Эволюция самодержавия в россии в начале xx века

История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров, Юридическая, Исаев И.А., электронная книга, печатная книга, скачать, купить, загрузить, читать, онлайн, PDF, TXT, EPUB, купить, заказать, заказ, интернет-магазин, ЛитГид, LitGid.com,

Эволюция самодержавия в россии в начале xx века

История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава 6. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ПРАВО В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX В.

§ 1. Политическая эволюция самодержавия в начале XX в.
§ 2. Переход к конституционной монархии: Государственная дума. Этапы преобразования политической системы
§ 3. Изменение в государственном аппарате России в годы Первой мировой войны
§ 4. Февральская революция 1917 г. и государственная политика Временного правительства

§ 1. Политическая эволюция самодержавия в начале XX в.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. не завершились и были остановлены в 80—90-е гг., в годы царствования Александра III. Но проблема модернизации, т. е. коренного обновления всех сфер жизни — от экономики до государственного строя, — осталась и вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране — со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.

В начале ХХ в. самодержавными порядками в стране были недовольны практически все слои населения Российской империи. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм.

Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Одновременно вся российская деревня страдала от малоземелья и унизительных пережитков крепостнической эпохи.

Растущая мощь российских предпринимателей контрастировала с их мизерной долей участия в общественно-политической жизни и управлении страной. Российская буржуазия, в том числе и крупная, претендовала на ведущую политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Недовольство этого слоя населения вызывали и многочисленные бюрократические препоны торгово-промышленной деятельности.

Главная опора самодержавия — дворянство — теряло монополию на власть, постоянно жаловалось на «оскудение» и недостаточную поддержку со стороны правительства.

Рабочий класс страдал от социальной незащищенности, от тяжелых условий труда и быта.

Национальные меньшинства понимали, что к ним относятся как к людям второго сорта, постоянно оскорбляя их традиции, язык, культуру.

Самодержавие с трудом шло на политические уступки, постоянно переходя от реформ к репрессиям.

Правящие верхи в первые годы ХХ века уже понимали, что перед Россией стоят серьезные проблемы. С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. Аграрный, рабочий и другие вопросы начинают обсуждаться царским правительством. Так, в 1902 г. было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С. Ю. Витте, министра финансов. Оно ставит перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрять хуторские выделы, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью, активизировать переселение крестьян из центральных губерний на малонаселенные земли. Однако монарх и его окружение сочли эти меры преждевременными. В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещана отмена круговой поруки в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период «политической весны» (новый министр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний). Печать начала обсуждение коренных политических реформ.

12 декабря 1904 г. был принят царский указ «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». Этот акт должен был укрепить самодержавие путем некоторых частных преобразований, однако, временные, чисто декларативные меры уже не могли переломить настроения в обществе.

Поведение монарха накануне и в день «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 г., не сумевшего понять необходимость мирного диалога с подданными, жестокий и бессмысленный расстрел мирных манифестантов, смели последние препятствия к началу революции. Недовольство в обществе достигло той степени, когда это привело к социальному взрыву.

Кризис политики правительства

События 9 января 1905 г. знаменовали начало открытого и мощного протестного движения под экономическими и политическими лозунгами, что заставило царизм действовать. Поражения в войне с Японией также стали фактором углубления революционного кризиса.

18 февраля 1905 г. Николай II возвестил в своем рескрипте о намерении привлечь выборных представителей населения к законодательству при непременном сохранении самодержавного строя. Вопрос о способах и формах реализации монаршей воли поручалось разработать министру внутренних дел А. Г. Булыгину.

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании народного представительства — законосовещательного органа («булыгинской думы»). 6 августа был издан манифест о созыве Государственной думы, которая получала только совещательные права. Выборы в Думу были многоступенчатыми, система выборов — куриальная (по образцу земской). Однако обещание созвать Думу с такими правами было в конкретной ситуации лишь запоздалой уступкой.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов», выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку. В октябре во Всероссийской политической стачке участвовали 2 млн. человек. Бастующие, к которым примкнули представители разных социальных слоев, требовали свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания.

Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России. 19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров и стал постоянно действующим высшим органом исполнительной власти — правительством Российской империи, первым председателем которого стал С. Ю. Витте.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции.

Рис. 35. Политический спектр в России в 1905 г.

Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.

§ 2. Переход к конституционной монархии: Государственная дума. Этапы преобразования политической системы

Революция 1905 г. начала процесс превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

Этапы перехода к конституционной монархии:
1. «Булыгинский» манифест, проект создания парламента.
2. Манифест 17 октября 1905 г., проект законодательного представительного органа, расширение избирательного корпуса.
3. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. — создание рабочей курии.
4. Принятие в апреле 1906 г. Основных законов — Конституции России.

Манифест 17 октября 1905 г.

На пути конституционного строительства в России первой важнейшей вехой стал уже упоминавшийся Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г.

Этот акт провозглашал, что населению даруются незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Это означало, в том числе, что в стране могут возникать и легально действовать политические партии, появляется многопартийность.

Монарх дал обещание привлечь к выборам широкие слои населения, которые до этого были совсем лишены избирательных прав. На практике такие права получали прежде всего рабочие.

Как незыблемое правило устанавливался обязательный порядок утверждения всех издаваемых законов Государственной думой, которая становилась первым российским парламентом (пока в Манифесте говорилось об однопалатном парламенте).

Обращает на себя внимание тот факт, что в Манифесте отсутствовал конкретный механизм, гарантировавший выполнение самодержцем своих обещаний: гарантом этого выступала сама царская власть.

Манифест лишь декларировал расширение политических прав и свобод русского общества. Вслед за ним должны были быть приняты акты, реализовывавшие на практике основные обещания царизма.

Основные положения Манифеста и их реализация изменили весь облик русского общества.

Формирование политических партий

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, формулирующие в своих программах различные требования и пути политического преобразования строя.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг, тесно связанных с полицией, властью. Эти общественно-политические объединения стали основой массовой монархической партии «Союз русского народа», которая оформилась в начале ноября 1905 г. в Петербурге.

Социальная база политических партий:
«черносотенцы» — дворянство, бюрократия, мелкая буржуазия;
«октябристы» — крупная торгово-промышленная и финансовая буржуазия;
«кадеты» — либеральная буржуазия, земские деятели, интеллигенция;
социал-демократы — рабочие, интеллигенция; эсеры — крестьянство, интеллигенция.

Руководство Союзом осуществлял Главный Совет под председательством А. И. Дубровина. В руководство партии вошли также В. А. Бобринский, П. А. Крушеван, В. М. Пуришкевич, Н. Е. Марков 2-й и др. Печатными органами были газеты «Русское Знамя», «Объединение» и «Гроза». Отделения Союза существовали во многих городах страны (после разгона II Государственной думы Союз распался на две организации: «Палату Михаила Архангела» во главе с В.М. Пуришкевичем и собственно «Союз русского народа» во главе с А. И. Дубровиным).

Первым программным документом стала избирательная платформа в I Государственную думу. Программа партии была опубликована в январе 1906 г. под названием «Основоположения Союза русского народа». Главная идея документа — Россия нуждается в сохранении прежнего правового идеала. Этот идеал основывается на незыблемости самодержавия, предполагает особую роль православия в государстве и в частной жизни граждан. Одновременно декларировались единство и неделимость империи, превосходство русского народа над «инородцами», «иноверцами». Союз искал решения, которые могли бы избавить страну от потрясений. Этот поиск велся не в опыте других стран, не в конструировании нового идеала, а сводился к возрождению прошлого: ограничение самодержавной власти посредством конституционного, или парламентского, или учредительного собраний является вредным, а восстановление соборности — единственно оправданным. Союз требовал восстановления неограниченной монархии, настаивал на замене законодательной Думы законосовещательным собранием. Одновременно формулировались такие положения, как неприкосновенность частной собственности, ограничение власти бюрократов, якобы заслоняющих личность царя.

История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «бакалавр»), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям, практикующим юристам и всем интересующимся правом.

Читайте также  Сближение ссср с францией и англией в 1934 г.

Читать фрагмент.

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — «бакалавр»), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям, практикующим юристам и всем интересующимся правом.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу «История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров» (Исаев И.А.) охраняются законодательством!

67. Эволюция самодержавия в начале XX в.

Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя, встала вновь перед Россией на рубеже веков. Реформы 60—70-х гг., не завершившись, были остановлены контрреформами 80—90-х гг. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со мно­гими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.

Внутренняя политика строилась на великодержавных принци­пах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформен­ная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворян­ства и государственной бюрократии. Главная опора самодержа­вия — дворянство, теряла монополию на власть.

Самодержавие с трудом шло на политические уступки, переходя от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управле­ния была призвана укрепить власть императора.

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа («булыгинской думы»). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступ­ление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере

началось формирование партий правительственного лагеря, проти­востоявшего демократическому и либеральному лагерям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Мос­кве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату россий­ского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основ­ные законы Российской империи.

68. Формирование политических партий в начале XX в.

Земское движение стало базой для формирования либеральных и демократических политических партий России.

В 1881 г. (после убийства Александра II) Земский союз сформу­лировал свои основные политические принципы: отрицание прави­тельственного и революционного террора, децентрализация госу­дарственного управления, центральное народное представительство (Государственная Дума), упразднение самодержавия.

Ограничение деятельности земских органов правительством не давало значительных результатов — движение усиливалось и ши­рилось.

В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституционалистов, выразивший основные политические устремления либеральной бур­жуазии. В 1904 г. «Союз освобождения» уже вполне легально форму­лирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демо­кратические политические реформы. Был подан адрес императору, где были выражены конституционные пожелания. Одновременно было принято решение образовать «Союз союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий.

В 1905 г. земское движение еще более активизируется. Выдвига­ются требования о замене самодержавия «свободно-демократичес­ким строем», предоставлении прав и свобод, недоверии правитель­ственным учреждениям. В мае 1905 г. в Москве образуется «Союз союзов». Все проходившие съезды требовали создания представи­тельного центрального органа — Государственной Думы, избирае­мого путем всеобщего, равного и тайного голосования.

В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деятелей, на котором была намечена программа партии, получившая название Конституционно-демократической.

Программа партии конституционных демократов была утверж­дена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Государственно-политические положения сводились к следующему: предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент должен был санкционировать любой законодательный акт и бюджет.

«Союз 17 октября» полностью базировался на принципах Мани­феста 17 октября. Его кредо было: «Сильная власть выведет страну из хаоса».

Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) российского государства, за конституционную монархию с народ­ным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия, самодержавие признавались умиротворяющим, стабилизирующим фактором.

В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дворян­ских обществ, на котором был избран Постоянный совет объединен­ных дворянских обществ со своим уставом. Он стал координацион­ным центром для политических дворянских организаций и дви­жений.

Лозунгом правых партий стал призыв: «Православие, самодержа­вие, народность». «Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Огра­ничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказ­цев и евреев.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриоти­ческих союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В ноябре 1905 г. возникает «Союз русского народа», объединивший ряд черносотен­ных объединений. Союз располагал местными органами и возглав­лялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государст­венные и церковные органы.

Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологий.

В 1898 г. представители «Союза борьбы за освобождение рабоче­го класса» группы «Рабочей газеты» и «Бунда» провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократи­ческой партии. На втором съезде партии в 1903 г. произошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков», тогда же были приняты Программа и Устав партии.

В революцию 1905 г. партия вступила со своей программой поли­тического и государственного переустройства. Самодержавие при­знавалось пережитком и злейшим противником народа. Предлага­лось сформировать законодательное однопалатное собрание на ос­нове всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства.

В политической сфере провозглашалось свержение самодержа­вия и передача власти Учредительному собранию.

В1901 г. на политическую арену выходит партия социалистов-ре­волюционеров, считавшая себя идейной преемницей революцион­ной народнической партии «Народная воля». «Социализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее деятельности.

В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей, или всеобщим избира­тельным правом, и на замене армии ополчением.

В сфере аграрной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должны были способст­вовать расширение прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация дворцовых и монастырских земель, развитие коопера­ции и общественных служб (образование, медицина).

Целью партии была борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

99. 02. 010. Российское самодержавие в начале ХХ века: от абсолютной к думской монархии. Сб. Документов и материалов о реформах государственного строя России в 1905 — 1907 гг. — М. : 1998. — 303 с Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шевырин В. М.

Текст научной работы на тему «99. 02. 010. Российское самодержавие в начале ХХ века: от абсолютной к думской монархии. Сб. Документов и материалов о реформах государственного строя России в 1905 — 1907 гг. — М. : 1998. — 303 с»

99.02.010. РОССИЙСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОТ АБСОЛЮТНОЙ К ДУМСКОЙ МОНАРХИИ. Сб. документов и материалов о реформах государственного строя России в 1905 — 1907 гг. -М.: 1998. — 303 с.

В сборник включены документы, отражающие реформы государственного строя в период революции 1905-1907 гг.: положения о выборах в Государственную думу и Государственный совет, свод новой редакции Основных законов Российской империи, высочайшие манифесты, указы, рескрипты и т.д. Исключительный интерес представляют протоколы Особых совещаний высших сановников, законопроекты о печати, собраниях, забастовках. Большинство документов сборника в послеоктябрьский период не публиковались. Значительный интерес представляют не только само содержание каждого из законодательных актов, но и стадия их выработки: причины и обстоятельства, вызвавшие к жизни этот акт, разброс мнений относительно содержания его, аргументация сторонников выявившихся точек зрения. Ценные сведения такого характера, касающиеся законодательных актов, вносивших наиболее существенные изменения в государственный механизм царизма, содержатся в протоколах четырех секретных Особых совещаний под председательством Николая II. На первом таком совещании, состоявшемся в июле 1905 г. в Петергофе, обсуждались вопросы компетенции Булыгинской думы и положение о выборах в этот орган. Остальные три совещания проходили в Царском Селе. В декабре 1905 г. рассматривался вопрос о расширении избирательных прав в Думу: в феврале 1906 г. на третьем Особом совещании — новые статусы Государственной думы и Государственного совета; на четвертом (апрель 1906 г.) — проект новой редакции Свода Основных законов Российской империи. Эти документы изобилуют интересными фактами по истории сословий и государственных учреждений в России. Немало они могут дать и для выяснения политических портретов лиц, составлявших высший эшелон власти в последние годы существования царизма. Документы сборника размещены в хронологическом порядке, что позволяет глубже понять логику производившихся преобразований государственного механизма, последовательность и этапы этих преобразований, обусловленность их содержания состоянием революционного движения.

Сборник открывается законодательными актами, подписанными царем 18 февраля 1905 г. Рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, где заявлялось о намерении привлечь «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений», именной указ, возлагавший на Совет

министров рассмотрение петиций частных лиц и учреждений по вопросам, касающимся «усовершенствования государственного благоустройства и улучшения народного благосостояния», положили «начало некоторому преобразованию государственного устройства». Движение царизма по пути реформ было вынужденным, поэтому часто зигзагообразным, а порой похожим на шаги на месте. Так, в день опубликования рескрипта и указа появился высочайший манифест, призывавший власти и население к содействию правительству «в искоренении крамолы и в противодействии смуте» и указ, объявлявший на военном положении г.Баку и Бакинскую губернию. С середины декабря 1905 г. по февраль 1906 г. царизмом принимается ряд законодательных актов, направленных на усиление полиции и суда.

Центральное место в сборнике занимают документы, связанные с Государственной думой. Первый блок таких документов составляют протоколы Петергофского Особого совещания и законодательные акты 6 августа 1905 г. Обострение обстановки в стране весной-летом этого года, Цусима заставили царизм выполнить обещание, данное в рескрипте министру внутренних дел Булыгину. Под председательством последнего была создана комиссия, которая выработала проекты законов о статусе Государственной думы. Эти законопроекты стали предметом обсуждения Петергофского Особого совещания. Думу хотели сделать законосовещательным, целиком послушным царю государственным органом. У Николая II была даже мысль назвать ее не «государственной», а «государевой Думой». Целью ее было консолидировать вокруг престола все сословия и классы для восстановления «совершенно расшатавшегося порядка» в стране. Выборы в Думу должны были быть сословно-цензовыми, куриальными, многостепенными. Открывая совещание, Николай II призвал его участников исходить в своих оценках законопроектов прежде всего из того, соответствуют ли они идее неограниченного самодержавия. Система выборов обеспечивала подавляющее большинство в Думе за представителями дворянства и крестьянства. В губернском собрании выборщиков, избиравшем депутатов в Думу, выборщики от землевладельческой курии составляли 34%, от крестьянской — 43, от городской — 23 %. Предполагалось также избирать от каждой губернии не менее одного депутата отдельно крестьянскими выборщиками. Представительство крестьян в Думе далеко не соответствовало процентной доле крестьянства в составе населения страны, но оно было весьма значительным. Подавляющему большинству населения: рабочим, крестьянам, не являвшимися домохозяевами, женщинам, военнослужащим и ряду других категорий -избирательные права не предоставлялись.

Читайте также  Массовое движение 30-х годов

Булыгинская Дума оказалась мертворожденной. Она была сметена Всеобщей октябрьской политической стачкой. В последнем квартале 1905 г. законотворческая машина царизма работала со скоростью, никогда ей ранее не свойственной. В высочайшем манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанном царем после долгих и мучительных колебаний 17 октября 1905 г., содержались обещания дать законодательные права тем слоям населения, которые прежде таких прав не имели. Манифест 17 октября стал переломной вехой в эволюции самодержавия по пути к буржуазной монархии. Важным звеном в этой эволюции явилось создание указом 19 октября 1905 г. постоянно действующего распорядительного и исполнительного органа — Совета министров. «Временные правила о повременных изданиях» 24 ноября 1905 г., отменявшие предварительную как общую, так и духовную цензуру, заменявшие административные взыскания ответственностью, определявшейся судебным порядком. Царизм занялся и пересмотром законов о Государственной думе, изданных 6 августа. Проект нового положения о выборах обсуждался на Царскосельском Особом совещании 5, 7 и 9 декабря. Избирательная система по-прежнему оставалась сословно-цензовой, куриальной, непрямой. Права участия в выборах лишались женщины, молодежь до 25 лет, значительная часть рабочих и крестьян, военнослужащие, «бродячие инородцы». Вместе с тем новое положение о выборах сохраняло сильное представительство крестьянства в Думе, расширяло число избирателей по городской курии. Главным же нововведением было создание четвертой, рабочей курии. 11 декабря издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу».

20 февраля Николай II подписал три законодательных акта, пересматривавших статус Государственной думы и Государственного совета. Дума получала законодательные права, но она не могла возбуждать вопросов об изменении Основных законов империи. Дума могла обращаться с запросами к министрам, но последние не обязаны были отвечать на них. Правилами о порядке рассмотрения Государственной росписи доходов и расходов, изданными 8 марта, значительно ограничивались бюджетные права Думы. Государственный совет из законосовещательного органа превращался в законодательный орган, наделялся равными правами с Думой и фактически становился второй, верхней палатой российского «парламента». По-иному формировался его состав. Половина членов (98) по-прежнему назначалась царем, а другая избиралась сроком на 9 лет с ротацией 1/3 состава через каждые три года. Выборы были со-словно-корпоративными, высокоцензовыми. Государственный совет задумывался как противовес Государственной думе.

Очередным этапом в «конституционном» развитии российской государственности стала новая редакция «Основных государственных законов Российской империи», опубликованная накануне открытия Государственной думы, 23 апреля 1906 г. В новую редакцию Основных законов вошли ранее изданные законодательные акты, реорганизовывавшие высшие государственные органы. Впервые определялись прерогативы императора. Они были чрезвычайно широки: высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование вооруженными силами, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Исключительно императору принадлежало право возбуждать вопросы о пересмотре Основных законов. Самой «серьезной» статьей в проекте Основных законов, заключающей «главнейший вопрос во всем этом деле», Николай II определял статью 4, заменявшую статью прежних Основных законов, которая гласила, что император российский является монархом самодержавным и неограниченным. В новой редакции слово «неограниченный» было снято. Николай II лишь после мучительных раздумий согласился с этим. Согласно статье 7, государь император должен был осуществлять законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой. По статье 86, никакой закон не мог последовать без одобрения названных органов «и воспринять силу без утверждения государя императора». Но статья 87, позволяла в перерывах думских сессий издавать законодательные акты без одобрения Государственной думы и Государственного совета. В статье, правда, содержались оговорки: во-первых, подобное законодательство возможно лишь при чрезвычайных обстоятельствах, по вопросам, решение которых не терпит отлагательства: во-вторых, не могут вноситься изменения в Основные законы, в учреждения Государственной думы и Государственного совета и в постановления о выборах в эти органы: в-третьих, действие изданных таким образом законов должно было прекращаться, если они не вносились в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления ее работы или не одобрялись Государственной думой либо Государственным советом. С принятием этих законов российская государственная система была существенно модернизирована. Указом 9 ноября 1906 г., дававшим крестьянам выход из общины, было положено основание и новой аграрной политике. 3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена и был изменен избирательный закон без согласия Думы и Государственного совета. По новому избирательному закону, число выборщиков от земле-

владельческой курии увеличилось до 51 %, а от крестьянской, наоборот, уменьшилось почти в два раза — с 43 до 22 %. Городская курия делилась на два разряда. Крупная буржуазия, составлявшая I разряд, избирала 15 % выборщиков от городской курии, а остальные горожане, имевшие право выбора и относившиеся ко II разряду, избирали лишь 11 %. Были лишены представительства ряд национальных окраин, а представительства других (Польша, Кавказ) резко сокращены. Документы, в которых третьеиюньский государственный переворот и созданная им политическая система нашли свое юридическое выражение, завершают сборник.

Эволюция Российского самодержавия в начале ХХ в.

17. Столыпинская аграрная реформа: содержание и итоги.

Столыпинская аграрная реформа, её сущность и значение. Столыпин председатель совета министров и министр внутренних дел. В центре реформы — вопрос о судьбе общины. Община имела положительные (соц-эконом защита) и отрицательные (препятствие на пути экономического развития) стороны. Цели реформы: подъем с/х производства, создание новой опоры в деревне, снижение остроты социального противостояния на селе (между помещиками и крестьянами). Документы реформы: манифест об отмене выкупных платежей (1907-7), указ от 9.11.06 и 14.06.10. Содержание реформы: все крестьяне получали право выхода из общины с землей; сведение угодий к одному месту (хутора и отрубы); 1910 положение о беспередельных общинах (если не было земельных переделов то земля переходила в частную собственность); переселение крестьян на окраины; отмена некоторых правовых ограничений крестьян; одинаковые права на госслужбу; свобода избрания места жительства; отмена телесных наказаний по приговору волостного суда. Сущность реформы: реформа носила буржуазный х-р. правые и октябристы (осуждение насильственной ломки общины, но в целом поддерживают ее), трудовики (критикуют реформу, требуют национализации земли), большевики (реформа прогрессивна в научном смысле, но есть и другой путь — буржуазной эволюции села американского типа). Ход реформы: в начале реформа шла быстро, а потом ее осуществление замедлилось. Итоги: к 1916 из общины вышло 26% крестьян (заявления поступили от 35%), к 1914 в Сибирь переселилось свыше 3 млн. крестьян (но 17% вернулось назад). Причины неудач: противодействие крестьянства, недостаток средств у правительства, плохая организация, подъем рабочего движения. Значение: реформа — крупный шаг на пути капиталистического развития России, она сыграла определенную роль в подъеме с/х пр-ва; реформа — второй этап превращения самодержавия в буржуазную монархию.

18. Революционный процесс 1917 г. Причины, содержание, итоги, оценки в отечественной историографии.

В начале 1917 г углубление социально-экономического кризиса привело к взрыву всеобщего недовольства в России. Февральская революция в значительной степени носила стихийный характер. Однако в ходе ее возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию.

В ночь на 28 февраля Временный комитет Государственной Думы обратился к народам России с воззванием, в котором заявил, что он берет на себя инициативу “восстановления государственного и общественного порядка”. Временно, до образования нового правительства, Временный комитет назначил для руководства отдельными участками государственного управления комиссаров из членов Думы.

В этой ситуации Временный комитет пришел к убеждению, что только отречение царя спасет страну. 2 марта депутаты Думы прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол, и Манифестом от 3 марта царь предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному Собранию.

3 марта была опубликована декларация о составе и программе Временного правительства. Сразу после победы революции в стране были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура).

Кризисы власти. В период со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Временное правительство, получившее название однородно-буржуазного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П. Н. Милюкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опубликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.Н.Милюкова и А.И.Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроградского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возглавил правительство Г.Е. Львов. Первое коалиционное правительство продержалось до 2 июля 1917г. Провал июньского наступления на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении автономии Украине привели к развалу коалиции. Политический кризис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3 — 5 июля. 8 июля 1917 г. Г.Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформировано второе коалиционное правительство. Впервые оно было создано без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изменилось соотношение между буржуазно-либеральными и социалистическими элементами в пользу последних. Однако второе коалиционное правительство смогло удержаться у власти еще меньше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось. Поскольку новый кризис власти грозил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал переходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 г. было создано третье коалиционное (и четвертое по счету) Временное правительство, которому суждено было стать последним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Читайте также  От союза к федерации

Корниловский мятеж и его последствия (1917г.). Июльский кризис положил конец двоевластию. Новое правительство возглавил эсер А. Ф. Керенский. Петроград был объявлен на чрезвычайном положении. Начались аресты большевиков; Ленину, обвинённому в организации вооружённого мятежа и шпионаже в пользу Германии, удалось скрыться. 12—15 августа в Москве состоялось Государственное совещание, призванное упрочить позиции Временного правительства. 25 августа генерал Л. Г. Корнилов, ставший в июле Верховным главнокомандующим, двинул с фронта войска на Петроград с целью установления военной диктатуры, призванной подавить вооружённые отряды пролетариата и ликвидировать Советы. Министры-кадеты в знак солидарности с Корниловым вышли из правительства. В свою очередь, Керенский объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности. Действия Керенского были поддержаны революционно настроенными частями Петроградского гарнизона и Балтийского флота, отрядами рабочей Красной гвардии, находившейся под контролем большевиков. 30 августа войска Корнилова были остановлены, а сам он арестован. В тот же день Керенский занял пост Верховного главнокомандующего. Провал правого переворота привёл к усилению леворадикального крыла революции.

После провала корниловского мятежа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из руководящих органов местных советов. Этот процесс получил название большевизации Советов. 25 сентября 1917г. сменилось полити-ческое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л. Д.Троцкий.

В июле 1917 г. Временному правительству удалось освободиться от опеки со стороны Советов. После провала корниловского мятежа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из руководящих органов местных советов. Этот процесс получил название большевизации Советов. 25 сентября 1917г. сменилось политическое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л. Д.Троцкий. Получив большинство в Петроградском совете, большевики использовали его в качестве легального прикрытия для подготовки вооруженного восстания в целях свержения Временного правительства. Выполняя волю ЦК большевистской партии и ее лидера В. И.Ленина, исполком Петроградского совета 12 октября 1917 г. вынес решение о создании при Петросовете Военно-революционного комитета. 24 — 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет сверг Временное правительство, захватил власть и передал ее открывшемуся в Петрограде II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.

Возникновение Советского государства. II съезд советов и его решения. Итак, Советское государство появилось в результате победы организованного большевиками вооруженного восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 25 — 26 октября 1917г., принял декреты о мире и о земле и образовал советское правительство — Совет народных комиссаров (СНК). В первый состав Совнаркома вошли: А. И. Рыков — нарком внутренних дел, Л.Д.Троцкий — нарком иностранных дел, И.В.Сталин — нарком по делам национальностей, В. А. Антонов-Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко — наркомы по военным и морским делам, А.В. Луначарский — нарком просвещения, А. Г. Шляпников — нарком труда, В. П. Милютин — нарком земледелия, В.П. Ногин — нарком торговли и промышленности, И. И. Скворцов-Степанов — нарком финансов, И.А. Теодорович — нарком продовольствия, Н.П. Авилов (Глебов) — нарком почт и телеграфов, Г.И. Оппоков (Ломов) — нарком юстиции. Возглавил Совнарком В.И. Ленин.

II съезд Советов избрал также новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Его председателем был избран Л. Б. Каменев. II Всероссийский съезд Советов сыграл, таким образом, учредительную роль в образовании Советского государства.

Самодержавие в истории России

Сборник посвящен 400-летию династии Романовых. Рассматриваются проблемы становления и развития самодержавия в России, внутренняя и внешняя политика Российской империи, причины крушения монархии в 1917 г. Для научных работников, преподавателей вузов, аспирантов и студентов.

Оглавление

  • Предисловие
  • Проблемы политогенеза у восточных славян и эволюция княжеской власти в средневековой Руси. (Аналитический обзор)

Из серии: История России (ИНИОН)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самодержавие в истории России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В 1913 г. Россия отметила 300-летие Дома Романовых, избрание на престол Михаила Федоровича, — первого царя из династии Романовых. Этим актом Земский собор как бы подводил черту и под Смутным временем.

Но еще более страшная смута, двери которой открыла Первая мировая война, уничтожила и Российскую империю, и августейшее семейство. Эта смута, победителями из которой вышли большевики, наложила свой отпечаток на все XX столетие. Завершавшее его десятилетие было отмечено обвалом 1991 г., взвихрившим публицистические и научные страсти. Острые дискуссии в средствах массовой информации и в академической среде по многим вопросам отечественной истории, в том числе и по монаршим персоналиям, это, в сущности, неизбывная полемика о перспективах развития России.

И в историческую науку 1991 год принес разительные перемены. Нет наваждения былой идеологии, нет табу ни на одну тему, доступными стали практически все архивы, и — никаких препон к сотрудничеству с зарубежными коллегами. Известный историк Б.М. Миронов пишет, что в настоящее время стена между западной и отечественной историографией быстро разрушается, если уже не разрушилась вовсе, что формируется сообщество историков-русистов не только всероссийского, но и мирового масштаба, это нормально для эпохи глобализации. С ним вполне солидарна проф. М. Перри (Великобритания), авторитетно свидетельствующая, что на развитие зарубежной историографии, в том числе и допетровской России, самое серьезное влияние оказал обвал Советского Союза, знаменовавший конец марксистских подходов к изучению истории. Новые подходы и западных, и российских специалистов к изучению истории настолько сблизили позиции ученых, что, полагает М. Перри, с 1990-х годов можно даже говорить об определенной степени конвергенции между российской и западной историографией допетровского времени. И не только того времени, это свойственно и исследованиям истории России в целом.

Научное сообщество переосмысливает российскую историю. На языке нового историографического времени. Формационная теория «слиняла», как «выцвел» и ее антипод — «тоталитарная модель». И хотя доминирующей теории, парадигмы вроде бы нет ни у отечественных, ни у зарубежных историков, это как бы компенсируется обращением к циклической теории и к теории модернизации, к наследию западников, славянофилов, евразийцев и т.д., использованием междисциплинарного подхода, освоением «новой культурной истории», которая применяется универсально, в том числе и в исследованиях по политической истории.

Главное в этом новшестве — внимание к культурному контексту поведения человека, преимущественный анализ культурных форм (символов, ритуалов, дискурсов и т.п.) и понимание в духе постструктурализма того, как язык порождает новые знания, давая иной смысл тому, что мы понимаем как реальность. Обращение ученых к «новой культурной истории», к экспериментам с лингвистикой, «нарративом» и «дискурсом», к идеям постмодернизма, в 1990-х годах стало, можно сказать, массовым явлением в исторической науке, хотя у постмодернизма и его идей есть и откровенные противники.

Неудивительно, что история российского самодержавия, которая изучается теперь в свете этих новаций, во многом уже представляется не так как прежде. Теперь считается, что оно постепенно эволюционировало, дрейфовало под сень закона, к гражданскому обществу, несмотря на централизацию государственного управления и быстрый рост бюрократии. Причем абсолютизм был инициативным, гибким и не слишком конфронтационным. И всей полнотой своей власти практически не располагал: часть ее была у местного самоуправления, часть — у высших государственных органов, в которых нередко погоду делали представители тех или иных семейных кланов. И воздействовал монарх на своих подданных часто ритуалами и репрезентациями. И дело модернизации страны продвигал прежде всего венценосец, высшая государственная власть. И вполне успешно. Современные историки в большинстве своем рассматривают Россию второй половины XVIII — начала ХХ в. как члена европейской семьи. По крайней мере гершенкроновские сентенции о сугубой отсталости России — это уже вчерашний день историографии.

Сравнительно новое направление в науке — изучение истории Российской империи, в которую входило более 200 больших и малых народов. Бытовавшее утверждение о России как тюрьме народов теперь отвергается с порога: народы сохраняли свою религию, культуру, самоуправление. Многие представители местных элит влились в российскую аристократию. Государственное управление окраинами в целом не было деспотическим, но и не идиллическим. Главный вопрос, который более всего интересует современных историков, это причины долговременного существования империи, ее прочности. Рассматриваются вопросы колонизации, проводятся сравнения империй. Обоснованно утверждается, что империи, существовавшие в рамках одной и той же международной системы государств, сталкивались со многими схожими проблемами. Они представляют наилучший материал для сравнительной истории.

Отечественные и зарубежные исследователи в последние годы опубликовали немало книг о русских императорах, вписывая биографии монархов в контекст эпохи и порой пересматривая традиционные мнения о них. На Западе, как отмечал еще в середине 1990-х годов проф. Ханс Иоахим Торке, персонализированное рассмотрение истории длительное время отвергалось под влиянием франкфуртской школы и школы «Анналов». Поэтому последняя большая биография одного из русских императоров — Петра Великого — на немецком языке была написана в 1964 г.

В настоящем сборнике помещены информативные материалы, отражающие современную литературу по истории самодержавия. Сборник построен по проблемно-хронологическому принципу. Он открывается обзором работ, в которых рассматриваются проблемы возникновения и эволюции княжеской власти, предшествующей самодержавной власти царя.

О времени образования русского централизованного государства и правлении Ивана IV существует огромная литература. Об этом написаны и книги известных отечественных историков: А.А. Зимина, С.О. Шмидта, Л.В. Черепнина, С.Г. Скрынникова, Н.Е. Носова, А.Л. Хорошкевич др. К их классическим трудам уже много лет обращаются и специалисты, и широкая читательская аудитория. Менее известны работы современных зарубежных исследователей. Поэтому в сборнике представлены реферат монографии крупного британского ученого И. де Мадариага и обзор польских исследований.

В связи с тем, что все большее внимание ученых привлекает история государственного управления, в частности история приказной системы, в сборник включен обзор новейшей литературы по этой теме.

В сборник вошли рефераты и обзоры о восприятии царской власти и монарха в XVI — начале ХХ в., ряд материалов об абсолютизме XVIII в., о Российской империи, ее социальной истории, сословном обществе, о власти и реформах, последних годах существования старого режима.

Авторы сборника выражают надежду, что информативные материалы, составляющие его, будут полезными для читателей.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: