Эпоха палеологов и падение византийской империи - Sogetsu-Mf.ru

Эпоха палеологов и падение византийской империи

Эпоха Палеологов Династия Палеологов — последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским

Эпоха палеологов и падение византийской империи

Эпоха Палеологов

Династия Палеологов — последняя в истории Византийской империи. Этот новый и последний период истории искусств Византии условно называется Палеологовским Возрождением (1261 — 1453).

Начало кризиса феодализма и культуры

В XIII в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204—1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Этот период характеризуется спадом в развитии ее культуры.

Варварски уничтожались культурные ценности, происходила напряженная борьба византийских ученых о «латинянами». Поэтому в XIII—XIV вв. разрабатывались в основном богословские проблемы и отчасти исторические. Наиболее крупный историк этой эпохи — Никита Хониат, автор обширного исторического труда из 21 книги, охватывающего период с 1180 по 1206 гг. Труд содержит ценные сведения о четвертом крестовом походе и завоеваниях Византии крестоносцами и справедливую оценку «латинского» завоевания, оказавшегося губительным для Византии.

Из географических сочинений выделяют «Историю земли» и «Всеобщую географию», являющихся разделами общей работы богослова, историка и географа Никифора Влеммида (1197 или 1198—1272).

Начавшийся кризис феодализма в Византии в XIV—XV вв. усилил борьбу церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки, догматические рассуждения заполняют даже математические произведения. Из-за противодействия духовенства не был проведен в жизнь новый византийский календарь Никифора Григора (1295—1360). В то же время зарождение в византийских городах капиталистических элементов усиливает интерес к достижениям античной науки. Одним из первых в европейской литературе Максим Плануд (1260—1310) указал на индийское происхождение так называемой арабской системы цифр, чему он посвятил работу «Счетное искусство по индийскому образцу». Эта система уже была известна в Византии.

Математика была хорошо развита в этой стране, о чем свидетельствуют сочинения по геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии. Николай Артабасд Рабд (XIV в.) в своих математических письмах охарактеризовал византийскую систему счета на пальцах. В работах по астрономии учитывались достижения арабских ученых.

Появляются элементы гуманистического мировоззрения, особенно ярко выраженного в творчестве виднейшего византийского философа и ученого XV в. Георгия Темиста Шифона (1355—1452). Он ставит задачу перед наукой понять и объяснить природу как человека, так и систему Вселенной, частью которой является человек.

Медицинская наука на этом этапе включает анатомию, физиологию, фармакологию. Здесь, а также в области медицинского инструментария начинают использоваться достижения арабов. На медицинском факультете Парижского университета вплоть до XVII в. применялось руководство по фармакопее, составленное в XIII в. византийским врачом Николаем Мирепзосом.

Исторические труды этого периода отражали интересы различных религиозно-политических группировок в среде господствующего класса Византии.

Развитие византийской науки затормозило турецкое завоевание 1453 г., уничтожившее ростки капитализма и повернувшее общественный строй государства вспять. В связи с внешнеполитическими неудачами в византийской философии в XIII—XV вв. усиливаются мистические течения. Поздневизан-тийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит (рубеж XIII и XIV вв.), Николай Кавасила (XIV в.), Григорий Полома (ок. 1297—1360). У них были противники, представлявшие также интересы феодальных групп. Вместе с тем в XIV—XV вв. в Византии зарождается новое, родственное социально и идейно западноевропейскому гуманизму, философское направление, важную роль в котором играл Георгий Плифон.

Литература

Латинское завоевание принципиально нового в развитие литературы Византии не принесло. Не потеряла своеобразия византийская литература и при Палеологах. Уже вполне сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем в предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния, в том числе западноевропейские. Представители литературы этого времени — Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты XIII—XIV вв. — Мануил Олабол и Мануил Фил. Сохранилось несколько романов: «Илиада» Гермониака, «Ахиллеыда» и др.

Актуальный вопрос того времени о церковной унии с западной церковью усилил внимание к догматическим богословским спорам, которые проникли даже в поэтические произведения. Наметился «уход в прошлое» — попытка реставрировать в языке и стилистике нормы, давно похороненные историей, что было симптомом кризиса феодализма. В то же время в XIV—XV вв. появилось течение, сходное по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов. Его представляли Мануил Хрисолор — выдающийся преподаватель, ритор и философ, Плифон и Виссарион Никейский.

Из произведений народного творчества сохранилось немало эпиграмм и пародий, иногда остро сатирических и даже антиклерикальных. Распространенным был жанр рассказов-новелл, а также «животный эпос». Дошла до нас полностью и сатирическая повесть «Пулолог» (XIV в.). Сохранился ряд превосходных образцов искреннего глубокого поэтического вдохновения («Родосские песни любви», XV в.). Народным языком написана стихотворная версия «Морейской хроники», повествующей о судьбах крестоносцев в Южной Греции.

Издания текстов, охватывающих все виды литературы, не имеется. Наиболее полно представлена церковная литература в изданиях беллетристов и в «Петрологии» — «Полном собрании творений отцов церкви, изданном аббатом Минем» (161 том издания 1857—1866).

Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

Изобразительное искусство и архитектура

Памятники эпохи Палеолологов сохранились в Константинополе и в Спарте, где их особенно много. Так как эпоха была уже не способна к созданию большого архитектурного стиля, строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. В эти годы приобрел живописный вид древний храм монастыря Хора (ныне мечеть Кахриэ Джами) благодаря обустройству его причудливыми притворами с переходами. Особенной нарядностью отличаются храмы Мистры (в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Если типы зданий в зодчестве удерживались прежними, то орнаментация становилась богаче, композиции ансамблей — более живописными, пропорции — более хрупкими. В XIV в. сооружена церковь Апостолов в Солуни, дворец Текфур-серай в Константинополе.

В живописи, однако, проявились новые устремления. Это наглядно выразилось в церкви монастыря Хора. Мозаика и фрески Кахриэ Джами принадлежат к числу лучших памятников живописи эпохи Палеологов. Решающую роль в этих живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. В храме Кахриэ Джами трогательно рассказана история Марии и Христа. Она представлена длинным циклом, который, как лентой, опоясывает неровные поверхности стен и сводов притворов. В фигуре Марии — выражение грусти и томления, когда она выслушивает несправедливые упреки Иосифа. В сцене Рождества она нежна, при бегстве в Египет — тревожна, у ног Христа ее фигура полна глубокого благоговения. Порывистое движение во всех фигурах, они хрупки, изящны. Отдельные лица святых среди фресок этого храма замечательны: нахмуренный Анфим, мудрый и строгий Иоанн Златоуст, юношески прекрасный Прокопий. В эту эпоху плотные и яркие цвета средневизантийской живописи сменяются приглушенными оттенками нежно-розового, голубого, сиреневого. Византийские мастера XIV в. предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике.

Новое направление отразилось в миниатюре. В миниатюре рукописи XIV в. пророк взволнован голосом с неба, и он делает решительный поворот, фигура даже немного выходит за пределы рамы. Миниатюра выполнена широким живописным приемом.

Византия XIV в. испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованию Феофан Грек (ок. 1340— 1405), возросший на лучших традициях константинопольской школы. Он отправился на Русь. Феофан Грек считается последним и едва ли не величайшим из византийских мастеров эпохи Палеологов. Свой огромный талант он проявил в росписи Спасо-Преображенского собора в Новгороде (1378): свободное живописное письмо, величественные замыслы, могучие фигуры старцев и праотцов дышат особенной силой, кажется, что они вобрали в себя всю вековую мудрость Востока.

Но традиции дряхлели. Перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцев Доменико Теотокопули вынужден был покинуть родину. Он глубоко изучал искусство в Италии и вошел в историю мировой живописи под именем Эль Греко (1541-1614).

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской империи, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные традиции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие византийское искусство, — Древняя Греция и Восток.

Однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Подвергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложилась в VI в. и сохраняла в течение многих веков постоянные черты.

Самая существенная особенность византийского искусства — его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь — создание одухотворенного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры.

Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века. Мир многим обязан Византии. Она спасла Европу от арабов. Она сохранила для Европы античное искусство. Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

Эпоха палеологов и падение византийской империи

Династия Палеологов (Παλαιολόγοι) была последней императорской семьей Византийской империи, которая оказала существенное влияние на жизнь византийских жителей и империи от подъёма до полного краха Византии. Впервые династия Палеологов использовала свой собственный символ «Palaiologos» и эмблему в виде двуглавого орла.

Читайте также  Государственные деятели: а.а. аракчеев м.м. сперанский н.н. новосильцев

Основоположником династии был Михаил VIII Палеолог (Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος), провозглашённый императором в 1261 году, когда он отвоевал Константинополь у латинской империи, созданной после Четвертого Крестового похода.

Династия Палеологов продолжала своё существование до 29 мая 1453 года — дня падения Константинополя под натиском Османской империей, с последним византийским императором Константи́ном XI Палеологом, погибшим в бою за Константинополь.

Михаил VIII Палеолог — умелый политик, добился невероятных достижений, чтобы восстановить раненую империю, попавшую в ураган интриг, заговоров, политической и религиозной нетерпимости, дипломатических махинаций. Но успехи достигнутые в начале правления, в дальнейшем обернулись полным финансовым банкротством. Он оставил неизгладимый след в истории, плата за возрождение Византии оказалась слишком тяжелой и когда Михаил умер, в декабре 1282 года, им остались недовольны большинство граждан, считая ошибкой подписание им союза церквей в Лионе, где Палеолог просил православную Церковь признать папское первенство.

После смерти отца, правителем Византии стал его сын, Андроник II Палеолог (Ανδρόνικος Β’ Παλαιολόγος). Царствование Андроника II было один из самых длинных в истории Византии, он не был особенно популярен в империи, тем не менее, многие из его взглядов, были вполне благоразумны. Церковная политика Андроника II радикально отличалась от политики своего отца, была фанатически ортодоксальной и находилась под влиянием патриарха Афанасия I (1289-1293, 1304-1310). Ему также удалось закончить церковные передряги с арианской фракцией в 1310 году. Во время правления Андроника II значение и влияние церкви росло, особенно монашество, для монастырей на горе Афон эти годы были названы золотым веком.

Вскоре, разразилась гражданская война между Андроником II и его внуком Андроником III, в основном по личным причинам: это был конфликт между старым и новым поколением, начало эпохи междоусобицы, которая омрачила 14-й век Византии. В результате внук вышел победителем, а его дед отрекся от престола в мае 1328 года и вскоре умер.

Андроник III Палеолог (Παλαιολόγος του Ανδρόνικου Γ ‘), был византийским императором с 1328 по 1341 год. Внук Андроникова II оказался лучшим правителем, чем его дед, он был достойным солдатом, политическим лидером и дипломатом. Он боролся с коррупцией, укреплял армию и восстанавливал флот, который Андроник II отменил, чтобы сэкономить деньги. Однако продвижение Османской империи в Малую Азию, уже нельзя было предотвратить. Андроник был побежден в битве с османами под Пелеканоном в 1329 году, после этого Вифиний был потерян византийцам в 1331 году, Никомедия — в 1337 году.

В западных провинциях продолжались беспорядки с участием как деспотов Эпира, так и франкских дворян. Андронику удалось навязать назначение византийского командира в Фессалии и Эпире, восстановив эти районы под имперским контролем. Ему также удалось остановить наступление сербов в Македонию (где, однако, до мирного соглашения он потерял несколько городов, таких как Охрид и Кастория) и наступление болгар во Фракию.

Ключевым элементом власти правительства было присутствие его близкого друга, способного генерала Иоанна Кантакузена, который внес существенный вклад в успехи правления Андроника. Несмотря на совместные усилия, ситуация неуклонно осложнялась и ослабление империи продолжалась. Андроник III заболел и внезапно умер в июне 1341 года, не назначив преемника.

Иоанн V Палеолог (Ιωάννης Ε’ Παλαιολόγος) сын Андроника, занял византийский престол в юном возрасте, который правил формально с 1341 до своей смерти ( 1391 год) с перерывом. С 1354 года, правил вместе с Иоанном VI Кантакузеном (Ιωάννης ΣΤ΄ Καντακουζηνός) тем, кто осуществлял власть вместе с Андроником III Палеологом, с его сыном он стал соправителем после победы в гражданской войне.

После отставки Иоанна VI, престол занял сын Иоанна V, Андроник IV (Ανδρόνικος Δ’ Παλαιολόγος). Он решил, что единственный способ справиться с опасностью турок — их устранить. Чтобы получить некоторую помощь, в 1369 году он обратился к Римско-католической церкви. По возвращении из Рима, был задержан кредиторами (старший сын Андроника задержал выплату долгов), где обнаружил, что у него даже не хватало денег для возвращения. Только поспешное прибытие другого сына, Мануэля (впоследствии императора Мануэля II Палеолога) вместе с достаточным количеством средств, способствовало его возвращению.

Мануэль II Палеолог (Μανουήλ Β΄ Παλαιολόγος). После смерти отца Иоанна V Палеолога, большая часть Византии, была занята турками. Мануэль был призван служить на стороне Баязида в турецких операциях таких, как в осаде Филадельфии в 1390 году и других. Позже, однако, ему удалось прекратить любое служение туркам.

Примерно в то же время Запад мобилизовал войска против турок, но вскоре погрузился в свои споры, самым важным из которых была папская проблема и противники пап, о помощи было забыто.

После ухудшения состояния здоровья Мануэля II Палеолога, в 1425 году византийскй престол занял его сын Иоанн VIII Палеолог (Ιωάννης Η΄ Παλαιολόγος).

Для противодействия натиску османов, Иоанн VIII сумел убедить Римскую церковь в созыве совета для объединения церквей. Совет фактически начался в 1438 году в Ферраре, чтобы продолжить в 1439 году свою работу во Флоренции, Италии. Из Восточной Церкви прибыли посланники во главе с Константинопольским патриархом Иосифом II. После долгих мучительных обсуждений и протестов православных, правление закончилось провозглашением: «Laetentur coeli» (Да возрадуются небеса!). «Совет» по существу ничего не решил, частично победа была за католиками. Расстроенный Иоанн быстро понял, что его попытки объединить церкви были напрасными как и надежды на Ферраро-Флорентийский совет. Греческий народ был полон решимости не поддаваться политике Папы, даже если ценой этому была надвигающаяся турецкая оккупация. Между тем, турки наступали, Иоанн VIII чувствовал свою беспомощность и вскоре умер.

После Иоанна VIII, в 1449 году византийский престол занял Константин XI Палеолог (Κωνσταντίνος ΙΑ’ Παλαιολόγος), он был одним из сыновей императора Мануила II Палеолога и Елены Драгаш.

Стремясь создать христианскую коалицию против Османской империи, последний император Византии начал военную организацию по укреплению Константинополя на случай осады. Император установил свой штаб в храме Святого Романоса, возле одноименных ворот, под командованием 3000 наиболее опытных солдат.

Мехмед II отправил посла в Константинополь, прося о капитуляции и пообещав императору в обмен на его жизнь, сдать город. Константин ответил отказом.

29 мая 1453 года турки захватили столицу Византии, Константин Палеолог был убит в бою.

Константин Палеолог был мертв, а вместе с ним и Византийская империя.

Вам может быть интересна статья:

′ Софья Палеолог, читайте здесь.

Византийская империя

Византийская империя: начало

Термин «Византийская империя» был введен в 1557 году немецким историком Иеронимом Вольфом для обозначения грекоязычной Римской империи с центром в Константинополе.

В некоторых исторических текстах Византийскую империю называют Восточной Римской империей. Начало истории Византийской империи обычно связывают с основанием в 330 году Константином Великим крупного города-крепости на Босфоре. Этот город вырос на месте маленького городка Византий и получил название Константинополь по имени своего основателя.

История Византийской империи

В 395 году, незадолго до своей смерти император Феодосий I поделил территорию Римской империи между двумя сыновьями. Таким образом появились Восточная и Западная Римские империи, окончательно освободившиеся друг от друга. Впрочем, люди того времени продолжали считать Рим единым государством.

В 476 году Западная империя, управляемая сыном Феодосия I Гонорием, прекратила свое существование из-за набегов варваров. А Восточная империя, доставшаяся старшему брату Феодосия I Аркадию, начала свой тысячелетний путь, на котором будут падения и взлеты. Именно Византийской империи предстоит стать оплотом христианства. Город Константинополь займет место Рима, его даже будут называть Новым Римом.

Константинополь

Уже в VI веке Константинополь, благодаря своему удачному расположению на пересечении морских и сухопутных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом, станет крупнейшим торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья.

Кроме того, Константинополь был надежно защищен от внешних врагов, находясь на полуострове, окруженным морем с трех сторон. Лишь дважды за всю историю этот город был взят внешними врагами:

  1. В 1204 году — крестоносцами.
  2. В 1453 году — османами.

Наличие плодородных равнин способствовало развитию в Византии хлебопашества, возделыванию таких злаковых культур, как пшеница, рожь, ячмень, овес, полба. В приморских районах выращивали оливу. Оливковое масло входило в ежедневный рацион жителей Византии. На юге выращивали хлопок. Также развито было виноградарство. В высокогорных районах Балкан и Малой Азии, а также на плоскогорьях — разводили скот. Рыболовство было очень распространено и рыба, наряду с хлебом, оливками и вином, входила в ежедневный рацион питания жителей Византии.

Расцвет Византийской империи

Расцвет империи пришелся на середину VI века. Побережье Средиземного моря входило в состав Византии. И, даже после территориальных потерь, когда площадь империи ограничивалась лишь двумя полуостровами — Балканами и Малой Азией и островами Эгейского моря, Византийская империя оставалась крупнейшим государством Средневековья. Это длилось и в VII-XII веках.

Кто жил в Византийской империи?

На территории Византийской империи, наряду с греками, жили

  • славяне,
  • евреи,
  • албанцы,
  • сирийцы,
  • грузины,
  • и другие народы.

Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке и только в VII веке государственным языком Византийской империи стала латынь. Византия эпохи Средневековья была цивилизованным государством с высокой плотностью населения. Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в общественной жизни. Византия была империей с сильной централизованной властью.

Исторические периоды Византийской империи

Западноевропейские историки выделяют три периода в истории Византии, в то время как их российские коллеги говорят о пяти.

  • 330-717 г.г. — В этот период Византия формируется и укрепляется в качестве крупного и сильного экономического государства. В это время империя борется с германскими племенами и персами.
  • 717-867 г.г. — Возникает иконоборчество, борьба за уменьшение роли и влияния Церкви.
  • 867-1081 г.г. — Период правления Македонской династии. Усиление империи. Завоевание Крита, Иберии, Болгарского царства и Армении.
  • 1081-1261 г.г. — Крестовые походы, направленные первоначально против мусульман перерастают в войну с Византийской империей. Захват Константинополя крестоносцами.
  • 1261-1453 г.г. — Война с турками-османами. Падение Византийской империи.
Читайте также  Земский собор 1642 г.

Императоры

С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:

  • Италия,
  • Часть Пиренейского полуострова,
  • Северная Африка

Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.

На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.

В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.

В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.

В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.

VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.

IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.

Известные имена правителей этой династии:

  • Василий I,
  • Василий II,
  • Иоанн I,
  • Роман I,
  • Константин VII,
  • Никифор II.

В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.

Упадок Византийской империи

Процесс феодальной раздробленности особенно усилился во время правления династии Ангелов. От империи отпадали провинции, отказываясь от Константинопольской власти. В 1187 году независимости добилась Болгария, а в 1190 — Сербия.

XIII век: в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами. Византийская империя распалась на пять государств:

  • Латинскую империю,
  • Ахейское княжество,
  • Трапезундскую империю,
  • Эпирское царство,
  • Никейскую империю.

15 августа 1261 года — важнейшая дата в истории Византии. В этот день монарх Никейской империи Михаил VIII Палеолог разгромил крестоносцев и вошел в Константинополь. В 1337 к восстановленной Византийской империи присоединилось Эпирское царство.

Кризис и падение

В XIV и XV веках Византия постоянно воевала с турками-османами. Византийские монархи Иоанн V и Мануил II пытались не допустить крушения империи. Они даже пошли на подписание унии, которая объединила Церкви Византии и Рима, чтобы получить от Рима военную поддержку. Это была очень непопулярная среди населения мера. В дальнейшем она привела к ослаблению государства. В XIV веке турки одержали ряд важных побед, которые привели к утрате Византийской империей значительных территорий. Византия была уже небольшим государством и не могла больше сопротивляться захватническим планам Османской империи.

30 мая 1453 года, несмотря на мужественное сопротивление защитников Константинополя во главе с Константином XI, султан Мехмед II вошел в Константинополь. Историки считают эту дату днем падения Византийской империи.

Византийскую империю называют «золотым мостом», соединившим античность и новую историю. Благодаря Византии достижения древнего Рима не пропали в темные века раннего Средневековья. Византийцы сумели не только сохранить античную культуру, но и соединить ее с христианскими ценностями. Именно благодаря византийцам, сохранились рукописи античных философов. Это помогло Европе познакомилась с культурой, которой мы обязаны возникновению Ренессанса. Древняя Русь не знала бы христианской веры без Византии. В 988 году произошло Крещение Руси.

Читайте также:

Культура Византии в эпоху Палеологов.

ем не менее жизненность византийской культуры до последних дней существования империи была так велика, что даже эпоха Палеологов озарена закатным сиянием последнего литературного и художественного возрождения.

Для общества XIV и XV веков Константинополь всегда оставался одним из самых красивых и блестящих городов вселенной, колыбелью православия, куда стекались паломники с греческого и славянского Востока, великим торговым городом, где встречались купцы со всего запада, великолепным центром науки и искусства. Школы византийской столицы цвели пышнее и посещались чаще, чем когда-либо, и крупные университетские профессора — Планудий, Мосхопул, Триклиний в начале XIV века, позднее Хрисолор и Аргиропул — возобновляли в них изучение античных писателей и оказались достойными предшественниками гуманистов эпохи Возрождения. Вместе с ними такие философы, как ГемистПлифон и Виссарион, продолжали традицию изучения платонизма и подготовляли его распространение на Западе. Далее следует назвать целую плеяду оригинальных и неповторимых талантов: историков — Иоанна Кантакузина и Никифора Григора в XIV веке, Франдзи, Дука, Халкондила и Критовула в XV; богословов — Григория Паламу и обоих Кавасил в XIV веке; Марка Евгеника и Георгия Солария в XV веке; ораторов — Никифора Хумна и Димитрия Кидона; авторов литературных очерков, как Феодор Метохит или Мануил Палеолог; поэтов, как Мануил Фил; сатириков, как анонимный автор «Сошествия Мазариса в ад». Такие науки, как астрономия, медицина и естествознание, почитались наравне с литературой, и об ученых этого времени с полным правом можно сказать, что они оказали науке не меньшие услуги, чем, скажем, Рожер Бекон на Западе. Поистине, можно сказать, что Византия накануне гибели собрала все свои духовные силы, чтобы блеснуть в последний раз.

Равным образом и византийское искусство пробудилось на заре XIV века для последнего обновления. Это искусство возвращается к своим древним истокам, в частности к александрийской традиции, которую так почитали гуманисты того времени, и теряет свой абстрактный характер, становясь более живым и красочным, а с течением времени и более трогательным, драматическим и очаровательным. Иконография обогащается и обновляется, становясь еще более патетической и богатой чувством. Гармонически и искусно подобранные краски приобретают почти импрессионистскую технику. Образуются школы различных течений и стилей: константинопольская школа с ее превосходными мозаиками в Кахриэ-Джами (начало XIV века); македонская школа, мастера которой украшали церкви Македонии, Старой Сербии и древнейшие церкви Афона, — последним представителем этой школы был, по-видимому, знаменитый МануилПанселин (XIV в.); критская школа, высшим достижением которой являются фрески Мистры. Так истощенная, казалось бы, Византия обретает в XIV веке, как некогда в десятом, новую силу в античной традиции; и благодаря этому могучему подъему искусства, который можно сравнить с итальянским Возрождением XIV века, но который, тем не менее, остается совершенно оригинальным, — влияние Византии снова распространилось среди сербов, русских, румын, одним словом — по всему восточному миру.

ДеспотатМистры . Среди всех этих центров науки и искусства особого упоминания заслуживает Мистра. Основанная Вильгельмом Виллардуэном над той долиной, где находилась Спарта, ставшая впоследствии резиденцией греческих деспотов Пелопоннеса, Мистра с ее церквами, сверху донизу расписанными фресками, с прекрасной архитектурой ее стен, домов, дворцов была, как ее справедливо называли, византийской Помпеей. Когда в 1262 г . город перешел под власть византийцев, Андроник II занялся его заселением и украшением и построил там множество церквей. Позднее Иоанн Кантакузин оказывал ему еще больше внимания. Он превратил в удел своего младшего сына Мануила, получившего наименование деспота, провинцию Морею, постепенно отвоеванную у франков, и как при правлении этого государя, так и при последующих представителях младшей линии династии Палеологов, наследовавших ему (с 1383 г .), Мистра была центром блестящего двора, средоточием умственной и художественной жизни, подлинным очагом эллинизма и гуманизма и убежищем угасавшей греческой национальности.

Поистине достойно внимания то обстоятельство, что в Византии, которая в течение долгого времени совершенно не интересовалась античной Грецией, внезапно, накануне катастрофы, вновь пробудилось воспоминание о ее эллинском происхождении. На устах людей XV века неожиданно появляются великие имена Перикла, Фемистокла, Ликурга и Эпаминонда, и византийцы с гордостью вспоминают, чем некогда были эти герои «для общества и родины». Наиболее выдающиеся современники, как ГемистПлифон или Виссарион, видят в пробуждении эллинской традиции средство, которое спасет империю, и они умоляют государя вместо устаревшего титула римского басилевса принять новое и живое имя короля эллинов, имя, «которое уже само по себе способно, — говорили они, — обеспечить спасение свободных греков и освобождение их братьев-рабов». Виссарион напоминает последнему Палеологу о былых подвигах спартанцев и умоляет его возглавить их потомков, чтобы освободить Европу от турок и отвоевать в Азии наследство своих отцов. Накануне последней катастрофы Плифон предлагает Мануилу II целую программу реформ для возрожденной Элдады. И какими бы тщетными ни казались подобные иллюзии в тот момент, когда Магомет II стоял у ворот Константинополя, тем не менее, замечателен этот факт обращения к эллинизму, это пророческое прозрение в отдаленное будущее, когда, согласно выражению писателя XV века Халкондила, «настанет день — и греческий король с помощью своих наследников восстановит королевство, где объединенные сыны эллинов сами начнут управлять своими делами и образуют самостоятельную нацию».

Читайте также  Карта: российская империя в xix веке

Эти чаяния нашли наиболее полное выражение при дворе в Мистре, а также в церквах Мистры — Метрополе (начало XIV века), Периблептосе (середина XIV века), Пантанассе (XV век), где встречаются шедевры художественного возрождения того времени. В них наблюдается редкое сочетание декоративного мастерства, изысканной живописности, движения, выразительности, замечательная легкость и изящество, удивительное чувство нежной и сочной краски, высокое и свободное искусство. Те же качества проявляются во фресках церквей Македонии и в наиболее старинных иконах Афонских монастырей. Они свидетельствуют о высоте творческой оригинальности, на какую еще было способно византийское искусство, и бросают последний луч славы на эпоху Палеологов.

Трапезундская империя . В то же самое время на противоположном конце византийского мира, на окраине Черного моря, вторым замечательным центром греческой культуры была отдаленная Трапезундская империя.

В начале XIII столетия Алексей I (1204—1222), происходивший из фамилии Комнинов, несмотря на атаки государей Никеи и турок-сельджуков, основал государство, охватывавшее весь древний Понт Полемониак и простиравшееся на восток до Фасиса. Но новая империя, изолированная на далеком востоке, затерянная между турками и монголами, тревожимая раздорами своей мятежной феодальной знати, эксплуатируемая генуэзцами, являвшаяся предметом зависти византийских императоров Константинополя, вела подчас трудное существование. Однако она знала и периоды расцвета, например, во время царствования Алексея II (1297— 1330) и Алексея III (1340—1390), который украсил столицу церквами и монастырями. Расположенный над морем, среди рек и зелени, изумительно богатый благодаря крупной торговле, которую он вел с внутренней Азией, знаменитый своей роскошью и красотой своих принцесс, Трапезунд был тогда одним из прекраснейших городов Востока и одним из крупнейших рынков мира. Дворец государей, выстроенный на плоскогорье, возвышавшемся над берегом моря, был чудом изящества и великолепия, и прозвище города «глава и око Азии» было известно всему восточному миру. Правда, в XV веке при дворе Комнинов начинается глубокое падение нравов, множатся кровавые интриги и трагические происшествия. Тем не менее, благодаря Трапезундской империи на окраине Черного моря сохранялся отблеск славы Византийской империи, и в течение двух с половиной столетий здесь обретала себе приют греческая национальность.

Морейскийдеспотат и Трапезундская империя всего на несколько лет пережили гибель Константинополя. Вторжение албанцев в Пелопоннес с 1453 г . привлекло турок в Морею, и деспоты, братья Константина XI, призвавшие себе на помощь турок, принуждены были затем признать себя вассалами султана. Положение еще ухудшилось, когда в 1459 г . деспот Фома отказался от уплаты дани. Магомет II лично явился в Морею, полностью подавил сопротивление населения, хотя на этот раз еще не смог занять Мистру. Деспоты опять должны были подчиниться; но вскоре они вновь восстали. Тогда султан направился прямо к Мистре, низложил деспота Димитрия и увел его с собой как пленника; другой греческий принц бежал в Италию, и Морея была превращена в турецкую провинцию (1460).

Давид Комнин, последний император Трапезунда, пал в 1461 г . Тщетно пытался он опереться на мужа своей племянницы, турецкого князя Узуна Гассана. В 1461 г . Магомет II появился в Анатолии, разбил войска Гассана, а затем устремился к Трапезунду, который принужден был капитулировать. Те члены императорской фамилии, которые остались в живых, были по приказу султана заключены в тюрьму близ Серр в Македонии. Это было концом последнего греческого государства на Востоке.

Так погибла Византийская империя после тысячелетнего периода своего славного существования. В течение веков она была оплотом христианства против ислама, защитницей культуры против варварства, воспитательницей славянского Востока, и ее влияние широко распространялось не только на Востоке, но и на Западе. Даже тогда, когда Византия пала и перестала существовать как государственный организм, она продолжала оказывать и оказывает еще и поныне могучее воздействие на весь восточный мир. От окраин Греции до глубин России все народы Восточной Европы — турки и греки, сербы и болгары, румыны и русские — сохранили, живую память о традициях исчезнувшей Византии.

Вот почему эта древняя история, довольно плохо известная в наши дни, несколько забытая, вопреки общераспространенному мнению никак не может быть названа мертвой историей. Ее глубокие следы можно обнаружить и в идейных течениях и в политических планах. Именно поэтому византийская культура заслуживает внимания в двух отношениях: для нас интересно и то, чем она была сама по себе, и то, что она вносит в историю нашего времени.

Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 – 1451)

В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец, ограничена Константинополем с его ближайшими окрестностями и Мореей, казалось бы, для какой-либо культурной работы не могло быть ни места, ни времени, ни подходящих условий. Однако, в действительности гибнущее государство XIV и XV веков и, по преимуществу, Константинополь являлись центром живой и высокой культуры, умственной и художественной. Как в былые лучшие времена империи, константинопольские школы процветали, и молодые люди приезжали туда учиться не только из далеких греческих областей, — таких, как Спарта и Трапезунд, но даже из Италии, где в эти века творилась великая работа Возрождения. Оживление заметно и в поэзии, как в высокой, так и в народной. Наконец, это литературное возрождение сопровождалось и возрождением художественным, оставившим нам памятники высокой ценности. Помимо Константинополя, Мистра-Спарта отличалась высоким уровнем культурной жизни. Четырнадцатое столетие было также Золотым Веком для искусства и литературы в Фессалонике (Салонике).

Одним словом, в минуты политической и экономической гибели эллинизм как бы собирал все свои силы, чтобы показать живучесть вечной культурной классической идеи и этим самым создать надежду на будущее эллинское возрождение XIX века.

Михаил VIII Палеолог писал в пользу унии, был автором канонов главнейшим мученикам, оставил нам любопытную, найденную среди рукописных сокровищ Московской синодальной библиотеки “автобиографию” и основал в Константинополе грамматическую школу. Любителем наук и искусств и покровителем ученых и художников был Андроник II Старший. Некоторые ученые предполагают при нем и под его покровительством создание художественной среды, определенной художественной школы, откуда вышли такие замечательные памятники искусства, как мозаики монастыря Хоры (теперь мечеть Кахриэ-джами) в Константинополе. Особенно выдавался своим образованием и литературным талантом Мануил II. Будучи тонким богословом, знатоком классического языка, искусным диалектиком и прекрасным стилистом, он оставил нам богатое, не вполне еще изданное литературное наследие в виде, например, трактата об исхождении Св. Духа, апологии против ислама, ряда речей на различные случаи жизни, изящного, написанного в Париже в несколько шутливом тоне “Изображения весны на королевском тканом занавесе,” и, наконец, большого количества интересных писем к различным выдающимся деятелям эпохи, написанных императором частью во время его вынужденного пребывания при османском дворе, а также во время заграничной поездки в Западную Европу.

Но самое первое место среди императоров, известных в истории византийской литературы, занимает соперник Иоанна V, Иоанн VI Кантакузен, закончивший после вынужденного отречения свои дни монахом под именем Иоасафа и посвятивший это время своего удаления от мира научным занятиям и литературной деятельности.

Эпоха Палеологов дала группу интересных и выдающихся историков, из которых большинство задавалось целью описать трагические события этой эпохи, освещая их иногда с определенных точек зрения. Переселившийся в Константинополь из Никеи после изгнания латинян Пахимер (1242-1310), будучи образованным человеком, достиг высокого положения в государстве.

В начале XIV века Никифор Каллист Ксанфопул составил компилятивную “Церковную историю.” Его первоначальный план, возможно, заключался в том, чтобы довести изложение до своего времени, однако он остановился на 911 годе. Полностью, однако, существует только та часть его сочинения, в которой излагаются события от Рождества Христова до начала VII века. Он написал также некоторое количество церковных поэм, эпиграмм и несколько других сочинений.

В XIV веке жил один из величайших ученых и писателей последних двух веков существования Византии Никифор Григора, известный по истории исихастского движения. По разнообразию и объему знаний, остроумию, искусству в диалектике и по твердости характера он превосходил всех византийцев времени Палеологов и может быть сопоставлен с лучшими представителями западного Возрождения.

Афинянин по происхождению, Лаоник Халкокондил, или Халкокандил, иначе, в сокращенной форме Халкондил, поставил в центре своего труда, как известно, не Константинополь и не двор Палеологов, а молодое и сильное османское государство. Он написал “Историю” в десяти книгах, излагающую события с 1298 по 1463 гг., или, если точнее, до начала 1464 г. В ней он дал не историю династии Палеологов, а историю османов и их государей.

Эпоха Палеологов, выставив целый ряд историков, почти не дала хронистов. В XIV веке был только один, некто Ефрем, написавший стихотворную хронику (около 10 000 стихов), охватывающую время от Юлия Цезаря до восстановления империи Михаилом Палеологом в 1261 году. С исторической точки зрения она практически бесполезна.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: