Формирование древнерусской народности

Читать книгу онлайн "У истоков древнерусской народности" - Третьяков Петр Николаевич - бесплатно, без регистрации.

Формирование древнерусской народности

Формирование древнерусской народности

Эта книга посвящена одному из важнейших вопросов древней и раннесредневековой истории нашей страны — процессу образования древнерусской народности — общего предка трех восточно-славянских национальностей — русской, украинской и белорусской.

Сложение народности — закономерное явление, свойственное периоду раннеклассового общества. Народности складывались в результате распада родо-племенных связей, в ходе объединения людей по территориальному признаку на основе новых, уже не первобытных, хозяйственных, социальных и политических отношений, в обстановке возникновения классов и государственности. Народность — это предшественница нации, первая ступень на путях ее формирования, историческая общность, сложившаяся из различных племенных групп, менее монолитная и прочная, чем нация.

Являясь процессом закономерным, характерным для определенной фазы в развитии общества, формирование народностей вместе с тем во многом зависело от конкретной исторической обстановки. Она определяла не только быстрый или медленный ход сложения народностей, не только протяженность их территорий, но и то, складывались ли народности из более или менее однородных, родственных друг другу этнических группировок или включали в свой состав людей различных, некогда чуждых друг другу племен. Границы народностей обычно не совпадали с границами предшествовавших им племен и племенных объединений. Древние племена жили, как правило, чересполосно, не имели строго ограниченных территорий. В ходe первобытной истории совершались значительные передвижения племен, ломавшие и перекраивавшие границы племенных областей. В период сложения народностей новые хозяйственные условия и общественные связи приводили к образованию более компактных и постоянных территорий, имевших определенные границы. Политика нарождающихся государств, их стремление к завоеваниям, к подчинению более слабых соседей способствовали объединению территорий различных ранее племен.

Древние государства сыграли значительную роль в процессе возникновения народностей; они нередко служили при этом как бы катализатором. Но формирование народностей далеко не всегда протекало адекватно истории политических образований. Раннесредневековые государства часто оказывались непрочными, лоскутными, а их границы — непостоянными. Формирование народности, т. е. сближение языков и специфических особенностей культуры, нивелирующее население определенной территории, было процессом длительным. В его основе лежали не частные извилины политической истории и не преходящие явления экономической жизни, а основные, глубинные процессы. Формирующаяся народность как бы интегрировала самое главное, отражала ведущее направление хозяйственного, общественного и политического развития.

То, что средневековые народности являлись историческими общностями, новообразованиями, качественно отличавшимися от древних племенных группировок с их родовыми и племенными связями, было очевидно уже давно. Такой взгляд на народность и следующую за ней ступень — нацию, представленный в прогрессивной социологической и исторической литературе, давно противостоял реакционным расистским теориям, рассматривающим племя, народность и нацию как последовательные звенья в развитии одной и той же популяции, якобы носительницы особых, прирожденных, только ей присущих качеств. Один из русских славистов начала нашего века — А. Л. Погодин, указывая, что народности были новообразованиями, писал: «.. в образовании прусского народа участвовали и славяне, и литовцы, и старонемецкие элементы. Французский народ образовался из ассимиляции кельтской (гальской) и германской стихий, испанский — из смешения древнеиберийских, германских, арабских и других элементов. Таким образом, повсюду и до самого последнего времени мы встречаемся с одним и тем же явлением, созданием новой народности из разнообразных и чуждых друг другу племен».[1]

Данное заключение является правильным; оно основано на беспристрастном анализе объективных и при этом многочисленных исторических фактов. Но в нем отсутствует, как нетрудно заметить, важнейшее звено — ответ на вопрос, когда и при каких условиях складывались народности, что было основной «движущей силой» этого процесса. В то же время ответ на этот вопрос — определение народности и нации как явлений исторически закономерных, свойственных определенным этапам в развитии общества, — уже давно был дан в марксистской литературе. Народность — один из итогов распада первобытного строя и возникновения классового общества; нация — результат возникновения буржуазного общества с его экономическими и политическими связями. В начале нашего века, когда большую остроту приобрела задача борьбы с национализмом, не раз обращался к этим темам В. И. Ленин. Развернутое определение буржуазной нации, данное в то время И. В. Сталиным, основывалось на ленинских положениях.[2]

В соответствии с этим в советской историографии и социологии принято обрисованное выше определение предшественницы нации — народности: историческая общность, складывающаяся из разных племенных групп, менее прочная, чем нация, определяемая социально-экономическими условиями, характерными для раннеклассового общества.[3]

Все сказанное в полной мере относится и к древнерусской народности, одной из крупнейших народностей раннего европейского средневековья. Она сложилась на рубеже I и II тыс. н. э. и просуществовала полтысячелетия, до того времени, когда изменившаяся историческая обстановка в Восточной Европе привела к распаду этой народности на три части — на русскую, украинскую и белорусскую народности, являющиеся непосредственными предшественниками соответствующих современных наций.

Термин «древнерусская народность», как и наименование Древняя Русь или Древнерусское государство, является «книжным», введенным в обиход историками. Само название народности произошло некогда от этнонима «русь»-«рос», издавна известного в Северном Причерноморье. Люди называли себя русскими, а свою землю Русской землей. Условный эпитет «древнерусская» был продиктован стремлением подчеркнуть разницу между русской народностью раннего средневековья и сохранившей это же наименование русской народностью XIV–XV и последующих веков.

Вопрос об образовании древнерусской народности рассматривают по-разному, в разных хронологических рамках: узких и более широких. Если исследование основывается преимущественно на письменных источниках, этот вопрос ограничивается нередко узкими рамками, определяемыми русской летописью — «Повестью временных лет». Летопись знает время, когда не было ни народности, ни Древнерусского государства, а имелись отдельные восточнославянские группировки: поляне, древляне, северяне, вятичи, кривичи и др. Вместе с образованием и укреплением феодального строя все эти группировки — одни раньше, другие позже — сошли с исторической сцены, растворились в формирующейся народности. Наряду с ними, судя по летописи, в этот процесс были вовлечены «инии языци»: некоторые финно-угорские группировки Севера и Волго-Окского междуречья, подвергшиеся ассимиляции. Так выглядят основные контуры картины образования древнерусской народности в узких хронологических рамках.

Но такое решение вопроса представляется далеко не полным. Рассматривать образование народности на Руси в узких хронологических рамках было бы правомерно лишь в том случае, если бы перечисленные в летописи восточные славянские группировки представляли собой исконные первобытные племена или племенные союзы, в недрах которых процесс распада первобытного строя и возникновения классового общества прошел все свои стадии, от начальных до заключительных. Но летописные группировки такими не являлись. Это были объединения, возникшие на исходе первобытного строя, в значительной мере поднявшиеся над его верхними рубежами. Об этом говорят не только прямые указания летописи и других источников, но и все то, что известно об общей исторической обстановке, царившей в Европе начиная с рубежа нашей эры. Распад первобытного строя в среде европейских «варварских» племен, протекавший в условиях тесных — мирных и враждебных — контактов этих племен с Римской империей, ко времени ее крушения в середине I тыс. н. э. повсеместно зашел достаточно далеко. При этом отнюдь не все племена прошли этот путь целиком, от начала и до конца. Многие из них в ходе неоднократных переселений и нескончаемых войн потеряли самостоятельность и подверглись ассимиляции. Повсеместно в Европе происходили большие изменения в области культуры и языка, забывались старые традиции. Словом, на протяжении I тыс. н. э. в Европе господствовала историческая обстановка, способствовавшая разрушению старых племен и форсировавшая процесс образования народностей. Но так как внутренние социально-экономические условия для их образования у значительной части европейских племен тогда еще не вполне сложились, а политическая обстановка неоднократно и коренным образом изменялась, процесс этот шел мучительно, с перерывами, с переменным успехом. «Недозревшие» народности не раз ломались, их обломки группировались по-новому.

Древнерусская народность: определение, формирование и историческое значение

Как формировалась древнерусская народность? Развитие феодальных отношений происходит в процессе преобразования племенных союзов в княжества, то есть отдельные государственные объединения. С этого процесса начинается история Киевской Руси. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности – процессы взаимосвязанные.

Что предшествовало основанию Киевской Руси? Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Основание государства

В девятом веке славянское общество достигло того уровня, когда требовалось создание правового поля, регулирующего конфликты. Междоусобицы возникали вследствие неравенства. Государство – это и есть правовое поле, способное решить многие конфликтные ситуации. Без него такое историческое явление, как древнерусская народность, существовать не могло. Кроме того, объединение племен было необходимо, потому как государство всегда сильнее, нежели не связанные друг с другом княжества.

О том, когда возникло государство, объединившее восточных славян, историки спорят и по сей день. В начале IX века ильменские словене и угро-финские племена затеяли такую вражду, что местные вожди решились на отчаянный шаг: пригласить к себе опытных правителей, желательно из Скандинавии.

Правители-варяги

Согласно летописи, мудрые вожди отправили послание Рюрику и его братьям, в котором говорилось, что земля их богатая, плодоносная, но нет мира на ней, одни распри и междоусобицы. Авторы письма приглашали скандинавов княжить и наводить порядки. В этом предложении для местных правителей ничего постыдного не было. Знатных чужеземцев нередко приглашали с этой целью.

Читайте также  Греко-персидские войны: ход событий и значение

Основание Киевской Руси способствовало объединению почти всех восточнославянских племен, о которых шла речь в летописи. Белорусы, русские и украинцы – потомки жителей феодальных княжеств, объединенных в государство, ставшее одним из самых могучих в Средневековье.

Легенда

Этот город был столицей славянского племени полян. Предводительствовал им некогда, согласно легенде, Кий. Помогали ему управлять Щек и Хорив. Киев стоял на пересечении дорог, в очень удобном месте. Здесь обменивали и покупали зерно, оружие, скот, украшения, ткани. Со временем Кий, Хорив и Щек куда-то сгинули. Славяне платили дань хазарам. Проходившие мимо варяги заняли «беспризорный» город. Происхождение Киева покрыто тайнами. Но создание города – одна из предпосылок формирования древнерусской народности.

Однако версия о том, что основателем Киева является Щек, подвергается большим сомнениям. Скорее, это миф, часть народного эпоса.

Почему именно Киев?

Этот город возник в центре территории, населенной восточными славянами. Расположение Киева, как уже было сказано, весьма удобное. Широкие степи, плодородные земли и густые леса. В города были все условия для скотоводства, земледелия, охоты, а главное – для обороны вражеского нашествия.

Какие исторические источники говорят о зарождении Киевской Руси? О возникновении восточнославянского государства, а стало быть – и древнерусской народности, сообщает «Повесть временных лет». После Рюрика, пришедшего к власти по приглашению местных вождей, Новгородом стал править Олег. Игорь управлять не мог в силу юного возраста.

Олегу удалось сосредоточить власть над Киевом и Новгородом.

Исторические понятия

Древнерусская народность – этническая общность, в которую объединились восточнославянские племена с образованием раннефеодального государства. Следует несколько слов сказать о том, что скрывается под этим историческим термином.

Народность – историческое явление, характерное именно для раннефеодального периода. Это общность людей, которые не являются членами племени. Но они пока еще и не жители государства, обладающего прочными экономическими связями. Чем же народность отличается от нации? Современные историки на сегодняшний день не пришли к единому мнению. Относительно этого вопроса все еще ведутся дискуссии. Но с уверенностью можно сказать, что народность – это то, что объединяет людей, имеющих общую территорию, культуру, обычаи и традиции.

Периодизация

Тема статьи – древнерусская народность. А потому стоит привести периодизацию развития Киевской Руси:

  1. Возникновение.
  2. Расцвет.
  3. Феодальная раздробленность.

Первый период относится к девятому-десятому векам. И именно тогда восточнославянские племена начали преобразовываться в единую общность. Безусловно, различия между ними исчезали постепенно. В результате активного общения и сближения из множества диалектов сформировался древнерусский язык. Создавалась самобытная материальная и духовная культура.

Сближение племен

Восточнославянские племена проживали на территории, которая была подчинена единой власти. Если не считать постоянные междоусобицы, которые происходили и на последнем этапе развития Киевской Руси. Но взаимовыгодные отношения привели к зарождению общих традиций и обычаев.

Древнерусская народность – определение, которое подразумевает не только общность экономической жизни, языка, культуры и территории. Это понятие означает общность, состоящую из основных, но непримиримых классов – феодалов и крестьян.

Формирование древнерусской народности представляло собой процесс длительный. Особенности в культуре и языке людей, населяющих разные области государства, сохранились. Различия не стерлись, несмотря на сближение. Позднее это послужило основой для формирования русской, украинской и белорусской народностей.

Понятие «древнерусская народность» не утрачивает своей актуальности, потому как эта общность является единым корнем братских народов. Жители России, Украины и Белоруссии пронесли через столетия понимание близости культуры, языка. Историческое значение древнерусской народности велико, независимо от современной политической и экономической ситуации. Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть составляющие этой общности, а именно: язык, обычаи, культура.

История древнерусского языка

Представители восточнославянских племен понимали друг друга еще до основания Киевской Руси.

Древнерусский язык – речь жителей, населявших территорию этого феодального государства с шестого по четырнадцатый век. Огромную роль в развитии культуры играет возникновение письменности. Если, говоря о времени зарождения древнерусского языка, историки называют седьмое столетие, то появление первых литературных памятников можно отнести к десятому веку. С создания Кирилловского алфавита начинается развитие письменности. Появляются так называемые летописи, которые являются также важными историческими документами.

Древнерусский этнос начал свое развитие в седьмом веке, но к четырнадцатому, в силу жесткой феодальной раздробленности, стали наблюдаться изменения в речи жителей, населяющих запад, юг, восток Киевской Руси. Именно тогда появились диалекты, позднее сформировавшиеся в отдельные языки: русский, украинский, белорусский.

Культура

Отражение жизненного опыта народа – устное творчество. В праздничных обрядах жителей России, Украины и Белоруссии и сегодня присутствует немало схожих черт. Как появилось устное поэтическое творчество?

По улицам древнерусского государства бродили уличные музыканты, бродячие актеры и певцы. Все они имели общее название – скоморохи. Мотивы народного творчества легли в основу многих литературных и музыкальных произведений, созданных много позже.

Особенное развитие в раннефеодальном государстве получил былинный эпос. Народные певцы идеализировали единство Киевской Руси. Персонажи былин (например, богатырь Микула Селянович) изображен в эпических произведениях богатым, сильным и независимым. Несмотря на то, что герой этот был крестьянином.

Народное творчество повлияло на легенды и сказания, которые сложились в церковной и светской среде. И это влияние заметно в культуре более поздних периодов. Еще одним источник для создания литературных произведений для авторов Киевской Руси стали воинские повести.

Развитие хозяйства

С образование древнерусской народности представители восточнославянских племен начали совершенствовать орудия труда. Хозяйство, однако, оставалось натуральным. В главной отрасли – земледелии – использовались широко рала, заступы, мотыги, косы, колесные плуги.

Существенные успехи с образованием древнерусского государства достигли ремесленники. Кузнецы научились закалять, обтачивать, полировать. Представители этого древнего ремесла изготавливали около ста пятидесяти видов изделий из железа. Особенно славились мечи древнерусских кузнецов. Гончарство, обработка дерева также активно развивались. Изделия древнерусских мастеров были известны и далеко за пределами государства.

Формирование народности способствовало развитию ремесел и земледелия, что впоследствии привело к росту развитию торговых отношений. Киевская Русь развивала экономическими отношениями с зарубежными странами. Через древнерусское государство проходил торговый путь «из варяг в греки».

Феодальные отношения

Образование древнерусской народности произошло в период утверждения феодализма. Что представляла собой эта система общественных отношений? Феодалы, о жестокости которых так много говорили советские историки, действительно, сосредоточили в своих руках власть и богатство. Они использовали труд городских ремесленников и зависимых крестьян. Феодализм способствовал образованию сложных вассальных отношений, известных из истории Средневековья. Олицетворял же государственную власть великий киевский князь.

Классовые распри

Крестьяне-смерды обрабатывали имения феодалов. Ремесленники платили дань. Тяжелее всего жилось холопам и челяди. Как и в прочих средневековых государствах, в Киевской Руси со временем обострилась феодальная эксплуатация настолько, что начались восстания. Первое состоялось в 994 году. История гибели Игоря, который вместе со своей дружиной решил однажды собрать дань во второй раз, известна всем. Гнев народный – в истории явление страшное, влекущее разжигание распрей, бесчинства, а иногда даже войны.

Борьба с чужеземцами

Нормандские скандинавские племена продолжали свои разбойничьи нападения даже тогда, когда восточнославянские племена уже представляли собой этническую общность. Кроме того, Киевская Русь вела беспрерывную борьбу против орд Хазарского каганата. Жители древнерусского государства отважно отражали вражеские нашествия. Да и сами не ждали очередного нападения со стороны недруга, а, недолго думая, отправлялись в путь. Древнерусские войска нередко снаряжали походы во вражеские государства. Их славные подвиги отражены в летописях, былинах.

Язычество

Территориальное единство было существенно укреплено в годы правления Владимира Святославовича. Киевская Русь достигла значительного развития, вела довольно успешную борьбу против захватнических действий литовских и польских князей.

Язычество негативно влияло на формирование этнического единства. Назревала необходимость в новой религии, которой, безусловно, должна было стать христианство. Распространять его на территории Руси начал Аскольд. Но затем Киев захватил новгородский князь и разрушил не так давно возведенные христианские храмы.

Введение новой веры

Миссию внедрения нового вероисповедания взял на себя Владимир. Однако поклонников язычества на Руси было немало. Борьба с ними велась на протяжении многих лет. Еще до принятия христианства были предприняты и попытки обновления языческой религии. Владимир Святославович, например, в 980 году одобрил существование группы богов во главе с Перуном. Нужна была идея, единая для всего государства. А центр его должен был непременно находиться в Киеве.

Язычество, все же, изжило себя. А потому, Владимир, после длительных раздумий, избрал православие. В выборе он руководствовался, прежде всего, практическими интересами.

Нелегкий выбор

Согласно одной из версии, князь выслушал мнение нескольких священников, прежде чем сделать выбор. У каждого, как известно, своя правда. Мусульманский мир привлекал Владимира, но его пугало обрезание. К тому же, русский стол не может быть без свинины и вина. Вера евреев князю и вовсе не вселяла доверия. Греческая была красочна, зрелищна. А политические интересы окончательно предопределили выбор Владимира.

Читайте также  Внешняя политика александра i в первые годы xix века

Вероисповедание, традиции, культура – все это объединяет население стран, на которых некогда проживали племена, объединенные в древнерусский этнический союз. И даже спустя столетия связь между такими народами, как русский, украинский и белорусский, неразрывна.

Формирование древнерусской народности

Ниже приведены выдержки из малоизвестного учебного пособия «Древнерусский язык» под авторством Н.С. Можейко и А.П. Игнатенко; Минск, Высшая школа, 1978 г, 256 стр. На мой взгляд в данном пособии приведена наиболее беспристрастная, адекватная версия возникновения славянских народов с приведением конкретных ссылок на труды древних историков и общественных деятелей.

Приятного чтения!

Самыми многочисленными из всех славянских племен, выделившихся в V — VII вв. из общеславянского единства, были анты, предки восточных славян (русских, украинцев и белорусов). В VI в. они занимали огромную территорию от низовьев Днепра и Днестра на юге до Ладожского озера на севере, от Карпатских гор на юго-востоке до верхнего Поволжья на северо-востоке.

По данным Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега, анты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. Они жили в лесостепных и лесных областях и устраивали свои небольшие поселения по берегам рек и озер. «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы», — сообщает Маврикий Стратег. Славяне стояли на последних ступенях первобытнообщинного строя. Основной ячейкой их общества являлась родовая община, уже начавшая перерастать в территориальную. По многочисленным свидетельствам античных авторов, а также по данным археологических памятников, восточные славяне уже в это время знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, занимались обработкой камня, кости и другими отраслями производства.

Развитие производства во всех отраслях — в земледелии, скотоводстве, домашних промыслах рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни. В связи с этим происходило накопление богатств и присвоение чужого труда. Это привело к имущественному неравенству и возникновению эксплуатации человека человеком. С другой стороны, уровень развития ремесла и сельского хозяйства и прежде всего появление сохи дали возможность обрабатывать землю силами отдельной семьи. Прежний способ производства, основанный на общем труде и приводивший к общей собственности на средства производства, становится излишним. Происходит индивидуализация производства. Родовая община уступает место соседской, территоралыюй общине, связанной не родством, а общностью хозяйственной жизни.

На основе индивидуального хозяйства внутри сельской общины возникали частная собственность и имущественное неравенство. Из общей массы населения выделилась прослойка, отличавшаяся своим богатством. Используя свое экономическое превосходство, эти люди стали занимать господствующее положение. Они эксплуатировали челядь (домашних рабов) и попавших разными путями в зависимость крестьян (смердов). Так складывались два антагонистических класса феодального общества.

Распад родового строя, становление феодализма влекли за собой разложение и отмирание племен и возникновение территориальных, политических объединений. Хорошо известно, что уже в VI — VII вв. на Волыни существовало первичное государственное объединение дулебов, которым подчинялись некоторые другие племена. Это политическое объединение отдельные историки считают начальным моментом в истории русской государственности. К этому же времени, по-видимому, относится возникновение другого территориального объединения, в состав которого, как считает Б.А. Рыбаков, вошли русы (россы), северяне, впоследствии поляне и уличи (См.: Рыбаков Б. А. Древние русы. — «Советская археология», 1953, т. 17, с. 101). Оно вело борьбу с аварами, болгарами и хазарами. Таким образом, уже в VI — VII вв. наметилось основное территориальное ядро будущей древнерусской народности. Приблизительно в VIII в., по свидетельству арабских писателей, на территории Восточной Европы возникло несколько небольших государственных объединений, предшествовавших образованию единого древнерусского государства, — Куявия, Славия и Артания. Существование этих политических образований косвенно подтверждается и дошедшей до нас древнейшей арабской картой Восточной Европы. Автор «Повести временных лет» утверждает, что особые «княжения», представлявшие собой примитивные организации государственного типа, существовали у словен, полян, древлян, дреговичей и полочан.

Образование государственных объединений, замена племенных связей территориальными разрушали племенную обособленность. Вместо неустойчивых союзов и племенных группировок постепенно складывается единая древнерусская народность с общим для всего народа древнерусским языком.

Древнерусская народность, просуществовавшая более полутысячелетия (до конца XIII в.), закрепляет за собой и общее для всех восточных славян наименование — Русь. О происхождении термина «Русь» было высказано немало гипотез, но вопрос до сих пор остается нерешенным. Как предполагают Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков и другие ученые, это имя принадлежало вначале какой-то группе племен, расположенной в районе Среднего Поднепровья и, может быть, к юго-востоку от него. «Весьма вероятно, — писал акад. Б.Д. Греков, — что один из правых притоков Днепра, носящий имя Рось, связан с названием народа — росс. На эти предположения наводят и археологические факты: именно в Поросье найдено наибольшее количество антских вещей. Именно здесь, в стране чернозема, в полосе перехода леса к степи, имелись налицо условия для более быстрого роста культуры по сравнению с северной лесной полосой» (Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953, с. 378.).

К концу IX в. русь (росс) выступает уже не как племя или союз племен, а как народность, известная в других странах. Еще во второй половине IX в. (в 860 г.) византийский патриарх Фотий указывал, что русь — это сильный народ, с которым должны считаться его соседи. «Народ неименитый, народ несчитаемый (ни за что), народ поставляемый наравне с рабами, неизвестный, получил имя, значение, достиг блистательной высоты и несметного богатства» (Фотий, «Христианское чтение», 1882, № 9-10, с. 432.).

Во второй половине IX в. на территории восточных славян образовалось государство с центром в Киеве. О размерах этого государства и его племенном составе можно судить на основании сведений, содержащихся в «Повести временных лет». По данным «Повести», по среднему течению Днепра обитали поляне; на запад от них по реке Припяти — древляне; между реками Припятью и Западной Двиной (в пределах центральной части современной Белоруссии) жили дреговичи; по реке Полоте — полочане; в бассейне озера Ильмень, по рекам Волхову, Шелони, Ловати и Мете — словене, т.е. славяне без особого названия; на пространстве, где сходятся верховья рек Волги, Днепра и Западной Двины, располагалось обширное племя кривичей; на левом берегу Днепра, к северу от полян, — северяне; далее на восток, в бассейне реки Сож, между Днепром и Десной жили радимичи; к северо-востоку от них до реки Оки по ее верховьям — вятичи; по Западному и частью Южному Бугу — дулебы, позднее именуемые бужанами (город Бужек) и волынянами (город Волынь); по Днестру, нижнему Бугу и нижнему Дунаю обитали многочисленные племена тиверцев и уличей.

Возникновение раннефеодального государства с центром в Киеве активно содействовало дальнейшей консолидации древнерусской народности. Период существования Древнерусского государства (IX — начало XII в.) — новый этап в развитии древнерусской народности. В это время произошло объединение всех восточнославянских земель вокруг основного ядра Древней Руси. Русской землей, Русью стали называть территорию, населенную русским народом. В этом значении термины «Русь», «Русская земля» неоднократно упоминаются в «Повести временных лет», в произведениях арабских, византийских и других авторов.

С образованием древнерусской народности был связан процесс постепенного отмирания старых племенных названий. Так, «Повесть временных лет» говорит о том, что поляне стали называться Русью («поляне яже ныне зовомая Русь»). С покорением киевскими князьями древлян исчезает название «Деревьска земля» и т. д.

Постепенно стираются различия в быту, языке и культуре восточных славян, складываются определенные экономические связи, содействовавшие развитию древнерусской народности, формируется известное единство в этническом отношении, а также культурная общность, отразившаяся в памятниках литературы и искусства.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ И ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА

§ 31. В IX—X вв. у восточных славян возникли города-цент­ры — Киев и Новгород. Борьба между этими крупнейшими в по­литическом, экономическом и культурном отношениях центрами привела в конце концов к образован и’ю единого Древ­нерусского государства во главе с Киевом и к воз­никновению древнерусской народности.

факторов, содействовавших объединению бывших племен восточ­ных славян в единую древнерусскую народность.

Образование древнерусской народности выразилось, между прочим, в том, что возросла устойчивость языковой единицы — диалекта определенной территории. В эпоху племенных образо­ваний такой устойчивости языковой единицы быть не могло, ибо племена постоянно передвигались, занимая обширные территории.

Закрепление отдельных групп населения на тех или иных

территориях отразилось в постепенном отмирании старых пле­менных названий и в появлении названий жителей определен­ных областей. Так, словене стали называться новгородца­ми, поляне— киянами (от Киева), вятичи— рязанца­ми и т. д.

Такое закрепление населения на определенной территории привело к образованию новых территориальных единиц — земель и княжеств,— объединенных под властью Киева. При этом гра­ницы новых образований не всегда совпадали со старыми пле­менными границами. Так, с одной стороны, если территория Новгородской земли в общем совпадала с прежней территорией словен, то с другой — на бывшей территории одного племени кривичей формируются Смоленское и Полоцкое княжества с близкими диалектами и Псковское — с отличным от них. На тер­ритории же одного Ростово-Суздальского княжества оказались потомки словен, кривичей и отчасти вятичей.

Читайте также  Завоевание государств средней азии

Все это не могло не вести к перераспределению диалектных особенностей, к образованию но­вых диалектных групп, а следовательно, к утрате преж­него диалектного членения языка и к созданию нового такого членения. Однако объединение всех княжеств под властью Киева, создание Киевского государства привело к тому, что нарушив­шаяся несколько в период существования отдельных племенных групп общность языковых переживаний восточных славян стала вновь возможной после IX в. (это, например, отразилось в оди­наковой судьбе редуцированных в XII в. во всех восточносла­вянских диалектах), хотя, конечно, диалектные различия могли не только сохраняться, но и развиваться дальше.

В.Х—XI вв. в языке древнерусской народности постепенно накоплялись диалектные различия. На восточнославянском юге развилось изменение [г] в [у], в отличие от севера, северо-за­пада и северо-востока. На восточнославянском севере и северо-за­паде появилось цоканье, как видно, в результате влияния со сто­роны финских языков. На узкой западной территории, возмож­но, сохранялись древние сочетания [*tl], [*dl]. Все эти особен­ности затрагивали отдельные элементы фонетической системы диалектов, но глубоко не касались грамматического строя, в результате чего единство общенародного языка сохранялось.

§ 32. В укреплении единства древнерусского языка сыграла роль выработка так называемого киевского койне.

Киев возник на земле полян, и население его изначально было Полянским. О племенном диалекте полян, которые зани­мали в IX—X вв. очень небольшую территорию, а к XI в., ве­роятно, исчезли совсем, сведений не имеется. Однако сама ис­тория Киевской земли, как об этом свидетельствует археология, характеризовалась тем, что на эту территорию, еще до образо­вания Киевского государства, шло население с севера. По лето­

писным преданиям, Киевское государство и началось с захвата Киева северными князьями. Поэтому, как видно, население Киева с давних времен было этнически смешанным: в его составе были представители как северных, так и южных племен. Это смешение усиливалось и увеличивалось за счет пополнения на­селения Киева пришельцами из разных древнерусских областей.

Конечно, местные диалекты не могли в этот период подверг­нуться нивелировке, ибо тогда не было еще тех исторических условий, которые возникают в эпоху образования националь­ного языка и которые приводят к растворению диалектов в еди­ном национальном языке. Именно поэтому диалектные особен­ности продолжали развиваться, и это наиболее ярко обнаружи­валось на территориях, значительно отдаленных от Киева. Однако, несмотря на это, киевское койне сыграло определенную роль в укреплении языкового единства древнерусской народности.

§ 33. Вопрос о развитии древнерусского языка в Киевскую эпоху связан, кроме того, с вопросом о происхождении письмен­ности и о начале развития русского литературного языка.

Вопрос о возникновении письменности на Руси в настоящее время до конца не решен.

Ранее предполагалось, что письменность на Руси возникла вместе с принятием христианства, т. е. в конце 988 г. До этого времени восточные славяне якобы не знали письма, не умели писать. После крещения на Руси появились рукописные книги, сначала на старославянском языке, писанные той азбукой, ко­торую придумал Константин (Кирилл) Философ, и занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться и свои — древнерусские — книги, написанные по старославянским образ­цам, а позже русские люди начали пользоваться перенятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.

Однако такая точка зрения противоречит многим научным и историческим фактам, которые были известны и раньше, но, по существу, не принимались во внимание.

Есть основания полагать, что восточные славяне и до креще­ния Руси знали письмо. Известно, что в „Житии Константина Философа» имеется указание на то, что Константин (Кирилл),

попав в 860 г. в Корсунь (Херсонес), „обрел евангелие, писан­ное русскими буквами». По поводу того, что это были за пись­мена, мнения ученых расходятся, и вопрос окончательно не решен. Однако это обстоятельство не отрицает существования письмен­ности на Руси уже в IX в. О том же говорят и указания летописи о договорах русских с греками, относящихся к нача­лу X в. (907 г.). Без всякого сомнения, эти договоры должны были быть как-то написаны, т. е. на Руси в то время должна была уже быть письменность. Наконец, такие факты, как Гнез- довская надпись X в., берестяные новгородские грамоты XI— XII вв., различные надписи XI в., представляют древнерусское бытовое письмо, появление которого не может быть поставлено в связь со старославянским языком.

Таким образом, все эти факты могут свидетельствовать о том, что письменность у восточных славян зародилась задолго до крещения Руси и древнерусское письмо было буквенным.

С возникновением, развитием и укреплением Киевского госу­дарства развивается и совершенствуется письменность, нужная для государственной переписки, для развивающейся торговли и культуры.

В этот период начинается и история русского ли­тературного языка, проблемы которой составляют пред­мет особого изучения.

V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ

«Славянские племена, занявшие обширные территории Восточной Европы, переживают процесс консолидации и в 8-9 вв. образуют древнерусскую (или восточнославянскую) народность. Общие черты в современных русском, белорусском и украинском языках показывают, что все они выделились из одного общерусского языка. На древнерусском (восточнославянском) языке написаны такие памятники, как «Повесть временных лет», древнейший свод законов — «Русская Правда», поэтическое произведение «Слово о полку Игореве», многочисленные грамоты и др.

Начало сложение общерусского языка определяется лингвистами — как 8-9 вв.

Сознание единства Русской Земли сохранялось как в эпоху Киевской Руси, так и в период феодальной раздробленности. Понятие «Русская Земля» охватывало все восточнославянские области от Ладоги на севере до Черного моря на юге и от Буга на Западе до Волго-Окского междуречья включительно на востоке.

Вместе с тем имелось еще узкое понятие Русь, соответствующее среднему Поднепровью (Киевская, Черниговская и Северская земли), сохранившееся от эпохи 6-7 вв., когда в Среднем Поднепровье существовал племенной союз под главенством одного из славянских племен — русов. Население Русского племенного союза в 9-10 вв. послужило ядром для образования древнерусской народности, в которую вошли славянские племена Восточной Европы и часть ославяненных финских племен.

Каковы же предпосылки образования восточнославянской народности?

Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится, в основном, на 6- 8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Следовательно, всякие предположения о «русской прародине» или о зачатках восточнославянской народности внутри праславянского мира ничем не оправданы. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное не на этнодиалектной, а на территориальной почве.

Ведущая роль в сложении этой народности, по-видимому, принадлежит древнерусскому государству. Ведь недаром начало формирования древнерусской народности по времени совпадает с процессом складывания русского государства. Совпадает и территория древнерусского государства с ареалом восточнославянской народности.

Русской землей или Русью, стали называть территорию древнерусского раннефеодального государства. Термином Русь пользуется ПВЛ и зарубежные страны Европы и Азии. О Руси упоминают византийские и западноевропейские источники.

Сложение древнерусской государственности и народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство древнерусских городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В формировании древнерусского языка и народности существенная роль принадлежала распространению христианства и письменности. Очень скоро понятия «русский» и «христианин» начали отождествляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси.

В результате складывается единая материальная и духовная культура, что проявляется почти во всем- от женских украшений до архитектуры. (22, с.271-273)

«Когда в результате Калкской битвы и нашествия орд Батыя были потеряны не только единство Русской земли, но и независимость разрозненных русских княжеств, сознание единства всей Русской земли стало еще острее ощущаться в литературе. Бессознательным выражением русского единства стал единый на всей территории Русской земли русский язык, а сознательным — вся русская литература. «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», цикл рязанских повестей и особенно русские летописи напоминали о былом историческом единстве Русской земли и тем самым как бы призывали вновь обрести это единство и независимость.» (9 а, стр.140)

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: