Культура капиталистической россии

Культурный код капиталистической России

Образование, наука, право Архитектyра, строительство, материальное производство Литература, искусство
Дела, явления Начальные школы, реальные и классические гимназии, воскресные школы. Высшие женские курсы. Циркуляр о «кухар- киных» детях.. Томский университет и технологический институт. Программа всеобщего начального обучения В архитектуре, строительстве эклектика, модерн. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, введение трамвая, радио, железобетона. Автомобили, азропланы «Серебряный век» русской культуры. Абстракционизм, авангардизм, акмеизм, декадентство, модернизм, символизм. «Русские сезоны»
Творцы Д. И. Менделеев, С. В. Ковалевская, П.Д Чебышев, А Г. Столетов, С. М. Соловьев, А М. Ляпунов, П.Н.Яблочков, А.Н.Лодыгин, А. Ф. Можайский, А. Н. Бутлеров, А С. Попов, И. П. Павлов, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский К А. Тон, М. Месмахер, А И. Кракау, А А. Семенов, В. О. Шервуд, Д. Н. Чичагов, А. Н. Померанцев, В. Г. Шухов, И.А. Монигетти, Н.А. Шохин, В.А Шретер, КВ. Трзйман, А Т. Тромбицкий, А И. фон Гоген, Г.О. Графтио Н. А. Белебюбский Ф. М. Достоевский, Д Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Ф. И. Тютчев, М. А Бакунин, П. А. Лавров, Н. К Михайловекий Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А И. Куприн, И. А Бунин, Л. Н. Андреев, В. В. Вересаев, Ф.К Сологуб, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А М. Горький, А. Белый, Н. С. Гумилев, А А Ахматова, И. Е. Репин, А Н. Бенуа, М. А. Врубель, Н. К Рерих, В. А. Серов, В. В. Кандинский, К С. Малевич, А.Н. Скрябин, Н.А Римский-Корсаков, А. К Глазунов, Ф. И. Шаляпин, С. П. Дягилев, М. О. Микетин, А М. Опекушин

Развитие капитализма предъявило быстро растущий спрос на ин­женерные, научные и другие специальные знания. Формировались на­учные школы. Фундаментальные открытия сделали механик п. Л. Че­бышев, математик С. В. Ковалевская, химик Д. И. Менделеев, биолог К. А. Тимирязев, физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов, иммунолог И. И. Мечников,хирург Н. В. Склифосовский, изобретатель радио­телеграфа А. С. Попов, «отец русской авиации» А. Ф. Можайский, создатели электрической лампочки П. Н. Яблочков и А. Н. Ладыгин, теоретик космоса К. Э. Циолковский. Традиции русских исследовате­лей и путешественников продолжили П.П. Семенов-Тян-Шанский,

Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Для русской армии многое сделали кораблестроитель А. Н. Крылов, создатель угольного противогаза Н. Д. Зелинский и др. Первый в Европе аэродинамический институт был создан усилиями Н. Е. Жуковского.

Значительное общественное звучание имели пьесы Л. Н. Андреева, М. Горького, Н А. Островского,А. П. Чехова и других авторов. Новое слово в режиссуре удалось сказать создателям Московского художест­венного театра К. С. Станиславскому и В. И. Немировичу-Данченко. (Меценатом театра стал фабрикант С. Т. Морозов.) На русской сцене блисталиИ. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, В. Ф. Комиссаржевская.Новое направление театру давал В. Э. Мейерхольд.

Классикой русского музыкального искусства стали творения М. П. Мусоргского, П.И. Чайковского, П. А. Римского-Корсакова. Традиции «Могучей кучки» развивали С. А. Рахманинов, И. Ф. Стра­винский, Б. Ф. Асафьев, А. К. Глазунов. Выдающимися вокальными данными обладали Ф. И Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов. Крупным организатором «русских сезонов» в Европе и менеджером русской культуры на международной арене был С. П. Дягилев. Па­риж, Лондон, другие европейские города познакомились с искусством А. Павловой, В. Нижинского и др.

В живописи с 1870-х гг. начинается деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, созданного по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. До начала 20-х п. Товарищество осуществило около 50 выставок в разных городах России. Крупными событиями в жизни страны были открытие Треть­яковской галереи, Русского музея, появление полотен И. Е. Репина. На рубеже веков заявляют о себе В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, появляются художественные объеди­нения «Мир искусства», Союз русских художников и другие, причем каждое со своей идейно-художественной платформой.

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических гимназий, воскресных

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических гимназий, воскресных школ для взрослых. В 1908 Государственная дума приняла программу введения всеобщего начального обучения, рассчитанную на 20 лет. Основывались новые высшие учебные заведения. Мощный размах приобретали печать и книгоиздательское дело, сосредоточенное в основном в частных руках.

Развитие капитализма привело к быстро растущему спросу на инженерные, научные и другие специальные знания. Формировались научные школы. Фундаментальные открытия сделали механик П. Л. Чебышев, математик С. В. Ковалевская, химик Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов, иммунолог И. И. Мечников, хирург Н. В. Склифосовский, изобретатель радиотелеграфа А. С. Попов, «отец русской авиации» А. Ф. Можайский, создатели электрической лампочки П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин, теоретик космонавтики К. Э. Циолковский. Традиции русских исследователей и путешественников продолжили П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай. Для русской армии многое сделали кораблестроитель А. Н. Крылов, создатель угольного противогаза Н. Д. Зелинский и др. Первый в Европе аэродинамический институт был создан усилиями Н. Е. Жуковского.

На переломе эпох русской истории властителями дум стали писатели, поэты, философы: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Ф. И. Тютчев, М. А. Бакунин, П. А. Лавров, Н. К. Михайловский и др. В начале XX в. в литературе наряду с реалистами (А. П. Чехов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, В. В. Вересаев, А. М. Горький и др.) появляются символисты (В. Я. Брюсов, А. А. Белый, А. А. Блок и др.), футуристы (В. В. Маяковский и др.).

Значительное общественное звучание имели пьесы Л. Н. Андреева, А. М. Горького, Н. А. Островского, А. П. Чехова и других авторов. Новое слово в режиссуре удалось сказать создателям Московского художественного театра К. С. Станиславскому и В. И. Неми ровичу-Данченко. Меценатом театра стал фабрикант С. Т. Морозов. На русской сцене блистали И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, В. Ф. Комис сар жевская. Новое направление театру давал В. Э. Мейер хольд.

Классикой русского музыкального искусства стали творения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, П. А. Римского-Корсакова. Традиции «Могучей кучки» развивали С. А. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, Б. Ф. Асафьев, А. К. Глазунов. Выдающимися вокальными данными обладали Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов. Крупным организатором «русских сезонов» в Европе и менеджером русской культуры на международной арене был С. П. Дягилев. Париж, Лондон, другие европейские города познакомились с искусством А. Павловой, В. Нижинского и других танцовщиков.

В живописи с 1870-х начинается деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, созданного по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. До начала 1920-х Товарищество осуществило около 50 выставок в разных городах России. Крупными событиями в жизни страны были открытие Третьяковской галереи, Русского музея, появление полотен И. Е. Репина. На рубеже веков заявляют о себе В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, появляются художественные объединения «Мир искусства», Союз русских художников и др., причем каждое со своей идейно-художественной платформой.

Читайте также

Глава IV АНГЛИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX ВЕКА

Глава IV АНГЛИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX ВЕКА 1. Приобретение Египта. Вражда с Францией. Фашода Для Великобритании разгром наполеоновской Франции в 1870–1871 гг. и основание Германской империи в тот момент, когда эти события произошли, казались скорее выгодными. И в самом

1. Рост германского капитализма в первые десятилетия существования империи

1. Рост германского капитализма в первые десятилетия существования империи Некоторым германским историкам и публицистам, которые в наши дни пытаются набросать картину недавнего прошлого, кратковременную сорокасемилетнюю историю «бисмарковской империи», иногда эта

16. ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАН В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

16. ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАН В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ Куман Бейбарс тем временем продолжал успешно вести боевые действия, направленные на завоевание последних христианских позиций, и в 70-е гг. XIII в. В январе 1270 г. султан во главе всего 200 конных воинов неожиданно

Читайте также  Коренной перелом великой отечественной войны

Последние десятилетия христиан в Святой Земле

Последние десятилетия христиан в Святой Земле Куман Бейбарс тем временем продолжал успешно вести боевые действия, направленные на завоевание последних христианских позиций, и в 70е гг. XIII в. В январе 1270 г. султан во главе всего 200 конных воинов неожиданно появился

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ Отношения новопоселенцев с генуэзцами. В XIV в. крымские ордынцы были еще настолько немногочисленны, что в 1365 г. генуэзцам удалось отбить у них Солдайю, которую они тут же превратили в военно-стратегический и экономический форпост Кафы. Итальянцы

Запорожская Сечь в последние десятилетия своей истории

Запорожская Сечь в последние десятилетия своей истории Ликвидация угрозы со стороны Крымского ханства знаменовала собой не только начало инкорпорационных мероприятий на Левобережной Украине. Падение ханата предопределило и судьбу Запорожской Сечи, присутствие

Последние десятилетия польского владычества. Михаил Дорошенко, Сулима и Павлюк

Последние десятилетия польского владычества. Михаил Дорошенко, Сулима и Павлюк Борьбу украинцев за независимость, которую они вели в течение трех десятилетий, после смерти Петра Сагайдачного до восстания Богдана Хмельницкого, следует рассматривать в тесной связи с

Территория и внешняя политика капиталистической России (1861–1917)

Территория и внешняя политика капиталистической России (1861–1917) В ходе Крымской войны 1853–1856 против Англии, Франции, Сардинии и Турции Россия потерпела сокрушительное поражение. По Парижскому миру Черное море объявлялось нейтральным, Россия лишалась крепостей и

Политическая история капиталистической России (1861–1917)

Политическая история капиталистической России (1861–1917) Россия после поражения в Крымской войне (1853–1856) стремилась преодолеть свое отставание в политическом и социально-экономическом развитии от передовых европейских стран. Александр II (1855–1881) отменил крепостное право

Социально-экономическая история капиталистической России (1861–1917)

Социально-экономическая история капиталистической России (1861–1917) После 1861 Россия вступила на путь капиталистического развития. Александр II провел земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы. Поощрялось предпринимательство. К началу 1880-х в России завершился

Семья Александра II в 1860–1880 годы

Семья Александра II в 1860–1880 годы Представить себе атмосферу, в которой жил великий князь, невозможно, не упомянув о его многочисленных посещениях Крыма, с которым он был связан неразрывно на протяжении всей жизни. Здесь он много раз отдыхал вместе со своими братьями,

3. «Золотой период» в отношениях между русской местной администрацией и бухарскими евреями (конец 1860-х – первая половина 1880-х годов)

3. «Золотой период» в отношениях между русской местной администрацией и бухарскими евреями (конец 1860-х – первая половина 1880-х годов) Наделенный широкими административными полномочиями, генерал-губернатор Кауфман пользовался большим авторитетом у туземного населения

Российская империя в первые десятилетия XX века: попытка установления парламентской монархии (1900 – февраль 1917 г.)

Российская империя в первые десятилетия XX века: попытка установления парламентской монархии (1900 – февраль 1917 г.) Вариант 11. Выберите то суждение, которое вы считаете правильным: «Россия в начале XX века – это. »а) отсталая полуколониальная страна;б) «Слабое звено в цепи

5.2. Материальная культура России

5.2. Материальная культура России конца XIX — начала XX века

Последние десятилетия XIX века характеризуются интен­сивным развитием капиталистических производственных от­ношений. Громадный прилив отечественных и иностранных капиталов обеспечил развитие металлургической, горнозавод­ской, керамической промышленности. Создаются новые от­расли, связанные с электротехникой и машиностроением. За­воды по производству двигателей для электрического освеще­ния действуют в Санкт-Петербурге, Риге, Варшаве, Москве, Одессе. С 1905 года введен в действие беспроволочный теле­граф.

Новые процессы медленно, но неуклонно определяют ос­нову формирующейся материальной культуры: значительные размеры концентрации производства, быстрый рост городов и городского населения, увеличение числа промышлененых центров и территориальное расширение сферы господства промышленного капитала. Но наряду с теми показателями, которые характеризуют большинство капиталистических стран, новой материальной культуре России присущи свои, специфические особенности. Стране был отпущен минималь­ный исторический срок для решения двух взаимосвязанных задач: ломки отживающих феодальных отношений, опорой которых было земледелие, и формирования новых капита­листических отношений. Сложность состояла в том, что, включившись в систему капитализма, Россия решает обе эти задачи в условиях серьезного кризисного состояния.

С конца 1899 года на Западе наблюдается поворот к кри­зису. В России первые признаки кризисного состояния фи­нансов и промышленности появились еще раньше. Летом 1899 года терпят крах многочисленные предприятия Фон-Дервиза и Мамонтова. Падение курсов акций, сужение внут­реннего рынка, падение цен, несомненно, указывали на на­ступивший промышленный кризис. Таким образом, за время своего капиталистического существования, включая первое десятилетие XX века, Россия впервые пережила и настоящий подъем со всеми его противоречивыми процессами, и на­стоящий кризис с разрушительными последствиями. Необхо­димость неотложных мер была очевидна. К их разработке привлекались авторитетные деятели русской науки.

В сентябре 1898 года И. А. Вышнеградский, министр фи­нансов России, предложил Д. И. Менделееву пересмотреть и выработать новые таможенные тарифы. Речь шла о благо­приятствовании внутреннему рынку, а следовательно, о бу­дущем российской экономики. В «Толковом тарифе» Д. И. Менделеев представил комплексную программу экономиче­ского развития страны, разработав, по существу, новую си­стему материальной культуры России. Эту работу Д. И. Мен­делеев продолжает и в апреле 1902 года по просьбе О. Ю. Витте готовит записку «О нуждах русского сельского хозяй­ства». Главная цель ее — разработать механизмы развития производительных сил в деревне, перевести сельское хозяй­ство на новый уровень экономической культуры.

В 1914 году член Государственного Совета, известный в России экономист Иван Христофорович Озеров, публикует статью «К экономическому положению России» /5/. Несмот­ря на хронологический разрыв и некоторые различия, эконо­мический анализ и принципы формирования материальной культуры России в документах Менделеева и статье Озерова совпадают по существу.

И Менделеев, и Озеров считают, что «дорога среди пше­ничных полей» не сможет вывести Россию в число эконо­мически независимых государств. Они видят новые формы труда в фабрично-заводской деятельности, глубоко аргумен­тируют необходимость окончательной ломки феодальных от­ношений и формирования капиталистического производства, а желание некоторой части русской интеллигенции «переско­чить через капитализм» называют утопией.

Объективные условия благоприятствуют капиталистиче­скому развитию России, создавая в то же время проблемы, неизвестные западному капитализму. Например, велики сырьевые источники экспорта. Среди них — лес, продукция сельского хозяйства и горнорудной промышленности, главная статья российского экспорта — хлеб1. Но известно: вывоз сырья допустим только для стран, стоящих на самых низких ступенях культуры. Россия «и богата и бедна». «Только бо­гатой» Россия будет тогда, когда начнет вместо сырья выво­зить обработанную продукцию.

И Менделеев, и Озеров видят в подобной структуре экс­порта угрозу народному благосостоянию. Классической ста ла фраза И. А. Вышнеградского, говорившего про вывоз хлеба: «Сами не доедим, а вывезем».

Рекомендуемые файлы

Как же можно вывести страну на новый уровень разви­тия? Менделеев выступил убежденным сторонником государ­ственной политики протекционизма — покровительства про­мышленности и торговле, считая, что можно «покровитель­ством создавать в России новый класс людей и новую чут­кость». И в 90-е годы в основе государственной экономиче­ской политики действительно лежит протекционизм, привед­ший, однако, в условиях русской действительности к серьез­ным негативным последствиям.

Протекционизм реализовывался в двух направлениях: краткосрочные кредиты или ссуды и распределение государ­ственных заказов. В самое короткое время эти два направ­ления способствовали возникновению жесткой монополиза­ции. Необычные размеры приобретают внеуставные ссуды. И. X . Озеров публикует работу с красноречивым названием: «Как расходуются в России народные деньги», в которой замечает: «Государственное казначейство начинает напоми­нать у нас игорный дом, куда стекаются авантюристы со всего света» /6, с.180/.

Политика государственных заказов дала монопольное право на использование заказов только 15 предприятиям. Другими словами, меры правительства предпринимались да­же не в интересах промышленности в целом, а в интересах группы промышленников, на которых распространялась «по­литика заднего крыльца».

Ведущие экономисты России обращают внимание на то, что эта политика подрывает основы культурного ведения промышленного хозяйства, создает для промышленности теп­личную атмосферу, убивавшую дух живой инициативы, для которой общие политические условия были и без того доста­точно неблагоприятны.

К концу первого десятилетия XX века в промышленности России наблюдается определенное оживление. Однако общий подъем промышленного производства испытывают и другие капиталистические страны, и сравнительная характеристика России с Германией, Великобританией, Францией и особенно Соединенными Штатами не в ее пользу. Ведущие экономи­сты страны вынуждены признать: «пропасть, отделяющая Россию от других стран, все растет и растет, несмотря на тот промышленный подъем, при котором мы присутствуем в на­стоящее время». Иностранные фирмы прибирали к рукам русские промыслы, и в 1916 году в горной и нефтяной про­мышленности иностранный капитал составил 91%. Таковы были объективные условия и приоритетные направления фор­мирования капиталистической культуры в сфере материаль­ного производства.

Выдвигаемые экономические программы предназначались не столько для тогдашних промышленников и купцов, сколь­ко для нового поколения инициативных, энергичных людей. Поставленные задачи призваны решать как демократически настроенная интеллигенция, так и «главная фигура новой организации производительных сил» — купец-предпринима­тель (И. X . Озеров). Интеллигенция, если захочет занять подобающее ей место, должна возглавить многие дела, свя­занные с развертыванием промышленности, с изучением и использованием природных богатств России. Без активной и целеустремленной деятельности ученых и инженеров страна не достигнет «ни внутренней силы, ни свободы, ни опреде­ляемого ими благосостояния и условий для дальнейшего развития», — утверждал Д. И. Менделеев.

Читайте также  Декабристы: 14 декабря 1825 г.

Уже к концу XIX века было ясно, что развитие российских производительных сил невозможно без тесного союза науки и производства. Этот союз подтверждался процесса­ми, происходящими в капиталистических странах Западной Европы. События в них показали, что союз естественно­научных знаний с промышленностью при должном уваже­нии к материальному и духовному труду «стал мировой и мирной силой» (Д. И. Менделеев).

В России формирование такого союза шло гораздо мед­леннее, чем в западных странах. Выдвинулись действитель­но талантливые инженеры-предприниматели. Инженер Г. В. Осипов возглавляет завод Русского общества «Всеобщая компания электричества», М. П. Прокунин, талантливый хи­мик, строит первый в России завод по переработке картофе­ля. Переустройство Тульского оружейного завода связано с именем знатока железобетонного строительства А.А. Же-лябужского. Л. И. Додон, получивший известность строитель­ством 152-метрового моста в Гори, — горный инженер-строитель, владелец железобетонного предприятия в Тби­лиси. Это представители иного типа культуры. Но их явно не хватало для масштабного формирования новой матери­альной культуры.

Кроме объективных социально-политических условий в стране и экономической политики государства, два существенных фактора тормозят развитие российского предпринима­тельства: во-первых, уровень образования, во-вторых, пси­хология русской общественности. Российское образование не отвечает потребностям нового времени. Наша школа, отме­чали современники, — это «фабрика для изготовления ра­бов-инвалидов, уже утомленных жизнью прежде, чем они вступят в жизнь» /5, с.31/.

Обратим внимание на второй фактор. Чем характеризует­ся национальный характер и общественная психология рос­сиян? С одной стороны, русский человек «сметлив и пред­приимчив». С другой — русские обладают такими чертами национального характера, которые не способствуют развитию культуры предпринимательства. «Мы не умеем вдумать­ся в чужую мысль, в чужое настроение, не понимаем друг друга, не заботимся о своем «духовном я», о его красоте. Мы любим говорить о деле, об объединении, но, начиная де­ло, расходимся», — вынужден признать И. X . Озеров /5, с.26/.

Некоторые противоречия коренятся и в общественном со­знании русской интеллигенции. Российский интеллигент бо­леет за обездоленных и униженных, он искренне жалеет, чтобы человек действительно был счастлив, а в обществе ца­рила справедливость. Однако ясно, что материальные блага можно разделить по справедливости только тогда, когда они произведены. Нужен труд и организаторы этого труда, но русский интеллигент видит едва ли не в каждом таком организаторе разбойника, расхищающего общественное достояние.

Вот эта психологическая характеристика русского общества является преградой на пути развития производительных сил страны, и роль интеллигенции здесь трудно переоценить. Если интеллигент проповедует отречение от материальных благ — значит эта система ценностей входит в жизнь.

Эта «идеализация нищеты» имеет объективные основания: среди представителей интеллигенции конца XIX — начала XX века большинство выходцев из беднейших слоев. Нужно учесть, что немало представителей купечества и промышленных кругов строили свое благосостояние на эксплуатации бесправных масс населения. Однако время требует деятелей, внедряющих другие формы организации труда, с другой психологией и системой ценностей.

Еще одна черта общественного сознания, утверждаемого русской интеллигенцией, — культ равенства, стремление к нивелированию личностных характеристик. Однако забота о том, чтобы «люди не переросли друг друга», — путь гибе­ли высокой материальной культуры, в которой так нуждался молодой российский капитализм.

Конечно, развитию экономики страны мешали не только указанные факторы. «Не вписывалось» в новую культуру и русское изобретательство. Капитализм требовал особой чут­кости к техническим новшествам, быстрого внедрения их в производство. Русские предприниматели, обладающие капи­талами, действовали по старинке: медленно и осторожно /см. 3.4/.

Две войны — русско-японская и первая мировая — при­остановили движение России к новому типу материальной культуры.

1 В первое, десятилетие XX века Западная Европа закупала в России 54,5%, в США — 13,2%, в Канаде — 5,7% своего зернового импорта /5, c .12/.

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

Ориентация на Москву

Причину появления эгоизма и асоциального поведения в странах с недавно сформировавшейся рыночной экономикой большинство исследователей видят в коммунистическом прошлом. На этапе экономического и политического перехода люди теряют нравственные ориентиры и то, что еще недавно казалось аморальным, может вполне сойти за норму. Это явление ученые называют аномией. Кристофер Сводер, исследующий, в том числе, процессы аномии, отошел от стереотипных подходов и взглянул на проблему ценностной трансформации в новом ракурсе – не с точки зрения влияния коммунистического прошлого, а последствий капиталистического настоящего.

Идея книги, выпущенной в свет издательством Routledge , начала вырисовываться давно, рассказал Сводер. Еще в студенчестве в 1990-е годы, автора заинтересовал, например, такой факт, что русские ценят дружбу и близкие отношения выше, чем американцы. «Потом я заметил две вещи. Первая – стремительный рост преступности в постсоциалистических обществах в 1990-е годы. Вторая – рост уровня эгоизма среди россиян, о чем свидетельствовали исследования», – пояснил Сводер.

В течение многих лет исследователь собирал материалы для своей книги. Исследовательской базой послужили материалы Всемирного исследования ценностей ( WVS ), а также результаты опросов в трех странах – в России, Китае и Восточной Германии. Опросы непосредственно проводились в Москве, Шанхае и Лейпциге. В каждом городе работала команда исследователей.

Но у Сводера есть и личный опыт погружения в исследуемую среду. В России он провел в целом около четырех с половиной лет, в Германии – около года и в Китае – девять месяцев. «Личные наблюдения позволили мне понять общества в этих странах, сравнить их друг с другом и с другими странами», – говорит Сводер.

Автор объясняет, почему именно Москва стала центром его исследований в России. Еще 15 лет назад этот город стоял одной ногой в коммунистическом прошлом, пишет Сводер. Но сегодня здесь самые шикарные рестораны и клубы в России. Сюда стремятся рабочие-мигранты из Центральной Азии, и в этом городе проживает большинство самых богатых людей страны. По мнению автора, именно в Москве – городе, который находится на острие русского культурного и экономического развития можно увидеть самые актуальные тенденции ценностных трансформаций россиян.

Несмотря на то, что книга основана на научных исследованиях, легкий и оригинальный авторский стиль изложения материала делает ее доступной и интересной для любого читателя. Уже сами названия глав книги звучат многообещающе: «Становление Гомо Экономикуса»; «Стена в голове»: механизмы десоциализации»; «Индивидуализм, амбиции и работа», «Стань сначала богатым!»: материализм и консьюмеризм; «Семейные отношения и дружба»; «Мораль, религия и политка».

Выводы, сделанные Сводером, неутешительны – люди в современных капиталистических обществах вынуждены постоянно находиться в состоянии внутреннего конфликта. Этому способствует рыночная экономика, которая отрывает людей от семьи и друзей, и превращает в индивидуалистов, зацикленных на потребительской гонке, карьере, положении в обществе. Автор не оспаривает пользу и прогресс, который несет собой развитие индивидуализма в современных обществах. Но, например, такие позитивные явления, как саморазвитие и самовыражение, которые порождает индивидуализм, также способствуют давлению на отдельно взятую личность.

Выжить между семьей и работой и завести полезные связи

Личный успех в условиях рыночной экономики труднодостижим, если человек не имеет определенного набора новых современных ценностей. Эти ценности, как поясняет Сводер, связаны с выгодой, амбициями, сфокусированностью на саморазвитии, самовыражении, карьере, упорном труде, создании собственного имиджа, превращении времени в деньги и использовании других для достижения собственных целей. Эти новые ценности помогают людям быть успешными в делах и бизнесе, но они и становятся вызовом, потому что образуют зону напряжения. В этой зоне традиционные ценности – близкие дружеские и семейные отношения – входят в конфликт с новыми ценностями.

«Очевидно, что люди становятся менее ориентированными на семью», – говорит Сводер. И дело даже не в отложенных сроках создания семьи и рождения детей. Люди, уже имеющие семьи, склонны к тенденции уделять больше времени и внимания карьере и работе, чем семье. Это доказывают результаты опросов, проведенных в Москве, Шанхае и Лейпциге. В качестве респондентов автор выбрал бизнесменов и их отцов, чтобы выявить разницу в ценностных ориентирах старшего и младшего поколения. Опросы показали, что бизнесмены сконцентрированы, в первую очередь, на своей работе и самореализации в ней, в то время как их отцы видят в работе, в первую очередь, средство для обеспечения семьи.

Что касается дружеских отношений, исследования показывают, что среди индивидуалистов они имеют ценностный приоритет над семейными. Но, как замечает Сводер, дружеские отношения в условиях рыночной экономики часто превращаются в полезные связи. Этот вопрос автор затронул, в том числе, в своем исследовании, посвященном проблеме одиночества жителей мегаполисов.

Читайте также  Феодальная раздробленность и удельные княжества

Мораль должна быть гибкой

Рост эгоизма в современном капиталистическом обществе – один из аспектов, который освещает Сводер в своей книге. Но главный посыл автора не в известном изречении «О времена! О нравы!», несмотря на то, что эпиграф к книге из «К генеалогии морали» Ницше настраивает на определенный смысл: «… Но довольно! довольно! Я не выношу больше этого. Скверный воздух! Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью …»

В зоне напряжения в эпоху новых рыночных отношений конфликтуют не только семья, близкие отношения и работа, но и мораль с деньгами. Вопросы нравственности и стремления к богатству – вечные для человечества. В своей книге Сводер рассказывает, как этот вопрос решается в современном капиталистическом обществе. Стремление к успеху заставляет людей менять строгие нравственные идеи на более гибкие. «Моральная гибкость» – таким термином оперирует автор, описывая современные процессы психологической и социальной адаптации людей к рыночной экономике. «Чтобы быть успешными, многим людям приходится отказываться от своих прошлых моральных ценностей. Когда человек эксплуатирует или использует в своих целях других, он вынужден меньше думать о таком понятии, как, например, честность», – говорит Сводер.

Саморазвитие – новая религия капитализма

Нельзя сказать, что традиционные ценности – это на сто процентов хорошо, а новые несут в себе только плохое, замечает Сводер.

Одна из отличительных черт развития индивидуализма в капиталистических обществах связана с ценностями самовыражения и саморазвития. Но реальность такова, что чем больше в обществе пропагандируются и распространяются эти полезные ценности, тем сильнее давление в зоне ценностного конфликта. Темп жизни стремительно ускоряется, потребности человека, в том числе, связанные с самореализацией растут, но у человека, даже, если он превращается из Homo Sapiens в Homo Economicus , по-прежнему две руки, а в сутках 24 часа.

«Сложно одновременно совмещать саморазвитие и самореализацию с семейными обязанностями. И так как работа поощряет, в первую очередь, саморазвитие, а не близкие семейные отношения, культурный сдвиг работает в сторону ценностей самовыражения», – поясняет Кристофер Сводер.

Женский вопрос в XXI веке

Все респонденты из сферы бизнеса, опрошенные в рамках исследований Сводера – мужчины. Автор объясняет это тем, что женщины менее подвержены ценностным трансформациям и менее склонны отказываться от традиционных ценностей. Тем не менее, в данных WVS , которые анализировались в рамках исследования, ответы женщин и мужчин представлены в равных пропорциях. И если мужчины более склонны принимать новые ценности, это не означает, что женщин вопрос ценностного конфликта не касается. Наоборот, женщины в эпоху нового капитализма по естественным причинам оказались под еще большим прессингом, чем мужчины.

С одной стороны, современная экономика поощряет активную позицию женщин в карьере и бизнесе и стремление к самовыражению, с другой, прочные социальные связи и близкие отношения всегда играли и продолжают играть для женщин большую роль, чем для мужчин. А если добавить сюда, например, особенности российской культуры, в которой женщина традиционно несет на себе большую часть бытовой семейной нагрузки, то вырисовывается далеко нерадостная картина ценностного конфликта современной женщины.

В период ценностного сдвига, как отмечает Сводер, мужчины идут по пути наименьшего сопротивления. «Мужчинам проще избавиться от давления, уделяя меньше внимания и времени отношениям. Женщине пойти на такую жертву сложнее», – говорит автор. Почти все исследования показывают, что женщины, несмотря на успешно проявляемую активную позицию в социальной жизни, остаются более семейно-ориентированными, менее склонными к конкуренции и более сострадательными. «В результате женщины переживают большой внутренний конфликт, и они меньше способны адаптироваться к эгоцентричной капиталистической работе, чем мужчины», – говорит Сводер.

Скользкий восточный путь и риски цивилизации

Исследования, проведенные Сводером, подтверждают, что посткоммунистические общества в плане ценностных трансформаций идут тем же путем, что и Запад. А культура капитализма порождает напряжение между старыми и новыми ценностями, как, например, в США, так и в России. Но разница все-таки есть. И она не в пользу посткоммунистических обществ.

Причина в том, что во многих западных странах ученые наблюдают тренд постматериализма. В постматериальном обществе люди меньше обеспокоены потреблением и больше такими вещами, как, например, защита прав или экология. Им более свойственны ценности самовыражения. Россия в этом плане, по данным исследований, движется в противоположную прогрессивному мировому тренду сторону.

«Тренд постматериализма в западных обществах накладывает ограничения на экстремальные формы индивидуализма. Постсоциалистический индивидуализм может быть более радикальным из-за отсутствия постматериального измерения», – замечает Сводер. Кроме того, добавляет он, в посткоммунистических обществах может присутствовать в какой-то степени извращенное – радикальное толкование капитализма – эгоцентричное, аморальное и декадентское.

Автор книги предупреждает, что читатель, ожидающий целительных рецептов, будет разочарован. Книга носит исследовательскую цель. Автор призывает к осознанию проблемы внутреннего ценностного конфликта, с которым сталкиваются современные люди. «Необходим поиск баланса между традиционными и новыми ценностями», – говорит он.

Но реально ли найти этот баланс, либо человечество движется в сторону глобальных изменений, спровоцированных глобальным ценностным переходом? Люди всегда будут существами социальными и не перестанут заботиться друг о друге, замечает Сводер. «Но цена этого при раскрутке новых ценностей может быть все выше и выше. Хочется надеяться, что индивидуализм будет сбалансирован растущим культурным пониманием фундаментальной важности того, что делает человека человеком, а именно, близких отношений», – говорит автор. В противном случае, считает Сводер, человеческая цивилизация может заплатить дорогую цену, когда ее дальнейший путь окажется в конфликте с социальной сутью человека и социальной культурой.

Онлайн программа «Интересные факты. Культура капиталистической России»

Сведения предоставлены организацией (МУК «Красковский культурный центр») и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: