Либеральное направление в общественном движении и борьба с ним революционных демократов

Examen.ru: Либеральное движение

Либеральное направление в общественном движении и борьба с ним революционных демократов

Либеральное движение

Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д, Кавелин и Б: Н. Чичерин, которые в своем «Письме к издателю» (1856) высказались за реформирование существующих порядков «сверху» и провозгласили основным законом истории «закон постепенности». Большое распространение в конце 50-х гг. получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная

журналистика. Трибуной либеральных западнических! идей стал новый журнал «Русский вестник» (1856-1862>,| основанный М. Н. Катковым. Либералом-славянофилом А. И. Кошелевым издавались журналы «Русская беседа» Я| и «Сельское благоустройство». В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет — «Русские ведомости», ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М. М. Стасюлевич основал журнал «Вестник Европы».

Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской ]реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность «Положений 19 февраля», необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов.

Либеральное движение в целом было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу.

Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х гг. несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. Лишь в 1880г. лидеры либерализма С. А. Муромцев, В. Ю. Скалон, А. А. Чупров обратились к М. Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

В условиях политического кризиса на рубеже 50- 60-х гг. активизировали свою деятельность революционные демократы — радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал «Современник», которым руководили Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и Я. А. Добролюбов (1836-1861).

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский в начале 60-х гг. сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив социальный утопизм французских социалистов с бунтарским движением pocсийского крестьянства.

Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы.Г861 г. вселило в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянской революции в России. Революционные демократы распространяли листовки и прокламации, в которых содержались призывы к крестьянам, к учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе («Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Великорусе» и «Молодая Россия»).

Агитация руководителей демократического лагеря оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения. В Казани в апреле 1861 г. произошло выступление студентов университета и духовной академии, которые провели демонстративную панихиду по крестьянам, убитым в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против властей.

В конце 1861 — начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н. А. Серно-Соловьёвич, М. Л. Михайлов, Н. Н. Обручев, А. А. Слепцов, Н. В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения. Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация получила название «Земля и воля». Она занималась распространением нелегальной литературы, вела подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г.

В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. «Современник» был закрыт (до 1863 г.). Признанные лидеры радикалов — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьёвич и Д. И. Писарев 5ыли арестованы. Обвиненный в составлении прокламации и подготовке антиправительственных выступлений; Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев четыре года отсидел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции и вскоре утонул.

После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями «Земли и воли» в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

В 60-е гг. на волне неприятия существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

В то же время под влиянием социалистических идей, романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной деятельности.

Осенью 1863 г. в Москве под влиянием «Земли и воли» возник кружок под руководством разночинца Н. А. Ишутина, который к 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И. А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся ишутинская организация была разгромлена, Каракозов повешен, девять членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу. Журналы «Современник» и «Русское слово» были закрыты.

В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента Иванова, члена радикальной подпольной организации «Народная расправа». Он был убит за неповиновение руководителю организации С. Г. Нечаеву. Нечаев строил свою «Расправу» на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей. С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х гг.

В 70-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничество». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти. к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П. Н. Ткачев) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

На рубеже 60-70-х гг. возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев» (Н. В. Чайковский, А. И. Желябов, П. А. Кропоткин, С. Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем возглавили «хождение в народ».

Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали «не повиноваться властям. «Хождение в народ» продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне нередко выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушилось на народников новой волной репрессий, а в октябре 1877 — январе 1878 г. состоялся суд над народниками («процесс 193-х»).

В, .конце 187,6 г. -возникла новая, централизованная всероссийская организация народников «Земля и воля». Кекспиративный-. центр (Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, С. М, Кравчйнский, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп «Земли и воли» в не менее чем 15 крупных городах страны. Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный распад. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел», приверженцы террора —в «Народную волю». «Черный передел», объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в «Народную волю».

«Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В строго законспирированное руководство входили А. И. Желябов, А. И. Баранников, А. А. Квятковский, Н. Н. Колодкевич, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, М. Ф. Фроленко. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять народ, совершили ряд террористических актов. Смертный приговор Александру II Исполнительный комитет «Народной воли», вынес в августе 1879 г. После нескольких неудачных покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким.

Общественное движение в период правления Александра III переживало спад. 3 условиях правительственных гонений и репрессий против инакомыслия большое влияние приобрел редактор «Московских ведомостей» и «Русского вестника» М. Н. Катков. Он в 40-50-е гг. был близок к умеренным либералам, а в 60-е — стал ярым приверженцем охранительного направления. Полностью разделяя политические идеалы Александра III, Катков в 80-е гг. достигает зенита своей славы и политического могущества, став идейным вдохновителем нового правительственного курса. Рупором официального направления был и редактор журнала «Гражданин» князь В. П. Мещерский. Александр III покровительствовал Мещерскому, оказывая негласную финансовую поддержку его журналу.

В неспособности противостоять охранительной политике самодержавия проявилась слабость либерального движения. После 1 марта 1881 г. либеральные деятели в адресе Александру III осудили террористическую деятельность революционеров и выразили надежду на «завершение великого дела государственного обновления». Несмотря на то что надежда не оправдалась и правительство перешло в наступление на либеральную печать и на права земских учреждений, либеральное движение не превратилось в оппозиционное. Однако в 90-е гг. происходит постепенное размежевание внутри земско-либерального движения. Усиливаются демократические настроения среди земских врачей, учителей, статистиков. Это приводило к постоянным конфликтам земств с местной администрацией.

Читайте также  Образование великого княжества литовского

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

  • Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
  • Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
  • Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
  • Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
  • Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Общественное движение: либералы, народники, социал-демократы

Вопрос выбора пути развития Российской империи существовал в кругах образованных людей всегда. Поиск образцов на Западе или, наоборот, особенный путь России еще и при Рюриках был актуален, но существовал в среде правящей элиты и не был общественным вопросом. После войны 1812 года движение декабристов тоже было элитарным и мало касалось народной массы. К середине 19 века процент грамотного населения вырос и усилилось расслоение народа на классы. Продвижение классовых интересов и стало общественным движением.

Читайте также  Смерть пушкина потрясла всю мыслящую россию

Либералы

Размышление западных философов о свободе личности в государстве 18 века привело к основной формуле изначального либерализма: свобода личности, общественное благо, гарантия правового и политического равенства. В России, в творческой и научной среде, при Александре Втором тоже появились либералы и сформулировали программу, опубликованную за границей:
— свобода человека иметь свои убеждения, то есть свобода совести;
— отмена крепостного права;
— свобода общественного мнения, книгопечатания, преподавания;
— гласный независимый суд.

В условиях феодального государства даже основополагающее требование конституции не было ими озвучено из-за боязни получения дворянами дополнительных привилегий. Либералы смогли убедить правительство провести некоторые реформы и крепостное право было отменено, хотя в основном в пользу дворянства. Как всякое общественное движение либерализм разделился на три составляющих:
— левое крыло требовало отказа от сословных привилегий и конституции;
— правое крыло скатилось к силовому изменению общественного строя;
— центр проповедовал тактику малых дел, через земское самоуправление, широкое начальное образование готовить общество к конституционной монархии.

Создать что-то внятное на основе искреннего следования либеральным взглядам невозможно. Любая организация политического кружка, партии и в конце концов государства требует подчинения индивидуальной воли общим задачам, а это ущемление прав личности. Разложить любую структуру, развалить государство следуя, несомненно, благородным либеральным устремлениям можно. Как только количество либералов, исповедующих основополагающие принципы достигнет критической массы в партии, государстве начинается цепная реакция распада. Однако, если эти убеждения всего лишь декларация, лозунг, и мало применяется во взаимоотношениях личности и государства, сосуществование вполне может быть комфортно.

Народники

Часть разночинной интеллигенции в 19 веке, возмущенное результатом отмены крепостного права в пользу укрепления дворянского сословия, образовала радикальное движение в защиту прав крестьян с требованием передать им всю землю, принять конституцию и разрешить демократические свободы. В 1861 году была создана первая организация «Земля и воля» объединившая грамотную молодежь из числа студентов, мелких чиновников, офицеров и мещан.

В число требований входили создание демократической республики, принятие конституции на народном собрании, решение земельного вопроса и женского равноправия. Народники верили, что крестьянство – реальная политическая сила, которая, если ее разбудить, придет к социализму мимо капитализма. Они не видели в нарождающемся рабочем классе движущую силу революции и отрицательно относились к капитализму. Самодержавие, по их мнению, можно было свергнуть достаточно легко.

Народничество состояло из трех направлений:
анархическое, главным врагом считающее государство и его институты. В качестве альтернативы предлагающее свободное самоуправление снизу — вверх от союзов общин, волостей и т.д.
заговорщицкое, полагавшее путем захвата власти кучкой революционеров свергнуть самодержавие и привести империю к социализму;
пропагандистское, считающее, что основа социалистического строя, крестьянская община, уже существует и достаточно усилий «героев», которые проведут ее мимо капитализма в социализм.

Дважды ходили революционеры в народ для того, чтобы поднять крестьянство на революцию, путем террора пытались запугать государство, убили царя. Однако ожидаемого результата не достигли. Крестьянство было в основном неграмотным или малограмотным, владело кой-какой собственностью и верующим в Бога и царя, а самодержавие, как государство, оказалось вполне устойчивым. Много ярких личностей было казнено, часть революционеров эмигрировала, а разочарованная в революции часть занялась вместе с либералами малыми земскими делами.

Социал-демократы

Эмигрировавшая часть народников в Европу засела за изучение коммунистической литературы, набиравшей популярность в кругах революционно настроенных людей. Взгляд со стороны на неудачи народничества в свете марксистской теории позволил проанализировать ошибки движения и сделать правильные выводы. Стало понятно, что в грядущей буржуазно — демократической революции пролетариат и буржуазия выступят движущей силой, а крестьянство, скорее, как реакционная, противоборствующая сила.

В последнюю четверть 19 столетия в России капитализм набрал значительную силу. В крупные города стали стекаться на заводы разорившиеся безземельные крестьяне. Лишившись собственности и нещадно эксплуатируемые, они периодически заявляли экономические требования и требовали государственного вмешательства в отношении с фабрикантами.
Вооруженная теорией марксизма революционная часть эмигрировавшего народничества правильно оценила ситуацию и приняло решение о пропаганде коммунистической идеологии в рабочей среде. Такая работа должна была привести к созданию политической партии рабочего класса.

Для этого в Женеве в 1883 году организована группа «Освобождение труда» из бывших видных народников. Ее цель – критика народничества, продвижение идей марксизма и курс на революцию с установлением диктатуры пролетариата.

Промышленный подъем в конце века и дальнейший рост численности и сплоченности рабочего класса, а также рост количества марксистских кружков привел к созданию «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Он начал организовывать стачки, приведшие к законодательному сокращению рабочего дня. Репрессии, которые затем обрушило на рабочие организации правительство, привели к расслоению марксистского движения.

Часть социал-демократов была сослана в Сибирь, часть отошла от революционной деятельность в легальную реформистскую работу по улучшению условий жизни рабочих, но и появилась группа профессиональных революционеров, закаленных в борьбе и вооруженной хорошо проработанной идеологией.

Разброд и шатание диктовало создание по настоящему революционной партии, с дисциплиной, сплоченной способной повести за собой рабочий класс к свержению самодержавия и построению социализма. В 1895 году в Минске была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). В начале 20 века она разделилась на меньшевиков и большевиков. Партия РСДРП(б) в конце концов возглавила строительство первого социалистического государства.

История общественного движения показывает, как мало иметь просто прекрасные убеждения либералов, чтобы сделать общество более справедливым.

Общественное движение

Общественное движение в России в период правления Александра II

Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.

Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.


Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II

В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.

Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.

В основном они подавали на имя императора «всеподданнейшие адреса» – ходатайства с предложением программ возможных преобразований в работе земских учреждений и т.д. Идеологами данного направления были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.

Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.

Основным печатным органом западнических либералов был важный журнал «Вестник Европы», руководил которым М.М. Стасюлевич. Его постоянными авторами были такие знаменитые писатели как Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, а также историки С.М. Соловьев, В.И. Герье и др.

Славянофильские либералы печатались в журнале «Русская беседа», которым руководил А.И.Кошелев.

Идея об учреждении в России земского представительства при верховной власти была выдвинута И.И. Петрункевичем и С.А. Муромцевым, земскими либералами, в конце 1870-х. В большей степени это было связано с тем, что ключевые посты в конце царствования Александра II в исполнительной власти занял М.Т. Лорис-Меликов. В основе программы его деятельности лежала идея о сотрудничестве с либеральными общественными кругами, а также привлечение их к борьбе с революционным движением. Он сумел установить дружеские взаимоотношения с М.И. Семевским, который был историком и издателем журнала «Русская старина», А.Д. Градовским, профессором правоведения, М.Ф. Кони, известным юристом, К.Д. Кавелиным, либералом, и др.

28 января 1881 года, М.Т. Лорис-Меликов представил императору доклад, который историки и публицисты иногда называют «Конституцией Лорис-Меликова», не имя на то достаточных оснований. В основе данного доклада лежала идея об учреждении подготовительных комиссий, к участию в которых привлекались представители земских органов. В обязанности данных комиссий должно было входить обсуждение законопроектов и высказывание своего мнения о них до того, как их внесут в Государственный совет. Естественно, нельзя назвать данный проект конституцией, т.к. в нем полностью сохранялся принцип неограниченного самодержавия, и он не затрагивал кардинально политическую систему страны.

Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.

Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.

Читайте также  Действия крымской армии

Народничество

Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):

  • Бунтарское (анархистское). Идеологом данного движения выступил М.А. Бакунин (1814–1876), который полагал, что русские крестьяне бунтари по природе и поэтому их надо поднять на революцию, направленную на то, чтобы уничтожить существующее государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций;
  • Пропагандистское. Основал его П.Л. Лавров (1823-1900), который считал, что народ еще пока не готов к революции и в связи с этим основное внимание надо уделять длительной пропаганде идей социализма. Он также полагал, что именно передовая часть русской интеллигенции должна «разбудить» крестьянство;
  • Заговорщицкое. Теорию данного направления создал П.Н. Ткачев (1844-1885), который считал, что для революции в России необходим заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Именно захват власти, как он полагал, сможет быстро вовлечь народные массы в социалистическое переустройство.


Рисунок 2 – Идейные течения народничества

На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.

Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.

Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.

Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.


Рисунок 3 – Основные народнические организации

Самой первой тайной организацией была «Земля и воля» (1861–1864), которую создали и взяли под руководство Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Н.Н. Обручев, Н.А. Слепцов, Н.И. Утин и др. Они активно контактировали с редакцией газеты «Колокол» (А.И. Герцен и Н.И. Огарев), а также с комитетом русских офицеров на территории Польши. Ими были создан ряд местных организаций в Петербурге, Москве и Казане, а также они регулярно выпускали революционные прокламации. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске в 1864 году.

Другие тайные организации начали создаваться с середины 1860-х. В 1863–1866 годах существовал кружок И.А. Худякова и Н.А. Ишутина. Его участник по имени Д. Каракозов совершил покушение на Александра II в апреле 1866 г. С.Г. Нечаев создал в 1869 году тайную организацию «Народная расправа», которая использовала провокационные методы в своей революционной деятельности. В результате это привело к убийству студента И. Иванова, который был заподозрен в предательстве.

Кружок «чайковцы», которым руководили Н.В. Чайковский, М.А. Натансон, С.Л. Перовская и др. был крупной народнической организацией. Его представители считали важным начать «хождения в народ».

Народники начали активно бороться с самодержавной властью в середине 1870-х годов. В 1874–1876 годах многие молодые разночинцы, взяв за основу теории народничества, организовали «хождение в народ», основной целью которого было просвещение и пропаганда революционных идей. Однако эта идея не увенчалась успехом – крестьяне не поняли этот благородный порыв.

В 1876 году образовали новую тайную организацию «Земля и воля», в программе которой было предусмотрено свержение самодержавной власти путем революции, передача всей земли крестьянам, а также введение мирского самоуправления. Организацией руководили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. При участии данной организации перед Казанским собором в Петербурге в 1876 году провели первую в России политическую демонстрацию, где выступал Г.В. Плеханов. В 1877 году большинство участников «Земли и воли» решили предпринять второе «хождение в народ». Они вели пропаганду путем того, что селились в деревнях на длительный срок и работали там мастеровыми, врачами, учителями. Однако данная пропаганда не дала нужных результатов. Некоторые народники начали склоняться к террористической борьбе. В мае 1878 года В.И. Засулич совершила покушение на Ф.Ф. Трепова, петербургского градоначальника, а в августе того же года С.М. Кравчинским был убит шеф жандармов Н.В. Мезенцев.

В рамках «Земли и воли» действовали два направления. Представители первого («политики») были разочарованы в пропаганде и считали, что в качестве основного метода борьбы должен выступать террор. Представители второго направления («деревенщики») считали, что необходимо продолжать работу в деревнях. На съезде «Земли и воли» в августе 1879 года она раскололась на две самостоятельные организации:

  • Организацией «Черный передел» (1879–1881) руководили Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и П.Б. Аксельрод, которые стояли на необходимости мирной пропаганды идей народничества в деревне.
  • Во главе второй организации, «Народной воли» (1879–1881) стояли С.Л. Перовская. А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. Участники данной организации были разочарованы в революционных возможностях крестьянства и делали ставку на террор, стремясь создать в стране политический кризис. Они считали, что только кризис мог привести к всенародному восстанию и тому, что к власти придут революционеры или же самодержавие пойдет на уступки и введет конституцию, что обеспечивало бы народникам возможность легально пропагандировать социалистические идеи. Члены «Народной воли» несколько раз совершали покушения на жизнь императора Александра II. Царь погиб от взрыва бомбы 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в Петербурге. Долгая борьба, которую вела «Народная воля», завершилась убийством царя, однако после этого не последовало какого-либо революционного взрыва. Народ все также был инертным, стало больше полицейских репрессий, а большую часть революционных народников разгромили.

5 Революционное и либеральное движение

Революционное и либеральное движение. Одним из проявлений нарастания революционного кризиса в России в начале XX в. стало усиление рабочего движения. Фабричные законы, принятые в 80–90-х гг. XIX в., незначительно сократили продолжительность рабочего дня, ограничили произвол предпринимателей. У рабочих отсутствовали политические права, не было права на создание профессиональных союзов, все стачки рабочих, как политические, так и экономические, считались незаконными и заканчивались, как правило, столкновениями с войсками и полицией.

Тяжелое материальное положение рабочих способствовало успеху революционной пропаганды в рабочей среде. Марксизм в начале XX в. в России постепенно превращается в основную идеологию рабочего движения. Одним из первых социал-демократических объединений, тесно связанных с рабочим движением, стал созданный в 1895 г. профессиональным революционером В.И. Лениным «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», включивший в себя около 20–30 социал-демократических организаций Петербурга.

Острота рабочего вопроса привела к резкому увеличению стачечной борьбы. Крупнейшим выступлением рабочих в конце XIX в. стала Петербургская промышленная война 1896 г. – стачка 30 тыс. рабочих текстильных предприятий Петербурга, под влиянием которой правительство вынуждено было впервые пойти на законодательное ограничение рабочего дня (до 11,5 часа). В начале XX в. выступления рабочих продолжились. В мае 1901 г. была организована «Обуховская оборона» — столкновение рабочих Обуховского завода в Петербурге с войсками. Стачка в Ростове-на-Дону, в которой приняли участие около 30 тыс. рабочих, прошла в 1902 г. За ней последовала Всеобщая стачка на юге России, охватившая в 1903 г. предприятия Баку, Тифлиса, Батума и Украины и более 200 тыс. рабочих.

В лекции «4 Концепция HTML» также много полезной информации.

Рабочее движение в России в начале XX в. выдвигало уже не только экономические, но и политические требования. В ходе стачечной борьбы 1901–1903 гг., под влиянием агитации социал-демократов, выдвигались лозунги свержения самодержавия и установления республики. Появились новые формы рабочих выступлений – маевки и политические демонстрации.

Начало XX в. было отмечено ростом числа крестьянских выступлений (в 1895–1899 гг. их было 82, в 1900–1904 гг. уже 670). Крестьянское движение в начале XX в. еще оставалось стихийным и неорганизованным, не выдвигало политических требований. Большинство крестьянских выступлений было направлено против помещиков, так как сохранение помещичьего землевладения при прогрессирующем малоземелье крестьянства оставалось главным социальным противоречием на селе. Крестьяне поджигали дворянские имения, производили порубку помещичьих лесов, потраву посевов. Особенно сильными крестьянские волнения были в 1902 г. на Украине . В Харьковской и Полтавской губерниях они переросли в восстания, охватившие территорию с населением в 150 тыс. человек.

В начале XX в. происходит резкая радикализация либерального движения. В 1902 г. в Германии русскими либералами начал издаваться антиправительственный журнал «Освобождение» (главный редактор – П.Б. Струве). В 1903–1904 гг. его сторонники основали нелегальную организацию «Союз освобождения» (лидер – историк П.Н. Милюков), объединившую широкие круги демократической интеллигенции. Главным требованием «Союза» стало свержение самодержавия.

В 1903 г. возникло объединение либеральных земских деятелей «Союз земцев-конституционалистов», основанное братьями Долгорукими и Д.И. Шаховским. «Союз» объединял активистов земского движения, требовавших принятия конституции. Позднее члены «союза» вошли в партию кадетов, а правое крыло стало октябристами. Начавшаяся в 1904 г. война с Японией первоначально вызвала патриотический подъем, но затем, к концу 1904 г., дополнительные мобилизации, повышение налогов, известия о постоянных поражениях привели к росту социальной напряженности, усилению оппозиционных настроений. На собраниях и съездах земских деятелей, а также на многолюдных ресторанных банкетах («банкетная кампания») представители либеральной оппозиции стали открыто требовать перехода к конституционному правлению, введения демократических свобод.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: