Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)
Глава 5. Эпоха иконоборчества (717–867)
Эпоха иконоборчества (717–867)
Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802). Отношения к арабам, болгарам и славянам. Внутренняя деятельность императоров Исаврийской династии. Религиозные противоречия первого периода иконоборчества. Коронование Карла Великого. Итоги деятельности Исаврийской династии. Внешние связи Византийской империи. Первое русское нападение на Константинополь. Борьба с западными арабами. Византия и болгары в эпоху Аморийской династии. Второй период иконоборчества. Разделение церквей в IX веке. Литература, просвещение и искусство.
Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802)
До недавнего времени император Лев III (717–741), основатель новой династии, во всех исторических трудах назывался исаврийцем, а потомки его именовались исаврийской династией. Однако, в конце XIX века было выдвинуто мнение, что Лев был не исавром по рождению, но сирийцем[547]. В настоящее время эта точка зрения принимается некоторыми исследователями[548], но отвергается другими[549]. Путаница в этом вопросе может быть прослежена до Феофана‑хрониста начала IX века, автор основной информации о происхождении Льва. Он пишет: «Лев Исавриец… происходил из Германикеи, на самом же деле из Исаврии»[550]. Латинский же перевод Феофана, сделанный папским библиотекарем Анастасием во второй половине того же IX века, сообщает, не упоминая ни словом об Исаврии, что Лев происходил из жителей Германикеи и был родом сириец (genere Syrus)[551]. Житие Стефана Нового также называет Льва «родом сириец» (о συρογενης)[552]. Германикея, действительно, находилась в пределах северной Сирии, на восток от Киликии. Арабский источник также называет Льва «христианским жителем Марата», т.е. Германикеи, умевшим правильно говорить по‑арабски и по‑ромейски[553]. Поэтому нет нужды предполагать, будто Феофан смешал сирийскую Германикею с Германикополем, входившим в состав провинции Исаврии[554]. Сирийское происхождение Льва, таким образом, становится очень вероятным.
Сын Льва III, Константин V Копроним (741–775), в первый раз был женат на Ирине, дочери хазарского кагана. От этого брака у них был сын Лев IV, часто называемый Хазар (775–780), который был женат на гречанке из Афин Ирине. Последняя, после смерти мужа, стала править государством за несовершеннолетием сына Константина VI, провозглашенного императором (780–797). Когда последний сделался единодержавным правителем, между ним и властолюбивой Ириной вспыхнула вражда и борьба за власть, окончившаяся тем, что мать свергла с престола и ослепила своего сына и сама сделалась единодержавной правительницей империи (797–802). С именем Ирины связывается вопрос о том, могут ли женщины в Византии осуществлять самодержавную власть, т.е. быть в полном смысле этого слова государем империи. С основания империи жены императоров носили титул «августы» и во время несовершеннолетия сыновей осуществляли императорскую власть, но всегда от имени своих сыновей. В V веке, как известно, Пульхерия, сестра Феодосия II, стояла во главе регентства во время несовершеннолетия брата. Исключительное положение по своему политическому влиянию занимала в VI веке Феодора, супруга Юстиниана Великого. Но это были примеры женского управления от имени сына или брата; политическое влияние Феодоры вполне зависело от воли ее супруга. Первым в истории Византии примером женщины, правившей со всей полнотой верховной власти, была мать несчастного Константина VI Ирина. Она была настоящий автократор. Подобное явление было новшеством в византийской жизни, противоречившим вековой традиции империи. С этой стороны любопытно отметить тот факт, что в официальных документах Ирина называлась не императрицей, а «Ирина – верный император» (василевс)[555]. В представлении того времени законодательствовать мог лишь император‑мужчина, для чего и была принята такая фикция. Переворот 802 года, во главе которого встал будущий император, один из высших гражданских сановников Никифор, сверг с престола Ирину, которая вскоре умерла в изгнании. С низложением Ирины окончилась Исаврийская, или Сирийская, династия. Таким образом, в период времени с 717 по 802 год Византия имела на престоле династию восточного происхождения, из Малой Азии или северной Сирии с примесью хазарской крови в лице супруги Константина V.
Глава 5 Эпоха иконоборчества (717–867)
Эпоха иконоборчества (717–867)
Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802). Отношения к арабам, болгарам и славянам. Внутренняя деятельность императоров Исаврийской династии. Религиозные противоречия первого периода иконоборчества. Коронование Карла Великого. Итоги деятельности Исаврийской династии. Внешние связи Византийской империи. Первое русское нападение на Константинополь. Борьба с западными арабами. Византия и болгары в эпоху Аморийской династии. Второй период иконоборчества. Разделение церквей в IX веке. Литература, просвещение и искусство.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 3 Эпоха иконоборчества
Глава 3 Эпоха иконоборчества Рождение раннесредневековой ВизантииБурное и богатое событиями VII столетие было переломным как в социальном, так и в духовном развитии Византии. В течение почти всего столетия в стране шла ожесточенная внутренняя борьба. Огромная еще в конце
ВИЗАНТИЯ ЭПОХИ «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» И ИКОНОБОРЧЕСТВА
ВИЗАНТИЯ ЭПОХИ «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» И ИКОНОБОРЧЕСТВА ВИЗАНТИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВЫХ УГРОЗ Период, начавшийся арабскими вторжениями, в истории Византии иногда называется «Темными веками». В первую очередь, такое название объясняется скудостью дошедших до нас источников, но эти
ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА
ИСАВРИЙСКАЯ ДИНАСТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП ИКОНОБОРЧЕСТВА Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали церковные реформы первых Исавров, стремящихся вновь поднять престиж центральной власти и ослабить влияние почуявших вкус бесконтрольности
ВИЗАНТИЯ ЭПОХИ «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» И ИКОНОБОРЧЕСТВА
ВИЗАНТИЯ ЭПОХИ «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» И ИКОНОБОРЧЕСТВА Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997.История Византии / Отв. ред. С.Д. Сказкина. М., 1967. Т. 2.Кулаковский Ю.А. История Византии. СПб., 1996. Т. 3.Липшиц Е.Э. Очерки истории
Религиозные противоречия первого периода иконоборчества
Религиозные противоречия первого периода иконоборчества История иконоборческого[науч.ред.54] движения делится на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 год и официально закончился седьмым Вселенским собором 787 года; второй период продолжался с 813 по 843 год и
IV ВТОРОЙ ПЕРИОД ИКОНОБОРЧЕСТВА (802—812)
IV ВТОРОЙ ПЕРИОД ИКОНОБОРЧЕСТВА (802—812) Никифор (802 — 811) был умным государем и ловким финансистом; заботясь о пополнении разоренной казны, он сам оказался вынужденным нанести удар даже церковному имуществу. Он был сторонником умеренных действий и потому отказался от
Глава 5 Эпоха иконоборчества (717–867)
Глава 5 Эпоха иконоборчества (717–867) Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802). Отношения к арабам, болгарам и славянам. Внутренняя деятельность императоров Исаврийской династии. Религиозные противоречия первого периода иконоборчества. Коронование Карла Великого.
Религиозные противоречия первого периода иконоборчества
Религиозные противоречия первого периода иконоборчества История иконоборческого [науч.ред.54] движения делится на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 год и официально закончился седьмым Вселенским собором 787 года; второй период продолжался с 813 по 843 год и
ОСУЖДЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА НА VII ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ
ОСУЖДЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА НА VII ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ Сын Льва III Исавра Константин V Копроним был не менее ревностным противником икон, чем его отец. В 754 г. по его инициативе церковный собор, претендовавший на звание Вселенского, утвердил иконоборчество, предав анафеме
Эпоха иконоборчества (726-843 гг.)
Эпоха иконоборчества (726-843 гг.) В VII—VIII вв., когда Римская церковь на Западе под руководством пап стремилась к высотам власти и влияния, христианские государства и церкви Востока отчаянно сопротивлялись расширяющейся агрессии ислама и пытались выжить под давлением
Северное Причерноморье в эпоху иконоборчества
Северное Причерноморье в эпоху иконоборчества В конце 70-х гг. XIX в. русский византинист В.Г. Васильевский, на основании изучения житий Стефана Нового, Иоанна Готского, пришел к выводу о значительном влиянии иконопочитательской иммиграции в Крыму<89>. В начале XX в. эту точку
Начало иконоборчества при Льве Исавре (717–741 гг.)
Начало иконоборчества при Льве Исавре (717–741 гг.) Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (. ). Родина его – Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточный главнокомандующий», т.е. военный губернатор двух провинций Фригии. Он
Второй период иконоборчества
Второй период иконоборчества Первый период длился более 50 лет. Второй – около 30 лет (813–843 гг.). Но он наступил не сразу по смерти императрицы Ирины. Этот второй период иконоборческих смут как бы вкратце повторяет все перипетии первого периода. Повторяются даже роли
Конец иконоборчества во Франкской империи
Конец иконоборчества во Франкской империи Практика и обычай, т.е. здравое церковное предание, с течением времени победили грубую доктрину германцев и франков. Особенно спустя сто лет, когда при папе Иоанне VIII (872- 882 гг.) Анастасий Библиотекарь дал правильный латинский
Отражение иконоборчества в армянской церкви
Отражение иконоборчества в армянской церкви Как мы раньше говорили, с 707 г. армянская церковь в угоду халифату формально разорвала свое объединение с православными греками и зажила вновь жизнью национальной монофизитствующей церкви. Католикос Иоанн (Отцтнийский) (717–729
Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)
История Византийской империи
Время до крестовых походов до 1081 г.
К переизданию цикла общих работ А.А. Васильева по истории Византии
В очередных томах серии «Византийская библиотека» издательство «Алетейя» приступает к изданию цикла общих работ А.А. Васильева по византинистике. В связи с этим представляется необходимым сказать несколько слов об авторе, его работах по истории Византии и принципах, положенных в основу предлагаемого издания.
Писать о биографии А.А. Васильева (1867—1953) достаточно сложно, ибо литературы о нем почти нет[1], архива ученого в России также нет и поэтому излагаемая ниже систематизированная информация о его жизни, взятая из разных источников, не может претендовать на исчерпывающую картину его жизни[2].
Александр Александрович Васильев родился в Петербурге в 1867 году. Он учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и получил широкое образование как в области восточных языков (арабский и турецкий) и истории, так и в классических языках и истории, не считая обязательных современных языков. По словам самого А.А. Васильева, его научная судьба определилась случайно. Византинистикой ему посоветовал заняться его преподаватель арабского языка, знаменитый барон В.Р. Розен, направивший его к не менее знаменитому византинисту В.Г. Васильевскому. Последовавший затем благожелательный прием В.Г. Васильевского[3] и первое знакомство с византийской историей в изложении Гиббона, помогли ему выбрать направление специализации. Отметим, однако, что хорошая востоковедная подготовка позволила А.А. Васильеву не только сочетать в своей работе византинистику и арабистику[4], но и проявить себя арабистом в собственном смысле слова. А.А. Васильев подготовил критические издания с переводом на французский двух арабских христианских историков – Агафия и Йахйи ибн Сайда[5]. Видимо, у А.А. Васильева была и еще одна возможность проявить себя профессиональным востоковедом. Если судить по одному письму М.И. Ростовцеву от 14 августа 1942 г.[6], А.А. Васильев какое-то время преподавал в Санкт-Петербургском университете арабский язык. В упомянутом письме речь идет среди прочего о том, что А.А. Васильев обучал в университете литературоведа Г.Л. Лозинского основам арабского языка.
Для научной судьбы А.А. Васильева большое значение имели три года, проведенные им за границей в качестве стипендиата историко-филологического факультета. Благодаря поддержке В.Г. Васильевского, П.В. Никитина и И.В. Помяловского А.А. Васильев провел 1897—1900 гг. в Париже со стипендией сначала 600 рублей в год, затем – 1500 руб. Во Франции он продолжил изучение восточных языков (арабский, турецкий и эфиопский). За эти же годы им были подготовлены магистерская и докторская диссертации о взаимоотношениях Византии и арабов. Вскоре эти труды обрели вид двухтомной монографии, переведенной, правда, гораздо позже на французский язык (список трудов А.В. Васильева см. ниже).
Весной 1902 г., вместе с Н.Я. Марром, А.А. Васильев предпринял путешествие на Синай, в монастырь Св. Екатерины. Его интересовали хранящиеся там рукописи Агафия. В том же году А.А. Васильев провел несколько месяцев во Флоренции, также работая над рукописями Агафия. Подготовленное им издание текста достаточно быстро вышло в свет в известном французском издании Patrologia Orientalist[7]. Издание текста второго арабского христианского историка – Йахйи ибн Сайда – было подготовлено А.А. Васильевым и И.Ю. Крачковским позже – в двадцатые-тридцатые годы.
Научная карьера А.А. Васильева была успешной. В 1904—1912 гг. он был профессором Дерптского (Юрьевского) университета[8]. Принимал А.А. Васильев участие и в работе существовавшего до первой мировой войны Русского археологического института в Константинополе. В 1912—1922 гг. он был профессором и деканом историко-филологического факультета Петербургского (затем – Петроградского) педагогического института. С того же 1912 года по 1925 год А.А. Васильев был профессором Петроградского (затем Ленинградского) университета. Кроме того А.А. Васильев работал в РАИМК-ГАИМК[9], где с 1919 г. занимал должность зав. разрядом археологии и искусства Древнехристианского и византийского. В 1920—1925 гг. он был уже председателем РАИМК.
Нужно также отметить, что с 1919 г. А.А. Васильев был членом-корреспондентом Российской Академии наук. Без ссылок на источники авторы публикации писем М.И. Ростовцева к А.А. Васильеву сообщают, что постановлением Общего собрания АН СССР от 2 июня 1925 г. А.А. Васильев был исключен из АН СССР и восстановлен только посмертно, 22 марта 1990 г.[10].
В 1934 г. он был избран членом Югославской Академии наук. В последующие годы А.А. Васильев был также президентом института им. Н.П. Кондакова в Праге, членом американской Академии Средневековья и – в последние годы жизни – председателем Международной Ассоциации византинистов.
Переломным в жизни А.А. Васильева стал 1925 г., когда он поехал в официальную зарубежную командировку, не имея специальной мысли эмигрировать из России. Однако несколько встреч в Париже с М.И. Ростовцевым, известным русским антиковедом, уехавшим из России вполне сознательно, решили судьбу А.А. Васильева. М.И. Ростовцев еще в 1924 г. предложил А.А. Васильеву содействие в получении места в Висконсинском университете (Мадисон) в связи с тем, что сам М.И. Ростовцев переезжал из Мадисона в Нью-Хейвен[11].
А.А. Васильев согласился и, выехав летом 1925 г. в Берлин и Париж, во Франции сел на пароход до Нью-Йорка, имея официальное приглашение на год от Висконсинского университета. Осенью того же 1925 г. он уже имел работу в Америке. Сохранившиеся в Архиве С.А. Жебелева и других ученых письма А.А. Васильева показывают в то же время, что сам А.А. Васильев регулярно продолжал обращаться с просьбами через С.А. Жебелева о предании своему статусу официального характера – он просил об официальном продлении своей командировки. Просьбы его удовлетворялись Наркомпросом и подтверждались Академией наук. Однако в конце концов 1 июля 1928 г. было признано предельным сроком продления его командировки. А.А. Васильев не вернулся ни к этому сроку, ни когда-либо позже. Письмо С.А. Жебелеву, в котором он объяснял причины этого, выглядит очень дипломатично, мягко, но, скорее всего, не раскрывающим основного[12], ибо слова А.А. Васильева о заключенных контрактах, наладившейся работе, об отсутствии заработка в Ленинграде имеют, бесспорно, отношение к сложившейся ситуации[13], но кое-что оставляют и в тени.
Ввиду того, что архив А.А. Васильева находится в США, здесь мы невольно вступаем в область предположений. Однако для характеристики его как человека крайне важно, по меньшей мере, попытаться ответить, почему А.А. Васильев принял приглашение М.И. Ростовцева о работе в Мадисоне и почему он в конце концов остался в США. Возможностей судить об этом немного и все же несколько тонких, ехидно-иронических замечаний в тексте его «Истории Византийской империи» (например, о славянофильстве в СССР после второй мировой войны) позволяют утверждать, что вся идейная и политическая обстановка в СССР была А.А. Васильеву глубоко чужда. Легкость, с которой А.А. Васильев решился на переезд в Америку, во многом объясняется также и тем, что его не удерживали семейные узы. Судя по имеющимся документам, у него были брат и сестра, однако всю жизнь он оставался холостым[14].
Иконоборческая политика Исаврийской династии (717-802).
Причины иконоборчества: 1) заповедь «не сотвори себе кумира и никакого изображения его», 2) борьба власти с господством церкви.
1 период (730-787)
Пришедший к власти Лев III Исаврий (717-741) в 726 в специальном эдикте объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством, поддержав позицию части малоазиатского белого духовенства => попытка снизить авторитет монастырей в провинциях, скопивших в своих руках большие богатства. Цель этой политики заключалась в том, чтобы пополнить казну гос-ва для поддержания армии и гос. аппарата. Борьба иконоборцев и иконопочитателей сопровождалась ссылками, конфискациями, пытками и истреблением инакомыслия. Лев III проводил идеи цезаропапизма, в 729 году патриарх Герман I под его нажимом вынужден был сложить полномочия. Пришедший на его место патриарх Анастасия своим эдиктом осудил иконопочитание. Иоанн Дамасский написал «Три защитительных слова против порицающих святые иконы»: определены различая между «служением» и «поклонением» Богу.
Константин V Копроним (741-775) продолжил политику отца. Но при нём патриарх Анастасий уже поддерживал иконопочитателей. Желая укрепить свою позицию в этом вопросе Константин позвал в 754 году иконоборческий собор, на котором не было представителей ни Рима, ни Антиохии, ни Александрии, ни Иерусалима. Константина V называли 13-м апостолом и провозглашали анафему защитникам икон: Герману Константинопольскому, Иоанну Дамаскину и Георгию Кипрскому. После 761 года Константин не только стал подвергать открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества (например, преподобномученика Стефана Нового, но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества. Благодаря этому, усиливалась эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южную Италию и на северные берега Чёрного моря. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного иконоборца Льва IV Хазара (775—780). С конца VIII иконоборчество стало ослабевать, т.к. монастыри были ослаблены и поставлены под контроль гос-ва. Это было связано ещё и с тем, что к власти пришла императрица Ирина – сторонница иконопочитания. Папа римский выступил резко против иконоборчества и проклял его проповедников. VII Вселенский собор 787 года осудил иконоборчество.
2 период (814-842): После неудачной осады столица Фомой Славянином в 812-823 иконоборчество навсегда сошло с исторической арены.
Иконоборчество было лишь предлогом своего рода, используя который правительство закрывало наиболее крупные монастыри и конфисковала их имущество. Взятые в казну монастырские земли были распределены как бенефиции среди формировавшегося византийского рыцарства. Участок за военную службу->харистикий=бенефиций (милость благодеяние)ю
БЕНЕФИЦИЙ – (лат.beneficium — благодеяние) – земельное владение, переданное милостью землевладельца в вознаграждение за военную службу или исполнение административных функций при дворе феодала (короля или знатного сеньора). От аллода отличался тем, что не был собственностью, а предоставлялся в пожизненное владение и переходил от отца к сыну наряду с повинностью службы.
Военные бенефиции начал раздавать Карл Мартелл (715-741) и тем самым положил начало формированию рыцарства.
Кьерсийский капитулярий Карла Лысого (843-877) от 877 г. узаконил наследственность земельных бенефиций и приравнял их к феоду.
Церковная должность и вознаграждение за ее исполнение назывались «церковный бенефиций».
От аллода отличался тем, что не был собственностью, а предоставлялся в пожизненное владение и переходил от отца к сыну наряду с повинностью службы.
АНАФЕМА – отлучение от Христа и Его Церкви, исключение из религиозной общины как суровая мера наказания. Считалось, что отлученные лишены защиты от козней дьявола. Они были отстранены от церковных обрядов, их нельзя хоронить в освященной Церковью земле.
Каноническое право различает великое отлучение (полное отделение от общины верных) и малое, простое (отстранение от участия в таинствах).
->Народные недовольства. 821г восстание Фомы Славянина (выдавал себя за сына Константина 6). Он провозгласил себя императором, пользовался поддержкой арабов, короновался в Антиохии, затем направился со своим сторонниками к Константинополю. Но он не провел никаких соц.реформ,не облегчил налоги->по существу он хотел пробраться к власти. В 823г Фома потерпел поражение под Константинополем, был взят в плен и казнен.
В 843г иконопочитание было оф.восстановлено (наладились отношения церкви и гос-ва).
17.Византия в период правления Македонской династии. Особенности византийского феодализма.
Македонская династия (867-1056)
Ко времени правления Македонской династии Константинополь превратился в крупнейший торговый центр, игравший роль посредника в торговле Европы с Азией.
В то же время арабская опасность перестала быть страшной для Византии, т.к.арабский халифат распался на отдельные княжества.
При Македонской династии территория империи снова расширяется. На востоке у арабов были отвоеваны Крит,Кипр,большая часть Сирии с городом Антиохией.
Одновременно борьба со славянским гос-вом (болагарами).
Отношения Византии с Киевской Русью более миролюбивые, т.к. 1)оживленные торговые отношения(водный путь из варяг в греки); 2)упрочились культурные связи (988принятие христианства от греков, проникновение в связи с этим византийской образованности на Русь); 3) совместная борьба с общими врагами-печенегами,хазарами,половцами. Однако в 1051г Ярослав ослабил церковную зависимость Руси от Константинополя (в 1051г назначен русский митрополит священник Илларион). Окончательно русская церковь освободилась от верховенства в 1448г.
Разделение церквей: В сер. 11 (1054) разрыв Константинополя с римским папой; рост политического могущества римских пап на Западе => разделение христианской церкви (западную (католическую) и восточную (православную) – (отличались обрядами,языком богослужения, системой управления (на западе-папы и кардиналы; на востоке-патриархи).
Золотой век византийской государственности. Оформился пышный дворцовый этикет, упрочилась система соправителей (соправитель — сын) => ни один император не потерял власть через переворот, в провинциях фемная организация начала приходить в упадок => феодальное войско, ядро которого – тяжёлая конница – катафракты.
Аграрная политика: направлена на то, чтобы помешать обезземеливанию крестьян – Василий II Болгаробойца (976-1025) велел возвращать крестьянам землю независимо от того, когда она была потеряна => участки объявлены неотчуждаемыми.
Города: расцвет, ремесленники объединены в корпорации, главу которых назначает эпарх, расцвет торговли.
Гос. управление: специализация и дробление ведомств, рост значения налогового ведомства, в-ва почты, дорог, разведки и тайного сыска; сановники делились на классы и разряды по табелю о рангах, каждый получал жалование и парадное одеяние.
Лев VI (886-912) – ликвидация остатков самоуправления в городах. Синклит подчиняется воли императора, а он – евнухам. Императоры увеличивали полномочия провинциальных судей, опасаясь усиления стратигов => рост бесконтрольности провинций.
Внешняя политика: патриарх Фотий (858-867) утверждал идею мирного обеспечения безопасности границ путём крещения соседних народов => миссии: 860-861 в Хазарию, 863 в Великую Моравию, на Русь, в Болгарию и Сербию. 893-896 и 913-919 – войны с Болгарией, посягавшей на византийским престол. Нашествие арабов – 904 – захватили Фессалонику => военная реформа Никифора II Фоки (963-969): отряды тяжеловооружённой конницы. 1018 – завоёвана Болгария (восстания в 1040-1041 и 1072), сербы и хорваты призвали зависимость от империи. 907 – нападение Руси, 911 – договор: Р + право беспошлинной торговли в К-ле и содержание купцов за счёт местной власти. 941 – нападение Игоря, 944 – договор. 967 – Никифор II Фока предложил Святославу одолеть болгар => 968 – одолел и пошёл на Византию => 971 – мирный договор. 987 – Василий II просит Владимира I прислать войско для борьбы с Вардой Фокой. 988 – крещение Руси. 1047 – Русь помогла Константину IX Мономаху (1042-1055) разбить очередного узарпатора.
Особенности Византийского феодализма: 1) замедленное разложение рабовладельчества и длительное сохранение рабства; 2) в Византии были разные типы общин, большинство – митрополии (соседские общины), где крестьяне имели право частной собственности на земельный участок, но были ещё преграды к его отчуждению; 3) сохранение централизованного гос-ва и монархической формы правления, прочная экономическая база – значительный гос. земельный фонд; 4) наивысший расцвет городов пришёлся на ранний период феодализма, а не на конец; 5) вассально-ленная система не развита, дружин – свита, а не вассалы; 6) рыцарство как особое военно-служилого сословия так и не сложилось.
Наиболее часто встречающейся фигурой в Византийской деревни был крепостной крестьян – парик, сидящий на земле феодала и платящий ему оброк – феодальную ренту.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Иконоборческая политика Исаврийской династии (717-802).
Иконоборческая политика Исаврийской династии (717-802).
Разделы
Реклама
5.7. Преемники Исаврийского дома и время Аморийской, или Фригийской, династии (820-867)
Государи с 802 по 867 год и их происхождение. Время с начала IX века до вступления на престол Македонской династии, т. е. до 867 года, рассматривалось обычно историками лишь как переход от эпохи оживления империи при императорах-исаврийцах к блестящей эпохе императоров Македонского дома. Но новейшие исследования показывают, что данный период представляет собой не простой эпилог и гораздо большее, чем пролог; он имеет свое самодовлеющее значение и знаменует новую фазу в византийской культуре.
Происшедшая революция в 802 году свергла императрицу Ирину и возвела на престол Никифора I (802-811). По свидетельству восточных источников, Никифор был арабского происхождения, т. е. происходил от пограничных с империей арабов; вероятно, один из его предков переселился в малоазиатскую область Писидию, где и родился Никифор. Революция, произведенная в пользу последнего, является по своему характеру одним из очень редких примеров в летописях византийской истории. Громадное большинство государственных переворотов в Византии совершалось военными людьми, вождями армии. В лице же Никифора на престол было возведено гражданское лицо, так как он стоял во главе финансового ведомства, т. е. был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий. Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811-813). Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813-820). В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820-829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820-867). Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей. После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829- 842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842-867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница».
Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurIIIity) описывались многократно. В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами. Он объявил, что этот последний правитель Аморийской династии обладал темпераментом гения и что он на деле начал (inaugurated) триумфальную фазу византийской истории (843-1025). Нельзя идти так далеко, как это делает Грегуар, характеризуя Михаила гением. Однако ввиду того, что он был убит в возрасте 28 лет, может быть, он просто недостаточно прожил, чтобы достаточно показать размах своей энергии. Хотя он обладал некоторыми весьма нежелательными качествами, нужно признать, что он обладал энергией и инициативой и к тому же — и это, пожалуй, даже более важно — ему удавалось выбирать и сохранять рядом с собой талантливых и способных советников и исполнителей. Грегуар справедливо подчеркивал глубокое впечатление, оставшееся в народной традиции и народных песнях, от успешных военных действий Михаила против восточных арабов. Его победа на севере над русскими в 860-861 годах также оставила глубокий след.
В малолетство Михаила его мать Феодора в течение четырнадцати лет управляла государством, передав главное руководительство делами своему любимцу Феоктисту. Когда Михаил достиг совершеннолетия, он, приказав убить Феоктиста и постричь в монахини свою мать, начал сам править государством. В этом перевороте главную роль сыграл дядя императора и брат Феодоры Варда, который, быстро достигнув высших званий византийского двора, куропалата и кесаря, стал очень влиятельным во всех правительственных делах. Один арабский посол, имевший аудиенцию у Михаила, оставил интересную зарисовку его полного безразличия к государственным делам. Посол писал: «Я не слышал ни единого слова с его губ со времени моего прихода до ухода. Говорил один переводчик, а император слушал и выражал свое согласие или несогласие движениями головы. Его дядя управлял всеми делами». Варда являл собой тип в высшей степени талантливого человека, с успехом воевавшего с внешними врагами, понимавшего интересы церкви и искренно заботившегося о просвещении. Однако, и Варда был предательски умерщвлен благодаря проискам нового любимца императора, Василия, будущего основателя Македонской династии, об удивительной судьбе которого будет сказано ниже. Василий после убийства Варды был усыновлен бездетным Михаилом и коронован императорской короной. Но такое совместное императорство продолжалось немногим более года. Василий, заподозрив Михаила в злом умысле против него, после одного пира убедил товарищей убить его благодетеля. После этого Василий (в 867 году) сделался единодержавным правителем государства, основав наиболее известную династию в византийской истории.
Таким образом, в период с 802 по 867 год на престоле сидели два араба, т. е. семита; один грек, а именно Михаил I, женатый на дочери Никифора I, т. е. арабке; один армянин и, наконец, три фригийца, можно сказать, полугрека. Впервые на византийском престоле появились представители семитской расы. Итак, и в данный период восточные элементы играли значительную роль в управлении государством.
По материалам книги А.А. Васильева «История Византийской империи»