Культура московской руси xiv - xvii века - Sogetsu-Mf.ru

Культура московской руси xiv — xvii века

8.2 Искусство Московской Руси XIV-XVII вв. Живопись XVI в. Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших

Культура московской руси xiv — xvii века

8.2 Искусство Московской Руси XIV-XVII вв. Живопись XVI в.

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.


Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.


Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.


Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.


Рублев А. Архангел Михаил из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде.
Предвосхищает ангелов «Троицы», но присутствует плотность объемов, энергичный рисунок складок и яркость цветных тканей, которые впоследствии прибредут легкость и бесплотность.


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.


Имя Рублева стало символом русской средневековой живописи и культуры вцелом. Пиком этой культуры стала А.Рублев. Икона Троица. Ок. 1411. Написана Рублевым «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314/1322 – 1392 гг.). Написана по заказу Троице-Сергиева монастыря.
Внешняя сюжетная сторона — посещение тремя ангелами Авраама и Сары.
Фигуры образуют круг. Ощущение гармонии исходит из пластики линий и колорита: золотистые темного тона крылья, легко подчеркнутые голубым, мягко выделяются на золотом фоне (почти утраченном). С золотом фона удивительно сочетались и зеленоватые горы, и оливковая крона дерева. Более интенсивно звучат краски одежд.
Единство Божества – единство людей.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.


Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.


Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.
Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

— Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

— Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

— Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Культура Руси XIV — XVII веков

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса

Культура Руси XIV — XVII веков

Культура и искусство

Другие материалы по предмету

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.

Реферат по культурологии на тему:

Русская культура XIV XVII веков.

Выполнил: Плюснин И. Г.

Проверила: Алабердина О. Е.

САРАНСК 1997

  1. Введение.
  2. Архитектура.
  3. Изобразительное искусство.
  4. Декоративно прикладное искусство.

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.

Читайте также  Средневековая русь и европейские культуры

В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. поры расцвета новгородской республики, — полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.

В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.

С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV начала XV вв. благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице Москве возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально — кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальн

Культура Московской Руси

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIVXVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель. Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Вышеизложенное и определяет актуальность темы настоящей работы.
Цель настоящей работы характеристика культуры Московской Руси.

Особой составляющей культуры эпохи Московского царства явились религиозные антагонизмы. Россия всегда славилась своей религиозностью, и для православного человека защита веры становилась делом всей жизни. Именно на рубеже XV — XVI веков было положено начало тем спорам о духе и букве православия, которые впоследствии привели к расколу середины XVII века. В ту эпоху существовало три основных направления богословско-философской мысли: официальное традиционное православие, исихазм и разные формы ереси. Если традиционное православие вполне резонно вызывало критику своей закостеневшей церковной жизни, то два других направления находились на подъеме и имели многих приверженцев, не только среди духовенства, но и в общей народной массе.

Особенной чертой российской культуры является ее принципиальная полярность, дуализм, когда основные культурные ценности четко поляризуются, не оставляя некой нейтральной зоны, как это происходит на Западе. Если католичество вовсю пользовалось идеей чистилища, переходного пространства от ада к раю, то православие его совершенно не признавало: человек мог быть либо грешником, либо святым. В связи с этим всякие новые веяния в российской культуре осознавались не как модернизация или продолжение прежнего, а как радикальная, даже эсхатологическая смена всех основ. Однако «новое» мыслило себя только в полном дистанцировании от «старого», что в результате приводило к обновлению иных, еще более архаичных форм, к их регенерации. В итоге происходит движение вокруг одних и тех же понятий, которые лишь наполняются новым содержанием в зависимости от историко-культурного момента. В этих изменениях и проявляются неизменные аспекты российской культуры.

XVI — XVII века в качестве идеала выдвинули лозунг возвращения к «старине», что было связано со значительным недовольством общим укладом русской жизни, распространившимся в разных слоях тогдашнего общества. Это и нашло свое полноценное выражение в расцвете ересей, в народных восстаниях и, конечно, в расколе. Представление о том, что движение вперед есть движение назад, к забытым ценностям и идеалам, было настолько сильным, что даже среди сторонников Никона, исправившего церковные тексты и обряды по новогреческому образцу, жила идея о современном возрождении того, что было ранее, а ныне испорчено. В умах же староверов противопоставление «старого, языческого» и «нового, христианского», возникшее в период Крещения Руси, переросло в антитезу «старого, христианского» и «нового, языческого».

Читайте также  Карта: образование киевской руси

Определенная ориентация на византийскую культурную традицию долгое время ощущалась в истории культуры России. Часто это происходило в форме полемики с ней ради охранения принципа самобытности российской культуры, но так или иначе многие идеи выросли на российской почве через посредство юго-западного соседа. И именно из Византии заимствуется идея параллелизма монарха и Бога, которая, правда, сама по себе не предполагает сакрализации, или обожествления, первого. В России эта традиция переосмысливается и усиливается после падения Константинополя, когда русский великий князь становится единственным независимым православным монархом. И одновременно спасителем и охранителем единственной истинной веры — православия, что придавало ему некий мессианский ореол. Начиная со времени Василия II Темного (XV век) великого князя во многих документах стали называть царем, тогда как в русской православной традиции слово «царь» являлось одним из имен Бога («Царь Небесный»). Таким образом наименование человека царем приобретало мистический смысл. Впоследствии Иван Грозный венчался на царство, и наименование «царь» становится обязательным атрибутом российского монарха. Царь оказывается сопричастным Богу, а власть приобретает высшую, божественную санкцию. Постепенно такое отношение к царю вошло в российский культурный менталитет и в определенной степени сказалось на последующем развитии культуры.

Первые пятьдесят лет после монголо-татарского нашествия русское искусство находилось как бы в состоянии шока. Даже в Новгороде, куда не дошли завоеватели, не создавалось ничего нового и оригинального, а происходила лишь переделка старого. Однако во время этого «затишья» накапливались художественные силы, вскоре приведшие к тому периоду в развитии российского искусства, которое называют русским Предвозрождением, соотнося его в некоторых формах, прежде всего в архитектуре, с итальянским Возрождением.

C XV века Москва становится художественным центром Руси, а большинство местных художественных школ, дотоле обладавших определенной самостоятельностью, подпадают под ее влияние. С этого времени можно говорить о формировании общерусского искусства.

В Москве и близ нее в XV веке были построены: Успенский и Рождественский храмы в Звенигороде, Благовещенский собор Московского Кремля, храм Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, храм Спасо-Андроникова монастыря в Москве и многие другие. Со становлением главенствующей роли Москвы в общерусском культурном, политическом, экономическом процессах возникла необходимость в освоении архитекторами больших монументальных форм государственно-митрополичьего жанра, что и выразилось в большинстве храмовых построек того времени.

Однако уже XVI век приносит с собой шатровую архитектуру, выражавшую более религиозное, чем собственно государственное содержание. Построенный в 1554-1560 годах храм Покрова на рву (Василий Блаженный) современники называли Новым Иерусалимом, чем сравнивали его с образом идеальной, божественной красоты. Происходило усиление символической стороны искусства.

Другой важнейшей стороной искусства московской эпохи является иконопись. Наиболее значительными представителями русской иконописной школы XV века являются Андрей Рублев и Дионисий.

Русская иконопись этого периода выделяется своей монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

С творчеством Андрея Рублева в иконопись вошли глубокая гуманность, возвышенная одухотворенность и идеальная просветленность образов, идеи согласия и гармонии. Ему принадлежат такие известные иконы, как «Троица Ветхозаветная», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», фреска «Святой Лавр» в Успенском соборе Звенигорода.

Дионисий увлекался скорее внешней стороной в ущерб психологической разработке образа человека. Для его работах характерно предельное облегчение фигур, высветление и тонкая нюансировка колорита, подчеркивание воздушной пространственности, стремление к изощренной красоте. К числу его созданий отнесем икону «Богоматерь Одигитрия», а также фреску собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря «Поклонение волхвов».

Иконопись этого периода достигла непревзойденного совершенства художественной формы.

Культура Руси XIV — XVII веках

В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Наступает «золотой век» фрески в средневековой Руси. Значителен опыт Феофана Грека, приехавшего из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем (фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде): смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к внутреннему миру человека, полному драматизма и скорби, темпераментная живопись — яркое явление в искусстве того времени, тем более заметное, что в творчестве Феофана отчетливо проступали его еретические настроения (он проповедовал дуализм). Иная концепция божественной сущности раскрывается в творчестве Андрея Рублева, величайшего иконописца, высокочтимого до настоящего времени на всех континентах (периодически проводятся международные симпозиумы, посвященные его творчеству). С его именем, трижды при жизни запечатленным в летописях, связывается время высокого расцвета живописи в Москве в конце XIV — начале XV вв., где в это время складывается русская национальная школа живописи. Будучи монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря, в 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца (это отмечено в летописи) создал фрески Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным воплотил идеи русского исихазма во фресковом цикле Успенского собора во Владимире, а затем итог своего духовного восхождения – в работах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев писал фрески Спасского собора Андроникова монастыря, где умер около 1430 г. и похоронен. Характерные черты его, поистине новаторского для своего времени, стиля: композиционные открытия – впервые примененная круглая форма («Троица», «Ангел в круге»), многократно трактующийся сакральный мотив «скорбной чаши», лаконизм смыслового решения (гора, древо, палаты — в «Троице»); трехчетвертной разворот фигур для передачи импульсивного движения навстречу созерцающему икону или фреску верующему – в центральной деисусной иконе, в фигуре трубящего ангела (фресковый цикл во Владимире); талантливо разработанный в славянской интерпретации живописный византийский канон (цветовой сакрал в «Троице»), словами М.Лазарева, та «удаляющаяся прозрачность», что позволила воплотить истинную гармонию. Влияние философии Сергия Радонежского ощутимо в иконе «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора, по завету «великого делателя» (так называли Сергия Радонежского за его талант объединять вступавших в феодальные распри князей), с редкой художественной силой представила зримо гуманистическую идею согласия и человеколюбия, идеал нравственного совершенства, готовности к подвигу «за други своя». Философский характер творчества Рублева, благодаря силе его таланта, нашел яркое выражение в его «Спасе» из Звенигородского чина: «линией, погруженной в живописность», он очертил лик Спасителя, придав ему славянские черты. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отметил, что «в творчестве А. Рублева получил свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся в XII веке». По инициативе государственной власти, поддержанной церковью, возникло книгопечатание (1553г). В 1563г. открыта типография во главе с дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, 1.03.1564г. издали «Апостол», первую русскую датированную печатную книгу. В 1565г. — «Часослов». Всего до конца XVI в. издано около 20 книг религиозного содержания. С конца XV в. наступает новый этап в развитии зодчества: кирпичная кладка (кирпич и терракота) вытесняла традиционную белокаменную. Москва становилась общерусским художественным центром: перестроен Кремль на рубеже XV-XVI в.в. как резиденция «государя всея Руси»: возведен Успенский собор итальянцем Аристотелем Фиораванти, в русской традиции псковскими мастерами построен Благовещенский, итальянцем Алевизом Новым – Архангельский. Возник шатровый стиль,одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество — храм Вознесения в Коломенском (1532г.). Покровский собор (1560) на Красной площади построен зодчими Бармой и Постником (Василия Блаженного, по имени знаменитого юродивого, погребенного в его приделе). Крупнейший представитель московской школы живописи — Дионисий (ок. 1440-150?) — иконы, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность, настроение торжественной праздничности, светлой радости — иконы «Жития» — центральный образ обрамлён рядом небольших сцен, «клейм», представляющих эпизоды из жизни, явления чудотворения и т.д. («Митрополит Пётр с деяниями», «Сергий Радонежский с деяниями» и т.д.).

В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят изменения: растет стремление к грамотности, о чем свидетельствовал большой спрос на печатные учебные пособия. Букварь Василия Бурцева 1634 г. переиздавался многократно, продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. таблица умножения («Считание удобное»). Создаются учебные заведения -1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве — первое в допетровской России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первые учителя — братья Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет. Здесь учились представители всех сословий и национальностей. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения. В 1678 г. напечатано первое историческое произведение украинского ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис«, краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII в., выдержало около 30 изданий. Образец нового литературного жанра, автобиографии, — «Житие протопопа Аввакума». Обратившись к традиционному жанру жития, он смело ввел народное просторечие в книжный язык. Возник жанр демократической сатиры, обличавшей социальную несправедливость. Популярна бытовая повесть («Горе-Злосчастье»и др.). Архитектуру характеризует отход от средневековой строгости, стремление к внешней нарядности, усиление декоративного начала. «Дивное узорочье» — так современники определили суть нового — Теремной дворец в Московском Кремле, в архитектурных формах воплотились черты русского народного искусства. Активизируется светское строительство. Цветные изразцы, фигурный кирпич, разнообразие декоративных деталей придавали постройкам живописность. Стремление к украшению заметно в архитектуре кремлей и монастырей. Нарядный вид придают новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви. Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого «московского барокко» (вторая половина XVII в.), сочетающего внешнюю пышность и декоративность (резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов) с симметричностью, многоярусностью. «Московским барокко» завершается развитие средневековой русской архитектуры. Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий знаток искусства. Главой нового направления стал мастер палаты Симона Ушакова (1626-1686). Послание к Ушакову художника Владимирова, выступившего против слепого преклонения перед стариной, за близость искусства природе вызвало ответное «Слово к люботщателям иконного писания» (1667), где Ушаков подчеркивал, что «живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы». Самое известное произведение С. Ушакова — «Спас нерукотворный», в котором с помощью использования светотени тонко передана характерность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет «Троицы», в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), но земную, материальную. С пробуждением интереса к отдельной личности связано появление «парсуны» (от др-русск.персона) — первый в русской культуре светский жанр, прообраз портрета — изображение царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, в экспозиции Севастопольского художественного музея).

Читайте также  Судьбоносный для руси «путь из варяг в греки»

До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды с участием ряженых: выступали скоморохи, плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. создан придворный и школьный театры (при Славяно-греко-латинской академии). Пьесы писались преподавателями на евангельские сюжеты и житейские предания, ставились учащимися. В русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Тема 2. Культура Московской Руси XIV-XVII вв

Этногенез. Троица. Волхвы. Идолы. Летопись. Агиография. Житие. Поучение. Крестово-купольный храм. Исихазм. Зернь. Скань. Икона. Фреска. Мозаика. Церковнославянский язык. Кирилица. Глаголица. Монументализм. Былина. Слово.

Расскажите об основных составляющих мировоззрения древних славян-язычников.

Тема 1. Древнерусская культура

Рабочая программа

Этногенез русского народа. Восточные славяне в древности.

1. «Мир вещей» Древней Руси. Связь материального производства с культурными процессами. Жилища, одежда, предметы быта.

2. «Мир идей» Древней Руси. Религия и мировоззрение. Языческая “картина мира”. Крещение и этап “двоеверия”. Научное знание и образование в средневековой Руси.

Морально-этические нормы и их эволюция в древней Руси. Родовые и соседские общины, семья. Эволюция политико-правовых принципов в средневековой Руси.

3. “Мир искусства” Древней Руси. Литература. Устно-эпическая традиция на Руси. Становление древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Жанры и темы древнерусской литературы. Архитектура. Начало каменного строительства на Руси. Архитектура Северо-Восточной Руси. Изобразительное искусство. Основные жанры — фреска и мозаика. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

g Контрольные вопросы для самопроверки h

2. Почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

3. Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси.

4. Чем отличается икона от картины на библейский сюжет?

5. Какие самобытные черты присущи владимирско-суздальскому зодчеству, как они сказались на формировании общерусского стиля?

a Основные термины и понятия b

1. Укажите время строительства:

а) Успенского собора в Московском Кремле. б) Кирпичных стен Московского Кремля. в) .Первого каменного Кремля в Москве. г) Храма Василия Блаженного. д) Благовещенского собора в Московском Кремле. е) Грановитой палаты в Московском Кремле. ж) Архангельского собора в Московском Кремле.

а) 1367 г. б) 1475—1479 гг. в) 1484—1489 гг. г) 1487—1491 гг. д) 1495 г. е) 1505—l509; ж) 1555—1560.

2. Укажите, кто из деятелей русской культуры: а) напечатал книгу “Апостол”; б) отлил Царь-пушку; в) написал икону “Троица”; г) написал поэму “Задонщина”; д) составил “Великие четьи-минеи”; е) написал “Хождение за три моря”; ж) Построил Успенский собор в Московском Кремле; 3) Расписал фресками и иконами храмы в Новгороде и Mоскве; и) Создал “рабье учение”; к) Построил Покровский собор на Красной площади в Mоскве.

а) Андрей Чохов; б) Софоний Рязанец; в) Иван Федоров; г) Андрей Рублев; д) Макарий; е) Феодосии Косой; ж) Афанасий Никитин; з) Феофан Грек; и) Барма и Постник; к) Аристотель Фиораванти.

3. Составителем знаменитой летописи «Повесть временных лет» большинство историков считают:

а) митрополита Киприана; б) монаха Антония из Любеча; в) монаха Нестора; г) монаха Пимена.

4. Покровительницей брака и семьи в языческом религиозном культе славян была:

а) Макошь; б) Лада; в) Венера; г) Изида.

5. Главный храм Киевской Руси Собор Святой Богородицы со времен князя Владимира 1 называли Десятинной церковью, по причине того, что:

а) она имела десять куполов; б) комплекс собора объединял в единый архитектурный ансамбль десять небольших церковных сооружений; в) на содержание этого храма князь Владимир дал десятую часть своих доходов; г) на главной колокольне было установлено десять колоколов.

6. Знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба» было написано:

а) митрополитом Илларионом; б) монахом-летописцем Нестором; в) монахом Иаковом; г) игуменом Даниилом.

7. Религиозные новшества князя Владимира Святославовича (обращение всех жителей Киевской Руси в христианство) встретили большое сопротивление на севере и востоке. Против епископа Иоакима, высмеивавшего языческие верования, взбунтовались в 991 г. жители города:

а) Пскова; б) Мурома; в) Изборска; г) Новгорода.

Рабочая программа

Образование Московского государства и его значение для развития русской культуры. Великорусская народность — формирование основ быта, самосознания, политико-правовых традиций. Самобытность развития духовной жизни в Московском государстве. Спор иосифлян и нестяжателей. Духовные искания еретиков и мыслителей XVI века («жидовствующие», Вассиан Патрикеев, Максим Грек и др.). Нравственные и общественные проблемы в литературе периода правления Ивана Грозного (концепция «Домостроя», переписка Грозного и Курбского и др.) Распространение знаний и образования, книгопечатание в России. Церковный раскол XVII века.

Искусство конца XV-XVII веков. Архитектура. Начало масштабного каменного строительства в Московском государстве, формирование русского архитектурного стиля. Шатровый стиль XVI в. Возникновение и развитие светской каменной архитектуры. Изобразительное искусство. «Строгановская» и «годуновская» школы иконописи. Парсуны. Обмирщение русской культуры в XVII веке. Новые художественные традиции (городская сатирическая литература, теория и практика художественной школы С. Ушакова, , феномен «нарышкинского барокко»).

g Контрольные вопросы для самопроверки h

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: