открытию воскресных школ стало набирать силу по всей России. По данным “Журнала МНП” за год (с момента открытия первой воскресной школы в Киеве) в 30 различных местностях России было основано 68 воскресных школ (58 мужских и 10 женских), из которых треть – в столицах (по 12 школ в Петербурге и Москве) [9].

Воскресные школы открывались повсеместно, не только в столичных и губернских городах, но также в уездных и даже в селах.

К примеру, за период со второй половины сентября по ноябрь (по далеко не полным данным) воскресные школы были открыты в Камышлове, Ярославле, Белеве, Царском Селе, Москве (9-я), Пскове, Харькове (2-я), Казани (2-я), Омске, Сызрани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми, близ г. Вознесенска в селениях Новогеоргиевске и Константиновке [10].

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года [11]. Здесь, как и в Киеве, огромная роль в открытии школ принадлежала студенчеству, поддержанному профессором Н.С.Тихонравовым. С мая 1860 года воскресные школы начали очень энергично организовывать в Петербурге. В течение 1860 года там было открыто 19 воскресных школ. “…В учреждении …

школ в Петербурге принимали участие воспитанники училища правоведения и лицея, студенты университета и Медико-Хирургической академии и вообще молодые люди и даже дамы” [12]. Не только в европейской части страны, но и в Сибири общество не осталось равнодушным к идее воскресных школ. Первая из них появилась там 25 сентября 1860 года. В том же году возникла школа в Омске и три в Иркутске [13].

Ярославская губерния также включилась в общероссийское движение. В 1860 году в ней было создано 4 воскресных школы. Первая воскресная школа в Ярославле была открыта 18 сентября 1860 года при Ярославском уездном училище [14].

4 декабря 1860 года при Ярославском военном училище была организована вторая мужская воскресная школа [15]. 20 ноября 1860 года при Рыбинском уездном училище была создана воскресная школа для ремесленных учеников и рабочих.

11 декабря 1860 года на средства ростовского городского головы Ивана Титова была учреждена воскресная школа при Ростовском уездном училище. Всего к 1 января 1862 года в Ярославской губернии было открыто 7 воскресных школ.

Кроме вышеназванных были созданы школы при Мышкинской тюрьме, при Норской мануфактуре льняных изделий в Ярославском уезде (школа содержалась правлением Норской мануфактуры и предназначалась для мужчин-рабочих), при Угличском уездном училище. Последняя была основана 8 января 1861 года и рассчитана на женщин [16].

Таким образом, в 1860 году было открыто наибольшее число школ за весь первый период их существования (с октября 1859 по июнь 1862 года). Дм. Вольфсон предполагал, что число воскресных школ, основанных в 1860 году, “доходило, вероятно, до 200” [17].

Конечно, такое широкое открытие воскресных школ объяснялось, в том числе, и тем, что оно не встречало на своем пути никаких начальственных преград. Напротив, правительственные структуры не только не мешали развитию общественной инициативы в деле создания школ, но и стимулировали ее.

Так, в марте 1860 года министр внутренних дел разослал всем губернаторам циркуляр, в котором одобрил создание воскресных школ и рекомендовал содействовать их распространению: “В некоторых городах, для распространения грамотности и развития нравственности в ремесленном классе, признано полезным учредить воскресные школы для ремесленных учеников и рабочих…. Полагая, что устройство в городах воскресных школ должно принести существенную пользу для городских обществ и что устройство таких школ … может быть сделано с весьма незначительными издержками, я, по соглашению с министром народного просвещения, прошу Ваше Превосходительство обратить внимание на этот предмет…” [18]. Очень активно включилось в движение по устройству воскресных школ военное ведомство. В Петербурге, например, в 1860 году воскресные школы были открыты в казармах гвардейского экипажа, гальванической роты и в залах учебного фехтовального гимнастического кадра стрелкового батальона. Воскресные школы открывались военными на основании Высочайше утвержденного положения от 4 июня 1860 года, разрешившего учреждение данных школ при частях и в зданиях военного ведомства [19].

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: