Финансовая система россии после революции

Финансовая система России в годы военного коммунизма

Новая финансовая система строилась на принципе несовместимости Советской власти и товарно—денежных отношений, поэтому деньги должны быть ликвидированы.Социалистическая экономика должна иметь натуральный и безденежный характер с централизованным распределением ресурсов и готовой продукции.

Исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия) было утверждено декретом о национализации банковского дела в стране. Сначала был национализирован Государственный банк, а потом Русско—Азиатский, Торгово—промышленный, Сибирский и другие акционерные и частные банки. В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям.

Государственный банк был переименован в Народный банк, а течение 1919 года все банки были ликвидированы, а ценности конфискованы.

Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918—1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полномуобесценениюденег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность, что означало гиперинфляцию, которая была осуществлена сознательно.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались “расчетные знаки РСФСР”. Они находились в обращении вместе с “николаевками” и “керенками”, но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.

В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1918 г. он составил 102, в 1920 г. – 9 620, 1922 г. – 7 343 000, а в 1923 г. – 648 230 000.В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было.

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”. Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.

После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы – не более 5 млрд руб.

Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб.

В результате финансовая система России была разрушена, экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно—банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально—техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам. Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70—90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др.

Из всех ее звеньев финансовой системы в период военного коммунизма имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной части. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция.Сформировавшаяся финансовая система в полной мере отвечала задачам централизации экономического развития.

Эволюция отечественной денежной системы 1917–1921 годов

Рубрика: История

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Эволюция отечественной денежной системы 1917–1921 годов / А. А. Панарин, А. А. Решетникова, Н. С. Шевелев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57251/ (дата обращения: 14.08.2021).

В событиях февральской и октябрьской революций заключено множество противоречивых и неоднозначных фактов, которые смогли повлиять на все сферы общества. Это именно тот промежуток, где находятся точки соприкосновения совершенно разных эпох. В событиях смены власти и самой общественной формации в государстве, нельзя не затронуть такой важный аспект жизни общества, как денежная система. Вместе с формой правления менялся и облик экономики. В основном, это отразилось на самом главном инструменте экономических отношений — на деньгах и её системе.

Ещё при Николае II в 1914–1916 годах происходила эмиссия кредитных билетов. В основном это было связано с дефицитом в бюджете. Необходимо помнить, что большая часть средств шла для нужд фронта во время Первой Мировой войны. Бумажная масса при этом возрастала в несколько раз, а золотые, серебряные и медные деньги постепенно стали исчезать из обращения. Это привело к дефициту разменных денег и обусловило выпуск в 1915 г. казначейских марок (марок-денег) и казначейских знаков. С начала 1916 г. денежная масса в обращении состояла из бумажных денежных знаков, количество которых быстро возрастало. Росла инфляция, а цена рубля на международном рынке стремительно падала [1, с. 34].

Во времена правления Временного правительства основным источником покрытия дефицита государственных финансов были внутренние и внешние займы, однако, опять же, вопрос о бумажных деньгах также не был исключен. 4 марта 1917 года своим распоряжением правительство расширило право Государственного банка на выпуск банкнот. Были выпущены кредитные билеты номиналом 250 и 1000 рублей. и казначейские знаки номиналом 20 и 40 руб. — «Керенки». В это время возник так называемый денежный голод, и в финансовой системе быстро распространились новые средства. Новые денежные знаки населения стремились использовать как средство обращения и оплаты, а ранее выпущенные кредитные карты («романовские» деньги) стали объектом накопления. За восемь месяцев 1917 года темпы роста эмиссии бумаги составили 463 %, что привело к многократному росту цен на товары.

После революционных событий 1917 года была проведена национализация банковской системы и началась подготовка денежной реформы. Ограниченные возможности выхода не позволяли преодолеть денежный голод; следовательно, в качестве средства обращения и оплаты использовались не только новые банкноты, но и «романовские», «думские» деньги, «керенки», купонные листы некоторых дореволюционных бумаг и другие денежные заменители.

В целях регулирования обращения средств на предприятиях были введены нормативы кассовых остатков. Но развал экономики страны, ввергнутый в гражданскую войну, не позволил завершить денежную реформу и создать условия для обращения стабильной денежной единицы. Осенью 1918 года начался переход экономики на принципы «военного коммунизма».

Позднее в 1919 году начался выпуск расчётных знаков. Выпускались они номиналом 1, 2, 3, 15, 30, 60, 100, 250, 500, 1000, 5 000, 10 000 рублей. Печатались они разными типографиями. Водяные знаки, цвета у каждой купюры были свои. Впервые на данных банкнотах начал изображаться герб РСФСР.

С 1918 года началась эмиссия денежной массы. Спустя два года объём данной операции возрос с 33,6 до 943 млрд. руб., что способствовало к росту уровня инфляции. Падения курса валюты заставило перейти к выпуску в 1919–1921 гг. крупнокупюрных денежных знаков — государственных кредитных билетов номиналом до 10 000 руб., расчетных знаков нарицательной стоимостью до 100 000 руб. [4].

Примечательно, что расчетные знаки выпускались в таких больших объёмах, что их не успевали разрезать до необходимых размеров. Этим объясняется необычная выплата заработной платы, когда уже сами кассиры вырезали необходимую сумму для выплаты.

Рассматриваемый период привлекает внимание фактом возникновения большого количества независимых эмиссионных центров на территории, которые находились под контролем различных группировок. Так, например, такие действия замечены и в Армавире, где была устроена собственная эмиссия с учреждением монетного двора.

Оборот и курс тех или иных денежных знаков и зависели также и от положения дел на фронтах гражданской войны. Такими словами описывал положение дел один из известных деятелей белого движения, генерал А. С. Лукомский: «Вопрос о советских деньгах, в частности пятаковских, подробно обсуждался Особым совещанием с практической и научной точек зрения. Единогласно признано, что если допустить и признать эти деньги, то мы оставляем страшное орудие в руках советской власти и ведем Россию к верному банкротству. Ведь при дальнейшем продвижении мы встретим еще большее количество миллиардов этих денег. То, что население, имеющее конечно и романовские, и керенки, и украинские, выбрасывает на рынок именно советские, прежде всего, указывает на то, что оно само осознаёт непрочность этих денег» [3]. Необходимо обратить внимание также на то, что проводились и операции по борьбе с эмиссионной советской политикой. Населению предлагалось разменивать полученные советские деньги на прежние, но не более 500 рублей. Мало кто поддержал данную акцию, тем более население не охотно бы рассталось с накоплениями [2, с. 43].

Необходимость в проведении реформ было очевидно, что позднее и произошло. Денежный оборот в молодом государстве представлял собой различный спектр денежных знаков, что выбивало фундамент для строительства прочной экономики. Также сыграло свою роль и обесценивание рубля, что возникло не только как следствием, но и отчасти как одной из причин, препятствовавших нормальному восстановлению экономических отношений после гражданской войны.

Читайте также  Русско-турецкая война (1877—1878)

Финансовая система россии после революции

В статье рассматривается состояние публичных финансов России сразу после переворота в 1917 году, показаны стремительность и масштабы наступившего экономического кризиса, который характеризуется возвратом к натуральному обращению, голодом и развалом промышленности. Автор утверждает, что, вопреки бытующему утверждению, состояние публичных финансов и государственного хозяйства России до 1917 года в целом не могли послужить причиной революционного кризиса. В другой части статьи раскрываются источники, за счет которых удовлетворялись публичные нужды в условиях отсутствия обыкновенных доходов. Данные источники названы революционными доходами и представляют собой последовательные действия по неконтролируемой денежной эмиссии, экспроприации предприятий, по введению чрезвычайных налогов, продразверстки и прямого дискриминационного изъятия частной собственности. Последним шагом, совпавшим с началом индустриализации, являлось масштабное использование рабского труда в системе ГУЛАГА.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080500 «Менеджмент», изучающих курс «Финансы и кредит», читаемый на экономико-математическом факультете Московского государственного института электроники и математики.

Разделы пособия отражают полный курс вопросов и тем, относящихся к учебному курсу «Финансы и кредит»: сущность и функции финансов, денег, принципы организации системы денежного обращения, формы и особенности проведения безналичных расчетов; принципы и виды кредитования, особенности банковского кредитования, бюджетное устройство и бюджетная система РФ; организация финансового контроля в рыночной экономике. Обобщены задачи управления корпоративными финансами, вопросы финансового планирования и бюджетирования на современных предприятиях. Пособие содержит перечни основных терминов и определений и вопросы для контроля знаний по изучаемым темам.

Для студентов, аспирантов, читателей, интересующихся проблемами функционирования современной финансовой системы.

Хотя Первая мировая война стала для России историческим водоразделом, в историографии и в общественнном сознании она ассоциируется в основном с событиями на Западном фронте. Этому способствовало разделение российской истории начала ХХ века на дореволюционный и советский периоды. Цель сборника — включить в общеевропейский контекст мханизмы усвоения, истолкования и переработки российского опыта Первой мировой войны и последовавших за ней событий. Их осмысление важно для ответа на вопрос, можно ли считать революцию 1917 года и Гражданскую войну вехами «особого пути» России или же они были следствием той кризисной ситуации, с которой столкнулись и другие воевавшие госдарства.

В настоящей работе представлен анализ особенностей правового регулирования регионального внешнего долга в РФ. Автор выявляет проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере и предлагает варианты их решения.

В главе рассматривается структура и составные части государственного бюджета: доходы, расходы, дефицит (профицит), источники финансирования дефицита, а также государственный долг.

Настоящая статья посвящена вопросам контроля за состоянием и управлением региональным долгом, реализуемого постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу современных проблем проведения аудита эффективности в долговой сфере, предлагаются возможные пути их решения.

Глава посвящена истории российского еврейства в период Первой мировой войны, революции и Гражданской войны (1914-1920).

В статье рассматривается вклад «Группы двадцати» в преодоление дисбалансов в мировой экономике посредством реализации обязательства по фискальной консолидации. Обязательство, состоящее из двух частей: сокращение дефицита государственного бюджета к 2013 г. и стабилизация или снижение уровня государственного долга к 2016 г., было впервые принято развитыми странами-членами «двадцатки» на саммите в Торонто в 2010 г. Принятие «Группой двадцати» обязательства по фискальной консолидации с конкретными параметрами позволило дополнить соответствующие национальные планы элементами международной координации, давления со стороны партнеров и влияния международных организаций. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.

Понятие «таможенно-тарифное правоотношение» введено в оборот около 20 лет назад А.Н. Козыриным и неразрывно связано с таможенно-тарифным регулированием. Формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привели к необходимости пересмотра таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим в статье делается попытка актуализации понятия таможенно-тарифного правоотношения, посредством которого реализуется таможенно-тарифное регулирование.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран — участниц конференции.

Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

История развития финансовой системы России.

На разных этапах развития страны состав финансовой системы изменялся. После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения.

Снижение роли денег и натурализация хозяйственных отношений привели к дальнейшему снижению роли финансов и сужению финансовой системы. В 1920 году было ликвидировано государственное имущественное страхование, упразднены местные бюджеты, а все доходы и расходы центральных и местных органов власти включались в роспись общегосударственных доходов и расходов.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы стали играть важную роль в социально-экономическом развитии страны. В составе финансовой системы произошли значительные изменения. В течение 1921 — 1924 годов реформировалась бюджетная система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджеты, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Значительно возросла роль государственного бюджета в финансировании развития народного хозяйства.

В 1921 году возникла система государственного социального страхования и восстановлено государственное имущественное страхование. Значительную роль в аккумуляции финансовых ресурсов у государства стали играть государственные займы. За 1922 — 1925 годы было выпущено десять займов сроками от одного до шести лет с выплатой от 5 до 12 процентов годовых.

Читайте также  Народнические организации. хождение в народ

Значительные изменения в организацию бюджетной системы страны были внесены «Положением о бюджетных правах Союза СССР», принятом в 1927 году. Этим Положением за союзными республиками закреплялись дополнительные источники доходов, но при этом их бюджеты должны были быть сбалансированными за счёт собственных доходных источников. В 1928 году было принято «Положение о бюджетных правах АССР», устранившее параллельное

существование в АССР республиканских государственных и республиканских местных бюджетов. С 1931 года обязательным стало составление сельских бюджетов, их удельный вес в общем своде местных бюджетов составлял более 18%.

В 1930-е годы активно развивалось такое звено финансовой системы как сберегательные кассы. С 1 октября 1929 года по 1 января 1931 года число сберегательных касс увеличилось с 20,4 до 56,1 тыс., количество вкладчиков с 7,2 до 23,9 млн. Остаток вкладов за тот же

период времени возрос с 315,8 до 974,3 млн. руб.

Значительные средства, выделяемые из бюджетов на финансирование народного хозяйства, способствовали развитию и укреплению финансов предприятий. Суммарная прибыль государственных предприятий и хозорганов составляла в 1936 году около 15 млрд. руб., что позволило отменить бюджетные дотации, выделяемые предприятиям. В соответствии с народнохозяйственными планами постоянно увеличивались капитальные вложения в отрасли промышленности и сельского хозяйства, были разработаны новые условия кредитования производственных отраслей.

К началу Великой Отечественной войны государство обладало достаточно мощной финансовой базой. Объём государственного бюджета в 1940 году по сравнению с 1937 возрос на 65%, а национальный доход — на 31%. Увеличению объёмов государственного бюджета способствовало включение в 1938 году в единый государственный бюджет СССР местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования. Финансовые ресурсы были централизованы в связи с необходимостью укрепления обороноспособности страны в связи со сложной мировой обстановкой. Военные нужды в 1940-х годах потребовали значительной концентрации финансовых ресурсов в руках государства. Значительная часть средств предприятий, ранее остававшаяся в их распоряжении, теперь зачислялась в доходы государства. Возрос удельный вес расходов союзного бюджета в консолидированном бюджете страны, в 1942 году он составлял 88%. Государством активно использовались займы, распространяемые по подписке среди населения.

Главной задачей финансовой системы в послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 г. была проведена денежная реформа и конверсия государственных займов, введены единые розничные цены на товары. В 1958 г. был прекращён выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения. В 1965 г. были изменены взаимоотношения бюджета с системой сберегательных касс, и если ранее в доходы бюджета включалась вся сумма прироста вкладов населения в сберегательных кассах, то с 1965 г. эти средства через государственный банк направлялись для кредитования предприятий.

В 1965 г. на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС был утверждён новый подход к управлению народным хозяйством, что повлекло за собой изменение взаимоотношений финансовой системы с предприятиями и организациями. Были изменены методы и источники финансирования капитальных вложений, перестроена система платежей предприятий в бюджет.

К концу 70-х г.г. ХХ века финансовая система состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов

предприятий отраслей народного хозяйства. В свою очередь, в первое звено входили такие элементы как государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и фонд государственного имущественного и личного страхования. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства включали два элемента: финансы предприятий отраслей материального производства и финансы предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы (рис. 12).

Рис.12. Финансовая система до и после перехода к рыночной экономике.

Такой состав финансовой системы сохранялся до конца 80-х — начала 90-х г.г., когда в связи с переходом страны к рыночным

отношениям финансовая система была реформирована и приобрела черты, присущие рыночной экономике.

Вопросы для самоконтроля.

Что такое система? Виды открытых систем интеграционного типа.

Дайте определение и общую характеристику финансовой системы России.

Назовите принципиальные отличия в определениях понятия «финансовая система» разных авторов.

Изложите Вашу точку зрения по поводу состава финансовой системы России.

Рассмотрите взгляды разных экономистов на состав финансовой системы России.

Раскройте роль и место финансов предприятий в финансовой системе России.

Государственный бюджет — центральный элемент финансовой системы.

Дайте общую характеристику местных финансов.

Охарактеризуйте общегосударственные финансы.

Раскройте этапы развития финансовой системы России с 1917 года по настоящее время.

Финансовая политика Советской России в 1917-1921 гг.

Придя к власти, большевикам пришлось заново выстраивать финансовую систему государства. О том, как это происходило, написано в книге Т.М. Тимошиной «Экономическая история России». Соответствующий отрывок приводим в этой заметке.

Теоретики военного коммунизма – Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие – в 1918 — 1920 годах постоянно подчёркивали, что «коммунистическое общество не будет знать денег», что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля еще надо было платить за продукты.

На практике же крестьянам платили очень мало. Основная масса денег, выпускаемых казной, шла не на закупку сельскохозяйственной продукции, а на выплату заработной платы рабочим и чиновникам. По подсчетам члена Президиума ВСНХ Ю. Ларина, в 1920 году было 10 млн. работников, получавших ежемесячно в среднем по 40 тыс. руб., всего 400 млрд. руб. А все затраты на продовольствие, закупленное в 1918—1920 годах по твердым ценам, составили меньше 20 млрд. руб.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Результатом такой политики стало превращение денег в «раскрашенные бумажки». Но в отличие от других европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная система также в находилась в глубоком кризисе, гиперинфляция в России была осуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространено мнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как быстро «съест» денежные накопления бывших эксплуататоров путём их обесценения, что позволит совсем вытеснить деньги из обращения.

Как известно, к концу 1917 года в России находилось в обращении более 22 млрд. руб. Основная масса этих денег состояла из царских рублей, известных как «николаевки» (или «романовки»), а также думских денег в купюрах по 250 и 1000 руб.

В ходу было очень много бумажных денег, «керенок», выпущенных Временным правительством. По внешнему виду это были простые талоны, напечатанные на одной стороне листа, не имевшие ни серийного номера, ни других атрибутов казначейских билетов. Они выпускались номиналом в 20 и 40 руб. неразрезанными листами величиной с газету.

Курс керенок был ниже, чем курс царских денег. Советское правительство вплоть до февраля 1919 года продолжало печатать керенки, не внося в их внешний вид никаких изменений. Это объяснялось опасением, что население, и прежде всего крестьяне, не будет принимать новые деньги из-за их низкой покупательной способности.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 года Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. практически ничем не обеспеченных керенок. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61,3 млрд. руб., две трети которых составляли керенки советского выпуска. В феврале 1919 года были выпущены первые советские деньги, которые назывались «расчетные знаки РСФСР». Они находились в обращении вместе с николаевками и керенками», но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.

В мае 1919 года Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. Печатный станок был включен на полную мощность. К концу года на монетном дворе работали 13 616 человек. Экспедиция заготовления государственных бумаг работала в праздничные и выходные дни. Единственным ограничением этой работы была нехватка бумаги и краски, которые правительство закупало за границей. Пришлось открыть в Петрограде специальную бумажную фабрику, создать организацию по заготовке тряпья — сырья для печатания денег.

По словам Н. Осинского, во второй половине 1919 года на печатание денег уходило от 45 до 60% бюджетных доходов. Он подчеркивал, что по этой причине нужно было бы как можно скорее отменить деньги, дабы сбалансировать бюджет. В течение 1919 года количество бумажных денег увеличилось до 225 млрд. руб., в 1920 — до 1,2 трлн. руб., а в 1921 году — до 2,3 трлн. руб.

Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, стали выпускать купюры по 5 и 10 тыс. руб., но одновременно стало катастрофически не хватать мелких денег, наступил так называемый разменный кризис. С крестьянами при сдаче хлеба расплачивались крупными купюрами — одной на несколько человек. Тут же оживились различные менялы, которые за размен сторублевой банкноты брали 10—15 руб. В качестве разменных денег использовались, например, почтовые и гербовые марки, на которые накладывался штемпель, определяющий денежный номинал.

В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 года принять за 1, то в 1918 году он ставил 102, в 1920-м — 9620, 1922-м — 7 343 000, а в 1923 году — 648 230 000. Как заявлял Е. Преображенский на Х съезде партии (1921), массовая инфляция служила формой косвенного налогообложения в пользу государства при изъятии у крестьян сельскохозяйственной продукции.

Денежная масса исчислялась квадриллионами, стоимость коробка спичек или билета в трамвае оценивалась в миллионы советских рублей — совзнаков, что означало гиперинфляцию. В 1921 году покупательная способность 50-тысячной купюры приравнивалась к довоенной монете в одну копейку.

Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было, так как население его припрятывало. Однако совсем без полноценных нег обойтись было невозможно, поэтому в стране наиболее распространенными единицами измерения ценностей стали хлеб и соль.

Разруха, бездорожье, Гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег. Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались «моржовки». Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные I знаки, боны: туркбоны, закбоны, грузбоны и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра. В результате проведения такой денежной политики была полностью разрушена финансовая система страны.
Деньги выпускали все: советская власть, белые генералы, города, заводы. В нумизматическом каталоге 1927 года перечислен 2181 денежный знак, находившийся во время Гражданской войны на территории бывшей Российской империи. В ходу было множество денежных суррогатов. Так, в Дальневосточной республике для расчета с охотниками и рыболовами использовались этикетки от винных бутылок в таком соотношении: этикетка от портвейна приравнивалась к 1 руб., с мадеры — 3 руб., от коньяка — 10 руб. и т.д. В некоторых городах заменителям денег служили трамвайные книжки, контрамарки цирков и ипподромов и пр.

Читайте также  Внешняя политика россии в конце xix в

Вполне закономерно экономика перешла к натуральному обмену В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги друг другу аннулировались. Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось также бесплатно, централизованным путем через главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям — тредам (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно-банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики. Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально-техническое снабжение.


Просмотров: 22175

Источник: Т. Тимошина. М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. «Экономическая история России».

Ликвидация банковской системы после революции 1917г. и первые шаги по сознанию новой системы

3. Ликвидация банковской системы после революции 1917г. и первые шаги по сознанию новой системы.

В первый день вооруженного восстания – 25 октября 1917г. (7 ноября по новому стилю) был осуществлен захват здания Госбанка царской России. Однако чиновники Госбанка не признавали советскую власть и объявили забастовку. Коммерческие банки прекратили свои операции, ссылаясь на то, что их не обслуживает Госбанк России. На фабриках и заводах по этой причине задерживалась выплата зарплаты. В то же время работники Госбанка выполняли указания сформированного подпольного правительства из бывших членов Временного правительства. По указанию подпольного правительства Госбанк России выдавал крупные суммы денег, которые шли на покрытие расходов по борьбе с советской властью.

Каждое заседание подпольного правительства начиналось с сообщения о положении в Госбанке. Дело в том, что, овладев зданием Госбанка, советская власть не овладела банком как центральным экономическим учреждением. Сложилась парадоксальная ситуация, когда Совнарком лишен был возможности оплатить даже канцелярские принадлежности, ибо работники банка всячески препятствовали открытию счета на имя правительства.

Аппарат Госбанка игнорировал все указания советского Правительства, поэтому последним было принято решение о применении репрессий. Были арестованы руководители банка. Под угрозой оружия 16 ноября (29 ноября) 1917г. большевики забрали ключи от денежных кладовых. На другой день без оформления соответствующих документов из касс Госбанка на нужды советского Правительства было изъято и доставлено в Смольный 20 млн. руб.

Захватив Госбанк России 25 ноября (7 ноября), большевики провели первую банковскую операцию только 17 ноября (30 ноября), т.е. овладели банком, по существу, через три недели после того, как свершилась Октябрьская революция и была провозглашена Советская власть. Как только советское Правительство получило первые суммы из Госбанка России, дальнейшие операции проводились под его контролем.

Захват конторы Госбанка России в Москве был осуществлен Московским Ревкомом 6 (19) ноября 1917г. В тот же день был назначен в банке комиссар советского Правительства. В ответ на это мероприятие чиновники Московской конторы объявили забастовку и 7 (20) ноября на работу не вышли. Управляющий конторой был арестован 8 (21) ноября, у него при обыске были отобраны ключи от хранилища и кассы банка.

Несмотря на приказ Ревкома, чиновники на работу не выходили. Приведенные в здание банка высшие чиновники отказывались выполнять распоряжение Ревкома о предоставлении денег Советам. Утром 11 (24) ноября делегация из представителей советской власти в присутствии комиссаров Госбанка взяла из оборотной кассы банка 5 млн. руб. В кассу была положена расписка и тут же составлен протокол.

Подчинив себе центральный аппарат Госбанка России, овладев его крупнейшими конторами – Петроградской и Московской, – и организовав их работу, советское Правительство получило возможность распоряжаться и управлять эмиссией денег.

Периферийный аппарат Госбанка России, состоявший в 1917г. из 10 контор и 132 отделений различных разрядов по мере того, как на местах усиливалась власть Советов, начинал функционировать в соответствии с распоряжениями, как центра, так и местных органов власти. Одновременно начали работать и местные органы государственного казначейства.

К концу 1917г., хотя саботаж банковских чиновников еще окончательно не был сломлен, но центральный аппарат Госбанка России как эмиссионного центра страны уже функционировал более или менее нормально.

Захват Государственного банка России открыл пути к овладению кредитной и денежной системой, к национализации коммерческих банков. С учетом того обстоятельства, что в Госбанке России были открыты корсчета коммерческих банков, и что Госбанк обеспечивает их наличностью, большевики предполагали сразу же подчинить своим интересам коммерческие банки. Однако коммерческие банки Петрограда и Москвы прекратили все операции, в том числе и выдачу денег промышленным предприятиям на выплату зарплаты рабочим. Банки открылись лишь после того, как Совнарком Постановлением от 12 ноября 1917г. предупредил, что, если деньги по чекам не будут выдаваться, все директора и главы Правлений будут арестованы и во все банки будут назначены комиссары.

Банки открылись, но работали нерегулярно, не более 2-х часов в день. Деньги населению и предприятиям выдавались с большими перебоями. Это вызвало панику среди вкладчиков. У дверей банков стояли каждый день огромные толпы народа. Одновременно крупные суммы переводились в зарубежные банки.

Овладев Госбанком, Совнарком, используя зависимость акционерных банков от Госбанка, предпринял попытку установить контроль над их деятельностью. В ответ на это коммерческие банки решили обойтись без Госбанка и создать свой эмиссионный и межбанковский расчетный центр. Ими был создан контрреволюционный комитет акционерных банков, который организовал в начале декабря при Азовско-Донском коммерческом банке в Петрограде Межбанковский расчетный отдел, ставивший своей задачей снизить потребность в денежных знаках. Фактически этот отдел использовался, чтобы обойти контроль со стороны Госбанка.

Коммерческие банки пытались создать собственный эмиссионный центр. Тем не менее, 14 декабря 1917г. они были вынуждены подписать соглашение с Госбанком на условиях, предложенных Правительством, которое уже распоряжалось Госбанком и могло применить к коммерческим банками такие меры воздействия, как ограничение в получении денежных подкреплений и даже заблокировать их счета.

В соглашении предусматривался порядок контроля за работой банков. Соглашение с частными банками действовало всего 10 календарных дней – с 17 по 26 декабря. Банка продолжали скрытно осуществлять деятельность, не отвечающую интересам советской власти. В этих условиях Правительство решило ускорить национализацию банков.

Руководством страны 27 декабря 1917г. был принят декрет о национализации банков. Впоследствии национализация была распространена на все частные кредитные учреждения страны: акционерные коммерческие банкирские конторы, общества взаимного кредита и акционерные земельные банки. Декрет предусматривал государственную монополию банковского дела.

Объединенный с бывшими акционерными банками Госбанк России стал называться Народным банком. В январе 1918г. был принят Декрет Правительства, согласно которому все акционерные капиталы частных банков передавались Народному банку на основах полной конфискации. Все банковские акции без каких-либо ограничений аннулировались. Собственники акций, под угрозой репрессивных мер, должны были немедленно сдать их в ближайшее отделение банка: тем самым были уничтожены последние связи собственников банков с их собственностью.

Монополизация банковского дела в России завершилась ликвидацией иностранных банков. Активы иностранных банков подлежали реализации. Из этих денег, прежде всего, возвращались долги советскому Правительству, затем российским вкладчикам, после чего иностранным кредиторам.

Оставшаяся сумма должна была быть зачислена на корсчет иностранного банка в Народном банке.

Одновременно с декретом о национализации банков был принят декрет о ревизии банковских секторов. Согласно этому декрету, все деньги, которые находились в секторах, подлежали зачислению на текущий счет клиента в Народном банке, а золото в монетах и слитках – конфискации и передаче в Общегосударственный золотой фонд. Золото в виде ювелирных изделий частично, в ограниченных количествах, возвращалось владельцам. Из частных банков Петрограда было изъято 1,5 тонны золота.

Полагая необходимым сохранение денег на определенном отрезке времени, Правительство России в мае 1918г. сообщило о намерении провести денежную реформу путем замены всех старых денежных знаков новыми советскими с дифференцированным порядком обмена в зависимости от материального положения владельцев заменяемых старых денег.

Одновременно в феврале 1919г. были выпущены первые советские деньги, которые были названы «расчетными знаками». Их выпуск в дальнейшем неоднократно повторялся. Они были названы так потому, что в тот период, когда шел интенсивный процесс ликвидации товарно-денежных отношений, считалось, что приближается пора отмены денег. Начавшаяся в 1918г. гражданская война помешала проведению денежной реформы, и был установлен режим «военного коммунизма». Начавшись в 1918г., он продолжался вплоть до перехода к НЭПу. Его основные черты – продовольственная диктатура и продразверстка выражались в следующем:

– прямом продуктообмене между промышленностью и сельским хозяйством;

– замене частной торговли государственным распределением продуктов по карточкам;

– отказе от использования денег и натурализации хозяйственных отношений, если одной из сторон выступают государственные или кооперативные организации;

– уравнительной оплате труда.

Однако обращение денег не исчезло полностью. В мае 1919г. Правительство вынуждено было предоставить Народному банку право выпускать в обращение денежные (расчетные) знаки. Наряду с централизованной эмиссией были распространены местные эмиссии. В стране обращались миллиарды различных денежных знаков (около 200 видов денежных знаков).

В период военного коммунизма резко упало значение денежной части оплаты труда. К началу 1921г. денежная часть доходов составляла 7%, а остальные 93% относились к бесплатному получению продовольствия, одежды и других вещей.

Обесценение денег в тот период опережало теми выпуска их в обращение. Купюра достоинством в 10000 расчетных знаков (рублей) представляла собой в ценах 1913г. 1 копейку.

Декретом Совнаркома от 19 января 1920г. Народный банк был упразднен, а его активы и пассивы были переданы Наркомфину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: