Культура и церковь в 20-30 годы xx века

Советская культура в 20-30-е годы 20-30 годы в истории известны, как период революции. В это время произошло много изменений. Творческие люди и интеллигенция раскололись на два лагеря. Были те, кто покинул страну и те, кто смирился с революцией, остались и даже принимали участие в образовании

Культура и церковь в 20-30 годы xx века

Советская культура в 20-30-е годы

20-30 годы в истории известны, как период революции. В это время произошло много изменений. Творческие люди и интеллигенция раскололись на два лагеря. Были те, кто покинул страну и те, кто смирился с революцией, остались и даже принимали участие в образовании новой, ранее не известной культуры. Но также были представители культуры, которые не уехали и не приняли революцию, они находились в ужасе, воспринимали новшества, как катастрофу.

За период начала революции страну покинули около 500 творческих людей, ученых и умов. Поэтому уровень в государстве сильнейшим образом снизился, стало забываться понятия интеллектуальный и духовный.

В это время начинается воздействие государства на граждан. Оно преследует цель сделать культуру все доступной и уничтожить расслоение общества, теперь культурные блага должны стать доступные не только для представителей элит. Для этого была осуществлена национализация. А в 1917 году решением данной проблемы стало присвоение Эрмитажа, Русского Музей, Третьяковской галереи, а также большая часть музеев.

Но люди были явно не готовы к таким резким переменам и некоторые не оценили их по достоинству. Последствием чего стали кражи ценных экспонатов и уничтожение. Исчезали библиотеки, сжигались ценные архивные материалы. У барин в домах были возведены клубы, музеи, школы.

В этом же году были созданы новые музеи, примером может стать музей изящных культуры и быта, который был организован в стенах МГУ. И уже с 1918 года было насчитано около 250 новых музеев.

Самым нашумевшим событием 1918 года было отделение церкви от государства. Декрет содержал информацию о том, что все граждане могут исповедовать выбранную ими веру или же вовсе не исповедовать никакую. И согласно данному документу, все имущество, находящееся в церквях было государственным достоянием.

Активно образовывалось новое общество и главной целью этого преобразования было воспитание человека. В связи с этим 1918 год положил начало изменениям в системе народного обучения. Отменили оплату за образование. Сформировались трудовые школы, обучение в которых составляло от 4 до 5 лет.

В 1919 году было заявлено, что около 75% страны неграмотные, сюда также были отнесены деревни и поселки. В целях борьбы с данными обстоятельствами был создан декрет. А уже 1920 году была организована комиссия, которая боролась с неграмотностью.

К 1930 годам появляется понятие начальное образование и продуктивно применяется в учреждениях. Эти школы создавались на старых, дореволюционных традициях и обычаях. Поэтому все эксперименты и новшества были строго запрещены, а весь обучаемый процесс реализовывался на основе предписанной дисциплины и расписания.

Основными предметами в образовательных учреждениях были: гуманитарные и точные науки, а также изучение истории страны. Учебные пособия были созданы соблюдая государственный стандарт. 15 мая 1934 года была учреждена начальная школа (Декретами СНК и ЦК), то есть появляется 1-4 классы. С 1-7 класс неполная средняя школа и с 1-10 средняя школа. Образовательный процесс осуществлялся при помощи опытных партработников и комсомольцев.

Так как в то время произошла техническая революция, страна требовала опытных и грамотных специалистов своего дела. В связи с этим уже в 1933-1937 были созданы специальные школы, для повышения уровня профессиональных знаний граждан, а также профессиональные курсы.

Появлялись технические вузы. Спросом пользовались учреждения, которые предоставляли обучение не отделяя его от производства. Таким образом люди получали знания и набирались опыта.

В 1925 году была перенесена из Ленинграда в Москву Академия наук. А в 1929 году была учреждена Всесоюзная Академия, специализирующаяся на сельскохозяйственной деятельности. Ее управляющим был назначен Н.И. Вавилов. Прогрессивно создавались новые отделения наук на территории РСФСР и близлежащих республиках, и регионах, их насчитывалось около 850 НИИ.

Пристальным вниманиям пользовались разработки и оборотные отрасли производства. На основе конструкторских бюро создавались новые танки (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолеты (А.И. Туполев, С.В.Июшин и т.д.), а также артиллерийские оружия, минометы и стрелковые оружия. В этом же году была разработана система защиты кораблей от магнитных волн (А.П. Александровым).

Ученые пользовались большим успехом и активно проявляли себя в областях физики. Ими были рассмотрены полупроводники физики, атомные ядра.

К 30-м годам культура СССР значительно меняется. Утверждается такое понятие, как «большой стиль». Привычными становятся для тоталитарной страны: пышность, масштабность, оптимизм, гиперболизация.

Основной целью, преследуемой «большим стилем» являлось воздействие на людей. Намеревалось взять под контроль их мироощущение и поведение. Данный стиль стремился занять устойчивую позицию в стране и создать стабильность и силу советской власти. Он проявлялся в проведении различных массовых мероприятий, шествий, парадов, на которых провозглашались все достижения народа.

Значительные изменения претерпевал театр во времена революции. Она создала предпосылки для образования советского режиссёрского театра. В связи с этим в этот период с стране формируется большое количество театральных организаций, а также коллективов. Первым коллективом являлся Большой драматический, руководителем которого был выбран А.А.Блок. А первым спектаклем отыгранным данным коллективом был известен «Мистерия-Буфф», постановкой которого занимался В.Э. Мейерхольд (1921 год).

Новатором в театральном искусстве был Е.Б. Вахтангов. Он отлично справлялся с раскрытием внутреннего мира человека, придавал спектаклю так называемую гиперболическую форму. А также им были введены в представления световые и музыкальные эффекты.
История России не осталась без внимания. Она была тщательно пересмотрена и стала представляться, как период постоянных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Кинематограф активно развивался, талантливыми сценаристами и режиссерами было создано уйму замечательных фильмов. Первыми фильмами по окончанию революции были агидфильмы. Они также несли скрытый смысл, благодаря которому воздействовали напрямую на подсознание и поведение людей. Представитель ЦК первыми просматривали новые отснятые фильмы и выступали в качестве цензоров.
В 30-е года в кинематографе были уже задействованы прекрасные мастера своего дела, такие как: Г.В. Александров, Г.Н и С.Д. Васильевы, С.А. Герасимов.

Не обошлись без внимания графика и живопись. Художники и скульпторы находились под серьезным контролем. Они могли представлять только блага и были полностью зависимы от государственной власти.

Самым распространенным в 30-е годы проявлением творчества служили графики. Они были выполнены на уровне газет, плакатов, журналов. Графика была представлена двух видов: героическая, сатирическая. И эти рисунки могли также сопровождаться текстом, примером могут послужить плакаты Денисова В.Н.

Но кроме графического искусства активно развивалась также живопись. Развивался русский авангард и появлялись творческие эксперименты художников. Реализм был подкреплен романтической и символической окраской.

Анализируя все минусы и плюсы можно утверждать о том, что в 20-30-е годы Россия стала мощнейшей державой. И заставила считаться с собой все мировые сообщества.

Культура СССР в 20-е-30-е гг. XX в.

С октября 1917 г. новая власть стремилась подчинить себе авторитетную в народе Русскую Православную Церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии). В 1922 г., под предлогом борьбы с голодом, начинается конфискация ценностей церкви, а затем – массовый террор против оппозиционного власти духовенства. С другой стороны, советская власть поддерживает лояльную часть духовенства (т.н. «обновленцев»).

Под мощным давлением власти православные иерархи вынуждены были идти на смягчение своих позиций. Патриарх Тихон опубликовал в июле 1923 г. обращение к епископату, духовенству и мирянам с призывом повиноваться новой власти.

Начало НЭПа приводит к смягчению позиций интеллигенции по отношению к советской власти. В 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н.В. Устряловым, Ю.В. Ключниковым, А.В. Бобрищевым-Пушкиным был издан сборник статей «Смена вех». Сменовеховцы призывали к сотрудничеству с советской властью.

Значительная часть русских ученых продолжила свою научную деятельность – родоначальник отечественной аэродинамики Н.Е. Жуковский, создатель геохимии, радиобиологии, биохимии и учения о ноосфере В.И. Вернадский, химики Н. Д. Зелинский и Н. С. Курнаков, биохимик А. Н. Бах. Возникает и новая, советская, наука. Активно развивались исследования в области генетики (Н.И. Вавилов), физики (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, Л.И. Мандельштам), корабельного дела, ракетостроения (Ф.А. Цандер).

Советское государство пыталось поставить духовную жизнь общества под свой контроль. В 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит. В августе 1922 г. из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк) – «философский пароход».

Читайте также  Социальное напряжение в стране. соляной бунт

Под административный нажим попали все писатели и деятели искусств, не желавшие воспевать новую власть — М.А. Булгаков, Е.И. Замятин, участники литературных групп «Серапионовы братья» <М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин), «Перевал» (Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин), Л.М. Леонов, А.Н. Толстой, М.С, Шагинян.

В то же время, в стране открывались новые институты и университеты. Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки) – подготовительные курсы для поступления в Вузы. При этом выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских семей доступ к высшему образованию был затруднен.

В 1919 г. был принят декрет о ликвидации неграмотности. Создается система специальных школ и курсов – «ликбезы».

В 20-е гг. продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.). Гроза, пронесшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхольд, К.С. Мельников, В.Е. Татлин и др.).

Несмотря на идеологические перегибы, в 20-е гг. были созданы замечательные произведения литературы и искусства – эпопея «Тихий Дон» (М.А. Шолохов,1928), фильм «Броненосец «Потемкин» (С.М. Эйзенштейн, 1925) и т.д.

Цели культурной революции 1930-х гг.:

 Подготовка специалистов для модернизации советского общества. Особенно остро ощущалась нехватка инженерных кадров. Для реализации этой цели продолжается политика повышения образовательного уровня населения. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование. В 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность. В 1937 г. всеобщим стало семилетнее образование. Открываются сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических.

 Установление тотального контроля государства над духовной жизнью общества. Создаются централизованные подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников (в 1932 г. – на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», но и «изображения в ее революционном развитии». Утверждение жестких канонов художественного творчества углубило внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Регулярно публиковались новые произведения А.М. Горького, М.А. Шолохова, А.П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б.А. Пастернака.

Событиями театральной жизни стали спектакли К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова.

Развивается советский кинематограф. Первый звуковой фильм — «Путевка в жизнь» режиссера Н.В. Экка. С огромным успехом идут в кинотеатрах «Семеро смелых» С.А. Герасимова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Н. А. Дзигана и др.

Значительный вклад в развитие мирового музыкального искусства внесли С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович.

Заметным явлением в развитии изобразительного искусства стали картины и скульптуры В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»), М.В. Грекова, архитектурные сооружения В.Л. Весниных, А.В. Щусева.

В 30-е годы были достигнуты заметные успехи в области ядерной физики и электроники (П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе), математики (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш), физиологии (школа академика И.П. Павлова), биологии (Н.И. Вавилов), теории космических полетов (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер).

Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный полюс-1», возглавляемой И.Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты Б.А. Чкалова, В.К. Коккинаки, М.А. Громова, В.С. Гризодубовой.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж.Я. Котин — танк КВ, М. И. Кошкин – Т-34), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров), автоматического оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М.А. Булгакова. С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова.

30-е годы стали временем невиданных гонений на церковь. Разрушаются уникальные памятники церковной архитектуры: храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и т.д.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)» И.В. Сталина, ставший идеологической базой исследований и преподавания не только истории и философии, но даже технических дисциплин.

Дата добавления: 2015-01-09 ; просмотров: 1396 ;

Культура России и СССР 20-30-х гг. XX века

В 20-е гг. в Советской России культурная жизнь находилась на подъеме. В искусстве и науке творили главным образом представители дореволюционной интеллигенции. Вклад в науку внесли естествоиспытатели В.И. Вернадский, Н.И. Вави-лов, А.Л. Чижевский, А.А. Фридман, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, экономисты А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, историк С.Ф. Платонов; в искусство — художники В.В. Кандинский, К.С. Малевич, А.М. Родченко, В.Е. Татлин, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, К.С. Петров-Водкин, писатели А.М. Горький, Е. Замятин, Б. Пильняк, А. Платонов и др. Перечисление этих имен одной строкой не означает, что их судьба сложилась одинаково.

В 20-е гг. допускались научные и творческие дискуссии, имело место сосуществование таких различных направлений в искусстве, как Пролеткульт, объединения авангардистов, футуристов, «Серапионовых братьев», имажинистов, конструктивистов, «Левого фронта». Наличие плюрализма в культурной жизни страны следует считать достижением этого времени.

Были сделаны серьезные шаги по ликвидации неграмотности взрослого населения, созданию материальной базы народного образования, формированию сети культурно-просветительных учреждений. Однако в условиях отсутствия у Советского государства достаточных материальных средств коренных сдвигов в области повышения уровня культуры широких слоев населения не произошло.

Быт крестьянства в 20-е гг. изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского населения. Крестьянство в основной своей массе стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объе-динялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство очень волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с религией оно связывало свое существование.

Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, были изъяты церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Государство проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

В результате такой политики в православной церкви произошел раскол, группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь активно начала сотрудничать с Советской властью. Государство поощряло появление новых явлений в жизни церкви, направляя репрессии против сторонников сохранения старых порядков в церкви

Революция и гражданская война нанесли огромный ущерб культуре — погибли или эмигрировали тысячи деятелей культуры и просто образованных людей. Общий культурный уровень понизился. И все же большевики взяли курс на ликвидацию безграмотности (ликбез) в народе. В университеты одно время принимали без экзаменов. Началось экспериментаторство в школе. Но в 30-х гг. в школу вернулась строгая дисциплина.Увеличились затраты на образование.

Читайте также  Греко-персидские войны: ход событий и значение

Литература. Тема гражданской войны (весьма объективно) звучала у Д. Фурманова («Чапаев»), А. А. Фадеева («Разгром»), Б. А. Лавренева («Сорок первый»). Сатира — Булгаков, И. Ильф и Е. Петров, М. М. Зощенко. В поэзии — В. В. Маяковский, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова. Детская литература — К. Чуковский, Д. Хармс, С. Маршак. С постановления ЦК РКП(б) о политике партии в области литературы (1925) начинается наступление на свободу творчества и насаждение «соцреализма» —угодного партии видения жизни. Шедеврами же были произведения вне рамок соцреализма («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Котлован» А. П. Платонова, «Реквием» А. А. Ахматовой). О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель, Н. А. Клюев и др. пали жертвами террора.

Музыка. Чертой времени стали песни И. О. Дунаевского к многочисленным фильмам. Выдающимися композиторами современности были признаны Д. Д. Шостакович, С. А. Прокофьев.

Кинематограф. Лучшим фильмом 20-х гг. стал «Броненосец «Потёмкин»» С. М. Эйзенштейна. В 30-е гг. начался расцвет комедии («Весёлые ребята» и «Волга-Волга» Г. В. Александрова). Огромной популярностью пользовался фильм «Чапаев» Г. Н. и С. Д. Васильевых.

Наука. Создаются филиалы Академии наук и сети НИИ. Достигнуты успехи в генетике (Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко), физике (Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын), медицине (В. М. Бехтерев). В годы репрессий погибли биологи Вавилов, Карпеченко, философы П. А. Флоренский, Г. Г. Шлет, экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и т.д.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
    • Конференции и семинары
    • Рождественские чтения
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В день памяти преподобного Серафима Саровского Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина

В день памяти равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по новопреставленному насельнику Валаамского монастыря архимандриту Мефодию (Петрову)

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной насельника Валаамского монастыря архимандрита Мефодия (Петрова)

Святейший Патриарх Кирилл встретился в Казани с мусульманскими религиозными лидерами

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

В Свияжске состоялась научная конференция, посвященная истории Русской Православной Церкви в 20-30-е годы ХХ века

3 октября 2020 года в конференц-зале музея-заповедника «Остров-град Свияжск» прошла Всероссийская научная конференция «Пути сохранения и трансформации Русской Православной Церкви в 1920-1930-е годы: осмысление духовно-исторического наследия». Организаторами форума выступили Казанская духовная семинария, Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь и музей-заповедник «Остров-град Свияжск».

В конференции приняли участие священнослужители Казанской епархии, сотрудники, преподаватели и студенты КазДС и Казанского федерального университета, научные сотрудники Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск», а также представители общественных организаций.

В качестве гостей на форуме присутствовали: профессор Ульяновского государственного университета доктор исторических наук, кандидат юридических наук Валерий Романов; заместитель директора Государственного архива Ульяновской области кандидат исторических наук, доцент Галина Романова; заведующая кафедрой истории и теории искусства, профессор Московской духовной академии Нина Квливидзе, заведующая кафедрой истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета доктор исторических наук, профессор Светлана Никонова. Модератором форума выступил первый проректор Казанской духовной семинарии, заведующий кафедрой общей и церковной истории КазДС доктор церковной истории протоирей Алексей Колчерин.

Перед началом конференции наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин) зачитал приветствие ректора Казанской духовной семинарии митрополита Казанского и Татарстанского Феофана:

«Место проведения конференции, посвященной миссионерской, просветительской, социальной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, накладывает на ее участников большую ответственность, ведь священная земля Свияжска долгое время была сердцем православного Поволжья. Именно благодаря Свияжску о Православии узнали народы, чьи земли граничили с Казанским краем.

Здесь находился кафедральный собор. Здесь в разные годы жили, трудились и несли людям свет Христовой веры такие подвижники, как святители Гурий и Герман. После основания Свияжска началось масштабное расширение Руси. Многие осознали, что государство — это многонациональная империя.

Свияжску суждено было стать свидетелем кровавого безбожного лихолетья. Здесь в застенках колонии, являющейся подразделением ГУЛАГа, приняли мученическую смерть тысячи невинных людей. Мы и наши потомки должны помнить об этих страшных временах. Если мы извлечем правильные уроки, то будущие поколения ждет достойное будущее. Я убежден в этом».

В рамках пленарного заседания были заслушаны: доклад директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина «Советская антирелигиозная пропаганда по материалам коллекций музея-заповедника «Остров-град Свияжск»»; онлайн-сообщение заведующей кафедрой истории и теории церковного искусства МДА Нины Квливидзе «Охрана памятников церковной старины Казанского края в годы Советской власти»; доклад профессора Валерия Романова «Православная Церковь в российской провинции в периоды военных конфликтов второй половины XIX — начала ХХ века: из опыта патриотического служения».

По окончании первой части конференции состоялся общий обед в трапезной Сергиевского храма, после которого гости Свияжска в сопровождении руководителя паломнической службы Успенского монастыря Андрея Азбукина и сотрудников музея-заповедника посетили с экскурсией главные храмы обители.

В повестку секционной части конференции вошли следующие темы: «Памяти Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского», «Церковь в первой трети XX века», «Судьбы наследия православной культуры», «Охрана и сохранение памятников православной культуры».

Во второй половине дня участники форума заслушали: доклад проректора по воспитательной работе Казанской православной духовной семинарии иеромонаха Кирилла (Забавнова) «Имена новомучеников Церкви Русской в житии священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского»; доклад студента магистратуры Казанской православной духовной семинарии, чтеца Сергея Рыбочкина «Возникновение обновленческого раскола в Казани в период управления Казанской епархией священномученика митрополита Кирилла (Смирнова)»; сообщение профессора Казанского федерального университета Анатолия Погасия «Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и проблема церковного управления в 20-30-е годы ХХ века».

Особый интерес слушателей вызвали сообщения аспиранта Московской духовной академии, секретаря Ученого совета КазДС диакона Никиты Кузнецова «С.В. Троицкий — о положении Русской Православной Церкви в Советской России» и научного сотрудника КазДС чтеца Ивана Куликова «Д.В. Гусев как основатель патрологической школы в Казанской духовной академии».

Значительная часть докладов была посвящена истории Русской Православной Церкви и высшего церковного управления в 1920-1930-е годы, полемическим вопросам духовной и политической жизни Церкви в этот период (преемству власти в Церкви, церковному управлению, отношениям с государством и др.). Этой теме также были посвящены выступление заместителя директора по научно-исследовательской работе музея «Остров-град Свияжск» Елены Карташевой «Приходские храмы и приходские общества Свияжска в 1920-е годы: церковная жизнь в государственно-политических условиях советской власти» и сообщение научного сотрудника музея, аспиранта КФУ Александра Кутрунова «Антирелигиозная деятельность Советской власти на исторической территории Свияжского края (Свияжского кантона ТаССР)».

Заключительная часть форума была посвящена судьбе материального и нематериального наследия Русской Православной Церкви. Участники конференции особо отметили доклад хранителя Успенского собора Андрея Азбукина «Новый подход к прочтению стенописи Успенского собора Свияжского Успенского монастыря и опыт его применения в просветительской деятельности».

Завершилось мероприятие вручением дипломов и памятных подарков и фотографированием на память.

Культура в СССР в 20-30 годы.

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Читайте также  Культура белоруссии в xix веке

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования — создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг., определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период:
— утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания ;
— проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др.
— проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства — осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 — конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11);
— изменение социального облика страны — очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении.
Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).
В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы):
— особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);
— форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР);
— строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы;
— были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»;
— было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. — одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции;
— была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности;
— была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее — 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939—1940 гг.
О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: