Экономические реформы: замысел, характер, результаты

Экономические реформы в России 1990-2020 гг.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и цели экономической реформы

Экономическая реформа – это сознательные изменения экономической системы, реализуемые государственной властью.

Реформы проводятся в рамках экономической политики государства. Политика в этой сфере представляет собой набор мер и мероприятий, направленных на реализацию экономических решений. Цели определяются текущим состоянием экономики страны.

Экономическая политика и реформирование преследуют следующие цели:

  1. Обеспечение роста макроэкономических показателей.
  2. Стремление к полной занятости.
  3. Обеспечение экономической эффективности.
  4. Поддержание стабильного уровня цен.
  5. Обеспечение экономических свобод.
  6. Создание условий справедливого распределения ресурсов.
  7. Предоставление социальных гарантий.
  8. Поддержание сбалансированности внешнеторгового баланса.

Реформы могут проводиться в разных направлениях экономической политики, например, в денежно-кредитной, инвестиционной, промышленной и других. Субъектами экономической политики выступают государство и негосударственные союзы, объединения. Государство наделено властными полномочиями. Оно применяет их для обеспечения интересов всех социальных групп. Принятие законов и будущих реформ начинается с выработки законодательных норм. Закон передается в органы исполнительной власти, которые осуществляют непосредственную реализацию принятого решения.

Влияние общественных институтов характерно для развитых экономик. Здесь действуют профсоюзы, различные объединения предпринимателей, которые имеют реальную власть и могут влиять на решения государства. В Германии есть институты по управлению страхованием, а в Швейцарии — агентство общественного транспорта, учреждение противопожарной безопасности.

Экономическое реформирование является инструментом реализации экономической политики государства, которая преследует цели улучшения макроэкономических показателей и общего состояния национальной хозяйственной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономические реформы в России 1990-2000 гг.

Переход российской экономики от командно-административной системы хозяйствования к рыночной начался в начале 90-х годов после окончательного развала СССР. Основные реформы того времени были связаны с:

  1. Либерализацией цен и внешней торговли.
  2. Приватизацией.

Решение о переходе к рынку было принято в 1991 году. В этот же год было сформировано правительство, которое должно было реализовать новую экономическую программу. С начала января 1992 года началась либерализация цен. Так же был введен указ о свободной торговле. В середине года была утверждена программа по приватизации государственной собственности. Начавшиеся преобразования привели к скачку инфляции, что дало толчок к замене советского рубля на российский. Приватизация активно развернулась к 1995 году.

Реформы девяностых годов были связаны с разгосударствлением экономики и либерализацией цен. Отпуск цен привел к тому, что российские предприятия остались практически без оборотного капитала. Цель приватизации была направлена на быструю передачу имущества в частные руки, а не на создание крепкой хозяйственной базы. Характер приватизации был обвальным, так как имел практически бесплатный характер, а так же сопровождался массовым нарушением прав человека. Результатом приватизации стал новый класс олигархов, в руках которого сосредоточилась существенная часть имущества страны. В итоге крупные советские предприятия стали акционерными корпорациями, а средний и малый бизнес почти перестал существовать.

Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. Сбережения граждан обесценились, что привело к падению доверия к власти. Результатом стал кризис и дефолт российской финансовой системы. Государству пришлось взять в свои руки управление денежно-кредитной системой. Полноценная рыночная система хозяйствования не была создана.

Экономические реформы в России 2000-2020 гг.

В начале двадцать первого века в России были проведены социально-экономические реформы:

  • Налоговая.
  • Земельная.
  • Пенсионная.
  • Банковская.
  • Монетизация льгот.
  • Реформа трудовых отношений.
  • Реформа электроэнергетики.
  • Реформа железнодорожного транспорта.

В 2007 году было принято решение развивать инновационное направление в экономике, поэтому была принята программа развития наноиндустрии в России. С точки зрения экономической политики последние двадцать лет можно разделить на этапы 1999 — 2003, 2003 — 2008, 2008 – 2013, 2014 – 2019. Для удобства этапы экономического реформирования связывают с годами правления В.В. Путина. На первом этапе была создана и внедрена программа социально-экономического развития до 2010 года под руководством Германа Грефа. В этот период были проведены пенсионная и налоговая реформы, принят новый Земельный кодекс. Так же резко снизились барьеры для запуска нового бизнеса, начались преобразования в сфере государственного сектора и переговоры по вступлению России в ВТО.

Следующим этапом стало огосударствление экономики. Важные экономические преобразования сохранялись лишь в макроэкономическом и финансовом направлениях. Этот период отмечается снижением инфляции, пересмотром системы банковских услуг, а так же ростом объема кредитования населения и реального сектора.

К 2008 году российский ВВП значительно вырос, в том числе на душу населения. Но все эти улучшения опирались на сверхдоходы от продажи нефти. К 2008 году эта модель себя исчерпала. С 2008 года начался постепенный экономический спад. Среднегодовой темп роста после экономического кризиса в стране за последние 10 лет не превысил 2%.

Следующая программа развития была впринята в 2012 году. Но обещанные реформы не были реализованы. Поэтому новая программа была разработана и подписана Президентом в 2018 году. Теперь упор делается на государственные, а не на частные инвестиции, поэтому основная нагрузка ложиться на население страны в виде роста налоговых ставок.

Экономические реформы 1985-1991 гг.: этапы и итоги

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика Советского Союза оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. доходы населения снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Читайте также  Концепция истории украины в украинских школах и вузах

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком ЦК КПСС стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития НТР (научно-технической революции), переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и рационализаторские предложения, следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать качество продукции. Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение темпов роста экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял Николай Рыжков, обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Денежная реформа и крах советской экономики

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить падение курса рубля. Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

КАКОВЫ БЫЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ 90-Х ГГ. ?

В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и другие. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.
Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей, сравним их с показателями 1970 и 1980 гг.
В 1995 г., когда рыночные механизмы, финансовая и денежная системы в России стабилизировались, объемы добычи нефти составили 307 млн т (в 1971 г. — 304 млн т). Чугуна производили 39,8 млн т, проката — 39 млн т (в 1970 г. — 41,9 и 43,1 млн т соответственно). Проходила структурная перестройка металлургической промышленности: на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.
Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37% в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53%).
Сократился импорт зерновых — 0,6 млн т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2,2 млн т, в России в 1994 г. — 2,1 млн т). Снизилось производство продукции животноводства. Поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн т (в 1980 г. — 0,8 млн т). Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.).
А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой резко выросли. Например, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, в 1994 г. — 26, а в 1998 г. — 29.
В начале 1998 г. указом Президента председатель правительства Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко. Он попытался смягчить последствия финансового кризиса, приближение которого становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.
17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 19951998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Читайте также  Установление советской власти на местах

Новым главой кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт соратился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г. главой правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника.
В августе 1999 г. новым председателем правительства был утвержден Владимир Владимирович Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.

Экономическая реформа 1992 года: начало либерализации цен

Распад СССР больно ударил по экономике всех бывших советских республик. Сложный переходный период пришлось пережить и России, правопреемнице Союза. Проблема несоответствия денежной массы и товарных остатков назревала еще во времена СССР. В 1991 году она вышла наружу и привела к социально-экономическому кризису.

Россия на грани катастрофы в 1991 году

По сложившейся экономической ситуации 1991 год очень сильно напоминал события 1917. Жители крупных городов Российской Федерации оказались в сложной ситуации. Им грозил голод. В Москве власти были вынуждены вернуть карточный отпуск хлеба в расчете 400 г на человека. Наблюдался дефицит и других товаров, в частности животного масла. Причина крылась в отказе производителей продавать продукцию дешево и за обесценивающиеся рубли.

В январе 1992 года на душу населения уже приходилось по 260 г муки. Ситуация была катастрофической. У государства не было валюты, чтобы закупить продовольствие за границей. Не было рычагов давления на производителей. В 1917 году такая же проблема была решена принудительным изъятием хлеба в селах. Правительство попросту отсылало вооруженные отряды к крестьянам и забирало у них продукты. Но, то, что было приемлемо в 1917, невозможно было осуществить в 1991.

Российские власти всерьез даже не обсуждали применение силы. Все нужно было решать мирным путем. В 1917 году люди верили, что только усиление влияния государства способно вывести их из кризиса. Поэтому они терпели любые формы насилия, оправдывая их улучшением качества жизни в будущем. В 1991 году россияне уже не верили в благотворность государственного регулирования экономики. Они хорошо помнили о результатах 70-летнего всевластия СССР.

Решение о выходе из экономического кризиса

Борис Ельцин регулярно получал тревожные сведения со всех уголков России о состоянии экономики. Президент поддерживал формирование нового политического строя. Главные приоритеты:

  • Переход к рыночной экономике.
  • Демонополизация и приватизация государственных объектов.
  • Поощрение частных предпринимателей, собственников.

Ельцин разработал программу радикальных экономических реформ. С ее содержанием народные депутаты смогли ознакомиться в октябре 1991 года. Программа разрешала свободную торговлю, поддерживала приватизацию, предусматривала либерализацию зарплат и цен. В ней были свои плюсы и минусы, но на недостатки предпочли закрыть глаза, поскольку ситуация в стране требовала немедленного вмешательства в продовольственную политику.

Народные депутаты предоставили президенту дополнительные полномочия для беспрепятственного проведения экономической политики. Уже в начале ноября Ельцин вместе с Бурбулисом и Гайдаром принялись реализовывать программу. При правительстве работал целый институт советников, пытавшийся найти выход из кризиса. Большой вклад в либерализацию экономики России сделал американский экономист Сакс.

В это же время среди россиян был проведен опрос об их отношении к свободной рыночной экономике. Большинство граждан негативно отнеслись к нововведениям. Лишь 25% полностью одобрили действия власти. 9% жителей России верили в улучшение финансового положения. Правительство столкнулось с ростом недоверия и недовольства со стороны людей.

Ожидать чего-то другого от граждан бывшего Советского Союза было бы нелепо. Люди привыкли к стабильным ценам, их контролю со стороны государства. К тому же десятилетиями формировалось негативное отношение к капиталистам, как раз использующим рыночную экономику.

Запуск экономических реформ

В январе 1992 года российское правительство сделало первый шаг к рыночной экономике. Произошла либерализация торговли. Гайдар планировал, что деньги станут регулятором цен на товары. Это приведет к разрушению монополии. Но он не учел, что в стране еще не было конкурентов монополистам. Устранившись от контроля формирования цен, правительство развязало руки производителям. В результате произошел огромный всплеск цен.

Гайдар предупреждал, что в ближайшее время стоимость товаров повысится в 2-3 раза. Но уже в первый месяц цены выросли в 3,5 раза. Государство еще продолжало контролировать стоимость хлеба, молока, спиртного. Также регулируемой осталась плата за коммунальные услуги, транспорт. Но и она была повышена. К тому же власти приняли решение ввести 28% налог на добавленную стоимость.

Чтобы заполнить пустые полки магазинов, Ельцин временно отменил все ограничения на импорт. Благодаря нулевому тарифу российский рынок заполнили зарубежные товары. Кроме того, указом «О свободе торговли» президент позволил абсолютно всем гражданам России заниматься закупочной, посреднической или торговой деятельностью. Получать специальные разрешения для этого не нужно. Продавать можно было практически все, кроме оружия, наркотиков, взрывоопасных предметов.

Результаты экономической реформы

Опасения простых граждан по поводу негативных последствий от перехода на рыночную экономику полностью оправдались. Инфляция была огромной. За 1992 год цены увеличились в 26 раз. Зарплаты же государство не смогло поднять до такого уровня. Они увеличились всего в 12 раз. Сберегательные вклады не индексировались вовсе, из-за чего моментально обесценились.

Правительство рассчитывало на помощь Запада. Но валюта так и не поступила. Без иностранных инвестиций и кредитов Ельцину с Гайдаром было тяжело выполнить обещанные социальные гарантии. Но отступать от начатых реформ не представлялось возможным. Финансовая система стабилизировалась за счет сокращения социальных выплат населению, полного прекращения дотаций заведомо убыточным отраслям.

В стране сохранялась напряженная обстановка. Наблюдался дефицит наличных денег. Назревал кризис взаимных неплатежей между предприятиями. В производстве наметился явный спад, разрушались хозяйственные связи. Поступление налогов в бюджет заметно сократилось. Уже в апреле 1992 года народные депутаты предъявили правительству ряд претензий.

Стабилизация экономической ситуации

На VI Съезде народных депутатов в апреле 1992 года правительство начало искать компромисс. В результате были объявлены:

  • Массовая приватизация.
  • Снижение объемов государственных закупок.
  • Минимизация доли регулируемых цен.
  • Повышение цен на энергоносители до общемирового уровня в течение 2 лет.

Осенью 1992 года Российская Федерация столкнулась с новым витком инфляции. Многие выступали за возвращение к старой практике прямого вмешательства государства в хозяйственные процессы, регулированию цен. Но процесс перехода с плановой экономики к свободному рынку был запущен.

В конце 1992 года председателем Совета министров вместо Гайдара был выбран Черномырдин. Многие критиковали и продолжают критиковать Гайдара за «шоковую терапию», которую он создал в России. Из-за его деятельности люди потеряли вклады. У многих существенно упал уровень жизни. Но нужно учитывать и другую сторону медали. Если бы Гайдар не применил такие жесткие меры, россияне могли бы столкнуться с голодом.

До конца неизвестно, кто виновен в ухудшении благосостояния населения – Гайдар или же прогнившая советская система, копившая проблемы десятилетиями. В любом случае благодаря реформам 1992 года Российская Федерация окончательно распрощалась с устаревшей плановой экономикой и перешла к свободным рыночным отношениям.

Читайте также  Развитие культуры киевской руси на разных этапах

Реформы Столыпина Кратко по пунктам

Реформы Столыпина1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением .

Таблица реформ Столыпина

Реформа Суть Дата
Аграрная Решение крестьянского вопроса 1906-1911
Военная Проведение модернизации российской армии 1906-1907
Земская Распространение земств в западных губерниях 1911
Образования Введение обязательного начального образования 1908

Аграрная реформа Столыпина

Причина реформы

Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.

Цель реформы

  • Повысить производительность крестьянского труда
  • Ликвидировать социальную напряженность в крестьянской среде
  • Вывести кулаков из зависимости от общинны и окончательно разрушить общину

Методы и программа

В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.

Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.

Итоги

Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.

Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.

Военная реформа Столыпина

Причина реформы

Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Цель реформы

В качестве цели были определены следующие направления военной политики:

  • упорядочить принципы комплектования вооруженных сил;
  • перевооружить армию и флот;
  • создать необходимую инфраструктуру.

Методы и программа

В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.

Итоги

Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.

С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.

Земская реформа Столыпина

Причина реформы

Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.

Цель реформы

Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.

Методы и программа

Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.

Итоги

Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.

Образовательная реформа Столыпина

Причина реформы

Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.

Цель реформы

Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.

Методы и программа

Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.

Итоги

Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.

За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.

Итоги реформ Столыпина

Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.

Отношение общества к проведению реформ

Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.

Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: