Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов
Военный совет ВМФ России определил основные задачи флота на летний период обучения
ЦАМТО, 1 июня. На расширенном заседании Военного Совета ВМФ России, которое прошло в Санкт-Петербурге под руководством главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева, были проанализированы результаты зимнего периода обучения и поставлены задачи на летний период 2017 года.
В заседании приняли участие командующие флотами ВМФ России, начальники органов военного управления Главного командования ВМФ, а также руководство Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия».
На заседании отмечено, что в целом планы подготовки Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии в зимнем периоде обучения выполнены. Возросла интенсивность использования кораблей, подводных лодок, морской авиации, автомобильной и бронетанковой техники в рамках боевой учебы. Повысились количественные и качественные показатели боевой подготовки. Выполнение плана подготовки надводных сил в зимнем периоде обучения позволило полностью подготовить для выполнения задач по предназначению около 130 боевых кораблей. Более чем на 30 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2016 года возросло количество подготовленных одиночных надводных кораблей.
В зимнем периоде обучения 2017 года подготовлено свыше 30 однородных тактических групп кораблей, введена в состав сил постоянной готовности дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар», продолжена подготовка экипажей дизель-электрических подводных лодок «Великий Новгород» и «Колпино» для ввода в состав сил постоянной готовности. В учебных центрах ВМФ подготовлены и обучены свыше десяти экипажей, корабельных боевых расчетов атомных и дизель-электрических подводных лодок. Экипажи подводных лодок ВМФ России сдали более 80 курсовых задач. Общая наплаванность подводных сил Военно-морского флота в зимнем периоде обучения составила более 1 тыс. ходовых суток.
Впервые за 20 лет в апреле 2017 года проведен сбор-поход кораблей Кольской флотилии Северного флота, в ходе которого по единому замыслу и плану соединениями и тактическими группами кораблей проводились зачетные тактические учения. Выполнено более 15 боевых упражнений с практическим применением оружия.
Общий налет морской авиации ВМФ в зимнем периоде обучения составил около 11 тыс. часов. Морские летчики продолжили освоение поступившей новой и модернизированной авиационной техники. Экипажи морской авиации освоили самолеты Ан-140-100, Су-30СМ, МиГ-29К/КУБ.
В зимнем периоде обучения проведены отборочные мероприятия первого и второго этапов военно-морских конкурсов в рамках подготовки Армейских международных игр-2017.
Адмирал Владимир Королев довел до командного состава флотов задачи на летний период обучения. Среди них: организация эффективной подготовки сил для выполнения задач на операционных направлениях в дальней морской зоне в составе тактических групп и группировок разнородных сил с целью обеспечения военно-морского присутствия в Мировом океане. Главком ВМФ обратил внимание присутствующих на дальнейшее качество планирования и проведения мероприятий боевой подготовки, совершенствование их методологического обеспечения, а также на совершенствование подготовленности командиров всех степеней.
Планируется, что в летнем периоде обучения силы ВМФ России проведут свыше 30 военно-морских учений различного уровня. Военно-морской флот продолжит наращивать интенсивность подготовки тактических групп кораблей, вновь сформированных подразделений, группировок сил флотов. Главное командование ВМФ уделит особое внимание участию сил и войск флотов в двусторонних межвидовых тактических (летно-тактических) учениях с отработкой тактических задач, подготовке подразделений и воинских частей в Арктической зоне с отработкой в рамках боевой учебы вопросов доставки подразделений в районы выполнения задач морским и воздушным путем.
Отдельным направлением деятельности станет подготовка и участие сил и войск флотов в международных военно-морских конкурсах в рамках Армейских международных игр-2017. Всего в летнем периоде обучения в военно-морских конкурсах примут участие свыше 150 кораблей от более чем 20 соединений ВМФ, свыше 40 подразделений морской пехоты, 162 водолаза из 27 соединений флота. Будет завершена подготовка объектов учебно-материальной базы для проведения международных военно-морских конкурсов «Кубок моря-2017», «Морской десант-2017» и «Глубина-2017».
С 28 июня по 2 июля Военно-морской флот примет участие в VIII Международном военно-морском салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге.
В летнем периоде обучения будет продолжена деятельность по повышению доли современных образцов вооружений и техники в составе ВМФ. С этой целью будут повышаться требования к параметрам качества подготовки личного состава для эксплуатации новых кораблей и систем вооружения, а также проводиться работа по упреждающему оснащению учебных центров ВМФ учебными образцами вооружения. В соответствии с планом развития инфраструктуры для новых образцов техники и вооружения продолжится работа по вводу в эксплуатацию свыше 500 объектов и сооружений, которая должна быть завершена к концу 2017 года.
Среди основных событий в вопросах обновления корабельного состава ВМФ в летнем периоде обучения – закладка еще одной многоцелевой атомной подводной лодки проекта «Ясень» на предприятии «Севмаш», а также начало строительства на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге серии из шести подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Первые две подводные лодки этой серии будут носить имена «Волхов» и «Петропавловск-Камчатский».
Наряду с приемом в состав новых кораблей и подводных лодок, в летнем периоде обучения будет проводиться работа по совершенствованию системы судоремонта и сервисного обслуживания кораблей, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.
Эскадренный миноносец «Новик»
Цусимская трагедия не только показала техническую отсталость русского флота по сравнению с флотами других капиталистических держав, но выявила и основную причину его неудач — полное несоответствие системы управления флотом и организации Морского ведомства задачам строительства и боевой подготовки флота.
Во главе русского флота и Морского ведомства с 1856 г. стоял генерал-адмирал, которого назначал царь из членов императорской фамилии. Ближайшим помощником генерал-адмирала являлся управляющий Морским ведомством. Однако все важнейшие дела и приказы по флоту утверждал император лично.
В состав Морского ведомства входили Адмиралтейств-совет, Главный морской штаб (ГМШ), Главное управление кораблестроения и снабжения флота (ГУКиС), Морской технический комитет (МТК).
Учреждения, которое занималось бы выработкой официальной военно-морской доктрины государства, разработкой долгосрочных судостроительных программ и оперативно-тактических заданий на строительство кораблей, стратегической и тактической подготовкой флота, в составе Морского ведомства, по существу, не было.
Под давлением общественного мнения царское правительство еще до окончания русско-японской войны вынуждено было принять ряд мер по реорганизации управления флотом. Первыми шагами в этом направлении была отставка главы Морского ведомства, упразднение должности генерал-адмирала и замена ее должностью морского министра. С этого времени Морское ведомство переименовали в Морское министерство, первым морским министром стал вице-адмирал А. А. Бирилев.
В апреле 1906 г. была проведена вторая крупнейшая реформа — учреждение Морского генерального штаба (МГШ).
Только что созданный МГШ тщательно обследовал состояние флота и пришел к твердому убеждению, что он не только не может оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления флоту противника в открытом море, но даже не в состоянии оборонять русские морские границы. Особое беспокойство вызывало состояние минного флота.
Побережья Черного моря, Прибалтики и подступы к Петер-бургу были фактически без защиты. Все это заставило царское правительство спешно приступить к разработке программ восстановления флота России.
2 октября 1906 г. начальник МГШ капитан 1 ранга Л. А. Брусилов представил Николаю II доклад, в котором были сформулированы основные ближайшие задачи развития морских вооруженных сил. Они сводились к упорядочению наличных морских сил и средств. Предполагалось в течение четырех-пяти лет создать на Балтийском и Черном морях флот, способный противостоять германскому и турецкому флотам при оборонительной войне. Основу оборонительных морских сил должны были составить миноносцы.
Такова была отправная идея при разработке первой судостроительной программы восстановления русского флота.
В апреле 1907 г. МГШ представил четыре варианта этой программы, последнюю из которых — так называемую Малую судостроительную программу — Николай II одобрил. На докладе морского министра он начертал: «Дай бог, нам выполнить в точности Малую судостроительную программу» 9 .
Стратегические задачи, положенные в основу этой программы, были сформулированы в докладе МГШ «Стратегические основания для плана войны на море», представленном в марте 1907 г. В этом докладе говорилось о необходимости Балтийскому флоту оборонять Финский залив и вместе с тем представлять собой свободную морскую силу для поддержания интересов империи во внешних водах. Задача Черноморского флота — не допускать флот неприятеля в Черное море.
Оборона побережья Финского залива возлагалась на специальный минный флот, а свободной морской силой должна была стать одна боевая эскадра, которая «будет всегда правоспособна в случае надобности следовать туда, где ее присутствия потребуют политические обстоятельства». Подобная формулировка задач свидетельствует о великодержавных устремлениях царского правительства, а также о влиянии идей А. Мэхена и Ф. Коломба 10 , которыми в то время увлекались чуть ли не все военные моряки мира.
Малая судостроительная программа, правда видоизмененная, была утверждена Государственным советом. Теперь она называлась «Распределение ассигнований на судостроение» и предусматривала строительство для Балтийского моря 4 линейных кораблей (типа «Севастополь»), 3 подводных лодок и плавбазы для них. Для Черного моря намечалось построить 14 эскадренных миноносцев старого типа и 3 подводные лодки. Таким образом, вместо создания оборонительного флота, ядром которого должны были стать миноносцы, предполагалось строительство в основном линейных кораблей.
Летом 1909 г. на Балтийском и Адмиралтейском заводах состоялась закладка четырех линейных кораблей типа «Севастополь», что положило начало восстановлению русского флота.
МГШ предусматривал усиление Черноморского флота, состояние которого мало чем отличалось от состояния Балтийского. Однако царское правительство считало строительство его делом второстепенным. Не хватало и средств для одновременного воссоздания Балтийского и Черноморского флотов.
Однако весной 1910 г. оперативная обстановка на Черном море изменилась. Турция предполагала купить три линейных корабля, строившихся в Англии для Бразилии. Изменилось и мнение Государственного совета на усиление Черноморского флота.
В начале 1911 г. был принят план строительства флота на Черном море под названием «Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота». В соответствии с ним планировалась постройка наряду с тремя линейными кораблями типа «Императрица Мария» девяти эскадренных миноносцев нового типа, а также шести подводных лодок типа «Барс».
Этот план завершал Малую судостроительную программу. В целом она явилась первой программой развития военно-морского флота России после катастрофического разгрома его в русско-японской войне.
В июне 1912 г. была утверждена программа так называемого усиленного судостроения, или Большая судостроительная программа, на 1912—1916 гг. МГШ представлял ее еще в 1910 г. как программу на 1910—1920 гг. За два года обсуждений и согласований в различных ведомствах и учреждениях программа претерпела много изменений. Количество кораблей значительно уменьшилось, но сократились и сроки их постройки в связи с обострившейся политической обстановкой в Европе. Строительство всех кораблей предполагалось закончить к 1916—1917 гг.
В окончательном виде Большая судостроительная программа предусматривала в дополнение к Малой программе постройку 4 линейных крейсеров типа «Бородино», 4 легких крейсеров типа «Адмирал Спиридов», 36 эскадренных миноносцев нового типа и еще 9 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского моря, а также 2 легких крейсеров типа «Адмирал Спиридов» для Черного моря, несколько изменялось число других кораблей.
Командование флота Балтийского моря предполагало введением 4 линейных и 4 легких крейсеров, 36 эсминцев закончить формирование первой эскадры на Балтийском море, ядро составляли 4 линкора типа «Севастополь» и 2 линейных корабля додредноутного типа «Андрей Первозванный» и «Павел I». Намеченные к постройке 36 эскадренных миноносцев должны были составить минную дивизию из 3 дивизионов.
Обострение международной обстановки на Балканах перед первой мировой войной заставило царское правительство спешно принять еще одну программу усиления Черноморского флота. В соответствии с ней в 1914 г. для Черного моря закладываются еще 1 линейный корабль, 2 легких крейсера, 8 эскадренных миноносцев и 6 подводных лодок.
Начавшаяся мировая война не дала возможности царскому правительству завершить ни эту, ни другие программы строительства и усиления флота. Более того, к началу войны ни один новый корабль не вступил в строй. 9 Цит. по кн.: Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (19061914 гг.). М., Наука, 1968, с. 59.
10 Американский политический и военный деятель контр-адмирал А. Мэхен изложил свои взгляды на способы использования флота в войне на море в работах «Влияние морской силы на историю» (1890) и «Влияние морской силы на Французскую революцию» (1892), а английский военный идеолог вице-адмирал Ф. Коломб в книге «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891). Они обосновали теорию «морской силы» и тезис о «господстве на море», под которым понимали полное устранение неприятельского флота в генеральном сражении линейных кораблей. Эта теория, оправдывавшая агрессивные цели империализма, была официальной морской доктриной США и Англии, вплоть до второй мировой войны.
Корабли ВМС НАТО будут отправлены на дно, если откроют огонь по российскому флоту
1 августа 2021 , 17:58 Александр Шарковский, Специальный корреспондент
Американский адмирал Роберт Берк командующий ВМС США в Европе и Африке вдруг себе возомнил, что корабли НАТО могут открыть огонь по российскому флоту в Черном море. Об этом пишет Лента.ру, ссылаясь на издание Business Insider.
Американский адмирал Роберт Берк заявил, что натовские военные суда могут открыть огонь по кораблям ВМФ России в Чёрном море. В частности, он сказал: «Я не собираюсь требовать от своих командиров принимать первый удар в челюсть». Такая реакция предполагается из-за сопровождения российскими самолётами и кораблями сил НАТО в Чёрном море.
Однако этот адмирал явно не задумался о последствиях обстрела российских кораблей и самолётов. А они будут очень жесткими. Как результат все корабли НАТО, находящиеся в Чёрном море, могут быть в течение нескольких минут отправлены на дно под огнём российский береговых ракетных комплексов и под обстрелом боевой авиации. Напоминаем, что в регионе несут боевое дежурство МиГ-31К, вооружённые гиперзвуковыми ракетными комплексами воздушного базирования «Кинжал».
Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости
Китай приговорил к смертной казни канадца Шелленберга
«ПолитРоссия»: пилот НАТО «опозорился» над Балтикой после «издевок» над самолетом РФ
Итальянский фрегат вошёл в Чёрное море
Лукашенко говорит о возможном размещении войск РФ в Белоруссии, в Кремле об этом не знают
Российские боевые корабли отреагировали на стрельбу украинских катеров в Азовском море
В Черноморском регионе учения НАТО переходят одно в другое практически без остановки
«Фортуна» вышла на финишную прямую в укладке трубопровода «Северный поток 2»
Пресс-служба украинской морской пехоты изрядно насмешила своей информацией о сухопутной фазе натовских учений «Си бриз»
Врач московской скорой написала в объяснительной, что она не умеет летать, а потому не успела преодолеть 50 километров за 16 минут
Военные ведомства РФ и КНР налаживают побратимские отношения на уровне своих структур, но пока речь о союзничестве не идёт
Пушков оценил заход кораблей ВМС США и Британии в Баренцево море: «НАТО подчеркивает свою бессмысленность»
Чем объяснить увеличение числа военных учений НАТО у границ России
«ПолитЭксперт»: российские военные прогнали эсминец США Ross из района в Черном море, где проходили учения флота РФ
Проамериканская власть в Афганистане сыплется как карточный домик, армия, подготовленная США — терпит поражение
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
-
Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
Как попасть в ВМФ, служба на флоте по призыву
Море является прекрасной стихией, многогранной, безграничной, со своими капризами и прелестями. Для каждого море – это что-то свое, свои воспоминания и моменты, но одной дело, когда ты турист и видишь море, как отдых, другое – когда ты солдат военно-морского флота.
Служба в ВМФ – это тяжелый труд, который является уделом настоящий мужчин. Рассмотрим подробнее, как проходит служба в ВМФ по призыву, как туда можно попасть, какие особенности и нюансы необходимо знать.
- Сколько служить
- Как попасть во флот
- Каким параметрам нужно соответствовать для службы в Морфлоте
- Особенности службы на флоте
- Требования для заключения контракта
- Порядок заключения контракта
- Плюсы и минусы службы в ВМФ
- Источники
Сколько служить
Все привыкли к тому, что срочная служба в рядах ВМФ всегда была дольше, чем в сухопутных войсках. В СССР действительно был повышенный срок пребывания на службе в морфлоте, он составлял 36 месяцев. За это время юные матросы превращались в закоренелых моряков, знающих все тонкости корабельного дела, прошедших на практике все особенности поведения моря и тяготы службы на судне вдали от суши.
Однако в 1996 году ВМФ России примкнул к остальным родам войск в плане приказов и распоряжений касательно армии в целом, и срок несения службы сократился до общевойсковых 24 месяцев. Известный факт, что посредством проведения военной реформы в 2008 году в вооруженные силы РФ стали призывать новобранцев в строй на 12 месяцев.
Как попасть во флот
Сейчас в армии проводится глобальная реформа, начатая в 2007 году. По ней армия становится контрактной, а призывники проходят курс молодого бойца за один год. Это изменение коснулось и флота. С 2008 года новобранцы отправляются на службу в ВМФ всего на 12 месяцев.
К претенденту на службу во флоте есть несколько требований, обязательных для выполнения:
- иметь вторую группу нервно-психической устойчивости;
- иметь категорию годности А3 и выше;
- рост не должен превышать 180 сантиметров.
В некоторых случаях в ВМФ, наоборот, отбирают призывников высокого роста. Они служат в береговой охране и почетном карауле при штабе. Однако берут на такие должности только славян.
Наибольшая вероятность у призывников попасть в Балтийский флот, так как его численность выше, чем у Черноморского. В скором времени в ВМФ будут призывать крайне малое количество новобранцев, так как планируют, что подразделения этих войск полностью перейдут на контрактную основу. Окажется ли так на самом деле, узнаем через несколько лет, когда закончится реформа в армии.
На контрактную основу в ВМФ попадают люди:
- со средним профессиональным образованием, связанным с судоходством;
- со смежной специальностью, которая имеет аналог в военно-учетных профессиях;
- с высокой степенью нервно-психической устойчивости;
- с группой здоровья выше А-3.
На флоте высоко ценятся сварщики, радиотехники и инженеры. Поэтому если у вас есть диплом о получении подходящей профессии, шанс подписать контракт на службу в ВМФ окажется выше. Кроме того, будьте готовы переехать к месту дислокации части.
Если вы хотите попытаться попасть в определенную часть, то можно связаться с ее командиром и поинтересоваться, необходимы ли специалисты. В случае положительного ответа, дальнейшее оформление контракта возможно через военкомат, где вам нужно представить письмо от командира воинской части.
Многих, желающих служить по контракту на флоте отправляют на подлодки. Новобранцы стремятся попасть на те, что работают на дизельном топливе. Обратите внимание, что в этом случае есть ограничение по росту. Людям выше 180 сантиметров достаточно тяжело передвигаться внутри этой боевой единицы. Атомные подлодки в этом плане просторнее.
Каким параметрам нужно соответствовать для службы в Морфлоте
Для кандидатов на поступление в ряды ВМФ всегда предъявляли строгие требования. Призывник или контрактник должен обладать крепким здоровьем и хорошей психологической подготовкой. На сегодняшний день требования являются следующими:
- рост – не более 180 см;
- категория годности – А1, А2 и А3;
- вторая группа психологической устойчивости, подтвержденная соответствующим тестированием.
Если же призывник соответствует по всем вышеуказанным параметрам, но его рост превышает 180 сантиметров, попасть непосредственно на корабль или подлодку у него не получится, но остается шанс быть зачисленным в службу береговой охраны или в роту почетного караула при штабе. Туда отбирают именно рослых претендентов славянской внешности.
Особенности службы на флоте
Не нужно лишний раз упоминать, что моряки в погонах находятся в особо тяжелых условиях несения службы, они не просто оторваны далеко от дома, вокруг них находится беспросветная водная поверхность и один лишь горизонт. Кроме самой фундаментальной особенности проявляется и еще одна интересная тенденция, на кораблях ВМФ практически отсутствуют такие печально известные в сухопутных войсках понятия как дедовщина и уставщина. Объясняется этот факт не менее логично, чем строгие критерии отбора.
Дело в том, что за каждым членом корабля закреплены определенные обязанности на весь период несения службы. Поэтому, с целью повышения работоспособности и качества выполнения поставленных перед корабельным расчетом задач, выяснять отношения матросам и офицерам совершенно невыгодно, а иногда и попросту некогда. Так же не стоит забывать о пресловутом моменте нахождения всего экипажа «под одной волной», что само по себе влечет к сближению между матросами и командующим составом.
Требования для заключения контракта
- прием в ВМФ с заключением контракта возможен только для граждан РФ. Наличие второго гражданства закрывает доступ к службе на флоте;
- возраст ограничен 40 годами для мужчин и 35 – для женщин;
- женщины не принимаются в морскую пехоту, плавсостав кораблей и экипажи подводных лодок, в морскую авиацию;
- рост контрактника не должен превышать 180 см;
- категории годности А1 – А3, для береговой службы допускается Б1 – Б2;
- при тестировании на психологическую устойчивость категория не ниже второй.
Порядок заключения контракта
Для военнослужащих по призыву, во время прохождения службы, следует подать рапорт на имя командира воинской части, в которой он находится. Подать его можно не ранее 3-х месяцев с начала службы, или до издания приказа о демобилизации в запас. Для тех, кто решает заключить контракт уже после окончания службы, необходимо подать заявление в пункт отбора по контракту, который находится в районном военкомате.
В заявлении следует указать:
- род войск в составе ВМФ;
- предпочтительное место службы (один из 4 флотов или Каспийскую флотилию);
- должность, на которую претендует кандидат;
- сведения о прохождении службы в радах РА или ВМФ;
- военно-учетную специальность;
- сведения об образовании;
- данные о составе семьи.
Полезно связаться с командиром воинской части или службой комплектации частей флота и узнать наличие вакантных должностей. Оптимальный вариант – получить до заключения контракта приглашение на конкретную должность.
Плюсы и минусы службы в ВМФ
Срочная служба в ВМФ оказывает огромное влияние на формирование личности мужчины. Привитые ей воинская дисциплина и умение жить в коллективе очень помогают в обычной жизни. Причем именно на флотской службе такие навыки воспитываются и закрепляются наиболее естественно в силу самой специфики военно-морских традиций.
Прямые материальные выгоды от прохождения срочной службы невелики и практически не зависят от рода войск, в которых выпало служить по призыву. Достаточно скромные льготы сводятся к преимуществу для поступающих в вуз при зачислении по общему конкурсу в случае равенства баллов с обычными, не служившими абитуриентами.
Тем не менее, успешно отслуживший молодой человек приобретает несомненное повышение в своем социальном статусе. Факт прохождения срочной службы всегда благосклонно воспринимается потенциальными работодателями в «гражданской» сфере, особенно это касается государственной или муниципальной службы и возможной карьеры в правоохранительных органах.
Сейчас прием на службу в любую из силовых структур требует от кандидата наличия опыта военной службы, при этом срок службы по призыву засчитывается в стаж работы в этих ведомствах и, соответственно, влияет на многие льготы по выслуге в них. Это особо актуально для желающих продолжить свою карьеру на профессиональной основе в той же военно-морской специализации, которая осуществляется не только в ВМФ, но и в ряде других силовых ведомств. Такая служба в настоящее время высоко востребована и приносит в материальном плане намного больше выгод, чем в среднем в гражданской сфере.
В числе минусов прохождения службы на военном флоте чаще всего указываются:
- Отрыв от привычного уклада жизни, строгое следование распорядку.
- Изоляция в замкнутом коллективе, что особенно характерно именно для флотской специфики, с ее привязкой к корабельному экипажу.
- Тяжесть восприятия жесткой практики подчинения вышестоящим, что в целом свойственно и ВМФ, и армии в целом.
- Высокая напряженность службы, дефицит свободного времени, что в службе военных моряков проявляется более остро, чем в армии.
В то же время отслужившими в ВМФ намного реже, чем другими бывшими армейцами, высказывается недовольство направленностью полученных военно-специальных навыков. Причина отнюдь не в том, что эти навыки так уж близки массово востребованным «на гражданке». Отслужившие на флоте особо отмечают, что такая служба дала им возможность в полной мере ощутить важность персонально порученного им участка, и степень ответственности за свои действия для всего экипажа и корабля.
Жалобы на тяжелые условия службы, как и на проявления различных «неуставных отношений» («годковщины», как это раньше называлось на флоте), в последние годы крайне редки. В оценках плюсов и минусов службы в ВМФ преобладают положительные оценки, а более высокий престиж военных моряков в сравнении с обычными военнослужащими неизменно сохраняется.
Тактика парусных флотов: появление линейной тактики
Линейная тактика в ходе морских сражений уже с начала XVI века время от времени применялась европейскими флотами. Но на пути у этого передового способа ведения морского боя имелись существенные препятствия, которые были разрешены англичанами и голландцами лишь во второй половине XVII века.
В поиске
Первые наставления по тактике для английского флота написал лично король Генрих VIII в 1540 году. Это, что совершенно неудивительно, был обычный перевод испанского сочинения адмирала Кастилии Алонсо де Чавеса «Quatri partitu en cosmographia pratica i por otro nombre llamado Espeio de Navegantes», написанного тремя годами ранее. То, что англичанами за основу была взята именно тактика испанского флота, неудивительно, ибо в указанное время испанцы являлись законодателями мод на море.
Главное отличие английского флота от испанского в XVI веке – это сравнительно малая численность собственно государственных (королевских) кораблей. Одновременно с этим, английский флот имел большое количество приватирских или зафрахтованных на военную кампанию судов. Именно поэтому со времён Елизаветы начинаются поиски способов организации наилучшего взаимодействия в бою между вооружёнными торговцами и профессиональными военными моряками.
Как уже отмечалось в предыдущей статье, эксперимент Джона Хокинса по подготовке флота к артиллерийскому бою себя не оправдал. В открытом бою англичанам оказалось нечего противопоставить испанцам, и Армада спокойно, как нож сквозь масло, прошла весь Канал от островов Силли до Кале. Лишь атака брандеров, неготовность Фарнезе и неудобный ветер помешали испанцам закончить операцию по высадке в Англии.
Дальнейшие меры по усовершенствованию новой тактики английского флота были связаны с периодом английской революции и Оливером Кромвелем. Но ещё чуть ранее, во времена Карла I, Первый лорд Адмиралтейства граф Нортумберленд в своей пояснительной записке на имя короля предлагал творчески переработать подход Хокинса. Главным способом ведения морского боя англичане по-прежнему считали артиллерийское сражение, но решили учесть уроки столкновений с Непобедимой армадой 1–8 августа 1588 года. Тогда британцы использовали тактику обстрела испанцев с дальней и средней дистанций, и в результате просто не смогли нанести испанцам существенных потерь. Оказалось, что большие калибры нижних деков просто не достреливали до противника, а мелкие калибры верхних палуб были на больших расстояниях совершенно бесполезными. В результате было потрачено очень большое количество боеприпасов среднего калибра.
Нортумберленд предложил сделать ставку на ближний бой, но решить его исход должна была всё-таки артиллерия, а не абордаж. Это был очень важный момент. Теперь корабли, в отличие от судов Дрейка и Хокинса, должны были смело сближаться с противником, но наносить главный удар не высадкой абордажных партий, а артиллерией, с убойной минимальной дистанции. Тактику эту назвали на французский манер – mêlée («рубка, схватка», так рыцари в Средние Века называли ближний бой).
Исходя из потребностей такого боя, при Карле I во флотской артиллерии ввели облегчённые пушки – «дрейки» (drake), более короткие и с довольно тонкими стенками, а их заряд снизили до двух третей против обычного. Дульная скорость ядра упала с 1300 футов (около 400 метров) в секунду до 900 футов (около 270 метров) в секунду. Ядра таких орудий на близкой дистанции не пробивали, а проламывали борта кораблей противника, что порождало целое облако щепы и обломков корпуса, которые ранили и калечили прислугу и экипаж противника. Тогда же основной целью морского боя было провозглашено потопление вражеского судна, поэтому стрельбу теперь старались вести по корпусу, а не по рангоуту и такелажу. Правда, случаи потопления артиллерийским огнём оставались весьма редкими. Обычно после получения сильных повреждений и больших потерь в личном составе корабль спускал флаг.
Орудия на корабли ставились до тех пор, пока от уровня воды до нижних портов не оставалось расстояние в один метр. Во времена Карла пушки были поделены на большие (64, 42 и 32 фунта), средние (18 фунтов) и малые (5.25, 4 и 3 фунта) калибры. По замыслу адмиралов, при сближении использовались длинные орудия средних калибров, а в ближнем бою в дело вступали короткие большие и малые пушки, которые довершали начатое. К началу Гражданской войны 64-фунтовые пушки уже не применялись. Осталось только небольшое количество короткоствольных камнемётов, соответствующих калибру 64-фунтовых пушек, но стрелявших каменными ядрами в 24 фунта. Семидюймовые 42-фунтовые пушки имелись на флоте в небольшом числе, в основном на «Роял Соверене».
Абордажная тактика англичанами была отринута бесповоротно, поскольку тягаться с качеством испанской, французской и голландской морской пехоты островитяне не могли.
И вот при Кромвеле было решено перевести на флот трёх совершенно далёких от моря сухопутных генералов – Джона Монка, Энтони Дина и Роберта Блейка. Их задачами были творческое переосмысление всего предыдущего опыта и создание новой тактики, используя которую английский флот мог бы побеждать любых своих конкурентов. Кажется, первым высказал гениальную и простую мысль о том, что у корабля пушки расположены по бокам, и поэтому самым идеальным построением кораблей в бою является линия, «генерал моря» Энтони Дин. Естественно, что именно в этом случае в бою единовременно будет задействовано максимально возможное количество орудий кораблей.
«Инновация» возрастом в полтора века
Это было абсолютно логично. И более того, мысль была совершенно не нова. Первое широко известное сражение, проведённое европейским флотом в линии – это бой Васко да Гамы с египтянами и индусами у Малабара в 1502 году. В 1583 году у острова Сан-Мигель испанский адмирал дон Алонсо де Базан устроил «Трафальгар наоборот» англо-французской эскадре, встретив её в линии баталии и разгромив полностью. В 1628 году в бою у острова Аброльос голландский и испано-португальский флоты действовали в линиях. Во время боёв в Ормузском проливе в 1624–1630 годах между испанцами и португальцами, с одной стороны, и англичанами с голландцами – с другой, обе стороны старались держать колонну. Наконец, во время Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. голландский адмирал Маартен Тромп делился мыслями о преимуществе боя в линии с британским адмиралом Пеннингтоном. Так почему же в основной своей массе флоты до 1650-х упорно использовали не линию баталии, а «тактику роя»?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, приведём отрывок из книги «Схватка двух львов: англо-голландские войны XVII века»:
«В 1665 году Йоркский издаёт инструкцию «О наилучшем построении флота Его Величества». Там отмечалось: «всеми силами стремиться сформировать линию баталии», «никакой корабль флота Его Величества не должен преследовать какую либо незначительную группу кораблей до тех пор, пока основная часть вражеского флота не будет подавлена или приведена в бегство», «держать расстояние между мателотами в 100 ярдов». Каждый корабль получил чётко определённое место в строю линии.
Двумя днями позже герцог Яков выпускает «Распоряжение капитанам брандеров, малых фрегатов и кэчей», где определялись порядок действий и размер вознаграждений экипажам и командирам брандеров.
Однако на море довольно часто случалось, что дела шли не так, как написано на бумаге. К примеру, в сражении в день Св. Якова или в Четырёхдневном сражении, когда часть кораблей просто не смогла удержаться в линии, создавая большие разрывы. Целые эскадры кораблей в этих сражениях прорезали в течения боя линию противника туда и обратно, и конечно, при этом не могло идти речи о концентрации огня.
Перед сражением в день Святого Якова Руперт и Монк издали «Дополнительные боевые инструкции», где трактовали более свободный взгляд на атаку противника в линии баталии. Там указывалось, что «противника надо держать с подветра», что «в случае если флоты выстроились друг напротив друга, авангард нашего флота должен привести к ветру и задержаться до того времени, пока вся кордебаталия не подойдёт на то же расстояние от авангарда противника». Изучая само сражение, можно сказать, что инструкции остались лишь благими пожеланиями. Дело тут не в приказах, а в обученности экипажей и компетенции кэптенов. Пока не была введена круглогодичная система тренировок и учений, пока примерно четверть флота составляли зафрахтованные торговые суда – ни о каком порядке не могло быть и речи».
То есть, проблема-то на самом деле была очевидной. Пока не хватало обученных экипажей, флот как единое целое действовать просто не умел. Потому что не получалось у кораблей держать линию. Просто не получалось. Так же как не получалось выдерживать и темп стрельбы.
А в 1665 году сразу два сильных флота мира – английский и голландский – перешли к круглогодичным тренировкам и учениям в мирное время. Флот наконец стал постоянной, всесезонной боевой единицей. Именно с этого времени можно с уверенностью говорить о существовании линейной тактики как основного вида боя, а не о тактическом приёме отдельной хорошо натренированной эскадры.
Плюсы и минусы
Бедой английского флота по-прежнему оставалось большое количество нанятых на кампанию или войну судов торгового флота. Их капитаны и экипажи понятия не имели о дисциплине, сложных построениях и перестроениях. Именно поэтому бои второй и третьей англо-голландских войн чаще всего только начинались в линии, а далее переходили в стадию mêlée, «ближнего боя», где ни о каком порядке не могло быть и речи, а общее управление флотилией утрачивалось практически полностью.
Отдельные корабли, а то и целые дивизионы по нескольку раз прорезали туда-обратно вражескую линию. Бой постоянно распадался на несколько отдельных схваток, взаимопонимание между авангардом, центром и арьергардом очень часто просто утрачивалось. Пушечный дым, застилавший поле боя, делал невидимым не только приказы командующего флотом, но и командиров эскадр.
Но, в отличие от тех же голландцев, англичан постоянно спасала более тяжёлая артиллерия их кораблей. Как уже указывалось выше, английские корабли были вооружены в расчёте на победу в артиллерийской дуэли на малой дистанции. Соответственно, если голландцам не удавалось сосредоточить против отдельного английского корабля большие силы, тот успешно отбивался даже от двух противников.
Однако эта тактика вдруг перестала работать против французов во времена Людовика XIV. Дело в том, что французские корабли были вооружены лучше английских. Соответственно, в ближнем бою британцы уже не могли рассчитывать на качественное преимущество в вооружении, так помогавшее им в схватках с голландцами. Именно поэтому сражение при Бичи-Хэд было полностью проиграно англо-голландским флотом, а в сражении при Барфлере 44 корабля французов успешно и без потерь бились целый день с 82 кораблями и 13 фрегатами англичан и голландцев. Лишь позже, у Ла-Хога и Шербура, англичанам удалось заблокировать и сжечь брандерами 13 повреждённых французских кораблей.
Лишь к началу XVIII века англичане, казалось, нашли противоядие от французского флота. В сражении при Малаге в 1704 году (41 английский и 12 голландских кораблей против 51 французского) английский адмирал Джордж Рук приказал всеми силами и способами держать линию и в ближний бой не входить. В этом сражении атаковали именно французы, британцы придерживались оборонительной тактики.
Сражение при Малаге характеризовалось большим расходом боеприпасов с английской стороны. И если бы французы на следующий день возобновили бой, двадцати пяти английским кораблям просто нечем было бы стрелять, на них кончились порох и ядра. Согласно инструкциям Рука, корабли эти должны были дать последний залп и идти на абордаж – крайняя и самоубийственная мера против хорошо вооружённых французских линкоров! Однако Флот Людовика XIV бой не продолжил, и стратегически сражение при Малаге закончилось победой англичан.
Этот бой и его результат имели важнейшее значение для последующей выработки тактики в Роял Неви. Адмиралы и кэптены разделились на два лагеря. Сторонники ближнего боя ставили в пример англо-голландские войны, и их прозвали «мелеистами» (мы с вами помним про mêlée). Им оппонировали «формалисты», то есть сторонники боя на средней и дальней дистанции, в линии, без утраты командования и «прорезаний» вражеских колонн. «Формалисты», совершенно забыв о состоянии эскадры Рука после боя, приводили в пример Малагу как результат грамотного с тактической точки зрения сражения, в пику свалкам времён войн с Голландией.
Но об этом споре будет рассказано уже в третьей статье цикла.