Мирные договоры Рюриковичей

Как Олегу удалось объединить два самых главных центра восточных славян и каким образом он смог заключить договор с Византией?

Приход к власти Вещего Олега. Первый договор Руси с Византией

Как Олегу удалось объединить два самых главных центра восточных славян и каким образом он смог заключить договор с Византией?

Как и в случае с Рюриком, основными письменными источниками о Вещем Олеге являются летописи: «Повесть временных лет» и «Новгородская первая летопись», однако данные в них разнятся.

В «Повести временных лет» написано, что Рюрик, передал свое княжество родственнику Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается.

В то время как в «Новгородской первой летописи» сообщается, что Олег был воеводой при Игоре и никакого отношения к Рюрику не имел. Эти сведения противоречат русско-византийскому договору от 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени.

Татищев в своей работе «История Российская» со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его братом жены Рюрика, Ефанды.

Общепринятой версией считается, биография Олега описанная в «Повести временных лет» и дальнейшее повествование будет основано именно на ней.

После смерти Рюрика в 879 году, Новгородский престол по праву наследования должен перейти к его сыну Игорю Рюриковичу.

Но поскольку на тот момент Игорю был всего один год, регентом совсем юного Игоря был назначен шурин Рюрика – Олег.

В 882 году, согласно летописи, Олег присоединяет Смоленск и Любеч к своим владениям.

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.

Далее следовал Киев, где в тот момент правили варяги Аскольд и Дир. Заведомо спрятав свое войско и притворившись купцом, он хитростью выманил их из города.
Когда они вышли, войско выскочило и схватило киевских князей. Олег сказал им, что они не княжеского рода, и приказал убить их.

И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира

Согласно Никоновской летописи события обстояли немного по-другому, Олег притворился больным и остался в ладье, в то время как часть его дружины вышла на берег. Он отправил Аскольду и Диру письмо, сообщив, что везёт бисер и украшения и попросил их прибыть на важный разговор. Когда те поднялись в ладью, Олег приказал убить князей.

После захвата города, Олег перенёс столицу в Киев, так как город имел удобное расположение, тем самым объединив два главных центра восточных славян. Именно по этой причине некоторые считают Олега основателем Древнерусского государства, а не Рюрика.

На Киеве Олег не остановился и продолжил расширять территории Древнерусского государства, в 883 году он подчинил Киеву древлян, в 884 году северян, в 885 году радимичей.

Под властью Олега оказался почти весь путь «из варяг в греки».

После окончательного образования Древнерусского государства, князю Олегу нужно было утвердиться на международной арене и наладить торговлю. В 907 году, согласно «Повести временных лет», он решил следовать по уже протоптанной тропинке, пойти войной на Византию, во главе которой был император Лев VI Философ.

Ввиду того, что руссы до этого уже совершали набеги на Византию, это показалось ему отличной идеей. Тем более что, столица Византии — Константинополь был «вратами» из Черного моря в Средиземное. Константинополь являлся одним из ключевых пунктов для торговцев, следующих по пути «Из варяг в греки».

Вещий Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

В летописи утверждается о 2 тысячах кораблей, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако в тексте Новгородской первой летописи описывается далеко не 2 тысячи, а 100-200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…»)*.

*Но историки предпочитают избегать трактовки этой неясной фразы летописца 11 века.

Спустившись по Днепру, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья Черного моря.

Лев VI Философ узнав о приближении огромного войска приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив «Золотой Рог», вручив таким образом варягам возможность грабить пригороды Константинополя.

Подобные действия византийцев были оправданы тем, что уже несколько веков этот приём позволял не пускать суда противника для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жесткие штурмы.

Затем в летописном описании похода начинаются легенды:

Увидев цепи, Олег придумал легендарную тактическую хитрость — поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю.

Конечно же, многие историки вышеописанное подвергают большому сомнению.
Цитирую:
«Это откуда же вдруг взялась такая прорва колёс, способных выдержать огромный вес? Что было использовано в качество осей? Чтобы вдруг в новом, незнакомом месте раздобыть, а вернее, изготовить нужное количество прочных колёс и всё прочее, необходимое для реконструкции кораблей в буера, нужно время и масса материала…»

Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял.
Очень часто именно этот эпизод используют в качестве одной из причин, почему Олега прозвали Вещим.

Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь

После чего, греки были вынуждены дать войску Олега на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на уключину*, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Но по какой-то причине Новгород не вошел в список городов.

*Уключина — это приспособление в борту лодки для упора весла при гребле.

Помимо всего вышеизложенного, на Византийцев была наложена постоянная дань и заключен торговый договор. Который регулировал присутствие и торговлю русских купцов в Византии.

В знак своей победы, Олег повесил легендарный щит на вратах Царьграда, приказал сшить грекам паруса из шёлка.

Описанных в «Повести временных лет»

  • Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят
  • Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно.
  • Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей.
  • Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта

Историк А.Г. Кузьмин предположил, что изначально в «Повести временных лет» конец правления Олега датировался 907 годом, но при сравнении с датой договора 911 года, датировку изменили, из-за этого возникло 2 летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега.

Достоверная дата смерти князя Олега неизвестна.
В «Повести временных лет» утверждается о 912 году, тем временем как в Новгородской первой летописи указывается на 922 год.

Историк А.А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега по «Повести временных лет» совпадает с годом смерти византийского императора Льва VI Философа — оба умерли в 912 году. Возможно летописец зная, что они были современниками, решил приурочить завершение их правлений к одной дате.

Такое же подозрительное совпадение между датами смерти князя Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I Лакапина.

В соответствии с наиболее популярной версией, причина его смерти — укус змеи, выползшей из черепа его коня. Эта версия присутствует как и в «Повести временных лет», так и в Новгородской первой летописи.

Ещё до похода на Царьград, Волхвы предсказали Олегу, что умрёт он от своего любимого коня.

Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть

Мирные договора России (с 1500 г)

Таблица, чтобы проще ориентироваться, когда и с кем Россия заключала мирные договора и в какой войне.

Читайте также  Назначение кутузова главнокомандующем

Просмотр содержимого документа
«Мирные договора России (с 1500 г)»

С Великим Княжеством Литовским

Присоединение к Русскому гос-ву Чернигово-Северских земель

Перемирие 1522 года

Присоединение к РГ Смоленских земель

Присоединение Казанского ханства

Ям-Запольский с РП (1582)

Плюсское перемирие со Швецией (1583)

Потеря Россией приобретений в Ливонии и белоруссии. Потеря побережья Финского залива

Тявзинский мир (1595)

Возвращение России потерянных земель около Финского залива (По Плюсскому)

Столбовский мир (1617)

Вовзращение России захваченных в Смутное время Швецией Новгорода, Пскова и др, но Россия отрезана от Балтийского моря

Интервенция РП и походы польского войска на Москву

Деулинское перемирие (1618)

Россия уступает РП Смоленские, Черниговские и Северские земли

Смоленская война с РП

Поляновский мирный договор (1634)

Отказ Владислава 4 от претензий на русский престол

Андруссовское перемирие (1667)

“Вечный мир с РП” (1686)

Вовзращение Смоленских и Чернигово-Северских земель, признание РП присоединение к России Левобережной Украины с Киевом.

Кардисский договор (1661)

Россия отрезана от Балтийского моря

Азовские походы Петра

Ништадский договор 1721

Признание за Россией Эстляндии, Лифляндии. Закрепение выхода к Балтийскому морю

Русско-турецкая (“Прутский поход”)

Прутский договор 1711

Вовзращение Азова Османской империи

Присоеденение к России части Западного и Южного побережья Каспийского моря (вовзращен Ирану в 1730-е)

Отказ Петра 3 от всех росскийских завоеваний в ходе семилетней войны

Признание ОМ независимости прежде вассального Крымского ханства и присоединение к России побережья Черного моря от Днепра до Южного Буга, Керчи, Кабарды

Ясский договор 1791

Подтверждение перехода к России Крыма (1783)и черноморского побережья от Южного Буга до Днестра

Гюлистанский мирный договор 1813

Признание Ираном присоединения к России территорий Закавказья

Участие России в 3 антифранцузской коалиции (антинаполеоновской)

Распад коалиции после сражения под Аустерлицем

Участие России в 4 антинаполеоновской коалиции

Тильзитский мир (1807)

Образование Герцегства Варшавского под протекторатом Франции.

Присоединение России к континентальной блокаде Англии.

Бухаресткий мирный договор 1812

Бессарабия отошла к Росссии. Взамен Турции часть Молдавии и Валахии, но Турция вышла из союза с наполеоновской Францией

Фридрихсгамский мирный договор 1809

Финляндия отошла к России на правах Великого княжества Финляндского

1812 и загран.походы

Парижский трактат 1814 года

Заключительный акт Венского конгресса (1815)

Поражение Наполеона. Переход к России большей части Герцогства Варшавского

Туркманчайский трактат (1828)

К России: Эриванское и Нахичеванское ханства

Адрианопольский договор (1829)

Присоедиенние к России Грузии и В.Армении

Северо-Западный и Северо-Восточный Кавказ

Парижский мирный трактат 1856

“Нейтрализация” Черного моря, Россия потеряла право держать там военный флот и иметь крепости

Сан-Стефанский договор и Берлинский трактат (1878)

Получение независимости румынией, Сербией, Черногорией. Болгария разделена на 2 части: северная- вассальное княжество; южная- провинция Турции.

Портсмутский мирный договор 1905

Передала Японии Ляодунский п-ов и Ю.Сахалин

Брестский мир с Германией (1918)

Потеря СС Украины, Прибалтики, часть Белоруссии

ГВ, Советско-Польская война (1920)

От Совесткой России отделилась прибалтика; с Польшей граница по линии “Керзона “

Князь Рюрик

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году. Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, — победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

Источники и дополнительный материал по теме:

Русско-византийский договор, 911 год

Русско-византийский договор был заключён после успешного похода киевского князя Олега и его дружины на Византийскую империю в 907 году.

Статьи договора посвящены рассмотрению различных правонарушений. Речь идет об ответственности за убийство, воровство и грабежи; о порядке помощи купцам обеих стран во время их плавания с товарами; определялись правила выкупа пленных; есть пункты о союзной помощи грекам со стороны Руси и о порядке службы руссов в императорской армии. Кроме того, документ регламентировал русскую торговлю в Византии. Договор 911 года свидетельствовал о полном юридическом равенстве обеих сторон.

В год 6420 [от Сотворения мира]

Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему.

Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы.

Читайте также  Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия

А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление.

Об этом: если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет.

Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.

Об этом: если украдет что русский у христианина или, напротив, христианин у русского, и пойман будет вор пострадавшим в то самое время, когда совершает кражу, либо если приготовится вор красть и будет убит, то не взыщется смерть его ни от христиан, ни от русских; но пусть пострадавший возьмет то свое, что потерял. Если же добровольно отдастся вор, то пусть будет взят тем, у кого он украл, и пусть будет связан, и отдаст то, что украл, в тройном размере.

Об этом: если кто из христиан или из русских посредством побоев покусится [на грабеж] и явно силою возьмет что-либо, принадлежащее другому, то пусть вернет в тройном размере.

Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи, то пусть вынесем [на греческий берег] мы, русские. И когда приходим [мы, русские] в Греческую землю для торговли или посольством к вашему царю, то [мы, греки] пропустим с честью проданные товары их ладьи. Если же случится кому-либо из нас, русских, прибывших с ладьею, быть убиту или что-нибудь будет взято из ладьи, то пусть будут виновники присуждены к вышесказанному наказанию.

Об этих: если пленник той или иной стороны насильно удерживается русскими или греками, будучи продан в их страну, и если, действительно, окажется русский или грек, то пусть выкупят и возвратят выкупленное лицо в его страну и возьмут цену его купившие, или пусть будет предложена за него цена, полагающаяся за челядина. Также, если и на войне взят будет он теми греками, — все равно пусть возвратится он в свою страну и отдана будет за него обычная цена его, как уже сказано выше.

Если же будет набор в войско и эти [русские] захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет.

Еще о русских, о пленниках. Явившиеся из какой-либо страны [пленные христиане] на Русь и продаваемые [русскими] назад в Грецию или пленные христиане, приведенные на Русь из какой-либо страны, — все эти должны продаваться по 20 златников и возвращаться в Греческую землю.

Об этом: если украден будет челядин русский, либо убежит, либо насильно будет продан и жаловаться станут русские, пусть докажут это о своем челядине и возьмут его на Русь, но и купцы, если потеряют челядина и обжалуют, пусть требуют судом и, когда найдут, — возьмут его. Если же кто-либо не позволит произвести дознание, — тем самым не будет признан правым.

И о русских, служащих в Греческой земле у греческого царя. Если кто умрет, не распорядившись своим имуществом, а своих [в Греции] у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то возьмет завещанное ему тот, кому написал наследовать его имущество, и да наследует его.

О русских торгующих.

О различных людях, ходящих в Греческую землю и остающихся в долгу. Если злодей не возвратится на Русь, то пусть жалуются русские греческому царству, и будет он схвачен и возвращен насильно на Русь. То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же.

В знак крепости и неизменности, которая должна быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях — Царя вашего и своею рукою, — скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и святою единосущною Троицею единого истинного Бога вашего и дали нашим послам. Мы же клялись царю вашему, поставленному от Бога, как божественное создание, по вере и по обычаю нашим, не нарушать нам и никому из страны нашей ни одной из установленных глав мирного договора и дружбы. И это написание дали царям вашим на утверждение, чтобы договор этот стал основой утверждения и удостоверения существующего между нами мира. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420».

Царь же Леон почтил русских послов дарами — золотом, и шелками, и драгоценными тканями — и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, паволоки, драгоценные камни и страсти Господни — венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы — ни грекам, ни Руси.

Киевская Русь

Киевская Русь – одна из самых ярких страниц отечественной истории, ознаменовавшая собой создание огромного восточнославянского государства на территории Европы, охватывавшего земли от берегов Балтики до Среднего Поднепровья. Началом зарождения государственности принято считать 862 год, когда, согласно «Повести временных лет», часть славянских (кривичи, словене) и финно-угорских племен позвала княжить в свои земли скандинавов (варягов) во главе с Рюриком, который стал править в Ладоге, потом в Новгороде, а своих братьев Синеуса и Трувора поставил соответственно в Белоозере и Изборске. В то же время бояре Рюрика Аскольд и Дир, отпросившиеся у Рюрика в поход на Византию, по пути захватили главный город полян Киев, плативший дань хазарам, и благополучно вокняжились там. И уже в 866 году флот Аскольда с 200 ладьями осаждает Константинополь. От полного разорения город спасла только чудотворная риза Богородицы, которую византийцы погрузили в море, вызвав бурю.

К слову, до сих пор ведутся споры о варяжском (иноземном) происхождении государственности и самого названия Руси. Схлестнулись в этом вопросе две теории: норманская и антинорманская. Норманисты утверждают, что Рюрик был скандинавом, опираясь на «Повесть временных лет», которая гласит, что «те варяги назывались русью» и «от тех варягов прозвалась Русская земля». Антинорманисты же наоборот считают, что речь в «Повести…» идет не о скандинавах, а о южнобалтийских славянах, этноним «русь» выводят из названий рек Рось, Россавы, Роставицы, а также утверждают о языковом единстве варягов-руси и славян.

Становление и расцвет

После смерти Рюрика в 879 году к власти в Новгороде приходит Олег, который был регентом его малолетнего сына Игоря. Согласно «Повести…», он был сородичем Рюрика, по другим данным – братом его жены. С первых же дней Олег приступает к расширению территорий, подчиняет Смоленск, Любеч, а в 882 году берет Киев. Правивших там Аскольда и Дира он выманил к себе в ладью и сказал: «Азъ єсмь роду княжа», после чего убил. И пошел Олег княжить в Киеве, объявив: «Да будет се мать градамъ русским!»

Читайте также  Наступление советский войск. освобождение польши

За время княжения Олег подчинил себе почти все славянские племена, обложив легкой данью, избавив тем самым от дани хазарам. В 907 году он пошел на Византию «на конях и в ладьях» количеством 2 тысяч. Пред замкнутыми вратами Царьграда Олег велел поставить корабли на колеса и приблизился к городу, вынудив императора Михаила подписать очень выгодный для Руси мирный договор, получив огромную контрибуцию и множество льгот для русских купцов.

После смерти Олега дело его продолжил Игорь. Придя к власти, он вновь присоединяет к Киеву уличей и древлян, отколовшихся после известия о кончине Олега, расширяет свое влияние на Крым и Тамань, воюет с появившимися в низовье Днепра печенегами. В 40-х годах Х ст. Игорь дважды нападает на Царьград. Первый поход не увенчался успехом: константинопольцы вылили на русский флот «греческий огонь» (горючую смесь) и заставили отступить. Спустя три года, собрав войско из русов, наемников-варяг и печенегов, Игорь совершает новый поход, закончившийся подписанием военно-торгового договора с Византией. В 945 году, во время «кружения» (сбора дани) Игорь был убит древлянами, а в Киеве стала княжить его вдова Ольга.

Первым делом Ольга жестоко расправилась с древлянами. Сначала она зарыла заживо их послов вместе с ладьей, а затем сожгла древлянскую столицу Искоростень, выпустив на город голубей и воробьев, к лапам которых были привязан тлеющий трут. Подчинив древлян, Ольга реформировала систему сбора дани, поделила земли на погосты (адм. единицы), поставила управляющих на местах. Во внешней политике княгиня военным походам предпочитала дипломатию. В 957 году она осуществляет официальный визит в Константинополь, где встречается с императором Константином Багрянородным и принимает крещение в главном храме Византии, пышном Софийском соборе.

С 60-х годов Х века в Киеве княжит сын Ольги Святослав, который активно расширяет и укрепляет державу. В 968 году он наносит сильнейшее поражение Хазарскому каганату, который постоянно угрожал русским землям, препятствовал торговли Руси, перерезая путь купцам в устьях Дона и Волги. Затем князь обращает свой взгляд на юг – включается в затяжную войну Византии и Болгарии. Разбив под Доростолом болгарское войско, он надежно закрепляется в Переяславце на Дунае. С 969 года Святослав воюет уже не только с болгарским царем Борисом, но и с новым императором Византии Иоанном Цимисхием, который нарушил соглашение с прямодушным русским князем. Несколько месяцев русы и византийцы бились у стен Доростола, а потом, обессилев, подписали мирный договор. По пути домой, во время зимовки у днепровских порогов на русов напала орда печенегов с ханом Курей. Святослав погиб в бою, а из его черепа хан сделал себе чашу.

После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать верховным князем старшего брата Ярополка. Упреждая события, Ярополк первым отправляется с войском в земли Олега. Во время этого похода Олег трагически погиб, упав с моста в крепостной ров. Владимир же, не дожидаясь подобной участи, бежит в Скандинавию, а оттуда, собрав войско из варягов, вновь возвращается на Русь. В результате короткой войны между братьями Ярополк был убит, и 11 июня 978 года Владимир вокняжился в Киеве.

Свое княжение Владимир Святославович начал с крепкой консолидации русских земель. Управлять Новгородом он отправил своего дядю Добрыню, а во всех основных городах поставил сыновей (их у него было 12). Одновременно Владимир провел религиозную реформу: из огромного набора языческих божеств создал единый пантеон из 6 богов во главе с Перуном. Увы, реформа не возымела должного эффекта, к тому же время и геополитическая повестка требовали иных, прогрессивных решений. И Владимир решается на грандиозный шаг — распрощаться с темным язычеством и принять новую веру. А из всех мировых религий выбирает ту, что ближе по духу, — восточное христианство.

Как раз в это время к Владимиру обращается византийский император Василий II и просит о военной помощи против заговорщика Варды Фоки. Владимир обещает помочь, но взамен требует от василевса руки его сестры Анны. Опешив от такой дерзости, император согласился на этот немыслимый доселе брак, но при условии крещения князя-язычника. В итоге 6-тысячный русский корпус прибыл в Константинополь, разбил мятежников, но князь так и не получил невесту. Тогда Владимир собирает войско и захватывает город Корсунь, крупное византийское владение в Крыму, чем вынуждает императора спешно прислать принцессу. Там же, в Корсуне, Владимир принимает крещение, венчается с Анной. Затем, вернувшись в Киев, крестит киевлян в реке Почайна, а за ними и всю Русь.

После смерти Владимира киевский престол занимает его сын Ярослав, известный как Ярослав Мудрый. Власть он получил в результате войны с братом Святополком, прозванным «Окаянным» за то, что убил своих братьев Бориса, Глеба, Святослава и дважды осаждал Киев вместе с печенегами и поляками. Придя к власти, Ярослав начинает активную завоевательную политику. В 1030 году он отвоевывает у поляков волынский город Белз, совершает успешные походы против агрессивных ятвягов и литовских племен. В 30-годах Ярослав подчинил себе племя чудь на севере Руси, где построил в свою честь город Юрьев (в крещении князь был Юрием). Именно Ярослав избавил русский народ от давней страшной угрозы – печенегов в причерноморских степях. В 1036 году, когда степники осадили Киев, поставил Ярослав по центру варягов (наемников-скандинавов), справа – киевлян, а слева – новгородцев, — «и была сеча злая, и едва к вечеру одолел Ярослав».

Не менее блестящей была и внутренняя политика великого князя. На Руси в это время был издан первый сборник законов, известный как «Русская правда», регламентирующий все сферы жизни, водворяющий справедливость и порядок. Ярослав Мудрый занимался градостроительством, возводил монастыри, храмы. Именно при нем в Киеве появился величественный собор Святой Софии, для росписи которого были приглашены лучшие константинопольские художники. При соборе открылась школа с библиотекой, где по инициативе князя начали писаться переводы греческих и других книг на церковнославянский язык.

Усобицы и начало раздробленности

После смерти Ярослава Мудрого власть в стране поделили между собой трое его старших сыновей – установилось троевластие, так называемый триумвират Ярославичей. Изяслав княжил в Киеве и Новгороде, Святослав – в Чернигове, а Всеволод – в Переяславле. Остальные сыновья и члены рода получили менее значимые волости и города, надеясь в дальнейшем перейти к более престижному столу по так называемой «лествице» (от старшего брата к младшему). Изначально старшие братья жили в мире, сообща воевали с внешними врагами, расправлялись с опальными родичами-князьями, сажая в поруб (тюрьму). Но постепенно между князьями нарастали противоречия. Все чаще свои претензии на более богатые волости начали высказывать другие Рюриковичи. Между родственниками вспыхивает вражда, войны, захваты городов.

Не исправил ситуацию и съезд в Любече, на котором князья решили прекратить распри и сплотиться пред лицом лютого врага Руси – половцев. Принятый на съезде новый принцип наследования сложившихся вотчин (земель отцов) только усугублял и легитимизовал раздробленность. Относительная стабильность наступила на Руси с приходом на главный престол Владимира Мономаха, которому удалось вновь усилить центральную власть и былое значение стольного Киева. Когда Мономах умер, аналогичную политику продолжил его сын Мстислав, который успешно боролся с сепаратизмом непокорных князей. После его смерти Русь окончательно распадается на отдельные княжества. Как сказал новгородский летописец, «и раздрася вся земля Русская».

Монеты Киевской Руси

Монеты древнерусского государства составляют огромнейшую ценность для историков, археологов, нумизматов. Науке сегодня известны такие монеты, как «сребреники» и «златники», чеканившиеся при Владимире Святославовиче, Святополке и Ярославе, выполненные соответственно из серебра и золота. В так называемый «безмонетный период» на Руси ходили гривны – небольшие слитки в виде ромба или прута. Гривны отливались в Киеве, Новгороде и Чернигове.

Новгородская гривна

Сребреник Владимира на юбилейной монете 3 рубля 1988 г.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: