Народный характер отечественной войны
Сочинение Народный характер войны 1812 года (Война и мир Толстого)
Роман Льва Николаевича Толстого невероятно содержателен и затрагивает много тем. Здесь раскрыто множество тем, связанных с войной, долгом и честью русского солдата и офицера. Однако, война приобрела статус народной. Народ не отстранялся от военных действий, он прекрасно помнил, что дело касается родины. Это единственное место на земле, которые связано со всей твоей жизнью. Больше нигде нет подобного. Народ воспитан в духе патриотизма, любит, ценит и уважает свою страну.
Народ воспитан правильно, нравственное начало зародилось именно здесь. Толстой рисует народ как творца истории. За родину борются миллионы простых людей, не имеющих необходимых навыков, но у них есть другое. Желание победить и прогнать врага со своей территории. Именно народ совершает всё невероятное и побеждает. Народная мысль подтверждается в войне, произошедшей в 1812 году.
Автор описывает жизнь обычных москвичей, которые покидали Москву и желали, как можно сильнее насолить неприятелю. Москвичи хотели дать знать врагу, что он ничего не получит от русского народа, кроме посрамления. Народ способствовал армии всеми возможными способами.
Лев Николаевич медленно, но верно приближает читателя к самым грандиозным событиям, которые начинаются в Бородинском сражении. Здесь сразу определяется, что на самом деле владеет военнослужащим. Например, Берг думает только о своей возлюбленной и заботах, с ней связанными. Андрей, Пьер, Долохов и народ думают о том, как наказать неприятеля. Их мысли больше ничем не заняты. Андрей делится своими мыслями с Пьером. Он говорит о том, что поведение французов воспринимает, как личное оскорбление. И он готов наказать их за такое дерзкое и наглое отношение к нашему народу.
Болконский убежден в победе русских войск. Бойцы чувствуют всю ответственность, которая легла на юные плечи. Военнослужащие помнят, что за их спиной Москва. От них зависит будущее родного государства, нет права на ошибку. В такой ситуации весь народ находится в напряжении и помнит о важности поддержки и единства. Дух народа определяет победит он в войне или потерпит поражение.
Батарея Раевского абсолютно спокойна, ей не владеет страх смерти. Солдаты переполнены смелостью и мужеством, они готовы идти на всё. Главное, чтобы их народ был счастлив и свободен. Военнослужащие в такие моменты не думают о себе, они думают о судьбе народа и его будущей жизни. Они помнят только то, что от них сейчас зависит всё. Это пример истинного героизма. Бойцам не нужны слова похвалы.
Наполеон, участвующий во многих битвах, был поражен несокрушимости и единству русского войска. Он не знал поражения, пока не столкнулся с русскими. Если бы он знал, что его здесь ждет. Никогда бы не захотел идти войной на Русскую империю.
Полководец впервые увидел французскую армию подавленной и напуганной. Картина, которая увидел Наполеон, повергла его в шок.
Также читают:
Картинка к сочинению Народный характер войны 1812 года (Война и мир Толстого)
Популярные сегодня темы
А.П. Гайдар, размышляя о написании литературной работы «Чук и Гек», желал показать понятное и легкое для всех повествование. Для того чтобы старшее и молодое поколение увлеклись историей «Чука и Гека»
Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек
Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.
Произведение является составной частью прозаического цикла писателя, оформленного в виде сборника коротких новелл под названием «Донские рассказы».
Это, вообще, одна из моих любимых сказок. Да, Алиса — умница, она часто учит этих всех странных обитателей волшебной страны тому, как правильно. Но и она сталкивается с волшебством… То вдруг растет, то становится очень маленькой.
Великая отечественная война и ее народный характер
Великая отечественная война началась 22 июня 1941г.
Основную тяжесть борьбы с фашизмом вынес советский народ. Этот итог II мировой Великой Отечественной войн требует более аргументированные обоснования, для чего используется система научных критериев: масштабы, напряженность, продолжительность, результаты вооруженной борьбы на всех фронтах и теафах военных действий — советско-германском, западно-европейском, тихоокеанском, североафриканском, итальянском. Анализ показываег, что советско-германский фронт на протяжении почти четырех лет приковывал к себе основную массу средств и сил фашистской Германии и ее союзников. Против Красной Армиии противник использовал наиболее боеспособные соединения своих войск. До 1944 г. всего на фронтах против англо-американских сил действовало 9-21 дивизии фашистского блока, а на советско-германском фронте в этот период было сосредоточено 190 — 266 немецких дивизий, т. е. из трех солдат вермахта 2 постоянно воевали на советско-германском фронте и лишь 1 — на западном.
По своей протяженности советско-германский фронт (4000 — 6200 км) почти в 3 — 4 раза был больше всех других фронтов, развернутых союзниками против Германии и Италии вместе взятых. Именно на этом фронте происходили наиболее напряженные военные действия (> 8.4.), которые по своей длительности, пространственному размаху, упорству и активности не идут ни в какое сравнение с действиями англоамериканских войск. Из 1418 суток существования советско-германского фрогпа 1320 суток приходилось на активные боевые действия, что составляло 93 % времени (для сравнения: на итальянском фронте — 74 % времени, на северо-африканском — 31 %, западно-европейском — 87 %). На советско-германском фронте было уничтожено 607 дивизий, на западно-европейском и северо-африканском — 176. Именно в результате
мощных ударов советских сил из войны на стороне гитлеровской Германии последовательно были выведены Румыния, Болгария, Финляндия, Венгрия.
Роль советско-германского фронта будет еще более наглядной, если сравнить отдельные кампании и операции но театрам военных действий. К примеру, нередко без всяких оснований сравнивают как равнозначные события под Сталинградом и в районе Эль-Аламейна. В контрнаступлении под Сталинфадом советские войска за 75 суток (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943) продвинулись в полосе до 850 км и на глубину до 150 — 200 км; потери противника в общей сложности составили около 800 тыс. чел. Наступление же английских войск от Эль-Аламейна до Туниса продолжалось 13 суток (23 октября — 4 ноября 1942), проводилось в полосе 60 км и на глубину 35 км. Потери итало-немецких войск составили около 55 тыс. чел. И, тем не менее некоторые западные историки изображают эту операцию как выдающееся событие, якобы положившее начало коренному перелому в ходе II мировой войны. На деле же этот перелом начался с советского контрнаступления под Сталинградом.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута офбмной ценой — 27 млн. жизней советских людей, из них 11,3 млн. погибли на полях сражений. Это была плата не только за разфом лучшей военной машины Европы, за фашистский террор, но и за «издержки» деспотического сталинского режима, не сумевшего в начале войны эффективно использовать свой военно-экономический потенциал и до последних победных дней не считавшегося с людскими потерями для достижения своих целей. Решающую роль ифали позиция народа, ею отношение к войне, к противнику, к властям. Политика сталинской верхушки в 30-е гг. не способствовала сплочению общества. Существование социально-политической оппозиции, сепаратистских тенденций среди ряда национальностей проявилось в «негативных» настроениях населения в первые месяцы войны, в довольно значительном числе лиц (около 1 тыс. чел), которые сотрудничали с фашистским режимом на оккупированных территориях. Пожалуй, впервые со времен междоусобных войн XII — XIV вв. русские воевали на стороне противника против своего государства (и не только по политическим мотивам).
Однако в настроениях подавляющего большинства населения преобладал все-таки патриотизм. Для част людей, особенно для тех, чья сознательная жизнь пришлась на 30-е гг., Родина сливалась со сталинским политическим режимом, в социально-политическом строе СССР 30-х гг. они видели большие преимущества, с ним связывали значительные социальные завоевания (бесплатное образование, медицинское обслуживание, отсутствие явной безработицы), которые они и шли отстаивать в войне. Но гораздо большую роль в поведении людей играли традиционный русский патриотизм и народная готовность к храбрости, самоотверженной защите от внешнего врага. Это прекрасно понимало высшее советское руководство. Ярким подтверждением этого является то, что в самые критические моменты войны официальная пропаганда прибегала к героическим образам и событиям прошлого России, апеллировала к национальным чувствам населения и практически не оперировала термином «социалистическая родина». Это была действительно народная война, что признал и существовавший тогда в СССР политический режим. Властям оставалось лишь опереться на массовый патриотизм советских людей, на их готовность терпеть материальные невзгоды и лишения, готовность пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины и тем самым спасти и самих себя.
Победа страны в войне достигалась не только на фронтах, но и в тылу. С конца 1942 г., мобилизовав все силы и средства, промышленность СССР стала давать фронту военной техники, оружия, боеприпасов и снаряжения больше, чем промышленность Германии. Режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа. Война продемонстрировала и крупные достижения советского военного искусства, военной науки, организаторский талант и мастерство командиров и военачальников. Всему миру стали известны имена таких полководцев, как Г.К.Жуков, Л.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, В.И.Чуйков, И.С.Конев и др. Важная роль в обеспечении победы принадлежала советской дипломатии. Несмотря на допущенные ошибки и просчеты, она обеспечила создание антигитлеровской коалиции, выработку прочных основ и гарантий послевоенного мира. Созданию «странной коалиции» бывших непримиримых врагов — США, Великобритании и СССР не помешали различия в общественно-политических системах. Отношения внутри коалиции не укладывались в параметры блока и соответствовали скорее понятию временного союза. И если до высадки англо-американских войск в Нормандии союзники по антигитлеровской коалиции практически не оказывали Советскому Союзу военной помощи, то промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная в рамках программы ленд-лиза имела место. Однако, по мнению большинства исследователей, не можег быть и речи о «решающей роли» поставок по ленд-лизу ни на одном этапе войны.
33.Трудности восстановления страны в условиях «холодной войны»
Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав послевоенного мира. Однако во внуфенней политике страны не произошло изменений. Плоды победы Сталин использовал для окончательного оформления административно-бюрократической системы и укрепления режима личной власти.
Предстояло ликвидировать тяжелые последствия войны, перевести экономику на мирные рельсы, восстановить разрушенное народное хозяйство. Героический труд советский людей, перераспределение средств из легкой в тяжелую промышленность, полученные от Германии репарации позволили достичь довоенного уровня промышленного производства к 1948 г. За годы 4-й пятилетки (1946 — 1950) было восстановлено и вновь построено 6200 предприятий.
Страна жила трудно. Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинугь деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т.д.).
В городах несколько вырос жизненный уровень советских людей. В 1947 г. была отменена карточная система и проведена денежная реформа (старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1).
Некоторые демократические изменения произошли в общеполитической жизни страны: отмена чрезвычайного положения, упразднение ГКО, проведение выборов в Советы, XIX съезд партии и др. В то же время происходило ужесточение политического режима и усиление идеологического контроля в области литературы и искусства. Нарастала новая волна репрессий против интеллигенции, партийных и советских кадров («дело врачей», «ленинфадское дело», процессы по делам молодежных групп и т.д.). Эта серия репрессивных мер не встретила массового сопротивления, а нашла в «низах» поддержку и понимание. К концу 40-х годов стало очевидным, что выбор сделан в пользу «жесткого» курса. Были фактически уничтожены науки юнегика, кибернетика, серьезный ущерб был нанесен биологии.
В послевоенный период СССР и западные державы перешли от сотрудничества к конфронтации. Началась эра «холодной войны» -идеологического, политического противостояния капиталистической и социалистической систем. Руководители западных держав старались не допустить расширения сферы влияния СССР в странах центральной и юго-восточной Европы. СССР, в свою очередь, стремились укрепить свои позиции в этих странах, помогая проведению преобразований по советской модели «государственного социализма».
Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея. Произошел возврат к довоенной модели сверхценгрализации в планировании и управлении экономикой. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, вели к дальнейшему его отставанию от обшецивилизационного ритма развития.
«Народный характер войны и ее отражение в литературе и искусстве»
Урок «Народный характер войны и ее отражение в литературе и искусстве»
МОУ СОШ № 65 города Томска
Урок проводится в 8, 10 классах (на базовом уровне как вариант интегрированного урока)
Цель урока: показать, что война 1812 года была Отечественной, справедливой войной, войной народа за свободу и независимость своей Родины; показать, что в войне вместе с военными принимал участие весь народ: мужчины, женщины и дети, дворяне, мещане и крестьяне; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и национальной гордости.
Оборудование: репродукции картин , , портреты русских писателей, полководцев и героев войны, открытки панорамы Бородинской битвы, журналы, книги, доклады учеников, посвященные войне 1812 года.
Актуализация знаний (беседа по вопросам): Что такое «характер»? Разве у войны бывает «характер»? Каким может быть характер войны? (Оборонительный, захватнический, освободительный…). А что значит «народный» характер? Как вы понимаете слово «народность»? «Народность…» (по ходу ответов делаются записи на доске).
Учитель: Сегодня мы должны доказать, что Отечественная война 1812 года носила народный характер.
Война 1812 года имела большое значение в истории нашего народа, нашей страны. Как вы думаете почему? (Отстояли свою независимость).
Практически около двухсот лет со дня Смуты, на русскую землю не ступала нога иностранных завоевателей. Вторжение Наполеона вызвало подъем патриотических чувств, породило порыв к национальному единству. Из районов, оставляемых русской армией, жители уходили, сжигая свои селения, уводя скот, оставляя неприятелю выжженную пустыню. Уже в июле 1812 года, стихийно и по указанию Барклая де Толли, стали формироваться партизанские отряды. (Слушаются сообщения о крестьянских, военных партизанских отрядах, о народном ополчении Выступления не более 3-5 минут). Затем класс отвечает на вопросы и выполняет задания: Кто участвовал в партизанском движении? Что делали, чтобы досадить врагу? На доске фамилии и имена руководителей партизанских отрядов. Кто, каким отрядом командовал? Кто лишний в перечне и почему?
Учитель: В современной исторической науке представлены разные точки зрения по вопросу партизанской войны: кто ее начал, по приказу или без приказа. И это не так важно, важно другое, партизанская война — война без правил, война, нарушившая правила военного искусства того времени. Для Наполеона такая война была неожиданностью. И поэтому, в своих письмах в ставку Кутузова, он постоянно обвинял главнокомандующего, что тот ведет войну не по правилам.
Учитель: Обратите внимание на доску. На доске: Подгорная елань (стадион «Труд»),
Томский уступ (Лагерный сад),
1711, унтер-офицер Старичков.
Как вы думаете, почему эти записи находятся на доске? Каким образом они связаны с войной 1812 года? (Далее идут сообщения (не более 10 минут) учеников о Томском мушкетерском полке, о вкладе сибиряков в победу над французами, вспоминается «Бородино» , события Великой Отечественной войны).
Учитель: Любовь к Отечеству, понимание гражданского долга не имеют границ ни в пространстве, ни во времени. Экспозиция Бородинского военно-исторического музея документально подтверждает это. На одном из его стендов крупными буквами начертаны незабываемые слова генерала , во время Бородинского сражения командовавшего сибиряками: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад – ведь умирать же под Москвой!»
Как тут не вспомнить командира Томского пехотного полка полковника Манахтина, с последним призывом — завещанием защитникам главного редута: «Ребята! Эта батарея – Россия, отстаивайте ее грудью богатырей!».
И в годы Великой Отечественной войны на подступах к Москве другой сибиряк, политрук Василий Клочков, призывал 28 воинов панфиловцев словами: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
Есть в Отечественной истории страницы, которые со временем не утрачивают своей притягательности. 1812 год наделен именно такой магической силой. Это год величайшей Славы и торжеств России. События 1812 года получили широкое отражение в научной и художественной литературе и других видах искусства.
Ученики называют литературные произведения, читают басни, стихотворения и дают исторические справки. ( «Война и мир», «Бородино», «Два великана», «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Щука и кот»).
Ученики отвечают на вопросы. Как связаны с войной 1812 года эти имена? Какое отношение они имеют к войне 1812 года?
Василий Жуковский — (участник ополчения, «Певец во стане русских воинов»); Александр Алябьев — (участвовал в военных действиях);
Жорж Сименон — (рядовойСеменов был взят в плен французами, предок писателя);
Анри Бейль (Стендаль) — (офицер французской армии);
Надежда Дурова — (первая в России женщина офицер, кавалерист-девица, штабс-капитан, Александра Андреевна Александрова);
Александр Гладков — («Давным-давно», «Гусарская баллада»).
Учитель: Назовите известные вам архитектурные и скульптурные памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года? Что вам о них известно? ( Москва – Храм Христа Спасителя, Триумфальная арка, С-Петербург – памятники , Барклаю де и др.)
Обратите внимание на репродукции русских художников и время их создания (висят на стенах). Как видим и художники не обошли стороной события 1812 года. Каким событиям войны посвящены эти картины?
Закрепление по вопросам и заданиям: Итак, какой характер носила война 1812 года? Почему она вошла в историю как Отечественная война?
Трагическая, необычная судьба была уготовлена Бородинскому полю еще задолго до событий 1812 года. Четыре реки текут здесь. Особую значимость их названий заметил Федор Глинка: «День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона и огня!». Назовите эти реки. (Войня, Колоча, Стонец, Огник).
сказал об одном офицере, который был ранен во время русско-турецкой войны: «и смерть сквозь голову прошла». О ком было сказано? (о ). События, описанные в одном произведении великого русского писателя, укладываются в промежутке между летним днем 1805 года и 5 декабря 1820 года. О каком произведении идет речь? («Война и мир» ).
Домашнее задание: подобрать (найти) произведения, отечественные и зарубежные, литературы и искусства, посвященные военным событиям и людям, принимавшим участие в войне 1812 года; устное народное творчество о войне 1812 года.
Оценки за работу на уроке, за выступления и сообщения обсуждаются в конце урока.
Литература к уроку
1. Герои 1812 года. М. 1987 (ЖЗЛ)
2. Давным – давно
3. Крылов : Волк на псарне, Ворона и курица, Щука и кот
4. Лермонтов . Два всадника. Поле Бородина
5. Мордовцев двенадцатого года». М. 1881
6. Родина: журнал. 1992, № 6-7.
7. России верные сыны. Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половине 19 века — в двух томах
8. Сироткин война 1812 года. М.: Просвещение, 1987
9. Толстой и мир
10. Репродукции картин русских художников:
«Военный совет в Филях»,
«Не замай-дай подойти!»,
«В покоренной Москве»
12 Портреты писателей , ,
и полководцев-героев Отечественной войны 1812 года.
13. Памятники архитектуры и скульптуры, связанные с войной 1812 года (фото)
32. Великая отечественная война и ее народный характер
Великая отечественная война началась 22 июня 1941г.
Основную тяжесть борьбы с фашизмом вынес советский народ. Этот итог II мировой Великой Отечественной войн требует более аргументированные обоснования, для чего используется система научных критериев: масштабы, напряженность, продолжительность, результаты вооруженной борьбы на всех фронтах и теафах военных действий — советско-германском, западно-европейском, тихоокеанском, североафриканском, итальянском. Анализ показываег, что советско-германский фронт на протяжении почти четырех лет приковывал к себе основную массу средств и сил фашистской Германии и ее союзников. Против Красной Армиии противник использовал наиболее боеспособные соединения своих войск. До 1944 г. всего на фронтах против англо-американских сил действовало 9-21 дивизии фашистского блока, а на советско-германском фронте в этот период было сосредоточено 190 — 266 немецких дивизий, т. е. из трех солдат вермахта 2 постоянно воевали на советско-германском фронте и лишь 1 — на западном.
По своей протяженности советско-германский фронт (4000 — 6200 км) почти в 3 — 4 раза был больше всех других фронтов, развернутых союзниками против Германии и Италии вместе взятых. Именно на этом фронте происходили наиболее напряженные военные действия (> 8.4.), которые по своей длительности, пространственному размаху, упорству и активности не идут ни в какое сравнение с действиями англоамериканских войск. Из 1418 суток существования советско-германского фрогпа 1320 суток приходилось на активные боевые действия, что составляло 93 % времени (для сравнения: на итальянском фронте — 74 % времени, на северо-африканском — 31 %, западно-европейском — 87 %). На советско-германском фронте было уничтожено 607 дивизий, на западно-европейском и северо-африканском — 176. Именно в результате
мощных ударов советских сил из войны на стороне гитлеровской Германии последовательно были выведены Румыния, Болгария, Финляндия, Венгрия.
Роль советско-германского фронта будет еще более наглядной, если сравнить отдельные кампании и операции но театрам военных действий. К примеру, нередко без всяких оснований сравнивают как равнозначные события под Сталинградом и в районе Эль-Аламейна. В контрнаступлении под Сталинфадом советские войска за 75 суток (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943) продвинулись в полосе до 850 км и на глубину до 150 — 200 км; потери противника в общей сложности составили около 800 тыс. чел. Наступление же английских войск от Эль-Аламейна до Туниса продолжалось 13 суток (23 октября — 4 ноября 1942), проводилось в полосе 60 км и на глубину 35 км. Потери итало-немецких войск составили около 55 тыс. чел. И, тем не менее некоторые западные историки изображают эту операцию как выдающееся событие, якобы положившее начало коренному перелому в ходе II мировой войны. На деле же этот перелом начался с советского контрнаступления под Сталинградом.
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута офбмной ценой — 27 млн. жизней советских людей, из них 11,3 млн. погибли на полях сражений. Это была плата не только за разфом лучшей военной машины Европы, за фашистский террор, но и за «издержки» деспотического сталинского режима, не сумевшего в начале войны эффективно использовать свой военно-экономический потенциал и до последних победных дней не считавшегося с людскими потерями для достижения своих целей. Решающую роль ифали позиция народа, ею отношение к войне, к противнику, к властям. Политика сталинской верхушки в 30-е гг. не способствовала сплочению общества. Существование социально-политической оппозиции, сепаратистских тенденций среди ряда национальностей проявилось в «негативных» настроениях населения в первые месяцы войны, в довольно значительном числе лиц (около 1 тыс. чел), которые сотрудничали с фашистским режимом на оккупированных территориях. Пожалуй, впервые со времен междоусобных войн XII — XIV вв. русские воевали на стороне противника против своего государства (и не только по политическим мотивам).
Однако в настроениях подавляющего большинства населения преобладал все-таки патриотизм. Для част людей, особенно для тех, чья сознательная жизнь пришлась на 30-е гг., Родина сливалась со сталинским политическим режимом, в социально-политическом строе СССР 30-х гг. они видели большие преимущества, с ним связывали значительные социальные завоевания (бесплатное образование, медицинское обслуживание, отсутствие явной безработицы), которые они и шли отстаивать в войне. Но гораздо большую роль в поведении людей играли традиционный русский патриотизм и народная готовность к храбрости, самоотверженной защите от внешнего врага. Это прекрасно понимало высшее советское руководство. Ярким подтверждением этого является то, что в самые критические моменты войны официальная пропаганда прибегала к героическим образам и событиям прошлого России, апеллировала к национальным чувствам населения и практически не оперировала термином «социалистическая родина». Это была действительно народная война, что признал и существовавший тогда в СССР политический режим. Властям оставалось лишь опереться на массовый патриотизм советских людей, на их готовность терпеть материальные невзгоды и лишения, готовность пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины и тем самым спасти и самих себя.
Победа страны в войне достигалась не только на фронтах, но и в тылу. С конца 1942 г., мобилизовав все силы и средства, промышленность СССР стала давать фронту военной техники, оружия, боеприпасов и снаряжения больше, чем промышленность Германии. Режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа. Война продемонстрировала и крупные достижения советского военного искусства, военной науки, организаторский талант и мастерство командиров и военачальников. Всему миру стали известны имена таких полководцев, как Г.К.Жуков, Л.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, В.И.Чуйков, И.С.Конев и др. Важная роль в обеспечении победы принадлежала советской дипломатии. Несмотря на допущенные ошибки и просчеты, она обеспечила создание антигитлеровской коалиции, выработку прочных основ и гарантий послевоенного мира. Созданию «странной коалиции» бывших непримиримых врагов — США, Великобритании и СССР не помешали различия в общественно-политических системах. Отношения внутри коалиции не укладывались в параметры блока и соответствовали скорее понятию временного союза. И если до высадки англо-американских войск в Нормандии союзники по антигитлеровской коалиции практически не оказывали Советскому Союзу военной помощи, то промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная в рамках программы ленд-лиза имела место. Однако, по мнению большинства исследователей, не можег быть и речи о «решающей роли» поставок по ленд-лизу ни на одном этапе войны.
Отечественная война 1812 года как война народная
Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” отличается необычайным богатством идейного содержания. Толстой глубоко раскрывает широчайшие темы, среди которых самой главной, связывающей все прочие, является тема русского народа, его подвига в Отечественной войне 1812 года. При этом, рассматривая проблему народа и русского национального характера, Толстой доказывает, что именно народ является носителем высокого нравственного начала.
Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои, полководцы бессознательно
Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: “Те же были выходы, балы, тот же французский театр… те же интересы службы и интриги”. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном лжепатриота графа Растопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова. Московский генерал-губернатор боялся раздавать оружие жителям города.
С возмущением рассказывает писатель о карьеристах – иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и “приехали научить – славные учителя!”. Среди штабистов Толстой выделяет самую большую группу людей, “желающих только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий…” Они “ловили рубли, кресты, чины…” К числу таких людей – “трутневому населению армии” – относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков…
События романа развиваются по восходящей линии, приближая нас к грандиозной кульминации всего романа – Бородинскому сражению, где наиболее полно воплощена “мысль народная”, где выносится окончательный приговор каждому человеку: все зависит от того, с кем сейчас этот человек и какие помыслы владеют им. Так, князь Андрей, Долохов, Пьер, Тимохин вместе с народом, а ничтожный Берг и в самую опасную для Родины минуту, через пять дней после Бородинского сражения, занят заботами о “шифоньерочке” для Веруши, не понимая и не чувствуя того стремления, которое охватило всех. Это чувство, это стремление предельно четко и ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером накануне сражения: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду.
Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить”. Эти слова отражают решимость и самоотверженность всей армии (вспомним солдат батальона Тимохина или ополченцев, о которых говорит при Кутузове Друбецкой).
Князь Андрей уверен в завтрашней победе потому, что в сердце русского солдата есть то, “что одно только и нужно завтра”, – “скрытая… теплота патриотизма”, как назвал это Пьер, чувство ответственности “такой минуты”, когда решается судьба Москвы, судьба России, когда необходимо напряжение сил всего народа. Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий в мировоззрении Толстого. С одной стороны, Толстой считает, что общественная, “роевая” жизнь людей абсолютно бессознательна.
С другой – утверждая, что победа или поражение народа зависит от его духа, он показывает, что высокий дух русской армии в Бородинском сражении – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие и ответственность этой минуты, осознает, что сейчас защищает Родину от врага. Об этом говорит хотя бы реплика одного из солдат: “Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва”. Наиболее важны для характеристики народа сцены, которые видит Пьер на Бородинском поле.
Его поражает спокойное, веселое мужество солдат на батарее Раевского, полное отсутствие страха перед смертью: ни один из этих людей не помнит о собственной судьбе, и Толстой дает понять, что это спокойное выполнение каждым из тысяч таких солдат своего долга, без высоких слов о долге, без понимания даже (по мнению Толстого) этого долга и есть причина того, что наполеоновская армия остановилась в своем движении у Москвы, – это и есть истинный героизм.
Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражения. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит
на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля стройные колонны французских войск возвращались расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.
Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Толстой славит народ, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно, как и в начале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. “Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным”.
Великолепные картины дальнейшего развития народной войны рисуются автором в четвертом томе романа, главы которого посвящены партизанскому движению в России. В партизанских действиях полнее всего воплощены черты Отечественной войны 1812 года как войны народной. Здесь уже в полном смысле слова весь народ – солдаты, мужики, казаки, даже женщины – начинает вооруженную борьбу: “Были партии, перенимавшие все приемы армии… были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи…
Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов”.
Подлинным представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это “самый нужный человек в отряде”, он отважен, храбр, в нем нет абстрактного каратаевского человеколюбия: французы для него – враги, и он уничтожает их. Хотя для Толстого русский национальный характер связывался с образом Платона Каратаева, воплощавшего патриархальность, смирение, доброту русского крестьянина, все-таки именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность.
Как подлинный предводитель народной войны изображается в романе Кутузов. Толстой указывает на нравственную связь Кутузова с армией, на свойственные ему простоту, человечность, искренность. Кутузов поистине велик: главное в нем то, что он отрешается в своей деятельности от всего личного, руководствуется высокой гражданской целью – спасти Отечество.
Как реалист, Толстой рисует Кутузова активным участником событий, каким он и был в действительности.
Теперь можно задать вопрос о том, что же есть народная война, когда она начинается. Она начинается не тогда, когда с пафосом читаются патриотические афишки графа Растопчина, не тогда, когда обезумевшая толпа жадно ловит каждый скользящий взгляд государя, не тогда, когда Жюли Карагина пытается вспомнить родной язык, потому что говорить по-французски непатриотично в 1812 году, – нет, народная война начинается с криком купца Ферапонтова: “Решилась! Расея!”. Потому что это тот великий миг, когда расчетливый купец Ферапонтов перестает думать о своей выгоде, а думает о том, чтобы неприятелю не досталось его добро, это тот момент, когда каждый человек, в котором хоть где-то теплится любовь к Родине, забывает о себе и сознательно или нет действует только на пользу Отечества, ставя интересы Родины выше личных.
В этот миг обнажается самая суть натуры человека, все люди, всех классов, всех сословий, разделяются на две части: тех, кто в этот миг со всем народом, и тех, кого и теперь волнуют ленточки на эфесе и крестики на мундире.
Так делятся и герои “Войны и мира”: не только народные массы готовы все отдать и все отдают для Родины, но и лучшая часть дворянства забывает личные интересы во имя общих, сближается с народом. Перед смертью горько рыдает о Родине старый князь
Николай Андреевич Болконский: “Погибла Россия! Погубили!” Княжна Марья не может чувствовать и мыслить иначе, как мыслями и чувствами отца и брата: “Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Что она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!” Юный Петя Ростов отправляется в армию, говоря: “…я не могу ничему учиться теперь, когда… отечество в опасности”. Долохов с его жестоким нравом перед Бородинским сражением просит прощения у Пьера за то дурное, что он сделал Безухову: чувство опасности для Родины, борьба за нее очищают его, делают выше нравственно.
Недаром впоследствии Долохов становится настоящим героем партизанской войны. Вызывавшая прежде только неприязнь читателя, неожиданно проявляет что-то патриотическое унылая старшая княжна, племянница графа Безухова: “…какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу… Я вашему Наполеону не покорюсь”. Даже Жюли Карагина с ее “патриотическим” пылом и ошибками в русской речи повинуется общему настроению и покидает оставляемую русскими войсками Москву.
Наташа Ростова, зная о бедственном положении дел семьи, все-таки требует, чтобы вместо их добра на подводы положили раненых. Все это – проявления общего, “скрытого”, действенного народного патриотизма, подлинным носителем которого явился русский народ. Это и была та сила, которая спасла в 1812 году Россию: “…благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью”.