Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в. - Sogetsu-Mf.ru

Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в.

Статья посвящена теории устройства государственного строя России периода абсолютизма. В данной проблематике представлен историографический анализ коллегий как централизованных отраслевых органов управления. Формирование чиновничества в Российской Империи.

Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в.

Формирование и развитие органов государственного управления Российской империи в первой четверти XVIII века Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марченко А.Н., Малыгина Е.А.

Статья посвящена теории устройства государственного строя России периода абсолютизма. В данной проблематике представлен историографический анализ коллегий как централизованных отраслевых органов управления. Формирование чиновничества в Российской Империи.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Марченко А.Н., Малыгина Е.А.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие органов государственного управления Российской империи в первой четверти XVIII века»

232 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

момент главная задача каждой страны — внести посильный вклад в решение общемировых проблем (таких например, как терроризм, эпидемии и т.д.), не запирая наработки внутри страны, тем самым не передавая опыт миру.

1. Антиглобалисты. История движения и хроника борьбы [Электронный ресурс] // Сайт РИА Новости. — 06.06.2007. — Режим доступа: www.ria.ru.

2. Большая актуальная политическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. — М.: Эксмо, 2009. — Режим доступа: www.politike.ru

3. Бородулина Л. П., Кудряшова И.А., Югра В.А. Международные политические организации: учеб пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.

4. Официальный сайт Антиглобалистического движения в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.anti-global.ru.

5. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.un.org.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVШ ВЕКА

© Марченко А.Н.*, Малыгина Е.А.*

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

Статья посвящена теории устройства государственного строя России периода абсолютизма. В данной проблематике представлен историографический анализ коллегий как централизованных отраслевых органов управления. Формирование чиновничества в Российской Империи.

Ключевые слова Сенат, коллегии, органы централизованного управления, монарх, канцелярии, Святейший Правительствующий Синод.

К XVIII веку в России складывается абсолютная монархия. Абсолютная монархия в России характеризовалась сосредоточением судебной, исполнительной и законодательной власти в руках монарха, правом правителя рас-

* Студент кафедры Теории и истории государства и права (специальность: Государственное муниципальное управление). Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

* Студент кафедры Теории и истории государства и права (специальность: Государственное муниципальное управление). Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

поряжаться финансами, устанавливать налоги, осуществлять управленческие функции, централизацией местного самоуправления. Российский абсолютизм опирался на дворянство и служивых людей.

В 1699 году наряду с Боярской Думой Петр создал Ближнюю канцелярию, в которую вошли 20 особо приближенных к Петру людей. В начале в ее компетенцию входил контроль за расходом и приходом денежных средств. Вскоре функции канцелярии расширились и в неё стали входить начальники приказов, и она получила название «Конзилия» министров. В ней также как и в приказах прослеживался четкий график работы, определенная структура, состоящая из должностных лиц, которые получали жалование, также как и в приказах Московского государства в «Коллизии» министров было налажено делопроизводство [1, с. 56]. В первой четверти XVIII века был проведен ряд реформ, связанных с изменением устройства органов государственного и местного управления. Необходимость проведения реформ связана с тем, что государство перестает справляться с новыми, возникающими перед ним задачами, государственные органы дают сбои. В 1711 году создается новый высший орган исполнительной и судебной государственной власти -Сенат, который заменил собой Боярскую Думу. Должностные лица назначались и освобождались от должности императором. В Сенат входили 9 человек, трое являлись представителями знати, трое — бывшие члены Боярской Думы, трое — из дворян, также туда входили Разрядный стол, расправная палата и генерал-рекетместер, который принимал жалобы от населения, генерал-фискал, который доносил императору. Решения Сенат принимал коллегиально. В его компетенцию входили следующие вопросы: внутренней и внешней политики, разработка нормативно-правовых актов, финансовый и налоговый контроль, надзор за судами.

Так как к концу 17 века приказы ка органы централизованного управления изжили себя в силу частого дублирования функций, увеличения населения, отсутствия контроля на местах. В следствие чего в 1699-1701 годах Петром I была проведена первая реформа органов центрального управления, ею были укрупнены приказы, а в 1717-1721 годах была проведена вторая реформа, в результате которой произошла замена приказов новыми централизованными органами — коллегиями. Всего было образовано 12 коллегий, основными из которых были: коллегия Иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейская. Их значение подчеркивалось тем, что они назывались «первейшими». Они занимали такое привилегированное положение в силу того, какое значение предавал Петр флоту, армии и дипломатии, а также благодаря той роли, которую играли их президенты (князь А.Д. Меньшиков, генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин и канцлер граф Г.И. Головкин). Три из двенадцати ведали финансовыми делами это — Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-контор коллегия (выделение казенных средств правительственным учреждениям) и Ревизион-коллегия (финансовый контроль). Еще

234 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

три коллегии отвечали за управление различными экономическими отраслями. Берг-коллегия (горная металлургия), Мануфактур-коллегия (казенные мануфактуры), Коммерц-коллегия (руководство внутренней и внешней торговлей) [2, с. 295]. В 1720 году появился Главный магистрат, который управлял делами государства, включая судебную и административную власть. Также существовали две коллегии, которые носили сословный характер: Вотчинная коллегия занималась землями дворянства, Главный магистрат являлся судом для городского населения. Управление местными судами находилось в ведении Юстиц-коллегии. В 1722 году была образована Малороссийская коллегия, в который трансформировался Малороссийский приказ. Данная коллегия была единственной, которая функционировала по территориальному принципу.

Также как и приказная система коллегиальная система формировалась и развивалась медленно, на протяжении первой половины XVIII века формировались все новые и новые органы. Новое в коллегиальной системе в отличие от приказной было то, что в коллегиальной системе было более четкое разделение обязанностей, коллегии имели единое делопроизводство, четко очерченную законодательством компетенцию и функционирование органов на основе принципа коллегиальности.

Коллегия состояла из президента, вице-президента, четырех советников и четырех ассесоров, решения которые принимали коллегиально, большинством голосов. Введение коллективного принципа принятия решения Петр мотивировал тем, что большинством голосов и при обсуждении достигается истина, недели чем решение было бы принято одним лицом.

Правовой основой деятельности коллегий является «Генеральный регламент» от 28 февраля 1720 года.

Состав коллегии тоже регламентировался регламентом. Коллегия состояла из присутствия, которое являлось общим собрание, и канцелярии. В присутствие входили президент, вице-президент, четыре-пять советчиков и четыре ассесора. Президент коллегии назначался царем. Вице-президент и другие члены коллегии назначались Сенатом. Основным полномочием канцелярии являлось ведение делопроизводства. Канцелярия состояла из секретаря. Нотариуса, регистратора, архивариуса, писцов и переводчика.

«Генеральный регламент» определял сроки работы, дни в которых проходили заседания в коллегиях. Также в коллегиях находились отраслевые местные учреждения. Система местных органов находились в Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Юстиц-коллегии, Камер-коллегии, Военной коллегии. Местные органы были, соответственно, комиссариатство, надворные суды, камеры и земские комиссары, губернаторы, рентмейстеры. Вышеуказанные коллегии приносили доношения в Сенат по поводу проделанной работы.

В соответствии с Регламентов все вопросы, которые не могли быть решены в коллегиях решал Сенат. Например, по спорным вопросам с другими

учреждениями, в силу чрезвычайных ситуаций, по требованиям подчиненных коллегиям лиц, по вопросам, превышающим их компетенцию, по делам, которые требовали внесения изменений в законодательство.

Коллегии по-прежнему не охватывали всех отраслей управления. Существовали также дворцовые, ямские, строительный, медицинские приказы и палаты.

Подводя итог, следует сказать, что круг вопросов, которыми занимались коллегии был схож с теми вопросами, которые рассматривают в настоящее время современные министерства. Коллегии просуществовали почти 100 лет, и были упразднены в 1802 году Александром I.

1. Чебанова Н.С., Рассказов Л.П. Законодательное регулирование организационных основ и полномочий приказов как органов централизованного управления в Московском государстве XVI — середина XVII вв. // Право и государство: теория и практика. — № 4. — С. 56.

2. Чистяков О.И. История отечественного государства и права: учебник. -М.: Юристъ, 2007. — 478 с.

3. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. — М.; Ростов н/Д, 2003. — 450 с.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННЫХ ПРИКАЗОВ КАК ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVП ВВ.

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

Данная статья посвящена развитию и формированию военных приказов как органов централизованного управления в Московском государстве. Рассмотрены основные приказы в военной сфере государства. Отмечена их роль в усилении централизации государства. Особое внимание уделено Иноземному, Стрелецкому и Разрядному приказам.

Ключевые слова военные приказы, централизация государства, структура, формирование, Стрелецкий приказ, Иноземный приказ, трансформация приказов.

Читайте также  Категория населения по русской правде и правде ярославичей

* Студент кафедры Теории и истории государства и права. Научный руководитель: Чебанова Н.С., преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, кандидат юридических наук.

Государственный строй Российской империи (конец XVII-первая четверть XVIII вв.).

Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом пре­поднес Петру I титул императора. Россия становится импе­рией.

Реформы высших органов власти и управления, прошед­шие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — частичные преобразования в системе выс­ших государственных органов, в структуре местного самоуп­равления, военная реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных орга­нов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной ре­формы, реформы церковного управления, финансово-нало­говой реформы, создание правовой основы для всех учрежде­ний и нового порядка прохождения службы.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объек­тивно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управле­ния (Боярская Дума и приказы) переходят в новые структуры. Боярская Дума к концу XVII в. пре­вращается в периодически созываемое совещание приказ­ных судей. Она становится контрольным органом, наблюдав­шим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

В конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототип кабинета министров; Расправная палата, просуществовав­шая до 1694 г. Функции Боярской Думы переходят к Ближней канцелярии, координи­рующей работу центральных органов управления. Чиновни­ки, входившие в канцелярию, объединились в Совет, полу­чивший название Конзилии министров (8—14 человек). В 1711 г. Боярскую Думу заменяет новый бюрократический орган. Принципы его формирова­ния и деятельности существенно отли­чались.

Приказы. При сокра­щении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления. В конце XVII в. было произведе­но укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Параллельно происходило создание специальных прика­зов, осуществлявших контрольную деятельность по отноше­нию к большой группе других приказов (например. Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государствен­ной деятельности. Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления.

Процесс централизации затронул и систему местных орга­нов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые поднялись на другой уровень: образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Приказ тайных дел: админи­стративный орган, подчиненный непосредственно царю, являвшихся общегосударственными органа­ми, вы­полнявший хозяйственно-уп­равленческие, контрольные (за местными органами и воево­дами), надзорные (за посольствами) функции.

В 1711 г. был образован Сенат как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательст­ве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован. Сенат стано­вится постоянно действующим органом. Компетенции Се­ната: судебная и организационно-судебная дея­тельность, финансовый и налоговый контроль, внешнетор­говые и кредитные полномочия. О законодательных полно­мочиях Сената ничего не говорилось. Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и дело­производства в Сенате. Все указы должны были собственно­ручно подписываться всеми членами Сената.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого не­сколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: были назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

Был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел;

2) Казенных сборов;

4) Ревизионная (бюджетная);

7) Коммерц (торговля);

8) Штатс-контора (ведение государст­венных расходов);

9) Берг-Мануфактур-коллегия (промыш­ленная и горнодобывающая).

Создание системы коллегий завершило процесс центра­лизации и бюрократизации государственного аппарата.Чет­кое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финанса­ми в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Тема 1. Реформы государственного управления в первой четверти XVIII века

Раздел 2. Государственное управление в XVIII-XIX веках.

Тема 1. Реформы государственного управления в первой четверти XVIII века.

1. Установление в России абсолютной монархии.

2. Высшие органы государственной власти после реформ Петра I.

3. Общая характеристика центральных органов власти первой четверти XVIII века.

4. Реформы местного управления первой четверти XVIII века.

5. Военная и финансовая реформы первой четверти XVIII века.

6. Реформы государственной службы в Российской империи.

Обязательные понятия темы: абсолютизм, сенат, прокуратура, коллегии, фискалы, синод, табель о рангах, генеральный регламент, камер-коллегия, штатс-контор коллегия, камер-коллегия, ревизион-коллегия, Берг-коллегия, мануфактур-коллегия, коммерц-коллегия, юстиц-коллегия, тайная канцелярия, Преображенский приказ.

1. Установление в России абсолютной монархии.

Абсолютная монархия в России окончательно складывается в первой четверти XVIII века, это было закономерным этапом развития государственной системы страны, непосредственное оформление абсолютизма связано с петровскими преобразованиями. Правление Петра I (1682-1725 гг.)

Предпосылками петровских преобразований считаются:

1. Необходимость превращения России в мировую державу (огромное государство, граничащее на западе с Польшей, на востоке – с тихим океаном, тут либо пан, либо пропал).

2. Экономическое и военное усиление России (для этого нужно вести победоносные войны).

Признаками абсолютной монархии (общие для всех стран) являются:

1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одной личности.

2. Ликвидация всех сословно-представительных органов власти.

3. Наличие сильного, разветвлённого бюрократического аппарата.

Бюрократ – чиновник, постоянно профессионально занимающийся управлением, назначенный на должность.

4. Наличие сильной постоянной армии.

Эти признаки характерны для всех стран Европы, однако у Российского абсолютизма были свои особенности:

1. Социальной опорой власти абсолютного монарха было дворянство.

2. Расцвет абсолютизма совпал с развитием крепостного права (в отличие от Западной Европы, где, наоборот, данное право отменялось).

2.Высшие органы государственной власти после реформ Петра I.

ИМПЕРАТОР — (данный титул был дарован Петру I в связи с окончанием Северной войны, после него все русские цари до Николая II именовались императорами) – единоличный глава государства.

Власть его характеризовалась следующим образом: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять».

— глава всех государственных учреждений (присутствие монарха в отдельном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему;

— назначение всех высших должностных лиц, а также чинов и наград;

— утверждение смертных приговоров и дарование помилований;

— назначение наследника и отмена этого решения (по указу о престолонаследии в 1722 г.)

СЕНАТ – высший коллегиальный орган центрального управления, члены которого назначались царём (первоначально был коллективным регентом во время отсутствия Петра I), компетенция его:

— решение важнейших вопрос внутренней и внешней политики;

— разработка и принятие законов;

— управление судебной деятельностью;

— контроль за центральными органами государственной власти.

Коллегии – органы отраслевого управления, занимавшиеся отдельными вопросами жизни страны.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. Пётр I запрертил избирать ему преемника, вокруг которого могли сосредоточиться оппозиционные силы.

В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был учреждён Святейший правительствующий Синод.

Структура управления церковью:

(считался главой церкви)

ОБЕР-ПРОКУРОР СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

(назначался императором и был светским человеком – управлял Синодом

и решал главные дела)

(8 представителей высшего белого и чёрного духовенства)

Таким образом, церковь была окончательно подчинена государству (рассказать о перегибах – снятии колоколов, обязанности священников о крамоле, выявленной на исповеди).

Для управления огромным бюрократическим аппаратом необходим был контроль, для этого создавались следующие органы:

1. Служба фискалов – орган власти, служители которого тайно узнавали о всех нарушениях и злоупотреблениях в центре и на местах (фискалы имели право входить в любые учреждения, требовать для просмотра любые дела и т. д.). Доносы фискалов регулярно докладывала Сенату Расправная палата.

2. Прокуратура – учреждение, осуществляющее постоянный контроль за действием Сената, центральных и местных учреждений.

Возглавлял прокуратуру генерал-прокурор («око государево»)

Обер-фискал (в сенате) Оберк-фискал (в синоде)

В XVIII веке появились первые органы политического сыска, к ним относятся:

Преображенский приказ (создан в 1695 г.) – орган следствия и суда по государственным преступлениям (измене, бунту, непристойным речам по отношению к царю и членам его семьи), при проведении следствия широко применялись пытки, они имели законный характер (в особом регламенте указывалось, сколько и как нужно пытать человека)

Читайте также  Ссср в эпоху развитого социализма (1964 - 1985)

Тайная канцелярия (возникла в 1718 г. в связи с расследованием дела цесаревича Алексея) – она занималась наиболее важными политическими преступлениями – против бывшей царицы Евдокии Лопухиной, дело фаворитки Петра I Марии Гамильтон.

3. Общая характеристика центральных органов власти первой четверти XVIII века.

Каковы были недостатки приказной системы управления?

Приказная система управления была заменена коллегиями – новыми органами отраслевого управления.

Деятельность коллегий регулировал документ – генеральный регламент

Президент – глава коллегии, назначался царём, имели право присутствия в Сенате.

КАНЦЕЛЯРИЯ (орган по делопроизводству включал секретаря, нотариуса, регистратора, архивариуса, переводчика и писцов).

Преимущества коллегиального управления:

1. Все дела решались общим согласием, путём обсуждения.

2. Жёсткое разграничение компетенции между коллегиями.

С. 63-64 – заполнить таблицу «Виды коллегий и их компетенция»

4. Реформы местного управления первой четверти XVIII века.

Каким образом осуществлялось местное управление в XVI-XVII веках?

Во время правления Петра I были проведены две областные реформы, но сущность и причины её одна – обложить население налогами для содержание армии:

Первая реформа 1708 г., основные её положения:

1. Вся территория России была поделена на 8 губерний: Московская, Ингерманладская (позднее – Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. (Каждая часть регулярной армии содержалась на сборы с населения соответствующей территории).

2. Губернии возглавлялись губернаторами (во главе Азовской и Санкт-Петербургской губернии – генерал-губернаторы), главной обязанностью которых было:

— сбор налогов с губернии и своевременная доставка их в соответствующие полки

— организация и деятельность суда и полиции.

3. Учреждение при губернаторе Совета ландратов – он должен был избираться местным дворянством (однако на самом деле они не избирались, а назначались Сенатом или губернатором)

Вторая губернская реформа 1719 г., основные её положения:

Вся территория страны делилась на 11 губерний (к прежним прибавлялась Астраханская, Нижегородская, Рижская), которые делились на 45 провинций (во главе с воеводами), провинции делились на дистрикты (во главе с земскими комиссарами, которых назначала Берг-коллегия, а впоследствии избирали дворяне) – для сбора подушной подати.

5. Военная и финансовая реформы первой четверти XVIII века.

Как уже говорилось, Россия претендовала на звание мировой державы, для этого необходимо было организовать новую, регулярную армию.

Основные положения военной реформы:

1. Старые формы службы были отменены, были введены две формы воинской повинности:

— всеобщая – для дворян, которые занимали должности офицеров (военная служба становилась обязанностью дворянина);

— рекрутская – для крестьян, горожан, которые становились солдатами – с определённого количества душ набиралось по одному рекруту (солдату), служба которого первоначально была пожизненной.

2. Армия переводилась на полное государственное обеспечение.

Для того, чтобы обеспечить армию всем необходимым, нужно было средства, для этого была проведена налоговая (финансовая) реформы:

1. Устанавливалась новая податная единица – душа мужского пола без различия возраста (от младенца до дряхлого старика).

2. Для установления количества людей была проведена подушная перепись населения в 1718 г., в последующие годы для уточнения душ стали проводится ревизии – так стали называться все последующие переписи населения, все переписанные крестьяне записывались в особые документы – ревизские сказки.

3. Размер подати определялся так: было вычислено количество денег, необходимых армии и это количество было поделено на переписанные души мужского пола (получилось 74 коп. с крепостных крестьян и 1 руб. 20 коп. с государственных крестьян и горожан), на самом деле – больше, объяснить почему.

4. От налогов освобождалось дворянство и духовенство.

5. Введение множества косвенных налогов (были созданы специальные должности – прибыльщики, которые придумывали налоги) – всего до 60 видов – сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, рыболовства, на продажу соли и табака, за ношение бороды и одежды старого покроя и т. д.)

Таким образом, армия была обеспечена всем необходимым, но за счёт беспощадного угнетения населения.

6. Реформы государственной службы в Российской империи.

Для управления и работы в созданном государственном аппарате должны были быть созданы чиновники-бюрократы.

Признаки бюрократического управления (государственной службы):

1. Строгая иерархия – т. е. подчинение нижестоящих лиц вышестоящим;

2. Назначение на должность (а не выборность).

3. Получение за свою работу жалования.

Для этого было принято два документа:

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ. (1714 год)

1. Поместье дворян теперь можно было передавать по наследству – таким образом, оно было приравнено к вотчине, а боярство и дворянство слилось в одно привилегированное сословие – дворянство.

2. Служба государству стала обязанностью дворянина.

3. Поместье можно было передавать только одному (как правило, старшему, сыну) – это приводило к появлению безземельного дворянства, которое должно было устраиваться на военную или гражданскую государственную службу.

Таким образом, был создано сословие, главной обязанностью и стороной деятельности которого была служба государству, управление им.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Основные её положения:

1. Военная, гражданская, придворная служба была разделена на 14 классов (рангов) чиновников (самый старший в военном первом классе был Генерал-фельдмаршал, самый старший гражданский чин – канцлер, самый младший – военные – прапорщики, гражданские – регистратор)

2. Любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения низших чинов.

3. Получение чина 14 класса недворянином давало личное дворянство (которое он не мог передавать по наследству), а получение 8-го класса давало потомственное дворянство (которое можно было передавать по наследству)

Таким образом, в начале XVIII века было создано привилегированное сословие – дворянство, главной обязанностью которого стала военная и гражданская служба.

Принцип продвижения по службе в зависимости от знатности был окончательно заменён принципом личной выслуги.

Недворянскому сословию хотя бы теоретически тоже был открыт путь к государственной службе и дворянскому званию.

Вопрос 2. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Основой для глобальных реформ в жизни Российского государства явились следующие обстоятельства.

1. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

2. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.

Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей и становится контролирующим органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. В связи с чем численность Боярской думы постоянно возрастала, а ее внутренняя структура начала дифференцироваться. Так, уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» – прототип кабинета министров.

В 1701 г. функции Боярской думы переходят к «Ближней канцелярии», координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Конзилии министров (8–14 человек). В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно.

Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления – приказов. В 1677 г. их насчитывалось 60, в 1682 – 53, в 1684 – 38. Вместе с тем, при сокращении числа центральных приказов, возрастала численность местных органов приказного управления – приказных губ. К 1682 г. она достигла трехсот.

В конце XVII в. было произведено укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр – аристократов, это усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ). Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала: если в сороковые годы XVII в. приказный аппарат составлял около тысячи шестисот человек, то уже в девяностые годы он возрастает до четырех тысяч шестисот человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около трех тысяч человек. При этом значительно возрастало число младших чиновников, что было связано с дальнейшей специализацией в деятельности приказов и их ведомственным разграничением.

3.Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились «стольники».

4. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров. Новые принципы их формирования закрепила в 1722 г. Табель о рангах.

5. Процесс централизации затронул и систему местных органов. С 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80-м годам XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень – были образованы более крупные административные единицы «разряды», ставшие предшественниками будущих губерний.

Читайте также  Денежные реформы нового времени

6. Специализация в управлении привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю, а следовательно являвшихся общегосударственными. К ним относился Приказ тайных дел (1654–1676 гг.), выполнявший ряд разнообразных функций – хозяйственно-управленческих, контрольных (за местными органами и воеводами), надзорных (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральными отраслевыми органами управления.

7. В 1680–1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов.

Реформы высших органов власти и управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:

1. 1699–1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2. 1710–1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

3. 1719–1725 гг. Происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Как отмечалось, основным событием в реформировании стало образование в 1711 г. Сената, к компетенции которого относились судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

В 1722 г. Сенат был реформирован указами Императора. Реформа 1722 г.превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом – коллегиями и канцеляриями, в системе которых также происходили существенные изменения.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства. Учреждались восемь губерний (Московская, Ингерманландская /позднее С.-Петербургская/, Киевская, Смоленская, Архангелогородская /позднее Архангельская/, Казанская, Азовская, Сибирская), по которым были расписаны все уезды и города. В 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати (образовались Воронежская, Новгородская, Нижегородская). Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы к 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: «уезд – провинция – губерния». Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

В 1718–1720 гг. прошла, соответственно, реорганизация органов городского самоуправления – были созданы новые органы – магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов в 1695–1696 гг. прекратило свое существование дворянское конное ополченце. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I – Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 1091 ;

Органы управления России в XVIII веке

Вы будете перенаправлены на Автор24

Органы управления в России в первой четверти XVIII века

Органы управления – это элементы системы публичного управленческого воздействия на общественные отношения, наделенные собственным правовым статусом, полномочиями и социально значимыми функциями, деятельность которых обеспечивается должностными лицами и является практическим выражением публичной власти.

С переходом к абсолютной монархии связано преобразование государственного аппарата: фактически происходит отмирание органов управления, которые сдерживали бы абсолютную власть монарха в стране. Так, прекращает действовать Земский собор, а также упраздняется Боярская Дума. В 1701 году управленческая функция, которую выполняла Дума, передается Ближней канцелярии при монархе. Этот орган функционирует как координационный для органов исполнительной власти, действующих в конкретной сфере. Важнейшие должностные лица, которые входили в состав Канцелярии, образовывали Комиссию министров, то есть орган исполнительной власти.

В 1711 г. был образован Сенат. На начальном этапе своего функционирования Сенат представляла собой собрание должностных лиц, возглавлявших коллегии. В последующем принципы организации и процедура деятельности Сената были реформированы. Так, по результатам реформы 1722 года были утверждены такие основные начала формирования Сената как выслуга лет и назначение, процедура осуществления управленческих функций была регламентирована соответствующими инструкциями. Сенат превратился в постоянно действующий орган высшего управления страной. В состав полномочий Сената были включены вопросы правосудия, вопросы формирования казны, обложения налогами населения, а также регулирование торговли.

Екатерина I учредила Верховный тайный совет, который фактически оттеснил от управления Сенат. Сенат при Петре I подчинялся только императору. В период правления Екатерины I между Сенатом и императрицей возник Тайный совет. Из высшего органа управления Сенат превратился в орган, подчиняющийся Совету и императрице. В качестве очередных аспектов ограничения власти Сената следует рассматривать отнесение к компетенции Совета важнейших государственных дел: если раньше важнейшие государственные дела передавали из Сената императрице, то теперь Сенат был обязан передавать такие дела Совету. Кроме того, из подчинения Сенату были исключены Военная коллегия, Морская коллегия. Из Правительствующего Сенат был переименован в Высокий. Изменения претерпел состав Сената: приближенные Екатерины I, ранее входившие в состав Сената, переходили в Совет, а их места в Сенате заняли менее влиятельные государственные чиновники.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые ограничения статуса Сената содержались в указе 1726 года, положения которого обязывали предоставлять в Совет доношения, в ответ на которые Совет направлял бы указы. Итоговым документом, закрепляющим новый ограниченный статус Сената, стал указ, именовавшийся «О должности сената». При этом необходимо отметить, что Тайный совет просуществовал только до 1730 года, когда был упразднен как ограничивающий власть монарха.

При этом императору было сложно осуществлять функции публичного управления без вспомогательных совещательных органов, и такие органы периодически возникали в XVIII веке под разными названиями.

Иные органы центрального управления в петровский период также были существенно реформированы: он заменил запутанную и неэффективную систему приказов на систему органов отраслевого управления, функции и структура которых были четко регламентированы. Эти органы получили название коллегий, и фактически они заведовали конкретной отраслью публичного управления: были коллегия иностранных дел, коллегия, которая ведала морскими делами, коллегия, которая ведала казной, и др.

В сфере местного самоуправления в петровский период также произошли существенные изменения: было преобразовано административно-территориальное устройство страны.

Территория страны была разделена на губернии. Должностные лица, возглавлявшее губернии, подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. Они были наделены широким кругом полномочий. При губернаторе также функционировал совещательный орган, который именовался коллегия. Кроме того, в качестве территориальных единиц выделялись провинции. Публичное управление на территории названных административно-территориальных единиц вверялось широкому кругу должностных лиц, которые ведали каждый отдельной отраслью управления.

Органы управления в России при Екатерине II

После смерти Петра I система публичного управления, которая довольно дорого обходилась в содержании и представляла собой сложный разросшийся государственный механизм, была упразднена. Реформирование органов публичного управления широко проводилось Екатерины Великой. Как только она вступила на престол, ей было утверждено Наставление губернаторам, положениями которого она отмечала их высокую роль в управлении страной и фиксировала их подчинение непосредственно императрице и Сенату. Губернатор наделялся широкой властью в административной сфере. Кроме того, ему предоставлялись отдельные судебные полномочия. Так, губернатор мог отрешать от должности иных губернских чиновников при условии доклада об этом Сенату. В случае каких-либо волнений губернатор был обязан принимать меры самостоятельно, не дожидаясь указов верховной власти. Все органы управления местными сообществами подчинялись губернатору. На губернатора возлагались обязанности по обеспечению строительства и поддержания в надлежащем состоянии дорог, мостов, борьба с разбойными нападениями. На подвластной территории также губернатор выполнял ревизионный функции.

При Екатерине Великой подверглись реформированию учрежденные в петровский период органы специального полицейского управления. Она была напугана революционным настроением населения и прилагала усилия к совершенствованию органов полиция. Так, на территории городов полицейские функции выполняли городничий, в столице – обер-полицмейстер. В последующем был создан новый орган полицейского управления – это Управа благочиния. Она формировалась в каждом городе, ее состав был коллегиальным.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: