Кавказская война и имам шамиль

Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против России. Пленение Шамиля...

Кавказская война и имам шамиль

Пленение вождя кавказских горцев Шамиля и покорение Восточного Кавказа

Покорение Восточного Кавказа и завещание Шамиля

Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя, работорговли и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После присоединения грузинских, азербайджанских и армянских земель (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и Абхазии, подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. Значительная часть чеченских тейпов еще в 1781 г. решила добровольно войти в Российскую империю, однако часть местных вождей этому воспротивилась. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии (Грозная и др.).

Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне Крымской войны (1853–1856) чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Особенно постаралась Англия: и своими эмиссарами, и деньгами, и оружием, надеясь также, что увязнув в войне на Кавказе, Россия приостановит свое продвижение в Среднюю Азию. Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).

После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. Государю Александру II принесли донесение от князя А.И. Барятинского: «От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших».

25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому (на фото слева) и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи – св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен «Победителем Шамиля».

Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом у Государя.

Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.

Через несколько лет Шамиль написал Царю:

«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.

В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)

А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется».

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медина 4 февраля 1871 года.

Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант А. Авторханов, мусульманин и чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя. Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».

В начале Первой мiровой войны был объявлен Высочайший приказ Императора Николая II (23.8.1914) о создании «Кавказской туземной конной дивизии». В состав этого прославленного в боях воинского соединения входили представители многих народов Северного Кавказа и Закавказья, служившие в полках: Кабардинском, 2-м Дагестанском, Чеченском, Ингушском, Черкесском, Татарском.

Лишь революционный хаос внес разлад (большевики стали натравливать горцев на казачьи станицы и фактически устроили геноцид Терского казачества), а затем большевицкая идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы, антисоветских настроений в годы советско-германской войны и новых взаимных эксцессов.

Франц Рубо. Пленение Шамиля

В посткоммунистическое время мы видим, что тем же антирусским силам вновь удалось настроить против России чеченцев, забывших завет Шамиля.

После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи и необходимо было обезпечить безопасную связь с ним. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:

«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя св. Нины и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою» (из книги М.Н. Чичаговой «Шамиль на Кавказе и в России», 1889).

История Кавказской войны 1817—1864 годов: основные причины и итоги

Не стоит думать, что Северный Кавказ самостоятельно решил просить у России подданство, и без всяких проблем вошел в ее состав. Причиной и следствием того, что сегодня Чечня, Дагестан и другие южные регионы принадлежат РФ, послужила Кавказская война 1817 года, которая продлилась около 50 лет и была закончена лишь в 1864 году.

Основные причины кавказской войны

Многие современные историки основной предпосылкой начала войны называют желание российского императора Александра I любыми средствами присоединить Кавказ к территории страны. Однако, если смотреть на ситуацию глубже, это намерение было вызвано опасениями за будущее южных рубежей Российской империи.

Ведь на Кавказ в течение многих веков с завистью смотрели такие сильные соперники, как Персия и Турция. Позволить им распространить свое влияние на Закавказье и прибрать его к рукам означало постоянную угрозу собственной стране. Именно поэтому военное противостояние было единственным способом разрешить проблему.

Если бы все кавказские народы добровольно хотели принять российское подданство, возможно, этой войны удалось бы избежать,либо она не оказалась такой затяжной. Однако далеко не все местные беки стремились принять подданство России, чтобы та защищала их от турецких и персидских войн. Менталитет горских народов предполагал постоянные междоусобные набеги, которые позволяли бекам обогащаться за счет соседей. А российское подданство и централизованная власть лишали бы их этой возможности. Все это привело к сопротивлению целых кавказских областей царским войскам.

Таким образом, причины кавказской войны 1817—1864 годов кроются в следующих факторах:

  • склонность части кавказских народов к набегам и работорговле;
  • желание русского императора обезопасить южные рубежи страны;
  • возможность сделать Кавказ территорией России;
  • стремление купировать исламистские настроения определенной части горцев, готовых в силу религиозных взглядов вести с «неверными» войну.

Кроме этих причин, существовали и иные предпосылки для начала военных действий. Сюда можно отнести агрессивную подстрекательскую политику Персии и Турции, которые всячески пытались внести разлад и в жизнь горских народов, и в их отношения с русскими. Прекращение таких выпадов было необходимо для спокойствия на Кавказе.

Есть и другая точка зрения: довольно много исследователей и историков в качестве главной причины начала войны называют колониальную политику Империи. Россия являлась тогда одним из мировых гегемонов, участвовала во многих конфликтах. И ей постоянно нужны были человеческие, природные и другие ресурсы для поддержания статуса великой державы.

Ход военных действий: этапы и события

Если о кавказской войне 1817—1864 говорить кратко, то все началось с восстания в Кахетии в 1812 году, которая на тот момент уже была под властью России. Восстание было подавлено. Горцы отрицательно отреагировали на действия генерала Алексея Ермолова, который в это же время начал возводить русские крепости — главной их задачей был контроль за деятельностью местного населения и предотвращения вооруженных выступлений. Кавказцы, недовольные этой инициативой, отозвались усиленным протестным движением.

В ответ на выступления горцев Петербург принял решение перебросить в регион Черноморский казачий корпус. В результате такое действие только обострило протестные настроения до предела. Дагестанские правители были вынуждены объединиться, чтобы начать открытые военные действия против русских. Ситуация осложнилась обстановкой в Абхазии, где выступления повстанцев были жестко подавлены войсками генерала-майора Горчакова.

Следующий ключевой этап русско-кавказской войны — чеченское восстание, когда сторонники Бейбулата Теймазова попытались в 1824 году захватить одну из крепостей, но потерпели поражение. После этого основные действия как повстанцев, так и императорских войск переместились из других областей на территорию Чечни и Дагестана. Начало формироваться определение газавата (религиозно-политического движения), предполагающего священную войну против неверных. Приверженцы нового исламского течения — мюридизма, обязались вести войну до последней крови.

Читайте также  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

Все это привело к созданию имамата — независимого государства мусульман, первым главой которого стал Гази-Мухамед (более известный как Кази-Мулла). Он был убит в 1832 году, а его место занял имам Шамиль. Схема-таблица кавказской войны демонстрирует последовательность всех происходящих событий.

Во время правления Шамиля Россия практически полностью утратила контроль над дагестанской и чеченской областями Кавказа. Ей приходилось делить свои силы между войной с горцами и Крымской военной кампанией. Именно Крыму в этот период Россия уделяла основное внимание, поэтому на Кавказе, по сути, военные действия велись достаточно вяло. Со стороны могло показаться, что такая ситуация устраивает все стороны, а сам ход кавказской войны несколько застопорился.

Лишь после того как имам Шамиль попал в плен, ситуация начала меняться. Историки утверждают, что перелом произошел в 1859 году. Русской армией на тот момент руководил великий князь Михаил Николаевич. Без верховного имама весь имамат начал постепенно приходить в упадок, а сами горцы оказались деморализованы.

Царские войска успешно подавляли небольшие вспышки сопротивления, которые наблюдались в Закавказье. Те черкесы, которые не желали принимать российское подданство, получили право отойти к турецким территориям. Кроме черкесов (адыгов) такая же возможность была дана несогласным с новыми порядками абзхазам и абазинам. Официально кавказская война была завершена в 1864 году, когда 21 мая в русском лагере отслужили благодарственный молебен.

Роль имама Шамиля в деле сопротивления

Нельзя не отметить ведущую роль имама Шамиля, благодаря которому горцы так долго оказывали сопротивление царским войскам. Среди списка участников кавказской войны 1817—1864 годов он занимает особое место. Именно он сумел сплотить горские народы и направить их внутреннее ощущение свободы на ожесточенную борьбу против притязаний России.

Многие полагают, что имамат основал именно Шамиль. Однако он оказался только третьим по счету имамом, после Кази-Муллы и Гамзат-бека. Руководить сопротивлением Шамиль начал с 1834 года. Его организаторские способности во многом объяснялись тем, что он получил блестящее воспитание — сюда входили лекции по риторике, логике, грамматике.

Став учеником и духовным наследником Кази-Муллы, он смог сплотить вокруг себя не только дагестанских аварцев, но и другие народы Северного Кавказа. На целых 25 лет он стал руководителем сопротивления, которое было названо освободительной борьбой. То, как шла кавказская война 1817—1864, демонстрирует карта военных действий.

Имамат под верховенством Шамиля объединял практически весь Западный Дагестан и Чечню. К его заслугам можно отнести то, что он сумел собрать небольшие разрозненные селения и общины. Прежде совершавшие набеги на соседей и жившие в условиях междоусобицы, теперь они оказались объединены общей идеей газавата. Таким образом, он своими действиями сумел сплотить весь Северный Кавказ перед лицо общего врага.

При этом во всех своих начинаниях и взглядах имам исходил из канонов шариата. Он стремился подчинить жизнь всего Кавказа новому шариатскому укладу. Горцы начали называть период правления этого правителя «временем шариата».

Шамиль практически перекроил карту Северного Кавказа, создав административные округа. Им была выстроена судебно-правовая и военизированная структура власти. Имея в подчинении до 30 тысяч воинов, он организовал в своей армии полки, включающие по 1000 человек в каждой. У самого имама была личная охрана, куда входили даже поляки.

В целом, если два первых имама лишь создали имамат, то Шамиль смог не только удержать его, но и создать полноценное государство со своими органами власти, бюджетом, армией (имеющей даже свою артиллерию). Казна пополнялась деньгами из двух основных источников:

  1. Доходы от налогов, получаемых с подданных (харадж и закят);
  2. Средства, поступающие в результате набегов.

Он сумел добиться победы в нескольких сражениях с русской армией, но были и сражения где потерпел поражение. Одним из главных сражений, вошедших в историю Кавказской войны, была битва при Ахульго.

Ахульго в переводе с аварского языка означает «Набатная гора». На горе раполагались два аула — Старое и Новое Ахульго. Осада русскими войсками, во главе с генералом Граббе, продолжалась в течение долгих 80 дней (с 12 июня по 22 августа 1839 года). Целью данной военной операции была блокада и взятие ставки имама. Штурмовали аул 5 раз, после третьего штурма были предложены условия капитуляции, однако Шамиль не согласился на них. После пятого штурма аул пал, но люди не хотели сдаваться, сражались до последней капли крови.

Бой был страшный, женщины принимали в нем активное участие с оружием в руках, дети бросались камнями в штурмующих, у них не было мысли о пощаде, они предпочли смерть плену. Огромные потери были понесены двумя сторонами. Из аула удалось вырваться всего нескольким десяткам сподвижников во главе с имамом.

Шамиль был ранен, в этом бою он потерял одну из жен и их грудного сына, а старший сын был взят в заложники. Ахульго был полностью разрушен и по сегодняшний день аул не отстроен заново. После этого сражения горцы ненадолго стали сомневаться в победе имама Шамиля, так как аул считали непоколебимой крепостью, но несмотря на его падение, сопротивление продолжалось еще около 20 лет.

Со второй половины 1850-х годов Петербург усилил действия в стремлении сломить сопротивление, генералы Барятинский и Муравьев сумели взять Шамиля с его армией в кольцо. Наконец, в сентябре 1859 года имам сдался в плен. В Петербурге он встретился с императором Александром II, а затем был поселен в Калуге. В 1866 году Шамиль, будучи уже пожилым человеком, там же принял русское подданство и получил потомственное дворянство.

Результаты и итоги кампании 1817—1864 годов

Завоевание южных территорий Россией заняло около 50 лет. Это была одна из самых затяжных войн страны. История кавказской войны 1817—1864 годов была длительной, исследователи до сих пор изучают документы, собирают сведения и составляют хронику военных действий.

Несмотря на продолжительность, она окончилась для России победой. Кавказ принял русское подданство, а Турция и Персия отныне не имели возможности влиять на местных правителей и подстрекать их к смуте. Итоги кавказской войны 1817—1864 гг. хорошо известны. Это:

  • закрепление России на Кавказе;
  • усиление южных рубежей;
  • ликвидация горских набегов на славянские поселения;
  • возможность влиять на ближневосточную политику.

Еще одним важным результатом можно считать постепенное слияние кавказской и славянской культур. Несмотря на то, что каждая из них имеет свои особенности, на сегодняшний день кавказское духовное наследие прочно вошло в общую культурную среду России. И сегодня русские люди мирно живут бок о бок с коренным населением Кавказа.

Имам Шамиль

Шами́ль (1797—1871) — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом, объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении — Али — было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795—1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны — газавата, — увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм.

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829—1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832—1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775—1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского. В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов.

Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение — падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был [[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842—1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

Читайте также  Великая октябрьская социалистическая революция, её особенности и историческое значение

Основные даты жизни и деятельности Шамиля

Кавказская война и имам шамиль

&nbsp Шамиль и его команда

Кодовые названия, которые дал Шамиль Басаев двум этапам своей операции в Дагестане,— «Гази-Магомед» и «Гамзат-бек» — носят откровенно пропагандистский характер. Они должны вызывать ассоциации с Кавказской войной прошлого века. Если следовать ее логике, третий этап должен быть завершающим и называться «Имам Шамиль». А чтобы аналогия была полной, лидеры первых двух этапов должны погибнуть.

Лев Ислама
Ранним утром 1829 года молодой послушник религиозной школы известного во всем нагорном Дагестане шейха Саида Араканского, собрав всех учеников, заявил: «Эй вы, ищущие знаний! Саид может дать вам только то, что имеет! А он нищий! Иначе бы ему не понадобилось царское жалование!»
Послушника звали Гази-Магомед. Этой речи предшествовали несколько трудных разговоров с шейхом. «Учитель, введи шариат!» — просил, настаивал, требовал ученик. Гази-Магомед твердил Саиду Араканскому, что «адаты» (обычаи), по которым живут ныне горцы, это «порождение сатаны». И только шариат, закон, данный людям Аллахом, спасет пребывающий в нищете и невежестве народ Дагестана, который грабят и унижают местные феодалы и царская администрация.
Но шейх, не желавший конфликтовать с властями и понимавший, что призывы Гази-Магомеда приведут к войне, лишь качал головой.
Гази-Магомед ушел от шейха и стал агитировать по аулам. Первыми на его призыв откликнулись земляки-гимринцы. Аул Гимры изгнал местного муллу и ввел шариат. Вскоре его примеру последовали соседи. Сопротивляющихся изгоняли.
В феврале 1830 года Гази-Магомед во главе восьмитысячного войска подошел к Хунзаху, столице Аварского ханства, и предложил его правителям принять шариат. Хунзах отказал. В последовавшем вслед за этим сражении отряд Гази-Магомеда был разбит.
По просьбе аварских властителей на усмирение восставших были отправлены русские войска. Осадив Гимры, царские войска произвели артобстрел, после чего предложили гимринцам изгнать Гази-Магомеда и выдать «аманатов» (заложников). Гази-Магомед с группой сторонников покинул аул. Мятеж сочли подавленным. Русские войска ушли из гор.
Но Гази-Магомед и не думал сдаваться. Он построил в горах башню и стал готовить новое восстание. Он пришел к твердому выводу: чтобы ввести шариат, нужен газават.
В 1830 году в соборной мечети аула Унцукуль Гази-Магомед был провозглашен имамом. Один из духовных вождей горцев, шейх Магомед Ярагинский, опоясав избранника саблей, напутствовал его: «Руби измену, лев Ислама. Руби беспощадно. Даже если она спрячется между страницами Корана».
Новый имам произнес краткую и энергичную речь: «Душа горца соткана из веры и свободы. Такими уж создал нас Всевышний. Но нет веры под властью неверных. Вставайте же на священную войну, братья! Газават изменникам! Газават всем, кто посягает на нашу родину».
В начале 1831 года он спустился на равнину. Вскоре пала резиденция шамхала Тарковского. Затем последовали налеты на крепости Бурную, Внезапную. Внезапно появляясь и столь же внезапно исчезая, он заманивал русские отряды в засады, где они несли тяжелые потери.
В августе имам осадил Дербент. На помощь осажденному гарнизону двинулся крупный отряд во главе с генералом Кохановым. Гази-Магомед не стал ждать генерала. Совершив стремительный переход через горы, он вышел в кумыкские степи и в ноябре 1831 года, прорвав Кавказскую пограничную линию, взял Кизляр.
Известие об этом вызвало гнев императора Николая I, он потребовал положить конец мятежу. Но к началу 1832 года восстание охватило всю Чечню, Джаро-Белоканы и Закаталы (территория нынешнего Азербайджана). Укрепившись в Чечне, Гази-Магомед совершал оттуда нападения на форты и укрепления пограничной линии. Его отряды угрожали крепостям Грозный и Владикавказ.
К тому времени, стянув в регион войска, российская армия начала крупное наступление. Отряд под командованием генерала Григория Розена, разоряя по пути мятежные чеченские аулы, медленно продвигался к Гимрам.
10 октября 1832 года русские войска вновь осадили Гимры и после артобстрела ворвались в аул. Последние защитники села во главе с Гази-Магомедом отступили в башню, откуда отстреливались до тех пор, пока не кончились боеприпасы.
Имам, взяв в руки саблю, призвал соратников к последнему бою. Выпрыгнул в гущу осаждавших и попал прямо на штыки. Прыгнувший следом за ним Шамиль (будущий третий имам Дагестана и Чечни), зарубив нескольких солдат, прорвался сквозь цепь и, весь израненный, бросился в пропасть. Будучи уверенными в его гибели, солдаты не стали преследовать Шамиля.
В Петербург ушла реляция: мятежные аулы покорены, зачинщики убиты, их сторонники рассеяны. И действительно, в 1833 году в горах наступило некоторое затишье.

Мститель
Но уже в начале 1834 года в горах Дагестана появилась 20-тысячная повстанческая армия под командованием нового имама. Им стал Гамзат-бек. Отправленный через Кавказский хребет Гази-Магомедом в 1832 году во главе небольшого отряда мюридов на помощь восставшим джаро-белоканцам, Гамзат-бек успешно воевал, остановив наступавшие с юга царские войска. Но зимой, когда перевалы закрылись и мюриды оказались отрезанными от основных сил, Гамзат-бек с целью выиграть время вступил в переговоры. Когда он прибыл на переговоры в крепость Закаталы, царский генерал Стрекалов велел арестовать его и отправить в Тифлис.
Впрочем, в заключении Гамзат-бек пробыл всего несколько месяцев. За него вступился влиятельный дагестанский властитель Аслан-хан Кази-Кумухский. У Аслан-хана были свои виды на Гамзат-бека. Правительница соседнего Хунзахского ханства кровно оскорбила Аслан-хана, отдав обещанную его сыну дочь в дом шамхала Тарковского. И Аслан-хан рассчитывал руками Гамзат-бека отомстить надменным соседям.
Гамзат-бек энергично взялся за дело, набирая мюридов, принимая у себя беглых русских солдат. Но, вопреки расчетам Аслан-хана, он объявил войну не одному лишь Хунзаху, а всей местной верхушке Дагестана. Кадии, ханы, беки, старшины Дагестана сплотились перед лицом общей угрозы, но у села Гергебиль Гамзат-бек разбил их объединенные отряды.
К лету 1834 года во всей Аварии только Хунзах не признавал власть Гамзат-бека. В августе этого же года Гамзат-бек с 12-тысячным войском осадил Хунзах. Попытка сопротивления окончилась неудачей. Имам предложил ханше принять шариат и заставить своих сыновей выступить на борьбу против царской администрации. Посланные на переговоры сыновья ханши были перебиты. Восставшие ворвались в Хунзах, взяли дворец и убили ханшу.
Превратив Аварию в свой оплот и сделав Хунзах своей столицей, Гамзат-бек стал распространять пламя войны на соседние стороны. Но в Хунзахе созрел заговор, во главе которого стояли близкие к ханскому двору и пророссийски настроенные люди — Хаджи-Мурат (тот самый, герой одноименной повести Льва Толстого) и его брат Осман.
Вместе с десятью своими сторонниками братья напали на имама в мечети. Осман нанес Гамзат-беку смертельный удар, однако и сам был зарублен нукерами имама. Мюриды и родственники Гамзат-бека, окруженные сторонниками братьев, забаррикадировались в ханском дворце, но были оттуда выбиты и сброшены с кручи. Новым правителем Аварии избрали Хаджи-Мурата. В знак признания его заслуг российская администрация присвоила новому правителю звание прапорщика милиции.

Имам Шамиль
Вскоре после гибели Гамзат-бека 19 сентября 1843 года предводители горских джамаатов (обществ) собрались в мечети аула Ашильта, чтобы избрать нового имама. Им стал Шамиль.
Гази-Магомед зажег в горах пламя новой войны и дал восставшим идеологию. Его главной мишенью был адат. Гамзат-бек распространил восстание на всю горную часть Дагестана и Чечни. И нанес сокрушительный удар по местной знати — основным хранителям и сторонникам адата.
Шамиль довел до конца дело своих предшественников. Он построил Имамат — новое государство на принципах шариата. И беспощадно боролся с горской знатью, пока не установил в имамате полное равенство. Уцелевших беков Шамиль сослал в специальное поселение возле аула Орода.
В Имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, союзы сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. В сферу его влияния в разное время входили часть Ингушетии, отдельные аулы Хевсуретии и Тушетии. Мощное влияние Имамата ощущалось и на Западном Кавказе — в Кабарде, Черкесии, Адыгее и Абхазии.
Численность населения этого государства не превышала 400 тысяч человек, а территория — 900 км в окружности. Но разноязыкое и полиэтническое его население (до 50 народов и народностей Дагестана, Северного Кавказа, России и ряда европейских и азиатских стран) было объединено общей идеологией и жесткой организацией.
Шамиль довел до совершенства разработанные его предшественниками методы ведения войны против царских войск. Горцы придерживались тактики малых походов, позволявшей рассредоточивать силы противника и избегать генерального сражения. Заманивали противника в засады, изматывая постоянными уколами. В глубоком тылу врага активно действовали небольшие отряды в 10-30 человек. Когда Шамилю становилось известно о продвижении большого количества войск, он стремился спровоцировать восстание за пределами Имамата, чтобы открыть второй фронт и отвлечь силы врага.
Широко применялась и дезинформация, когда допускались «утечки» о якобы готовящемся нападении, а удар наносился совершенно в другом месте.
На руку Шамилю играли и действия царского правительства. Принимаемые им ответные меры имели обратный эффект и лишь увеличивали количество сторонников Имамата. Так, в ходе боев разрушались целые аулы, люди ссылались в северные губернии империи, имущество и скот конфисковывались. Полиция вылавливала в городах горцев, не имевших специальных документов, и отправляла их в тюрьмы.
Безуспешными были и попытки формировать иррегулярные части из «мирных» горцев. Воевали такие части неохотно, а порой просто переходили на сторону мюридов.
Шамиль четверть века противостоял могущественной Российской империи, вынужденной в последние годы войны сосредоточить на Кавказе почти 250-тысячную армию. Но и после капитуляции имама Шамиля в ауле Гуниб война на Кавказе продолжалась еще 20 лет.

Имам Шамиль — ключевая фигура в истории Кавказа

Имам Шамиль — ключевая фигура в истории Кавказа

Ключевой фигурой в истории Кавказа по праву называют Имама Шамиля. Для кавказских народов он стал настоящим национальным героем. За свою жизнь правитель Чечни и Дагестана пережил невероятное количество событий и привнес массу изменений в жизненный уклад горцев. Краткая биография Имама Шамиля.

Детство

Существует теория, что Шамиль был кумыком. Но это не так. Он был аварцем и говорил на аварском языке. Хотя нельзя утверждать, что у его роду не было кумыков, так как в Дагестане браки часто заключались между разными национальностями.

История имама Шамиля начинается в поселении Гимра. Он родился в семье кузнеца и дочери аварского бека. При рождении назван Али. В малом возрасте он часто болел. Чтобы защитить своего сына от недугов, родители дали ему второе имя. Выбрано было имя брата матери, Шамиль. В переводе не русский язык оно звучит как “услышанный богом”.

Читайте также  Преемственность: от восточной римской империи к османской империи (1280-1461)

Эта перемена действительно хорошо повлияла на мальчика. Он оживился, перестал часто болеть, стал бодрым и активным. Ребенок часто баловался и шалил, но эти проказы никогда не вредили людям. Он никогда никого не калечил или обижал намеренно. К тому же, мальчик был очень любознателен, залезал во все щели, изучал все, что его окружает.

Мальчик был хорошо развит физически. Он быстро бегал, занимался гимнастикой. В подростковом возрасте активно закалялся. И достиг в этом немалого успеха. Даже зимой он мог спокойно выйти на улицу босиком и с голым торсом. Еще юнцом он увлекался оружием. Особенно его интересовали традиционные для Кавказа орудия.

Его первым учителем считают Адиль-Мухаммада. С 12 лет Шамиль учился в Унцукуле, где его обучал Джамалуддин Казикумухский. Юноша к 20 год был уже очень образован. Объем его знаний был довольно обширен. Он изучал арабский язык, законоведение, высшую философию, логику и риторику.

Возникновение имамата

К 30 годам Шамиль серьезно увлекся мюридизмом. Проповеди Гази-Мухаммада увлекли его, и он с головой ушел в новое направление в исламе. Мюридизм как раз в то время широко распространился по территории Кавказа. Новое течение ислама объединяет людей всех национальностей Кавказа. Центральной идеей становится газават — священная война. Проповедника Гази-Мухаммада назвали имамом, а подконтрольная территория стала именоваться Северо-Кавказским имаматом. Как только это произошло, имам объявляет Российской Империи священную войну.

Вскоре герой становится участником Кавказской войны. Он и его идейный соратник оказались в селении, которое осадили русские войска. Будущего имама ранили, а Гази-Мухаммед был убит, когда первый бросился в атаку во главе своего войска.

Тело убитого правителя увезли поближе к Махачкале. Шамиля новым правителем не выбрали, потому что его раны вновь открыли после долгого пути. Соратники уже не считали его за жильца, поэтому новым правителем стал Гамзат-бек Гоцатлинский.

Правление Шамиля

Через несколько лет состоялся съезд народов Чечни, где Шамиля назначают имамом Чечни и Дагестана.

Новый имам обладал многими важными для руководителя качествами. Он несколько отличался от прошлых правителей. Он знал толк в войне, умел организовать движение, правильно скооперировать войска. Хорошо разбирался в военной стратегии. Герой отличался холодным и расчетливым умом и имел отличную выдержку.

В качестве главной идеи у правителя выступает объединение национальностей Кавказа. Он понимал, что разрозненные народности не смогут добиться тех военных целей, которые он перед собой ставит. А военная ситуация усложнялась тем, что войска Российской империи в десятки раз превосходили горцев, да и вооружены русские были намного лучше. Он призывал народы Кавказа объединяться ради собственной независимости.

Период правления Шамиля называют “время шариата”. Он приучил население строго придерживаться положений шариата и адатов. Адаты — местные обычаи. Им подчинялась не только общественная, но и частная жизнь. Положения шариата контролировали абсолютно все: от судопроизводства до процесса выбора невесты. Эти законы были, порой, довольно жестоки. Закреплялся обычай кровной мести или убийства чести. Если девушка опозорила честь семьи (например, семья узнала, что девушка лишилась девственности до замужества), ее ближайшие родственники могут ее убить. После смерти Шамиля на Кавказе говорят о “падении шариата”.

Его риторика воодушевляла горцев на священную войну. Он мог не только поднять людей на бой, но и заставить себе полностью подчиниться. Имам контролировал абсолютно все сферы жизни своего народа.

Чтобы управлять наиболее эффективно, Шамиль разделил территорию Северо-Кавказского имамата на округа. Во главе каждого стоял наиб который решал важные вопросы управления непосредственно на месте. Судебную власть в районе осуществлял кади, которого назначал муфтий (тоже часть судебной ветви). Наибам было запрещено вмешиваться в дела кади и муфтиев, то есть сами решать дела по шариату они не могли.

Четыре наибства объединялись в мюриды. Через некоторое время эту систему отменили. Она оказалась слишком сложной. Схема подчинения была очень запутанной, а это провоцировало конфликты. Например, помощникам наибов поручали более важные задания, чем самим наибам. Хотя по факту их статус намного выше. Но именно помощники наибов считались самыми отважными воинами, верно преданными идеям священной войны и имамату. Точно не известно, сколько их было в каждом наибстве, но как минимум 120 всегда сопровождали имама.

Подчиненные не имели права ослушаться своего правителя. Все без исключения поручения должны были выполняться тут же и без сопротивления. Если человек ослушался, его ждал строгий выговор, арест или же телесные наказания. Только главы регионов могли не бояться физического наказания за проступок.

В имамате мужчины должны были нести военную службу. Их делили на отряды по 10 и по 100 человек. Десятники и сотники отчитывались напрямую перед наибом. Позже вместо такого формата отрядов появились полки по 1000 человек, которые уже в последующем делились.

Положение армии

В войске в истории имамата никогда не было более 30 000 человек. Это при том, что некоторые поселения освобождались от воинской повинности. Но только те, что особенно пострадали от ударов русских войск.

Вся техника, изъятая у армии Российской Империи, приводилась в порядок и активно использовалась. Также в городе Ведено стоял литейный завод, где произвели немногим более 50 пушек. Работали, правда, из них далеко не все.

Деньги поступали из двух источников. Первый — военные трофеи. Второй — зякат и хараджа. Зякат — это повинность, которую несли жители. Они обязаны отдавать десятую часть зерна, денег и овец. Хараджа же собиралась только с населения горных пастбищ.

Что касается трофеев, существовала целая система набегов на соседние территории. Особенно продуктивна в этом была Чечня. Казна получала значительные суммы, хотя и получала лишь пятую часть от награбленного.

Пленение Шамиля

После 40-х годов 19 века успех священной армии понемногу начал угасать. На тот момент Российская Империя была в состоянии войны с Турцией. Турки решили, что имамат поможет и даст дорогу в тыл русской армии. Но Шамиль не желал становиться частью Османской Империи. Поэтому туркам он отказал. России он, конечно, не помогал. Так что период Крымского конфликта выдался относительно спокойным для имама. Он ждал.

После заключения договора о мире с Турцией русская армия вновь обратила свое внимание на юг страны. Кавказская война продолжалась.

В этот период Шамиль понимал, что история имамата постепенно подходит к концу. Мужчин в поселениях оставалось меньше. Даже урожай было убирать некому, банально не хватало людей. Даже если урожай собирали, вспахивать земли было некогда. Сил сопротивляться колонизации у жителей имамата не было, некоторые наибы перешли на сторону противника.

Резиденцию в Ведено захватывают в 1859 году, а к концу того же года все точки активного сопротивления ликвидированы. Правитель и его 300 соратников отправляются к горе Гуниб. По словам князя Барятинского, которые вел войска на Гуниб, эти люди до последнего стояли, защищая своего предводителя. Вскоре имам сам сдается в плен, но не в классическом понимании слова “сдаваться”. Его пригласили на переговоры, после которых его обещали отпустить. Когда он пришел, ему объявили, что он едет в столицу и что выбора у него нет.

Но сами сражения на этом не заканчивается. Соратники Шамиля не оставляют идей священной войны и продолжают бороться за свою независимость. Чечню завоевали уже в апреле.

Предводителя горцев направили в столицу, где он попал на прием императрице и Александру II. Из Москвы имама отправляют в ссылку в Калугу. Сам Шамиль уговаривает отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но ему отвечают категорическим отказом.

Через несколько лет горец присягнул императорскому двору. Его даже приглашают на свадьбу юного Александра. Имам не мог ответить отказом, приехал, где снова пообщался с главой Российской Империи. История рассказывает, что на этой свадьбе больше внимания получал скромный горец, чем сам жених. Шамиль довольно хорошо обосновался в России. ему дали почетный дворянский титул, выделили поместье. Для этого был даже издан специальный императорский указ.

С возрастом состояние здоровья имама ухудшалось. Узнав об этом, император принимает решение отправить его в Киев, где больному стало немного лучше. Еще через год он получает столь желанное императорское одобрение на его паломничество. Со своей семьей он отправляется в хадж. Сначала они доехали до Стамбула, а оттуда по Суэцкому каналу отправились в Мекку. Затем он семьей добрается до Мекки, где умирает в течение нескольких дней после прибытия. После похорон император просит семью вернуться в России, но жены тактично отвечают, что имам желал, чтобы семья жила там, где он похоронен.

Похоронен имам Шамиль в Медине на кладбище Аль-Баки.

Семья

У имама было пять жен. Первая, Патимат, родила ему трех сыновей. Но и скончалась она довольно быстро. Вторая жена не успела принести Шамилю наследника и погибла во время штурма Ахульго в 1839 году.

Муж был старше третьей жены аж на 32 года. Она принесла горцу трех детей: мальчика и двух девочек. Умерла она в один год с мужем.

Четвертая жена изначально была пленницей одного из наибов. После шести лет плена она стала спутницей имама и подарила ему семеро детей: пять дочерей и двух сыновей. Но только один ребенок дожил до подросткового возраста, остальные умерли еще в младенчестве.

Последняя жена, Аминам, не успела принести имаму детей, так как брак их был недолгим.

Имам Шамиль стал феноменом того времени. Его биография поражает. Он сумел сплотить разрозненные народы и направить их на войну с превосходящим противником. Он в короткий срок выстроил на своей территории четкую иерархию и систему подчинения.

Народ поистине любил своего предводителя. На пути Шамиля к императору люди караулили его под балконами гостиницы, только чтобы его увидеть. Он порождал живой интерес в людских душах. Граф Ностиц страстно желал сделать его фото. Когда горец сел перед камерой, он подумал, что это новое оружие и обнажил половину клинка. Поэтому на своем первом фото он выглядит агрессивно.

Им восхищались не только простые люди, но и светское общество. Он никогда не жил “в свете”, но во время своего пленения показывал знание всех манер двора. Говорят, что он вел себя так, будто всю жизнь так прожил. Его не удивляли пароходы, вагоны театры, хоть он этого никогда в жизни не видел. Своей мудростью он заслужил высшую похвалу, уважение от своего противника, императора, и любовь людей не только на своей родине, но и по всей стране.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: