Культура россии екатерининской эпохи

Культура России во второй половине ХVIII века.

Сущность понятия »Золотой век» будет раскрыта не полно, если не дать хотя бы краткой характеристики культуре екатерининской эпохи, тем более, что традиционно »Золотой век» считают периодом расцвета искусства, науки и культуры. Часто употребление слова »Золотой» обосновывается именно культурным расцветом России в екатерининскую эпоху, что отнюдь не является главным, так как понятие намного более многогранно и содержит в себе и другие, уже рассмотренные компоненты, хотя культура составляет его неотъемлемую и важную часть.

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Тверь (после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь. Возводились такие архитектурные шедевры, как Ассигнационный банк, Публичная библиотека, Академия наук, Эрмитажный театр, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Таврический дворец, »в гранит оделася Нева», встала знаменитая решетка у Летнего сада. Был создан дворцово-парковый ансамбль Павловска, строились знаменитые усадьбы Шереметевых – Останкино и Кусково, Юсуповых – Архангельское, Демидовых – Петровское-Алабино с уникальными художественными коллекциями. В эпоху Екатерины творили такие выдающиеся зодчие, как Ж. Б. Валлен-Деламот, Джакомо Кваренги, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, Е. И. Старов, В. И. Баженов.

Начало массовому увлечению коллекционированием положила сама Екатерина: результатом собирательной мании императрицы было рождение Эрмитажа. В Европе императрицей было куплено 1383 картины, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Мурильо, Тинторетто; собрание гравюр насчитывало восемьдесят тысяч листов, рисунков – семь тысяч. Были куплены библиотеки Вольтера, Дидро, д Аламбера, князя М. М. Щербатова, коллекция рукописей историка Г. Ф. Миллера, положившие начало и Публичной библиотеке, и Архиву древних актов.

При Екатерине начинают проводиться первые художественные выставки, аукционы картин, появляются искусствоведческие работы. В это время выросла целая плеяда русских художников: А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, А. П. Лосенко. [4, с.122].

В литературе времен Екатерины преобладал классицизм, считавший образцом произведения античных авторов. В стиле классицизма писали драматург Сумароков, поэт Г. Р. Державин и другие. Не порывая с классицизмом, приблизился к реализму Д. Фонвизин. Его социальная комедия »Недоросль» вывела на театральную сцену хорошо узнаваемые фигуры жестоких и невежественных помещиков Простаковых и Скотининых, а слова »недоросль», »Митрофанушка» всем понятны и сегодня. По словам Герцена, »этот первый смех разбудил фалангу насмешников, и их смеху сквозь слезы литература обязана в значительной мере свои влиянием в России». Политические взгляды Державина и Сумарокова были много консервативнее. Сама императрица тоже участвовала в литературной жизни. Она писала пьесы, автобиографические заметки, педагогические размышления; сотрудничала в журналах, переводила Плутарха, для внуков сочиняла сказки и записки из истории. Собрание ее сочинений, изданное в ХIХ веке, составило двенадцать томов. [3, с.130-131]. Но большого влияния на литературу личные произведения Екатерины не оказали.

ХШ век дал России плеяду крупнейших ученых, историков, изобретателей, деятелей литературы и искусства. Одним из самых выдающихся был, безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов. Почти во всех отраслях науки сказался импульс, данный ей этим ученым. Академия наук провела ряд новых экспедиций. И. Лепехин в 1780 году составил описание Поволжья, Урала и русского Севера. В том же году русские промышленники дошли до р. Юкон на Аляске. Ученый и писатель А. Болотов оставил крупные труды по агрономии и сельскому хозяйству. Екатерина заботилась о развитии медицины: ввела прививки от оспы и сама вместе с сыном прошла прививку, пригласила многих врачей из Европы. Но с трудом пробивали дорогу видные русские медики Н. Максимович, А. Шумлянский, Историки обратились к древним документам. Были изданы »Русская правда.», »Поденная записка» Петра I. Много документов поместил Н. Новиков в многотомной »Вифлиофике». Острый спор возник у Ломоносова с Байером, Шлецером – авторами норманнской теории. Первым русским профессором права стал С. Десницкий. Видными историками были М. Щербатов, Г. Миллер. Посмертно был издан труд В. Татищева. Великий изобретатель, мещанин из Нижнего Новгорода, Иван Кулибин создал оптический телеграф, прожектор, проект одноарочного моста через Неву, »самокат» с рулевым управлением, протезы для инвалидов, »водоход» – беспарусное судно, плывущее против течения. Его высоко оценивали великие ученые Эйлер и Бернулли. Царица иногда демонстрировала внимание к нему. Но он не мог добиться широкого применения своих изобретений на практике. Мешал бюрократизм, даже в академии наук. В1776 году сын солдата Иван Ползунов создал первый в мире паровой двигатель, но не дожил до его пуска. Машина не нашла широкого применения, и вскоре от нее отказались, как и от многих других замечательных проектов изобретателей, ставших ненужными крепостнической России. [3, с.128-129].

Время Екатерины II – время широко распространившегося в дворянской среде увлечения театром и театрализованными празднествами. В 1776 году была создана специальная Театральная дирекция (во главе с И. П. Елагиным), утверждены штаты русского театра, размеры окладов актерам – тем самым театр признан делом государственным. В театрах шли пьесы и русских драматургов: А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина. В. В. Капниста, в том числе пьесы Екатерины. Большой известностью пользовалась придворная капелла, директором которой стал Д. С. Бортнянский, выступали частная итальянская и французская комическая оперы.

Для просвещения народа в правление Екатерины была создана система воспитательных и образовательных учреждений (под руководством И. И. Бецкого). Строились они на принципах Руссо: изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт), воспитательные дома сирот и незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице), реформировались шляхетные корпуса (военные училища). Но массовость образование приобрело только с созданием системы двухклассных училищ в уездах и четырехклассных – в губернских городах. Эти училища были формально бессословными, народными, них вводилась единая методика и организация учебного процесса – классно-урочная система, они снабжались пособиями для учителей, инструкциями, учебниками. Для своего времени это была прогрессивная система. [4, с.129]. Несмотря на то, что расцвет русской культуры периода правления Екатерины коснулся в основном привилегированной верхушки общества, в целом, она достигла уровня, достойного великой страны. Кроме того, историки справедливо обращают внимание на её значение в общемировом процессе.

Выводы по главе.

1.Екатерининская эпоха получила в истории название »Золотой век» благодаря сочетанию трёх основных характеристик: »Просвещённый абсолютизм», личность императрицы и культура второй половины ХVIII века.

2.Определение понятия »Просвещённый абсолютизм», сформулированное современными исследователями для России, не полностью удовлетворяет её историческому развитию, а, предусматривая более прогрессивный путь развития, в большей степени характеризует европейский »Просвещённый абсолютизм».

3.Существует прямая зависимость характера воплощения политики »Просвещённого абсолютизма» от исторического пути развития того или иного государства. Идеи Просвещения приобрели в России несколько иную идеологическую окраску и были определённым образом видоизменены, что привело к совершенно иному результату, нежели на Западе. Екатерина II сформулировала собственную концепцию »Просвещённого абсолютизма», в основу которой были положены просветительские идеи, адаптированные к российской действительности.

4.В России »Просвещённый абсолютизм» воплотился в трёх важнейших начинаниях императрицы: секуляризации духовных владений, »Наказе» для Комиссии по составлению Нового Уложения и учреждении Вольного Экономического общества. Каждое из них связано с основными принципами и особенностями этой политики в российском государстве.

5.Несмотря на преобразовательную направленность политики Екатерины II, многие её либеральные проекты и начинания не были осуществлены.

6.Политика »Просвещённого абсолютизма» в России стала попыткой самодержавия приспособиться к возникновению изменений в развитии страны, найти компромисс между западными идеями и исторически сложившимся в России условиями.

7.Личность Екатерины II также раскрывает сущность понятия »Золотой век». Российские традиции и устои оказали немалое влияние на развитие многих личных качеств императрицы. Она очень ответственно отнеслась к управлению Россией, хорошо изучив общество и страну, где ей предстояло властвовать. Подобного подхода до Екатерины в истории России не было. Будучи по происхождению немкой, она сумела стать более достойным государственным деятелем, чем многие ёё русские предшественники.

8.Главная черта Екатерины как государственного деятеля – полная и откровенная поддержка дворян.

9.Екатерина сделала второй после Петра Великого шаг по пути европеизации страны, и первый по пути реформирования её в либерально-просветительском духе.

10.Культура России в период правления Екатерины достигла своего расцвета, но приобрела классовый характер, не затронув »низших» слоёв населения, развиваясь в основном в областях, чуждых крестьянскому сословию.

11.Совокупность трёх рассмотренных характеристик и составляет сущность понятия »Золотой век».

Даты. Екатерина II. Развитие культуры. Скульптура. Живопись

Даты. Екатерина II. Развитие культуры

Скульптура. Живопись

Портрет Екатерины II. Д,Левицкий. 1783

Скульптура

Открытие памятника Петру I в Петербурге (« Медный всадник»). Скульптор Э.Фальконе.

Портретный бюст М.В.Ломоносова . Скульптор Ф.Шубин.

Памятник Петру I в Петербурге (« Медный всадник»). Скульптор Э.Фальконе.1782

Портретный бюст М.В.Ломоносова . Скульптор Ф.Шубин.1796

Живопись

Портрет Екатерины 2. 1763

Неизвестная в розовом платье. 1775

Портреть Екатерины 2. 1766

Свадебный сговор. 1777

Портрет Екатерины 2. 1783

Ф.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

Ф.Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье. 1775

М.Шибанов. Крестьянский обед. 1774

М.Шибанов. Свадебный сговор. 1777

А.П.Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Портрет крестьянки. И.Аргунов. 1784

Матариал подготовила : Мельникова Вера Александровна

Передвижники. Картины. И.Е.Репин

Передвижники. Картины

И.Е.Репин.1844-1930

Бурлаки на Волге

Читайте также  Перестройка - реформы горбачева

Крестный ход в Курской губернии

Иван Грозный убивает своего сына

Письмо запорожцев турецкому султану

Бурлаки на Волге

Крестный ход в Курской губернии

Письмо запорожцев турецкому султану

Иван Грозный убивает своего сына

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Передвижники. Картины. И.И.Шишкин

Передвижники .Картины

И.И.Шишкин.1832-1898

Утро в сосновом бору

На севере диком

Утро в сосновом бору

На севере диком

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Передвижники. Картины. Саврасов А.К.

Передвижники. Картины

А.К.Саврасов.1830-1897

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Даты. Екатерина II. Развитие культуры. Архитектура

Даты. Екатерина II. Развитие культуры

Архитектура

Старый Эрмитаж в Петербурге.

Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787

Ограда Летнего сада в Петербурге.

Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787

Здания Сената в Москве по проекту М.Казакова. 1776-1787

В настоящее время- рабочая резиденция Президента РФ.

Екатерининский зал Сенатского дворца

Выставочный зал-Геральдика. Резиденция Президента РФ.

Шохинская лестница Сенатского дворца

Правительственный зал Сенатского дворца

Троицкий собор Александро- Невской лавры .

Здания почтамта в Петербурге . Проект- Н.Львова

Петербург. Таврический дворец. Архитектор — И.Старов. 1783-1789

Сегодня это штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ. Здесь же находится филиал телерадиокомпании « Мир».

Эрмитажный театр в Петербурге.

Дом Пашкова в Москве. Архитектор — В.Баженов.1784-1787

Корпус Лицея в Царском Селе . Архитектор И.Неелов.1788-1792

В настоящее время — музей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Даты. Екатерина II. Развитие культуры.Образование, наука, техника, общественная мысль, литература, печать, музыка, театр.

Даты. Екатерина II. Развитие культуры

Образование, наука, техника, общественная мысль, литература, печать, музыка, театр.

Передвижники. Картины В.Г.Перов.1865-1911

В.Г.Перов.1865-1911

Охотники на привале

Приезд гувернантки в купеческий дом

Охотники на привале

Передвижники. Картины И.Н.Крамской. 1837-1887

И.Н.Крамской. 1837-1887

Христос в пустыне

История. ЕГЭ. Задания № 33-34(В12-В13) Художники-передвижники

История. ЕГЭ. Задания № 33-34(В12-В13)

Художники-передвижники

На ЕГЭ по истории в заданиях № 33-34 ( В12-В13) могут быть предложены иллюстрации картин художников. Необходимо иметь представление о живописи России вообще и о творчестве передвижников в частности.

В статье представлены имена известных художников – передвижников, чьё творчество знакомо по школьной программе, перечислены наиболее известные учащимся картины. По ним писали в школе на русском языке сочинения, о них рассказывали на уроках истории, литературы, МХК.

В отдельных статьях будет предложена подборка иллюстраций картин данных художников. Материал будет помещён в разделе « Культура». Следите за новыми публикациями.

Постарайтесь вспомнить эти картины, запомнить их авторов. Тогда вы сможете легко выполнить на экзамене данные задания.

Кто такие художники-передвижники?

Из истории

В 1863 году была создана Артель свободных художников, в которую входили известные в то время художники. Основу артели составили 14 выпускников Академии художеств, которые отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль, вышли из академии в знак протеста против запрета на свободу творчества. Во главе был Крамской.

Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II

Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы.

Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.

В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.

В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.

Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим.

Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

2.2 Образование и наука

В «Екатерининскую эпоху» тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать «новой породы людей». В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. «Российской грамматики» М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.

Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде — малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана «Академии трех знатнейших художеств». При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета «Московские ведомости». Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало «Училище для малолетних девушек» недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система

К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки.

Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 «физических» экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое «Описание земли Камчатки»; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов.

До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление — реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь»).

Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся «Повесть Пахринской деревни Камкина», «Сказание о деревне Киселихе» и песня беглого крестьянина «Плач холопов».

Читайте также  Классовая борьба после отмены крепостничества

Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

2.4.1 Изобразительное искусство

Вторая половина XVIII в. — время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г.

Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов («Неизвестная в розовом платье»), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная («обманки» Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира — Эрмитажу.

Культура россии екатерининской эпохи

ЛЕКЦИЯ № 7. Культура России 1725–1800 гг

1. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества. В этой лекции речь пойдет преимущественно о достижениях дворянской культуры.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. – Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени – И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования.

Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Петербургской губернии.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения – Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников. Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки.

Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711–1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.).

В XVIII в. растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686–1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды:

1) М. В. Ломоносова;

2) М. М. Щербатова;

5) Г. Ф. Миллера и др.

В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати публикуются исторические документы.

Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Но в большинстве случаев технические новшества не находили применения. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735–1810).

Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.

4. Литература и общественная мысль. Театр

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции, а также у раннего представителя классицизма XVIII в. – А. Д. Кантемира. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К Тредиаковского (1703–1769). Отстаивая чистоту русского литературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех литературных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743–1816).

На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодоление сентиментализма и формирование реалистических тенденций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745–1792) – создателя социальной комедии.

Основоположником русского сентиментализма считается писатель, историк, носивший прозвище «Колумб русской истории», автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766–1826).

Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749–1802). Занимая пост военного прокурора, в годы пугачевского восстания он познакомился с делами беглых рекрутов, в которых как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Это подвело Радищева к мысли о необходимости крестьянской революции в России. В своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от литературного жанра сентиментализма к критическому реализму.

Во второй половине XVIII столетия в России происходит развитие журналистики. С конца 1750-х гг. появляются первые частные журналы. Среди них «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. В основном это были дворянско-сословные издания. В период правления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Новикова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров бьш у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803).

Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а также стилизация под народный склад песни.

Характерная черта живописи XVIII в. – освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах Л. П. Антропова (1716–1795). Успешно работал в жанре портрета крепостной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729–1802).

Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера:

1) Дмитрий Левицкий;

2) Владимир Боровиковский;

3) Федор Рокотов.

Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Рокотова (1736–1808) появляется портрет неофициальный, интимный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека.

Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735–1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие великолепием одежд, передают богатство предметной фактуры. Примеры тому – портрет богатейшего заводчика П. А. Демидова; серия портретов благородных воспитанниц Смольного института – подростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и др.). Д. Г. Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины П.

Продолжателем традиций Левицкого бьш В. Л. Боровиковский (1757–1825), в портретах которого искусство психологизма достигло вершины совершенства. Мастер близок к сентиментализму (портреты мечтательной и томной М. И. Лопухиной – один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного положения, за который Боровиковскому присудили звание академика).

6. Архитектура, скульптура

В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм.

Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700–1771). Его основными архитектурными шедеврами являются:

1) дворец в Петергофе;

2) дворцовый ансамбль в Царском Селе;

Читайте также  Карта: российское государство в начале xvii века. смутное время

3) Смольный монастырь под Петербургом.

Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754–1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.

Во 2-й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талантливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм обрел свои основные черты. В. И. Баженов (1737–1799) – великий русский зодчий, один из первых представителей русского классицизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен. Вторая его работа – проектирование и строительство царского загородного дворца в с. Царицыно под Москвой – была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90-е гг. XVIII в. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797–1800 гг. архитектором Бренна.

Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К Коробова (1700–1747).

В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад нес великий русский одчий М. Ф. Казаков (1738–1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баженова, он продолжил совершенствование особенностей русского классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замечательный пример творчества Казакова – Сенатское здание в Московском Кремле.

Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.

Одним из первых образцов классицизма стало огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении четверти века (1763–1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования – в 1757 г. в Петербурге.

Архитектор И. Е. Старое (1745–1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение – Таврический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петербурге (1783–1789). Им построен и собор Александре-Невской лавры. Именно Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам).

Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаменитый Ф. И. Шубин (1740–1805). Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в его творчестве четко, рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность.

В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров:

2) М. И. Козловский;

3) И. П. Прокофьев;

Они дали замечательные образцы декоративной и монументальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716–1791). В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И. Козловский (1753–1802), так как в своем творчестве он обращался в основном к античной мифологии и библейским преданиям.

Культура в эпоху Екатерины II

Левицкий Д. Екатерина II законодательница в храме богини правосудия. 1783

Русская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы дворцов императорской четы и ближайших сподвижников. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в Москве и некоторых других городах. Наконец, очагами новой культуры стали дворянские усадьбы, например, имения Шереметевых в Кускове и Останкине, недалеко от Москвы, или роскошная резиденция Кирилла Разумовского в Батурине на Украине. Можно сказать, что XVIII век был веком освоения верхами русского общества культурных ценностей Европы, и этот процесс был уже близок к завершению.

Главной основой высокой культуры в эпоху Екатерины II была философия Просвещения, а господствующим стилем в искусстве был классицизм. Для классицизма характерно четкое разграничение возвышенного и низкого, цивилизованного и варварского. Образцом возвышенности и цивилизованности считалась Античность, которой следовало подражать. Ей противопоставлялось все варварское: народное, дикое, необузданное, неблагонравное — достойное, в лучшем случае, снисходительной усмешки.

Архитектура [ править | править код ]

Деление на цивилизованное и варварское ярче всего проявилось в архитектуре. В 1760-е годы в Италии начались раскопки древнеримского города Помпеи, которые потрясли образованных европейцев и вызвали взрыв интереса к античной культуре. Буквально все виды искусства — от архитектуры до декоративно-прикладного искусства отреагировали на новую моду на Античность. Так возник классицизм с его простотой, строгостью и симметрией, который быстро полюбился Екатерине II, всерьез обеспокоенной включением своей новой родины в круг цивилизованных стран.

Русская императрица ненавидела пышное барокко, хотя при этом любила растреллиево Царское Село. В 1779 году она пригласила в Россию англичанина Чарльза Камерона и назначила своим придворным архитектором. Он переработал для нее в классицистическом духе интерьеры дворца в Царском селе и возвел неподалеку Камеронову галерею. Эта двухъярусная постройка четко отразила миропонимание классицизма: нижний ярус из неотесанных камней — современность, а верхний ярус с белыми колоннами и античными бюстами, по которому любила прогуливаться императрица — высокая античность.

Помимо Камерона в России работало несколько других иностранных мастеров. Но во второй половине XVIII века иностранцы уже начали испытывать конкуренцию со стороны русских. Одним из первых выпускников Академии художеств был сын провинциального дьячка Василий Баженов. Находясь в довольно сложных отношениях с Екатериной II, Баженов исполнял, главным образом, частные заказы, среди которых хорошо известен дом Пашкова в Москве. Его ученик и почитатель Матвей Казаков построил в Москве комплекс зданий Московского университета и здание Московского дворянского собрания.

Впрочем, главным центром классицизма, конечно, был Петербург, который при Екатерине II стал приобретать свой характерный парадный вид. Новым смысловым центром города стал знаменитый «Медный всадник», памятник Петру I, установленный французом Этьеном Фальконе, водрузившим конную скульптуру на огромный Гром-камень, специально доставленный в столицу из Карелии. Русский император, одетый в античную тогу, попирал грубую и необузданную стихию — вновь мы сталкиваемся с этим характерным противопоставлением.

На это движение к античности откликалось дворянство, которое начало строить свои усадьбы в стиле классицизма. Барские дома нередко были по-прежнему деревянными, но обязательно снабжались античным портиком с колоннами. Даже в провинциальных поместьях все чаще звучала классическая музыка, читались иностранные романы или философские трактаты, а иногда в руки дворянам попадали и произведения русских авторов.

Литература и театр [ править | править код ]

В своем месте уже говорилось о том, какой толчок получила литература в связи с принятием Манифеста о вольности дворянству 1762 года, покровительством Екатерины II и разрешением в 1783 году открытия вольных типографий. Впрочем русский книжный рынок был слишком плохо развитым и не мог выйти на самоокупаемость, что объясняет отчасти позднее появление вольных типографий. Сама Екатерина II немало трудилась на ниве литературы, и судя по всему, является самым плодовитым литератором XVIII века, писавшим на русском языке. Помимо издательской деятельности Новикова и нападок на действительность со стороны Радищева, памятниками литературы эпохи Екатерины II служат пьесы Дениса Фонвизина, в том числе знаменитый «Недоросль», Василия Капниста и Якова Княжнина. Пьесы строились по канонам классицизма, были возвышены и нравоучительны и представляли борьбу «Правдиных» и «Стародумов» с «Невеждиными» и «Простаковыми». Актеры вели себя на сцене неестественно, а их персонажи были плоскими и неправдоподобными. Но такой театр исполнял свою главную функцию — нести зрителю идеалы Просвещения. Подчеркивалось, что дворянин должен ставить долг служения выше личных чувств.

Основателем поэтической традиции в России был Ломоносов, а его дело продолжил в своих одах Гавриил Державин, воспевавший победы и успехи Екатерины II. Впрочем этот же поэт начал отход от возвышенного пафоса и заложил основы более интимной поэзии и таких жанров, как элегия и лирическое стихотворение.

Уже в 1790-е годы свой талант начал раскрывать Николай Карамзин. Его «Письма русского путешественника» поражали современников новым, более простым языком, зрелыми рассуждениями молодого дворянина и фактически служили образцом того, как должен чувствовать образованный европеец. «Мы не таковы, как брадатые предки наши[…], — с гордостью заявлял Карамзин, — для нас открыты все пути к утончению разума и к благородным душевным удовольствиям».

Живопись [ править | править код ]

В живописи второй половины XVIII века царствовали два жанра — парадный портрет и историческая сцена. Заказчики предпочитали итальянскую природу как более возвышенную и одухотворенную унылым русским пейзажам, и поэтому этот жанр практически не развивался в России XVIII века. К концу столетия стали появляться изображения крестьян, написанные, впрочем, более из этнографического интереса, чем из желания вызвать к ним сочувствие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: