Живопись, скульптура и архитектура xix века

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ § 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. выделяется несколько этапов. Классицизм сохранялся до середины

Живопись, скульптура и архитектура xix века

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

§ 18. АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. выделяется несколько этапов. Классицизм сохранялся до середины 1830-х гг., его сменил эклектизм. Для 30 – 50-х гг. XIX в. было характерно обращение к византийскому и древнерусскому наследию. В строительном уставе 1841 г. отмечалось: «При составлении проектов на построение православных церквей преимущественно и по возможности должен быть сохранён вкус древнего византийского зодчества».

Вид Казанского собора

Андрей Никифорович Воронихин, сын крепостного графа А. С. Строганова, учился зодчеству у В. И. Баженова. Его монументальное творение – Казанский собор в Петербурге (1801 – 1811). В соборе был погребён полководец М. И. Кутузов.

Чёткость классических форм отличает другое архитектурное сооружение А. Н. Воронихина – здание Горного института (1806 – 1811). Фасад здания с 12-колонным портиком обращён к Неве. Перед портиком установлены скульптурные группы на мифологические темы, выполненные скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским.

Здание Биржи и Ростральные колонны. Архитектор Ж. Тома де Томон

Андреян Дмитриевич Захаров, зодчий русского ампира, реконструировал здание Адмиралтейства в Петербурге. Он сохранил башню со шпилем, возведённую в первой трети XVIII в. архитектором И. К. Коробовым, и общий вид старых корпусов. Лицевой корпус подвергся капитальной реконструкции, в нём, помимо учреждений Адмиралтейства, расположились библиотека и музей. Выразительность, которую А. Д. Захаров придал Адмиралтейству, во многом олицетворяет Петербург. Здание украшено скульптурами и барельефами, которые выполнили талантливые скульпторы своего времени Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенёв и др.

Александрийская колонна и Главный штаб в Петербурге

Выходец из Швейцарии Тома де Томон построил в Петербурге здание Биржи (1805 – 1810), органически вписавшееся в ансамбль города.

Архитектор Василий Петрович Стасов проектировал Марсово поле – новую большую площадь Петербурга, руководил строительством казарм Павловского полка. Красотой и выразительностью отличается здание Опекунского совета (ныне Академия медицинских наук) архитектора Дементия Ивановича Жилярди.

Многие архитектурные ансамбли Петербурга связаны с именем Карла Ивановича Росси. В 1819 – 1829 гг. по его проекту напротив Зимнего дворца возвели здание Главного штаба как одного из основных архитектурных сооружений Дворцовой площади. К. И. Росси руководил строительством зданий Сената и Синода, Михайловского дворца (ныне Русский музей). Во внутренних помещениях дворца особой красотой выделяется парадная лестница, ведущая на второй этаж, где расположена анфилада комнат. На рубеже 1820 – 1830-х гг. К. И. Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александринского театра.

Исаакиевский собор (1818 – 1858) в Петербурге построен по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана. Собор украсили ценные облицовочные материалы (гранит, мрамор, бронза). Внутренние помещения расписывали живописцы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни и др. Исаакиевский собор – самое большое здание, возведённое в России первой половины XIX в. Гранитная колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I – также творение А. А. Монферрана.

Исаакиевский собор и памятник Петру I. Художник М. Воробьёв

Архитектор Осип Иванович Бове составлял планы восстановления Москвы после пожара 1812 г. Благодаря его усилиям Красная площадь во многом приобрела новый облик. Реку Неглинку заключили в подземную трубу; в одном из мест её русла, вдоль западной стены Кремля, разбили первый в Москве общественный городской сад. Основываясь на проекте А. А. Михайлова, О. И. Бове построил здание Большого театра (1825), перед которым спроектировал одну из площадей города (ныне Театральная). В результате сложился архитектурный комплекс, в котором центральное место занимал Кремль. О. И. Бове проектировал строительство корпусов Первой градской больницы и Триумфальных ворот у Тверской заставы. Он принимал участие и в оформлении Манежа, который построил Карбонье по проекту французского инженера Бетанкура.

Вид храма Христа Спасителя в Москве

Скульптура. На рубеже XVIII – XIX вв. русская скульптура переживала новый подъём. По проекту Ивана Петровича Мартоса в Москве на Красной площади был возведён памятник Минину и Пожарскому. Феодосий Фёдорович Щедрин принял участие в обновлении скульптур фонтана Большого каскада в Петергофе. Вместе с ним работали Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев.

Представителем классицизма в скульптуре был Иван Петрович Витали. Он совместно с И. Т. Тимофеевым является автором проекта Триумфальных ворот в Москве, увенчанных шестёркой лошадей, запряжённых в колесницу, с фигурой Славы, барельефов с изображением сцен изгнания французов из России. И. П. Витали работал и над статуями апостолов, евангелистов и ангелов, украсившими Исаакиевский собор.

В реалистической манере, которая отличается выразительностью движений и красотой силуэтов, работал Пётр Карлович Клодт. Наиболее известное его произведение – четыре конные группы на Аничковом мосту в Петербурге. Среди других работ скульптора памятники баснописцу И. А. Крылову и императору Николаю I.

Архитектор Константин Андреевич Тон – родоначальник русско-византийского стиля. По его проектам возводили храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883). В 1838 – 1849 гг. он руководил строительством Большого Кремлёвского дворца, зданий вокзалов в Петербурге и Москве.

Укрощение коня. Скульптор П. Клодт

Живопись. В живописи первой половины XIX в. присутствовали разнообразные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина.

Художник Орест Адамович Кипренский с большим мастерством передавал внутренний мир человека, о чём свидетельствуют написанные им портреты Е. П. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, Д. Н. Хвостовой, А. С. Пушкина. Новаторством отличалось творчество Василия Андреевича Тропинина. На картинах «Старик нищий», «Кружевница», «Гитарист» с большой теплотой изображены простые русские люди в будничной непринуждённой обстановке.

Пейзажи Италии принесли славу художнику Сильвестру Феодосиевичу Щедрину, картины с изображением моря – «Наваринский бой», «Девятый вал» и многие другие – Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Карл Павлович Брюллов – автор картины «Последний день Помпеи», рассказывающей о гибели этого города под пеплом проснувшегося вулкана Везувия. На полотне изображены люди, охваченные страхом перед разбушевавшейся стихией. К. П. Брюллов писал и портреты, например В. А. Жуковского, И. А. Крылова и др.

Около 20 лет жизни посвятил художник Александр Андреевич Иванов работе над картиной «Явление Христа народу». Это монументальное по духовной значимости и художественной выразительности полотно И. Е. Репин назвал «самой гениальной и самой народной русской картиной».

Сцены деревенской жизни и крестьянского труда мастерски изображены на полотнах Алексея Гавриловича Венецианова: «Утро помещицы», «На жатве. Лето», «Жнецы». Художник Павел Андреевич Федотов писал картины на бытовые темы: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка» и многие другие.

Эклектизм – соединение разнородных художественных элементов разных архитектурных стилей.

Ампир (от франц. «империя») – стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Отличался монументальными формами и богатым декором, воплощал идею государственного могущества.

Вопросы и задания

1. Пользуясь материалом параграфа, иллюстрациями и дополнительной литературой, составьте рассказ об одном из архитектурных памятников первой половины XIX в.

2. С какими событиями общественной жизни было связано творчество архитектора К. А. Тона?

3. Творчество какого художника указанного периода вам ближе и почему?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Архитектура. Русско-византийский стиль, появление которого связано с именем К. А. Тона, многие современники оценивали критически. Русские зодчие стремились возродить национальные традиции в архитектуре. Эти идеи воплощал А. М.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура Академия художеств при Екатерине стала важнейшим центром развития искусства в России XVIII века. Хорошо устроенная по продуманному плану, под внимательным и добрым присмотром ее куратора И. И. Шувалова, Академия художеств была «оранжереей», в которой

Живопись. Скульптура

Живопись. Скульптура Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. В конце XIX в.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в Ватикане

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в

§ 5. Скульптура, живопись, ремесло

§ 5. Скульптура, живопись, ремесло Принято считать, что история скульптуры началась в Корее с проникновения и распространения буддийской скульптуры, поскольку ничего более раннего обнаружить не удалось. С другой стороны, рельефные изображения на стенах гробниц и

Читайте также  От диктатуры рабочего класса к диктатуре вождя

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский стиль живописи — так называемый помпейский, изученный по

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура VII–VI вв. до н. э. в истории архаической Греции связаны с расцветом каменной архитектуры. Постройка жилых зданий и портовых сооружений была связана с оживлением хозяйственной жизни, с колонизацией и с развитием торговли. Общественные здания из

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура Развитие римской архитектуры и скульптуры проходило под сильным греческим и этрусским влиянием. В частности, у этрусков практичные римляне заимствовали некоторые приемы строительной техники. Профессиональные достижения этрусских умельцев

4. Живопись, архитектура и скульптура

4. Живопись, архитектура и скульптура В непростых условиях сегодня находится российская живопись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В. В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количество портретов Президента, а также деятелей мировой культуры

5. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура 5. В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;2) изменение характера

5. Живопись, архитектура и скульптура

5. Живопись, архитектура и скульптура В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его

История России

Изобразительные искусства и архитектура в XIX веке

Памятник Минину и Пожарскому. И. П. Мартос. 1804-1818 годы.

В начале XIX в. глубокие сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию новых течений в живописи, скульптуре и архитектуре. Под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге — Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт — А. Н. Воронихина, Биржа — Тома де Томона и ряд сооружений К. И. Росси; в Москве — комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).

В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, тот поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ «Северной Пальмиры», который воспели А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и другие поэты. Неувядаемой красоте зданий содействовала и монументально-декоративная скульптура, переживавшая в творениях И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского и С. С. Пименова свой большой расцвет. В памятнике Минину и Пожарскому Мартоса воплотилось высокое патриотическое воодушевление передовых людей тогдашнего русского общества.

Большим совершенством отличаются изделия декоративно-прикладного искусства этого времени, отмеченные классической ясностью и простотой форм. Мебель, произведения из чугуна и бронзы, керамика, резьба по дереву способствуют богатству и привлекательности внутреннего и внешнего убранства зданий, участвуя в общем создании стиля зрелого классицизма.

Здание Главного штаба в Петербурге. Архитектор К. И. Росси. Литография К. Беггрова 1820 года.

Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.

Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С. Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.

В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время непрекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.

Последний день Помпеи. К. Брюллов. 1830-1831 годы.

Классицизм в этот период окончательно утрачивает свои прогрессивные стороны, вырождаясь в реакционный академизм. На почве отрицания самодержавного строя и вместе с тем разочарования в возможности близких социальных перемен, охватившего многие круги русского общества, а также с появлением новых философских воззрений значительное распространение получает романтизм, приобретающий по сравнению с началом XIX в. более противоречивый характер. Наряду с этим новое, сурово-объективное восприятие действительности порождало углубленные реалистические стремления, осуществлявшиеся подчас в рамках того же романтизма (в его передовых проявлениях). Но уже к 40-м годам происходит отчетливое изживание романтических тенденций, утверждение последовательно реалистических принципов в искусстве.

В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстракции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах — памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) — сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.

Пристальный интерес к вопросам исторического развития и судьбам народов, который был связан со всем характером передовых идей и миросозерцания людей той эпохи, побуждал художников искать больших обобщающих тем, в которых отразились бы значительные моменты в жизни человечества. На первое место в искусстве 30-х годов выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия. Однако в истолковании этого события и в его художественном воплощении Брюллов шел несколько внешним путем. Несмотря на романтический пафос, Брюллов в композиции, изображении фигур людей не порывал полностью с приемами классицистической идеализации, желая увлечь зрителя пластической красотой человеческих тел. Большой убежденностью и жизненной силой характеристик отличались многие (в особенности небольшие по размерам) портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.

Парень, играющий в бабки. Н.С. Пименов. 1836 год.

Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, поворотный момент в жизни человечества. Он остановился на евангельском рассказе о пришествии Мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. Сложная религиозно-нравственная идея о необходимости освобождения человечества от угнетения и рабства отражала противоречия в мировоззрении художника, свойственные в эти годы многим представителям дворянской интеллигенции, решавшим социальные вопросы в моральном плане. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в котором, по словам самого художника, «сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», сознание себя человеком. Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи. В поздний период Иванов свои замыслы и художественные искания пытался воплотить в серии эскизов на библейские сюжеты, по-новому осмыслив религиозные мифы. В высоко поэтической и совершенной художественной форме он передал красоту древних сказаний, рожденных народной фантазией, далеко уйдя от церковного понимания библии.

Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т. Г. Шевченко, картинах ряда учеников А. Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы.

Читайте также  Культура и быт во второй половине xviii века в россии

В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815—1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охарактеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить характеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие интимные портреты. Показывая уродство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.

В 50-е годы бытовой жанр приобретает все большее значение. Однако лишь в 60-е годы, в пору демократического подъема, бытовая живопись достигает уровня боевого искусства. Необходимость правдивого искусства, обращенного прежде всего к современной жизни, глубоко вскрывающего и бичующего социальные пороки, борющегося за интересы народа — эти требования, выдвигавшиеся Н. Г. Чернышевским и другими революционерами-демократами, находят свое отражение в творчестве Василия Григорьевича Перова (1834—1882), И. М. Прянишникова (1840—1894), Н. В. Неврева (1830—1904) и ряда других живописцев и рисовальщиков того времени. Обличение невежественного духовенства как опоры самодержавия, произвола чиновников, жестоких и грубых нравов купцов, изображение тяжелой доли крестьянства и забитости маленьких «униженных и оскорбленных» людей составляют основное содержание картин этих художников, пробуждающих в зрителе протест против тогдашнего общественного строя. Немалый вклад художники-шестидесятники внесли и в область портрета. Портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, В. И. Даля и др., созданные Перовым, по глубине психологического и социального анализа представляют выдающиеся произведения портретной живописи.

Демократическое искусство утверждало себя в борьбе с салонным, безыдейным направлением в живописи и скульптуре, развивавшимся под эгидой Академии художеств. В 1863 г. 14 окончивших Академию учеников во главе с И. Н. Крамским (1837—1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств «передвижники» поддерживали все передовые художественные начинания, сыграв огромную роль в развитии реалистического русского искусства.

Художественное движение 60-х годов подготовило почву для расцвета искусства в 70—80-е годы. Такую же почву подготавливала архитектура и искусство в 30-е годы XX века.

Вопрос 15. Живопись, скульптура и архитектура в 19 веке.

Господствующим официальным направлением в русской живописи первой половины XIX в. был академический классицизм. Центром академического искусства, хранившим неприкосновенность академических художественных традиций, была императорская Академия художеств, высшее учреждение страны в области изобразительного искусства. Художники Брюллов и Бруни были наиболее крупными представителями академического искусства первой половины XIX в. Картины академической школы представляли собой преимущественно парадные полотна с тщательно продуманной, сложной композицией, театрализованной трактовкой сюжета, эффектным освещением. Сюжеты для своих картин академические художники обычно брали из античного мира, библейских сказаний, из древней и средневековой истории.

Содержание их картин не удовлетворяло новых запросов и потребностей русской общественной жизни. Заслугой академического классицизма было прекрасное знакомство с художественной культурой прошлого, высокая и тщательная работа над рисунком, высокое мастерство в создании искусной, сложной и выразительной композиции. Примером в этом отношении является мастерски выполненная картина Брюллова «Последний день Помпеи». Выдающееся значение в развитии русской живописи имели замечательные портреты работы Брюллова и особенно Кипренского, в которых чувствовалось зарождение реалистического направления.

Реализм в русской живописи, которому принадлежало будущее, родился вне стен Академии художеств. Зачинателями реализма в русской живописи были такие крупнейшие мастера, как Венецианов и Федотов. Венецианов сознательно порвал с академическим классицизмом, пошёл к действительной жизни, к природе, к натуре. Он смело ввёл в живопись родную русскую тематику; его картины были по своему содержанию национальными произведениями. Его первое написанное в новой манере полотно «Гумно» (1824 г.) произвело настоящий переворот. За ним последовали картины «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Группа крестьян», «Одевающийся мужичок», «Помещица, занятая хозяйством» и др. Реалистическая тематика и реалистическая трактовка образов, почерпнутых преимущественно из народной среды, стали основой творчества Венецианова. Но это ещё не был полноценный реализм. Венецианов взглянул на русскую действительность, но увидел её в какой-то мере через розовые очки: он несколько идеализировал жизнь и быт крепостной деревни; веяния сентиментализма чувствовались в его картинах.

Подлинным основоположником реализма в русской живописи явился художник Федотов. Он выступил в конце 40-х годов с рядом полотен, которые как бы представляли в русской живописи «натуральную школу» Гоголя («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Болезнь Фидельки» и др.). «Я учусь жизнью, я тружусь глядя»,— объяснял Федотов принципы своего реалистического искусства. Его картины — не бесстрастные фотографии окружающей жизни, они принадлежали к «критическому направлению», разоблачали затхлый быт помещиков, купцов и чиновников. Сатирическое осмысление сюжета ясно чувствуется в картинах Федотова. Это осмысление возникло не без влияния революционно-демократической интеллигенции, с которой общался художник. Демократически настроенный критик неприглядной предреформенной русской действительности сочетался в Федотове с замечательным художником, мастером отточенного рисунка, продуманной композиции и колорита. Федотов неустанно трудился над своими произведениями.

Особняком стояло творчество художника Иванова— одного из величайших мировых живописцев. Он почти всю жизнь работал над одним полотном — «Явление Христа народу», в котором стремился выразить посредством библейского сюжета владевшие им идеи нравственного возрождения, совершенствования человечества, страстно ждущего освобождения жизни от несправедливости и гнёта. Не религиозные, а моральные, общественно-воспитательные категории привлекали художника. Иванов во многом преодолел мертвенность академического классицизма, смело повернув в сторону реализма. На первом плане картины — не Христос, а простой народ, ожидающий освобождения и возрождения.

В области скульптуры в первой половине века выдвинулось несколько крупных мастеров: Мартос, Ф. Толстой, Пименов, Клодт. Значительно творчество Мартоса, автора замечательного памятника народным героям Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Памятник создан в духе классицизма и выражает подъём патриотизма, мужественную решимость героического народа к защите родины. Пименов в 1836 г. изваял свою статую «Парень, играющий в бабки»,— народная русская тематика впервые вошла с этой статуей в область скульптуры. Ф. Толстой — участник декабристской организации — запечатлел на своих барельефах героическую эпопею 1812г. и заграничные походы 1813—1814 гг. Но и здесь в соответствии с академическими традициями русские люди были изображены на манер античных героев. Реалистическими устремлениями были проникнуты замечательные фигуры животных работы Клодта. .

Архитекторы первой половины века — А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в Петербурге, Д. И. Жилярди в Москве — продолжали развивать лучшие традиции классицизма. Шедеврами их искусства явились Казанский собор Воронихина и Адмиралтейство Захарова (в Ленинграде).

Стилем, завершившим собой развитие классицизма в архитектуре России, явился русский ампир. Наиболее яркие а законченные архитектурные памятники этого стиля создал Росси, великий мастер не только по возведению отдельных зданий, но и творец целых архитектурных ансамблей (например, улица зодчего Росси в Ленинграде). К числу лучших творений Росси принадлежат здание Главного штаба и Александрийский театр (ныне Государственный академический театр драмы в Ленинграде).

В театре, музыке и живописи выявились те же общие стремления к созданию правдивого, народного, национального искусства, что и в развитии литературы. Утверждением этих демократических прогрессивных устремлений было создание реализма в русском театре, в творчестве Щепкина и школе Малого театра; победа демократического реализма — в живописи Федотова; создание национальной русской музыки — в творчестве Глинки.

Архитектура, живопись, скульптура XIX века – Искусство, культура

В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века (архитектура, живопись, скульптура) не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но всё же и в нем намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений. Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для неё стилем является классицизм, в споём развитии приведший к стилю «ампир»; последний и получил в этот период наибольшее распространение. Ампир – стиль величественных построек с колоннадами.

Выдающимися архитекторами этого времени были Воронихин, построивший Казанский собор в Петербурге, и Захаров, автор проекта здания Адмиралтейства. В Москве, под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма и ампира крепостными архитекторами. Значительно беднее живопись этой поры, особенно первых двух десятилетий.

В первую четверть XIX века выступает А. Г. Венецианов, вначале портретист, в 20-х годах ставший «отцом русского жанра», т. е. бытовых сцен («Гумно», «На пашне» и др.). Идя от сентиментализма к реализму, он стал родоначальником целой школы в русской живописи. Выдающимся художником был Кипренский, романтик по направлению. Он нарисовал прекрасный, выполненный в романтическом духе портрет Пушкина (1827). В 20-х годах великолепным портретистом и жанристом был В. А. Тропинин, происходивший из крепостных крестьян.

Читайте также  Самые знаменитые битвы первой мировой войны

Он написал один из наиболее похожих портретов Пушкина. Тропинин отличается от Венецианова тематикой: Венецианов изображал крестьян и крестьянский быт, Тропинин – мелкий городской люд («Гитарист», «Кружевница»). Из скульптуры только два памятника того времени оказались и художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников.

Это памятник Суворову (1801) в Петербурге и Минину и Пожарскому (1826) в Москве, оба в классицистическом стиле. Зарождается большой интерес к музыке не только в среде дворянства, но и среди купечества, служилой интеллигенции, чиновничества, мещан. Большого расцвета достигает в первую четверть XIX века романс и песня, основанная на народных мелодиях.

Выдающиеся образцы в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Красный сарафан», «Метелица»), А. Л. Гурилёв («На заре туманном юности», «Колокольчик»). Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, связанной со словом: романса, песни, а затем и оперы. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. Выступает в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке – М. И. Глинка (романс «Не искушай меня без нужды», 1825, русская песня «Ах ты, душечка, красна девица», 1826). Но его знаменитые оперы «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) появляются уже в следующую четверть века.

В области театра идёт та же борьба разных направлений, что и в литературе. На сцене театров ставятся и трагедии классицизма, и пьесы сентиментального характера, и пьесы романтические. Характерной чертой русского театра этого времени является тесная связь драмы и оперы. Является тесная связь драмы и оперы. В оперу включались разговорные диалоги, а драматические спектакли содержали в себе много музыкальных вставок: увертюры, хоры, песни, арии, куплеты, балетные номера.

Театры были не только в Петербурге и Москве, но и в других городах и в усадьбах богатых помещиков. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии.

Среди актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788 – 1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Выдающейся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова.

Много и других талантливых актёров выдвинуло в это время крепостное крестьянство. Театр занимал важное место в общественной и культурной жизни начала XIX века: лучшими своими пьесами и игрой виднейших актёров театр воспитывал зрителей, поднимал патриотический дух в дни Отечественной войны 1812 года. Просвещение и культура России XIX века.

В начале XIX века в России открывается целый ряд высших учебных заведений; университеты в Казани, Харькове и Других городах; в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. При них возникают литературные общества, издаются журналы. Большое оживление замечается в области литературы. Выходит много журналов, и не только в Петербурге и в Москве, но и в Харькове, в Казани и других городах.

Эти журналы отражают ту борьбу, которая шла между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми. Происходят оживлённые споры по вопросам литературы и языка, идёт борьба литературных направлений. После войны 1812 года реакционеры с благословения правительства обрушиваются на университеты.

Поход против науки начался с Казанского университета, где после ревизии 1819 года было уволено одиннадцать профессоров по обвинению в неблагонадёжности. Были удалены наиболее известные профессора из Петербургского и других университетов. Усилился гнёт цензуры. Цензоры часто видели выступления против правительства и религии там, где их совсем не было. Произведения прогрессивной тематики и тем более с революционной политической направленностью не разрешалось печатать, и они распространялись в рукописном виде.

Переписывались вольнолюбивые стихотворения Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, стихотворения и поэмы поэтов-декабристов.

Предыдущий реферат из данного раздела: Биография Эко У.

Живопись, архитектура, скульптура в золотом веке в России

Живопись, архитектура, скульптура

Живопись, архитектура и скульптура характеризуются следующим.

  1. Расцвет русской живописи в XIX в. По актуальности и политизи­рованности живопись в XIX в. занимала вторую после литературы по­зицию.
  • В живописи первой половины XIX в. сменили друг друга стили клас­сицизм (картины К. П. Брюллова и А. А. Иванова, но в них уже про­ступают реалистические и психологические тенденции), сентимен­тализм (некоторые картины на бытовые сюжеты А. Г. Венецианова), романтизм (портреты О. А. Кипренского, В. А. Тропинина) и кри­тический реализм (бытовые сатирические полотна П. А. Федотова составили основу критического реализма) при официальном гос­подстве классицизма.
  • В живописи пореформенного периода возобладал критический реа­лизм, представителями которого были передвижники. Движение передвижничества началось с «бунта четырнадцати» в 1863 г. (14 лучших учеников Академии художеств отказались писать кон­курсную картину на сюжет из скандинавской мифологии, а когда им было запрещено самим выбрать тему, покинули Академию), а офор­милось в 1870 г. созданием Товарищества передвижных художе­ственных выставок (существовало до 1923 г.). Основателем движения стал И. Н. Крамской, идеологом – критик В. В. Стасов. Основными идеями передвижников были отказ от академической манеры живо­писи, движение искусства «в народ» (для чего и создавались пере­движные выставки, всего их было проведено 48), вместо торжествен­ного классицизма – критический реализм, обличающий актуальные пороки государства и общества, основной темой творчества должна быть Россия, ее природа, история, народ (много общего с народни­ческими идеями). Почти все художники второй половины XIX в. входили в состав Товарищества, развивая различные жанры живо­писи: сюжеты из народной жизни, историческую картину (В. И. Су­риков), психологическую картину, пейзаж (И. И. Левитан, И. И. Шиш­кин, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи), портрет (И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В. А. Серов). Почти все они работали сразу в нескольких жанрах, многожанровостью отметились И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Д. Поленов и др.

Очень важным для русской живописи было развитие музейного дела: в 1852 г. Эрмитаж открыли для посещения публики, в 1856 г. москов­ский купец-меценат П. М. Третьяков начал коллекционировать карти­ны (его частная коллекция будет передана Москве и станет основой Третьяковской галереи).

  1. Архитектура. XIX в. – расцвет русского градостроительства:
  • в архитектуре первой половины XIX в. существовали два стиля: гос­подствовал стиль ампир (вершина классицизма), а на фоне его упад­ка в 1830-е гг. развивался так называемый русско-византийский стиль. В стиле ампир свои творения создали архитекторы К. И. Рос­си (здания Генерального штаба, Сената и Синода, Александровско­го театра в Петербурге), О. Монферран (Александровская колонна на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном и Исаакиевский собор в Петербурге), швейцарец Ж. Тома де Томон (здание Биржи в Петербурге), бывший крепостной А. Н. Воронихин (здание Горного института в Петербурге и главный собор Петербурга – Ка­занский собор в честь Казанской иконы Богоматери – символа русских ополчений 1612 г.), А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), О. И. Бове (здание Манежа в Москве). В русско-византийском стиле работал К. А. Тон (Большой Кремлевский дво­рец и храм Христа Спасителя в Москве);
  • с середины XIX в. в архитектуре доминируют два стиля: эклекти­ка – стиль, основанный на смешении разных архитектурных тра­диций и стилей (эпохи Возрождения, готики, византийского стиля и пр.), и неорусский (или псевдорусский) стиль, для которого было характерно использование элементов древнерусского зодчества для декора зданий (здания Исторического музея работы В. О. Шервуда, Городской думы работы Д. Н. Чичагова, а также Верхних торговых рядов, то есть будущего ГУМа, работы А. Н. Померанцева).
  1. Скульптура. Наиболее известными скульпторами первой половины XIX в. были И. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Крас­ной площади в Москве, рис. 19.2) и П. К. Клодт (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, памятники И. А. Крылову в Летнем саду Петербурга и Николаю I у Исаакиевского собора там же).

Важнейшими вехами в истории скульптуры пореформенной России стали творчество М. М. Антокольского (серия исторических портре­тов), А. М. Опекушина (знаменитый бронзовый памятник А. С. Пуш­кину, 1880 г.) и М. О. Микешина (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 г., памятник Екатерине II в Петербурге, 1873 г.).

Таким образом, в XIX в. произошел подъем во всех сферах культуры, были созданы классические образцы, что заставило мастеров рубежа XIX-XXвв. искать новые творческие формы.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: