Проблемы разоружения в конце xx начале xxi веков

Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI века Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является контроль над вооружениями и разоружением в мире. Этот вопрос поднимался с конца

Проблемы разоружения в конце xx начале xxi веков

Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI века

Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности является контроль над вооружениями и разоружением в мире. Этот вопрос поднимался с конца XIX века, а в XX веке, после кровопролитной Второй мировой войны, приобрел еще большее значение. В этой связи Организацией Объединенных Наций ( ООН) и другими мeждународными организациями были прeдприняты усилия по контролю над вооружением и разоружeнием в трех областях: ядeрные, конвeнциональные и биологическиe вооружения. Однако, к сожалению, человеческое сообщество все еще не имеет четкой программы всеобщего разоружения.

В 2004 году страны мира потратили на военные нужды в общей сложности более одного триллиона долларов. Эта сумма означает ассигнование более 6% всего мирового валового производства на разработку и закупку вооружений. В соответствии с отчетом Международного института мирных исследований в Стокгольме, из общей суммы военных расходов в мире за 2004 год около 47% приходится на одни только Соединенные Штаты.

В настоящее время торговля оружием составляет существенную часть общей мировой торговли, а точнее около16% от 5 трлн. долларов мирового товарооборота, т.е. 800 млрд. Продажа вооружений и военной тeхники в мире продолжает расти, так что оружейные и оборонные предприятия в 2002-2003 гг. увеличили производство на 25%. В 2003 году эти предприятия получили от продажи оружия 236 млрд. долларов, причем 63% пришлось на американские компании. Соeдинeнныe Штaты со времени окончания «холодной войны» остаются крупнейшим поставщиком оружия в мире. За ними следуют Россия, Великобритания и Франция.

Ввиду огромной прибыли, получаемой от продажи оружия в мире, некоторые страны-производители оружия, провоцируя трения и разногласия между другими странами, и эти трения потом перерастают в политические и межэтнические конфликты.

К сожалению, сегодня мировое сообщество под предлогом обеспечения мировой безопасности трaтит огромные средствa на закупку новейших вооружений. Исполнительный директор Продовольственной программы ООН Джеймс Моррис считает, что небольшая доля бюджетных средств, выделенных на войну в Ираке, могла бы накормить всех голодных и бедных людей в мире и послужить миру и строительству безопaсности во всем мире.

В 2004 году Продовольственнaя программа ООН нуждалась в трех миллиардах доллaрах для оказания гуманитарной помощи миллионам людей. В то же врeмя, на войну в Ирaке было уже истрачено несколько сотен миллиардов долларов и иракскому народу был причинен непоправимый ущерб.

В силу разрушительных последствий наращивания вооружений, а именно войн, конфликтов, разрушений и связанных с этим колоссальных расходов, мировое сообщество вот уже долгие годы стремится как-то обуздать гонку вооружений и добиться всеобщего разоружения. За последние годы в результате прогресса в разработке все новых вооружений дать качественные и количественные оценки производству вооружений в мире становится все труднее.

Сложности добавляет, с одной стороны, растущая точность поражения, a с другой, разработка новых средств перехвата этих вооружений. Сегодня темпы качественного, технического развития средств ведения войны постоянно ускоряется. Поэтому первым делом следует «сбавить обороты». Однако все признаки говорят о том, что мировое сообщество все еще не достигло заметного успеха в контроле вооружений, в обуздании гонки вооружений и всеобщем разоружении.

Ввиду колоссaльной прибыли, получaемой от торговли оружием, военные индустрии постоянно развивaются и применяют в производстве сaмые новейшие технологии. В то же время рaстущие инвестиции в военно-промышленный комплекс, в основном со стороны частного сектора в зaпадных странах, усиливает тревоги и опасения всего человеческого сообщества.

Одной из важнейших международных инстанций, занимающихся вопросами контроля вооружения и всеобщего разоружения, является Организация Объединенных Наций. Эта организация, философия существования которой заключается в охране мира и обеспечения мировой безопасности, с самого начала своей деятельности сталкивалaсь с проблемaми и разноглaсиями в интерпретации контроля вооружений и разоружения. Изучая послужной список ООН в этой сфере, мы видим, что, несмотря на функционировaние многочисленных комитетов и комиссии, ей так и не удалось существенно продвинуться в обуздании гонки вооружений.

К ведомствaм ООН, которые так или иначе связаны с контролем вооружений, следует отнести Междунaродное Aгентство по Aтомной Энергии, Комиссию по неядерным вооружениям, Комиссию по разоружению, Комитет по рaзоружению и др.

Подытоживая сказанное и окидывая взглядом весь процесс наращивания вооружений в мире, можно отмeтить, что, несмотря на все предпринятые усилия, в рамках контроля за вооружением и глобальным разоружением, гонка вооружений в мире все еще продолжается. По прошeствии более полувека с образования Организации Объединенных Наций вклад этой организации в мировое разоружение остается ничтожным. Это обстоятельство в период «холодной войны» отводило ООН маргинальную, малоэффективную роль в разрешении мировых проблем, в то же время, провоцируя каче-ственное и количественное наращивание вооружений, как ядерных, так и обычных.

В числe стран-производителей и экспортеров оружия США по-прежнему сохраняют, бесспорно, лидирующее положение. Милитаристские планы и амбиции США еще со времен «холодной войны» показали, что мировое сообщество находится еще очень далеко от реализации своего основного чаяния, заключающегося в контроле над вооружением и, по мере возможности, глобальным разоружением, необходимым для достижения мира во всем мире.

В последние десятилетия США и другие производители оружия продолжают разрабатывать все новые технологии производства новейших вооружений. Это говорит о провале всех миротворческих и рaзоруженческих усилий, в том числе уже подписанных соглашений и конвенций о контроле и запрещении особо опасных видов оружия. До тех пор пока крупные военные державы вроде СШA не выполняют своих обязательств по соглашениям о разоружении, все эти конвенции, не имея исполнительных гарантий, остаются лишь красивыми проектами на бумаге.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

Информация:

Описание (план):

    Встречи президентов США и России в ноябре 2001 и в мае 2002.

С 13 по 15 ноября в Вашингтоне и Кроуфорде (штат Техас) состоялась серия встреч президента США Джорджа Буша-младшего и президента России Владимира Путина. В ходе переговоров главы двух стран обсудили вопросы экономического сотрудничества США и России, отношения России и НАТО, ситуацию в Афганистане и многие другие вопросы. Однако наибольшее внимание вызвало обсуждение президентами вопросов контроля над стратегическими вооружениями. Дружеская атмосфера предыдущих встреч Буша и Путина дала основания некоторым экспертам ожидать, что на нынешнем саммите будет достигнут прорыв в решении важнейшего вопроса – Договора по ПРО. В этом случае США могли бы продолжать создание национальной противоракетной обороны без выхода из договора. Прорыва, однако, не произошло. Вместо этого президенты заявили о готовности обеих стран резко сократить свои стратегические ядерные арсеналы. Можно предположить, что Россия при этом неофициально заняла более гибкую позицию в вопросе о ПРО.
На встрече президент Буш пообещал, что в течение 10 лет Соединенные Штаты в одностороннем порядке сократят свой стратегический ядерный арсенал с 7 тыс. до 1,7-2,2 тыс. развернутых боеголовок. Обещанные сокращения являются более радикальными, чем предусмотренные Договором СНВ-2, в котором устанавливался верхний предел в 3-3,5 тыс. боеголовок. Путин, в свою очередь, пообещал ответные меры – сокращение российских стратегических ядерных вооружений примерно на две трети. Таким образом, из 6 тыс. боеголовок на вооружении у России останется примерно 2 тыс. развернутых боеголовок. При этом Путин не уточнил, в какие сроки и до какого предела будет сокращаться российский потенциал. Президенты также не пришли к единому мнению о том, как эти обещания будут формализованы. Путин настаивал на закреплении их в официальном договоре; Буш высказался в пользу менее жесткого решения этого вопроса без формальных обязательств сторон .

Советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила, что правительство США готово кодифицировать различные аспекты предстоящих сокращений, включая ряд положений по их верификации. Однако она дала понять, что речь не идет о заключении договора о контроле над вооружениями . По словам одного из высокопоставленных чиновников президентской администрации, правительство не возражает против включения в соглашение положений о транспарентности и проверках, хотя и в меньшем объеме, чем в существующих договорах по контролю над вооружениями, таких как СНВ-1 . Вопросы о сроках, верификации и обеспечении транспарентности станут, вероятно, предметом будущих обсуждений.

Неясным остался и вопрос о том, приведет ли сокращение к полному уничтожению ядерных боеголовок. По словам президента Буша, сокращения затронут «оперативно развернутые», т.е. размещенные на средствах доставки ядерные боеголовки. Несмотря на то, что в первоначальных выступлениях президента Буша указывалось на то, что боеголовки будут также уничтожены, г-жа Райс отметила, что лишь часть боеголовок будет уничтожена, а остальные будут отправлены на хранение. Позиция Путина заключалась в том, что судьба боеголовок должна обсуждаться на дальнейших переговорах, а соглашение об уничтожении ядерных арсеналов должно быть закреплено в письменной форме. Это предложение получило поддержку у ряда членов Конгресса США.

Несмотря на имеющиеся недостатки, заявленные сокращения стратегических вооружений являются значительным шагом вперед. И хотя новые правила подсчета боеголовок в определенной степени размывают достигнутые договоренности, установленный верхний предел близок к параметрам Договора СНВ-3, в котором, по предложению России, речь идет о максимуме в 1,5 тыс. стратегических боеголовок на боевом дежурстве. Эта цифра объясняется стратегическими соображениями, а также неспособностью России содержать большее количество вооружений. Обещания США резко сократить стратегические ядерные вооружения дают России шанс удержать некое подобие стратегического ядерного паритета с США, который долго рассматривался Москвой как залог национальной безопасности России. Ввиду малой вероятности вступления в силу СНВ-2 и отсутствия СНВ-3, США могли бы сохранять основной объем своего стратегического арсенала, в то время как арсенал России постепенно бы устаревал и уменьшался, создавая численный дисбаланс. Кроме того, в обозримом будущем будет продолжаться деятельность по верификации в рамках СНВ-1, что предоставит обеим странам широкие возможности для контроля за сокращением их вооружений.

Читайте также  Сепаратизм в постперестроечной россии

В отношении Договора по ПРО, однако, прогресс был незначителен и никаких формальных соглашений подписано не было. Вопреки ожиданиям, Путин продолжал придерживаться традиционной российской позиции, заключающейся в том, что Договор по ПРО является основой стратегической стабильности и модификации не подлежит. При этом он, однако, скорректировал эту позицию, подчеркнув, что Россия пришла «к пониманию оправданных беспокойств США». Президент Буш еще раз заявил о своей уверенности в том, что договор является пережитком «холодной войны» и должен быть денонсирован. На пресс-конференции после переговоров Кондолиза Райс заявила, что Соединенные Штаты проводят «активную» программу испытаний и исследований. Она отметила, что, хотя США не желают нарушать Договор, они, тем не менее, «пойдут дальше», подразумевая под этим выход из Договора в неопределенном будущем. Со сходными заявлениями выступил и госсекретарь США Колин Пауэлл .

Несмотря на кажущееся отсутствие прогресса, сдержанные заявления Путина дали повод для предположений, что российский президент дал молчаливое согласие на проведение США испытаний систем ПРО в обмен на формальное соблюдение ими Договора. По словам Кондолизы Райс, несмотря на то, что Президент Путин не дал явного согласия на проведение испытаний систем ПРО, Договор по ПРО перестал быть самым важным вопросом в повестке американо-российских переговоров, и разногласия в этой области не повлияют на отношения стран в целом. Г-жа Райс также отметила, что Россия получила хорошее представление о планах и намерениях США .
Очевидное стремление администрации Буша избежать подписания новых договоров по контролю над вооружениями (нецелесообразных, по мнению американской администрации, в новую эпоху российско-американских отношений), а также желание снизить актуальность вопроса о стратегических вооружениях следует расценивать как подготовку к постепенному выходу из Договора по ПРО. Администрация Буша всячески подчеркивала, что контроль над стратегическими вооружениями больше не является центральным вопросом двусторонних отношений и что между США и Россией установились дружеские связи, доказательством чему должно служить одностороннее обязательство о сокращении стратегического потенциала США. Таким образом, была сделана попытка смягчить впечатление от дальнейшего выхода США из договора.
За встречей президентов последовало официальное заявление Буша от 13 декабря 2001 г. о намерении США выйти из Договора по ПРО. Однако оно не вызвало сильной реакции с российской стороны. Позднее в российской прессе появились сообщения о том, что Буш и Путин достигли соглашения относительно выхода США из Договора и что дата предстоящего заявления была сообщена Путину во время встречи в Кроуфорде .
Россия в целом положительно отреагировала на инициативы, предложенные во время встречи на высшем уровне, в частности потому, что президенту Путину не пришлось идти на уступки в отношении Договора по ПРО. На встрече Путину удалось поднять вопросы, волнующие российских политиков, а именно кодификация договора, дальнейшие переговоры по проблемам верификации, транспарентности и необратимости действия. Однако долгосрочные последствия выхода США из Договора по ПРО для стратегических отношений между США и Россией остаются неясными.
Новые отношения между США и Россией в сфере безопасности.
Новые стратегические взаимоотношения между США и Россией охватывают широкий круг вопросов, включая борьбу с международным терроризмом и экстремистскими политическими силами и движениями, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также противодействие транснациональной преступности и другим нетрадиционным вызовам и угрозам. Но несмотря на появление этих новых областей сотрудничества, сокращение стратегических ядерных арсеналов обеих стран в течение следующего десятилетия до согласованных уровней остается в вопросом чрезвычайной важности в новых, находящихся в процессе становления американо-российских стратегических отношениях.
Развитие отношений между США и Россией в последние месяцы, и особенно поддержка контртеррористической операции в Афганистане, оказанная США президентом Владимиром Путиным, открыли путь к более тесному сотрудничеству во всех указанных областях. Однако это сотрудничество все еще находится на раннем этапе своего развития. Сохраняется укоренившееся с давних пор значительное недоверие между политическими и военными элитами в обеих странах, которое усугубляется различными подходами к ряду важных политических и военных проблем, включая объявленное Соединенными Штатами намерение об одностороннем выходе из Договора по ПРО.
Российско-американский саммит в мае 2002 года: что следовало бы предпринять для его успеха?
Предстоящая встреча в верхах президентов России и США могла бы стать поворотным пунктом в становлении новых стратегических взаимоотношений между двумя государствами, а ее неуспех нанес бы серьезный удар по российско-американским отношениям. Поэтому двум правительствам крайне важно подготовить эту встречу так, чтобы обеспечить ее положительный исход для обеих сторон.
Для того, чтобы обеспечить положительные итоги саммита, уменьшить недоверие, все еще существующее между двумя государствами, и обеспечить дальнейшее позитивное развитие двусторонних отношений, две страны должны выработать и подписать юридически обязывающий документ, который закрепит нынешний уровень взаимопонимания в отношении стратегических вооружений. Вначале администрация президента Дж. Буша негативно отнеслась к этой идее. Однако после российско-американской встречи в верхах в Вашингтоне-Кроуфорде, такой подход получил растущую поддержку со стороны США. Во многом — это результат настойчивости президента Путина. Сегодня представляется вероятным, что юридически обязывающий документ будет подготовлен к сроку, и президенты Буш и Путин подпишут его во время своей встречи в мае 2002 года в Москве и Петербурге.
Соглашение, как минимум, должно включать потолки для оперативно развернутых стратегических наступательных вооружений, которые президенты Путин и Буш ранее объявили. Путин призвал к сокращению развернутых вооружений с 6000 до 1500-2200 боеголовок, а Буш к их сокращению до 1700-2200 боеголовок в течение следующего десятилетия.
Соглашение, которое должно быть подписано в мае 2002 года, должно также предусматривать применение к новому сокращению вооружений процедур доверия, транспарентности и проверки, предусмотренных Договором СНВ-1. Эти процедуры, однако, по взаимному согласию можно было бы упростить, сделать более гибкими и менее дорогостоящими. В этих целях Россия и Соединенные Штаты могли бы договориться о том, чтобы поручить экспертам обеих сторон предпринять соответствующие шаги.
Для того, чтобы не допустить возврата к временам холодной войны, когда стороны испытывали недоверие друг к другу и предпринимали различные контрмеры, а также чтобы заложить надежный фундамент для создания благоприятной международной обстановки в сфере безопасности, обе стороны должны воспользоваться саммитом в мае 2002 года и подтвердить наличие взаимосвязи между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями, в духе политического заявления, сделанного двумя президентами в Генуе в июле 2001 г.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

«Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.»

Практическое занятие № 11

Тема: «Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.» (2ч.)

Цель:

  • определить основные проблемы разоружения в конце ХХ-XXI вв.

Просмотр содержимого документа
««Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.»»

Практическое занятие № 11

Тема: «Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.» (2ч.)

определить основные проблемы разоружения в конце ХХ-XXI вв.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

— подготовиться к выполнению заданий;

— внимательно прочитать задание;

— письменно выполнить задание.

Задание № 1 Составьте план-конспект для развернутого ответа. Выскажите и прокомментируйте собственную позицию по данному вопросу.

Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.

Разоружение — комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений», к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности».

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения -Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании «холодной войны» начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году — 35535.

Читайте также  Причины и характер первой мировой войны. роль россии в коалиции атланты

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны — вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США — 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США — до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская — 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.

Обычные виды вооружений

1980 — Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины — Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, — открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.

Химическое и биологическое оружие

В 1925 году подписан Женевский протокол «О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств». Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами — участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств — участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». Начало реализации Программы — 1995 год, окончание — 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО — 29 апреля 2007 года — в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. — 18,5 тысячи тонн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению.

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-

х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении. 3.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, — в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии (об этом шла речь в § 19). Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972—1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Д Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни. Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком. Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».

Читайте также  Царь персии кир ii и создание империи ахеменидов

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном

акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды. 4.

Проблема мира и разоружения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема разоружения

Одной из важнейших проблем за всю историю существования человечества является проблема предотвращения военных катастроф и конфликтов. Сформированные сегодня военно-промышленные комплексы многих стран тратят огромные деньги на производство новых видов оружия. Тот прогресс, который достигла военная сфера, способствует росту глобальных проблем и угрожает безопасности стран.

Одной из глобальных проблем сегодняшнего дня, непосредственно влияющей на выживание человеческой цивилизации, является разоружение. Под разоружением понимается система мер, направленная на прекращение гонки вооружений, сокращение, ограничение и ликвидацию оружия массового поражения людей. Проблема разоружения далеко не однозначна, потому что связана с возможной гибелью цивилизации.

Гонка вооружений и её реальная опасность оцениваются следующими обстоятельствами:

  1. Огромные масштабы прогресса военной техники, появление принципиально новых систем оружия. Грань между оружием для кого оно предназначено стирается;
  2. Затрудняется политический контроль над развитием ракетно-ядерного оружия;
  3. Стирается грань между ядерной и обычной войной в результате прогресса в создании современных средств разрушения;
  4. Интересы людей, работающих в военно-промышленном комплексе, находятся на защите гонки вооружений;
  5. Производство оружия обеспечивает геополитические интересы государств, поэтому проблема сталкивается с их противоречиями.

Гонка вооружений нецелесообразна и опасна для всего человечества.

Об этом говорят следующие факты:

  1. В течение $XX$ века глобальные военные расходы выросли более чем в $30$ раз;
  2. Затраты на военные цели между мировыми войнами ежегодно составляли до $22$ млрд. долларов, в наше время затраты исчисляются $1$ трлн. долларов;
  3. По данным ООН в военно-производственной сфере занято $100$ млн. человек, а численность существующих армий достигает $40$ млн. человек;
  4. В создании нового оружия и военных исследованиях занято до $500$ тыс. мужчин;
  5. Ежегодные мировые затраты труда, связанные с различными видами военной деятельности, составляют $100$ млн. человеко-лет;
  6. Средств, идущих на вооружение только за один год, хватило бы для орошения $150$ млн. га земли, использование которой могло бы прокормить $1$ млрд. человек. Этих средств было бы достаточно, чтобы построить $100$ млн. квартир для $500$ млн. человек.

Готовые работы на аналогичную тему

Не «лишние» ресурсы используются на гонку вооружений, а значительная часть мировых ресурсов, необходимых для развития стран. Странным и непонятным явлением выступает гонка вооружений для стран «третьего мира», роль которых в мировом производстве составляет всего $20$ %, а население $80$ % от всей численности планеты. На военные цели отвлекается огромное количество ресурсов, что приводит к обострению экономических и социальных проблем, снижает уровень жизни населения. Совершенно понятно, что разоружение это одна из глобальных проблем, требующая участия всего мирового сообщества.

Проблема сохранения мира

Современная крупномасштабная война с использованием оружия массового поражения может уничтожить не только страны, но и целые континенты. Она может привести к экологической катастрофе, которая станет необратимой. Эта мировая проблема долгое время находилась под номером $1$. Острота её в наше время несколько уменьшилась, но она по-прежнему остается очень актуальной.

Проблема возникла в результате следующих причин:

  1. Появление оружия массового поражения в конце $XX$ века и его быстрое распространение по планете;
  2. Запасы современного оружия в мире, накопленные ведущими странами, способны несколько раз уничтожить всё населения Земли;
  3. Значительный и постоянный рост военных расходов;
  4. Торговля оружием приобрела небывалые масштабы;
  5. Возможность появления межгосударственных конфликтов в связи с обострением энерго-сырьевых, территориальных и других проблем;
  6. Социально-экономический разрыв между странами высокоразвитыми и развивающимися.

Специалисты предлагают следующие пути решения этой проблемы:

  1. Подход к проблеме должен быть комплексным, с подключением всё большего количества стран к договорам об ограничении или уничтожении вооружений;
  2. Конверсия военно-промышленного комплекса;
  3. Жесткий международный контроль над оружием массового поражения и его нераспространением по планете;
  4. Решение межгосударственных конфликтов путём дипломатии;
  5. Решение продовольственной проблемы.

Проблема терроризма

Современные социально-политические кризисы, противоречия и конфликты являются следствием глобализации, а способом их разрешения стал терроризм. Как мировая проблема терроризм появился ещё в конце $XIX$ века. Он превратился в громадную силу устрашения и уничтожения в непримиримом антагонизме разных миров, культур, идеологий, религий, мировоззрений. Проблема терроризма стала опаснейшей, острейшей, трудно прогнозируемой проблемой, угрожающей всему современному человечеству.

Понятие «терроризм» имеет разный смысл, поэтому дать ему определение достаточно сложно. Термин не имеет четкой смысловой нагрузки, потому что общество сегодня столкнулось со многими его видами. Это могут быть похищения людей с целью последующего их выкупа, убийства на политической почве, угоны самолетов, шантажи, акты насилия против собственности и интересов граждан. Форм терроризма множество, поэтому их можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на результат.

Внутригосударственный терроризм. Это может быть деятельность не только террористических групп, но и террористов-одиночек. Их акции направлены на то, чтобы достичь политических целей в пределах одного государства.

Насилие может выступать в 2-х формах:

  1. Оно может быть прямым и выражается в непосредственном применении силы, например, война, восстание;
  2. Может быть косвенным или скрытым насилием. Данная форма не предполагает непосредственного использования силы и означает только угрозу её применения.

Как правило, государственный террор используют нестабильные режимы, где уровень легитимности власти низкий, а поддерживать устойчивость системы экономическими и политическими методами они не могут. Используя массовые убийства людей, террористы рассчитывают на панику населения. Посеять среди населения страх, который для них не является самоцелью, а только средством достижения определенных политических целей.

Политический терроризм предполагает террор в политических целях. Объектами действий, как правило, выступают большие массы беззащитных людей. Идеальными объектами для политического террора являются больницы, родильные дома, школы, детские сады, жилые дома. Объектами воздействия при политическом терроре являются не сами люди, а политическая ситуация, которую террористы пытаются изменить в нужном для себя направлении. Политический террор изначально предполагает человеческие жертвы. Политический терроризм и уголовная преступность слились, взаимодействуют и поддерживают друг друга. Формы и методы совпадают, хотя цели и мотивы могут быть разные.

Выйдя за границы одной страны, государственный терроризм приобретает характер международного терроризма. Он наносит огромный материальный ущерб, расшатывая государственные и политические устои, уничтожая памятники культуры, подрывая отношения между странами. Международный терроризм имеет свои разновидности – это может быть транснациональный и международный криминальный терроризм.

Транснациональный терроризм может быть представлен акциями негосударственных террористических организаций в других странах. Они не ставят цель изменения международных отношений.

Международный криминальный терроризм проявляется в деятельности международной организованной преступности. Их действия направлены против конкурирующих преступных организаций в других странах.

Таким образом, терроризм в современных условиях представляет собой опасность глобального масштаба. Он превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и свободам человека. Сегодня существует реальная угроза ядерного терроризма, терроризма с применением отравляющих веществ, информационного терроризма.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: