Финно-угорские и летто-литовские племена на рубеже нашей эры

Финно-угорские народы вошли в историю России и Европы. Сейчас они разрознены и ассимилировались с другими национальностями, но всё еще существуют

Финно-угорские и летто-литовские племена на рубеже нашей эры

Финно-угорские народы: история и культура

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

  • прибалтийско-финская,
  • волжско-финская,
  • пермская.

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

  • мордва (843 тысячи человек),
  • удмурты (почти 637 тысяч),
  • марийцы (604 тысячи),
  • коми-зыряне (293 тысячи),
  • коми-пермяки (125 тысяч),
  • карелы (93 тысячи).

Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь – только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два – национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране. На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты. Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки – в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов.

Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре. Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы – уральской, являющейся «промежуточной» между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными «уральскими» чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, «курносый» нос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному.

Так, мордвины-эрзя – рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша — напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные «монгольские» глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза – эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза – голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. «Монгольская складка» встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Религия и язык

Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири – шаманизм.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях – предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы – народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету – небольшая группа эстонцев – расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России – карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы – маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая – саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы – волжско-финскую – входят марийцы и мордва. Марийцы – основная часть населения республики Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва – автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа – две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает коми, коми-пермяков, а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России – евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры – существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это — ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки. Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль рек Онеги и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин – с мокшанином, а удмурт – с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания. Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира.

Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям – как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы – открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает.

В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Как появились латыши, эстонцы и литовцы

Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.

Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.

Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.

Еще хуже было положение финно-угорских племен, впоследствии ставших основой для формирования эстонской нации. В Эстляндии, как и в соседних Лифляндии и Курляндии, также все основные рычаги управления и экономики находились в руках остзейских немцев. До середины XIX века в Российской империи даже не использовали такое название как «эстонцы» — все выходцы из Финляндии, Выборгской губернии и ряда других прибалтийских территорий объединялись под именем «чухонцев», причем между эстонцами, ижорцами, вепсами, финнами особых различий не делалось. Уровень жизни «чухонцев» был еще ниже, чем у латышей и литовцев. Значительная часть селян устремлялась в поисках заработка в Санкт-Петербург, Ригу и другие крупные города. Большое количество эстонцев устремилось даже в другие регионы Российской империи – так появились эстонские поселения на Северном Кавказе, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке. Уезжали «на край света» отнюдь не от хорошей жизни. Интересно, что в городах Прибалтики эстонцев и латышей практически не было – они и называли себя «селянами», противопоставляя горожанам – немцам.

Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.

Читайте также  Революция 1905 - 1907 годах

Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.

Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.

Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.

Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.

В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.

Среди остзейских немцев господствовали сначала промонархические настроения – они надеялись на восстановление Российской империи и возвращение Латвии в ее состав, а затем, в 1930-е годы, стал очень быстро распространяться германский нацизм – достаточно вспомнить, что из Прибалтики родом был сам Альфред Розенберг – один из ключевых гитлеровских идеологов. С распространением власти Германии на Прибалтику остзейские немцы связывали восстановление своего политического и экономического господства. Они считали крайне несправедливым то, что построенные немцами города Эстонии и Латвии оказались в руках «селян» — эстонцев и латышей.

По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.

Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.

То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.

Сейчас в странах Прибалтики обеляются полицаи, служившие Гитлеру, при этом замалчиваются и отрицаются заслуги тех латышей, литовцев и эстонцев, кто с оружием в руках встал на путь борьбы с нацизмом, служил в Красной Армии, воевал в составе партизанских отрядов. Забывают современные прибалтийские политики и о том, сколь огромный вклад внесли Россия, а затем и Советский Союз, в развитие культуры, письменности, науки в прибалтийских республиках. В СССР на латышский, литовский, эстонский языки переводилось множество книг, писатели из прибалтийских республик получали возможность публиковать свои произведения, которые затем также переводились на другие языки Советского Союза и печатались огромными тиражами.

Именно в советский период в прибалтийских республиках была создана мощная и развитая система образования – как среднего, так и высшего, причем все латыши, литовцы, эстонцы получали образование на родном языке, пользовались своей письменностью, не испытывая никакой дискриминации при последующем трудоустройстве. Стоит ли говорить о том, что выходцы из республик Прибалтики в Советском Союзе получали возможность для карьерного роста не только в пределах родных регионов, но в пределах всей огромной страны в целом – они становились высокопоставленными партийными деятелями, военачальниками и флотоводцами, делали карьеру от науки, культуры, спорта и т.д. Все это стало возможным благодаря огромному вкладу русского народа в развитие Прибалтики. О том, сколь много русские сделали для Прибалтики, никогда не забывают здравомыслящие эстонцы, латыши и литовцы. Не случайно одной из главных задач современных прибалтийских режимов стало искоренение всякой адекватной информации о жизни прибалтийских республик в советское время. Ведь главная задача — навсегда оторвать Прибалтику от России и русского влияния, воспитать подрастающие поколения латышей, эстонцев и литовцев в духе тотальной русофобии и преклонения перед Западом.

Как балтские и угро-финские этносы повлияли на русских и где сейчас больше всего их потомков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Многоэтническое происхождение русского народа

Ни один из народов не сохранился в качестве первозданной этнической группы. В период активного расселения славяне ассимилировались с другими племенами и общинами, частично перенимали их культуру и язык. О происхождении и развитии русской национальности ученые спорят на протяжении столетий, поскольку проследить точную историю отдельно взятого древнего этноса практически невозможно. На проблему этногенеза великороссов существует несколько взглядов. Историк Николай Полевой утверждал, что русский народ имеет исключительно славянские корни, как по генетике, так и по культуре, а финно-угорские племена не оказали существенного влияния на его формирование.

Польский этнограф Духинский был приверженцем теории тюркского и финно-угорского происхождения русских. Славяне, по его мнению, сыграли только лингвистическую (языковую) роль в формировании этногенеза русского народа.

Некоторые исследователи уверены, что древние скифы пусть и не являлись прямыми предками русских, но длительным географическим соседством со славянами внесли свою лепту в развитие русской народности. Такого мнения придерживался российский археолог Борис Рыбаков.

Золотой серединой в массиве гипотез можно считать точку зрения Ломоносова, которую впоследствии развил писатель и педагог Константин Ушинский. По мнению ученых, русский этнос — это результат взаимного влияния славян и финно-угров. Чудь, меря и другие древние финно-угорские племена постепенно ассимилировались славянами, но привнесли в их культуру свой автохтонный опыт и передали уникальные методы хозяйствования в сложных условиях Русского Севера.

Славяне и финно-угры: кто появился раньше на русской земле?

До сих пор нет единого мнения о происхождении славян, как и нет точных сведений о месте возникновения финно-угорской этногруппы. Но можно точно утверждать, что на момент прихода славян на территорию современной России, финно-угры там уже были и занимали основную часть земель. Наряду с балтами, которые проживали в западной части междуречья Оки и Волги, финно-угры составляли коренное население русской земли.

Большинство исследователей, в том числе российский филолог М.Кастрен, утверждают, что финно-угорская этногруппа зародилась на границе Европы и Азии, отделившись от прауральской общности предположительно в VI-V тыс. до н.э.. К IV-III тысячелетию до н.э. они заняли не только русские земли, но и распространились в Европу. Существует мнение, что расселение финно-угров на Запад было вызвано оттеснением со стороны завоевателей.

Колонизация славян

С V в. н.э. славяне принимают активное участие в Великом переселении народов, буквально перекраивая этническую карту Европы. До IX века колонизация имела скачкообразный характер. Отдельные группы славян отделялись от основного массива и проживали изолированно.

На территорию нынешней России славяне пришли через земли современных Белоруссии и Украины. С земель Псковщины, Смоленщины, Новгородчины, Брянщины, районов Курска и Липецка славянские племена стали двигаться на Восток, заселяя земли, где издревле жили финно-угорцы (например, нынешнюю Рязань, Подмосковье и т.д.).

Северо-Восточная часть Руси была привлекательна для славян по ряду причин. Во-первых, оптимальные климатические условия обеспечивали стабильную базу для сельского хозяйства. Во-вторых, на этих землях добывалась пушнина, игравшая роль главного прибавочного продукта.

Колонизация носила в основном мирный характер и продолжалась вплоть до позднего Средневековья.

Согласно летописям, с XII века происходила ассимиляция угро-финских этносов. Для летописцев они уже не самостоятельные племена, а часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, но отошла на второй план.

Язык как важный признак славянского этноса

По мнению некоторых этнографов, русские — это славянизированные финно-угры, которые растворились в культуре колонизаторов и приняли от них славянский язык. Если эта теория подвергается критике и имеет множество противоречий, то восточнославянское происхождение русского языка не вызывает никаких сомнений.

Это самый распространенный славянский язык, на котором говорит самая большая часть славянского населения во всем мире. В свою очередь восточнославянский язык произошли от индоевропейского праязыка, в частности от его балто-славянской ветви.

В XIV-XVII вв. русский язык окончательно выделяется из восточнославянской группы и начинает дополняться различными диалектами, в том числе «акающим» говором, свойственным для жителей верхней и средней Оки.

Древнерусский язык развивался не без влияния финно-угров. От них русской лексике достались названия рыб — семга, килька, корюшка, камбала, навага. Слова «тундра», «пихта», «тайга», а также названия городов Охта, Ухта, Вологда, Кострома, Рязань также пришли в русский язык от финно-угров. Есть мнение, что даже «Москва» — это ни что иное, как марийское «маска» (то есть медведь).

Что говорит генетика и антропология

Славяне — это этноязыковая общность и чисто лингвистическое понятие. Поэтому формулировки «славянская кровь» или «славянские гены» считаются антинаучными и бессмысленными.

Все современные славянские народы сохранили свои дославянские субстраты, которые определяются антропологическими признаками, в том числе формой черепа. То есть с кем смешивались славянские колонизаторы, черты того народа они и вбирали в себя. Например, черепа современных славян-белорусов идентичны черепам балтов, черепа значительной части украинцев — черепам сарматов, а русские Залесья (часть Московской области) имеют антропологические признаки финно-угров Оки.

Российский историк и специалист по Древней Руси И.Н. Данилевский отрицает наличие «чисто славянской антропологии» и утверждает, что даже если она и существовала, то со временем растворилась в среде автохтонов, которые были ассимилированы славянами (финно-угров, балтов и т.д.). В свою очередь, финно-угры, несмотря на «растворение» среди славян, сохранили свои типичные антропологические признаки — голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо с выраженными скулами.

Читайте также  Vi конгресс коминтерна

Этническая ассимиляция, происходившая в том числе и в результате смешанных браков славян и финно-угров, проявлялась не только в культурном, но и в антропологическом аспекте. Последующие поколения русских отличались от других восточнославянских народов более выпуклыми скулами и угловатыми чертами лица, что косвенно, но все же можно отнести к влиянию финно-угорского субстрата.

Что касается генетики, то общепринятым маркером, позволяющим определить происхождение человеческих популяций, являются Y-хромосомные гаплогруппы, передающиеся по мужской линии. У всех народов свои наборы гаплогрупп, которые могут быть схожи между собой.

В начале XXI века российские и эстонские ученые исследовали русский генофонд. В результате было выявлено, что коренное население Южно-Центральной России имеет генетическое родство с другими славяноязычными народами (белорусы и украинцы), а жители Севера близки к финно-угорскому субстрату. При этом типичного для коренных азиатов (монголо-татар) набора гаплогрупп не было обнаружено в достаточной степени ни в одной из частей русского генофонда (ни в северной, ни в южной). Таким образом, поговорка «Поскреби русского — найдешь татарина» не имеет под собой оснований, а вот прямое влияние угро-финнов на формирование русского этногенеза доказано генетически.

Распределение разных народов на территории современной России

Согласно переписи населения, в России до сих пор живут значительные по численности финно-угорские группы: мордва, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, ижорцы, водь и карелы. Число представителей каждого народа варьируется от 90 до 840 тыс. человек. Генофонд этих племен не «обрусел» до конца, поэтому среди коренного населения можно встретить жителей с разными внешними данными, свойственными определенным этническим группам.

Отдельные племена финно-угров буквально «растворились» в веках и не оставили никаких следов, но по упоминаниям в летописях можно отследить их местоположение на территории Древнерусского государства. Так, таинственный народ чудь, в состав которого входили племена водь, ижора, весь, сумь, емь и др.) населяли преимущественно северо-западную часть современной Ленинградской области. В Ростове жили меря, а в Муромской области — мурома и черемисы.

Также исторически доказано проживание балтского племени голядь в верховьях Оки (на территории Калуги, Орла, Тулы и Московской области). В I тысячелетии н.э. западные балты были славянизированы, но все теории об их существенном влиянии на русский этногенез не имеют под собой достаточных оснований.

Также далеко не всё просто с татарами, и очень большой ошибкой будет всех их назвать одним народом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ПЛЕМЕНА ПРИБАЛТИКИ

B начале I тысячелетия новой эры произошли значи- тельные изменения в жизни прибалтийских племен — предков современных литовцев, латышей, эстонцев и белорусов — жителей Западной, Северной и Центральной Белоруссии, которые впоследствии приняли славянскую культуру.

Родовые общины жили в поселениях, окруженных земляными валами и оградами из бревен. Жилища, сплетенные из ветвей и обмазанные глиной, с круглыми стенами и коническими, державшимися на столбах крышами, помещались внутри пространства, окруженного валом. Он служил защитой при столкновениях между родами и племенами, которые возникали из-за обладания скотом и пастбищами.

B первые века новой эры картина эта абсолютно изменилась. Особенно быстро развивались племена Белоруссии, Литвы и Южной Латвии, которые были втянуты в торговлю с Римской империей и славянами, жившими по берегам Днепра и Вислы. По их территории пролегали торговые путИ римских купцов, которые скупали прибалтийский янтарь- Он пользовался большим спросом в Италии и провинци : ях. Славяне Поднепровья были связаны с жителями Прибалтики по Западной Двине, Березине и Неману. B бассейне Днепра найдены римские металлические ювелирные изделия, а также монеты и украшенные эмалью вещи из Среднего Поднепровья. Возрос импорт железа и обработка местного железа — болотных руд. Железные изделия окончательно вытеспплп костяные и камепные. B большом количестве появились специалисты-кузнецы.

Постепенное усовершенствование орудий пропзвод- ства позволило развнть земледелие па этнх землях, которые относятся к средней полосе. B погребениях, ОТНОСЯЩИХСЯ к первым векам новой эры, найдены серпы, мотыги, ножи, косы. Постепенно земледелие становит-

Кургашіыіі могнлышк латгаллов II — V вв. п.э. Акшістскпіі paiioii, Латвия.

ся пашенным, начинает применяться тягловая сила скота. Под пашни расчищаются леса, так как свободной земли, в отличие от степной зоны, здесь было немного. Жители Прибалтики выращивали в основном рожь, овес, ячмень, лен, горох, репу. Со временем укрепленные родовые поселения уступили место поселениям больших, а затем и малых семей. Развитие земледелия дало им возможность расселяться по более обширным территориям.

Так, например, упоминание о Полоцке имеется в ислаид- ской саге, относящейся к VI веку н.э.

K северу от Западной Двины жили эстонско-ливские племена, которые отставали в своем развитии от южных пріь балтов. Правда, здесь тоже в начале эры увеличилось количество привозных и местных изделий из бронзы и железа, но техника обработки их была значительно ниже. Земледелие стало преобладающим и на этих землях, ио господствовала не пашенная, а подсечная система. Основными земледельческими орудиями были мотыга и деревянная соха, которую люди волокли сами. Подсечное земледелие требовало значительных усилий и большого количества людей, что тормозило разложение рода. Кое-где стали выделяться патриархальные семьи, но выделение малых семей еще не началось. Здесь еще долго сохранялись общие могильники и укрепленные поселения, которые с развитием производственных сил и ростом населения стали распространяться на все большую территорию.

B первой половине I тысячелетия новой эры переживали развитие и финно-угорские племена, которые жили на Северном побережье Балтийского моря, а также в бассейнах Оки и Камы. Античные авторы называют их фенами (Тацит) либо финнами (Птолемей). Есть мнение, что Тацит имел в виду финно-угорские племена, когда описывал эстиев. Ho самое первое упоминание про финно-угорские племена, жившие в Восточной Европе, встречаются у готского историка Иордана. Он приписывал царю готов Германариху победы над мордвой (морденс) и мерей (меренс), а также другими племенами.

Ранние этапы развития финно-угорских племен можно проследить лишь по данным археологических раскопок. Они показывают, что в первой половине I тысячелетия новой эры в быту финно-угорских племеи железо вытеснило бронзу окончательно. Из нее теперь изготавливались лишь ювелирные изделия — пряжки, нагрудные бляхи, фибулы, браслеты, подвески, ожерелья, женские головные уборы с венчиками и подвесками в виде колокольчиков, которые оканчивались спнралыо серьгп. Вооружены финно-угорскпс племена были копьями, дротиками, топорами и мечами, которые походили на мечи римских легиопарпев. Оружие изготавливалось из железа или же имело составные железные части (наконечники). Кроме этого, все еще широко использовалась кость. Из нее, например, делались наконечники для стрел. Здесь большую роль продолжала играть охота на пушных зверей, мех которых использовался в торговле с другими племенами.

Некоторые финно-угорские племена населяли огромную территорию, которая с запада на восток пролегала от тер- риторйи современной Западной Белоруссии и до предго- рий Урала. Об этом свидетельствуетмножество топонимов и гидронимов, кбторые сохранились до нашего времени на территории Белоруссии и в центральных областях России, корни их относятся к финно-угорским языкам. Финно-угорские племена не были однородными, а поэтому разные представители этой племенной группы поддерживали СВЯЗИ Q разлнчнымичастями мира. Так к концу первой половины I тысячелетия усилились торговые связи прикамских племен с Ираном и Восточной Римской империей. Здесь археологами было обнаружено много позднеантичных и сасанидских серебряных блюд, украшенных высокохудожественными изображениями. Они поступали сюда в обмен на меха и, по- видимому, использовались для нужд культа. Кроме охоты, в жизни некоторых финно-угорских племен возрастала роль коневодства. B могилах мужчин, а иногда и женщин, в бассейне реки Оки археологи находят конскую сбрую. Это доказывает, что лошади теперь использовались для верховой езды. Остатки шерстяных тканей в захоронениях говорят о развитии овцеводства, а клочки льняных материй, находки серпов и мотыг говорят о том, что финно-угорские племена занимались также и земледелием.

По-видимому, в первой половине I тысячелетия финноугорские племена переживали период активного имущественного расслоения общества. Это доказывается тем, что наряду с бедными могилами, где найдены только ножи или вовсе не обнаружено никаких вещей, встречаются богатые погребения с большим количеством украшений, оружия и дорогой утвари. Особенно много ювелирных изделий встречается в женских могилах. Ho все богатства в могилах являются лишь средствами личного обихода. Монеты и прочие средства накопления капитала здесь не найдены. Расслоение еще не привело к разложению родового строя. Косвенным доказательством этого может служить то, что финно-угорские городища Первых веков новой эры мало отличаются от более ранних. Так, например, пьяноборская культура в долине реки Ka- Мы, которая сменила ананьинскую культуру, отличается от Последней лишь стилем изделий и преобладанием железа.

K произведениям искусства, найденным археологами можно отнести бронзовые рельефные подвески, которые изображали оленей, орлов с человеческим лицом на груди, а также ящеров, семиголовых лосей, людей. Также интересны маленькие бронзовые и свинцовые идолы в виде птиц, зверей и людей. B бассейне реки Камы таких фигурок найдены тысячи. По-видимому, ученые здесь обнаружили святилище некоего бога, которому приносили жертвы: обнаружено огромное количество костей различных жертвенных животных, около двух тысяч костяных и железных наконечников стрел и около пятнадцати тысяч стеклянных золоченых бус. Другим памятником культа, относящегося к культуре финно-угорских племен, является пещера на реке Чусовая. Тут найдено несколько тысяч костяных и железных наконечников стрел. Ученые считают, что здесь во время проведения религиозных праздников происходили состязания лучников.

B I тысячелетии новой эры большая часть финно-угорских племен совершила массовый переход в западные земли. Об этом свидетельствует существующая ныне страна Венгрия, народ которой, окруженный со всех сторон славянами и германцами, относится к финно-угорской группе племен. Сохранили венгры и свой древний язык, который абсолютно непонятен их соседям.

Тайны мира и человека

Тайны Истории: Финно-Угры

Начало классификации финно-угорских языков было положено в XVII в., когда немецкий ученый Мартин Фогель доказал родство финского, саамского и венгерского языков. Более полно и обстоятельно эта классификация была обоснована в XVIII в. В трудах шведского ученого Филиппа Иоганна фон Страленберга, бывшего полтавского офицера-пленника.

Подробно описав народы, известные в Западной Европе по ряду сочинений под общим именем «татары», Ф. Страленберг показал, что некоторые из них, проживающие в Восточной Европе и Северной Азии, неправильно считать татарами. К книге он приложил таблицу, сгруппировав в ней по лингвистическому принципу все эти народы,в том числе татарский, в шесть языковых классов:1) финно-угорские; 2) тюркские; 3) самоедские;4) калмыцкий, маньчжурский и тангутский; 5) тунгусские; 6) кавказские. К классу финно-угорских языков Страленберг отнес финский, венгерский, мордовский, марийский, пермяцкий, удмуртский, хантыйский и мансийский, отметив, что предки народов, говорящих на этих языках и живущих частью в Европе, частью в Азии (в Сибири), в древности обитали в одном месте и составляли один народ.

Выводы М. Фогеля и Ф. Страленберга о родстве финно-угорских языков, их происхождении от «всеобщего начала», «одного начала» были поддержаны и развиты дальше в трудах русских ученых XVIII в. В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, М. В. Ломоносова и др.

Очень интересный вывод о происхождении финно-угорских народов был сделан профессором Хельсингфорсского университета И.Р. Аспелиным по результатам экспедиций Финского археологического общества на Орхон. Ниже я привожу краткий обзор этих исследований.

По китайским источникам известен народ усуньцы (они же турки) — синеглазые (зеленоглазые) рыжебородые скотоводы Страны Турков, сходные по быту и крови с ханами (хунами ,гуннами).

Турк и Угор означает «горец» в современном понимании.

Это арийские скотоводческие народы Афанасьевской культуры. При этом «турк» следует считать производным от ветви арийского народа Туран, упоминаемого в Авесте ( академическая история считает Туранов менее культурными, нежели первородная ветвь РАСЫ, собственно монголов из Скитии).

Академики от истории также говорят о Державе турков 61-го (6) века от Китая до Византии.

После ухода ханов (гуннов) в Скитию в теплый период Лет 6023-6323 (515-815г.), в Лето 6060 (552г.) был создан Туркский каганат (государство).

В Лето 6253 (745 г.) был образован Угорский каганат.

Спустя 25 Лет с Севера на Орхон пришли и обосновались светловолосые синеглазые киргизы.

Киргизы это славяно-арийское военизированное сословие скотоводов, / причём оседлое, разводившее преимущественно коров и свиней/.То есть, подобно казакам –которые являлись военизированным сословием землепашцев, которые фактически были асами- они же ханы (гунны), они же скиты, они же русичи….

С приходом киргизов в Лето 6348 (840г.) турки (угоры) проживавшие в области Орхона по причине перенаселённости стали перемещаться:

* на Юг, к китайской стене (были полностью уничтожены в 71-72 (16-17) веках калмыками пришедшими из Китая);

* на юго-запад (были этнически уничтожены — частично в 71-72 (16-17) веках пришедшими калмыками из-за китайской стены создавших Джунгарию от Мьянмы до современной Калмыкии, и окончательно после оккупации китайцами в Лета 7225-7266 (1717-1758г.), сразу после потепления климата);

*не запад, на Кольский полуостров ушли те угры, кто сегодня сохранился в своём первородстве — эти угоры сегодня называют себя финнами.

Официальная история повествуют о диких ханах (гуннах), терзавших Венею (Европу.)

На самом же деле наоборот, переселенцы в Венею — Асы (с Асии, Азии) дали Европе современную культуру, основанную на «Одинизме» (Боге Одине).

Сделать вывод об этнических корнях можно и на примере самого многочисленного финно-угорского народа — венгров.

По преданиям, венгры — союз семи племен, из которых два были угорскими, а остальные тюрки и индоиранцы.

Не смотря на то, что венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, сами венгры считают себя мадьярами, а свою страну предпочитают называть Мадьяристаном. То есть, венгры считают, что по культуре они ближе к древними гунно -тюркскими племенами Центральной Азии. А поскольку и сарматы, и гунны, и мадьяры, и кипчаки – выходцы из Казахских степей, венгры полушутя называют себя самыми западными из казахов, а казахов – самыми восточными из венгров. Отсюда и тяга мадьяр ко всему кочевому, к тюркскому в частности, и к своей прародине – Казахстану. Регулярно общественная организация «Туран-Венгрия» устраивает в стане традиционный Курултай гунно-тюркских народов:

Читайте также  Русская культура xiii—xvii вв.


Современные языковеды обращают внимание на то, что в венгерском языке очень много древнетюркских заимствований. Об этом свидетельствуют фонетические и морфологические сходства этих языков. Языковеды считают, что тюркское влияние на венгерский язык восходит к глубокой древности, когда в начале нашей эры предки венгров жили в окрестностях среднего течения Волги и Камы.

В IV в. н. э. часть угорских племен двинулась к югу Восточной Европы, часть же более западных племен осталась и постепенно растворилась в тюркских племенах. В конце IХ в. н. э. угро-венгры вошли на территорию своей нынешней родины, занятых в основном славянами и остатками аварских племен, где им удалось прочно обосноваться.

Венгерский этнолог Андраш Биро, занимающийся исследованием башкиро-венгерских и тюрко-венгерских связей утверждает, что древние мадьяры и башкиры жили вместе на Южном Урале. Более тысячи лет назад мадьяры ушли на Запад, в Центральную Европу, но их по- прежнему объединяет древняя культура кочевников грамматика языков и даже национальная кухня.

Многие исследователи поражаются сходству северных алтайцев с финнами. Так, в записях путешественника Г.П. фон Гельмерсена, посетившего Алтай в 1834 году, мы читаем о поразившем его сходстве кумандинцев с финнами. Внешность и культура которых настолько близки, что автор заметок порой забывал, у какого озера находится- Телецкого или Ладыжского. В кумандинской одежде он увидел подобие мордовских и черемисских костюмов, а во внешности -сходство с чухонцами: безбородые скуластые лица с прямыми светлыми волосами и полуприкрытыми глазами.

Очень интересно, что приходит к тем же выводам и известный учёный-ономастик Никонов В. А., но уже на основании…космонимов. «Космонимы, пишет он, – названия космических объектов… Они могут многое рассказать о прежних передвижениях народов и их связях.

Как по-разному увидели различные народы один и тот же космический объект, показывают названия Млечного пути. Для одних он – Лыжный след, для других – Серебряная река… При таком многообразии названий (даже в пределах одного языка называют по-разному) случайное совпадение названий его у соседних народов невероятно.

А в Поволжье не у двух и не у трех, а у большинства народов-соседей названия Млечного пути семантически однородны.

Тюркские: татарское Киек каз юлы ‘диких гусей путь’, башкирское Каз юлы и чувашское Хуркайнак суле – с тем же этимологическим значением; финно-угорские; марийское Кайыккомбо корно – то же, эрзянское и мокшанское Каргонь ки ‘журавлиный путь’, у мокши также и Нармонь ки ‘птичий путь’.

Легко предположить, что соседи переняли космонимы друг у друга.

Чтобы определить, у кого из них оно исконно, нужно выяснить, как называется Млечный путь в родственных им языках. Тут ждет неожиданность. У финнов-суоми Linnunrata, у эстонцев Linnunree тоже значили «птичий путь»; оно сохранилось у коми и в диалектах мансийского языка; у венгров после их переселения на Дунай оно еще держалось несколько столетий.

В тюркских языках названия с тем же значением известны у казахов, киргизов, туркмен. Обнаружилось поразительное единство от финнов Балтики до киргизов Тянь-Шаня, которые нигде не соприкасались. Значит, далекие предки и тюркских, и финно-угорских народов либо произошли от одного источника, либо в тесном длительном контакте обитали рядом».

Точка же на вопросе происхождения финно-угорских народов ставиться сегодня учёными современной науки ДНК-генеалогии, выводы которых подтверждают исследования других учёных, приведённых выше.

Дело в том, что ДНК человека имеет метку древнего рода, под названием «снип», определяющую гаплогруппу, которая и является определением древнего рода.

Причем в отличие от национальности, записанной в паспорте, и которую всегда можно поменять, в отличие от языка, который со временем адаптируется к окружению, в отличие от этнографических факторов, подверженных довольно быстрым изменениям, гаплогруппа не ассимилируется. Она определяется «рисунком» мутаций в мужской Y-хромосоме ДНК, которая передается от отца к сыну сотнями и тысячами поколений.

В результате довольно простых и надежных тестов можно определить, к какому роду принадлежит любой человек. Так вот: Род у всех финно-угорских и славянских народов – один, а вот племена разные.

Финно-угры, пришедшие с Сибири на русский северо-запад 3500 – 2700 д.н.э.

(??здесь археологическая датировка даётся более ранняя, чем датировка генетиков)

К сожалению, точно установить возраст общего пра-этноса финно-угров и славянских племён учёные затрудняются. Предположительно, этот возраст должен быть порядка 10-12 тысяч лет или более. Он уводит нас далеко за границы письменной истории.

А вот более точно оказалось возможным определить, что славянский первопредок восточных славян, жил 5000±200 лет назад, а общий предок славянских угро-финских гаплотипов жил примерно 3700±200 лет назад (на тысячу лет позже). От него в дальнейшем пошли другие генеалогические линии (финны, эстонцы, венгры, коми, мари, мордва, удмурты, чуваши).

В чём же заключаются генетические отличия этих племён?

Сегодняшняя генетика может без особого труда определить историю потомков одной хромосомы — той, в которой когда-то произошла редкая точковая мутация. Так вот, у финнов — ближайших родственников некоторых этнических групп Урала — была обнаружена высокая частота Y-хромосом, содержащих замену тимидина (Т-аллель) на цитозин (Ц-аллель) в определенном месте хромосомы. Замена эта не встречается ни в других странах Западной Европы, ни в Северной Америке, ни в Австралии.

Зато хромосомы с Ц-аллелем находят в некоторых других азиатских этнических группах, например у бурят. Общая Y-хромосома, встречающаяся с заметной частотой у обоих народов, указывает на очевидное генетическое родство. Возможно ли это? Оказывается, существует масса подтверждений этому, которые мы находим в культурных и территориальных факторах. Например, между Финляндией и Бурятией можно обнаружить территории, заселенные различными народностями, родственными финнам и бурятам.

Наличие значительной доли Y-хромосом, несущих Ц-аллель показало и генетическое исследование уральских популяций, относящихся к финно-угорским этническим группам. Но, пожалуй, наиболее неожиданный факт состоял в том, что доля этой хромосомы оказалась необычно высока у якутов — около 80 процентов!

А это значит, что где-то в основании ветви финно-угорских народов были не только славяне, но и предки якутов и бурят, корни которых тянутся в Юго-Восточную Азию.

Учёные-генетики установили и путь движения славянских и финно-угорских племён к их общему месту оседлости — на среднерусскую равнину: славяне двигались с запада – с Дуная, с Балкан, с Карпат, а финно-угры, они же уральцы, они же алтайцы, двигались по своей дуге с северо-востока, а ранее – с юга Сибири.

Таким образом, сойдясь на северо-востоке, в районе будущих Новгорода-Иваново-Вологды, эти плимена образовали союз, ставший угро-славянским, а потом и русским (русский-определение, означающее принадлежность к одному роду русов, то есть светлых), в первой половине первого тысячелетия нашей эры, а возможно, и намного ранее.

По оценкам, в то время восточных славян было вчетверо больше, чем угро-финнов.

Так или иначе, особой вражды между ними не было, была мирная ассимиляция. Мирное существование.

Тайны Истории: Финно-Угры : 1 комментарий

вот таких бля…ть историков расплодилось ….человечишка свободно интерпретируя всё что прочёл в умных книжках свалил всё в кучу и преподнёс сей понос своего мозга за новую версию….вывод….автор полный мудак фантаст

ДОСЛАВЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ (ФИННО-УГОРСКИЕ И БАЛТИЙСКИЕ ПЛЕМЕНА)

Коренное население Псковской земли до прихода славян — это племена финно-угорской группы уральской семьи и балтий­ские племена (балтийская или летто-литовская группа индо­европейской семьи).
Финно-угорские народы примерно 6 тысяч лет назад начали продвижение на запад со своей прародины — Урала. Постепенно они заселили южные и западные склоны Уральских гор, земли по берегам Камы и ее притоков и все пространство до среднего течения Волги. В дальнейшем финно-угры заселили всю се­верную и центральную части Восточно-Европейской равнины. В III тысячелетии до нашей эры они достигли побережья Балтий­ского моря. Но финно-угорские народы заселяли только лесные пространства, в основном тайгу и смешанные леса. Южной границей их расселения стали широколиственные леса и лесо­степи, а северной — лесотундра. Финно-угры освоили все пространство Восточно-Европейской равнины несколько се­вернее линии Смоленск — Рязань — Саранск.
Территорию нынешней Псковской области заселяли финно-угорские племена чуди, а на крайнем ее севере — води, недо-жившие до нашего времени. Родственными им народами, сохранившимися до сих цор, являются эстонцы (в прошлом эсты или, как их называли славяне, — чудь), карелы (ныне проживают в Карелии и Тверской области), финны (в прошлом племена сумь и емь; самоназвание — суоми) и другие (рис. 1).
Саамы (лопари или лапландцы) живут на Кольском полуострове и се­вере Финляндии, коми (в недавнем прошлом их называли зырянами) и коми-пермяки живут на территории республики Коми и в пермской области. Фин­но-угорские народы живут и в Поволжье: мордва, марийцы (раньше их назы­вали черемисами), удмурты (в прошлом вотяки). Названия трех последних народов имеют общий корень (его первоначальное значение «человек», «муж­чина»). В Зауралье (в прошлом и на Урале) проживают ханты (остяки) и ман-сн (вогулы).
Часть финно-угров отделилась от основного этнического массива и переселилась далеко в глубь Европы. Это венгры, называющие себя мадьярами. К IX веку нашей эры онн осели на среднем Дунае и создали свое государство в Центральной Европе.
Большинство финно-угорских народов не дожило до нашего времени: водь, чудь заволоцкая, меря, мурома и другие. Неко­торые народы сохранились, но их численность сократилась до нескольких тысяч, а иногда и десятков человек: вепсы (в прошлом весь, сейчас их примерно 8 тысяч, проживают в основ­ном на юге Карелии и соседних частях Ленинградской и Воло­годской областей), ижорцы (в прошлом ижора, проживают в ос­новном в Ленинградской области), ливы (несколько десятков — в Латвии).
По имени лнвов одна из историко-культурных областей Латвии получила название Лифляндия (ныне Видземе). Еще раньше все земли Латвии называ­лись Ливонией.
О присутствии чуди и других финно-угорских народов на территории нашего края свидетельствует местная топонимика-то есть названия рек, озер, болот (гидронимы), урочищ, поселе­ний. Реки и озера с финно-угорскими названиями можно найти в любом уголке области, но особенно много их на севере Псков­щины. Чудь проживала вокруг Псковско-Чудского водоема, в основном на западе и востоке от него.
Первоначально водоем называли Чудским озером, без разделения его на три части. Лишь с появлением Пскова его южную часть стали называть Псков­ским озером. Теплое озеро с XIII века называли Узмень (от слова «узкий»), так как здесь самое узкое место на водоеме.
Одна из гипотез происхождения названия «чудь» связывает его со словом «чужой» («не наш»).
Во времена славянской колонизации чудью называли также эстов (эстонцев), иногда весь (вепсов) и другие племена. Скан­динавы дали чуди название «эсты». В дальнейшем это название распространилось на чудь, проживающую к западу от Чудского озера. Остальные племена сохранили название «чудь».
В XI веке киевский князь Ярослав Мудрый основал на месте поселения местных племен чуди город Юрьев (в дальнейшем Дерпт, сейчас Тарту) для сбора дани с них. Чуди не навязывалось христианство, и она сохраняла языче­ство до XIII века, когда началось насильственное навязывание ей католичест­ва тевтонскими (позже ливонскими) рыцарями. Эсты в это время искали по­ддержку у своих восточных соседей — славян. Лишь в XVI веке финно-угорские народы на севере нынешней Псковской области по указу Ивана Грозного приняли христианство.
Чудь, эстов, ижору, весь, карелов- и водь относят к прибалтийско-финским племенам, так как они как и балты, проживали недалеко от Балтийского моря. Тем самым их отличают от других финно-угорских народов, проживающих в По­волжье и Зауралье: мордвы, удмуртов, марийцев, коми, хантов и манси.
Водь проживала в основном к северо-востоку от Псковской земли. Отсюда и название одной из новгородских пятин (адми­нистративной единицы — пятой части древней Новгородской земли) — Водская пятина.
К северу от чуди и води, недалеко от Финского залива, жи­ли племена ижоры. Отсюда и название Ижорской возвышенно­сти недалеко от Балтийского моря.
Скандинавские народы называли Ижорскую землю Ингрнен или Ин-германландней. За этой землей такое название закрепилось в XVII веке, после завоевания ее шведами. В XVIII веке со строительством Санкт-Петербурга бы­ла образована Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская) губерния.
К югу от финно-угорских народов проживали балтские (или балтийские) племена. Эти народы родственны славянам по язы­ку (иногда говорят о славяно-балтийском языковом единстве в прошлом).
Сейчас известны лишь два балтийских народа — латыши и литовцы. Но они сформировались из многочисленных балтий­ских племенных групп: латгалов, земгалов, куршей, аукштай-тов, жемайтов и других.
Благодаря одному нз балтийских народов (пруссам) возникло название исторической области на берегу Балтийского моря — Пруссия. Сам же народ не сохранился.
Балтийские племена пришли на территорию современной Псковской области позже финно-угров и оттеснили последних из южных частей края.
Двигаясь на восток от Балтийского моря, балты постепенно заселили уз­кую, но длинную полосу на Восточно-Европейской равнине, занятую широколиственными и смешанными лесами. Перед приходом славян балты занимали территорию в форме треугольника с тупыми концами на севере современной Латвии н на юге Белоруссии н острым концом примерно в районе Тулы и Рязани. Балтийские топонимы обнаружены на всех этих территориях.
Северная граница заселения балтов до прихода славян на территорию нашего края проходила, вероятно, по линии Опочка — Великие Луки, с отдельными вкраплениями с той и другой стороны.

Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: